Фьючерсы на сталь европа

Обновлено: 24.04.2024

Ситуация на рынке металлов в последние месяцы напоминает боевые сводки. Производители недооценили спрос, и произошедшее снижение инвестиций в отрасли привело к дефициту и беспрецедентному росту на сырье: с IV квартала 2020 г. во всем мире начался резкий рост цен на металлы и металлопродукцию. Стальная арматура, железная руда и лом черных металлов – более чем в 1,5 раза, рулонная сталь – более чем в 2 раза и т. д. Евразийская экономическая комиссия готовится ввести ограничения экспорта лома за пределы стран ЕАЭС, а китайские власти под угрозой отзыва лицензий призывают крупнейших производителей и трейдеров сокращать товарные запасы сырья и отказаться от «бычьих» ставок на фьючерсы.

Российские власти обеспокоены ростом цен на металлы не меньше. Только за май, по данным Росстата, цены в обрабатывающих производствах в металлургии в России выросли на 19–32,7%. Из-за роста цен на металлы дорожает продукция всех «металлоемких» отраслей. В мае инфляция достигла 6,02% в годовом исчислении, и Банк России повысил ключевую ставку на 0,5 п. п. до 5,5%.

Почему растут цены

Причины роста цен на металлы понятны, рассуждает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко: сработали и усилившийся с декабря прошлого года отложенный спрос, не имевший технической возможности его удовлетворения со стороны производителей, и резкое наращивание Китаем потребления металлопродукции, и многое другое. Не обошлось и без спекуляций со стороны трейдеров, говорит Чередниченко.

Косарева отмечает также вклад в рост цен мягкой денежно-кредитной политики центробанков мира, которые разогнали инфляцию путем масштабного «печатания денег», а также недоинвестирование отрасли в последние годы, которое было продиктовано «зеленой повесткой» и привело в конечном счете к отложенному спросу.

Но главный фактор на рынке – Китай, писали в своем отчете от 2 июня аналитики «Финама», на него приходится уже почти 60% мирового спроса и потребления стали. После ослабления карантина и государственного стимулирования потребительских расходов вырос спрос на металлы, а следом и цены начали расти (см. графики). Среднего индикатора российских цен на металлы и металлопродукцию как такового нет, но с осени 2020 г. Росстат ежемесячно рапортует об их росте в относительном выражении. В ноябре цены на различные виды металлопродукции выросли на 5,2–38,8%, в декабре – на 8,7–11,9%, в январе – на 10,1–36,5%, в феврале – на 13–30%, в марте – на 11,6–26,2%, в апреле – на 11,4–43,8%. В мае рост цен в обрабатывающих производствах составил 19–32,7%, а по рудам и концентратам прочих цветных металлов, не включенным в другие группировки, – 2,4 раза.

Внутренние цены на металлопродукцию следуют за ценами на металлопродукцию и железную руду на мировом рынке, объяснял в интервью «Ведомостям» гендиректор «Северсталь менеджмента» Александр Шевелев. «Также растут никель, цинк, олово, медь, дерево», – подчеркивал он. Но подорожание металлов в России и за ее пределами имеет совершенно разную причину, отмечает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. На европейском и североамериканском рынках возникли диспропорции из-за накопленного отложенного спроса, накачанного живыми деньгами, и сокращения складских запасов, и дефицит покрывается за счет импорта, приводя к подъему цен. В России же, подчеркивает аналитик, значительная часть металлургического производства ориентирована на поставки за границу, соответственно, экспортные цены транслируются на внутренний рынок, где спрос далеко не полностью обеспечен государственной поддержкой. А, по оценкам «Металл Эксперта», внутренние цены могут и превзойти экспортные: с учетом роста цен премия внутреннего рынка может вырасти до $248 за тонну, что значительно выше средних исторических значений в $50-70.

Кто зависит от металлургов

«Существует ряд традиционно металлоемких отраслей, – объясняет Борис Красноженов, руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка. – Рост цен на металл оказывает давление на себестоимость в данных отраслях».

После начала роста цен на металлопродукцию в ноябре 2020 г. первыми тревогу забили застройщики. В декабре 2020 г. Клуб инвесторов Москвы (объединяет крупнейших московских девелоперов с выручкой от $1 млрд) в письме на имя вице-премьера Марата Хуснуллина пожаловался на резкий рост цен на арматуру: в декабре цены выросли на 50% по сравнению с декабрем. Цены, на которые ссылаются девелоперы, – это цены вторичного рынка в сетях дистрибуции, объяснял РБК источник в одной из крупных металлургических компаний, не отрицая, впрочем, роста цен как такового. И все же цены на арматуру значительно выросли: Хуснуллин потом говорил о росте на 40% в декабре по сравнению с ноябрем.

Цены на московские новостройки прибавили за год почти 25%, и эти цифры в целом отражают сложившуюся тенденцию на первичном рынке недвижимости в масштабах всей России, отмечает Чередниченко из РЭУ им. Г. В. Плеханова. «Конечно, масла в огонь подлила государственная ипотечная программа со ставкой 6,5%, используя которую граждане спешным порядком вкладывали свои накопления в гарантированный актив, – отмечает эксперт. – Но одним из ключевых триггеров роста выступил подорожавший металл».

В себестоимости жилья доля стали и производных от нее находится в пределах 6–7%, отмечает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. Владелец девелоперской компании S.Holding Алексей Шепель говорит, что доля металлов в себестоимости строительства жилья минимальна и составляет 4–5%. Топ-менеджер еще одного крупного московского застройщика утверждает, что с учетом стоимости труб, установки ограждений и закупки кранов она составляет не менее 10%. Президент ГК «Основа» Александр Ручьев говорит, что доля затрат на металл в себестоимости строительства составляет в среднем 10–12%.

А вот с автомобилями уже совсем другая ситуация. Эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский говорит, что доля металла в себестоимости нового легкового автомобиля среднего класса доходит до 35–40%, из которых примерно треть приходится на металлопрокат для кузова, а остальное – это поковки и литые детали компонентов.

«У нас долгосрочные контракты с металлургами. В течение срока их действия изменение стоимости проката на нас не влияет, – рассказал журналистам 18 июня президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, не уточнив детали. – Полностью избежать влияния увеличения цен на сырье и на сталь, в частности, на стоимость наших автомобилей мы не можем, потому что «АвтоВАЗ» сам никак не может компенсировать продолжающийся рост цен на сталь. Мы не даем точных цифр, но цены на сталь значительно влияют на розничные цены на нашу продукцию». Представитель «Камаза» рассказал «Ведомостям», что у его компании контракты с металлургами базируются на формульном ценообразовании и при росте цены на металл растут и цены на компоненты, но детали не раскрыл. «С осени прошлого года цены на металлопрокат растут каждый месяц, и никаких обоснованных причин для этого нет, – рассказал представитель группы ГАЗ. – Это ударяет по финансовому положению автомобильных заводов и ведет к росту цен на конечную продукцию».

«На автомобильном рынке средний рост цен только за I квартал этого года составил около 8%, но если взять более широкий временной интервал, то ценовая динамика этого сегмента будет выглядеть на порядок жестче официальных цифр Росстата по инфляции», – отмечает Чередниченко из РЭУ им. Г. В. Плеханова. По его словам, недвижимость и автомобилестроение – это далеко не полный перечень отраслей, испытавших на себе «металлическое инфляционное давление».

Скачок цен на металлы наиболее ощутим для производителей грузового подвижного состава – доля металла в себестоимости грузового вагона с учетом комплектующих составляет 65–75%, следует из данных Института проблем естественных монополий. Первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в письме на имя вице-премьера Юрия Борисова писал, что на крупнейших предприятиях отечественного машиностроения сложилась угрожающая ситуация: себестоимость производства грузовых вагонов ежемесячно повышается на 4–10%. При этом цена реализации продукции конечному потребителю опаздывает за динамикой роста затрат, что делает само производство убыточным или бессмысленным.

Растут цены и на обслуживание грузового подвижного состава. Стоимость услуг AO «OMK Стальной путь» по капитальному ремонту выросла на 17%, прейскурант на отдельные услуги, в том числе выполняемые при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов, – на 7%, пожаловался президент АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Дмитрий Никитин в письме от 31 мая 2021 г. (есть у «Ведомостей») исполнительному директору CPO «Союз операторов железнодорожного транспорта» Алексею Дружинину. Из документа следует также, что стоимость услуг группы НВРК по капитальному ремонту в среднем выросла на 4,57% при росте по отдельным предприятиям на 7,5%, услуг по деповскому ремонту – в среднем на 7,73% при росте по отдельным предприятиям на 17%.

Наконец, рост цен влияет и на судостроение. В основном здесь используется горячекатаный листовой прокат, уточняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, цены на листовой металлопрокат на спотовом рынке выросли за декабрь 2020 г. – май 2021 г. более чем в 2 раза и даже с учетом формульного ценообразования и долгосрочных контрактов у судостроительных заводов с металлургическими комбинатами рост закупочных цен уже приближается к 50% и в III квартале продолжится. «С учетом длительного производственного цикла уже сейчас контракты, заключенные в 2020 г., если по ним не будут пересмотрены цены, практически для всех судостроительных заводов из-за взрывного роста цен на металл окажутся убыточными, а некоторые – просто невыполнимыми», – говорит эксперт.

«На находящихся в работе заказах, закладки которых состоялись в 2020 г., рост цен на металлы скажется значительно. С учетом доли стоимости конструкционного металла в общей стоимости строящихся на верфях заказов эффект от удорожания во втором полугодии 2020 г. и в первом полугодии текущего года стоимости листового и сортового металлопроката сопоставим со значениями рентабельности контрактов по гособоронзаказу и гражданскому судостроению, – рассказал «Ведомостям» источник в одной из судостроительных компаний. – Кроме того, без достижения договоренности между верфями и металлургами указанный уровень цен также скажется на снижении рентабельности новых контактов на строительство кораблей, судов и морской техники».

Как реагируют власти

С 2020 г. правительство обсуждает различные меры стабилизации цен на металлопродукцию. После жалоб застройщиков на рост стоимости арматуры для строительства в декабре 2020 г. были введены заградительные пошлины на экспорт лома черных металлов (5%, но не менее 45 евро за 1 т вместо 5%, но не менее 5 евро за 1 т). В мае 2021 г. из-за нового роста цен было принято решение о новом увеличении пошлин на экспорт лома (до 5%, но не менее 70 евро за 1 т). Также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в декабре предлагала ввести заградительные пошлины и на экспорт стальной продукции (13% – на стальную заготовку, 12% – на арматуру). В июне Евразийская экономическая комиссия подготовила два проекта решений об ограничении экспорта лома за пределы стран ЕАЭС – о полном запрете экспорта на полгода и об установлении экспортной квоты в объеме 2 млн т.

В апреле 2021 г. ФАС возбудила три антимонопольных дела – против «Северстали», ММК и НЛМК. Ведомство заподозрило компании в установлении и поддержании монопольно высокой цены на металлопрокат. Кроме того, в апреле ФАС нашла признаки картельного сговора у ряда трейдеров (АО «Сталепромышленная компания», ООО «Сервисный центр металлопроката», ООО «Предприятие «Стройтехцентр», ООО «А групп», ООО «Уралметаллстрой», ООО «Управление комплектации и снабжения», ООО «Металлоторговая компания «Красо»). Если нарушения при ценообразовании обнаружат, компаниям грозят оборотные штрафы – в худшем случае до 15% полугодовой выручки.

Наиболее ярко по теме цен на металлы выступил первый вице-премьер Андрей Белоусов. «Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) – извините за это слово – нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб.», – заявил он РБК. После этого Минпромторг РФ и руководители российских металлургических компаний договорились об обеспечении исполнителей гособоронзаказа металлопродукцией по зафиксированной в контрактах цене и заключении с металлургами прямых долгосрочных контрактов по государственным стройкам с формульным ценообразованием. Но снижение стоимости металлопродукции для госзаказа – разовая мера, которая не решит проблему комплексно: целесообразнее рассмотреть вопрос о равномерном распределении нагрузки среди добывающих отраслей, отмечает Суверов из «Арикапитала».

Металлурги, «конечно, понимают», что нужно будет возвращать в бюджет сверхдоходы, говорил Белоусов в интервью РБК. «У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать. Это, я думаю, мы сделаем», – отметил он. Металлурги говорят, что налоговые поступления от них и так растут. «Мы зарабатываем дополнительные деньги, при этом платим дополнительные налоги, – объяснял в интервью «Ведомостям» гендиректор «Северсталь менеджмента» Александр Шевелев. – Только предприятия ассоциации «Русская сталь» заплатят за первое полугодие 2021 г. около 100 млрд руб. дополнительных налогов. По итогам года металлургическая отрасль заплатит дополнительных налогов относительно прошлого года не меньше 250 млрд руб.».

Но в металлургической отрасли отсутствует привязка налоговых отчислений к динамике цен на руду и сталь, отмечает Суверов. «НДПИ определяется либо исходя из фиксированных ставок в рублях, либо в процентах от себестоимости добычи. При этом экспортная пошлина в отрасли отсутствует, – объясняет эксперт. – В результате наибольший объем выплат приходится на налог на прибыль, который платится по стандартной ставке 20%. Беспрецедентный рост стоимости металлов в 2020 г. обусловил и рост налоговых отчислений. При этом дивидендные выплаты также значительно выросли. Металлургическая отрасль стала одним из лидеров по дивидендной доходности, а общий объем выплат акционерам в разы превышал капитальные затраты».

Белоусов говорит, что лучший способ изъятия сверхдоходов металлургов – это повышение НДПИ. По данным ФНС, налоговая нагрузка на металлургическую отрасль одна из самых низких и составляет 5,4% против 48% у нефтегазовой отрасли и 12,6% у других добывающих отраслей. Доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке горнорудных компаний одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%, в то время как для нефтегазовых компаний этот показатель варьируется от 40 до 60%, свидетельствуют расчеты Vygon Consulting. Выравнивание ситуации постепенно все же началось. В прошлом году НДПИ при добыче сырья для черных и цветных металлов за счет «рентного коэффициента» вырос в 3,5 раза. Это позволит нарастить поступления в бюджет еще более чем на 100 млрд руб. в 2021–2023 гг.

Что будет с ценами дальше

В настоящее время цены на сталь на мировых рынках и в России выросли приблизительно в 2 раза относительно среднеисторических уровней, но следует отметить, что последние 10–15 дней рост прекратился, а по ряду видов металлопродукции наметилась коррекция, говорит Красноженов из Альфа-банка.

Масштабную кампанию, направленную на снижение цен на металлы, развернул Китай. Власти КНР прямым текстом приказывают крупнейшим компаниям и трейдерам выбрасывать на рынок все и не создавать складских запасов, угрожая отзывом лицензий. Кроме того, Китай собирается начать распродажу алюминия, меди и цинка из госзапасов. Как отмечает Bloomberg, мировые рынки отреагировали снижением котировок на металлы и железную руду. Корректировке подверглись также котировки акций компаний металлургической промышленности. Снижение цен может быть временным, как это уже было в 2010 г. с алюминием и цинком, отмечает Reuters: после продаж этих металлов из госзапасов цены на них действительно снизились на некоторый период времени, но уже к середине года возобновили рост, который затем резко ускорился в 2011 г. Если же китайцы намерены добиться существенного снижения цен, им потребуется в течение длительного периода продавать значительные объемы металлов из резерва по низким ценам. Участники рынка скептически относятся к такому варианту развития событий, заключает Reuters.

Но если на мировом рынке цены уже начали стабилизироваться, в России они, напротив, задраны до предела, уточняет Калачев из «Финама». Например, по данным издания «Металл эксперт», «Северсталь» объявила о повышении на 5% цен на горячекатаный лист в рулоне (HRC) в июле по сравнению с июнем до $1260 за 1 т. Ранее об аналогичном повышении объявлял ММК. При этом на базисе FOB стоимость 1 т горячекатаного листа в рулоне на данный момент составляет $1020 – на 7% ниже, чем в прошлом месяце.

«Российский рынок стали меняется вслед за мировым с некоторой задержкой. Например, российские цены на июль все еще продолжают приближаться к мировым показателем за июнь. Если тенденция на снижение экспортных котировок будет устойчивой, цены для внутреннего рынка также будут пересмотрены, – отметил представитель «Северстали». – Набор ключевых мер, связанных с долгосрочными прямыми договорными отношениями с подрядчиками, задействованными на ключевых бюджетных стройках и в гособоронзаказе, мы считаем наиболее правильным и эффективным. Мы не видим оснований для какого-то иного решительного вмешательства, нужно просто выполнить эти меры. Ограничение экспорта приведет к большим негативным последствиям, в частности к снижению экспортной выручки, и даст право нашим партнерам по ВТО вводить зеркальные меры и дополнительные ограничения». ММК, «Евраз» и НЛМК отказались от комментариев. «Мечел» не ответил на запрос «Ведомостей».

Если динамика роста цен на рынке металлопродукции сохранится, прогнозирует Чередниченко из РЭУ им. Г. В. Плеханова, правительству придется задействовать все имеющиеся у него рычаги вплоть до ручного управления ситуацией. «Охладить внутренние цены на металлы можно несколькими способами, – рассуждает независимый эксперт по металлургии Леонид Хазанов. – На государственном уровне можно пойти на принудительную их фиксацию на определенный срок – действующее законодательство ее не запрещает – либо подписать с металлургами соглашение о временной заморозке цен». В ноябре 2018 г., когда рост цен на топливо в России вышел из-под контроля, правительство выбрало второй способ – зафиксировало цены в соглашениях с нефтяными компаниями.

Steel Rebar Futures - (SRRc1)

Эта страница предоставляет доступ к бесплатным графикам контрактов на Steel Rebar Futures в реальном времени. Уникальные графики позволяют Вам с легкостью наблюдать за поведением цен на Steel Rebar Futures за последние два часа торгов. Также эта страница обеспечивает Вас ключевой информацией, включая дневные изменения, высокие и низкие цены.

Чтобы скрыть/отобразить значки событий, щелкните правой кнопкой мыши в любой части графика и выберите "Скрыть отметки на барах".

  • Вы получите push-уведомления
  • Чтобы воспользоваться этой функцией, войдите в свою учетную запись.
  • Чтобы воспользоваться этой функцией, войдите в свою учетную запись.
  • Убедитесь, что вы используете ту же учетную запись, что и на сайте.

Все последующие выпуски Только предстоящий выпуск Получить напоминание за 1 торговый день

Участвуйте в форуме для взаимодействия с пользователями, делитесь своим мнением и задавайте вопросы другим участникам или авторам. Обратите внимание: во время торговых сессий все комментарии тщательно проверяются модератором, поэтому их публикация занимает определенное время. Комментарии, размещенные в нерабочие часы, могут рассматриваться в течение более длительного времени, чем обычно.

На данный момент к публикации допускаются комментарии, которые касаются экономической тематики, а также фондового рынка. Неуместные комментарии не будут допущены до публикации.

Пожалуйста, используйте стандартный письменный стиль и придерживайтесь наших правил.

  • Размещение ссылок, рекламы и спам;
  • Ненормативная лексика, а также замена букв символами;
  • Оскорбления в адрес участников форума и авторов;
  • Разжигание межнациональной и расовой розни;
  • Комментарии, состоящие из заглавных букв;
  • Допускаются комментарии только на русском языке;


В связи с жалобами других пользователей вам временно запрещено добавлять новые комментарии. Ваш статус будет проверен нашим модератором в ближайшее время.

Вы уверены, что хотите заблокировать пользователя %USER_NAME%?

%USER_NAME% добавлен в ваш черный список

Вы только что разблокировали этого участника. Повторно заблокировать этого участника можно только через 48 часов.

Я считаю, что данный комментарий:

является рекламой или спамом содержит оскорбление

Ваша жалоба отправлена модераторам.

Нефть Brent84,49-0,54-0,64%
Нефть WTI78,37-0,37-0,47%
Золото1.653,20-2,40-0,14%
Серебро18,707-0,203-1,07%
Платина852,25-4,25-0,50%
Палладий2.084,02+13,52+0,65%
Природный газ6,899-0,093-1,33%
EUR/USD0,9684-0,0006-0,06%
USD/RUB58,1250+0,2050+0,35%
EUR/RUB56,300+1,188+2,16%
GBP/USD1,0770-0,0086-0,79%
USD/TRY18,4502+0,0402+0,22%
USD/JPY143,74+0,41+0,29%
AUD/USD0,6520-0,0007-0,11%
РТС1.070,28-71,53-6,26%
Индекс Мосбиржи1.974,77-115,10-5,51%
US 5003.690,0-3,2-0,09%
Dow Jones29.590,41-486,27-1,62%
DAX12.307,59+23,40+0,19%
FTSE 1007.021,85+3,25+0,05%
Индекс USD113,060+0,098+0,09%
Сбербанк114,23-5,16-4,32%
Газпром215,90-8,94-3,98%
Норникель13.098,0-1.050,0-7,42%
ЛУКОЙЛ3.778,5-170,0-4,31%
Яндекс1.637,6-154,2-8,61%
Tesla275,33-13,26-4,59%
Apple150,43-2,31-1,51%


Стоимость стали в ЕС установила рекорд из-за санкций против России

Цены на сталь в Европе достигли исторического максимума на фоне ограничения поставок продукции российских металлургов. Стоимость майского фьючерса на поставку горячекатаного стального проката на Лондонской бирже металлов (LME) 22 марта достигала $1625 за 1 т, свидетельствуют данные торгов. Фьючерс на стальную арматуру на условиях поставки FOB Турция торговался по $927/т, что ненамного ниже пикового значения, зафиксированного 8 марта ($950/т).

C 15 марта 2022 г. Евросоюз (ЕС) в рамках очередного пакета санкций из-за специальной военной операции России на Украине запретил импорт российской металлургической продукции. В черный список попали стальной прокат (в том числе из нержавеющей стали), арматура, сварные и бесшовные трубы, а также продукция из олова. По этой номенклатуре продукции европейский рынок оказался закрыт для «Металлоинвеста», ММК, НЛМК, Evraz, «Мечела» и других российских металлургов. Еще раньше, в начале марта, поставки в ЕС прекратила «Северсталь», после того как в санкционные списки попал ее основной владелец Алексей Мордашов. Из-за этого европейские потребители и трейдеры стали отказываться от продукции компании.

С 24 февраля, когда Россия начала проведение военной спецоперации, горячекатаный прокат подорожал на 48%, а с начала года – на 69%. Рост цен на стальную арматуру составил 25 и 34% соответственно. В России динамика более позитивная. По данным отраслевого издания «Металлоснабжение и сбыт», цена на горячекатаный прокат в России 22 марта 2022 г. составляла 95 150 руб. за 1 т (рост на 22% к 1 января), на стальную арматуру – 70 150–82 950 руб. за 1 т (рост на 6–9%).

Российские власти пытаются договориться с металлургами о снижении и фиксации на этом уровне цен на внутрироссийском рынке. Такое решение, как сообщал Минпромторг, было принято по итогам встречи министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с топ-менеджментом и владельцами металлургических холдингов («Ведомости» писали об этом 16 марта). Сами металлурги на встрече с министром указывали на то, что в ближайшее время произойдет существенный рост себестоимости производства из-за сжатия рынка после санкций ЕС. По их оценкам, производство в России может снизиться с 70 млн до 40–45 млн т в год, что при сохранении численности работников и оборудования приведет к двукратному росту себестоимости.

Цены на сталь в Европе во многом растут из-за увеличения себестоимости продукции, говорит глава аналитической группы по горнодобывающему и металлургическому сектору «Ренессанс капитала» Борис Синицын. В доменно-конвертерном производстве удвоилась цена коксующегося угля, а цены на железную руду за последние три месяца выросли на 25%. В электросталеплавильном производстве наблюдается рост цен на электроэнергию (например, в Германии спотовые цены выросли в 5 раз к уровню в 2020 г.) на фоне продолжающегося энергокризиса в ЕС («Ведомости» писали об этом 22 февраля и 28 февраля 2022 г.). Кроме того, по словам Синицына, на 50% подорожал металлолом. Аналитик «Велес капитала» Елена Кожухова в числе причин роста цен на сталь в ЕС называет также «общий ажиотаж на рынке сырьевых товаров в условиях высокой инфляции», а также локдауны в производственных регионах Китая на фоне новых вспышек коронавируса.

Толчком к росту цен за последний месяц послужил запрет импорта готовой стальной продукции из России, а также санкции против владельца «Северстали» Алексея Мордашова, добавляет Синицын. Суммарно это затронуло порядка 5 млн т продукции, включая экспортируемый «Северсталью» чугун. Эксперт добавляет, что с учетом Украины (крупнейшие производители – «ArcelorMittal Кривой Рог», «Метинвест», «Интерпайп». – «Ведомости»), из которой также прекратились поставки металлопродукции, европейский рынок лишился около 7% импортной стали.

Санкции против России и нарушение поставок с Украины – основные факторы роста цен, соглашается управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие» Даниил Каримов. По его данным, в 2020 г. доля России в структуре поставок плоского проката составляла 14%, сортового – 19%. В совокупности объем импорта стального проката ЕС из России составлял около 15%, еще 6% приходилось на Украину. В 2021 г. объемы поставок увеличились на фоне высокого спроса. Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов оценивает экспорт стального проката из России в Европу на уровне 2–2,5 млн т в год. Эксперт подчеркивает, что такой объем «вполне достаточен, чтобы создать в моменте дефицит предложения».

Основным конкурентным преимуществом российского проката была его низкая стоимость, добавляет Каримов. Заместить его, по словам аналитика, можно лишь более дорогой продукцией альтернативных поставщиков либо за счет увеличения производства внутри ЕС. Но существенных свободных объемов производства сейчас нет нигде в мире: средняя загрузка мощностей в мире в 2021 г. составила около 75%, в Китае – 79%, добавляет Каримов.

Импорт из России, по его словам, Европа может заместить дополнительными поставками со стороны своих традиционных импортеров – Турции, Индии, Китая и Южной Кореи, а также за счет расширения импорта из других азиатских стран.

Синицын добавляет, что Турция действительно может частично выручить европейцев, поскольку по итогам 2021 г. ее сталелитейные производства были загружены лишь на 70%. Главными выгодоприобретателями в данной ситуации станут именно турецкие производители стали, а также российские экспортеры полуфабрикатов – НЛМК и Evraz, поскольку экспорт этой продукции из России под запрет не попал, считает Синицын.

По оценке Кожуховой, рост цен на сталь может продолжиться из-за «эмоциональных факторов» на фоне разгара инфляционных опасений, рисков перебоев в цепочках поставок и новых вспышек коронавируса.

Высокая стоимость энергоносителей в ЕС станет одним из основных факторов медленного снижения цен на сталь, считает Каримов. К дальнейшему росту цен может привести запрет на импорт стальных полуфабрикатов из России (около 5 млн т в 2021 г.). В этом случае, по оценкам Каримова, стальной прокат может подорожать до $2000/т. Но даже в более оптимистичном сценарии цены будут оставаться на высоких значениях до 2023 г., добавил он.

Почему LME не позволяет использовать склады металлургам из России

Лондонская биржа металлов (LME) запретила поставки российских цветных металлов на свои складские площадки, расположенные на территории Великобритании, сообщила LME 1 апреля. Запрет касается поставок меди, свинца, алюминия и алюминиевых сплавов.

В релизе поясняется, что из–за пошлин цветные металлы из России будут поставляться со значительными дополнительными затратами, которые могут привести к риску роста цен и «неупорядоченной рыночной конъюнктуре».

Лондонская биржа LME приостановила размещение ряда металлов из РФ на своих складах

В списке производителей, попавших под ограничения LME, указаны предприятия «Норникеля» (производит медь), Уральской горно–металлургической компании (медь), UC Rusal (алюминий и сплавы из него), а также «Пермцветмет», «СЕАЛ и К» (оба – алюминиевые сплавы) и «Фрегат» (свинец). При этом биржа уточняет, что сейчас на складах LME в Великобритании «нет указанных российских металлов, а также цветных металлов, произведенных в Белоруссии».

15 марта 2022 г. правительство Великобритании после начала военными России спецоперации на Украине ввело повышенные импортные пошлины в размере 35% на ряд товаров из РФ и Белоруссии, в частности на сталь, железную руду, медь, алюминий, серебро, свинец, удобрения, древесину, цемент и др. 22 марта глава LME Мэттью Чемберлен заявил, что биржа ведет переговоры с правительством страны о том, следует ли ей продолжать отгрузки российских металлов на свои склады.

Решение о запрете отгрузок не отразилось на динамике торгов на LME 1 апреля. Трехмесячные фьючерсы на алюминий на 19:30 мск дешевели на 1,2% – до $3450/т, медь дешевела на 0,4% – до $10332/т, свинец дорожал на 0,6% – до $2430/т.

«Ведомости» направили запросы в «Норникель», UC Rusal, Уральскую горно–металлургическую компанию и другим производителям цветмета, а также в Минпромторг. Источник «Ведомостей» в одной из указанных металлургических компаний говорит, что за заявлением LME нет ничего, кроме политической подоплеки. «Металл российских поставщиков, получивший тикер на LME, размещается на складах биржи по всему миру. На складах в Великобритании, как признает сама LME, его сейчас нет. Поэтому практический смысл запрета не ясен», – говорит он.

Поскольку решение биржи касается пока только складов LME, расположенных в Великобритании, существенного негативного влияния на российских производителей металлов эти меры оказать не должны, говорит старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов

В сегодняшней ситуации это решение уже несущественно, соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев. В марте Великобритания ввела значительную пошлину на импорт этих металлов из России, еще до этого LME сильно подняла стоимость хранения металлов на складах, из–за чего они просто перестали быть востребованы и спрос переместился в другие страны. Доля самой Британии в потреблении российских цветных металлов также невелика, добавляет он.

Склады LME находятся не только в Великобритании, но и в других странах – в Европе, Северной Америке и в Азии, напоминает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Если речь будет идти о полном запрете доступа российских металлов на биржу и выпадающие объемы быстро не заместят, то LME может потерять статус ведущей сырьевой биржи, считает она. Это связано с тем, что существенная доля запасов на LME формируется именно из российских металлов, поясняет аналитик. «Для биржи это, в первую очередь, политический шаг, поскольку ее запасы сейчас находятся на исторических минимумах. Объемы торгов на LME продолжают падать, и торговая активность плавно перетекает в Азию», – отмечает Лукичева.

Калачев также обращает внимание на то, что запасы металлов важны для обеспечения срочных контрактов, но это не мешает производителям проводить прямые сделки с потребителями по ценам той же LME. «В целом рынок металлов сейчас волатильный, но если Европа не откажется от российских поставок цветмета, существенного роста цен не будет», – добавляет аналитик.

Сейчас рынок металлов не реагирует на решение LME, так как в ближайшей перспективе спрос несколько снизится из–за локдаунов в Китае, также этому будет способствовать вероятное падение темпов роста мировой экономики, считает Лукичева. По ее оценке, в ближайшее время цены на медь, алюминий и свинец могут слегка снижаться. По прогнозу «Открытие Research», на горизонте до года ожидается снижение цен на алюминий – до $2500-3000/т, меди – до $8500-9400/т, свинца – до $2100-2300/т.

Новое ралли в ценах на сталь: 3 акции, которые помогут на нем заработать

После прошлогоднего ралли цены на сталь и котировки сталелитейных компаний снова растут в 2022 году. Эксперты объяснили, стоит ли инвестировать в отрасль и какие перспективы у российской черной металлургии

Фото: Shutterstock

Прошлый год для сталелитейной отрасли оказался самым успешным в истории. В 2021 году цены на сталь выросли в 2,5 раза в годовом выражении, что стало абсолютным максимумом за все время: котировки превысили даже уровни 2008 года. Так, в мае цена горячекатаного проката в портах Черного моря (FОВ) достигла $1025 за тонну. Цены на сталь начали расти с лета 2020 года, тогда как еще в мае российский горячекатаный прокат в портах Черного моря стоил не более $370 за тонну.

Фото:Shutterstock

Ценовое ралли было вызвано глобальным восстановлением экономики и влиянием отложенного спроса после пандемии. Наиболее заметно это отразилось на рынке Китая — крупнейшего потребителя железной руды, необходимой для производства стали. В 2019 году на страну приходилось 48% мирового спроса на сталь, в 2020 году показатель вырос до 53%. В мае прошлого года стоимость железной руды в регионе обновила рекорды и превысила $230 за тонну. По итогам первого полугодия 2021 года стоимость 1 тонны железорудного сырья в выросла более чем на 50%. По состоянию на 10 февраля 2022 года спотовая цена железа составляла $146,8 за тонну.

На фоне сырьевого ралли акции российских металлургических компаний в прошлом году достигли исторических максимумов. Поддержку котировкам металлургов также оказывал слабый рубль, поскольку компании сектора ориентированы на экспорт: в апреле, на пике ралли, пара доллар-рубль торговалась выше ₽76.

  • Котировки «Северстали» на историческом пике 23 апреля 2021 года достигли ₽1889,6 за акцию. По итогам торговой сессии 11 февраля цены скорректировались до ₽1599,2 (-15,4% от рекорда).
  • Акции НЛМК на максимуме подорожали до ₽282,46 за бумагу, котировки к настоящему моменту опустились на 21,6%, до ₽221,46. 23 апреля также продемонстрировал рост на фоне общего взлета сектора — акции подорожали до ₽70,47. Однако 6 сентября компания снова обновила рекорд: котировки достигли ₽79,515. Сейчас относительно максимума акции подешевели на 11,6%, до ₽62,3.

Сталь переживает новое ралли: виноваты зимние Олимпийские игры

По состоянию на февраль 2022 года цены на сталь также скорректировались , но остались вблизи максимальных значений и сохранили потенциал для роста. По данным BCS Research, по состоянию на 11 февраля спотовая цена горячекатаного проката на условиях FOB в портах Черного моря выросла на 6% в недельном выражении, до $885 за тонну. «Северсталь» подняла цены на горячекатаный прокат на внутреннем вторичном рынке на 1,3–1,9%, до $891 за тонну, приблизив котировки к мартовским уровням, а НЛМК повысила внутреннюю цену холоднокатаного проката на 2,3%. Аналитики инвесткомпании отмечают: «Рост подтверждает наш позитивный взгляд на «Северсталь» и НЛМК, а также повышает потенциал роста внутренних цен на сталь почти до 20%».

Цена на сталь в портах Черного моря активно растет с середины января, указывает главный аналитик Промсвязьбанка Егор Жильников. Драйвером стало сезонное сокращение предложения в Китае на фоне праздников и зимних Олимпийских игр, а также влияние экологической повестки. Власти Китая пытаются бороться со спекулятивным давлением на цену железной руды, из которой выплавляется сталь, сообщает Bloomberg. Так, фьючерсы на железо в Сингапуре упали с пятимесячного максимума в $153 за тонну до $144 после того, как китайские регуляторы потребовали от поставщиков не завышать цены.

Фото:Shutterstock

Росту котировок способствовало и увеличение спроса на сталь в Турции: контракты с поставкой в мае стремятся к диапазону $950–960 за тонну, который еще пару дней назад считался завышенным, подчеркивает эксперт. «Таким образом, только с середины января предложения взлетели чуть более чем на $100 за тонну, из которых около трети составил прирост за последние несколько дней», — отметил Егор Жильников. Он уточнил: «Цены пока являются завышенными и, скорее всего, зафиксируются на текущих значениях до момента адаптации рынка».

Ожидать бурного роста спроса не приходится

Согласно прогнозам Промсвязьбанка, в 2022 году глобальный спрос вырастет на 1,6%, до 1896 млн тонн, предложение увеличится на 2–4%, до 1988,4 млн тонн, объем выплавки российских компаний возрастет на 3%, до 78,3 млн тонн. «Ожидать бурного роста, как в 2021 году, не приходится, в том числе и из-за жесткой макроэкономической конъюнктуры, складывающейся на фоне политики ключевых мировых ЦБ», — признает эксперт ПСБ.

С 1 января 2022 года в России прекратили действовать экспортные пошлины на металлопродукцию. Вместо них был введен акциз на жидкую сталь — первичное сырье для производства металлопродукции. Базовая ставка составит 2,7% от среднемесячной экспортной цены на стальные слябы в морских портах, расположенных в Южном федеральном округе России (если она превысит $300 за тонну).

Одновременно с этим новый закон меняет подход к расчету налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для железной руды, угля и сырья для минеральных удобрений — ставки увяжут с ценами на мировых рынках.

При этом сталелитейная компания ArcelorMittal ожидает, что рост мирового спроса на сталь замедлится в этом году до 0–1% по сравнению с 4% в 2021 году, сообщает Bloomberg. Компания ожидает, что потребление в Китае продолжит сокращаться, а темпы прошлогоднего подъема в США и Европе будут снижаться. EBITDA ArcelorMittal в четвертом квартале прошлого года в размере $5,05 млрд не оправдала прогнозов аналитиков, что связано с ростом издержек на фоне энергетического кризиса в Европе. Показатель за год составил $19,4 млрд и совпал с ожиданиями рынка.

«Подорожание стали в России — временное явление, которое может продлиться до марта 2022 года», — написал управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов. Он допускает снижение котировок, поскольку производственные мощности увеличиваются, а рост спроса на сталь замедляется.

Европейская ассоциация производителей стали (Eurofer) ожидает в этом году рост потребления стали в Евросоюзе на уровне 3,2% в годовом исчислении, в 2023 году — на 1,7%, тогда как за прошлый год показатель вырос на 13,8% в годовом исчислении, сообщают в «Открытие Research». Замедление роста связано с завершением эффекта низкой базы, проблемами с цепочками поставок, высокими квотами на выбросы и ценами на электричество. Аналитики Промсвязьбанка сообщили «РБК Инвестициям», что в 2022 году средние цены горячекатаного проката в портах Черного моря опустятся до $815 за тонну.

Фото:Shutterstock

«Несмотря на коррекцию цен на сталь, перспективы российских металлургов по-прежнему остаются позитивными», — уверен аналитик инвесткомпании «Велес Капитал» Василий Данилов. Он считает, что в 2022 году может вырасти скорость высвобождения оборотного капитала, накопленного за прошлый год, что положительно влияет на размер свободного денежного потока — дивидендной базы сталеваров.

Отдельно аналитик «Велес Капитала» отметил, что бизнес-модели российских металлургов и их оценки по мультипликатору EV/ EBITDA (отношение справедливой стоимости компании к прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации. — «РБК Инвестиции») будут сближаться на фоне ослабления интеграции с предприятиями угольной промышленности. «В первом квартале Evraz завершит выделение «Распадской», а «Северсталь» закроет сделку по продаже «Воркутауголь». В результате все четыре металлурга будут иметь неплохую интеграцию в железную руду на фоне отсутствия значимых угольных активов», — добавил Данилов.

С другой стороны, негативное влияние на бизнес окажет рост издержек, в том числе из-за ускорения инфляции и ралли цен на коксующийся уголь, что вызовет рост себестоимости продукции и приведет к увеличению объема инвестиционных программ, отметил эксперт.

Фото:Shutterstock

«Цены на сталь остаются на вполне высоких значениях, у крупных сталелитейщиков коэффициент загрузки мощностей составляет в среднем 95%. На первом месте в отрасли по выручке, EBITDA и производству останется НЛМК, на второе место сможет выйти ММК, а за ним «Северсталь», которая сохранит лидерство по рентабельности по EBITDA. Evraz уступит позиции ввиду деконсолидации с «Распадской», — прогнозирует Егор Жильников.

Аналитик Промсвязьбанка также считает углеродное регулирование наиболее вероятным налоговым нововведением в перспективе 2025 года и видит его ключевым фактором для показателей компаний. «Россия в 2021 году заплатила ЕС €1,1 млрд из-за несоответствия выплавки стали нормам выбросов углекислого газа. ММК планирует переход с природного газа на водород, что может сократить выбросы на 11,6 млн тонн в год и сэкономить $638 млн издержек», — объяснил эксперт.

Фото:Pexels

Все еще инвестиционно привлекательны. Как сильно могут вырасти акции российских сталеваров

В инвесткомпании «Велес Капитал» российских металлургов считают инвестиционно привлекательными, поскольку форвардная дивидендная доходность на уровне 15% по-прежнему кажется высокой даже на фоне роста ставок. «Если выбирать конкретного эмитента , мы бы рекомендовали ММК. Помимо достойных дивидендов, компания имеет два дополнительных драйвера: рост выплавки стали в результате запуска турецкого актива и возможное включение в индекс MSCI Russia в мае 2022 года», — сообщил «РБК Инвестициям» Василий Данилов. Компания присвоила рейтинг «покупать» акциям ММК, НЛМК и «Северстали». Целевая цена для ММК находится на уровне ₽80,1, для НЛМК — ₽262, для «Северстали» — ₽1852.

«В текущем году ожидаем бокового движения акций сталеваров из-за возможного снижения позитива на рынках сбыта», — сообщили в Промсвязьбанке. В портфель также рекомендуют включать ММК, поскольку она будет лидером по дивидендной доходности в отрасли. Таргет по ММК установлен на уровне ₽87 за акцию, для НЛМК — ₽255, у «Северстали» — ₽1769.

У всех компаний сектора потенциал более 40%, оптимистично заявляет начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Целевую цену на 12 месяцев для ММК компания установила на отметке в ₽ 88,04, НЛМК — ₽308,09 за бумагу, «Северсталь» — ₽2346,96.

P.S. ФАС признала металлургов виновными в антиконкурентном поведении. Так ли страшны для компаний штрафы, как кажется?

На котировки также влияет новость о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала «Северсталь», НЛМК и ММК виновными в злоупотреблении доминирующим положением на рынке горячекатаного проката. Ведомство потребовало от компаний прекратить злоупотреблять доминирующим положением и «совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции». По материалам антимонопольных дел будут возбуждены дела об административных нарушениях и рассчитаны штрафы для каждой компании. Компании отрицают обвинения в нерыночном ценообразовании.

Аналитический департамент BCS Global Markets оценивает максимальное влияние антимонопольных штрафов в 0,6–2,3% от цены акций, причем ММК наиболее чувствительна из-за более низкой рентабельности: влияние на акции компании может составить до 2,3%. Для «Северстали» и НЛМК снижение под давлением штрафа не превысит 1,2%. Аналитики инвесткомпании считают, что штрафы окажут лишь ограниченное влияние, а ралли на рынке стали компенсирует все риски. К примеру, недавний рост цен на сталь должен обеспечить дополнительные 7–10% дивдоходности.

«Акции НЛМК, Северстали и ММК отреагировали на новость коррекцией, ММК — в большей степени, однако, по нашим оценкам, данное снижение носит локальный характер», — заявляет в своей записке Егор Жильников. По оценкам Промсвязьбанка, совокупный штраф может составить от ₽3,45 млрд до ₽47,1 млрд, что не несет фундаментально опасного характера и не меняет дивидендный профиль предприятий.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Свободный денежный поток. Средства, оставшиеся у компании после уплаты всех операционных расходов. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Изменение курса акций или валют в сторону, обратную основной тенденции рыночных цен. Например, рост котировок после недельного снижения цены на акцию. Коррекция вызывается исполнением стоп-ордеров, после чего возобновляется движение котировок согласно основному рыночному тренду.

Читайте также: