Что такое колоризованная сталь

Обновлено: 15.05.2024

В качестве раскислителей используют ферросилиций в количестве 0,12-0,3% по массе, ферромарганец, алюминий – до 0,1%, титан.

Негативное последствие раскисления – образование усадочной раковины больших размеров. Для ее удаления приходится отрезать от слитка спокойной стали до 16% по массе. Из-за такой потери металла, а также затрат на раскисляющие добавки стоимость спокойной стали существенно превышает цену кипящего металла.

Раскисляющие добавки, соединяясь со свободным кислородом, находящимся в сплаве, решают следующие задачи:

  • снижают негативное влияние свободного кислорода на формирующуюся структуру слитка;
  • поддерживают в течение длительного периода высокую температуру стали, что обеспечивает максимальное шлако- и газоудаление;
  • способствуют получению металла мелкозернистой, однородной структуры, поскольку образующиеся силикаты и алюминаты повышают число центров кристаллизации. Это обуславливает измельчение зерен и улучшает качество и механические характеристики металла.

Как расшифровать маркировку сталей

Марку углеродистой стали и группу ее качества можно определить по типу маркировки. Каждая цифра и буква имеет свое значение и показывает требования к качеству, степень раскисления, наличие легирующих элементов.

Например, для сплава обычного качества:

  • Ст 2 кп — нормального качества с содержанием углерода 0,09–0,15%, кипящая, марганца 0,25 — 0,50%, кремния менее 0,05%;
  • Ст3Г пс — содержание углерода в пределах 0,14–0,22%, полуспокойная, марганца в пределах 0,80–1,1%, кремния не более 0,15%.

Углеродистые стали повышенного качества маркируются цифрами (содержание углерода в сотых долях) и буквами (легирующий элемент). Например:

  • 45 — 0,45% углерод;
  • 40ХН — углерода 0,4%, хрома и никеля менее 2%.

Расшифровка высокоуглеродистых марок имеет букву, указывающую тип материала, его применение и цифру — процент углерода в десятых долях. Инструментальные сплавы имеют обозначение У. Например:

  • У8 — инструментальная, 0,8% углерода;
  • У12 — содержание углерода 1,2%.

Химический состав более точно можно определить по таблице в справочнике металлурга.

Прокат на торце маркируется цветной полосой:

  • красный — Ст3;
  • желтый — Ст2;
  • зеленый — СТ5;
  • синий — Ст6.

Для каждого типа стали имеется своя маркировка. Легированные могут содержать до 3 цветных полос.

Маркировка стали для ножа, расшифровка марки стали для ножа, свойства легированной стали для ножа

Марки спокойной стали

Сплавы полного раскисления разделяют на следующие группы:

  • углеродистые спокойные стали обыкновенного качества – регламентируются ГОСТом 380-2005 года, обозначаются «сп»;
  • качественные и высококачественные – выпускаются по ГОСТу 1050-88, буквенного индекса по этому стандарту не имеют;
  • все легированные и низколегированные стали обычно изготавливают спокойными, буквенного индекса не имеют.

Внимание! Стали, полученные непрерывной разливкой, во время процесса полностью раскисляются.

Особенности маркировки

Маркировка углеродистых сталей имеет буквенно-цифровое значение и на торце проката обозначается определенным цветом. Ст в начале означает нормальное качество. Затем идет цифра, указывающая количество углерода и способ раскисления.

Для материала с повышенным качеством обозначение начинается со слова Сталь, затем углерод в сотых долях и буквенное обозначение легирующих элементов.

Высококачественные обозначаются в конце буквой А. Специальные, высокоуглеродистые, инструментальные — У, быстрорежущие — Р.

Маркированная углеродистая сталь


Маркированная углеродистая сталь

Преимущества спокойной стали

Благодаря однородности и мелкозернистости структуры, для раскисленных сталей характерны следующие преимущества:

  • хорошее сопротивление динамическим воздействиям и хрупкому разрушению, благодаря чему их применяют при изготовлении конструкций ответственного назначения, для которых планируются статические и динамические воздействия;
  • сталь, для раскисления которой применялись присадки алюминия, не подвержена старению, которое подразумевает изменение свойств материала без заметного изменения микроструктуры. Снижаются пластичность, сопротивление хрупкому разрушению, порог хладоломкости, немного повышается прочность;
  • равномерное распределение серы и фосфора;
  • хорошая свариваемость.

Урок по химии на тему «Сплавы»

Урок по химии на тему «Сплавы»

Автор Ким Наталья Викторовна

учитель химии высшей

МБОУ «СОШ №6» г. Нягани ХМАО-Югры

: изучение многообразия сплавов; их свойств и областей применения сплавов.
Оборудование:
коллекция «Металлы и сплавы», выставка открыток с изображением изделий из сплавов, периодическая таблица Д.И.Менделеева.

I.
Орг. момент.
II.
Повторение.
Игра «Мозговой штурм» — на 5 минут класс разбивается на группы по 4 человека (две рядом расположенные парты). Каждая группа получает листок с заданием – загадкой на свойства металлов или определение самого металла. Через 5 минут группа зачитывает свой ответ к заданию. Можно разным группам приготовить похожие задания, тогда возможно обсуждение между группами.

Образцы заданий.

Как известно, после Бородинского сражения (26.08.1812 года) главнокомандующий русской армией генерал – фельдмаршал М.И.Кутузов (1745-1813 г.) принял очень нелегкое решение сжечь Москву: «Мы оставим Москву, но спасем армию, а значит, и всю Россию». Москва горела шесть дней. Погибло три четверти построек. Пожар уничтожил и монетный двор. Впоследствии, при разборке пожарища были обнаружены медяки, покрытые черным налетом.

Объясните причину образования черного налета на медных монетах? Можно ли его смыть? Если да, то как?

. Хранение скоропортящихся продуктов сегодня не является проблемой благодаря холодильникам. Наши предки решали эту проблему, не имея сложной бытовой техники. Например, для того, чтобы сохранить куриные яйца дольше свежими, их обрабатывали раствором гашеной извести. Одну часть гашеной извести растворяли в 20 частях воды. Свежее яйцо окунали в полученный раствор. Когда яйцо высыхало, обработку повторяли.

Объясните процессы, происходящие с яйцом при длительном хранении на воздухе? Объясните, что происходит с яйцом после данной обработки?

. Несколько лет назад из Летнего сада в С-Петербурге были убраны все подлинные статуи, являющиеся бесценными произведениями искусства, их заменили копиями.

Чем объяснить такое решение городских властей?

Какие компоненты воздуха приводят к разрушению мраморных статуй? III. Содержание урока.
Сплавы — это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых, по крайней мере, один — металл.
В большинстве случаев сплавы обладают более полезными свойствами, чем составляющие их чистые металлы. Получены десятки тысяч сплавов. В чистом виде металлы используют редко.
1. Свойства сплавов.
У бронзы, например, прочность выше, чем у составляющих ее меди и олова. Сталь и чугун прочнее технически чистого железа. Помимо большей прочности многие сплавы обладают большей коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, чем чистые металлы. Так, чистая медь очень плохо поддается литью, из нее трудно получить отливки, и в то же время оловянная бронза имеет прекрасные литейные свойства: из нее отливают художественные изделия, требующие тонкой проработки деталей. Чугун-сплав железа с углеродом — также великолепный литейный материал. Помимо более высоких механических качеств сплавам присущи свойства, которых нет у чистых металлов. Примерами могут служить получаемая на основе железа нержавеющая сталь-материал с высокой коррозионной стойкостью даже в агрессивных средах и с высокой жаропрочностью, магнитные материалы, сплавы с высоким электрическим сопротивлением, с малым коэффициентом термического расширения. 2. Классификация сплавов.

В металлургии железо и его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы.

Подавляющее большинство железных (или черных) сплавов содержит углерод. Их разделяют на чугуны

и
стали.
Сплавы чёрной металлургии

сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь — передельный чугун.

В зависимости от состояния углерода в сплаве различают серый и белый чугун.

сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода. По химическому составу стали делят на два основных вида: углеродистая и легированная стали.
Углеродистая сталь
представляет собой сплав железа главным образом с углеродом, но, в отличие от чугуна, содержание в ней углерода, а также других веществ гораздо меньше. В зависимости от количества углерода стали подразделяют на мягкие (0,3%С), средней твердости и твердые (до 2%С). Из мягкой и средней твердости стали делают детали машин, трубы, гвозди, скрепки и т. д., а из твердой — различные инструменты.
Легированная сталь —
это тоже сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден и др. Легирующие добавки придают сплаву особые качества. Так, хромоникелевые стали очень пластичные, прочные, жаростойкие, кислотоупорные, устойчивые против коррозии. Они применяются в строительстве, а также для изготовления нержавеющих предметов домашнего обихода (ножей, вилок, ложек), всевозможных медицинских и других инструментов. Хромомолибденовые и хромованадиевые стали очень твердые, прочные и жаростойкие. Они используются для изготовления трубопроводов, компрессоров, моторов и многих других деталей машин современной техники. Стали — это основа современного машиностроения, оборонной промышленности, ракетостроения и других отраслей промышленности. В развитии современной металлургии стали большое значение имели работы Д. К. Чернова и П. П. Аносова

Сплавы цветной металлургии.

Сплавы, повышающие прочность и другие свойства меди

, получают введением в нее добавок, таких, как цинк, олово, кремний, свинец, алюминий, марганец, никель.

На сплавы идет более 30% меди. Латуни

— сплавы цветных металлов, применяемые при пайке для получения монолитного паяного шва. Среди твердых припоев известен медносеребряный сплав (44,5-45,5% Ag; 29-31%Cu; остальное — цинк). Из цветных сплавов отметим бронзу, латунь, мельхиор, дюралюминий.

IV. Домашнее задание.

Области применения спокойной стали

Высокая стоимость такой продукции обуславливает ее применение для производства сортового и фасонного проката, предназначенного для использования в ответственных конструкциях, узлах машин и механизмов. Это:

  • железнодорожные и рудничные рельсы;
  • заготовки деталей арматуры для трубопроводов;
  • элементы для железнодорожных наземных и подвесных путей;
  • детали клепаных конструкций, ручки, тяги, втулки, рычаги, упоры, фланцы и другие детали, эксплуатируемые в широком интервале температур;
  • фасонный и листовой прокат толщиной до 25 мм для несущих сварных конструкций, эксплуатируемых при знакопеременных нагрузках в широком температурном интервале -40…+425°C, прокат толщиной 25-40 мм (при предоставлении гарантий свариваемости);
  • поковки с диаметром сечения до 800 мм.

Низколегированные стали востребованы при строительстве объектов гражданского и промышленного назначения, эксплуатируемых в условиях высоких нагрузок и/или в регионах с суровыми климатическими условиями.

Колоризация

Колоризация — разновидность технологии цветного кинематографа или фотографии, в которой исходное чёрно-белое изображение преобразуется в цветное.

Содержание

Колоризация в кино

Самой первой технологией колоризации стала ручная раскраска киноплёнки анилиновыми красителями, применявшаяся уже в конце XIX века [1] . Ручная раскраска фильмов применялась вплоть до 1930-х годов, когда существовали технологии цветного кино в натуральных цветах [1] .

После этого колоризация применялась для создания специальных эффектов или для реставрации старого чёрно-белого кино. Не все воспринимают этот метод положительно, для некоторых любителей старого кино и мультипликации колоризация равносильна «культурному вандализму».

Технология

В конце 1950-х — 1960-х годах многие чёрно-белые мультфильмы были заново выпущены в цвете с помощью колоризации. Работа включала прорисовку чёрно-белых кадров на новые кели, которые затем раскрашивались. По мере совершенствования компьютерных технологий работа упростилась: студии стали окрашивать фильмы, отмечая цвет каждого объекта в кадре. Этот процесс был изобретён канадцами Уилсоном Марклом и Брайаном Хантом [2] . Впервые её применили в 1970 для колоризации лунных съёмок в программе Аполлон.

Колоризация по этой технологии начинается с изготовления монохромного фильма, желательно с оригинального негатива. С киноплёнки при помощи специального сканера делают высококачественную цифровую копию. Для каждого кадра формируется цветовая маска, в которой цвета могут распределяться, например, по направлению движения объекта или уровню серого. Маска каждого кадра может служить основой для маски следующего кадра. В последующем черно-белая основа сливается с информацией о цвете, на выходе получается колоризованный фильм. Эта технология была запатентована в 1991 году [3] . При использовании описанной техники получались приглушённые, неяркие тона, однако, в последующие годы компьютерная технология совершенствовалась, так что многие фильмы, которым вернули цвет, выглядят достаточно ярко и правдоподобно.

Значительную проблему при колоризации представляет большая затрата труда. Так, для каждого кадра требуется разделение на множество зон, каждой из которых в дальнейшем присваивается определённый цвет. Эта проблема не получила в свое время адекватного автоматизированного решения из-за отсутствия алгоритмов, позволяющих автоматически выделять границы значимых областей при наличии размытости или при значительной сложности, например границы волос и лица человека.

Некоторые компании, работавшие над совершенствованием технологии колоризации, заявляли, что в их распоряжении находятся алгоритмы для автоматического выделения границ значимых областей. В технологии компании Legend Films задействованы механизмы распознавания форм и воссоздания фона, которые могут перемещать и изменять форму масок от кадра к кадру. Задний план у них окрашивается в отдельном процессе, учитывающем весь объём данных для определения передвижения кинокамеры. После выделения и колоризации фона начинается более привычный процесс наложения цветных масок. В информации компании Timebrush описывается технология с использованием нейронных сетей, позволяющая безошибочное выделение линий объектов и использование насыщенных цветов. Как утверждается, технология экономична и может быть использована как для низкобюджетных колоризаций, так и для больших проектов, результат которых предназначен для проката на широком экране.

Частичная колоризация

Раньше всего колоризацию чёрно-белого кино стали использовать для добавления визуальных эффектов. В первых фильмах Эдисона, прежде всего, серии «Anabelle Butterfly Dance», кадры раскрашивались вручную анилиновыми красителями. Примерно в 1905 году Пате предложили технологию Патеколор (фр. Pathe-color ) — трафаретный процесс, в котором для каждого кадра с помощью пантографа вырезались стеклянные шаблоны.

В 1916 году для фильма «Женщина Джоан» (Joan the Woman) был изобретен цветной процесс Хандшигель (Handschiegl Color Process). Одним из первых примеров его использования стал также фильм Призрак оперы (1925), в котором плащ привидения окрашен в ярко-красный цвет, в то время как оставшееся пространство кадра оставалось монохромным.

Один из первых (возможно, первый) пример применения колоризации в советском кинематографе — фильм «Броненосец „Потёмкин“» (1925). В этом фильме поднимаемый на флагштоке броненосца флаг был вручную раскрашен Сергеем Эйзенштейном в красный цвет.

Колоризация в России

В 2009 году были колоризованы фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни „старики“». Колоризация «Семнадцати мгновений» была организована телеканалом «Россия» под руководством Александра Любимова; показ в эфире телеканала состоялся, начиная с 4 мая 2009 года.

Фильм «В бой идут одни „старики“» был не только колоризован, но и отреставрирован. Оригинальная пленка сначала подверглась механическому восстановлению, затем отсканирована в разрешении 2K (2048×1080 пикс.) на сканере Imagica в лаборатории IVC в Бербанке. Сканирование с 16-битной глубиной позволило взять максимальное количество оттенков серого и дополнительно очистить плёнку от 80 % механических повреждений и дефектов. Колоризация была организована компанией «Grading Dimension Pictures» и выполнена на студии «Legend Films» и в Индии. В работе принимали участие члены съёмочной группы фильма и группа консультантов — операторов, военных лётчиков, специалистов по военно-историческому костюму и наградам. При колоризации постарались воспроизвести цвета советской плёнки 1973 года; дополнительную сложность представляло обилие оттенков зелёного цвета (до 27 в одном кадре). Стоимость работ составила около 500 тыс. $.

Режиссёром и продюсером проекта выступил Игорь Лопатёнок, который отметил, что при колоризации из фильма не было убрано или добавлено ни одного кадра [4] . Премьера цветной версии состоялась на Первом канале (Россия) и телеканале «Украина» 9 мая 2009 года в честь Дня Победы. Согласно результатам мониторинга TNS, рейтинг цветной версии фильма составил 11,9 % против 8,3 % у чёрно-белой версии фильма, показанной Первым каналом 9 мая 2008 года. 89 % телезрителей положительно восприняли цветной фильм.

К концу 2009 года был колоризован фильм «Золушка».

В 2010 году состоялись показы цветных версий «Подкидыша», «Волги-Волги», «Весёлых ребят» и «Весны на Заречной улице». Работы по колоризации были проведены в Лос-Анджелесе также по заказу «Первого канала» [5] .

23 февраля 2011 года на Первом канале состоялась премьера колоризованной версии фильма «Офицеры». 17 марта 2011 года на DVD и Blu-Ray вышла колоризованная версия фильма «Три тополя на Плющихе», а 12 июня 2011 года — на Первом канале.

4 ноября 2011 года на Первом канале была показана цветная версия фильма «Цирк». 3 декабря 2011 года был показан фильм «Приходите завтра…»

К 2012 году по заказу «Первого канала» были завершены работы по реставрации и колоризации фильма «Небесный тихоход».

Процесс колоризации фильмов неоднозначно воспринимается в профессиональной среде, многие киноведы высказывают скептичное к ней отношение [6] .

Целое море цветов: краткая история колоризации

Некоторое время назад весь Рунет взахлеб обсуждал новый тренд – раскрашивание черно-белых советских кинолент. Впрочем, новый ли?


Забавно это или нет, но наши предки сто лет назад начинали приобщаться к кино не в черно-белом виде, как многие думают, а именно в цветном. Разумеется, цветную пленку в начале прошлого века еще не изобрели, потому раскрашивание сперва делалось вручную, кадр за кадром, и такой обработке подвергалась каждая кинокопия. Этим увлекался, например, пионер кинематографа Жорж Мельес, и цвет клался выборочно, так что окрашивание было скорее спецэффектом, чем попыткой сымитировать реальность. Процесс, сам по себе являвшийся продолжением моды XIX века на раскрашивание фотографий и открыток, был поставлен на поток: в передовой парижской лаборатории над колоризацией одновременно трудились две сотни художников с кисточками и набором из двух десятков красок. Наряду с этим существовала еще и техника вирирования (тонирования), которая просто целиком окрашивала разные сцены кинолент в соответствующие им эмоционально цвета: красный, желтый, розовый, синий… Но с началом звуковой эры от нее отказались: попадая на звуковую дорожку, краска начинала искажать звук.

Несмотря на то что фильмы того времени были короткими, обрабатывать их целиком было слишком сложно, поэтому чаще всего применялась фрагментарная колоризация – так были раскрашены, например, пистолетные выстрелы в «Большом ограблении поезда». На протяжении десятилетий некоторые киностудии, такие как «Пате», пытались расширить применение красок, колоризируя отдельные участки кадров, но, перепробовав ряд технологий, все же не сумели в достаточной степени автоматизировать и удешевить этот процесс – до прихода цветного кино пленку так и раскрашивали вручную.

Цвет всплывал яркими пятнами в отдельных кадрах и сценах (например, в фильмах «Алчность», «Призрак Оперы») и лишь изредка – по всей длине фильма («Последние дни Помпеи»). «Оцветненные» копии показывались в кинотеатрах наряду с монохромными, а зритель уже сам выбирал, что ему ближе, – примерно как сегодня он выбирает между 2D и 3D. Обработке подверглись многие картины, но до наших дней дожили лишь единицы из них (из 60 копий мельесовского «Полета на Луну», например, уцелела лишь одна), т.к. анилиновые красители слишком быстро разрушали пленку.

До России колоризация дошла в середине 20-х. Побывав в Париже, Сергей Эйзенштейн загорелся идеей добавления цветов к монохромной картинке и не преминул использовать ее в «Броненосце “Потемкин”»: в финале его ленты 1925 года поднимаемый на корабельной мачте флаг горел ярко-красным цветом. Данный прием, который сегодня назвали бы идеологическим, был задуман еще до съемок: Эйзенштейн поместил в кадр белый флаг, после чего раскрасил его вручную (на темный стяг наложить нормально краску, понятное дело, не получилось бы – с добавлением красного он бы выглядел как буро-черный). Похожие трюки пытались использовать и другие режиссеры (как минимум закладывали их в сценарии). Впрочем, большого распространения в Советском Союзе колоризация все же не получила: процесс был слишком трудоемким, техническая база отсутствовала, так что кинематографисты переключились на другой актуальный тренд – озвучание старых немых кинолент.

До середины века Запад продолжал сражаться за цвет, но эффективного метода по колоризации полного кадра так никто и не предложил. Примененная на ряде картин технология «Патеколор», предлагавшая наносить краску через трафарет, а также метод Макса Хандшигеля, предполагавший хитрую химическую обработку пленки, широкой популярности не снискали. А с появлением цветного кино эксперименты сами собой подзатухли: красивых зрелищ теперь и так хватало. Но пришедшая вслед за этим мода на телевидение, также ставшее цветным, снова сделала колоризацию востребованным приемом: в 60-е годы старые мультфильмы о Микки Маусе и Бетти Буп, а также сериал Looney Tunes, изначально рисовавшийся «под черно-белую пленку», были отправлены в Южную Корею и там раскрашены (а по сути – перерисованы заново, причем довольно грубо, с заметной потерей качества). Вторая волна анимационной колоризации пришлась на 80-е, когда были раскрашены мультфильмы о морячке Попайе и сериал Merrie Melodies – это делалось уже на компьютерах и смотрелось куда пристойней.

Но откуда взялись компьютеры? Дело в том, что вручную заниматься колоризацией было чем далее, тем более бессмысленно – игра не стоила свеч, – поэтому в конце 60-х начались разработки «цифрового» метода, впервые примененного для показа по ТВ исторических кадров высадки американцев на Луну (в силу технических ограничений того времени кадры, которые нам запомнились как цветные, изначально было черно-белыми). Научная технология, разработанная канадцем Уилсоном Марклом по правительственному заказу, вскоре проникла в Голливуд, положив начало колоризации в ее современном виде. С начала 80-х годов и до конца века под окраску попали «Топпер», «Путь с Запада», «Касабланка», «Эта прекрасная жизнь», «Кинг Конг», «Мальтийский сокол» и другая киноклассика из «золотого фонда» – всего около 300 лент.

Поначалу американское общество раскололось, в точности как российское сегодня, на поклонников и ругателей новой моды. С обеих сторон хватало голосов влиятельных кинодеятелей. Многие обращали внимание на минусы технологии: например, ей были неподвластны мягкие цветовые переходы, что было особенно заметно на кадрах с размытиями и на крупных планах, грубо акцентировавших линию волос актеров. Защитники колоризации отвечали, что, ничего страшного: впервые увидев фильм по телевизору уже раскрашенным, они именно таким его и восприняли, да и вообще, цвета много не бывает. Но дело все же закончилось громким скандалом, после того как медиамагнат Тед Тернер в рамках своего коммерческого проекта, подразумевавшего колоризацию сотни лучших черно-белых фильмов всех времен, нацелился на «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Режиссер Джо Данте обвинил основателя CNN ни много ни мало в «фальсификации истории», а поклонники киношедевра подняли такой крик, что Тернер свернул проект. Массовый протест даже нашел отражение в законодательстве: отныне перед показом колоризированной ленты требовалось предупреждать зрителя специальным титром о том, что его вниманию представляется «измененная версия».

Впрочем, на стыке тысячелетий интерес к новшеству стал быстро гаснуть: архив американской классики к тому времени успели перешерстить (например, хоррор «Ночь живых мертвецов» успели обработать даже дважды, в 1986-м и в 2004-м, тем самым продемонстрировав, насколько эволюционировала технология за четверть века), а другие государства считали процесс колоризации, требовавший тратить от 500 000 до миллиона долларов на каждый полуторачасовой фильм, слишком затратным. Так что мода на колоризацию, прокатившаяся по глобусу, собрала в новом веке не такой уж большой урожай – около 100 кинокартин в разных странах, из которых активней всего в процесс включилась Россия.

Кадр из фильма

За достаточно короткий срок – с конца нулевых годов и по настоящее время – были колоризованы «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни «старики», «Золушка», «Подкидыш», «Волга, Волга», «Весна на Заречной улице», «Офицеры», «Три тополя на Плющихе», «Цирк», «Приходите завтра…», «Небесный тихоход», «Отец солдата». В настоящее время ведется работа над еще рядом фильмов («Берегись автомобиля», «Неподдающиеся», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Золотой телёнок», «Весна» и «Александр Невский»). Среди других возможных претендентов озвучиваются «Чапаев» и «Республика ШКИД». Заказчиком перевода классики в цвет в большинстве случаев выступил «Первый канал», основными реставраторами и колоризаторами – российские компании «Формула цвета» и «Крупный план».

Для чего это делается? Причины называются разные: во-первых, молодежь не станет смотреть ч/б, во-вторых, нужно спасать культурное наследие от разрушения, в-третьих, технически фильмы уже давно не соответствуют требованиям современного ТВ, и без спецобработки их – с мерцающей, утратившей контрастность картинкой, царапинами и провалами звука – показывать просто стыдно.

В этом, конечно, есть резон. Колоризаторам 80-х годов, пускай и не обладавшим сегодняшней палитрой технологий (помимо прочих минусов раскраска того времени получалась откровенно бледной, с неестественными цветами), было в некотором роде проще: они еще могли работать с неплохо сохранившимися копиями. Но время не щадит архивные киноматериалы. Поэтому сегодня, чтобы раскрасить старое кино, нужно сперва провести кропотливый процесс восстановления пленки. Оригиналы фильмокопий из фондов находятся в поистине ужасном состоянии, буквально рассыпаясь в руках: их покрывают грязь и царапины, пыль и прилипшие волоски, перфорация зачастую разорвана или полностью отсутствует, на месте некоторых кадров зияют дыры. Специалисты уверяют, что еще чуть-чуть, и спасать было бы уже нечего – фильмы бы полностью пропали для будущих поколений. Цифровая же копия не стареет.

Реставрация и раскрашивание, по описанию режиссера и продюсера колоризации Игоря Лопатенка, проводятся следующим образом: «Сначала пленка сканируется в разрешении 2к (примерно 1920х1080 px, что соответствует стандарту Full HD), т.е. кадр за кадром переводится в цифровое изображение. Проводится выравнивание по свету, стабилизация изображения, подавление мерцания. Изображение реставрируется: удаляются царапины, пыль, грязь и так далее. Параллельно ведется работа по поиску исторических цветов».


Цвета берутся не с потолка: чтобы понять, как реально выглядели конкретные здания того времени, солдатская форма, значки и прочие детали, колоризаторами изучаются архивные материалы, привлекаются специалисты, даже совершаются выезды «на натуру». «Скажем, к работе над цветной версией “В бой идут одни старики” была привлечена целая группа консультантов, – уточняет Лопатенок, – военные летчики, специалисты по военно-историческим костюмам, по наградам, операторы и актеры, снимавшиеся в фильме».


Что дальше? «Режиссер колоризации и художники создают так называемые кадры "цветового решения", то есть вручную устанавливают цвета на все объекты изображения. В "Офицерах", например, таких кадров было более 800. После этого полученные кадры при помощи ротоскопии (в цветовом решении) применяются к черно-белым кадрам. Очень трудоемкая работа, на этом этапе у нас задействованы не менее 100 человек. Полученное после ротоскопии изображение проходит контроль качества, цветокоррекцию (первичную и вторичную). Реставрируется звук, очищается от посторонних шумов, оживляется, выравнивается и миксуется в Dolby-digital. Видео и звук сводятся, синхронизируются, после чего записывается мастер-кассета HDCAM-SR».

Выражаясь лапидарней, «технология колоризации – это технология разборки изображения на слои, присваивания каждому слою своего цвета, потом ручной доводки до соответствия цветам, которые должны быть, потом полуавтоматической пересборки всего, и после этого – финишинга». К тому моменту как оцифрованное изображение начинают раскрашивать, с него обычно удается убрать до 80% «пленочных» дефектов. На полный же цикл работ в зависимости от хронометража конкретной картины может уйти от четырех месяцев до года.

Известно, что на первых этапах работы российским колоризаторам помогали американские коллеги из компании Legend Films, много лет являвшейся голливудским лидером в этой области, но в последнее время решившей следовать за новой модой и переквалифицировавшейся на перевод «плоских» фильмов в 3D. Поработав с членами команды Теда Тернера, когда-то выведшей этот тренд на мировой рынок, Лапотенок отмечает, что по сравнению с 80-ми годами технология колоризации шагнула далеко вперед: «Дело начиналось с 16 цветов – теперь их миллион! Начинали с 6 градаций серого цвета – теперь сканированная пленка содержит 1200 градаций». Помимо Голливуда использовали помощь и из других стран: к раскрашиванию как минимум одной из лент, например, привлекалось 150 компьютерщиков из Индии, проделавших наиболее кропотливый пласт работы.

Сокровищ в Госфильмофонде хватает, так что премьер, похоже, будет еще много. В то же время очевидно, что технология колоризации все еще не приручена на 100% – например, адекватная передача натуральных оттенков человеческой кожи ей по-прежнему не удается. Вся разница состоит в том, что тридцать лет назад творчество Тернера и К о обзывали «парадом оживших трупов», а сегодня новый цвет лица Штирлица кличут «поросячьим». В общем, здесь есть еще над чем работать.

Другая проблема, как это ни забавно, касается улучшенного качества картинки, «вытянувшего» из тени халтурные парики, дешевые костюмы, фанерное происхождение декораций и прочие недостатки реквизита, которые режиссеры прошлых лет умышленно пытались скрыть от глаз зрителя. Но с этими вылезающими «минусами» приходится мириться как с неизбежным злом – иначе тогда пришлось бы исправлять еще и разнообразные киноляпы, без которых не обходился ни один советский фильм (в съемочных группах попросту не предусматривался, как в Голливуде, специальный человек, который бы следил, чтобы между сменой кадров все предметы оставались на своих местах, а актеры – в той же одежде). Уж, как говорится, что есть, то и есть.

Многим россиянам, в том числе и имеющим непосредственное отношение к кинематографу, колоризация не нравится – как когда-то американцы, сегодня они называют ее «кощунством», «издевательством над классикой» и т.д. Ситуация осложняется тем, что сами авторы старых шедевров в большинстве своем уже не могут высказаться на эту тему. Некоторые режиссеры (как Георгий Данелия) дают личное благословение на раскрашивание своих старых работ, а вот о возможной позиции тех, кто уже ушел из жизни, можно только догадываться. Например, дочь покойного Леонида Быкова несколько лет назад подала в украинский суд, утверждая, что фильм «В бой идут одни старики» замышлялся ее отцом именно как черно-белое кино. В связи с этим российские колоризаторы пообещали не трогать ленты тех режиссеров, для которых монохромная гамма была сознательным стилистическим решением, – Калатозова, Тарковского, Германа-старшего. Герман, например, вообще придерживался мнения, что черно-белая гамма обладает самым богатым потенциалом, поскольку дает мозгу зрителя возможность домыслить такие яркие цвета, которых бы не дала никакая цветная пленка. В свою очередь, многие зрители на интернет-форумах убеждены, что колоризовать имеет смысл только веселое, позитивное кино: они просят не повторять ошибку Тернера (от его раскраски «нуарные» картины растеряли весь свой мрачный тон) и не включать в список, например, киноленты типа «Иванова детства», которое в цвете просто «не пойдет».

Кадр из фильма

Соглашаясь со всем этим, Игорь Лапотенок уверяет, что, несмотря на смешанные отзывы, в деятельности колоризаторов присутствует элемент восстановления исторической справедливости – например, известно, что «Золушка» и «В бой идут одни «старики» замышлялись их режиссерами как цветные, но пленку для них в то суровое время сумели добыть только черно-белую. И лишь сегодня, после колоризации, мы можем оценить первоначальный авторский замысел во всей полноте.

Что ж, о вкусах не спорят. В новом тысячелетии черно-белое кино многими воспринимается как анахронизм: массовый кинематограф уже давно ушел от монохромной гаммы и возвращаться к ней не собирается. Очевидно, что цветные версии фильмов более соответствуют современному тренду и могут рассчитывать на лучший прием у молодой аудитории. Если даже в основе колоризации лежит погоня за телерейтингами, она лишь отражает то, что и так было известно: младшему поколению цветное кино интересней, чем черно-белое.

Бесспорно, у колоризации есть как плюсы, так и минусы – какие-то фильмы от нее выигрывают, какие-то – нет. Вместе с тем хулители технологии часто упускают из внимания один немаловажный факт: именно своевременная колоризация позволила отреставировать многие любимые зрителями ленты, которые, пролежав еще хоть немного в архивах, пропали бы навсегда, безвозвратно. Теперь же, купив диск с «Офицерами» или «Подкидышем», поклонники классики всегда найдут там помимо цветной копии еще и «отремонтированную» черно-белую версию, причем в таком качестве, в каком ее не видели даже наши родители (заметим, так делается и в США). Поэтому в конечном итоге выбор остается за зрителем. Выход есть даже у тех, кто воспринимает реальность сугубо через телевизор: в каждом пульте предусмотрены настройки цветности, легко позволяющие вернуть на место «теплый ламповый» Ч/Б. Только не стоит удивляться, если дети, застав вас однажды за этими манипуляциями, скажут: «Не, пап, смотри сам».

Что такое кортеновская сталь и почему она не боится ржавчины?


Имея дело с металлическими изделиями, мы воспринимаем ржавчину как проблему. Ведь всем известно, что коррозия — пагубный, разрушительный процесс. Так было до того, пока не появилась кортеновская сталь: удивительный материал, которому рыжий налет не только не вредит, но даже идет на пользу

Как бы парадоксально это не звучало, коррозия защищает кортеновскую сталь от. коррозии. Тончайший, в несколько микрон, слой патины покрывает изделие защитной оболочкой, и не позволяет ржавчине проникать вглубь. Даже на открытом воздухе изделие из картена не разрушается долгие годы, но. есть нюансы. И чтобы разобраться в них, рассмотрим этот материал подробно.

Кортеновская сталь (cor-ten или corten) — это довольно сложный сплав, включающий в себя алюминий, хром, никель, медь, а также углерод, марганец и кремний. Компоненты подобраны таким образом, чтобы с одной стороны, эффективно защищать металл от коррозии, а с другой — придавать ему привлекательный внешний вид. Ведь кортен — не только функциональный, но и декоративный материал. Впрочем, о дизайне мы еще поговорим. Сейчас же в фокусе нашего внимания его практические свойства.

Кортеновская сталь — погодоустойчивый материал, который не нуждается в покраске и какой-либо другой защите от коррозии

Само название довольно точно характеризует картеновскую сталь. Разработчики (United States Steel Corporation) составили его из двух слогов: cor (corrosion) — ржавление и ten (tensile) — прочность на разрыв. И действительно, ржавчина не разрушает металл, а упрочняет его. И при этом обходится кортен дешевле нержавейки.

Следует иметь в виду, что изначально металл не имеет защитного покрытия. Патина появляется лишь в процессе эксплуатации, и очень важно, чтобы сухая погода сменялась влажной и наоборот. Поэтому в устойчиво жарком климате приходится специально смачивать изделие. А в чрезмерно сыром и это не поможет. Как ни странно, слой ржавчины может не образовываться вообще, поэтому приходится использовать специальные средства.

Для контролируемого создания оксидной пленки разработаны три состава Linea COR. Act-COR запускает процесс коррозии, bp-COR останавливает его, а bz-COR защищает патину от механических повреждений.

С первым и третьим препаратами все ясно, а вот второй вызывает вопросы. Зачем останавливать процесс коррозии, если он идет на благо кортеновской стали? Дело в том, что искусственно запущенное ржавление может зайти слишком далеко, и это приведет к разрушению металла. Если патина не держится на поверхности, а стекает с нее рыжими потеками, настало время вмешаться.

Защитный лак помогает предотвратить появление ржавых пятен на предметах, соседствующих с изделиями из кортеновской стали

Важнейшим свойством кортеновской стали является то, что она хорошо поддается гибке, сварке и плазменной резке. Это обеспечивает широкую область применения. Из погодоустойчивого патинированного металла делают кровельные покрытия, фасадные панели, ставни, рамы, заборы, калитки, ворота, лестницы, ландшафтные фигуры и многое, многое другое. Все чаще встречается кортен и в интерьерах. Дизайнеры любят его за приятную и глазу, и руке поверхность, напоминающую замшу. Любопытно, что цвет патины может отличаться в зависимости от того, в каком регионе используется изделие. На оттенок влияет влажность воздуха и его температура.

Теперь же настало время поговорить о тех самых нюансах, которые усложняют как работу с кортеновской сталью, так и ее эксплуатацию.

Прежде всего, отметим, что ржавчина может «перепрыгнуть» с кортеновской стали на соприкасающийся с ней металл и нанести ему урон. Особенно это касается цинка, а также оцинкованной и гальванизированной стали. Единственный сплав, с которым картен контактирует без проблем — нержавейка.

Из вышесказанного вытекает, что крепежные элементы для изделий из кортена могут быть выполнены только из нержавеющей стали. А это несколько повышает стоимость конструкции.

Следующий важный момент связан с ландшафтным дизайном. Несмотря на уверения производителя кортена о том, что патина не смывается, после сильных ливней возможно появление ржавых потеков. Чтобы зона вокруг изделия не порыжела, желательно окружить его травой или грунтом.

Как раскрашивают старые фильмы?

Как раскрашивают старые фильмы?

Интересно

Современные фильмы проходят через множество стадий обработки до того, как зрители увидят их на экранах. Однако уже около 10 лет на экраны выходят хорошо знакомые каждому старые фильмы в цвете. Что такое колоризация и как происходит процесс раскрашивания черно-белых кинолент?

Как осуществляется колоризация?

Развитие компьютерных технологий подарило миру цифровую колоризацию. Студии начали окрашивать кинофильмы при помощи разметки цветового оттенка в одном кадрике (статическая картинка на кинопленке).

На основе такого кадрика компьютер в автоматическом режиме копирует цветовую схему на изображения, которые присутствуют в монтажном кадре. Этот процесс был придуман Брайаном Хантом и Уилсоном Марклом.

Интересный факт: впервые процесс цифровой колоризации был применен в 1970, когда возникла необходимость в раскраске съемок лунной поверхности и самой Луны во время программы «Аполлон».

Проще всего выполнять цифровую колоризацию с оригинала-негатива. Для этого с кинопленки снимается высококачественная копия. Далее формируется маска цветовых схем. Здесь цвета могут быть распределены, к примеру, по уровню серого цвета или же движению объекта.

Цветовая маска, присущая кадру, может использоваться как основа для обработки последующих фрагментов. Завершающим этапом является объединение черно-белой основы с цветами, и на выходе мы увидим цветной кинофильм.

Изначально при колоризации кинофильмы выходили с блеклыми, неяркими цветами. Однако с развитием компьютерных технологий ситуация значительно улучшилась, и фильмы стали выглядеть более правдоподобно.

По сей день остается большая проблема трудозатрат. Ведь каждый кадр необходимо разделить на специальные зоны, а каждой из них следует придать определенный цвет.

Кадры из кинофильма

Кадры из кинофильма “Семнадцать мгновений весны”

Технологии не стоят на месте и над совершенствованием цветовой колоризации работают многие компании. Например, была создана технология, которая задействует механизмы для воссоздания фона и форм.

Технология способна менять формы масок и перемещать их от одного кадра к другому. Фон окрашивают отдельно при учете всех данных, которые отвечают за передвижение камеры. После того, как фон будет полностью готов, происходит обычное наложение масок цветовых схем.

В этих технологиях используются нейронные сети, которые способны выделить границы объекта, а также применить более насыщенные цвета.

Раскрашивание старых фильмов

Интересной идеей стала колоризация старых кинолент. В частности в 2009 обрели цвет такие известные картины, как «В бой идут одни старики» и «Семнадцать мгновений весны». При этом фильмы подверглись небольшой коррекции: некоторые эпизоды стали короче, а некоторые и вовсе исчезли.

Интересный факт: фильм «Семнадцать мгновений весны» содержит более 1 миллиона кадров. Среди них выбрали около 1500 ключевых, на основе которых раскрасили всю киноленту.

«Семнадцать мгновений весны» также подвергся реставрации – с оригинала его перевели в цифровой формат и повысили качество изображения. После этих премьер началась массовая колоризация советских фильмов: «Веселые ребята», «Волга, Волга», «Офицеры» и многие другие.

Обработка современных фильмов

Кадр фильма до и после обработки

Кадр фильма до и после обработки

Современные кинофильмы обрабатываются по-разному. Используется, в основном, пять наиболее распространенных схем:

  1. Комплементарная считается самой распространенной. В ее основе – сочетание двух противоположных цветовых схем. Она дает правдоподобную картинку, ведь сочетание теплых и холодных тонов смотрится весьма гармонично.
  2. Аналогичная схема чаще применяется для создания «уютной» картинки. Во избежание контраста используются соседние цвета, и картинка выходит в одном стиле.
  3. Троичная схема – это цвета, которые располагаются на определенной дистанции. Здесь один оттенок преобладает над другими. Цветовая схема не имеет излишней насыщенности.
  4. Сплит-комплементарная походит на первую, однако вместо двух оттенков здесь задействованы три. Контраст сохранен, но не сильно выражен.
  5. Тетраидная схема разнообразна и состоит из 2-х пар противоположных тонов. Тем не менее, главный тон один. Противоположная цветовая схема дает акцент, а следующая пара – дополняет. Такая схема редка в применении, так как часто перегружает кадр.

Популярные цветовые схемы

Популярные цветовые схемы

Раскрашивание старых фильмов происходит на основе ключевых кадров (статических изображений киноленты). Специалисты в области колоризации подбирают такие кадры и подходящие для них цвета. Затем наступает черед цифровых технологий. Компьютер на основе заданной цветовой схемы придает оттенки другим кадрам. В дальнейшем работа доделывается вручную, вносятся правки, чтобы изображение выглядело реалистично.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: