Булгаков стальное горло цитаты

Обновлено: 05.05.2024

Сам рассказ "Стальное горло" входит в цикл рассказов Булгакова "Записки юного врача". Дело в том, что Булгаков, которого большинство людей знает как великого писателя и драматурга, был по образованию врачом. И даже как врач проявил себя во время первой мировой войны. Свои наблюдения об этом периоде жизни, когда он был врачом, он и рассказывал нам в "записках", которые печатались в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама». Рассказ Стальное горло о том, как молодой Булгаков лечил горло одной деревенской девочке, у которой была дифтерия.Он делает этой девочке трахеотомию, т.к. горло у нее затянуто дифтеритными пленками. Девочке три года, все очень боятся за исход этого мероприятия, а когда все заканчивается благополучно, то по деревне начинают гулять слухи, что врач вынул у девочки ее горло и вставил стальное.Собственно именно эта операция сделала его на всю округу знаменитым. Вероятно, что рассказ он полностью списал с самого себя.

Рассказ повествует о том, что молодой врач, которому от роду было на момент повествования всего-то 23 года и все их он прожил в благоустроенном городе. Чуть больше 1,5 месяца назад он окончил, причем с отличием, университет медицинского профиля. Но, его распределили совсем не туду, куда бы он хотел, как это в-общем и бывает часто.

Неустроенность, невозможность советоваться с более опытными коллегами - все это весьма огорчало молодого доктора, но он вдруг понял, что его работа состоит в помощи другим людям, и устыдился. И вот ему поступила девочка, звали ее Лидка, у нее были синие глазки, а возраст всего-то 3 года. Диагноз был установлен сразу - круп дифтерийный и медли было нельзя - нужна была трахеотомия.

Операция шла сложно, фельдшер, который помогал ему, от волнения даже потерял сознание, но доктор все же справился и сделал то, что нужно, вставив в конце в горло трубку из серебра. После этого по все округе о молодом докторе разлетелась молва и к нему стали приезжать люди, многие по причине того, чтобы посмотреть на врача.

Рассказ Булгакова " Стальное горло", это история о жуткой ситуации , в которой с одной стороны страх молодого доктора, только что закончившего институт и назначенного доктором в глухую провинцию, где ему не у кого учиться. Кроме него в штате молодой и грамотный фельдшер , но даже он в критической ситуации падает в обморок и две акушерки.

С другой стороны, совершенно безграмотное население, когда по их мнению, единственным средством лечения всех болезней являются капли.

Неуверенность, дикий страх и мысль, что не стоило ему учиться на врача, это внутри, а снаружи жесткость, резкость и решительность.

Доктор боится, что ему привезут роженицу с поперечным положением плода, т,белым случаем и что ему тогда делать. Но привезли трехлетнюю девочку необычайной красоты, только умирающую, ведь она уже 5 дней болеет дифтеритом, горло ее уже почти закрылось, через час она умрет и никакие капли ей не помогут.

Молодой доктор принимает решение делать трахеотомию, впустить воздух в горло через трубочку, вшитую в трахею в шее. В душе он надеется, что мать не согласится, все рано ребенок умрет. Акушерки давят на мать и она соглашается. Операция началась, но трахею долго не удается найти, он просто боится резать глубоко. Решительность даёт результат, трахея вскрыта, трубка вставлена, девочка заплакала,она дышит, но фельдшер, держа трахею, падает и чуть не губит все. Решительность акушерки спасает ситуацию.

С каждым днём пациентов все больше, а случаи встречаются ещё сложнее, чем тот, первый. И вот рекорд, за день 110 пациентов. Мать привезла Лидку, показать горло, девочка здорова.

Акушерка рассказывает, оказывается, по окрестным деревням ходит легенда, что доктор вырезал девочке ее горло , а вместо него вставил стальное и так девочка с ним и живёт.

Молодой врач после такого количества пациентов хочет только одного - спать.

Стальное горло

Записки юного врача – с этого цикла рассказов началась писательская биография М.А.Булгакова. В основу «Записок юного врача» легли автобиографические факты, относящиеся к периоду работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленской губернии.

Отзывы на книгу «Стальное горло»

"Стальное горло" - третий рассказ из цикла "Записки юного врача", который содержит в себе автобиографические черты того периода жизни будущего литературного классика, когда он работал врачом в одной из деревенских больниц Смоленской губернии. В двух первых молодой доктор прошел очень серьезные испытания, и каждый раз его пациентами были женщины; одну он не смог спасти, другой спас жизнь, но не смог спасти ногу. Кстати, обе были очень красивыми, везло доктору на красавиц, а если точнее, то это девушкам так фатально не везло, что они становились пациентками юного доктора.

И в третий раз - снова особа женского пола, но на этот раз совсем девочка - трехлетняя Лидочка, но тоже для своего возраста красавица с внешностью ангелочка. И снова молодому доктору предстоит нешуточный экзамен, и снова на кону самые высокие ставки - жизнь и смерть. И сначала кажется, что все козыри в руках у смерти - запущенный дифтерийный круп практически не оставляет девочке шансов.

К этому следует прибавить общую обстановку: растерянность остального медицинского персонала больницы и агрессивную невежественность родных девочки - матери и бабки. Они наивно надеятся на какие-нибудь чудесные капли, за которыми и приехали в больницу, но доктору совершенно очевидно, что девочке осталось жить несколько часов, если. нет, только не это, если не сделать срочную операцию.

Рассказ о том, как молодой специалист обязательно проходит через испытание, которое заставляет его ответить самому себе на вопрос: годится он для выбранной профессии или нет. Наступает момент, когда ты понимаешь, что единственный профессионал здесь ты, и от того сумеешь ли ты проявить свой профессионализм зависит всё. А чтобы его проявить нужно взять на себя ответственность - ответственность за риск, за любой исход того действия, которое ты считаешь необходимым. Если ты справишься с задачей, можешь смело называть себя Доктором, если дрогнешь - продолжай считать себя человеком с медицинским образованием.

Случай, описанный в рассказе, был бы неординарным даже для опытного врача, тем сильнее стресс и страх ответственности для начинающего. Он знает что делать, но не знает как. А делать надо - это единственный шанс на спасение ребенка. Спросить не у кого, есть только учебник. Если что-то пойдет не так, его обвинят, что он зарезал девочку. Трусил ли молодой врач? Безумно трусил - Булгаков приводит его внутренний монолог, когда он думает одно - избежать ответственности, отказаться от попытки, а говорит другое, как будто кто-то внутри него самого подталкивает на решительные действия.

У него всё получилось. А могло не получиться? Могло, причем, с очень большой вероятностью, но что-то подсказывает, что пережив в таком случае неизбежный опустошающий стресс, он снова нашел бы в себе силы рискнуть, если бы ситуация повторилась. Что меня заставляет быть уверенным в этом? То, что если однажды решительность победила в нем смиренное благодушие и трусость, то это было проявлением в нем осознания своей ответсвенности и силы воли. Можно сказать, что это качество "врача от Бога", именно такие врачи становятся легендарными.

И жмзнь не заставила в этом сомневаться, очень скоро по округе распространилась молва о молодом враче, который спас обреченную девочку тем, что вставил ей стальное горло. Так рождаются легенды.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 199 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

С этой книгой читают

Сорок восемь дней тому назад я кончил факультет с отличием, но отличие само по себе, а грыжа сама по себе.

Я обернулся и увидел бесшумную, круглолицую бабку в платке. «Хорошо было бы, если б бабок этих вообще на свете не было», — подумал я в тоскливом предчувствии опасности.

– Пятый, батюшка, пятый! Я обернулся и увидел бесшумную, круглолицую бабку в платке. «Хорошо было бы, если б бабок этих вообще на свете не было», – подумал я в тоскливом предчувствии опасности и сказал:

она сбросила свой тулуп и платок и распутала сверток, я увидел девочку лет трех. Я посмотрел на нее и забыл на время оперативную хирургию, одиночество, мой негодный университетский груз, забыл все решительно из-за красоты девочки. С чем бы ее сравнить? Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами от природы вьются в крупные кольца почти спелой ржи. Глаза синие,

«…Ну, а если привезут женщину и у нее неправильные роды? Или, предположим, больного, а у него ущемленная грыжа? Что я буду делать? Посоветуйте, будьте добры. Сорок восемь дней тому назад я кончил факультет с отличием, но отличие само по себе, а грыжа сама по себе. Один раз я видел, как профессор делал операцию ущемленной грыжи. Он делал, а я сидел в амфитеатре. И только…» Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже. Каждый вечер я сидел в одной и той же позе, напившись чаю: под левой рукой у меня лежали все руководства по оперативному акушерству, сверху маленький Додерляйн. А справа десять различных томов по оперативной хирургии, с рисунками. Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай… И вот я заснул: отлично помню эту ночь – 29 ноября, я проснулся от грохота в двери. Минут пять спустя я, надевая брюки, не сводил молящих глаз с божественных книг оперативной хирургии. Я слышал скрип полозьев во дворе: уши мои стали

беззвучно плакала. Когда она сбросила свой тулуп и платок и распутала сверток, я увидел девочку лет трех. Я посмотрел на нее и забыл на время оперативную хирургию, одиночество, мой негодный университетский груз, забыл

Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловатый цвет. Эту расцветку я сразу понял и оценил. Я тут же сообразил, в чем дело, и первый мой диагноз поставил совершенно правильно, и, главное, одновременно с акушерками, – они-то были опытны: «У девочки дифтерийный круп, горло уже забито пленками и скоро закроется

Михаил Булгаков Стальное горло Итак, я остался один. Вокруг меня – ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось: она воет на самом деле. Вечера здесь необыкновенно длинны, лампа под синим абажуром отражалась в черном окне, и я мечтал, глядя на пятно, светящееся на левой руке от меня. Мечтал об уездном городе – он находился в сорока верстах от меня. Мне очень хотелось убежать с моего пункта туда. Там было электричество, четыре врача, с ними можно было посоветоваться, во всяком случае не так страшно. Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…

Урок по рассказу М.Булгакова "Стальное горло"

Урок по рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло» (7 класс).

Тема: «Чтобы боль каждого…» Слайд № 1

1) совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

2) продолжить обсуждение проблемы трудности выбора в экстремальной ситуации;

3) углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Эпиграф: … Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу (В.П. Астафьев).

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Ребята, наш урок сегодня посвящен рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло». Откройте тетради и запишите, пожалуйста, дату и тему урока «Чтобы боль каждого…». Мы с вами попытаемся проанализировать рассказ Булгакова.

- А начать урок я хотела бы со слов В.П. Астафьева, с произведениями которого вы уже знакомы:

«… Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу».

Ко всем нам, русским людям, обращается Астафьев. А что значит «жить по справедливости»?

(жить по совести, по Божьим законам, соблюдать библейские заповеди, ибо Библия – главный закон жизни)

- Назовите мне известные вам христианские заповеди.

1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

- Что связывает высказывание Астафьева, христ. заповеди и рассказ М.А. Булгакова «Стальное горло»?

- Каков морфемный состав слова «милосердие»?

Милосердие – это «милое сердце».

- Что это значит «милое сердце»? Милосердный?

Подберите синонимы к слову милосердный:

- человеколюбивый (гуманный) Слайд № 4

Давайте прочитаем, что написано в словаре В.И. Даля о милосердии:

«Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

Словарь Д.Н. Ушакова: «Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Энциклопедия «Кругосвет»: «Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку».

По мнению автора «Толкового словаря» С.И. Ожегова, милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Какой бы словарь или энциклопедию мы ни взяли, везде милосердие – это сострадание и помощь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.А. Булгакова «Стальное горло», главной темой которого является тема милосердия.

Но прежде чем анализировать рассказ, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.

М.А. Булгаков – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета.

Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии.

Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача» (1925 – 1927гг.). Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографический. - Что это значит?

3. Анализ текста.

- Итак, рассказ «Стальное горло». Каковы жанровые особенности рассказа?

(Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя).

Слайд № 10

- Зачитаем начало рассказа (1 абзац).

- От какого лица ведется повествование?

- С какой целью повествование ведется именно от первого лица? (автор хочет передать свои размышления, переживания)

- Когда происходит действие рассказа? (вьюжной ноябрьской ночью)

- Прочитаем 2 и 3 абзацы текста.

- Что узнали о главном герое рассказа? (ему 24 года, 48 дней назад с отличием окончил медицинский факультет, работает в глуши, ночное дежурство)

Слайд № 11

- Итак, герой нашего рассказа – врач. Каким он должен быть?

- Каким по характеру предстал рассказчик в начале текста? (одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся, испытывает чувство страха, неопытный, боится «трудного случая»)

- Что влияет на настроение героя? (неопытность)

- Для того чтобы заставить читателя задуматься над событиями, над ситуацией, над поступками героев любой автор использует для создания текста изобразительно-выразительные средства языка. Попробуем определить, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Булгаков?

Итак, начинаем. Как называется образное определение, которое чаще всего бывает выражено именем прилагательным?

Слайд № 12 ( Эпитет – это художественное, образное определение.)

А теперь попробуйте самостоятельно перечислить эпитеты, встречающиеся в этих 3-х абзацах.

(ноябрьская тьма, вертящийся снег, длинные вечера, черное окно, холодный пот, черный холодный чай)

- Ещё одна загадка. Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении. Что это такое?

Слайд № 12

(Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо)

- Перечислите, какие метафоры вы нашли? (в трубах завыло, вьюга воет).

- Несколько раз в тесте упоминается черный цвет. Какова символика этого цвета? (траур, несчастье, трагедия, беда)

- Итак, мы нашли эпитеты и метафоры, цветовую символику. Какую картину они создают? С какой целью их использует автор? (тревожная картина, ожидание какой-то беды)

Слайд № 13

- Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? (случилась беда, может погибнуть девочка). Чем она больна?

- Кто является участником дальнейших событий? (девочка Лидка, её мать, бабка и молодой доктор)

- Кому из них, по-вашему, тяжелее всех? Докажите.

- Дома вы должны были провести небольшую исследовательскую работу: найти в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажей в начале и в конце повествования.

1 ряд – девочка Лидка;

Слайды № 14, 15, 16

- Что вы заметили, наблюдая за этими персонажами? (Всем было очень тяжело, все страдали, а закончилось всё удачно, потому что доктор сделал операцию)

Слайд № 17

- Давайте проанализируем композицию рассказа. Напомните мне, что такое композиция? Какое место занимает в ней операция девочки?

(экспозиция – знакомство с молодым врачом;

завязка – привезли умирающую девочку;

кульминация – подготовка и ход операции;

развязка – ребёнок спасён;

эпилог – возвращение на квартиру доктора, т.е. это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция)

- Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которой он никогда раньше не делал? (это единственный способ спасти девочку)

- Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего? (доктор побежал читать учебник; фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; доктор резал наугад)

- Прочитаем последний абзац на стр.56.

Я хотела бы обратить ваше внимание на очень интересный приём, используемый автором. Этот приём называется внутренний монолог героя.

Объясните, что такое монолог? А внутренний монолог? С какой целью использует его Булгаков?

Слайд № 18

Внутренний монолог помогает понять, что на самом деле испытывает герой. Приведите примеры из текста (стр.55).

Слайд № 19

- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? (Сомневается в себе, нет веры в себя)

- Что мешает ему признаться в своей неопытности? (он один здесь врач и должен уметь многое)

- Что даёт ему силы? (больше никто не может помочь умирающей девочке)

- Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?

- Молодой врач одержал победу над собой, над своими страхами и малодушием. В начале рассказа мы видели его честным, но беспомощным, сомневающимся человеком, в конце повествования он врач с большой буквы. Неугасимый, тёплый свет знания, добра и любви к людям творит чудеса.

Ребята, может, были и в вашей жизни, пусть маленькие, но победы над собой?

- Прочитаем последний абзац рассказа. Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ? (описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день и новые заботы)

- Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам ещё несколько вопросов:

- Какова тема рассказа? (тема милосердия)

- Идея (главная мысль) рассказа? (победа над собой во имя другого человека)

- Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи молодого врача? (помогают понять, что ему пришлось пережить)

- Основная проблема рассказа? (проблема выбора в экстремальной ситуации)

- Каков тип текста? (повествование)

- Каков стиль речи? (стиль художественной литературы с использованием научных медицинских терминов)

- Как же объяснить смысл названия рассказа «Стальное горло»?

- Так какими же качествами должен обладать врач? (не только знания, но и смелость, решительность, хладнокровие, готовность взять ответственность на себя)

- Древнегреческий врач Гиппократ считал, что «врач, должен быть благоразумным человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым».

- По мнению Н. И. Пирогова ( Слайд № 20 ),

«тот, кто избрал труд врача, должен дать клятву, что будет честно служить своему народу». За доброту и сострадание доктор Пирогов был почитаем простыми людьми, ему посвятил свой рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприн.

- Спасение жизни, облегчение страданий – в этом суть деятельности врача, доктора. Милосердие, доброта, понимание и профессионализм всегда были и будут в цене. Навеки остались в памяти человечества имена великих врачей древности:

Слайд № 21

Гиппократ (древнегреческий врач , «отец медицины », профессиональной клятвой врача является «Клятва» Гиппократа , содержащая 9 этических принципов или обязательств, среди них принцип уважения к жизни и непричинения вреда).

Слайд № 22

Авиценна (знаменитый таджикско - персидский философ и врач. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки: по медицине, философии, химии, геологии, астрономии и по литературе).

Слайд № 23

Парацельс (средневековый немецкий врач. В 1534 году помог остановить вспышку чумы , прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию ).

Слайд № 24

При жизни стал святым русский доктор – Фёдор Петрович Гааз (1780-1853), помогавший ссыльным декабристам, каторжанам, осуждённым. На памятнике выбиты его знаменитые слова, которым он следовал всю жизнь: «Спешите делать добро!»

Слайд № 25

Был доктором и писатель А.П. Чехов, чьи юмористические рассказы мы с вами читали. Он работал в сельской больнице и бесплатно принимал больных, которые не могли оплатить его услуги.

Слайд № 26

Пожалуй, многим известно имя Святослава Николаевича Фёдорова — российского врача- офтальмолог а, глазного микрохирург а. В 1960 году , работая в Чебоксарах , впервые в нашей стране провёл операцию по замене хрусталика глаза. Ныне в Чебоксарах действует научно-исследовательский центр «Микрохирургии глаза» имени Святослава Николаевича Фёдорова.

Слайд № 27

«Чудесные доктора» есть и в наши дни. Многие из вас, наверное, слышали имя Леонида Михайловича Рошаля. Он врач мира, детский хирург, председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке ( 2002 ): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами в Беслане (2004) .

Ведь истинный врач - это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознаёт свой долг перед людьми, честно и самоотверженно его выполняет. А милосердие - это активная доброта.

Слайд № 28

- Название нашего урока «Чтобы боль каждого…» требует продолжения фразы. Как бы вы её продолжили?

- Чтобы боль каждого трогала душу

- ………………………отзывалась в нашем сердце

- ………………………заставляла откликнуться тех, кто рядом

- Какой главный урок вы усвоили благодаря тексту М.А. Булгакова?

Давайте подведем итоги урока. Слайд № 29

1) Сегодня я узнал…

2) Было интересно услышать, что думают одноклассники о…

3) Было трудно найти…

5) Теперь я могу…

8) Мне захотелось…

9) Урок дал мне для жизни многое…

10) Сегодня на уроке мы говорили о …

11) Мы попытались ответить на вопросы, почему…

12) Мы научились размышлять над…

- Ребята, вы растёте, взрослеете, учитесь жизни… И пока бьются ваши сердца, творите добро, будьте милосердны и здоровы, « здоровы физически, интеллектуально, морально и духовно » (как говорит Президент нашей Республики Николай Васильевич Федоров в Послании к Госсовету «Чувашия из будущего и для будущего»).

Как бы ни было трудно, всегда идите дорогою добра! И дай всем нам Бог того, «за что потом не будет стыдно».

Удачная операция, слава о которой идет по окрестностям как легенда о стальном горле, будто бы сделанном больной девочке, помогает юному врачу на время забыть свою тоску, и в финале — «дом мой был одинок, спокоен и важен», ибо герой осознал значение своей миссии.

Купить книгу Стальное горло, Михаил Булгаков

Интересные факты

Цитаты из книги

Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось: она воет на самом деле.


Я обернулся и увидел бесшумную, круглолицую бабку в платке. «Хорошо было бы, если б бабок этих вообще на свете не было», — подумал я в тоскливом предчувствии опасности и сказал:
— Ты, бабка, замолчи, мешаешь.


С этой книгой читают:


Продолжаю потихоньку знакомиться с записками юного врача. Молодой врач уже некоторое время проработал в деревенской больнице и какого-то опыта набрался, но боязнь еще остается. В очередной раз ему приходится столкнуться со сложной операцией - сделать трахеотомию девочке. Интересно было наблюдать как рассказчик борется с собой. Как внешне он хладнокровен и невозмутим, но внутренне буквально не знает, что делать и хочет уже сдаться. Порой складывается ощущение, что ему везет. Но операция заканчивается благополучно и пациентка может отправляться домой.
Нравится мне у Булгакова работы, посвященные его медицинской практике. Хоть представлять подобные ситуации жутко, но читать все равно интересно. Как же все таки сложно приходилось одному принимать такие сложные решения и выполнять их, жить в отдалении от цивилизации.

Вдали от цивилизации и сейчас не лучше! Его рассказы будут актуальны всегда в некоторых точках мира.

Испытывали ли Вы это нервное напряжение, когда взгляд прикован к тексту, тело напряжено и с рассказчиком вместе вы переживаете моменты, которые Вас шокируют и Вы не знаете к чему все это приведет? Данный рассказ передает именно такие эмоции. Страх ошибки, страх за жизнь ребенка, отсутствие понимания со стороны родственников больной, принятие важного решения, страх перед оперированием.

До дрожи понравились строчки "Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло.". Булгаков показывает, что на практике все совершенно не так, как в книгах и после этих строк остается благодарить хороших врачей, которые делает свою работу и помогают своим пациентам.

Также нам показывают весь наш русский менталитет - 5 дней без оказания медицинской помощи, а потом "капель дай", самолечение, страх перед операцией, ведь лучше наверное так. Мало что изменилось, ведь как и прежде многие предпочитают заниматься самолечением. Хотя может и не напрасно, ведь адекватных и профессиональных врачей становится все меньше (по собственному опыту знаю, буквально на днях сталкивалась с таким врачом, что упаси меня боги еще раз к нему пойти, я уж лучше сама как-нибудь!).

В общем и целом замечательное произведение! Я в самом настоящем восторге от прочитанного. Поэтому 10 из 10.

Читайте также: