Что строил павка корчагин в романе как закалялась сталь

Обновлено: 06.05.2024

- Что касается закалки стали, то мозги нам действительно сумели
закалить до чугунного состояния, чего нельзя сказать о нервах.
- Бедный парень: искренне верил в то, за что дрался, герой идеи, жизнь
положил, слепым трупом на койке - писал! боролся! и не хуже других. Конечно,
с литературной, точки зрения ничего это из себя не представляет.
- Да? так вы что, не слышали, что на самом деле писала это за него
бригада профессионалов? совершенно известная история. Он действительно
пытался. а нужно было создать легенду, знамя, ударную книгу сталинской
молодежи.
- Слушайте, я в литературе не сильно волоку, но один случай там
интересный; примечательный. Про узкоколейку. Все помнят, да: строили,
метель, зима, дрова возить, голод, герои?
Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в
леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем,
потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге,
гнус жрет, - пахота. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело; спали
спокойно, жрали каши-макароны - от пуза.
И вот в выходной как-то я вспомнил - и задумался: а сколько же они там
километров-то сделали, в "Стали"? Интересно.
Прилетел домой - схватил книжку с полки.
Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал - семьдесят лет
назад бедные комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена -
и до сих пор не раскрыта.
Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а
дров нет - это по-нашему, по-советски; это уже неплохо.
Сколько послали комсомольцев? - Триста.
Сколько верст надо построить? - Шесть.
Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста
комсомольцев на шесть верст? - Будет один комсомолец на двадцать метров.
_Двадцать метров!_
Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена
рельсов (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм
двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или
ТИП-22 - это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а
весь рельс, стало быть, сто десять - сто тридцать кило. И вот эти двадцать
пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные
недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади!
да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!
Организация - сверхбездарная! куча народу без толку. Делись на три
смены вкруглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль
трассы, - да там на два дня максимум работы для такой оравы!
А самое главное - на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки
под шпалы. Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на
пару месяцев, скорость на ней не нужна, - на фига копать?! кладут прямо на
землю! все, всегда, везде!!
Да - холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре
шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да
нет - просто смехотворно. Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже
мой!

Я бы добавил вагон теплушку с пулеметом на крыше.

Прикрепленные изображения

Черт побери! Я несколько раз перечитывал роман Островского, несколько раз смотрел фильм с участием Ланового. Но до такого простого и верного анализа подвига киевских комсомольцев не удосужился дойти.

Вот так разрушаются благородные идеи!

Теперь я понимаю, почему Тоня Туманова с горечью смотрела на Павку Корчагина в момент их встречи на строительстве дороги. Очевидно, что она думала в тогда: "Милый и глупый, Павел, зачем же ты себя так изводишь?!"

Как и большинство советских фильмов о том времени. Они учили не думать, а чувствовать. Это кстати, получалось отлично, во многом благодаря хорошим песням.

Фильм смотрел очень давно, но почему то помню не мороз, а грязь. Как Павка Корчакин веревкой подошву к сапогу привязывает. Мороз тоже был?

Собственно я думаю что "мы за ценой не постоим" зарождалось в эти романтические годы коренного слома сознания/быта/мышления.

Я бы сказал, что "за ценой не стояли" и в РИ.

Много странного в этой истории об узкоколейке.

Во-первых, в романе строительство подъездных путей происходит глубокой осенью 1921 года.

" 4 декабря. Всю ночь валил снег. В Боярке, пишут, все засыпал. Работа стала. Очищают путь. Сегодня губком вынес решение: стройку первой очереди, до границы лесоразработки, закончить не позже 1 января 1922 года. Когда передали это в Боярку, Токарев, говорят, ответил: "Если не передохнем, то выполним".

" Железнодорожное движение улучшилось. Летом 1921 г. подвезли уголь из Донбасса, и зимой 1921-1922 г. в домах Киева заработали центральное отопление и водопровод."

"Легендарная узкоколейка, которую, возможно, строил Н. Островский и которая описана в романе «Как закалялась сталь». На станции Боярка установлен бывший белорецкий паровоз К157-73 (под номером 157-76) и памятный знак. Узкоколейки для вывоза дров действовали уже в 1920 году. Памятник установлен в 1989 году, как символ спасения Киева от топливного кризиса в холодную зиму 1921 года. По Боярской узкоколейке длиной 7 верст в этот год дрова возили лошадьми на 40 вагонетках. Каждый ямщик ежедневно делал две ходки. За 1920·1921 годы в зоне этой узкоколейки было заготовлено 49536 кубометров дров и 20397 кубометров деловой древесины. В апреле 1921 г. чрезвычайная комиссия, созданная из представителей высших органов, обследовала трассы строительства 11 узкоколеек общей протяженностью 78 верст. В августе был утвержден план первоочередного строительства узкоколеек Мотовиловка·Дорогинка (насыпь высотой от 0,8 до 3 м частично сохранилась).http://blog.maximuma.net"

В романе же речь идет о подготовке к эксплуатации пяти узкоколейных паровозов, взятых в Пуще-Водице.

В романе акцентируется тема прямого вредительства руководителей Железнодорожного лесного комитета (Жиллескома), которые якобы в преступных целях организовали заготовку дров в лесах Боярки, отстоящих на значительном расстоянии от уже существующих железнодорожных путей. В сцене заседания губисполкома, посвященного проблеме вывоза дров, называются следующие цифры - необходимо 5 тысяч подвод для вывоза в течение месяца 210 тысяч кубометров заготовленных дров.

" Вот видите. - надавил пальцем развернутую карту Жухрай. - Вот станция Боярка, в шести верстах - лесоразработка. Здесь сложено в штабеля двести десять тысяч кубометров дров. Восемь месяцев работала трудармия, затрачена уйма труда, а в результате - предательство, дорога и город без дров. Их надо подвозить за шесть верст к станции. Для этого нужно не менее пяти тысяч подвод в течение целого месяца, и то при условии, если будут делать по два конца в день. Ближайшая деревня - в пятнадцати верстах. К тому же в этих местах шатается Орлик со своей бандой. Понимаете, что это значит. Смотрите, на плане лесоразработка должна была начаться вот где и идти к вокзалу, а эти негодяи повели ее в глубь леса. Расчет верный: не сможем подвезти заготовленных дров к путям. И действительно, нам и сотни подвод не добыть. Вот откуда они нас ударили. "

"- Есть один выход, товарищи: построить в три месяца узкоколейку от станции до лесоразработок - шесть верст - с таким расчетом, чтобы уже через полтора месяца она была доведена до начала сруба. Я этим делом занят уже неделю. Для этого нужно, - голос Жухрая в пересохшем горле заскрипел, - триста пятьдесят рабочих и два инженера. Рельсы и семь паровозов есть в Пуще-Водице. Их там комса отыскала на складах. Оттуда до войны в город хотели узкоколейку проложить. Но в Боярке рабочим негде жить, одна развалина - школа лесная. Рабочих придется посылать партиями на две недели, больше не выдержат. Бросим туда комсомольцев, Аким?"

Окончание строительства дороги в романе датировано точно.

"9 января. Почему так тяжело? Прежде чем сесть к столу, я плакала. Кто мог подумать, что и Рита может рыдать, и еще как больно! Разве слезы всегда признак слабости воли? Сегодня причина их - жгучее горе. Почему же оно пришло? Почему горе пришло сегодня, в день большой победы, когда ужас холода побежден, корда железнодорожные станции загружены драгоценным топливом, когда я только что была на торжестве победы, на расширенном пленуме горсовета, где чествовали героев-строителей? Это победа, но за нее двое отдали свою жизнь: Клавичек и Корчагин."

300 комсомольцев на 6 вёрст узкоколейки, Осударева дорога и электросамокаты в 1958 году


1. К эпизоду строительства узкоколейки в романе «Как закалялась сталь» нашлись новые вопросы. Не только с точки зрения здравого смысла и общей организации процесса, но в чисто технологическом плане. Напомню фабулу: вредители в 1921 году отправили трудармию рубить дрова в лесах под Киевом. Затем вредители складировали их там, где нет железной дороги для вывоза. Другие вредители не озаботились проблемою дров вплоть до самого наступления зимы. И вот, чтобы город не замёрз, доблестные партийцы послали комсомольцев строить дорогу.

Читатель alexey_zharikov цитирует анализ этого эпизода писателем Михаилом Веллером:

Про узкоколейку. Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои?

Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем, потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге, гнус жрет, – пахота. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело; спали спокойно, жрали каши-макароны – от пуза.

И вот в выходной как-то я вспомнил – и задумался: а сколько же они там километров-то сделали, в «Стали»? Интересно.

Прилетел домой – схватил книжку с полки.

Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал – семьдесят лет назад бедные комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена – и до сих пор не раскрыта.

Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а дров нет – это по-нашему, по-советски; это уже неплохо.

Сколько послали комсомольцев? – Триста.

Сколько верст надо построить? – Шесть.

Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста комсомольцев на шесть верст? – Будет один комсомолец на двадцать метров. Двадцать метров!

Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена рельсов (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или ТИП-22 – это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а весь рельс, стало быть, сто десять – сто тридцать кило. И вот эти двадцать пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади! да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!

Организация – сверхбездарная! куча народу без толку. Делись на три смены в круглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль трассы, – да там на два дня максимум работы для такой оравы!

А самое главное – на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки под шпалы. Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на пару месяцев, скорость на ней не нужна, – на фига копать?! кладут прямо на землю! все, всегда, везде!!

Да – холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да нет – просто смехотворно. Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже мой!

Добавлю, кстати, от себя, что для временных перевозок раньше использовали даже не узкоколейку, а так называемую «декавилевскую колею». Такая временная дорога прокладывается вообще моментально:

Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Будучи сыном фермера Арманда Декавиля, Поль занимался производством свеклы для своего винокуренного производства. Ненастная погода, превратившая все грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы порядка 9 тысяч тонн на своих полях заставили искать выход. Декавиль придумал изготавливать рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов, каждый из которых весил немного, но при этом легко монтировался и демонтировался. Для спасения урожая с полей этого оказалось вполне достаточно — были сделаны небольшие вагонетки, передвигаемые вручную.

Впоследствии система получила усовершенствования.

Декавилевские железные дороги широко применялись для подвоза боеприпасов внутри крепостей и фортификационных сооружений, в промышленности и в горнодобывающей промышленности разных стран.

На историческом форуме, однако, нашёлся пост, в котором метод строительства «по Веллеру» раскритиковали и предложили свою версию, почему комсомольцы так долго и тяжело строили:

Веллер строил временную ветку для колхоза или леспромхоза. Это совершенно точно видно из описания – 9 человек в глуши строят дорогу. Без понимания технологий. Явно по этой дороге не собираются пускать ничего серьёзного.

Дорога Веллера была предназначена для конной тяги или для облегченных вагонеток и небольшого тягача.

То, что Веллер строил не было предназначено для того, чтобы по нему ходили настоящие составы. Это легко понять из описания - 9 человек строят месяц дорогу и т.д. Какие уж тут паровозы, явно для колхоза или там лесопилки вспомогательную дорогу городят.

Веллер строил узкоколейку для конной тяги или специальных облегченных вагонеток. Корчагин в романе строит капитальную дорогу. Облегченных вагонеток тогда не было.

Трудозатраты на стройке Корчагина больше в десятки раз.

Откуда они берутся?

Ответ волшебно прост.

Дорога Корчагина должна выдерживать 20 тонн тяжести паровоза.

То, что там настроил Веллер, не простояло бы под такой нагрузкой и пары дней. Больше того. Уверен, что и одного раза бы не выдержало.

Узкоколейка, описанная Веллером, не смогла бы выдержать даже ежедневной нагрузки паровоза без вагонов.

А вот верно ли то, что Корчагин сотоварищи так широко замахнулись и строят капитальную дорогу тогда, когда стоит поискать решение попроще?

Думаю, что нет. Это явно неразумно. Но решение принималось некомпетентными в технических вопросах людьми. Им объяснили, что необходимо строить капитально, но не объяснили, что выдержать технологию в таких условиях вряд ли получится.

И перед ними встал выбор – строить на живую нитку (по образцу Веллера), зная, что такая дорога и месяца эксплуатации не выдержит, либо строить серьезно, не жалея людских рук и жизней.

Они решили строить не жалея людей.

У них не получилось.

Незаконченную дорогу за пару лет разобрали.

2. Для сравнения, вот как строили в диком 18 веке. Когда во время Северной войны Петру I понадобилось построить дорогу на месте нынешнего Беломорканала (чтобы перевозить грузы из Балтики на Белое море и обратно), задачу выполнили в два счёта:

Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, строительство вели около 5 000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Работы производились двумя строительными группами — северной и южной, продвигавшимися навстречу друг другу. Северный участок (94 версты) включал строительство пристани на мысе Вардегорский Белого моря и сухопутный участок до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Южный участок составил 80 вёрст.

Строительство началось в двадцатых числах июня 1702 года, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 174 версты. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства

Получается в среднем один крестьянин на 37 метров за 20 дней. Конечно, стройка велась летом и технические требования к дороге были невысокими (легенда гласит, что по ней даже перетащили два корабля-фрегата – но это, вероятно, всего лишь легенда).

В любом случае, организовать столь грандиозную стройку и прорубить столь длинную дорогу в суровых северных лесах за столь короткий срок – выдающееся достижение.

3. Писатель-историк Сергей Цветков приводит пророческую карикатуру из журнала «Крокодил» от 1958 года:


Согласитесь, весьма похоже на нынешнюю доставку дронами и сегвеи/электросамокаты (на картинке показаны выхлопы, но давайте не будем сильно придираться к инженерам-карикатуристам).

Очевидно, более 60 лет назад в Советском Союзе были люди, которые понимали, в каком направлении следует развивать технологии, чтобы сделать повседневную жизнь людей лучше, а перемещения по городу проще. Безусловно, было и огромное количество талантливых технарей, которые могли бы эти идеи воплощать в жизнь.

Жаль, что золотые руки наших Кулибиных были крепко связаны социалистической экономикой, где не было ни свободных капиталов, ни хотя бы материалов и инструментов для технических хобби. Советские Форды не могли открывать собственные стартапы, не могли доводить свои изобретения до коммерческой реализации.

Павел Корчагин

Автобиографичный роман «Как закалялась сталь», который написал Николай Островский, повествует о жизни комсомольцев в 1920-ые годы. Главный герой, Павел Корчагин, напоминает автора, который всегда с азартом брался за партийные задачи, будь то организация революции, война, спасение леса, уносимого ледяным течением, или строительство узкоколейки под гнетом атакующего тифа. Писатель ослеп в 24 года и оказался прикованным к кровати из-за паралича, но продолжал активную деятельность в качестве литератора.

Писатель Николай Островский

Писатель Николай Островский

Книга о первом поколении комсомольцев показывает, как закалялись молодые люди, клавшие жизнь на алтарь борьбы за благополучие Родины.

История создания

Роман был завершен в 1932 году, но первая публикация появилась лишь в 1934 году на страницах журнала «Молодая гвардия». Самостоятельная книга была выпущена в том же году и разошлась тиражом в 36 миллионов экземпляров. Литературоведы определяют жанр произведения как социалистический реализм.

Сюжетом для романа послужили события, очевидцем которых был сам Островский. Он описал Гражданскую войну и послевоенный период, когда вся страна трудилась ради восстановления быта. Полным ходом шло социалистическое строительство, и каждый, кто был к нему причастен, ежедневно совершал подвиг ради будущих поколений.

Книга Островского

Книга Островского "Как закалялась сталь"

Поначалу Островский самостоятельно вручную писал текст романа, но болезнь не ослабевала и брала верх над его организмом, поэтому с каждым днем писать становилось все сложнее. Поняв, что разбирать его строчки невозможно, писатель стал пользоваться транспортером. Когда руки отказали, он прибегнул к диктовке, и благодаря добровольным секретарям книга увидела свет. Работать было непросто, так как писатель говорил медленно и прерывисто. В записи романа участвовало 19 человек.

Произведение разделено на две части по 9 глав в каждой. В них описываются детство, отрочество и юность главного героя, его зрелые годы и болезнь.

Сюжет и подвиги

Павел Корчагин

Павел Корчагин

Павел Корчагин имеет непростую биографию, как и сам Островский. Произведение начинается с того, как главного героя изгоняют из школы за шалость. Сын кухарки попадает во взрослый мир, в котором он вынужден не просто выживать, но и подстраиваться под современные реалии. Когда в провинциальный городок, где он жил, добралась весть о свержении царского режима, паренек уже не был ленивым школьником. Он ударно трудился и пытался быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах. Павка прятал оружие, несмотря на строгие указы немцев.

После прихода Петлюры он своими глазами наблюдал грабеж, погромы и убийства евреев. Парень возмущался тем, что происходит, и пытался по мере сил помогать пострадавшим. Поэтому он пришел на выручку матросу Жухраю, приятелю брата. Жухрай открыл Павлу глаза на происходящее, так как видел в нем стойкого бойца и верил, что руками таких юнцов, как Павка, творится будущее.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Как закалялась сталь"

Корчагин спас Жухрая, отбив его у конвоя, за что сам угодил к петлюровцам. У героя не было ничего за душой, и этим оправдывается его отвага. Крепкий, мускулистый парень не испытывал страха, принимая решения, но, когда конвоир предложил расстрелять его, струхнул. Ему чудом удалось спастись и спрятаться у приятельницы, Тони. Дочь лесничего, девушка из другого общества, которая всегда нравилась ему, смогла выручить героя в трудную минуту.

После Гражданской войны Корчагин вернулся в родной город и вступил в комсомольскую организацию. Его возлюбленная Тоня не была принята местным обществом. Слишком вычурной казалась она на фоне местных девушек. Павел разочаровался в ней. Герой стал членом ЧК, но на новом месте чувствовал себя лишним. Сказывались военные травмы. Спустя некоторое время он уехал в Киев, где стал членом Особого отдела. На этом заканчивается первая часть романа.

Рита Устинович

Рита Устинович

Роман продолжается поездкой Корчагина на губернскую конференцию в компании с Ритой Устинович в качестве помощника. Девушка учила его политической грамоте. Сближение произошло само собой, но Корчагин был уверен, что личная жизнь не может занимать первое место, когда встает вопрос о строительстве социализма. Он предпочитает оставить девушку другом и забыть о том, что она привлекательна.

Работая в четыре смены, комсомольцы строят узкоколейку без отдыха и перерывов. Постоянные бандитские налеты затрудняют процесс. Работая без еды и одежды, Павел заболевает тифом. Его близкие думают, что парень погиб.

Выздоровев, герой вновь пускается в работу: приходит трудящимся в мастерские, где заставляет комсомольцев навести порядок, на заседаниях выступает защитником товарищей, а на улицах – заступником девушек. Главная мысль романа, переданная устами Корчагина, заключается в том, что жизнь нужно прожить так, «чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Этому девизу он следует на протяжении всей жизни, ценя ее и стремясь принести как можно больше пользы партии.

Павел Корчагин

Павел Корчагин

Он участвует в разгроме оппозиции рабочих и выступает против последователей Троцкого, покушающихся на заветы партии. Смерть Ленина продвинула Корчагина, и волей судеб он встретился с Ритой Устинович, ставшей к тому моменту членом ЦК. Любовь между ними вновь оказывается невозможной: у девушки уже есть семья, а здоровье Павла подкошено болезнью. Героя отправляют в санаторий. Его состояние быстро ухудшается и приводит к параличу. Вспоминая свою жизнь, Корчагин начинает писать и гордится тем, что не прожил бесцельно ни одного дня.

Экранизации

Роман «Как закалялась сталь» неоднократно экранизировали в Советском Союзе. Первый фильм по известному сюжету вышел на экраны в 1942 году и оказался своевременным для поднятия боевого духа людей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Подвиги главного героя вдохновляли на героические свершения, а его образ служил примером для тысяч советских граждан. В роли Корчагина выступил актер Виктор Перест-Петренко. По завершении съемок артист отправился на фронт, где погиб во вражеской перестрелке.

Актер Василий Лановой в образе Павла Корчагина

Актер Василий Лановой в образе Павла Корчагина

В 1956-57 годах был снят фильм «Павел Корчагин». Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов пригласили на роль главного героя Василия Ланового.

Позднее, в 1973 году, образ комсомольца на экране воплотил Владимир Конкин, снявшийся в сериале по мотивам романа.

Владимир Конкин в фильме

Владимир Конкин в фильме "Как закалялась сталь"

В 1975 году зрители увидели киноверсию ленты с одноименным названием.

В 2000 году вдохновившиеся произведением китайские постановщики организовали съемки фильма на Украине. В роли Корчагина в этом проекте выступил Андрей Саминин.

Павка Корчагин – помесь Шарикова и Швондера

На первых же страницах романа покоробила подловатость натуры Павки – он подсыпал махорки в тесто для куличей, которое затеяла перед Пасхой матушка отца Василия – он преподавал в школе Закон Божий.

Он, Павка, ещё бы толчёного стекла туда сыпанул, совсем по-революционному было б. За этот геройский поступок Павку погнали из школы. Тогда-то и выработался его мстительный характер, он поклялся: «Никому не прощу своих обид! Не забуду, не прощу!»

0_213119_92fa2868_orig

Павка вообще не терпел поповского сословия. Попы у него руководят антисоветскими восстаниями. Отец Василий почему-то оказывается во главе эсэровского комитета, хотя из истории известно, что эсэры были стопроцентные атеисты. Павка, когда победила большевистская революция, выгнал из дома поповскую семью и разметил в нём райком: «В большом зале, где благочестивые хозяева лишь в престольные праздники принимали гостей, теперь всегда людно. Поповский дом стал партийным комитетом». Отомстил. Молодец. Где бедовали батюшка с семьёй – не сообщается.

Не терпит Павка и обыкновенного семейного счастья. Уже после гражданской войны он отдыхает в санатории в Евпатории. Получает письмо от матери, она пишет, что там, в Крыму, живёт её старинная знакомая Альбина Кюцам.

Мать спрашивает: не мог бы Павлуша навестить её? И Павка решает провести у этих самых Кюцам недельку. Является к ним. Обычная семья: отец, мать, две дочери – Лиля и Тая, и сын Георгий. Островский пишет: «Семья Кюцам радушно приняла Корчагина». Чем же ответил Павка на радушие? Ему сразу не понравился старик Кюцам – хмурый какой-то. А Лиля просветила гостя: папаша страшный деспот, убивает всякую инициативу и малейшее проявление воли.

Какую же инициативу убивает папаша? Какую волю давит? Позже выясняется: запрещает Леле беспорядочные половые связи, что было модно в первые послереволюционные годы. Читаем: «Кюцам сосредоточенно размешивал сахар в стакане и зло поглядывал поверх очков на сидящего перед ним гостя. — Семейные законы теперешние осуждаю, — говорил он. — Захотел — женился, а захотел — разженился. Полная свобода.

Старик поперхнулся и закашлялся. Отдышавшись, показал на Лелю: — Вот со своим хахалем сошлась, не спросясь, и разошлась, не спрашивая. А теперь, извольте радоваться, корми ее и чьего-то ребенка. Безобразие!»

А ведь прав старик Кюцам. Такие семейные законы и я осуждаю. Но Павка, он же человек передового общества, потому у него другие представления о семейной жизни: «Ночью Павел долго думал о семье Кюцам. Случайно занесенный сюда, он невольно становился участником семейной драмы. Он думал над тем, как помочь матери и дочерям выбраться из этой кабалы… Выход был один: расколоть семью — матери и дочерям уйти навсегда от старика. Но это было не так просто. Заниматься этой семейной революцией он был не в состоянии, через несколько дней он должен уехать».

Ничего себе революционер! Побыл в семье, которая его приняла доброжелательно и радушно, два дня, и сразу же определил: надо её расколоть! И вбил первый клин: переспал с Таей. А ведь незадолго до этого, ещё в Киеве, он сурово осудил одного ловеласа, некоего Файло, который похвалялся: «Можешь меня поздравить: я вчера обработал Коротаеву».

Реакция Павки была мгновенной: «Корчагин схватил дубовый табурет и одним ударом свалил Файло на землю. В кармане Корчагина не было револьвера, и только это спасло жизнь Файло».

Павку потому и отправили в санаторий в Евпаторию, что он сильно переволновался от этого случая, надо нервную систему успокоить. Ну, а когда ему подвернулась безропотная Тая, он тут же её обработал. Окажись там был Файло, он имел полное право повоспитывать Павку дубовым табуретом по голове.

Но что дальше? А дальше Павке надо было уезжать в Харьков, и он покидает Кюцамов, не доведя революцию до конца, что его не красит как борца с косностью и домостроем.

Старику Кюцаму не давали спать, а ему сранья на работу. На тяжёлый труд. И брёл он, несчастный, невыспавшийся. Злым возвращался домой.

А Павка весь день валяется на кровати с «Капиталом», прерываясь иногда на любовные утехи с Таей.

Вскоре Павка решил, что пожар в семье уже достаточно занялся – пора сваливать. И, захватив с собой Таю, поехал в Харьков. При этом честно предупредил любовницу: если что – разбегаемся без всяких обязательств. Тая безропотно соглашается.

Для Павки семья – это вообще что-то подозрительное. Брат Артём женился. Его семейная жизнь произвела на Павку тягостное впечатление: ««Какая нелёгкая затянула сюда Артема? Теперь ему до смерти не выбраться. Будет Стёша рожать каждый год. Закопается, как жук в навозе. Ещё, чего доброго, депо бросит, — размышлял удручённый Павел, шагая по безлюдной улице городка. — А я было думал в политическую жизнь втянуть его».

В рассказе Пантелеймона Романова «Ветка черемухи», написанном в те же 30-е годы, размышления героини: «У нас принято относиться с каким-то молодеческим пренебрежением ко всему красивому, ко всякой опрятности и аккуратности как в одежде, так и в помещении, в котором живёшь.

В общежитии у нас везде грязь, сор, беспорядок, смятые постели. На подоконниках - окурки, перегородки из фанеры, на которой мотаются изодранные плакаты, объявления о собраниях. И никто из нас не пытается украсить наше жилище».
И об отношениях между студентами: «Все девушки и наши товарищи-мужчины держат себя так, как будто боятся, чтобы их не заподозрили в изяществе и благородстве манер. Говорят нарочито развязным, грубым тоном, с хлопаньем по спине. И слова выбирают наиболее грубые. Любви у нас нет, у нас есть только половые отношения, потому что любовь презрительно относится у нас к области «психологии», а право на существование у нас имеет только одна физиология».

Очень похоже на Павкины отношения к женскому полу. Кстати, он в первые революционные годы сделал попытку втянуть Тоню в комсомольскую работу. «Пригласил её на городское собрание комсомола. Тоня согласилась, но когда она вышла из комнаты, где одевалась, Павел закусил губы. Она была одета очень изящно, изысканно, и он не решался вести ее к своей братве.

Тогда же в клубе ему было тяжело видеть ее расфранченной среди выцветших гимнастерок и кофточек. Ребята приняли Тоню, как чужую».

Быть одетым красиво – это разновидность преступления. Если в романе возникает персонаж – красиво одетый, то он к нему сразу подозрение: а не скрытый ли это классовый враг? От людей в изящной одежде любой подлости можно ожидать. Для чего девушка одевает изящное, изысканное платье? Да чтобы буржуя подцепить!

Теперь о строительстве узкоколейки. В советское время этот эпизод из романа подавался как высшее проявление героизма. Но что было на самом деле? Летом где-то под Киевом нарубили дров. И забыли про них. Непонятно, почему нельзя было вывезти дрова в тёплое приятное время года? Почему дотянули до момента, когда белые мухи закружились?

В романе, правда, назван виновник – председатель железнодорожного профсоюзного комитета. Судя по описанию, это премерзкий тип: во-первых, лысый, во-вторых, «перебирает проворными пальцами кипу бумаг», в-третьих, у него «маленький ротик с обиженной складкой губ», в-четвертых, «вытирает клетчатым платком полированную макушку, а потом долго не может попасть рукой в карман». Ну, ясно же, что контра. Вредитель чистой воды.

Если б лысый был смелым человеком, то он должен был ответить: да, считаю вас за дураков! Вас трижды предупреждали, что пора вывозить дрова, а вы, вместо того, чтобы энергично взяться за дело в тёплое время года, погрязли в своих партсобраниях и партучёбе и упустили момент. Но осмелься он на такое – подписал бы себе смертный приговор.

Жухрай (это революционный матрос) пишет записку председательствующему: «Я думаю, этого человека надо проверить поглубже: здесь не простое неумение работать. Давай прекратим разговоры с ним, пусть убирается, и приступим к делу».

И вот дураки приступают к делу. Они посылают на прорыв других дураков, в том числе и Павку Корчагина. Жуть, что им пришлось пережить. Вот картинка: «Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. От каменной товарной платформы в лес уходила полоса разрыхленной земли. Муравьями облепили ее люди. Противно чавкала под сапогами липкая глина. Люди яростно копались у насыпи. Глухо лязгали ломы, скребли камень лопаты. А дождь сеял, как сквозь мелкое сито, и холодные капли проникали сквозь одежду. Дождь смывал труд людей. Густой кашицей сползала глина с насыпи».

Герои, конечно. Но герои по милости дураков. И терпели страшные лишения опять же по милости дураков. Вот пример: жили несчастные дорогостроители в здании маленькой станции – без окон, без дверей. Холод такой, что по утрам Павка не мог отодрать волосы от пола – примерзали.

Правда, непонятно, почему не сообразили разводить на ночь костры – дров-то было у них немеряно. Уже когда заканчивали узкоколейку, Жухрай прислал для жилья четыре спальных вагона. В них были печки, а значит тепло. Да и жизнь в вагоне несравненно комфортнее, нежели на соломе в каменном продуваемом здании. Но непонятно: что мешало Жухраю пригнать эти в вагоны с самого начала строительства? Чтоб не мучился его младший друг. Да потому что дурак он, этот матрос Жухрай.

Дураки отличаются ещё тем, что за их глупости расплачиваются другие. Вернёмся к эпизоду встречи Павки и Тони. Как на узкоколейке оказалась Тоня? Да очень просто: доблестные герои остановили скорый поезд, высадили пассажиров, вручили им лопаты: а ну, буржуазия, работай на благо рабочего класса! Но если дрова не вывезли одни, то причём здесь пассажиры скорого поезда? Почему они должны расхлёбывать дурость партийцев?

А Жухрай, между тем, для Павки учитель жизни. Вот чему он учил своего молодого товарища:

– Я, братишка, в детстве тоже был вот вроде тебя. Не знал, куда силенки девать, выпирала из меня наружу непокорная натура. Жил в бедности. Глядишь, бывало, на сытых да наряженных господских сыночков, и ненависть охватывает.

Бил я их частенько беспощадно, но ничего из этого не получалось. Биться в одиночку — жизни не перевернуть. У тебя, Павлуша, все есть, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь.

Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не терплю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а бьет без пощады. Он с силой ударил кулаком по столу».

Для дураков самая радость – раздуть пожар, а что результат этого геройства братвы остаётся только пожарище это дело десятое. Павка истово следовал заветам Жухрая. Крушил, ломал, убивал. Раздувал пожар. Ведь, если призадуматься: а что полезного Павка сделал за свою жизнь? Закончил три класса школы. Потом работал в буфете – топил печь, мыл посуду.

Не подвиг. Это судьба многих мальчиков в те времена. Потом брат Артём устроил его подручным кочегара на электростанцию. Там он и познакомился с Жухраем. Кочегар – это профессия, которая не требует интеллекта. Потом Павка полгода был подручным у электромонтёра, кое-чему обучился у него.

А потом революция! И понеслось! Тут уж Павке не до работы. Как написано в романе: «Носился по родной стране Павел Корчагин на тачанке, на орудийном передке, на серой, с отрубленным ухом лошадке. Возмужал, окреп. Вырастал в страданиях и невзгодах. Успела зажить кожа, растертая в кровь тяжелыми патронными сумками, и не сходил уже твердый рубец мозолей от ремня винтовки».

В одном из жестоких боёв его ранило. Рана была почти смертельной – едва выкарабкался. Врачи (буржуи, кстати, недорезанные) попались хорошие, спасли. Серия сложных операций – и Павка снова в седле.

Война закончилась. Подался Павел в Киев. Нашёл там Жухрая, который в ЧК боролся с внутренней контрой. Тот взял младшего товарища к себе: «Будем с тобой контру душить».

Подробности, как душили контру, в книге опущены, но видимо, удушение контры было столь кровавым, что даже железные нервы Корчагина не выдержали – ушёл: «Нервная обстановка в ЧК сказалась на здоровье Павла. Участились контузионные боли. Наконец после двух бессонных ночей, когда пытали контрреволюционную сволочь, он потерял сознание». И обратился к Жухраю с просьбой отпустить его.

Возвращается Павка в Киев. Опять комсомольская работа – а чем ему ещё заниматься? Ведь профессии у него нет, не в кочегары же идти. А на комсомольской работе и знать ничего не надо, шпарь партийные лозунги. Тогда-то Павка и использовал дубовый табурет для того, чтобы в голове комсомольца Файло восторжествовала коммунистическая мораль.

Ну, а дальше: санаторий в Евпатории, начало революции в семье Кюцам, попытка стать журналистом, возращение в Крым, чтобы довести революцию в семье Кюцам до конца. Развалил семью, уезжает оттуда, прихватив как приз Таю.

Вот почти и вся судьба. Да, чуть не забыл. Павка был делегатом съезда ВЛКСМ. В книге это описано торжественными словами: «Тяжёлый бархат занавеса медленно раздвинется, секретарь ЦК начнет, волнуясь, теряя на миг самообладание перед несказанной торжественностью минуты: — Шестой съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи считаю открытым.

Никогда более ярко, более глубоко не чувствовал Корчагин величия и мощи революции, той необъяснимой словами гордости и неповторимой радости, что дала ему жизнь, приведшая его как бойца и строителя сюда, на это победное торжество молодой гвардии большевизма».

Вот такая бестолковая бессмысленная судьба. К главному герою возникает не восхищение, не желание подражать ему, а жалость: как же бездарно он промотал свою короткую жизнь. Недалёкий, необразованный, бескультурный, упёртый, а взялся устанавливать новый порядок – будущее всего человечества. Если же кто не соглашался с ним, с его идеями, того в расход. Впечатление, что это помесь Шарикова со Швондером.

Конечно, нельзя забыть о трагедии: Павка стал инвалидом. Он слепнет, у него отнимаются ноги, а потом его поражает полный паралич. И тогда он принимается писать книгу. Ясно, что прообраз Корчагина – это сам автор романа Николай Островский.

Самые известные слова из «Как закалялась сталь»: «Жизнь даётся один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Эту мысль автор утянул у Чехова. Сравним: «Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво…» – из повести «Записки неизвестного человека».

Когда за дело берутся Павки Корчагины

Когда за дело берутся Павки Корчагины

К эпизоду строительства узкоколейки в романе «Как закалялась сталь» нашлись новые вопросы. Не только с точки зрения здравого смысла и общей организации процесса, но в чисто технологическом плане.

Напомню фабулу: вредители в 1921 году отправили трудармию рубить дрова в лесах под Киевом. Затем вредители складировали их там, где нет железной дороги для вывоза. Другие вредители не озаботились проблемою дров вплоть до самого наступления зимы. И вот, чтобы город не замёрз, доблестные партийцы послали комсомольцев строить дорогу.

Михаил Веллер докладывает:

Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои?

И вот в выходной как-то я вспомнил – и задумался: а сколько же они там километров-то сделали, в «Стали»? Интересно…

Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал – семьдесят лет назад бедные комсомольцы сами не подозревали!

Да – холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да нет – просто смехотворно. Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже мой!

Старина Фрицморген добавляет, кстати, что для временных перевозок раньше использовали даже не узкоколейку, а так называемую «декавилевскую колею». Такая временная дорога прокладывается вообще моментально:

Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Будучи сыном фермера Арманда Декавиля, Поль занимался производством свеклы для своего винокуренного производства. Ненастная погода, превратившая все грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы порядка 9 тысяч тонн на своих полях заставили искать выход. Декавиль придумал изготавливать рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов, каждый из которых весил немного, но при этом легко монтировался и демонтировался. Для спасения урожая с полей этого оказалось вполне достаточно — были сделаны небольшие вагонетки, передвигаемые вручную.

Когда за дело берутся Павки Корчагины

Декавилевские железные дороги широко применялись для подвоза боеприпасов внутри крепостей и фортификационных сооружений, в промышленности и в горнодобывающей промышленности разных стран.

Для перевозки дров на 10 км соорудилась бы быстро и вполне устроила бы обитателей замшелого украинского местечка.

Когда за дело берутся пламенны борцы — несомненно, все будет сделано. Пусть дороже, дольше и кое-как, — но ведь согрели ж местечко.

Читайте также: