Длительно допустимый ток стальных шин

Обновлено: 26.04.2024

При прохождении тока по проводнику последний нагревается. Количество энергии, выделенное неизменным током, определяется из выражения:

где Часть выделяемого тепла идет на повышение температуры проводника, а часть отдается в окружающую среду.
Находящиеся в воздухе шины охлаждаются главным образом путем конвекции, обусловленной движением воздуха вблизи поверхности проводника. Отвод тепла путем лучеиспускания невелик вследствие сравнительно малых температур нагрева проводника. Отвод тепла за счет теплопроводности ничтожен из-за малой теплопроводности воздуха.
Температура токопровода при прохождении тока повышается до наступления теплового равновесия, когда тепло, выделяемое в проводнике, оказывается равным теплу, отводимому с его поверхности в окружающую среду. Превышение температуры проводника над температурой окружающей среды пропорционально количеству выделяемого тепла, а следовательно, квадрату длительно проходящего но проводнику тока и зависит от условий прокладки шин.
Задача расчета шин на нагревание обычно сводится к определению тока, при котором температура проводника не превышает допустимого значения. При этом должны быть известны допустимая температура нагрева проводника, условия его охлаждения и температура окружающей среды. Предельно допустимая температура нагрева шин при длительной работе равна 70°С. Такая температура в основном принята для обеспечения удовлетворительной работа болтовых контактов, как правило, имеющихся в ошиновках. При кратковременном нагреве, например, токами к. з. допустимы предельные температуры для медных шин 300°С, для алюминиевых 200°С. Длительная работа шин при температуре, превышающей 110°С, приводит к значительному снижению их механической прочности вследствие отжига. Расчетная температура окружающей среды для голых проводников по действующим ПУЭ принята 25°С.
Нагрузочная способность проводника характеризуется длительно допустимым током нагрузки, определенным из условий нагрева его при заданных разностях температур проводника .
Рассмотрим определение нагрузочной способности однородных неизолированных проводников. При тепловом равновесии количество тепла, выделяемое за единицу времени током I в проводе сопротивлением R, равно количеству тепла, отводимому в окружающую среду за то же время:


где поверхности проводника при разности температур между проводником и окружающей средой ; Если температуру нагрева проводника приравнять длительно допустимой , то из условия (10-22) можно определить длительно допустимый ток:

Таким образом, при заданных температурных условиях нагрузочная способность проводника возрастает с увеличением его поверхности охлаждения F, коэффициента теплоотдачи .
Вычисление длительно допустимых токов по указанным формулам достаточно сложно, поэтому в практических расчетах электросетей используют готовые таблицы длительно допустимых токов нагрузки на шины из разных материалов и при разных условиях прокладки, определенных при длительно допустимой температуре окружающей среды. В связи с этим проверка шинопроводов на нагревание сводится к проверке выполнения условия


где — длительно допустимый из условий нагрева тока нагрузки шинопровода.
Наличие явления поверхностного эффекта приводит к тому, что при переменном токе активное сопротивление всегда несколько больше, чем при постоянном. Поэтому согласно формуле (10-23) при прочих равных условиях допустимый ток нагрузки проводника при переменном токе несколько меньше, чем при постоянном. Наиболее существенно это явление сказывается при сплошном сечении шинопровода, например шинопровода прямоугольного сечения.
Иногда применяют шинопроводы трубчатого сечения. В неразрезанных трубах используется металл, расположенный только по поверхности сечения, в результате чего повышение сопротивления от поверхностного эффекта невелико и допустимые нагрузки при постоянном и переменном токах примерно одинаковы.
В установках всех напряжений жесткие шины окрашивают цветными эмалевыми красками. Помимо того, что это облегчает ориентировку и предотвращает коррозию шин, окраска также влияет на нагрузочную способность шин. Постоянное лучеиспускание окрашенных шин значительно больше, чем неокрашенных, поэтому охлаждение шин путем лучеиспускания улучшается, а это в свою очередь приводит к увеличению нагрузочной способности шин. При неизменных температурных условиях допустимый ток нагрузки окрашенных шин на 12—15% больше, чем неокрашенных.
Наибольшая алюминиевая шина прямоугольного сечения 120х10 мм кв. имеет длительно допустимый ток при переменном токе, равный 2070 А. При большем токе нагрузки применяют на фазу несколько полос, собранных в общий пакет и укрепленных совместно на опорных изоляторах. Расстояние между полосами в пакете нормально составляет толщину одной полосы, что необходимо для охлаждения шины в пакете. С увеличением числа полос на фазу допустимая нагрузка возрастает непропорционально числу полос в пакете. При переменном токе, кроме того, еще сказывается эффект близости (подробнее см. раздел). Все это приводит к тому, что нагрузочная способность пакета из нескольких шин меньше, чем суммарная нагрузочная способность того же количества одинаковых шин таких же размере.
Для того чтобы в условиях эксплуатации не имело места превышение допустимых потерь напряжения, шинопроводы рассчитываются по потерям напряжения, как изложено в разделе.

ДОПУСТИМЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ТОКИ ДЛЯ НЕИЗОЛИРОВАННЫХ ШИН

Допустимые длительные токи для окрашенных шин приведены в таблицах ниже. Они приняты из расчета допустимой температуры их нагрева + 70 °С при температуре воздуха +25 °С.
При расположении шин прямоугольного сечения плашмя токи, приведенные в таблице для шин прямоугольного сечении, должны быть уменьшены на 5 % для шин с шириной полос до 60 мм и на 8 % для шин с шириной полос более 60 мм.
При выборе шин больших сечений необходимо выбирать наиболее экономичные но условиям пропускной способности конструктивные решения, обеспечивающие наименьшие добавочные потери от поверхностного эффекта и эффекта близости и наилучшие условия охлаждения (уменьшение количества полос в пакете, рациональная конструкция пакета, применение профильных шин и т.п.).

ПУЭ 6 изд., 1987 | Допустимые длительные токи для неизолированных проводов и шин


ДОПУСТИМЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ТОКИ ДЛЯ НЕИЗОЛИРОВАННЫХ ПРОВОДОВ И ШИН

Для полых алюминиевых проводов марок ПА500 и ПА600 допустимый длительный ток следует принимать:

Марка провода ………………………… ПА500 ПА6000
Ток, А ………………………………. 1340 1680

1.3.23. При расположении шин прямоугольного сечения плашмя токи, приведенные в табл. 1.3.33, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм.

1.3.24. При выборе шин больших сечений необходимо выбирать наиболее экономичные по условиям пропускной способности конструктивные решения, обеспечивающие наименьшие добавочные потери от поверхностного эффекта и эффекта близости и наилучшие условия охлаждения (уменьшение количества полос в пакете, рациональная конструкция пакета, применение профильных шин и т. п.).

Таблица 1.3.29. Допустимый длительный ток для неизолированных проводов по ГОСТ 839-80
Номиналь-
ное сечение, мм 2
Сечение
(алюминий/сталь), мм 2
Ток, А, для проводов марок
АС, АСКС, АСК, АСКП М А и АКП М А и АКП
вне помещений внутри помещений вне помещений внутри помещений
10 10/1,8 84 53 95 60
16 16/2,7 111 79 133 105 102 75
25 25/42 142 109 183 136 137 106
35 35/6,2 175 135 223 170 173 130
50 50/8 210 165 275 215 219 165
70 70/11 265 210 37 265 268 210
95 95/16 330 260 422 320 341 255
120 120/19 390 313 485 375 395 300
120/27 375
150 150/19 450 365 570 440 465 355
150/24 450 365
150/34 450
185 185/24 520 430 650 500 540 410
185/29 510 425
185/43 515
240 240/32 605 505 760 590 685 490
240/39 610 505
240/56 610
300 300/39 710 600 880 680 740 570
300/48 690 585
300/66 680
330 330/27 730
400 400/22 830 713 1050 815 895 690
400/51 825 705
400/64 860
500 500/27 960 830 980 820
500/64 945 815
600 600/72 1050 920 1100 955
700 700/86 1180 1040

Таблица 1.3.30. Допустимый длительный ток для шин круглого и трубчатого сечений
Диа-
метр,
мм
Круглые шины Медные трубы Алюминиевые трубы Стальные трубы
Ток*, А Внутренний
и наружный
диаметры, мм
Ток, А Внутренний
и наружный
диаметры, мм
Ток, А Условный проход, мм Толщина стенки, мм Наружный диаметр, мм Переменный ток, А
медные алюми-
ниевые
без разреза с продоль-
ным раз-
резом
6 155/155 120/120 12/15 340 13/16 295 8 2,8 13,5 75
7 195/195 150/150 14/18 460 17/20 345 10 2,8 17,0 90
8 235/235 180/180 16/20 505 18/22 425 15 3,2 21,3 118
10 320/320 245/245 18/22 555 27/30 500 20 3,2 26,8 145
12 415/415 320/320 20/24 600 26/30 575 25 4,0 33,5 180
14 505/505 390/390 22/26 650 25/30 640 32 4,0 42,3 220
15 565/565 435/435 25/30 830 36/40 765 40 4,0 48,0 255
16 610/615 475/475 29/34 925 35/40 850 50 4.5 60,0 320
18 720/725 560/560 35/40 1100 40/45 935 65 4,5 75,5 390
19 780/785 605/610 40/45 1200 45/50 1040 80 4,5 88,5 455
20 835/840 650/655 45/50 1330 50/55 1150 100 5,0 114 670 770
21 900/905 695/700 49/55 1580 54/60 1340 125 5,5 140 800 890
22 955/965 740/745 53/60 1860 64/70 1545 150 5,5 165 900 1000
25 1140/1165 885/900 62/70 2295 74/80 1770
27 1270/1290 980/1000 72/80 2610 72/80 2035
28 1325/1360 1025/1050 75/85 3070 75/85 2400
30 1450/1490 1120/1155 90/95 2460 90/95 1925
35 1770/1865 1370/1450 95/100 3060 90/100 2840
38 1960/2100 1510/1620
40 2080/2260 1610/1750
42 2200/2430 1700/1870
45 2380/2670 1850/2060

* В числителе приведены нагрузки при переменном токе, в знаменателе — при постоянном.

Электрощитовое оборудование НКУ

Производство и сборка НКУ в Минске. Купить или заказать щиты электрические, шкафы электротехнические, распределительное устройство, распределительный щит или ящик управления можно у наших специалистов по телефонам указанным в разделе "Контакты". Работаем только с юридическими лицами и по безналичному расчету

Электрощитовое оборудование НКУ

Допустимые токи для шин прямоугольного сечения

Таблицы значений для медных, алюминиевых и стальных шин прямоугольного сечения.

Размеры, мм Медные шины
Ток, А, при количестве полос на полюс или фазу
1 2 3 4
15 x 3
20 x 3
25 x 3
210
275
340
30 x 4
40 x 4
475
625

-/1090
40 x 5
50 x 5
700/705
860/870
-/1250
-/1525

-/1895
50 x 6
60 x 6
80 x 6
100 x 6
955/960
1125/1145
1480/1510
1810/1875
-/1700
1740/1990
2110/2630
2470/3245
-/2145
2240/2495
2720/3220
3170/3940
60 x 8
80 x 8
100 x 8
120 x 8
1320/1345
1690/1755
2080/2180
2400/2600
2160/2485
2620/3095
3060/3810
3400/4400
2790/3020
3370/3850
3930/4690
4340/5600
60 x 10
80 x 10
100 x 10
120 x 10
1475/1525
1900/1990
2310/2470
2650/2950
2560/2725
3100/3510
3610/4325
4100/5000
3300/3530
3990/4450
4650/5385
5200/6250


5300/6060
5900/6800

Шины прямоугольно сечения используются при сборке силовых шкафов, вводно-распределительных устройств, шкафов ВРУ и другого электротехнического оборудования.

Размеры, мм Алюминиевые шины
Ток, А, при количестве полос на полюс или фазу
1 2 3 4
15 x 3
20 x 3
25 x 3
165
215
265
30 x 4
40 x 4
365/370
480

-/855
40 x 5
50 x 5
540/545
665/670
-/965
-/1180

-/1470
50 x 6
60 x 6
80 x 6
100 x 6
740/745
870/880
1150/1170
1425/1455
-/1315
1350/1555
1630/2055
1935/2515
-/1655
1720/1940
2100/2460
2500/3040
60 x 8
80 x 8
100 x 8
120 x 8
1025/1040
1320/1355
1625/1690
1900/2040
1680/1840
2040/2400
2390/2945
2650/3350
2180/2330
2620/2975
3050/3620
3380/4250
60 x 10
80 x 10
100 x 10
120 x 10
1155/1180
1480/1540
1820/1910
2070/2300
2010/2110
2410/2735
2860/3350
3200/3900
2650/2720
3100/3440
3650/4160
4100/4860


4150/4400
4650/5200
Размеры, мм Стальные шины
Ток, А
16 x 2.5
20 x 2.5
25 x 2.5
55/70
60/90
75/110
20 x 3
25 x 3
65/100
80/120
30 x 3
40 x 3
95/140
125/190
50 x 3
60 x 3
70 x 3
75 x 3
155/230
185/280
215/320
230/345
80 x 3
90 x 3
100 x 3
20 x 4
245/365
275/410
305/460
70/115
22 x 4
25 x 4
30 x 4
40 x 4
50 x 4
60 x 4
70 x 4
80 x 4
90 x 4
100 x 4
75/125
85/140
100/165
130/220
165/270
195/325
225/375
260/430
290/480
325/535

Смотрите также

Купить или заказать сборку распределительных шкафов, силовых шкафов и шкафов ВРУ можно у наших специалистов по телефонам:

Читайте также: