Фадеев как закалялась сталь

Обновлено: 15.05.2024

В 1932 году ЦК ВКП(б) выпускает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», а в «Литературной газете» выходит статья Ивана Гронского «О социалистическом реализме». Единственной легальной литературной организацией становится Союз писателей, а единственным поощряемым методом — соцреализм, который призван создавать народные и идейные произведения — отражать борьбу рабочего класса за счастье, правильно освещать эпизоды советской истории и триумф труда в советской стране. Патриархом метода сразу становится Горький, на которого равняются пролетарские писатели; по факту соцреалистическое письмо появляется задолго до 1932-го. Узаконенный соцреализм — ригористичный метод: отступления от канона, который подминает под себя сюжет и конфликт произведения, невозможны. Власть — инстанция, от которой исходит заказ и которая этот заказ принимает: история некоторых памятников соцреалистического романа — это история многочисленных исправлений ради соответствия «линии партии». Позже Андрей Синявский (Абрам Терц) в статье «Что такое социалистический реализм?» покажет, что соцреализм был советским вариантом нового классицизма. Породив несколько канонических текстов, соцреализм имитировал жизнеспособность ещё несколько десятилетий.

Чапаев

Дмитрий Фурманов 1923

Одно из первых эпических повествований о народном красном герое. Реальный Фурманов хорошо знал начдива Чапаева и в конце концов с ним разругался (Чапаев начал ухаживать за его женой). В романе следа конфликта не осталось: рассказчик с почтением и некоторым умилением описывает храброго и наивного полководца (Чапаев совершенно не разбирается в политических тонкостях) и сам проходит боевую школу. Далеко не самый искусный роман эпохи (здесь попадаются перлы вроде «Дальше события заскакали белыми зайцами»), «Чапаев» всё же ввёл своего героя в советский пантеон. Окончательно утвердит в нём Чапаева фильм братьев Васильевых (1934), вдохновивший целое поколение советских детей и породивший большой пласт анекдотов про Петьку и Василия Ивановича.

Цемент

Фёдор Гладков 1925

Пожалуй, самое интересное в «Цементе» — история его редакций. Следуя за партийными директивами, Гладков много раз перерабатывал свой роман, избавляя его от, как говорила советская критика, натурализма и декадентства. В канонической редакции слесарь Глеб Чумалов спорит с председателем горисполкома Бадьиным о том, как надо восстанавливать разрушенный Гражданской войной цементный завод. Чумалов — истинный коммунист, не боящийся никаких трудностей, Бадьин — боящийся ответственности косный бюрократ (Гладков то и дело подчёркивает его «холодность») и в то же время бабник-насильник, а его помощник Шрамм — вообще саботажник. Бадьин влюблён в жену Чумалова, с которой Глеб никак не может восстановить отношения: она «узнала кое-что хорошее и новое» и перестала быть женщиной-объектом, у него сексуальная фрустрация сублимируется в самоотверженный труд. Хотя открытый финал подчёркивает сложность современной жизни (зло не наказано до конца, добро не торжествует), итоговый текст оказался схематичным. Его стилистику можно назвать серой, — впрочем, в этом она подобна цементу: для Гладкова цемент — символ труда и рабочего класса, чьё единство гораздо важнее, чем индивидуальная судьба любого из героев романа.

Разгром

Александр Фадеев 1926

Партизанский отряд в Уссурийском крае отступает от надвигающихся японских войск, попадает в засаду белых казаков и прорывается из неё с тяжёлыми боями. Внутри этой нехитрой фабулы — галерея людей, собирающихся даже не вокруг революционной идеи, но просто ради некоего движения; здесь ещё не затвердели советские ритуалы, здесь есть место сложным любовным драмам и прощению, а страшные решения и самопожертвование даются с трудом. События в романе поданы с точек зрения нескольких героев — чувствительного юного бойца Павла Мечика, ординарца Морозки, его любвеобильной жены Вари, храброго разведчика Метелицы; для создания эффекта интроспекции Фадеев порой откровенно имитирует Толстого. Над всеми этими героями возвышается фигура командира отряда Левинсона, одного из немногих персонажей, о ком сразу ясно, что он на своём месте, — несмотря на то что свойственная ему рефлексия резко отличает его от других боевых командиров из ранних советских романов, например от Кожуха из «Железного потока».

Как закалялась сталь

Николай Островский 1932

Образцовый роман о революционере, самое популярное и самое издаваемое советское произведение. Беллетризованная автобиография Островского описывает путь подпольщика, политического активиста, героя Гражданской войны. Писатель выведен здесь под именем Павла Корчагина: революционная идея захватывает его, и он, преодолевая множество опасностей, становится «хорошим бойцом за рабочее дело». Корчагин ставит общественное над личным, — например, отказывается от романа с идеальной коммунисткой Ритой, чтобы не отвлекаться от революции, зато женится на другой своей подруге, Тае, чтобы вырвать её из мещанской среды. До отчаяния его доводит только тяжёлая болезнь, но он отвергает и соблазн самоубийства. «Как закалялась сталь» оканчивается симфонией текста и реальности: Корчагин получает известие о том, что его роман одобрен к печати. Обездвиженный и ослепший Островский сначала писал сам, затем диктовал, прибегая к помощи многочисленных ассистентов, и горячо переживал за судьбу своего произведения. Роман Островского — один из немногих текстов, переживших страну, для которой писался: он, например, до сих пор невероятно популярен в Китае.

Бруски

Фёдор Панфёров 1937

Название четырёхтомного эпоса Панфёрова становится нарицательным ещё у советских читателей: это своего рода антипик, Марианская впадина соцреализма. Бруски — это не стройматериалы, а населённый пункт, в котором, как писала Литературная энциклопедия в 1934 году, можно наблюдать «широкую картину борьбы двух систем — частнособственнической и социалистической». На огромном пространстве романа, насыщенного натуралистическими образами, Панфёров старается наметить узкий и единственно правильный путь между различными соблазнами собственничества — от алчности кулаков-мироедов до мечты бедняков о клочке своей земли; только коллективизация способна принести в Бруски мир и процветание.

Молодая гвардия

Александр Фадеев 1945

Самый известный роман Фадеева посвящён подпольной антифашистской организации подростков, действительно существовавшей в Краснодоне в годы Великой Отечественной, — большая часть подпольщиков была убита после чудовищных пыток. Фадеев рассказывает об истории создания организации, о диверсиях против немцев, о том, как была раскрыта ячейка и как погибли подпольщики, о нечеловеческой силе их духа. История редакций «Молодой гвардии», пожалуй, ещё драматичнее, чем у «Цемента»: Фадеева просто заставили переписать роман — чтобы отразить в нём руководящую роль партии, которая якобы координировала действия молодых партизан. Роман Фадеева был фактически приравнен к официальной истории подпольной организации, хотя в нём довольно много неточностей и художественного вымысла: в частности, прототип персонажа, выдавшего под пытками своих товарищей, как показало расследование, был невиновен.

Русский лес

Леонид Леонов 1953

Комсомолка Поля Вихрова ненавидит своего отца — профессора, выступающего за разумное природопользование, в то время как советской стране нужны ударные лесозаготовки. Начитавшись статей и наслушавшись рассказов отцовского врага со старорежимной фамилией Грацианский, она готова донести на отца, но тут начинается война. Поля ведёт разведку в тылу врага, а заодно с помощью друзей и родных выводит на чистую воду Грацианского — врага не только её отца, но и всего народа. «Русский лес» — акме зрелого соцреализма: в жертву монолитной схеме конфликта здесь приносится всякое правдоподобие, а забота о сохранении русского леса подчёркивает уже совершившийся переход от утопических строек к имперскому консерватизму.

Поднятая целина

Михаил Шолохов 1932 1959

1930-й, год после Великого перелома. Коммунист Семён Давыдов приезжает организовывать колхоз в казачью станицу Гремячий Лог. Одновременно здесь же появляется враг — бывший есаул Половцев. Давыдов завязывает отношения с женой ультрарадикала Макара Нагульнова, готового ради революции порешить из пулемета тысячи «дедов, детишков, баб». Половцев и его единомышленник Яков Островнов вербуют недовольных казаков в Союз освобождения Дона и занимаются вредительством. Жестокие сцены коллективизации, которые должны были вызывать у читателя одобрение, сегодня выглядят саморазоблачительно, но противовесом им служат сцены насилия, которое чинят враги; перед нами как будто выглаженная версия «Чевенгура». В роли deus ex machina здесь выступает статья Сталина «Головокружение от успехов» — колхоз спасён, но Давыдов и Нагульнов гибнут от рук обречённых заговорщиков. В каком-то смысле «Поднятая целина» продолжает «Тихий Дон»: это роман о том, что происходит на Дону через десять-пятнадцать лет после событий главного шолоховского романа; хотя быт меняется и меняет язык, здесь ещё сохраняется узнаваемая речь донских казаков. Вместе с тем «Поднятая целина» — плод социального заказа и результат договора: Шолохов, написав этот роман, получал возможность опубликовать полностью «Тихий Дон».

За далью — даль

Александр Твардовский 1960

Поэт десять дней едет поездом по стране — из Москвы на Дальний Восток. Глядя на безграничные пейзажи, он думает о прошлых и нынешних войнах, о фронте и тыле, о литературной неискренности и карьеризме (в частности, здесь осмеивается типичный сюжет производственного романа), осуждает Сталина и недавний сталинизм — свой и своих коллег, вспоминает своё бедняцкое детство и рассказывает о запуске гидроэлектростанции на Ангаре. Всеми этими мыслями он делится с попутчиками — и с читателем, который тоже будто едет с ним вместе. Антисталинизм Твардовского совпадает по времени с оттепелью, одним из вестников которой стал под его руководством журнал «Новый мир»; после отставки Хрущёва и начала мягкой ресталинизации Твардовский пишет продолжение поэмы — ещё более резкий антисталинский текст «По праву памяти». Впрочем, «За далью — даль» была начата ещё в 1949 году и её замысел не раз менялся. Лучшие из многочисленных отступлений поэмы воспринимаются как подступы к основной мысли, попытки выговориться перед самим собой и победить своего внутреннего редактора. Худшие превращаются в стандартные погонные метры советской поэтической гладкописи.

Братская ГЭС

Евгений Евтушенко 1965

Евтушенко подступает к во всех смыслах железобетонной производственной теме, пользуясь кредитом, который был выдан шестидесятникам — искреннему, молодому, послесталинскому поколению. Эти авторы возвращали широкой публике вольное поэтическое дыхание, полузабытые ассонансы и формальные эксперименты. Евтушенко, выпускающий «Братскую ГЭС», — уже автор «Бабьего яра» и «Наследников Сталина». «Молитва перед поэмой», открывающая «Братскую ГЭС», существует отдельно и от темы, и от всего последующего текста: начальная строка «Поэт в России — больше, чем поэт» становится хрестоматийной, а обращение к теням Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пастернака, Есенина и Маяковского как бы выстраивает родословную поэта — более древнюю, чем соцреализм. В «Братской ГЭС» больше чистой лирики, чем в прочих соцреалистических поэмах; Евтушенко прибегает к отождествлениям и перевоплощениям, часть глав написана от первого лица — то бетонщицы, то инженера-строителя, то самой Братской ГЭС, которая вступает в диалог с египетской пирамидой и даёт оценку событиям истории. Ожидание завершения социалистической стройки — как бы рамка для всех этих рассказов.

Вечный зов

Анатолий Иванов 1976

К 1976 году соцреалистический роман — ритуальный жанр: тексты о великих стройках, верных ленинцах и борьбе с тлетворным влиянием Запада исправно выходят, но не становятся событием даже в глазах лояльной аудитории. Но «Вечному зову» Анатолия Иванова всё же удаётся удивить публику: гигантская сага о семье Савельевых, прошедшей через все взлёты и падения советской истории, выглядит архаичной даже на тогдашнем фоне. Здесь чётко разграничены добро и зло (под злом Иванов понимает любые проявления капитализма и частных интересов), а дурные черты отрицательных героев выпячены почти до карикатурности. Помимо прочего, именно из второй редакции «Вечного зова» происходит текст, который фольклор и конспирологи превратили в «План Даллеса» — якобы существовавший меморандум ЦРУ о том, как уничтожить СССР, морально разложив его граждан с помощью западной культуры.

Электронная книга Как закалялась сталь

книга Как закалялась сталь 04.01.13

В романе изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства. В образе Павла Корчагина автор показал прекрасные человеческие качества советской молодежи, воспитанные в революционной борьбе: преданность делу партии, любовь к Родине, мужество и моральную чистоту.

Произведение Как закалялась сталь полностью

Читать онлайн Как закалялась сталь

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава первая 14.04.13
Глава вторая 14.04.13
Глава третья 14.04.13
Глава четвертая 14.04.13
Глава пятая 14.04.13
Глава шестая 14.04.13
Глава седьмая 14.04.13
Глава восьмая 14.04.13
Глава девятая 14.04.13
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава первая 14.04.13
Глава вторая 14.04.13
Глава третья 14.04.13
Глава четвертая 14.04.13
Глава пятая 14.04.13
Глава шестая 14.04.13
Глава седьмая 14.04.13
Глава восьмая 14.04.13
Глава девятая 14.04.13

Еще ничего не добавлено. Добавить похожее

Действие романа разворачивается в конце 1918 — начале 1919 годов на территории Волынской губернии и повествует о становлении революционного самосознания трудящихся. Главный герой романа кочегар Андрей Птаха вместе со своими друзьями-сподвижниками под началом большевиков противостоит капиталистической власти, иностранным интервентам и внутренним изменникам.

Третий том составляют письма писателя, большая часть которых ранее не включалась в Собрание сочинений.

Том второй включает роман «Рожденные бурей», статьи и речи.В данном томе в раздел публицистики, наряду с широко известными материалами, включены статьи и речи, до сих пор не публиковавшиеся, а также печатавшиеся только в периодической прессе; в томе помещены письма Н. Островского к общественным организациям, в которых писатель высказался по принципиальным вопросам литературной и Общественной жизни.

Как закалялась сталь. Разгром (сборник)

Николай Островский , Александр Фадеев

 - Как закалялась сталь. Разгром (сборник)

Роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» - книга о революции, о молодежи, сражавшейся за Советскую власть вместе с отцами.
О борьбе против белогвардейцев и японских интервентов на Дальнем Востоке, о пути партизанского отряда, участии каждого бойца в освобождении края, роли коммунистической партии - роман А. А. Фадеева «Разгром».

Лучшая рецензия на книгу

 - Как закалялась сталь. Разгром (сборник)

7 августа 2022 г. 19:10

Книга просто не может оставить равнодушным. И, если буквально некоторое время назад ее могли назвать политизированной, то сейчас она может помочь выстоять и не сломаться. Точно также, как ее герой. В свое время мы ее в школе изучали в обязательном порядке. И считаю, что это было правильным. Ведь в ней рассказывается не просто путь комсомольца и коммуниста, но становление ЧЕЛОВЕКА.

Буквально в 12 лет Павла Корчагина выкинули из школы. И из-за чего? Из-за того, что был неприятен батюшке. За что насыпал ему табаку в куличи. Конечно, поступок некрасивый, так и батюшка по своему сану не имел права унижать мальчонку. Пришлось идти работать, чтобы заработать на кусок хлеба. И уж здесь-то Павке досталось сполна. Опять унижали, заставляли работать за себя и за того парня, обманывали. Это его-то, с…

Год издания: 1973

Твердый переплет, 511 стр.
Тираж: 100000 экз.
Формат: 84x108/32 (130х200 мм)

Николай Островский «Как закалялась сталь»

Рецензии

Слова, слова, слова

28 июня 2022 г. 10:49

Небольшая повесть, в меру нравоучительная, но какие интересные характеры! В уссурийской тайге во время Гражданской войны партизанский отряд Левинсона ведёт неравную борьбу и с белогвардейцами Колчака, и с японцами, спасаясь по отдаленным селеньям, тайге, болотам. Главный конфликт - противопоставление двух характеров Морозко и Мечика, шахтера и бывшего гимназиста. Их соединяет и разъединяет не только война, но и любовь. И автор хорошо сыграл на их контрасте, особенно ярком в том, как он ловко предлагает поменять мнение о героях по мере развития сюжета. Мне был интересен образ Вари, единственной женщины в этом мужском мире. И хоть современные феминистки ее бы осудили за несознательность, но я ее понимаю. Несчастная девочка, и сколько в ней нереализованной любви. Красивый образ. Рада, что…

28 августа 2022 г. 08:45

Плоское и скучное, но по-пропагандистски красивое произведение. Я ожидал большего от этого романа. Язык текста простой, «простонародный». Текст воспринимается просто как большевистская агитка. Никаких сложных мыслей, все черно-белое: вот плохие парни, а вот красные.

Но ознакомиться с этим романом все же стоило. Мысли в нем хоть и не сложные, но бывают среди них вдохновляющие цитаты. Возможно, эта книга и была актуальна в советское время, но сейчас нет. Мир совсем другой. Да и тогда был другим, а не таким, как в романах «соцреализма».

точнее, книжный червячок

8 июня 2022 г. 08:56

4 История одного мальчишки.

14-летнего Павку Корчагина выгоняют из школы за хулиганство. Мальчик не знает, куда теперь ему идти, ведь мать будет переживать и попа вернуть сына на учебу, которая, к тому же, мальчика уже не интересует. Но вот ему дают работу в столовой, где Павка, благодаря своей молодости выносит всё. Но потом жизнь меняется. Наступает война..

История мальчишки, который с жаром в сердце и всей душей, готов биться за свою родину до смерти. Много всего ужасного выпадает на его долю. Меняются его взгляды: ведь когда-то человек, который был близок становится далёк, но не физически из-за разных взглядов. Школьных друзей тоже помогает война - кто-то вернётся, а кто-то нет.

Несмотря на то, что главная тема книги это война. Читалась история на удивление легко и интересно. Автор пишет простыми словами. Вместе…

29 июля 2022 г. 13:03

5 Спойлер

В моей школьной программе “Как закалялась сталь” не значилась, но Павка Корчагин и само название книги - нет-нет, да и всплывало, то мимоходом в разговорах, то с экрана телевизора, даже пару раз на просторах интернета было замечено.И если бы однажды Константин не выяснил, что я не знаю откуда цитата “Жизнь даётся всего один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое прошлое.” и не вынес мне мозг (на протяжении нескольких лет, на минуточку!), я бы наверное никогда бы и не ознакомилась с данным произведением.Честно скажу, что к советской (пропагандистской!) литературе отношусь весьма прохладно (скажем так - не мой жанр), но тут не устояла.Если вкратце - то большую часть книги я читала и ревела, а вытирая…

12 августа 2022 г. 09:38

5 Книга заслуживает прочтения, хотя бы ради того, чтобы посмотреть на одного из величайших нравственных идеалов нашей страны.

Прочитав роман Островского, мне стало понятным стремление миллионов людей к всепоглощающей революции.
Читая произведение, я всё глубже и глубже погружался в мысли Павла Корчагина, яркого представителя красного движения, глубоко преданного делу, в которое он верил. С каждой новой страницей я все больше осознавал мотивы поступков этого молодого человека, его мировоззрение, отношение к работе, жизни и любви. Мне было странно думать, что он буквально вырос на моих глазах за несколько глав. Я долго не мог поверить, что в конце повествования Корчагину было всего двадцать четыре года, ведь он так много пережил, перенес столько боли и страданий. В бесконечных боях за свободу и равенство прошло всё его детство, отрочество, юность, но, даже добившись желаемого, Павел не прекращает бороться и…

18 июля 2022 г. 14:07

4 "Бестселлер" советской эпохи стоящий к прочтению и сейчас

Книга по тому, как написана, достойна отличной оценки. Дух времени передан просто прекрасно. Но.. открыв первые страницы данной книги, я подумала, что «о да, не о войне будет идти речь, это прежде всего история мальчишки», но увы нет. Это не то, что я представила. Да становление личности Павла Корчагина – это основа композиции книги, но в ней очень много уделяется внимания не самому Павке, а тому, что его окружает. И вот тут мои ожидания и не совпали. Как бы точно не были описаны переломные исторические события, я не могла никак заинтересоваться этими «партийными тусовками». Отдельные моменты только завораживали, например, начало восстания, пограничный быт, подвиги Сережки, кончина Ленина.. Все эти идеологии, губкомпарт и прочее прошли мимо меня. Осознаю, что это важно было в то время,…

Н. Островский - Как закалялась сталь

Читайте также: