Гюнтер прин командир подлодки стальные волки вермахта

Обновлено: 22.04.2024

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 10 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

В названии нет противоречия. Вермахт это вооруженные силы Германии включающие (Лювтваффе (ВВС), Кригсмарине (ВМС) и Сухопутные войска). По аналогии c РККА которая была у нас.
В целом же книга написана легким языком, читается как приключенческая повесть. Смущает ряд моментов. Всего 200 страниц текста из которых только последние 80 посвящены службе автора на подводном флоте. Перевод видимо с английского издания, т.к. изобилуют словечками сэр, мистер, мисс и тп. Это упущение, особенно если учитывать тот факт, что в описываемый период времени англичане и немцы терпеть не могли друг друга. Некоторые описания морских боев расходятся с тем что говорят про эти события историки.
Из достоинств, кроме легкости изложения отмечу следующее:
книга представляет собой взгляд очевидца тех событий. Она написана еще до нападения на СССР и автор верит в свою борьбу. Он не оправдывается подобно многим немецким авторам которые писали свои труды после войны. Он просто описывает свою службу морского офицера, гордится встречей с вождем нации, не зная о преступлениях, которые тот совершил и совершит в будущем. Так как автор не увидит этого будущего. После написания книги он погибнет в одном из походов.

Весьма интересное название."Стальные волки Вермахта".Оригинально!Оказывается Прин и его U-47 служили в Вермахте,а не в Кригсмарине!Стоит ли дальше что-то читать,если ошибки идут уже в названии книги?

Автор - командир немецкой подводной лодки Гюнтер Прин, известный своей атакой британского линкора в базе Скапа-Флоу, кратко описывает свою военную карьеру от момента прихода на флот до аудиенции у Гитлера за свой успех. Кратко и четко приведены основные эпизоды его становления как морского офицера-подводника, первые боевые походы на своей лодки. Все события описаны простым, "живым" языком, приведены впечатления, которые были получены в той или иной жизненной ситуации - все просто: вышли в море, нашли противника, уничтожили его, проявили мужество и героизм, вернулись на базу. Вроде как никакой жесткости и ненависти: Германия начала войну, значит нужно выйти в море и выполнить свой долг, особо не задумываясь. Все просто. Красочный переплет, крепкая удобная обложка - читать легко. Жаль, что о наших подводниках таких книг не пишут. Любопытно, что в книге нет никаких дат, даже тех которые общеизвестны и несут на себе отпечатка тайны, например - дата атаки в Скапа- Флоу, видно автор имел основания писать что угодно, но без привязки ко времени, все так шла война. Кроме того, удивляет то, что немецкие матросы и унтер-офицеры при обращении к офицеру добавляют приставку "сэр!" - это ведь не американский флот. Вероятно погрешности перевода с английского на русский. А еще можно только удивляться расторопности агентства Геббельса в годы второй мировой - 14 октября 1939 года Прином был потоплен линкор "Ройал Оук", а 23 мая 1941 года его лодка была уничтожена союзниками. И за этот период он успел написать книгу, которую мы держим в руках! Вероятно эта книга была использована и для подготовки других немецких подводников, которые воевали в войне. Вот так вот.

Гюнтер прин командир подлодки стальные волки вермахта

Командир подлодки. Стальные волки вермахта

Это происходило в Лейпциге недобрым летом 1923 года. Инфляция всех разорила. Наши родители обеднели. Улицы города были серыми и грязными. Шел дождь.

– Сегодня скажем? – спросил Гейнц.

Я подумал о маме.

– Думаю, мой старик всыплет мне, – беззаботно сказал Гейнц, многозначительно пошлепывая себя в грудь. Перспектива родительского наказания оставила его равнодушным.

Мы расстались перед моей дверью. Отойдя на несколько шагов, Гейнц обернулся и крикнул:

– Я обязательно скажу старику сегодня! – Помахав, он скрылся за углом.

Я поднялся по узкой деревянной лестнице. Ее стертые ступени скудно освещались маленькими окошками, выходящими во двор. Мы жили на втором этаже.

Дверь открыла мама. Она была в блузе, заляпанной краской.

– Ш-ш, тише, Гюнтер, – прошептала она. – Мистер Бузелиус еще спит.

Бузелиус – толстый студент, занимавший комнату у входной двери. Он учился уже семь лет. Обычно он оставался в постели до полудня, утверждая, что лежа ему лучше работается. Дверь тряслась от его храпа.

Я прошел в дальнюю комнату. Стол был уже накрыт. Лиззи Лотта и Ганс Иоахим сидели на высоких стульчиках бледные и робкие. На камине лежали три письма в голубых конвертах – счета!

Мама вошла в комнату с едой. Ячменный суп. Ели молча.

– Там много? – спросил я, кивая на голубые конверты.

– Самое плохое – счет дантиста, – вздохнула мама и добавила: – Тем, кому нечего кусать, не нужны зубы.

Я посмотрел на нее. Лицо было добродушным, круглым, а взгляд горьким. Нет, я не мог сказать ей. По крайней мере, сейчас.

Убирая со стола, мама сказала:

– Когда закончишь домашнюю работу, отнеси кружева Кливиц. Принесли еще коробку.

Я кивнул. Это не было настоящей работой, но мы на нее жили. Моя тетка покупала кружева в Эрцгебирге, а мама продавала их в маленькие магазинчики Лейпцига. Доход был скудным, а иногда его и совсем не получалось.

Я дождался вечера, так как коробка была большой и мне не хотелось, чтобы школьные друзья меня с ней увидели. Магазин помещался на Нью-Маркет. В крошечном окошечке выставлялись старомодное нижнее белье, ночные рубашки с вышивкой, маленькие петельки и кружева для наволочек – наши кружева. Выглядело это так, будто кто-то вытряс в окно бельевую корзину 1880-х годов. Старшая из сестер Кливиц, маленькая, как бы усохшая женщина с острым носом и черными глазами, была в магазине.

– Добрый вечер, – сказал я, ставя коробку на прилавок. – Я принес кружева от мамы.

– Не мог прийти пораньше? – спросила она ворчливо. – Уже темно. – Она сняла крышку с коробки и принялась копаться в кружевах, бормоча: – Конечно, опять неотбеленные… и всегда тот же рисунок. «Глаза Бога», снова «глаза Бога». Никто не хочет сегодня этих «глаз Бога». Предупреждаю в последний раз.

Я ничего не ответил.

Звякнул дверной колокольчик. Вошла покупательница.

Мисс Кливиц оставила меня стоять и пошла обслужить ее. Видеть, каким приятным стало ее лицо, как мягко звучал голос, когда она разговаривала с покупательницей, было просто удивительно.

Я стоял и наблюдал. Да, вот так они жили, эти несчастные продавцы: раболепие перед вышестоящими и пинки для нижестоящих.

Покупательница ушла с пакетиком булавок. Мисс Кливиц вернулась к моей коробке и стала ковыряться в ней, как курица, выкапывающая червей, продолжая ворчать:

– Образцы были совсем другие, гораздо лучше… И аккуратнее сделаны… Вряд ли я захочу брать этот хлам.

Она подняла голову и посмотрела на меня. Глаза ее стали как щелочки, рот приоткрылся. Еще слово, и она вышвырнет меня вместе с кружевами. Я знал это так точно, как если бы она сказала вслух. Я подумал о маме, о младших дома и промолчал.

– Ты что-то сказал? – спросила она.

– Ну а мне и не хочется ничего слушать, – сказала мисс Кливиц с триумфом.

Она пошла к кассе и отсчитала деньги. Я поблагодарил и ушел.

На улице я осторожно закурил сигарету, опасаясь, как бы школьный учитель не поймал меня. Нет, так продолжаться не может. Я должен уехать, иначе задохнусь. Гейнц собирался сказать своему отцу, что мы оба хотим уйти в море, а я должен сказать маме. Возможно, лучше сделать это не откладывая.

Дома я проглотил ужин и отправился в свою маленькую узкую комнату с окном во двор. Там стояли раскладушка, стол, стул, умывальник и маленький книжный шкаф. Если встать поближе к окну, виден кусочек неба. Над кроватью висел портрет Васко да Гама, моего самого любимого из всех великих мореходов прошлого. Я читал и перечитывал книгу о его жизни. Как в двадцать семь лет он начинал, имея всего три суденышка, каждое не больше рыбацкой лодки. Как он плыл под парусами вокруг Африки, страдая от невероятных лишений. Как завоевал Индию и вернулся, приветствуемый королем и народом.

Если бы я мог уйти в такую жизнь, полную приключений! Но у мамы не было денег, это было главным препятствием. Правда, у меня была девяносто одна шведская крона, заработанная на международной ярмарке в Лейпциге. Но хватит ли девяносто одной кроны для поступления в морское училище? Возможно. А если нет, я могу уйти в море и без учебы. Это была моя последняя мысль перед тем, как заснуть.

На следующее утро Гейнц Френкель зашел за мной по дороге в школу.

– Я поговорил со стариком, – сказал он. – Отец был удивительно благоразумен для своего возраста. Предложил сначала получить аттестат об образовании, и тогда, если я не передумаю идти в море, он не будет препятствовать.

– Здорово! – сказал я.

– А ты? – спросил Гейнц. – Что сказала твоя мать?

– Ничего, потому что я ничего ей не говорил.

Смеясь, он похлопал меня по плечу:

– Ну, старина, значит, мы должны продолжать грызть науки.

Но мне было не до смеха. Днем я поехал в профессиональный совет при бирже труда, чтобы узнать об условиях обучения на юнгу.

Принимал меня точно не португальский король. Бледный желтолицый человек неодобрительно уставился на меня сквозь толстые стекла очков и спросил:

– Ты хочешь поступить в торговый флот, ты, малявка? А что скажут твои родители?

– Мама согласна, – соврал я.

– Тогда приходи с ней, – недоверчиво сказал он и снова стал листать бумаги, как будто меня тут и не было.

Скрепя сердце я объяснил ему, что хочу узнать, что я должен делать, чтобы поступить, и сколько это будет стоить. Он раздраженно поднял на меня глаза, выхватил какую-то бумагу и бросил ее передо мной, не тратя слов. Это был проспект Немецкого морского училища в Финкенвардере. Я поблагодарил и ушел.

Выйдя, я изучил брошюру. Я не смотрел на картинки, едва глянул в текст и просто искал, сколько времени займет обучение и сколько оно стоит. Там значилось: три месяца учебы и сумма в бумажных марках, немалая сумма. Больше того, взносы могли увеличить без предупреждения.

Дома мама сидела перед мольбертом. Картина изображала оленей в лесу. Эту картину она рисовала уже много раз.

– Только представь, дорогой, дантист берет картину в оплату. Ему нравятся мои картины, и он уже нашел мне еще двух покупателей. – Ее щеки зарумянились. – Я могу просить по крайней мере тридцать золотых марок за каждую, сказал он. Если дела пойдут хорошо, я смогу рисовать две или три в неделю. Это двести сорок или триста марок в месяц, мой мальчик. Знаешь? Тогда мы сможем перестать торговать этими кружевами.

Я посмотрел на нее. Она опять была в своей стране несбыточных мечтаний. Я глубоко вздохнул:

– Хорошо, мама, но не лучше ли будет, если тебе придется кормить одним голодным меньше?

Гюнтер Прин: биография, личная жизнь, достижения, фото


Под командованием Гюнтера Прина подводной лодке U-47 было зачтено затопление более 30 союзных судов общей площадью около 200 000 валовых регистров (ОТО). Именно он потопил британский линкор HMS Royal Oak на якорной стоянке «Домашний флот» в Скапа-Флоу. Британцы тогда придумали знаменитое прозвище, под которым и стал известен Гюнтер Прин - Бык Скапа-Флоу. Его блестящая карьера стала возможной потому, что немцы с самого начала уделяли подводным лодкам особое внимание.

Старая открытка с немецкой подводной лодкой.

Предисловие: неограниченная подводная война

История командира подлодки Гюнтера Прина была бы невозможной, если бы не политика неограниченной подводной войны, которую Германия начала проводить в Первую мировую войну.

Неограниченная подводная война - это тип морской войны, в которой подводные лодки погружают суда, такие как грузовые и танкерные машины, без предупреждения, в отличие от традиционных правил ведения боя. Эти правила требуют, чтобы подводные лодки находились на поверхности и атаковали грузовые, транспортные и гражданские судна лишь в случае крайней необходимости. Немцы проигнорировали этот закон во время Первой мировой войны после британского введения Q-кораблей со скрытыми палубными орудиями, и самым драматическим эпизодом ​​того времени стало затопление немцами "Лузитании" в 1915 году. Именно это печальное событие спровоцировало вступление США в Первую мировую войну.

Адмирал Хеннинг фон Хольцендорф, начальник штаба адмиралтейства, в начале 1917 года успешно участвовал в возобновлении нападений и, таким образом, преподал урок англичанам. Высшее командование Германии осознало, что возобновление неограниченной подводной войны означало войну с Соединенными Штатами, но посчитало, что американская мобилизация будет слишком медленной, чтобы остановить победу Германии на Западном фронте.

После возобновления Германией неограниченной подводной войны 1 февраля 1917 года страны пытались ограничить или даже отменить подводные лодки. Вместо этого Лондонская декларация требовала от подводных лодок соблюдать правила войны. Эти правила не запрещали вооружать торговые корабли, но при этом они должны были сообщать о контакте с подводными лодками (или рейдерами). Это сделало ограничения на подводные лодки бесполезными.

Хотя такая тактика повышает боевую эффективность подводной лодки и ее шансы на выживание, некоторые рассматривают ее как нарушение правил войны, особенно при использовании против нейтральных судов в зоне военных действий.

Было проведено четыре крупных кампании неограниченной подводной войны:

  1. Морские операции Первой мировой войны, когда неограниченная подводная война велась Германией между 1915 и 1918 годами против Великобритании и ее союзников. Одним из самых известных актов было 7 мая 1915 года, когда подводная лодка U-20 намеренно торпедировала роскошный лайнер British Cunard RMS Lusitania.
  2. Возобновление Германией неограниченной подводной войны в феврале 1917 года вместе с Телеграммой Циммермана привело США к войне на британской стороне. Это был также casus belli для вступления Бразилии в войну в 1917 году.
  3. Битва за Атлантику во время Второй мировой войны. Между 1939 и 1945 годами она велась между Германией и союзниками, и с 1940 по 1943 год - между Италией и союзниками.
  4. Балтийская кампания на Восточном фронте, во время Второй мировой войны между 1941 и 1945 годами, особенно с 1942 г. Велась Германией и СССР друг против друга, прежде всего в Балтийском море.
  5. Тихоокеанский фронт Второй мировой войны, между 1941 и 1945 годами. Велась война Соединенными Штатами против Японии.

В четырех случаях были попытки ввести военно-морскую блокаду для стран, особенно тех, которые сильно зависят от торгового судоходства, чтобы они не могли питать свои военные предприятия и кормить население (например, Британию и Японию), хотя страны, проводящие неограниченную подводную войну, не смогли установить обычную военно-морскую блокаду. Именно во времена неограниченных подводных войн и блистала слава выдающихся подводников вроде командира Гюнтера Прина.

Немецкая субмарина конца Первой мировой войны.

Ранние годы

Герой нашей статьи был одним из трех детей в семье судьи. Будущий подводник Гюнтер Прин присоединился к Handelsflotte (немецкий торговый флот) в середине 1923 года. После нескольких лет работы и учебы в качестве моряка он сдал необходимые экзамены и стал четвертым офицером на пассажирском лайнере. В январе 1932 года будущий командир подлодки Гюнтер Прин получил лицензию морского капитана.

Начало карьеры

Не имея возможности найти работу из-за серьезного сокращения немецкой судоходной отрасли во время Великой депрессии, он был вынужден обращаться в различные социальные институты за помощью. Разгневанный неумелым правительством, которое казалось абсолютно импотентным перед лицом экономической катастрофы в стране, он присоединился к нацистской партии в мае 1932 года. В августе 1932-го будущий командир подлодки Прин присоединился к добровольному рабочему корпусу Вогтсберга в Ольшнице, где поднялся до звания заместителя командира лагеря.

Прин обратился к Рейхсмарине в 1933 году и быстро получил там работу. Сперва он служил на легком крейсере, а затем был отправлен в учебную школу подводников в Киле. После окончания учебы он оказался в U-26 на лейбле Deutsche Schiff und Maschinenbau AG (Deschimag) в Бремене в качестве первого наблюдателя, служа под командованием Вернера Хартмана. U-26 отправился в два патруля в 1937 году (6 мая - 15 июня и 15 июля - 30 августа) во время гражданской войны в Испании.

Будущий командир Гюнтер Прин быстро продвигался по службе, пройдя путь от гардемарина в 1933 году до старшего лейтенанта в море в 1937 году. Он был назначен командующим новым типом VIIB U-47 при ее вводе в эксплуатацию в декабре 1938 года и получил звание капитан-лейтенанта в феврале 1939 года.

В 1939 году капитан-лейтенант Прин женился, а чуть позже стал отцом двух детей.

Прин в форме Кригсмарине.

Вторая мировая война

Вторая мировая война началась во время первого патруля Прина в U-47. Он ушел из Киля 19 августа 1939 года для патрулирования продолжительностью 28 дней. 5 сентября он потопил британскую СС Боснию в размере 2 407 валовых регистровых тонн (ОТО) - это был второй корабль с начала войны, затопленный подводной лодкой. Его лодка вскоре потопила еще два британских судна, Рио-Кларо - 4086 ОТО 6-го, а Гартавон - 1777 ОТО 7-го. U-47 вернулся в Киль 15 сентября.

14 октября 1939 года лодка лейтенант-капитана Гюнтера Прина проникла на основную базу Королевского военно-морского флота, Скапа-Флоу, и потопила линейный корабль «Королевский дуб». Он вернулся в Германию как прославленный герой. Теперь он был не просто подводник Гютер Прин - атака Скапа-Флоу сделала его настоящей звездой на родине!

Прин был награжден Рыцарским Крестом Железного Креста лично Адольфом Гитлером, став первым матросом подлодки и вторым членом на Кригсмарине, получившим эту награду. Какие бы ошибки ни совершал капитан Прин, атака Скапа Флоу навсегда сделала ему имя. Эмблема в виде фыркающего быка была нарисована на конусной башне U-47 и вскоре стала символом всей 7-й подводной флотилии, подтверждая прозвище Прина.

Два члена команды Гюнтера заработали Рыцарский крест Железного Креста во время Второй мировой войны: главный инженер (Leitender Ingenieur) Йоханн-Фридрих Весселс и 1-й часовой офицер (И. Вачхофисье) Энгельберт Эндрасс.

Прин во Второй мировой войне.

Была, однако, одна тайна, которую скрывало военно-морское ведомство Германии: капитан подлодки Прин выпустил в общей сложности семь торпед в свою цель, из которых пять потерпели неудачу из-за давних проблем с глубинным управлением и их магнитными детонаторными системами. Эти проблемы продолжали долго преследовать немецких подводников, особенно во время немецкого вторжения в Норвегию, когда подводные лодки не смогли удержать Королевский флот в страхе. Об этой атаке написал сам Гюнтер Прин - книга Mein Weg nach Scapa Flow (1940, Deutscher Verlag Berlin) была опубликована под его именем.

Эпоха побед и поражений

U-47 под командованием Прина с 1-м наблюдательным офицером Энгельбертом Эндрассом и главным инженером Иоганном-Фридрихом Весселсом покинула Киль 16 ноября 1939 года.

U-47 атаковал британский крейсер 28 ноября 1939 года. Прин определил корабль как лодочный крейсер. Он собирался запустить три торпеды, но только одна очистила трубку и взорвалась вслед за крейсером. Когда перископ очистил поверхность, подводник Гюнтер Прин наблюдал за тем, что он счел серьезным повреждением кормы крейсера. U-47 всплыл и попытался преследовать крейсер, но был задет глубинными зарядами, сброшенными из эскорта. Оказалось, что крейсер был модели HMS Norfolk и был лишь слегка поврежден детонацией. О нападении сообщалось в ежедневном Вермахтберихте 29 ноября 1939 года. В военном дневнике Бефельшабер-дер-у-Боате (БДУ) 17 декабря 1939 года указано, что хотя был отмечен удар, крейсер так и не сумели потопить.

Портрет Гюнтера Прина.

5 декабря 1939 года U-47 обнаружил девять торговых судов, сопровождаемых пятью эсминцами. В 14:40 Прин выпустил одну торпеду, сбив британский пароход "Навасота" по дороге в Буэнос-Айрес и убив 37 матросов. После затопления "Навасоты" британские эсминцы безуспешно атаковали U-47.

На следующий день в 20:29 норвежский танкер "Бритта" был потоплен, унеся на дно 6 членов своего экипажа. За ним последовал голландский "Таджандойн", потопленный Прином 7 декабря 1939 года.

U-47 продолжал атаковать союзнические перевозки в западных подходах, однако восемь из двенадцати кораблей либо перевозили взрывчатку, либо были неисправны. 18 декабря 1939 года U-47 вернулся в Киль через канал Кайзера Вильгельма. Трофеи Прина на начало войны отмечены в военном дневнике от 17 декабря 1939 года:

  • пароход неизвестного происхождения 12 000 ОТО;
  • норвежский танкер 10 000 GRT;
  • голландский танкер 9 000 ОТО.

Последующая карьера

Среди кораблей, потопленных приновской подлодкой U-47, была SS Arandora, перевозившая более 1200 интернированных немецких и итальянских граждан и 86 немецких военнопленных в Канаду. В результате атаки убито более 800 человек.

После более поздних патрулей и рейдов по союзным торговым перевозкам Прин был награжден Дубовыми листьями Рыцарского креста в 1940 году.

Прин с биноклем.

Последний бой

В истории, типичной для лучших солдат Германии во время Второй мировой войны, адмирал Дениц попытался убедить Прина перевестись на учебную подлодку, но человек, которого любил немецкий народ, предпочел вместо этого вернуться в полную опасности холодную Северную Атлантику, которая уже подарила ему великую воинскую славу. Гюнтер Прин отправился в свой десятый рейд на U-47 20 февраля 1941 года.

Пробившись к западному побережью Ирландии, 25 февраля U-47 столкнулся с исходящим конвоем OB-290. Следуя докладу Прина, Дениц вызвал подкрепление, но когда они не успели прибыть вовремя, капитан U-47 решил взять на себя конвой.

Его первой жертвой стал бельгийский грузовой корабль Kosongo, который был поражен торпедой сразу после полуночи 26-го. За этим последовал быстрый удар по британскому танкеру «Диала», который повредил судно на 8100 тонн. В течение часа Прин перезарядился и начал атаковать своих вторую и третью жертву за день - шведское грузовое судно M / S Rydboholm и норвежское грузовое судно Borglund.

Ключевая роль U-47 в уничтожении Convoy OB-290 здесь не прекращалась: выступая в качестве маяка, судно успешно направило опасные бомбардировщики Кондора к процессии медленно движущихся судов. В согласованной воздушной атаке эскадра из шести Кондоров потопила семь торговых кораблей и повредила восьмой из них. 28 февраля U-47 натолкнулся на корабль, отбившийся от разбитого конвоя - британский пароход Holmelea, который был быстро потоплен. Он стал четвертой жертвой U-47 во время десятого рейда Прина, и тридцатой - с начала войны. На следующий день Гюнтер Прин получил очередное повышение.

Таинственное исчезновение

U-47 должен был ждать более недели для своей следующей вылазки в Атлантику, когда 7 марта он наткнулся на британское китобойное судно с грузом более 20,638 тонны - "Терье Викен", являвшееся частью уничтоженного конвоя OB-293. Две торпеды были выпущены в судно, и обе попали в цель. Вскоре после этого нападения Прин оказался среди отряда из, по меньшей мере, четырех кораблей под командованием командира Джеймса Роуленда.

От U-47 не было получено сигнала с того момента, когда он попал в британское окружение. Прин считался пропавшим без вести после того как не смог сообщить о своей позиции в Генштаб. Прошло лишь десять дней, и 17 марта двое не менее успешных коллег Прина также пропали без вести: Йоахим Шепке и U-100 были потеряны в холодной Северной Атлантике, в то время как командир U-99 - Отто Кречмер - и его команда были захвачены в плен англичанами. Адмирал Дениц был сильно потрясен потерей трех своих лучших подводных асов, а министр пропаганды Йозеф Геббельс хотел убедить народ принять гибель героев войны со стоическим спокойствием, опасаясь увидеть массовое падение морального духа. Осознавая сложившуюся ситуацию, союзники сбросили листовки над Германией со следующим текстом:

"Шепке - Кречмер - Прин. Что стало с этими тремя офицерами, самыми известными немецкими командирами подводных лодок, единственными, кому Гитлер вручил Дубовые листья к Рыцарскому Кресту? Шепке мертв. Немецкое высшее командование должно было признать это. Кречмер схвачен. Немецкое высшее командование должно было признать это. И Прин? Кто недавно слышал о Прине? Что немецкое высшее командование должно сказать о Прине? Где Прин?".

Решение скрыть потерю самого популярного командира подводной лодки Кригсмарине от немецкой общественности, по всей вероятности, принесло больше вреда, чем пользы. Власть предержащим постоянно задавались вопросы, и после падения листовок Wo ist Prien нацистская пропагандистская машина, вероятно, попала в затруднительное положение. Отсутствие новостей о Прине породило всевозможные фантастические сплетни, в том числе невероятную историю о его превращении в антифашиста или в охранника концентрационного лагеря.

Уничтожение U-47 долгое время являлось предметом дебатов среди военно-морских историков. Из всех предположений, которые были высказаны, наиболее вероятно, что подводная лодка была подвергнута нападению с глубинным зарядом как "Росомахи", так и другого эсминца под названием Verity, хотя никаких конкретных доказательств или когда-либо их было сделано для подтверждения этого. Другие равноправные объяснения включают ошибку экипажа, структурный сбой или попадание в подлодку бродячей торпеды, возможно, немецкой. Конечно, это все бессмысленно в свете войны. Ясно лишь то, что Гюнтер Прин не смог связаться со штабом после 7 марта, и что U-47 и ее экипаж никогда больше не видели.

Упадок подводного флота

Потеря Прина и его товарищей-подчиненных в течение марта 1941 года ускорила начало конца для хвалебного немецкого подводного флота. Моральный дух подводников был под таким сомнением, что смерть Прина официально не объявлялась до 23 мая 1941 года - в течение двух месяцев после того как U-47 был объявлен пропавшим без вести в холодном пространстве Северной Атлантики.

Хотя в течение оставшейся части войны Германия смогла обзавестись гораздо большим количеством асов-подводников, ни один из них не достиг тех высоких показателей, как первое поколение морских охотников. К середине 1941 года союзники взяли под контроль ситуацию в Северной Атлантике, и с тех пор уже ничего не менялось. В это время бывшие охотники сами стали жертвами.

На сегодняшний день нет официальных данных о том, что случилось с U-47 или 45 членами ее экипажа, хотя существует множество теорий.

Черчилль лично объявил об исчезновении стального волка Вермахта - командира подлодки Гюнтера Прина - в Палате общин, а пропагандистские листовки, распространяемые в Германии, неоднократно включали вопрос «Где Прин?». Пока Германия не была вынуждена признать свою потерю.

Хотя Прин находился в море менее двух лет, его рекорд был самым высоким среди асов-подводников во время Второй мировой войны. Он провел 238 дней в море и потопил 30 кораблей противника.

Прин с наградами.

В популярной культуре

Военный фильм 1957 года U-47 - Kapitänleutnant Prien режиссера Харальда Рейнла был основан на боевых отчетах Прина и остальной команды U-47. Прин был воплощен немецким актером Дитером Эпплером.

Великий германский подводник был героем одной любопытной агиографической книги 1981 года - "Стальные волки Вермахта: командир подлодки Прин Гюнтер", написанной немецким автором Францем Куровски. Немецкий ученый Ганс Вагенер классифицирует книгу Куровского, опубликованную крайне правым издателем Друффелем Верлагом, как «почти идеальный пример умелой дистилляции нацистского понимания Второй мировой войны». Канадский историк Майкл Хэдли прокомментировал цели повествования следующим образом:

Здесь он [Куровский] хотел отметить «достойного солдата и человека Гюнтера Прина», который не был забыт ни старыми подводниками, ни - и это бы поразило большинство наблюдателей в Германии сегодня [в 1995 году] - молодыми подводниками современного флота ФРГ».

Вокруг его личности ходило множество легенд, некоторые из них также отражались в массовой культуре. Например, долгое время тиражировался слух, что Прин был убежденным антифашистом, тайно презиравшим гитлеровский режим. Тем не менее из массовой истории никогда не сотрется тот факт, что главный виновник драматичной атаки Скапа-Флоу - подводник Гюнтер Прин.

Книга Прина о самом себе

Герой этой статьи в свое время написал книгу "Командир подлодки", посвященную его военным похождениям. U-47 под командованием Гюнтера Прина нашел путь через лабиринт к сердцу якорной стоянки, где стоял "Королевский Дуб". Внезапно две торпеды взорвали могучий корабль, разорвав его на части и моментально убив более 800 британских матросов.

Некоторые историки, профессионально занимающиеся историей подводного флота, утверждают, что на самом деле это книга Пола Веймара - "литературного раба" Гюнтера Прина. Она хорошо написана, в ней отражен подробный и очень интересный взгляд на то, где началась одна из легенд военной машины нацистской Германии.

Прин своих врагов не высмеивает и не оскорбляет: он просто парень с другой стороны, который делает свою работу так, как ее делал бы любой другой одаренный военный. Если вы не знали, что он немец, вы можете прочитать воспоминания о британском торговце или американском подводнике. Корабль-клипер, с которого он начал, - половина книги, поэтому это не произведение о войне. Это книга об опыте одного человека в море, как в торговом корабле, так и на военной подлодке. В ней много историй о его детстве, которые, очевидно, лучше и глубже объясняют, каким человеком он стал.

Прин, Гюнтер

Гюнтер_Прин.jpg

Гю́нтер Прин - (16 января 1908 — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых успешных подводников Кригсмарине и получил прозвищем «Бык Скапа-Флоу», после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Содержание

Биография

Родился 16 января 1908 в Остерфельде. Его семья была очень бедной. В 15 лет Гюнтер покинул свой дом, зарабатывал на жизнь сам и позволил матери вырастить других детей. Благодаря своему трудолюбию, упорству и настойчивости получил диплом капитана. Во время Великой депрессии в 1931 оказался без работы. После прихода нацистов к власти Прин добровольцем вступил в ВМФ в качестве рядового матроса и быстро стал подниматься по служебной лестнице.

Служба

В октябре 1936 — стал 2-м помощником командира лодки U-26, которой командовал В. Хартман. Участвовал в войне в Испании. После окончания курсов командиров подводных лодок Прин в октябре 1938 назначен командиром U-47. После начала войны Прин стал первым подводником, который потопил судно противника — им стал подбитый 5 сентября 1939 английский пароход Bosnia (2407 тонн). В этом же походе Прин затопил два торговых суда Rio Clara и Gartavon. После возвращения на базу Прин 25 сентября награжден Железным крестом 2-го класса.

1 октября 1939 Прин был вызван к адмиралу К. Дёницу, который предложил ему совершить операцию по проникновению на базу английского флота — Скапа Флоу и потопить корабли, находившиеся там.

Прин не знал, что и ответить. Эта база считалась главным объектом Хоум Флита. Считалось, что на базу нельзя приникнуть незамеченным. Здесь кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру. Победа, одержанная в этом месте, воодушевила бы рейх. Во времена первой мировой войны двум подводным лодкам удалось проплыть в Скапа Флоу через заграждения, назад они так и не вернулись. Но адмирал имел информацию от капитана торгового судна. Который за две недель назад был в порту Керкуэлла, расположенного недалеко от Скапа Флоу. Где получил информацию, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Разведданные подтвердила эту информацию. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день Прин доложил Деницу, что готов провести операцию.

Утром 13 октября Прин начал поход и сообщил экипажу цель похода. Едва избежав столкновения с ограждением, U-47 прошла в Скапа Флоу. В 0 часов 58 минут 14 октября был обнаружен линейный корабль HMS Royal Oak и авианосец HMS Pegasus и командир отдал приказ выпустить 4 торпеды, один из аппаратов не сработал.

Из трех торпед взорвалась только одна, но никаких действий со стороны англичан не последовало.

В 1 час 16 минут Прин провел вторую атаку четырьмя торпедами. Две торпеды попали в HMS Royal Oak, после чего сдетонировали артиллерийские погреба. Прогремел взрыв, и линкор через 23 минуты затонул, унеся с собой жизни адмирала Блэнгроува и 832 членов экипажа.

А незамеченная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном заграждении и вышла в открытое море.

На базе Вельгельмсхафен Прина встречала ликующая толпа. Лично адмирал Э. Редер наградил всех членов экипажа Железными крестами 2-го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW. 200 и Ju. 52 - личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер Театре моряков принимал Геббельс.

Прин стал одним из самых известных героев Германии. В конце 1939 эмблемой U-47 был выбран бык, а германские СМИ стали называть Прина «быком Скапа Флоу». Вскоре была издана книга «Мой путь в Скапа Флоу» (авторство Прина сомнительно, т.к. книга содержит много неточностей). В середине ноября 1939 U-47 вышла в Северную Атлантику. В этом походе Прин потопил два танкера, но был дважды атакован глубинными бомбами. Из-за повреждений, нанесенных ей льдами и взрывами глубинных бомб, до марта 1940 года U-47 ремонтировалась в доках.
Участвовал в операции по вторжению в Норвегию, в ходе которой лодка села на мель, повредив правый дизель.

В 1940 была сформирована группа подводных лодок "Прин" и "Резинг", которая получила задание атаковать конвой в Галифаксе.
Прину было поставлено задание уничтожить конвой, который возвращаться в Галифакс. Июнь 1940 года стал одним из самых удачных для германских подводников месяцем. Объединенными усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов (585496 т.). Из них 10 процентов были на счету Прина. Общий тоннаж потопленных им кораблей составил 66587.

С июня по октябрь был удачный период для германских подводных асов, таких, как Прин, Кречмер, Эндрас и другие. Лучшим был, конечно, Прин, потопивший 200000 т. За свои заслуги Прин получил Дубовые Листья к Рыцарскому кресту. Но его вскоре превзошел Отто Кречмер, командир U-99, который стал ведущим подводным асом Кригсмарине, потопив 44 корабля (266629 т.).

В ночь на 18 октября 1940 Прин во главе 4 лодок атаковал английский конвой. В итоге атаки британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Гибель

8 марта 1941 Прин атаковал конвои ОВ293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Германские лодки потопили 2 корабля, понесли слишком большие потери: лодка Г. Экрмана была вынуждена всплыть и вернуться в Лорьян; U-90 капитана 3-го ранга И. Маца была затоплена; U-91 под командованием О Кречмера также была вынуждена отступить.

Прин из-за своего упорства решил продолжить в одиночку атаку конвоя и потопил еще один корабль. Неожиданно прекратился дождь, облака разошлись и выглянуло солнце, осветив U-47 прямо перед носом у эсминца HMS Wolverine. Прин отдал приказ немедленно погрузится, но Ройлэнд моментально сбросил глубинные бомбы. Промахнуться он не мог. U-47 была сильно повреждена. Прин вынужден был оставаться под водой до наступления темноты и всплыл в нескольких милях от места первоначального погружения. Тут же на него бросился HMS Wolverine, U-47 стремительно погрузилась в воду, но было уже поздно. Больше она никогда не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку. Через несколько минут на поверхности показались обломки, мусор и пятна мазута — признак того, что лодка погибла. Никто не смог бы спастись.

Лишь 23 мая 1941 германская пресса сообщила о гибели Прина.

После гибели Прина. его эмблема «Пыхтящий бык» присвоена 7-й флотилии подводных лодок.

Популярность Прина была настолько высока, что многие не хотели верить в его гибель. Получили хождение разные морские легенды, что Прин и его экипаж взбунтовались и попали в пехоту на Восточный фронт. Что Прин отказался выйти в море на неисправной лодке и был отправлен в концлагерь, где его уморили голодом или расстреляли. Была версия, что Прин утонул в своей ванне.

Гюнтер Прин: Командир подлодки. Стальные волки вермахта

Гюнтер Прин - Командир подлодки. Стальные волки вермахта обложка книги

Аннотация к книге "Командир подлодки. Стальные волки вермахта"

Немецкий офицер-подводник Гюнтер Прин рассказывает о боевых операциях подводных лодок Германии в Атлантике, непосредственным участником которых он был. Вы проследите за судьбой одного из самых удачливых капитанов, добившихся признания на родине и нанесшего непоправимый урон противнику. А также познакомитесь с подробностями сражения в заливе Скапа-Флоу, за которое Прин был удостоен высшей награды - Рыцарского креста с дубовыми листьями.

В названии нет противоречия. Вермахт это вооруженные силы Германии включающие (Лювтваффе (ВВС), Кригсмарине (ВМС) и Сухопутные войска). По аналогии c РККА которая была у нас.
В целом же книга написана легким языком, читается как приключенческая повесть. Смущает ряд моментов. Всего 200 страниц текста из которых только последние 80 посвящены службе автора на подводном флоте. Перевод видимо с английского издания, т.к. изобилуют словечками сэр, мистер, мисс и тп. Это упущение, особенно если.

В названии нет противоречия. Вермахт это вооруженные силы Германии включающие (Лювтваффе (ВВС), Кригсмарине (ВМС) и Сухопутные войска). По аналогии c РККА которая была у нас.
В целом же книга написана легким языком, читается как приключенческая повесть. Смущает ряд моментов. Всего 200 страниц текста из которых только последние 80 посвящены службе автора на подводном флоте. Перевод видимо с английского издания, т.к. изобилуют словечками сэр, мистер, мисс и тп. Это упущение, особенно если учитывать тот факт, что в описываемый период времени англичане и немцы терпеть не могли друг друга. Некоторые описания морских боев расходятся с тем что говорят про эти события историки.
Из достоинств, кроме легкости изложения отмечу следующее:
книга представляет собой взгляд очевидца тех событий. Она написана еще до нападения на СССР и автор верит в свою борьбу. Он не оправдывается подобно многим немецким авторам которые писали свои труды после войны. Он просто описывает свою службу морского офицера, гордится встречей с вождем нации, не зная о преступлениях, которые тот совершил и совершит в будущем. Так как автор не увидит этого будущего. После написания книги он погибнет в одном из походов. Скрыть

Автор - командир немецкой подводной лодки Гюнтер Прин, известный своей атакой британского линкора в базе Скапа-Флоу, кратко описывает свою военную карьеру от момента прихода на флот до аудиенции у Гитлера за свой успех. Кратко и четко приведены основные эпизоды его становления как морского офицера-подводника, первые боевые походы на своей лодки. Все события описаны простым, "живым" языком, приведены впечатления, которые были получены в той или иной жизненной ситуации - все просто.

Автор - командир немецкой подводной лодки Гюнтер Прин, известный своей атакой британского линкора в базе Скапа-Флоу, кратко описывает свою военную карьеру от момента прихода на флот до аудиенции у Гитлера за свой успех. Кратко и четко приведены основные эпизоды его становления как морского офицера-подводника, первые боевые походы на своей лодки. Все события описаны простым, "живым" языком, приведены впечатления, которые были получены в той или иной жизненной ситуации - все просто: вышли в море, нашли противника, уничтожили его, проявили мужество и героизм, вернулись на базу. Вроде как никакой жесткости и ненависти: Германия начала войну, значит нужно выйти в море и выполнить свой долг, особо не задумываясь. Все просто. Красочный переплет, крепкая удобная обложка - читать легко. Жаль, что о наших подводниках таких книг не пишут. Любопытно, что в книге нет никаких дат, даже тех которые общеизвестны и несут на себе отпечатка тайны, например - дата атаки в Скапа- Флоу, видно автор имел основания писать что угодно, но без привязки ко времени, все так шла война. Кроме того, удивляет то, что немецкие матросы и унтер-офицеры при обращении к офицеру добавляют приставку "сэр!" - это ведь не американский флот. Вероятно погрешности перевода с английского на русский. А еще можно только удивляться расторопности агентства Геббельса в годы второй мировой - 14 октября 1939 года Прином был потоплен линкор "Ройал Оук", а 23 мая 1941 года его лодка была уничтожена союзниками. И за этот период он успел написать книгу, которую мы держим в руках! Вероятно эта книга была использована и для подготовки других немецких подводников, которые воевали в войне. Вот так вот. Скрыть

Читайте также: