Часы победа стальной корпус

Обновлено: 02.05.2024

Вы наверняка слышали про часовой бренд "Победа". Его сейчас активно рекламируют где только можно. Это не просто бренд, а бренд с красивой историей. Вот что пишут на официальном сайте:

Русские часы "Победа"Часовой бренд "Победа" был создан по указу Кремля в апреле 1945 года. На часовщиков была возложена особая миссия: создать русские часы, название которых будет знаменовать героизм и волю каждого жителя страны. Первым выпустил часы в ноябре 1945 года Часовой Завод Пенза, продолжал производство в 1946 году Часовой Завод им. Кирова, и, через некоторое время, Петродворцовый Часовой Завод.

"Старейшее предприятие России, Петродворцовый Часовой Завод "Ракета", было основано Петром I в 1721 году. После Великой Отечественной войны предприятие производит часы под маркой "Победа". С 1961 года завод выпускает часы "Ракета", названные в честь первого полета в космос Юрия Гагарина. В 2009 году предприятие вступило в стадию реорганизации под руководством российских и швейцарских специалистов. С конца 2012 года производство возглавил один из бывших директоров Rolex."

В общем, все солидно, если верить информации с официальных сайтов.

Недавно я стал обладателем знаменитых часов "Победа". Красивая коробочка, красивые часы.

Смотрите, какая прелесть, не стыдно надеть.

Вчера решил открыть крышку часов, чтобы посмотреть, что за механизм спрятан внутри.

Оказалось, внутри спрятан самый просто, дешевый механизм Hattori VD78, цена которому 10 долларов. А вся работа часового завода заключается, как я понял, в сборе корпуса и упаковке часов в коробки. Надеюсь, хоть корпус делают у нас. Или проще в Китае штамповать?

Стоят такие часы от 7000 до 8000 рублей.

Кстати, на сайте есть большой выбор корпусов. Часы делают по случаю любого важного события. В честь Крыма, например:

И, конечно, в честь 70-летия Победы:

Начинка, как я понял, везде одинаковая. Честно сказать, немного расстроен. Раньше часовые механизмы свои делали, как я помню. На сайте у часового завода есть много информации про собственные механизмы, но, похоже в часы Победа их ставить невыгодно.

Победа оказалась ненастоящей.

UPD. Мне написали с завода. Привожу их письмо полностью:
"Добрый день, Илья,Сегодня обратили внимание на ваш материал по поводу нашего исторического бренда "Победа".Для начала хочу немного объяснить, как работает весь мировой часовой бизнес, и как работаем мы. По сути в мире всего 4-5 (сейчас не скажу точно) производителя кварцевых механизмов. И любой бренд, который вы покупаете, будь то швейцарские, японские, русские или любые другие часы, используют механизмы одних и тех же производителей. И в этом плане наш завод ничем не хуже любого другого мирового производителя.Что касается нашего собственного производства: мы сами производим механические часы. Наш завод является одним из примерно 10 мировых брендов, которые реально умеют сами производить свои механизмы от и до. Но этот продукт уже стоит дороже, так как создать свой механизм - это огромная работа. Речь идет о нашем втором историческом бренде "Ракета".Кто реально умеет производить свои механизмы, а именно механические часы - это 7-8 брендов в Швейцарии (Rolex, Swatch group и др.) и пара компаний в Японии.Обычно, когда вы покупаете любые механические часы, даже безумно дорогие, внутри стоят либо базовые, либо модернизированные механизмы 2-3 монополистов часового бизнеса (к примеру Swatch group - механизмы ETA, Valjoux).Поэтому Петродворцовый часовой завод - действительно уникальное предприятие, которое умеет производить уникальные вещи.Я решил написать вам, так как действительно обидно, ведь мы стараемся выжить без инвесторов и возродить завод, подняв завод на совершенно другой уровень."

Ненастоящая Победа

История легендарных часов «Победа»

«Победа» – это торжественное и красивое название носили советские наручные часы. Неудивительно, что каждый, кто ими владел, чрезвычайно этим гордился. Как правило, их получали в качестве памятного подарка, либо как награду за трудовые достижения на производстве.
До этого момента часовая индустрия была недостаточно развита в СССР, и в основном пользовались зарубежными аналогами, которые были не по карману населению. Но все поменялось благодаря «Победе».


Советские часы «Победа».
Часы под названием «Победа» впервые были изготовлены в 1946 году – к годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне.
“Победа” – одна из тех часовых марок советского периода, которая не была привязана к конкретному предприятию. Рождение этой марки окружено легендами – вплоть до того, что считается, что к утверждению самого названия, а также дизайна и некоторых технических характеристик приложило руку высшее советское руководство. А именно, в 1945 году, товарищ Сталин решил увековечить память о героях советского народа и инициировал создание нескольких проектов под названием «Победа» – выпуск одноименных часов и автомобилей.
Первые экземпляры увидели свет в первом же квартале года следующего.
Такой срок на подготовку к массовому индустриальному выпуску традиционных механических часов вряд ли представляется реалистичным, и не зря: фактически разработка часов началась еще в довоенное время, а именно в 1936 году, когда при участии специалистов французской часовой фирмы Lip SA d’Horlogerie в Пензе на базе Завода им. Фрунзе с нуля создавалось часовое производство.
Фирма Lip в соответствии с контрактом предоставила советской стороне также техническую документацию на несколько механизмов, включая круглый 26-миллиметровый калибр R26 (“R” – rond, круглый), тогда же начались работы по его адаптации и превращению в калибр К-26 (“К” – круглый), он же калибр “Победа”, он же впоследствии калибр 2602 и его модификации.
Работа, как это легко понять, уже в 1939-м была прекращена по причине начала Второй мировой – французам стало не до того, чего, впрочем, не случилось с другим инициированным совместно с Lip проектом – часами “Звезда” на адаптированном калибре T-18. Проект К-26 был перезапущен в 1945-м, и, что интересно, вместе с Заводом им. Фрунзе (в мае 1946-го тот был переименован в Пензенский ордена Отечественной войны I степени часовой завод) разработку часов “Победа” затеял Первый Московский часовой завод им. Кирова, который также приступил к их производству в начале 1946-го.
Так кто вел этот проект, пензенские или московские часовщики? Очень похоже на то, что помимо технической составляющей – механизма, также был согласован дизайн первоначальных моделей, что соотносится с легендой о высочайшем утверждении деталей проекта. Это так называемая “Победа” с красной 12-часовой меткой – часы с белым матовым циферблатом, кафедральными часовой и минутной стрелками, черными арабскими цифрами часовой шкалы от 1 до 11 и красной цифрой 12.
Первые экземпляры часов были собраны на Пензенском часовом заводе, а к весне 1946 года Кировский часовой завод начал их серийное производство.
«Победа» в классическом виде производилась на конвейерах Московского часового завода. К середине 50-ых годов эти часы начал также выпускать 2-ой Московский часовой завод. Далее инициативу подхватил и «ЗиМ» в Куйбышеве, который продолжал выпускать «Победу» до середины 90-ых годов.



Классическая ранняя “Победа” Пензенского завода, красная “12”, кафедральные стрелки, серебряный корпус, 1946 год.



Классическая ранняя “Победа” Пензенского завода, серебряный корпус, 1946 год
Именно эта ранняя “Победа” в оригинальной комплектации, а еще лучше 1946 года выпуска – сладкая мечта современного коллекционера советских часов.
С технической и практической точек зрения “Победу” можно охарактеризовать как вполне удачный проект – сильная заводная пружина тянула механизм даже при плохой или загустевшей смазке в течение 34 часов при полном заводе, простая, без изысков, но солидная конструкция на 15 камнях делала механизм в высшей степени ремонтопригодным. Впрочем, часами нередко пользовались до полного износа, когда всякий ремонт был лишен смысла. Отмечаются и недостатки К-26, самый неприятный из них – отсутствие противоударной защиты на оси баланса. А, главное, для часов такого класса «Победа» имела доступную цену – всего 27 рублей.
Вскоре после успешного рестарта историю “Победы” ждал еще один неожиданный поворот. По официальной версии в 1949 году было принято решение переориентировать Пензенский завод на выпуск только женских часов, поэтому производство часов “Победа” было передано из Пензы другим предприятиям отрасли.
Имеются сведения, что в 1949-м Пензенский завод отдал производство К-26 и “Победы” в Чистополь (Чистопольский часовой завод) и Куйбышев (ЗиМ, Завод им. Масленникова), а Первый часовой завод помог наладить производство часов “Победа” на Втором московском и Петродворцовом часовых заводах (до 1954 года последний носил название Первый государственный завод точных технических камней, или ТТК-1).
В 1МЧЗ, “Петродворце” и ЧЧЗ оснащали часы противоударным устройством на оси баланса, это коснулось механизмов как с маленькой, так и с центральной секундной стрелкой, помимо того, выпускались часы в пылеводозащитном корпусе, с циферблатом и стрелками, размеченными “светящейся массой постоянного действия”. Последнее – цитата из каталога Разноэкспорта 1953 года, скорее всего, имеется в виду радиевый люминофор, так что поосторожнее с такими экземплярами!
Достаточно долгое время «Победа» пользовалась невероятным спросом во всём мире. Министры, военные, ветераны труда и производства, артисты, деятели культуры – у кого их только не было! Более того – данная модель ценилась не только в Советском союзе, но и за границей – гости-иностранцы покупали её в качестве сувенира.



“Победа” Чистопольского завода, 1954 год.



“Победа” 2МЧЗ, циферблат с разметкой “светящейся массой”, 1957 год.
Сегодня в мире аксессуаров старинные модели часов особенно востребованы. Часы “Победа” не уходят со сцены. Дольше всего – до начала 2000-х – часы “Победа” на основе механизма К-26 выпускал Завод им. Масленникова, правда, следует признать, последние пару десятилетий качество исполнения этих часов явно оставляло желать лучшего. К сожалению, на данный момент завода больше нет.
Совсем недавно, в 2015 году, Петродворцовый завод возобновил производство часов марки “Победа”, увы, уже не механических, а кварцевых, а к 70-летию победы в ВОВ было выпущено ограниченное число «Побед» в качестве памятных подарков, которые были названы «Крым 2014», «День Победы» и «Красные-12».


0
Одна из современных вариаций «Победы».



Одна из современных вариаций «Победы».



ЗИМ-Победа, красная, 1980-е, СССР

Часы "Победа" - многострадальные часики.

В числе стареньких часов, которые я решил восстановить и ввести в строй, оказались часики "Победа", принадлежавшие бывшему маминому другу Жене. Ну, "бывшему" потому, что он умер - а с покойниками дружить как-то не получается. Женя был хорошим, весёлым дядькой, внешне похожим на небезизвестного Мика Джеггера, но на этом их сходство заканчивалось - Женя не был ни гедонистом, ни наркоманом, ни педерастом - он вообще не был англичанином. Женя был специалистом по ремонту всяческих помещений - в 1987 г., когда разрешили кооперативы, он тут же сколотил своё индивидуальное предприятие, которое и производило самые разнообразные ремонтные работы по заявкам как государственных, так и частных заказчиков. Одна из черт Жени - постоянная экономия на себе самом - перечисляя львиную долю зарабатываемых им денег дочери он носил дешёвую одежду и часы он тоже покупал самые что ни на есть дешёвые. Такими в последние годы существования Советского Союза были часики "Победа" на калибре "2602" на 15 рубиновых камнях с периодом колебаний баланса Т=0,4 сек. и запасом хода 36 часов, лишённым любых изысков - в виде календаря, автоподзавода и даже не имевшего противоударного устройства. Больше того - это, по сути, простейший механизм-трёхстрелочник с боковой, а не соосной, секундной стрелочкой. Подобные калибры были очень популярны в начале двадцатого века, особенно в период пресловутой "Великой Депрессии" - когда ценились дешёвые и технологичные вещи; но уже к началу шестидесятых годов двадцатого века их вытеснили более сложные и дорогие механизмы с соосной часовой и минутной секундной стрелкой, более удобные для визуального обзора и более наглядные для понимания. Тем не менее механизмы с боковой секундной стрелкой продолжали выпускатся для изготовления самых дешёвеньких часиков. Последним таким механизмом, разработанным в СССР в качестве основы для часов, адресованных детям и подросткам, был "Восток 2403" - он продолжает выпускатся и поныне, но в часах производства Чистопольского Часового Завода и его наследников он не использовался и не используется; он идёт на экспорт в страны Третьего Мира для изготовления самых доступных механических часиков - http://vostok-watch.ru/vostok-calibers/vostok-2403.html.

В 1990е на его основе делались и готовые часики; вот фото

А в конце 1980х последними часами с трёхстрелочным механизмом и боковой секундной стрелкой были знаменитые часики "Победа" - самые массовые советские мужские наручные часы. Их, с 1945 г., выпускали едва ли не все советские часовые заводы, изготавливавшие наручные часы, однако к началу 1980х их признали устарелыми и архаичными. В то же время потребность советских людей в дешёвых часах была велика, и поэтому производство часов "Победа" сохранили на Заводе имени Масленникова в городе Самаре - https://ru.wikipedia.org/wiki/Завод_имени_Масленникова , более того - эти часики являлись основной продукцией этого пердприятия. В целях сокращения прроизводственных расходов в последних версиях калибра "2602" широко применялись штампованные детали из дешёвых сплавов, качество часиков "Победа" резко упало, но в то же время и цена этих часиков составляла 25-27 рублей в 1989 г., что делало эти "бюджетные" часики очень популярными. Женя купил себе именно эти часики - в целях экономии - и носил их до самой своей смерти в 1995 г. Именно их я и восстановил. Советский Союз погрузился во тьму небытия, а вместе с ним туда же погрузились и самые популярные советские часы, верой и правдой служившие нескольким поколениям советских людей.

По сравнению даже с калибром "2409А", который применяется в современных недорогих часиках "Восток. Юношеские" и который находит применение и в более серьёзных часах - http://whale-roma.livejournal.com/7711.html, или вот, например, "Штурманские "Арктика" 2409/2261290" - http://www.alltime.ru/catalog/watch/russian/sturmanskie/Man/13136/detail.php?ID=638443&back=list, калибр "2602" является примером технического аскетизма и дешевизны. В то же время на основе калибра "2602" можно создавать часики с большим диаметром циферблата, что делает их показания более удобочитаемыми.

Иными словами на базе "2602" получаются хорошие часы, адресованные низкооплачиваемым, но важным для всего народного хозяйства в целом, работникам, которым требуется знать точное время в силу их профессиональной деятельности - например дворникам, железнодорожной обслуге, учителям, медсёстрам, почтальёнам и т. д.

Кроме того простенькие наручные часики не обязаны представлять из себя высокотехнологичное современное изделие. Это даёт возможность старым, проверенным десятилетиями, а иногда даже - и столетиями, моделям часов быть востребованными в современном обществе и, в то же время, давать возможность молодёжи в буквальном смысле прикоснутся к Истории. А история у часиков "Победа" очень интересная.

Она началась в 1867 г. во французском городе Безансоне, где предприниматель Эммануил Липманн, сами понимаете какой национальности человек, замутил бизнес по изготовлению и продаже часиков из эбоше - наборов деталек для изготовления механизмов, которые продавали и продают крупные производители часов. Механизм "Восток 2403", упомянутый в начале рассказика и продающийся в бедные страны в качестве конструктора для изготовления дешёвых часиков - это как раз и есть яркий пример эбоше ! Вскоре Липманн ощутил, подобно Дурачине из песенки В.С. Высоцкого, "много сил" - и замахнулся на производство хронометров. Чтобы сделать свой бизнес авторитетным Липманн заключил соглашение с астрономической обсерваторией города Безансона - чтоб они выдавали сертификаты на изготавливаемые мезьё Липманном часы - мол они очень точные. Чтобы их охотнее покупали, сертифицированные астрономами часы Липманн метил изображением головы гадюки на корпусе. Заодно Липманн создал торговую сеть из магазинчиков по всей стране, торговавших его часиками. А ещё Липманн наловчился скупать часы известных производителей и продавать их потом под видом собственных изделий - наверное дядя Эммануил в полосатом костюме и шляпе "Борсалино" обходил их конторы и, тыча револьвером во владельцев, заставлял их подписывать контракты. Дела Липманна быстро шли в гору и он, подобно всё тому же Дурачине из песенки Семёныча, "взлез на стул повыше" - решил делать свои часы, и создал для этого конструкторское бюро. В 1899 году Липманн создал свой собственный калибр "20", а в 1902 году - калибр "22". Вполне естественно для француза то, что мзьё Липманн мерял свои калибры в миллиметрах а не в линиях как швейцарцы; позже метрическая система ляжет в основу нумерации калибров и советских часов.

Во время Первой Мировой Липманн производил артиллерийские хронометры. После войны бизнес Липманна временно остановился, но в 1925 году он передал бразды правления фирмой своему сыну Эрнсту, и производство наручных часиков возобновилось, а заодно - и разработка новых калибров - в этот период были созданы "круглые" калибры "23", "24" и "26", а также прямоугольные "12" и "13". В 1931 г. фирму возглавил внук полосатокостюмного кошерного гангстера Эммануила - мзьё Фред Липманн. Он сразу же переименовал предприятие в "Lip SA d’Horlogerie", и все часики стали нести на циферблате гордую эмблему "Lip", подчёркнутую молнией. Кроме того мзьё Фред Липманн навёл порядок с нумерацией калибров - все "круглые" калибрики стали именоватся буквой "R" ("round"), а все "прямоугольные - буковкой "T" (от "tonneau" - знаменитого "гробика" Картьё, ставшего у французов синонимом часов в прямоугольном или бочковидном корпусе). Вскоре был создан и самый популярный калибр фирмы - "Т18" - прямоугольный "гробик" 18 мм. Именно этот калибрик и лёг в основу советского калибра 18X28,5 мм со
стальным анкерным ходом на 15 рубиновых камнях "Звезда",

который многие годы выпускался на Угличском Часовом Заводе, в т. ч. и под маркой "Чайка".

Причиной этому стало начало многолетнего и плодотворного сотрудничества мезьё Фреда Липманна и его фирмы с советским правительством. Надо сказать, что в СССР в начале 1930х с часовой промышленностью не ладилось - в 1928 г. советское правительство купило у пиндосов разорившееся предприятие "Hampden-Dueber", и СССР досталась куча хлама в виде устаревшего и изношенного оборудования, непригодного для производства качественных часов. Получалось только вот что:


Конкурировать на мировом рынке с подобной продукцией советская часовая промышленность могла лишь с колониальными английскими фабриками. Швейцарцы довольно потирали руки и принципиально, категорически отказывались продавать СССР своё оборудование и технологии. И тут на помощь Стране Советов пришёл мезьё Фред Лип, предложивший самое современное оборудование, новейшие технологии а главное - инструкторов, советников и преподавателей, способных поднять советскую часовую промышленность с нуля. За это Фред Лип получил столько советского золота, что стал самым богатым часовщиком в мире. Это позволило Фреду Липу закупать новейшие технологии у швейцарцев, которые в нём почему-то конкурента упорно не видели - а Лип перепродавал эти технологии СССР, получал снова золото и обогащался ещё больше . Вот такой случился парадокс.

Буквально все директора, главные инженеры и ведущие специалисты советских часовых заводов довоенного периода прошли обучение на предприятиях мезьё Фреда Липманна. Безусловно Фред Липманн - друг СССР и советских людей.
Теперь надо рассказать про самого Фреда Липманна. В отличие от бандита-дедушки Фред был человеком с очень большим сердцем - он был социалистом, только что не коммунистом.

Фред очень заботился о своих рабочих - он предоставлял каждому из них полуторамесячный отпуск, выплачивал 100% по больничным, построил заводскую бесплатную среднюю школу и детский садик, выделял пособия на оплату высшего образования для талантливых ребят. Больше того - деловые решения перед их окончательным утверждением самим Фредом Липманном выносились на голосование рабочего коллектива предприятия .

А ещё дядюшка Фред знал русский язык и наизусть читал стихи Пушкина в оригинале . В общем Фред Липманн был своим для советских людей.
Таким образом все значимые советские предвоенные часы происходят от калибров "Lip": "R43" - "ЗиМ" (карманные),


"R36" - "Салют" и "Молния", "Lip R25" лёг в основу многих калибров Певого Часового Завода (ставшего "Полётом" в начале 1960х), а "R26" превратился в "2602" - основу "Победы",

"Спортивных"

и "Штурманских", с которыми Юра Гагарин летал в космос.

У самого же Фреда Липманна дела пошли плохо. Причиной этому стали не ошибки в бизнесе и не происки конкурентов, а нападение Гитлера на Францию. Лип, как истинный патриот, тут же соорудил дочернюю компанию "Saprolip" для выпуска военной продукции, которая заработала в сентябре 1939 г., с первых дней войны; основой продукции стали прицелы и таймеры для бомбардировщиков и штурмовиков, да артиллерийские хронометры. В 1940 г. завод в Безансоне захватили гитлеровцы, однако сам мезьё Лип и его фирма "Saprolip" успели эвакуироватся в Испанию, в Валенсию - поближе к границе. Там Лип продолжил делать приборы для бомбардировщиков, которые отправлял в Америку, а заодно наладил массовый выпуск бомб с часовым управлением - ими мезьё Лип снабжал французских партизанов совершенно бесплатно. Таким образом Фред Лип внёс значительный вклад в дело Сопротивления. Поблагодарим и каудильё Франко, который закрывал глаза на антигитлеровскую деятельность Липа и пускал к себе французских партизан. После войны Лип возобновил сотрудничество с СССР и стал учить новые поколения советских часовщиков. Дела Липа шли в гору - к 1954 г. он выпускал по 300 тысяч часов в год силами всего 1,5 тыс. специалистов, а кроме того продавал под своим именем швейцарские часы "Blancpain", что укрепило позиции фирмы "Lip" в премиальном сегменте рынка. В 1952 г. Лип создал действующий прототип электронных часов

(схожих с "Луч Кварц" начала 1970х), и вывел их на рынок в качестве знаменитого калибра "R27".

В то время многие выпускали электромеханические наручные часы, в которых пружина раскручивалась силой электрического тока от батарейки - например фирма "Гамильтон" в США и "Ракета" в СССР; кстати "Ракета" была выпущена раньше пиндосовского "Гамильтона" и фигурировала в энциклопедии "Домоводство" уже в 1956 году - а "Гамильтон" появился только в 1957 и стал любимыми часиками Элвиса, но сегодня историю переписывают и пальму первенства горе-историки отдают пиндосам. А электронные часики Липманна немедленно приобрёл деГолль - одни для себя и другие - для жены. В то же время для мезьё Липманна и его дела наступили воистину чёрные дни - из Восточной Азии хлынул поток дешёвых часов, конкурировать с которыми продукция "Lip" не могла - мезьё Липманн производил часики для обычного рабочего человека, без изысков, не имел собственных разработок в премиальном сегменте (прототипы часиков с турбильёном от "Lip" всё же существовали) - и этот рабочий человек отвернулся от него, а богатеям часики "Lip" были неинтересны. К концу 1960х "Lip" вошла в полосу постоянных убытков, к середине 1970х - разорилась и самоликвидировалась. Фред Липманн раздал всё своё состояние рабочим, когда он прощался с ними - тысячи людей рыдали по всему городу Безансону. В результате Фред Липманн доживал свои дни бедным старичком - в маленьком домике, в окружении созданных им часиков.

Сегодня французы уже и не помнят ни Фреда Липа, ни его фирму. Через 30 лет после этого то же самое произошло и с часиками "Победа" - они оказались неконкурентноспособными по сравнению с китайской продукцией. Заигрывания с капитализмом


выразились лишь в снижении качества продукции ниже критического уровня и потере остатков авторитета марки.

Часики "Победа", принадлежавшие Жене и восстановленные мною, очень хорошо смотрятся на ремешке от часов "Восток. Юношеские".

Как и положено часикам на калибрах без автоподзавода "Победа" толщиной не отличается.

Потребительские качества жениной "Победы" не слишком привлекательны - малый запас хода (около 30 часов против заявленных 36 - что обьясняется низким качеством механизма) и архаичность не искупаются их относительной точностью (спешат на 15 секунд в сутки). Циферблат очень простой, светонакопительное покрытие на стрелках и метках циферблата отсутствует. А жаль - бедняки тоже люди и хотели бы взглянуть на часики в ночи чтобы узнать - сколько время.

Современные часики "Восток" на калибрах "2409А" и "2414" выглядят намного привлекательнее - первые компактнее, изящнее, имеют водозащиту, отсутствующую у "Победы" напрочь, а вторые могут предложить ещё и календарик. Кстати - даже часики "Восток. Юношеские" комплектуются ремешком из натуральной кожи - таких ремешков не встретишь у китайских часов, которые стоят даже вдвое дороже "Юношеских".

Этот ремешок сделан в полном стилистическом соответствии с теми ремешками, на которых носили свои часы советские люди в период наших наибольших успехов как нации - в 1950е и начале 1960х г.г. .
Китиша будет бережно относится к своей старенькой, некачественной и несчастной "Победе" - он будет её регулярно чистить и смазывать ружейным маслом производства несуществующей страны ГДР - нашего несчастного союзника, павшего в борьбе с Мировым Империализмом по причине нашей с вами, и моей тоже, лени и жадности. Грустный старый Китик будет носить грустные старенькие часики "Победа" и вспоминать о своих, безвременно умерших, близких людях.

Часы "Победа". Ожившая классика.


Итак, перед нами часы «Победа», выпущенные в четвёртом квартале 1955-го года на втором Московском часовом заводе (ч2з). Увы, время не пощадило их, похвастаться экстерьером здесь не выйдет. Но не это главное. Наша задача привести механизм 2602, он же К26, он же Lip R26 (хотя по поводу Lip R26 до сих пор не умолкают споры) в рабочее состояние, вернуть его к жизни. 2602 — классический калибр, собранный на пятнадцати камнях, два из которых накладные, два — это палеты анкерной вилки, один — импульсный камень, эллипс. По этой схеме построено множество часов. Поэтому лучшего учебного пособия и желать не приходится. Что ж, усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!
Вот они, часы, перед нами. Это «трёхстрелочник» с боковой секундной стрелкой. Диаметр корпуса 29 мм. Толщина (высота?) по стеклу 10,5 мм. Ушки под ремешок 16 мм. Корпус трёхкомпонентный — собственно корпус, рант стекла со стеклом и задняя крышка-хлопушка.
Разборку часов начинаем со стороны стекла. Поддеваем рант за паз и снимаем его со стеклом. Демонтируем стрелки. Снимаем заднюю крышку, открываем доступ к механизму. Для извлечения этой модификации механизма из корпуса отпускаем на оборот винт переводного рычага, который удерживает заводной вал, и вынимаем вал из механизма. После этого вывинчиваем два крепёжных винта и вынимаем механизм в сторону стекла.

Часы «Победа». Вид со стороны стекла.

Часы «Победа». Вид со стороны задней крышки.

Снимаем стекло с рантом стекла.

Снимаем стрелки.

… и аккуратно складываем их в ячейку.

Открываем заднюю крышку.

Красная стрелка указывает на винт, удерживающий заводной вал в механизме. Зелёными стрелками обозначены винты крепления механизма в корпусе часов. Отпускаем винт заводного вала на 1-1,5 оборота и вынимаем вал. Затем вывинчиваем крепёжные винты и извлекаем калибр из корпуса в сторону стекла.

Заводной вал вынут из механизма.

Механизм извлечён. Вот он, голубчик, во всей красе «женевской волны». Жалко, что камера плохо передаёт её фактуру.

Теперь первым делом снимаем баланс вместе с мостом. Баланс винтовой с неподвижной колонкой баланса, противоударной защитой не оснащён. Есть градусник, но регулятора выкачки не имеется. Пока обратим внимание только на одну деталь — посмотрите на вот этот виток спирали, который находится выше остальных — это так называемая «спираль Бреге» — по имени изобретателя. Изгиб спирали подобран так, что период колебаний системы баланс—спираль не зависит от амплитуды колебаний. Такую спираль называют «брегетированной». Эта технология пришла в наручные часы из карманных. Но у технологии при всей полезности есть один недостаток — увеличивается высота механизма. Поэтому в тонких механизмах её не применяют, но там, где толщина часов существенной роли не играет, брегетирование весьма полезно. К балансу мы ещё вернёмся, притом капитально, а пока отложим его в чашку Петри и накроем стеклянной крышкой, чтобы не запылился паче чаяния.

Баланс снят. Видна спираль Бреге (зелёная стрелка)

Вид на анкерную вилку и анкерное колесо при снятом балансе.

Разбираем двигатель. Снимаем колесо барабана, мост барабана, барабан. Извлекаем кулачковую муфту. Раскрываем барабан.

Заводной механизм разобран. Обратите внимание на то, как в этом калибре выполнена пружина собачки барабана. Из-за такой конструкции часы заводятся несколько жёстко. Впоследствии конструкция будет изменена, вместо «R»-образной пружины поставят мягкую тонкую. Этот узел не разбираю. Потом пружину на место ставить… ой. Вымоется вместе с мостом.

Мост барабана демонтирован.

Детали кулачковой муфты и барабан.

Разбираем анкерную вилку и ангренаж. Здесь никаких особенностей. Снимаем мосты, извлекаем детали.

Мост и анкерная вилка. Особенностей нет.

Мост и колёса ангренажа.

Осталось центральное колесо. Для того, чтобы его снять, нужно снять с его оси минутный триб. Итак, переходим на медленную сторону — под циферблат.

Ну вот, наконец-то добрались до циферблата. Отпускаем винты на торцах платины. Снимаем циферблат и разбираем «медленную сторону».

Здесь находятся винты крепления циферблата.

Циферблат снят. Вид на «медленную сторону».

Фокус на накладном камне баланса.

Снимаем накладной камень баланса.

Снимаем часовое колесо с пружинной шайбой (при сборке не забыть поставить шайбу на место!)

Снимаем минутный триб и центральное колесо.

Открываем ремонтуар и разбираем его.

Детали ремонтуара.

Разборка окончена. Приступаем к мойке и чистке.


Приступаем к процессу сборки и смазки. В этот раз попробуем масло МЦ-Н. И начнём со сборки ангренажа. Здесь есть своя последовательность. Сначала устанавливаем анкерное и промежуточное колесо, затем секундное и центральное. Аккуратно выравниваем их и накрываем мостом. Собираем барабан. Пару капель масла на витки пружины, на коре, закрываем крышку и устанавливаем барабан в его гнездо на платине. Накрываем двигатель мостом. Переходим на медленную сторону. Для начала смажем накладной камень баланса. Капля масла наносится на сам накладной камень, но не на проходной. Капля должна быть такой, чтобы занимать около 60-70% площади камня. У меня вышло немного больше. Устанавливаем камень на место и фиксируем его винтом. Теперь возвращаем на место минутный триб и собираем ремонтуар. Смазываем и накрываем его крышкой. Возвращаемся к двигателю. Устанавливаем на место коронное колесо и колесо барабана. Можно проверить скат — отлично!

REM: никак не получается у меня отснять это самое явление ската колёс.

Отправляем на место анкерную вилку с её мостом.

Установлены колёса ангренажа.

… и накрыты мостом ангренажа.

Собираем барабан.

… и устанавливаем его в механизм.

Накрываем мост барабана.

Здесь хорошо видна ось секундного колеса, которая несёт секундную стрелку (см. по красной стрелке).

Смазываем накладной камень баланса.

… и устанавливаем его на платину.

Собираем медленную сторону и ремонтуар.

Закрываем крышку ремонтуара.

Фокус на анкеронм колесе и камне анкерной вилки.

Установлена анкерная вилка и мост анкерной вилки. Цапфы оси анкерной вилки не смазываем. Помните, что было с часами из предыдущих обзоров?

А вот теперь самое интересное — смазка и профилактика баланса. Проблема заключается в том, что смазать накладной камень моста баланса можно только полностью разобрав узел баланса. Нет бы сделать винты сверху… но…
Итак, начинаем. Кладём баланс колесом вверх и прижимаем мост к путцхольцем к поверхности. Маленькой отвёрткой ( в идеале специальным инструментом) отпускаем на оборот, не более, винт колонки баланса. Если нечаянно выкрутите его совсем, то хлопот добавится много. Закрутить его на место без особой хитрой отвёртки с держателем реально, но оченно трудно. Переворачиваем баланс так, чтобы он был вывешен, и слегка подталкиваем колонку из гнезда. Всё, детали разъединились. Баланс отправляется на промывку, а мост кладём так, чтобы видеть шлицы накладного камня и вывинчиваем эти винты. Процедура требует особой осторожности и внимания. Промываем мост и накладной камень, высушиваем их. Теперь на накладной камень даём масла так, чтобы площадь камня была покрыта смазкой на 60-70%. Затем на камень кладём мост так, чтобы совпали отверстия под винты, и завинчиваем винтики. Винты эти размером с маковое зёрнышко, так что терпение и внимание, терпение, внимание и осторожность.

REM: несколько слов о том, почему такие сложности со смазкой баланса. Если внимательно рассмотреть устройство цапфы колёс ангренажа, то будет видно, что ось переходит в цапфу резко, то есть, под цапфой образуется как бы площадка. Это называется «заплечик». Именно благодаря ему масло не стекает по цапфе на ось и далее на триб. Но если передать масла и оно потечёт на триб, то ход станет тугим из-за демпфирования колёс, колёса попросту склеятся. Чтобы масло удерживалось хорошо, оно должно быть определённой вязкости, а количество его не должно превышать установленное. Иногда применяют так называемое эпиламирование для уменьшения растекания масла.
Теперь посмотрим на конструкцию оси баланса. Здесь ось переходит в цапфу плавно, как бы по конусу, то есть, у баланса нет заплечика. И если перестараться при смазке баланса и нарушить технологию, то масло, не удерживаемое заплечиком, стечёт на колесо баланса, затем на спираль и витки спирали склеятся.
Так что повторю ещё раз «кашу маслом не испортишь, а часы таки да». Соблюдение правил и технологии необходимо.

Собрали. Ставим на место баланс.
Одновременно попадаем колонкой в гнездо и заводим волосок под штифты градусника (сейчас, минутку, пот вытру). Во, есть. Досылаем тонким путцхольцем колонку до места и фиксируем её винтом. Но при этом цапфу баланса в камень не устанавливаем, она сбоку. Так. Теперь вывешиваем баланс на пинцете и ставим его в механизм. Суть в том, что цапфы баланса должны войти в камни один раз. Если по какой-то причине потом придётся баланс снимать, то снова нужно вымыть камни и заменить смазку. Иначе там просто смазки не будет, где это надо. Вот такой сложностью обслуживания расплачиваемся за простоту конструкции. Воистину — голову вытянешь, так хвост увязнет. Всё! Баланс на месте и бежит замечательно. Прибор показывает небольшой рассинхрон по выкачке, но это в допустимых пределах. Беспокоится стоит тогда, когда часы с первого-второго оборота головки не запускаются.
Осталось поставить циферблат и собрать часы в корпус. Пусть уж побудет так, как есть, пока не найду ему новую одёжку, а это вполне возможно, если искать целенаправленно.

Баланс. Фокус на винте колонки баланса.

Колесо баланса со спиралью снято.

Разбираем мост баланса.

Смазываем накладной камень. Размер капли должен быть такой, как на фото.

Собираем мост баланса.

Устанавливаем колесо баланса.

Итак, что у нас получилось. Глядим на «прибор».


Четыре секунды отставания в сутки для изрядно изношенного неприхотливого механизма «преклонного возраста»… однако! — Особенно, если учесть то, в каком состоянии они находились.

Читайте также: