Булгаков стальное горло план

Обновлено: 02.05.2024

Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.

ВложениеРазмер
nravstvennye_tsennosti_v_romane_m._bulgakova_stalnoe_serdtse.doc (41 КБ) 41 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)

Тема: Нравственные ценности в рассказе М.А.Булгакова «Стальное горло».

Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;

Есть счастье ещё и когда в пути

Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

На выручку кинуться к человеку,

Подставить плечо ему и спасти.

Понятия «честь», «долг», «ответственность» идут рядом с нами по жизни. Малыш только встал на ноги и сделал первые шаги, а мама пытается внушить ему, что нельзя причинять боль другому. Сын или дочь научились писать первые буквы, а им рассказывают о том, что нужно всегда прийти на помощь человеку, если он окажется в беде.

Произошло землетрясение, вышла река из берегов и затопила деревню, взорвалось здание – и спасатели МЧС первыми прибывают к месту трагедии и ведут борьбу за человеческую жизнь.

Вспыхнула искра, разгорелась огнём, и вот уже пламя величиною со столб охватило дом – гудит сирена и к вам на помощь мчатся пожарные.

Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чём суть деятельности медицинского персонала, вот в чём их профессиональный долг.

Об этом и рассказ М. А. Булгакова «Стальное горло», с которым мы будем работать на уроке. И наша задача попытаться ответить на вопросы: что значит быть настоящим человеком, проследить, как происходит становление молодого врача; что предстоит ему пройти, чтобы с честью выполнить свой долг и преодолеть внутренний страх, и из чего складывается врачебный долг.

Булгаков Михаил Афанасьевич окончил медицинский факультет Киевского университета и получил звание «лекаря с отличием».

Он смолоду ценил честь, достоинство, всегда был верен долгу врача, писателя.

Беседа по тексту:

- Где происходит действие рассказа?

- Что значит сельский врач?

- Можно ли считать этот рассказ автобиографичным? Почему?

Давайте обратимся к теоретическим понятиям.

Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

- Чего боялся молодой человек и почему? Как это описывает автор?

- Какие мысли посещают врача при виде больной девочки?

- Почему же молодой врач всё-таки решился на операцию?

- Как ведёт себя врач перед операцией? (таблица – «двухголосие»)

«Ну, вот и всё! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасён».

Голос (долг врача)

- Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?

«Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку!»

- Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у неё уже ногти синеют.

- С какими трудностями столкнулся врач при операции? Каким он предстаёт во время операции?

- Как дальше сложилась судьба врача?

- Каким вы представляете врача? (по опорным словам)

(высокий, стройный, крепкие руки, белокурые волосы, коренастый, смоляные волосы, невысокий, серьёзный, зоркие глаза, большое доброе сердце, рассудительный, хладнокровие при операции).

- Выполнил ли свой долг 24-летний врач?

Долг врача – победа внутреннего страха, хладнокровие, ответственность за жизнь других людей, крепкая сила духа, решительность.

О чем говорится в рассказе М. Булгакова "Стальное горло"?

Сам рассказ "Стальное горло" входит в цикл рассказов Булгакова "Записки юного врача". Дело в том, что Булгаков, которого большинство людей знает как великого писателя и драматурга, был по образованию врачом. И даже как врач проявил себя во время первой мировой войны. Свои наблюдения об этом периоде жизни, когда он был врачом, он и рассказывал нам в "записках", которые печатались в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама». Рассказ Стальное горло о том, как молодой Булгаков лечил горло одной деревенской девочке, у которой была дифтерия.Он делает этой девочке трахеотомию, т.к. горло у нее затянуто дифтеритными пленками. Девочке три года, все очень боятся за исход этого мероприятия, а когда все заканчивается благополучно, то по деревне начинают гулять слухи, что врач вынул у девочки ее горло и вставил стальное.Собственно именно эта операция сделала его на всю округу знаменитым. Вероятно, что рассказ он полностью списал с самого себя.

Рассказ повествует о том, что молодой врач, которому от роду было на момент повествования всего-то 23 года и все их он прожил в благоустроенном городе. Чуть больше 1,5 месяца назад он окончил, причем с отличием, университет медицинского профиля. Но, его распределили совсем не туду, куда бы он хотел, как это в-общем и бывает часто.

Неустроенность, невозможность советоваться с более опытными коллегами - все это весьма огорчало молодого доктора, но он вдруг понял, что его работа состоит в помощи другим людям, и устыдился. И вот ему поступила девочка, звали ее Лидка, у нее были синие глазки, а возраст всего-то 3 года. Диагноз был установлен сразу - круп дифтерийный и медли было нельзя - нужна была трахеотомия.

Операция шла сложно, фельдшер, который помогал ему, от волнения даже потерял сознание, но доктор все же справился и сделал то, что нужно, вставив в конце в горло трубку из серебра. После этого по все округе о молодом докторе разлетелась молва и к нему стали приезжать люди, многие по причине того, чтобы посмотреть на врача.

Рассказ Булгакова " Стальное горло", это история о жуткой ситуации , в которой с одной стороны страх молодого доктора, только что закончившего институт и назначенного доктором в глухую провинцию, где ему не у кого учиться. Кроме него в штате молодой и грамотный фельдшер , но даже он в критической ситуации падает в обморок и две акушерки.

С другой стороны, совершенно безграмотное население, когда по их мнению, единственным средством лечения всех болезней являются капли.

Неуверенность, дикий страх и мысль, что не стоило ему учиться на врача, это внутри, а снаружи жесткость, резкость и решительность.

Доктор боится, что ему привезут роженицу с поперечным положением плода, т,белым случаем и что ему тогда делать. Но привезли трехлетнюю девочку необычайной красоты, только умирающую, ведь она уже 5 дней болеет дифтеритом, горло ее уже почти закрылось, через час она умрет и никакие капли ей не помогут.

Молодой доктор принимает решение делать трахеотомию, впустить воздух в горло через трубочку, вшитую в трахею в шее. В душе он надеется, что мать не согласится, все рано ребенок умрет. Акушерки давят на мать и она соглашается. Операция началась, но трахею долго не удается найти, он просто боится резать глубоко. Решительность даёт результат, трахея вскрыта, трубка вставлена, девочка заплакала,она дышит, но фельдшер, держа трахею, падает и чуть не губит все. Решительность акушерки спасает ситуацию.

С каждым днём пациентов все больше, а случаи встречаются ещё сложнее, чем тот, первый. И вот рекорд, за день 110 пациентов. Мать привезла Лидку, показать горло, девочка здорова.

Акушерка рассказывает, оказывается, по окрестным деревням ходит легенда, что доктор вырезал девочке ее горло , а вместо него вставил стальное и так девочка с ним и живёт.

Молодой врач после такого количества пациентов хочет только одного - спать.

Конспект открытого урока в 7 классе по рассказу Булгакова "Стальное горло"

Словарная работа. Учитель: прочитайте слова, которые записаны на доске «честь»»долг» «ответственность» . Они вам хорошо знакомы. Приведите в пример жизненные ситуации, к которым можно отнести эти понятия.

Слово учителя. Понятия «честь», «долг», «ответственность» идут рядом с нами по жизни. Малыш только встал на ноги и сделал первые шаги, а мама пытается внушить ему, что нельзя причинять боль другому. Сын или дочь научились писать первые буквы, а им рассказывают о том, что нужно всегда прийти на помощь человеку, если он окажется в беде.

Работа с эпиграфом.

Беседа с классом

- Как ведёт себя врач перед операцией -

С какими трудностями столкнулся врач при операции? Каким он предстаёт во время операции?

Какова композиция данного рассказа . Повторение. Композиция – построение художественного произведения.

Экспозиция – знакомство с молодым врачом

Завязка – привезли умирающую девочку

Развитие действия – подготовка к операции

Кульминация – ход операции

Развязка- ребёнок спасён

Заключение – возвращение доктора домой, его дальнейшая судьба

Главные герои рассказа . Составление кластера

Сравнительная характеристика описания героев в начале и конце рассказа. Работа в тетради. Работа с презентацией.

Вывод. Что мы увидели, благодаря этому заданию? ( Всем тяжело. Все страдали, но закончилось удачно, благодаря доктору.)

Тема и идея рассказа. Работа с эпиграфом.

Тема – о трудном случае в жизни врача.

Жизнь и здоровье

Идея – победа над собой во имя другого человека.

Составление синквейна на заготовленных карточках цветными ручками или фломастерами.

Урок по рассказу М.Булгакова "Стальное горло"

Урок по рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло» (7 класс).

Тема: «Чтобы боль каждого…» Слайд № 1

1) совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

2) продолжить обсуждение проблемы трудности выбора в экстремальной ситуации;

3) углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Эпиграф: … Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу (В.П. Астафьев).

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Ребята, наш урок сегодня посвящен рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло». Откройте тетради и запишите, пожалуйста, дату и тему урока «Чтобы боль каждого…». Мы с вами попытаемся проанализировать рассказ Булгакова.

- А начать урок я хотела бы со слов В.П. Астафьева, с произведениями которого вы уже знакомы:

«… Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу».

Ко всем нам, русским людям, обращается Астафьев. А что значит «жить по справедливости»?

(жить по совести, по Божьим законам, соблюдать библейские заповеди, ибо Библия – главный закон жизни)

- Назовите мне известные вам христианские заповеди.

1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

- Что связывает высказывание Астафьева, христ. заповеди и рассказ М.А. Булгакова «Стальное горло»?

- Каков морфемный состав слова «милосердие»?

Милосердие – это «милое сердце».

- Что это значит «милое сердце»? Милосердный?

Подберите синонимы к слову милосердный:

- человеколюбивый (гуманный) Слайд № 4

Давайте прочитаем, что написано в словаре В.И. Даля о милосердии:

«Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

Словарь Д.Н. Ушакова: «Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Энциклопедия «Кругосвет»: «Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку».

По мнению автора «Толкового словаря» С.И. Ожегова, милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Какой бы словарь или энциклопедию мы ни взяли, везде милосердие – это сострадание и помощь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.А. Булгакова «Стальное горло», главной темой которого является тема милосердия.

Но прежде чем анализировать рассказ, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.

М.А. Булгаков – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета.

Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии.

Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача» (1925 – 1927гг.). Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографический. - Что это значит?

3. Анализ текста.

- Итак, рассказ «Стальное горло». Каковы жанровые особенности рассказа?

(Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя).

Слайд № 10

- Зачитаем начало рассказа (1 абзац).

- От какого лица ведется повествование?

- С какой целью повествование ведется именно от первого лица? (автор хочет передать свои размышления, переживания)

- Когда происходит действие рассказа? (вьюжной ноябрьской ночью)

- Прочитаем 2 и 3 абзацы текста.

- Что узнали о главном герое рассказа? (ему 24 года, 48 дней назад с отличием окончил медицинский факультет, работает в глуши, ночное дежурство)

Слайд № 11

- Итак, герой нашего рассказа – врач. Каким он должен быть?

- Каким по характеру предстал рассказчик в начале текста? (одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся, испытывает чувство страха, неопытный, боится «трудного случая»)

- Что влияет на настроение героя? (неопытность)

- Для того чтобы заставить читателя задуматься над событиями, над ситуацией, над поступками героев любой автор использует для создания текста изобразительно-выразительные средства языка. Попробуем определить, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Булгаков?

Итак, начинаем. Как называется образное определение, которое чаще всего бывает выражено именем прилагательным?

Слайд № 12 ( Эпитет – это художественное, образное определение.)

А теперь попробуйте самостоятельно перечислить эпитеты, встречающиеся в этих 3-х абзацах.

(ноябрьская тьма, вертящийся снег, длинные вечера, черное окно, холодный пот, черный холодный чай)

- Ещё одна загадка. Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении. Что это такое?

Слайд № 12

(Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо)

- Перечислите, какие метафоры вы нашли? (в трубах завыло, вьюга воет).

- Несколько раз в тесте упоминается черный цвет. Какова символика этого цвета? (траур, несчастье, трагедия, беда)

- Итак, мы нашли эпитеты и метафоры, цветовую символику. Какую картину они создают? С какой целью их использует автор? (тревожная картина, ожидание какой-то беды)

Слайд № 13

- Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? (случилась беда, может погибнуть девочка). Чем она больна?

- Кто является участником дальнейших событий? (девочка Лидка, её мать, бабка и молодой доктор)

- Кому из них, по-вашему, тяжелее всех? Докажите.

- Дома вы должны были провести небольшую исследовательскую работу: найти в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажей в начале и в конце повествования.

1 ряд – девочка Лидка;

Слайды № 14, 15, 16

- Что вы заметили, наблюдая за этими персонажами? (Всем было очень тяжело, все страдали, а закончилось всё удачно, потому что доктор сделал операцию)

Слайд № 17

- Давайте проанализируем композицию рассказа. Напомните мне, что такое композиция? Какое место занимает в ней операция девочки?

(экспозиция – знакомство с молодым врачом;

завязка – привезли умирающую девочку;

кульминация – подготовка и ход операции;

развязка – ребёнок спасён;

эпилог – возвращение на квартиру доктора, т.е. это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция)

- Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которой он никогда раньше не делал? (это единственный способ спасти девочку)

- Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего? (доктор побежал читать учебник; фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; доктор резал наугад)

- Прочитаем последний абзац на стр.56.

Я хотела бы обратить ваше внимание на очень интересный приём, используемый автором. Этот приём называется внутренний монолог героя.

Объясните, что такое монолог? А внутренний монолог? С какой целью использует его Булгаков?

Слайд № 18

Внутренний монолог помогает понять, что на самом деле испытывает герой. Приведите примеры из текста (стр.55).

Слайд № 19

- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? (Сомневается в себе, нет веры в себя)

- Что мешает ему признаться в своей неопытности? (он один здесь врач и должен уметь многое)

- Что даёт ему силы? (больше никто не может помочь умирающей девочке)

- Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?

- Молодой врач одержал победу над собой, над своими страхами и малодушием. В начале рассказа мы видели его честным, но беспомощным, сомневающимся человеком, в конце повествования он врач с большой буквы. Неугасимый, тёплый свет знания, добра и любви к людям творит чудеса.

Ребята, может, были и в вашей жизни, пусть маленькие, но победы над собой?

- Прочитаем последний абзац рассказа. Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ? (описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день и новые заботы)

- Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам ещё несколько вопросов:

- Какова тема рассказа? (тема милосердия)

- Идея (главная мысль) рассказа? (победа над собой во имя другого человека)

- Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи молодого врача? (помогают понять, что ему пришлось пережить)

- Основная проблема рассказа? (проблема выбора в экстремальной ситуации)

- Каков тип текста? (повествование)

- Каков стиль речи? (стиль художественной литературы с использованием научных медицинских терминов)

- Как же объяснить смысл названия рассказа «Стальное горло»?

- Так какими же качествами должен обладать врач? (не только знания, но и смелость, решительность, хладнокровие, готовность взять ответственность на себя)

- Древнегреческий врач Гиппократ считал, что «врач, должен быть благоразумным человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым».

- По мнению Н. И. Пирогова ( Слайд № 20 ),

«тот, кто избрал труд врача, должен дать клятву, что будет честно служить своему народу». За доброту и сострадание доктор Пирогов был почитаем простыми людьми, ему посвятил свой рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприн.

- Спасение жизни, облегчение страданий – в этом суть деятельности врача, доктора. Милосердие, доброта, понимание и профессионализм всегда были и будут в цене. Навеки остались в памяти человечества имена великих врачей древности:

Слайд № 21

Гиппократ (древнегреческий врач , «отец медицины », профессиональной клятвой врача является «Клятва» Гиппократа , содержащая 9 этических принципов или обязательств, среди них принцип уважения к жизни и непричинения вреда).

Слайд № 22

Авиценна (знаменитый таджикско - персидский философ и врач. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки: по медицине, философии, химии, геологии, астрономии и по литературе).

Слайд № 23

Парацельс (средневековый немецкий врач. В 1534 году помог остановить вспышку чумы , прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию ).

Слайд № 24

При жизни стал святым русский доктор – Фёдор Петрович Гааз (1780-1853), помогавший ссыльным декабристам, каторжанам, осуждённым. На памятнике выбиты его знаменитые слова, которым он следовал всю жизнь: «Спешите делать добро!»

Слайд № 25

Был доктором и писатель А.П. Чехов, чьи юмористические рассказы мы с вами читали. Он работал в сельской больнице и бесплатно принимал больных, которые не могли оплатить его услуги.

Слайд № 26

Пожалуй, многим известно имя Святослава Николаевича Фёдорова — российского врача- офтальмолог а, глазного микрохирург а. В 1960 году , работая в Чебоксарах , впервые в нашей стране провёл операцию по замене хрусталика глаза. Ныне в Чебоксарах действует научно-исследовательский центр «Микрохирургии глаза» имени Святослава Николаевича Фёдорова.

Слайд № 27

«Чудесные доктора» есть и в наши дни. Многие из вас, наверное, слышали имя Леонида Михайловича Рошаля. Он врач мира, детский хирург, председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке ( 2002 ): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами в Беслане (2004) .

Ведь истинный врач - это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознаёт свой долг перед людьми, честно и самоотверженно его выполняет. А милосердие - это активная доброта.

Слайд № 28

- Название нашего урока «Чтобы боль каждого…» требует продолжения фразы. Как бы вы её продолжили?

- Чтобы боль каждого трогала душу

- ………………………отзывалась в нашем сердце

- ………………………заставляла откликнуться тех, кто рядом

- Какой главный урок вы усвоили благодаря тексту М.А. Булгакова?

Давайте подведем итоги урока. Слайд № 29

1) Сегодня я узнал…

2) Было интересно услышать, что думают одноклассники о…

3) Было трудно найти…

5) Теперь я могу…

8) Мне захотелось…

9) Урок дал мне для жизни многое…

10) Сегодня на уроке мы говорили о …

11) Мы попытались ответить на вопросы, почему…

12) Мы научились размышлять над…

- Ребята, вы растёте, взрослеете, учитесь жизни… И пока бьются ваши сердца, творите добро, будьте милосердны и здоровы, « здоровы физически, интеллектуально, морально и духовно » (как говорит Президент нашей Республики Николай Васильевич Федоров в Послании к Госсовету «Чувашия из будущего и для будущего»).

Как бы ни было трудно, всегда идите дорогою добра! И дай всем нам Бог того, «за что потом не будет стыдно».

Урок литературы по теме "САМ ЧЕЛОВЕК И УПРАВЛЯЕТ" (ПО РАССКАЗУ М.А.БУЛГАКОВА «СТАЛЬНОЕ ГОРЛО»)

Открытый урок по литературе (внеклассное чтение) в 8 классе 22.03.2011.

САМ ЧЕЛОВЕК И УПРАВЛЯЕТ

(ПО РАССКАЗУ М.А.БУЛГАКОВА «СТАЛЬНОЕ ГОРЛО»)

Цель: продолжение обсуждения проблемы нравственного выбора, выбора человеком модели поведения в экстремальной ситуации.

Задачи:

1. Побудить учащихся к размышлению о том, что человек несёт ответственность перед другими и перед самим собой (за «весь порядок жизни на земле»),

2. Через анализ психологического состояния героя, делающего сложный нравственный выбор, показать: что значит победа над собой, какой ценой она даётся, что она значит для человека.

3. Показать мастерство Булгакова в раскрытии психологического состояния человека: углубить представление о внутреннем монологе как приёме психологизма, раскрывающем характер героя; показать роль художественной детали в раскрытии психологического состояния героя и в выражении авторской позиции.

4. Совершенствовать умения лингвистического анализа художественного текста.

Оборудование.

1 .Портрет М.А.Булгакова.

2. 3апись на доске:

—Тема (закрыта в начале урока).

Эпиграф: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. . Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе в нашем счастъе, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро» (А.П.Чехов).

3. Мультимедийный проектор.

1. Подступ к теме.

Как трудно иногда бывает сделать выбор. Вам, ребята, наверняка не раз приходилось выбирать, как поступить в той или иной ситуации. У вас возникали различные вопросы и чувства в ситуации выбора.

На некоторые из этих вопросов поможет нам ответить М.А.Булгаков — писатель по­ трясающего таланта. На предыдущем уроке мы познакомились с его рассказом «Стальное горло».

СЛАЙД № 1 (На экране появляется слайд — фотография писателя, текст — название рассказа.) Сегодня мы через анализ психологического состояния героя этого рассказа, находящегося в сложной ситуации, раскроем важные проблемы, с которыми сталкиваются все люди. А также понаблюдаем за мастерством Булгакова как писателя-психолога.

Первый вопрос — на доске. Это — пока закрытая — тема урока. Нам предстоят её открыть (в прямом и переносном смысле) в результате анализа произведения, нашего разговора в конце урока.

2. Постановка исследовательской задачи.

— От чьего лица ведётся повествование?

—Дома вы должны были поработать с первым и последним абзацами рассказа. Что представляют собой эти фрагменты с точки зрения тина речи?

—Вы заполняли таблицу цитатами из текста, передающими состояние среды и рассказчика. Прочитайте слова, характеризующие среду в начале рассказа. («Вокруг меня — ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. вьюга воет. вечера длинны», «чёрное окно».)

—Назовите слова, характеризующие среду в конце рассказа. («Крупный снег шёл, всё застилало, фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен».)

—Какие слова характеризуют состояние героя в первом абзаце? («Я остался один», «вокруг меня тьма», «страшно», «убежать».)

—Какие слова характеризуют состояние героя в последнем абзаце? («. от усталости даже устыдиться не могу», «хотел одного — спать».)

На экране появляется слайд № 2.

—Проверьте свои записи по таблице на экране.

—Сравните описания, данные в начале и в конце рассказа; обведите в овал слова, которые показывают общее в состоянии среды и героя, подчеркните то, что является разным.

(Учащиеся работают некоторое время самостоятельно, а затем озвучивают сделанное.)

На экране появляется слайд № 3 с внесёнными результатами.

— Проверьте свою работу по таблице на
экране. Сделайте вывод: что мы видим в результате этого сравнения?

(Среда осталась та же, ничего не изменилось внешне: всё тот же дом, идет снег, герой одинок. Основное отличие — в настроении в состоянии героя, в разном восприятии им того же места и времени. Композиция рассказа кольцевая, она ещё сильнее подчёркивает качественно другое состояние.)

Чем же можно объяснить эти различия? Поиску причин, которые вызвали изменения в настроении, состоянии героя, мы и посвятим работу над текстом.

3. Аналитическая работа по тексту.

—Подберите слова, характеризующие состояние рассказчика до операции. (Одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся.)

—Чего же ОН боится? (Молодой врач, понимая свою неопытность, боится «трудного случая». Чувство страха вначале абстрактное. Затем страх приобретает вполне ясные очертания: когда привезли тяжелобольную девочку, он боится предстоящей сложной операции.)

—Булгаков — писатель-психолог, мастер. Посмотрим, как он передаёт настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности (до операции и во время её). Писатель использует разные средства выразительности.

(Учащиеся находят описания, противопоставления и внутренний монолог героя, проясняющий, чего же он так боялся в преддверии операции. Сравнивают свои наблюдения с таблицами на экране.)

На экране последовательно появляются слайды № 4,5,6.

— Перечитайте строки: «— Ну, как хотите, — глухо добавил я и подумал: "Ну, вот и все! Мне легче. Я
сказал, предложил, вон у акушерок изумлённые глаза. Они отказались, и я спасён"». «И только что подумал, как
другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил. »

—Что это за «другой» голос? Кому он принадлежит? (Второе «я» рассказчика, его совесть. )

—Найдите в тексте другие места, где соседствуют оба «голоса» рассказчика. (Ребята зачитывают примеры из текста.)

На экране появляется слайд № 7

—Что происходит в тот момент, когда начинает звучать «другой» голос? (Этот момент можно считать переломным. Это момент нравственного выбора.)

—Скажите, какому человеку принадлежит «прежний» голос, каком) «другой»?

(«Прежний» голос принадлежит человеку, неуверенном)' в себе, в своих силах, тому, кто всячески стремился избежать опасности и риска, хотя и помнил о своём профессиональном предназначении. Этот человек думает о себе, о своём страхе. А новый, «другой» голос свидетельствует о решимости оказать помощь тому, кто в ней нуждается. «Новый» голос принадлежит человеку, думающему о других.)

— Какова роль этого «двухголосия»? (Звучание этих голосов позволяет читателю почувствовать глубину внутреннего конфликта булгаковского героя, оказавшегося перед выбором.)

В разрешении этой ситуации многое зависит от того, каков этот человек. Поскольку повествование ведётся от первого лица, то герой характеризуется через восприятие им окружающего.

— Найдите в тексте строки, выражающие восприятие рассказчиком одних и тех
же предметов, людей и явлений на разных

этапах развития событий. (Учащиеся зачитывают строки, выражающие восприятие

рассказчиком бабки, предметов (книг), состояние природы., комментируют их, обращая внимание на

На экране появляется слайд № 8.

—Почему так по-разному воспринимаются рассказчиком люди, предметы, явления?

(Разное восприятие объясняется разным состоянием рассказчика.)

—Когда наступает спокойствие? (Когда успешно прошла операция. Когда победил другой» голос. Когда человек победил свой страх, неуверенность.)

—Что же ему помогло победить? Чтобы ответить на этот вопрос точнее, понаблюдаем за тем, как рассказчик воспринимает Лидку и её мать. Найдите слова, которые передают восприятие героем больной девочки. (Учащиеся зачитывают примеры.)

—Какой он её видит? (Прежде всего страдающей.)

—Описанию матери Булгаков уделяет особое внимание. Мы видим, как герой-врач воспринимает её до операции и после. Найдите слова, передающие восприятие героем матери. (Учащиеся зачитывают строки, комментируют их, обращая внимание на средства художественной выразительности.)

На экране появляется слайд № 10.

—Какая портретная деталь используется в этих описаниях? (Глаза, взгляд.)

—Каково её значение? (Она передаёт состояние матери: глубочайшее горе, страдание, боль, отчаяние. А также характеризует героя: это ведь он увидел её такой. )

—Какой человек способен так увидеть и услышать?

(Восприятие героем Лидки и её матери характеризует его как человека, способного на сострадание, участливого, отзывчивого, совестливого, обладающего готовностью и желанием понять другого человека.)

— Что же ещё, кроме этих качеств, по­ могло герою победить?

(Он не поддаётся обстоятельствам, которые против него: уже пять дней болел ребенок, мать и бабка не давали делать операцию, во время операции фельдшер упал в обморок. Но главный герой проявил стойкость, волю и твёрдость. Он не поддался чувству страха, он умеет управлять своими чувствами, своим состоянием.)

4. Заключение. Вывод.

- Вернёмся к нашему первому заданию: чем можно объяснить разное настроение героя в
начале и в конце рассказа, которое передается через разное восприятие окружающего? (Герой спокоен, потому что он одержал победу над собой и окружающими обстоятельствами.)

—Как же можно сформулировать тему нашего урока? (Учащиеся делают предположения. Записанная на доске тема открывается и комментируется.)

—Найдите в начале и в конце рассказа повторяющуюся художественную деталь, которую можно назвать булгаковской художественной деталью, так как она передаёт его понимание смысла человеческой жизни, того, в каком направлении человек должен идти по жизненной дороге, на что он должен ориентироваться в ситуации выбора. (В начале рассказа: «Помню. шёл на керосиновый фонарь, как зачарованный смотрел, как он мигает». В конце: «. фонарь горел. »)

На экране появляется слайд-иллюстрация: горящий фонарь. Позже на фоне иллюстрации появляется эпиграф, звучит музыка.

—Фонарь — свет. Это символ добра и истины. Тяготение к свету и приобщение к жизни иной, которая не менее важна, чем собственное счастье. — основные составляющие булгаковского понимания смысла жизни.

—Прочитайте эпиграф — слова Чехова. Как они связаны с темой нашего урока?

Читайте также: