И только чеченцы стальные сердца

Обновлено: 25.04.2024

«Я видел много народов , но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы , на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев , а точнее , через полное их уничтожение ».

« Государь . Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости ».

Н.Ф. Дубровин , « История войны и владычества русских на Кавказе »:

« Чеченцы , бесспорно , храбрейший народ в Восточных горах . Походы в их земли всегда стоили нам огромных кровавых жертв . Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне . Из всех горцев они одни заставили Шамиля , правившего в Дагестане деспотически , сделать им тысячу уступок в образе правления , народных повинностях и обрядовой строгости веры ».

А.Дюма. Кавказ . ( Париж , 1859):

Чеченцы– великолепные наездники – могут преодолевать всего лишь за одну ночь сто двадцать , сто тридцать или даже сто пятьдесят верст . Их кони , не сбавляя шагу – всегда галопом , – штурмуют такие склоны , где, казалось бы , не пройти и пешему . Горец , едущий верхом , никогда не смотрит на дорогу перед собой : если на пути лежит расщелина , которую не решаются преодолеть сходу его конь , чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему , заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до двадцати футов .

Незавидное положение дел в предгорьях Кавказа обрисовал профессор С.Н. Рукавишников в своём докладе, прочитанном 11 октября 1912 года на заседании Общества ревнителей истории:
«Хотя Кавказ и завоёван Россией, но он не вполне замирен. Населяющие его мусульманские народности в глуши своих аулов дышат непримиримой ненавистью к России и ожидают только случая, чтобы встать на защиту мусульманства… Вся история Кавказа показывает, что очагом всех волнений на Кавказе… является Дагестан и, в особенности, Чечня, которая, благодаря своему географическому положению, до сего времени представляет собою совершенно изолированную, неприступную, дикую страну…» По мнению Рукавишникова, во всем были виноваты власти (тогда – петербургские) и местная кавказская администрация, которая даже не пытается приобщить Чечню к благам современной культуры, связать ее с внешним миром хоть какими-нибудь дорогами. «Под влиянием всех этих обстоятельств, а также благодаря природному пылкому и горячему характеру чеченцев, из последних выработалось воинственно настроенное, свободолюбивое и фанатичное племя, легко поддающееся пропаганде ненависти мусульман к «гяурам», – вывел профессор.

Генерал Михаил Орлов, 1826 год:

«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»

Максим Шевченко:

«Чеченцы являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши».

В. Потто, XIX век:

«Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»

Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.:

«Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей».

Ян Чеснов:

Чеченцы – немногочисленный народ, их страна занимает не много места на географической карте. Но на этнической карте, на карте народов и культур, Чечня представляет собой цивилизацию, сравнимую по статусу, скажем, с российской. Это звучит крайне неожиданно, но это так.

Предсказание из старинной рукописи 18 века:

«…Как плеть, выпавшая из рук застигнутого в пути песчаной бурей всадника, чеченцы исчезнут… Однако тот же ветер, подувший в обратную сторону, унесет песок и плеть снова появится на белый свет. Так и чеченцы уйдут на время в небытие, вновь воскреснут для добра и справедливости и доживут до Судного Дня».

Генерал М.Я. Ольшевский:

«Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами уничтожить и даже их достоинства обращать в недостатки. Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразных с их понятиями, нравами, обычаями и образом жизни. Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жестки и оглушительны…»

Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись»:

«…Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: «Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы»

Иосиф Кобзон:

…Но существует воспитание: уважение к старшему, уважение к другу, уважение к женщине, законопослушание. Уважение к религии, причем не напускное, не надуманное, а настоящее. Я очень люблю и уважаю вайнахов. И они проявляют ко мне самое доброе отношение, хотя бы по той простой причине, что я за всю свою долгую жизнь никогда ни словом, ни делом не изменил этому народу. Чеченцы — мужественный, непобедимый, нравственно чистый народ. А бандиты? Так они есть и среди русских, бандитов и у евреев достаточно…

Дмитрий Панин, потомок древнего дворянского рода, русский учёный и религиозный философ, который провёл в сталинских лагерях 16 лет. В 70-е годы на Западе вышла его книга «Лубянка — Экибастуз», которую литературные критики называют «феноменом русской литературы, равным «Запискам из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского». Вот что он пишет в этой книге о чеченцах:

«Наиболее удачным и остроумным был побег (из Особлага в Казахстане – В.М.) двух зэков во время сильного бурана. За день намело валы спрессованного снега, колючая проволока оказалась занесённой, и зэки прошли по ней как по мосту. Ветер дул им в спины: они расстегнули бушлаты и натягивали их руками, как паруса. Влажный снег образует прочную дорогу: за время бурана им удалось проделать больше двухсот километров и выйти к посёлку. Там они спороли тряпки с номерами и смешались с местным населением. Им повезло: то были чеченцы; они оказали им гостеприимство. Чеченцы и ингуши – близкородственные друг другу кавказские народности мусульманской религии.

Их представители в огромном большинстве – люди решительные и смелые. Гитлера они рассматривали как освободителя от кандалов сталинизма, и, когда немцев прогнали с Кавказа, Сталин произвёл выселение этих и других меньшинств в Казахстан и Среднюю Азию. Гибли дети, пожилые и слабые люди, но большая цепкость и жизненная сметка позволили чеченцам устоять во время варварского переселения. Главной силой чеченцев была верность своей религии. Селиться они старались кучно, и в каждом посёлке наиболее образованный из них брал на себя обязанность муллы. Споры и ссоры старались разрешать между собой, не доводя до советского суда; девочек в школу не пускали, мальчики ходили в неё год или два, чтобы научиться только писать и читать, а после этого никакие штрафы не помогали. Простейший деловой протест помог чеченцам выиграть битву за свой народ. Дети воспитывались в религиозных представлениях, пусть крайне упрощённых, в уважении к родителям, к своему народу, к его обычаям, и в ненависти к безбожному советскому котлу, в котором им не хотелось вариться ни за какие приманки. При этом неизменно возникали стычки, выражались протесты. Мелкие советские сатрапы вершили грязное дело, и много чеченцев попало за колючую проволоку. С нами тоже были надёжные, смелые, решительные чеченцы. Стукачей среди них не было, а если таковые появлялись, то оказывались недолговечными. В верности мусульман я не раз имел возможность убедиться. В мою бытность бригадиром я выбрал себе помощником ингуша Идриса, и был всегда спокоен, зная, что тыл надёжно защищён и каждое распоряжение будет выполнено бригадой. В ссылке я был в Казахстане в разгар освоения целины, когда, получив пятьсот рублей подъёмных. Туда хлынули представители преступного мира. Парторг совхоза, испугавшись за свою жизнь, за большие деньги нанял трёх чеченцев своими телохранителями. Всем тамошним чеченцам он своими действиями был отвратителен, но раз обещав, они держали слово, и, благодаря их защите, парторг остался целым и невредимым. Позже, на воле, я много раз ставил в пример знакомым чеченцев и предлагал поучиться у них искусству отстаивать своих детей, охранять их от тлетворного влияния безбожной, беспринципной власти. То, что так просто и естественно получалось у малограмотных мусульман, разбивалось о стремление образованных и полуобразованных советских россиян обязательно дать высшее образование своему, как правило, единственному ребёнку. Простым людям при вколачиваемом безбожии и обескровленной, разгромленной, почти повсюду закрытой Церкви невозможно было в одиночку отстоять своих детей».

«К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут- Мартаном. Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов…»

«Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959 г., Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка генерала Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»

Говоря о заселении этих земель чеченцами, профессор П. И. Ковалевский писал, что они «…мало помалу стали спускаться с гор и постепенно занимать под свои аулы Кумыкскую площадь. Так образовался целый ряд аулов от Качкалыковского хребта и чуть не до Кизляра по Тереку, образуя Качкалыковскую Чечню» (23). Влияние же их в Аухе и во всем Терско- Сулакском междуречье было настолько велико, что, как писал генерал В. Потто, «…ни один из князей кумыкских… не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем».

Плоскость или, правильнее сказать, отлогие северные склоны хребта Кавказского, покрытые лесами и плодоносными долинами и обитаемые в восточной части племенем чеченским, наиболее воинственным из племён горских, составляли всегда сердце, житницу и самую мощную найму враждебной нам коалиции гор.

Е. Сельдерецкий. Беседы о Кавказе. Ч. 1, Берлин, 1870:

Шамиль, хорошо зная этим предгорьям цену и избирая свою резиденцию первоначально Дарго, а затем Ведено, видимо старался держаться ближе Чечни, чем всех прочих своих владений. Значение этих предгорий было понято и Главнокомандующим князем Барятинским, сосредоточившим все наши удары на землях чеченских, с падением которых в апреле 1859 года не устоял и полугода густонаселённый Дагестан, хотя и отдохнувший от наших наступательных действий, прекращённых со стороны Дагестана ещё с 1849-го года.

Правительственная комиссия России, изучив вопрос о привлечении их на службу в русскую армию, в 1875 году сообщала: «Чеченцы… самые воинственные и опасные горцы Северного Кавказа, представляют из себя …готовых воинов, которая военная служба едва ли что-либо в смысле лихой езды и умения владеть оружием… Чеченцы буквально с детского возраста привыкают общаться с оружием… Стрельба ночью на вскидку: на звук, на огонёк показывает явное преимущество горцев в этом над обученными казаками и особенно солдатами».

.«Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари):

«Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это – хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка»

Немирович-Данченко В. Вдоль Чечни:

«Симпатичные стороны чеченцев сказываются в их былинах и песнях. Бедный по количеству слов, но чрезвычайно образный язык этого племени как будто создан, по словам знающих исследователей Андийского хребта, для легенды и сказки – наивной и поучительной в одно и то же время. Униженные хвастуны, наказанные завистники и хищники, торжество великодушных, хотя иногда и слабых, уважение к женщине, являющейся помощницей мужу и товарищем, – вот корни народного творчества в Чечне. Присоедините к этому остроумие горца, его умение шутить и понимать шутку, веселость, которую не осилило даже тяжелое нынешнее положение этого племени, и вы, разумеется при всём своём уважении к мундирным моралистам, согласитесь со мной, что чеченцы – народ как народ, ничем не хуже, а пожалуй, и получше всякого другого, выделяющего из своей среды таких добродетельных и беспощадных судий. Способности этого племени – вне всяких сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они – ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны в то же время согласиться (…) что, разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которые почти недоступны нашему крестьянину средних губерний».

В.А. Потто. Исторический очерк Кавказских войн… (Тифлис, 1899):

Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а на смерть.

С. Беляев, дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев:

«Чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство над горцами. Чеченцы в отношении к своим никогда не приказывают, а говорят »Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, пойду, узнаю, если Бог даст». Ругательных слов на здешнем языке почти не существует…»

А.А. Бестужев-Марлинский в «Письме доктору Эрману»:

«…Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем уничтожать дар божий и труд человека», – говорили они… И это правило горского «разбойника» есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели её…»

И только чеченцы стальные сердца

〠 Общество БК. Начало IV-го Цикла запись закреплена

«. И только чеченцы — стальные сердца —
Решили до смертного биться конца.
Чеченцы обету и чести верны,
И шашек их гурдских удары грозны. ».
Магомед-Бек Аварский, 1860г.

Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков

Чеченцы и Ингуши пользовались в основном собственным сырьём, добывая железную руду в горах, о чём свидетельствуют археологи. О том, что вайнахам было знакомо горное дело, имеются сведения - 1629 года. Вайнахи как и многие народы, издревле относились к кузнечному делу и кузнецу с почётом и уважением. Вайнахи достигли больших познаний в обработке металла, ведь неслучайно про мифического оружейника Виланда, героя германских и скандинавских саг, сказано в песни Амелунгов, что он научился своему ремеслу у жителей Кавказских гор. На протяжении всего средневековья Вайнахи развивали обработку металла, кузнечное дело и сопутствующие ремёсла, осваивали более совершенные технологии. В XVIII - начале XIX веков металлообработка в Чечне и Ингушетии была хорошо развита. Во многих селениях, наряду производством сельскохозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, а также ювелирных украшений изготавливалось холодное, огнестрельное, и защитное вооружение. Были сёла, в которых мастера-оружейники существовали за счёт обмена изделий своего ремесла, например, был Гаджи-Аул, существовавший до 1816 года. Центры, где было особенно развито производство оружия это селения: Атаги, Белгатой, Гаджи-Аул, Дарго, Джигута, Дайкур-Аул, Малхиста, Ричахара, Чемберлой, Урус-Мартане, Цонтарое, Шатое, Шали. В этих селениях мастера оружейники изготавливали шашки, кинжалы, ружья, пистолеты. Они достигли небывалых вершин оружейного искусства, но, к сожалению, навсегда останутся для нас тайной их фамильные секреты изготовления оружия. В Дарго в годы Кавказской войны отливали пушки. В пореформенный период изготовление оружия у Чеченцев резко сократилось. Так как шло вытеснение местных вековых кустарных промыслов, которые падали под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий и товаров из Дагестана - (в основном с 1865-1870 годы торговцы завозили много украшенного оружия). В 70-е. годы XIX века в Чечне, как и во многих городах и селениях Северного Кавказа и Закавказья украшением оружия занимались ювелиры из Дагестана. С 1929 года изготовление даже холодного оружия было под запретом. - (стр. 502 С.Х. Нунуев. стр. 44,49,51,186 И.А. Асхабов.).

До недавнего времени были известны имена лишь 14 чеченских оружейников. В 1995 - 1998гг. И.А. Асхабов обследовал селения, которые в прошлом были известны как центры оружейного производства. Опросом потомков мастеров и старейших жителей селений он восстановил имена ещё 157 мастеров, составив список из 171 человека. Это стало возможным лишь потому, что чеченцы помнят свою родословную до седьмого колена. Но этот список, конечно, не полон: во время депортации 1944 года и в современной войне погибли потомки мастеров, поэтому некому вспомнить имена своих предков. Из свидетельств прошлого и из современных исследований складывается картина развития оружейного и серебряного производства в Чечне.

Несмотря на то, что в XVIII - начале XIX веков металлообработка и оружейное дело в Чечне были хорошо развиты. Ремесло носило сельский, семейно-патриархальный характер, то есть в производстве участвовали только члены семьи. Секреты изготовления оружия являлись достоянием отдельной фамилии, они хранились в тайне и передавались по наследству. Никогда фамильные секреты мастерства не передавались всем потомкам, тем более в юном возрасте. Дед к внукам, отец к сыновьям, присматривались годами, приобщая их к ремеслу. И только уже зрелому человеку, убедившись в правильности своего выбора, передавались основные секреты изготовления клинков, поэтому единой технологии металлообработки, ковки, и закалки клинков у чеченских мастеров не существовало. Следствием этого является то, что из общей массы клинкового оружия лишь небольшое количество клинков являлись высококачественными изделиями, то есть эти клинки по своему качеству и боевым характеристикам не уступали привозным европейским и русским клинкам и даже превосходили их. Разделение труда у чеченских оружейников почти отсутствовало, многие мастера-оружейники сами делали приборы к своим шашкам и кинжалам. Во время Кавказской войны чеченские мастера-оружейники в основном обеспечивали потребность населения в холодном оружии. К концу XIX века производство оружия в Чечне стало сокращаться. Оно падало под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий. В этаже время почти исчезла кустарная выделка железа (плавка руды) под конкуренцией привозного русского железа. Привозные железные и стальные изделия, а также слитки стали стоить дешевле, чем изделия чеченских кустарей. Помимо Российских и Бельгийских изделий для продажи в Чечню из Дагестана завозилось много украшенного оружия. В пореформенный период высокий уровень производства клинкового оружия в Чечне сохранился в аулах: Большие Атаги, Дарго, Дайкур-Ауле, Джигута. В Шатое, Лаха-Невре - село Надтеречное, и в отдельных аулах Ножай-Юртовского, Голанчожского и Чеберлоевского районов изготавливались только кинжалы в сравнительно малых количествах. Так оружейное производство в Чечне к началу XX века постепенно приходило в упадок. В начале XX века чеченские мастера-клиночники почти полностью перешли на привозное сырье, которое они использовали для своих изделий. А в 1929 году Советская власть запретила изготовление оружия. 1930-1937 годы можно считать временем, уничтожившим древнейший чеченский народный промысел. В эти годы по Чечне прокатилась волна жёстких репрессий. Невосполнимый урон был нанесён также ювелирному искусству - серебряных дел мастера, как и оружейники тоже подверглись репрессиям.

Шашка Терс-Маймал, №773 ГИМ. XIX век
Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки «Терс-Маймал» и «Гурда».

Существуют разные мнения, объясняющие термин «Терс-Маймал».

1. «Терс-Маймал» означает «ревущая обезьяна» - («терс» по-чеченски – рев, «маймал» - обезьяна). Считается, что клинкам «Терс-Маймал» был свойственен особый звон и свист, который они издавали при сильных взмахах, в сражениях этот пронзительный свист был сравним в народе с ревом обезьяны. Пронзительный крик обезьяны, способный влиять на психику, послужил поводом для оригинального названия клинка – (стр.58 И.А.Асхабов.).

2. Возможно еще одно толкование названия «Терс-Маймал». В арабском языке среди значений слова «маймун» есть и «обезьяна» и «счастливый, благословенный, блаженный». Слово «терс» означает «щит». Сочетание слов «терс-маймун» можно истолковать как «благословенный щит» - (стр.134 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.58 И.А.Асхабов).

Историю появления на Кавказе клинков с изображением волка автор уже излагал в разделе “Черкесские шашки”, когда рассматривал клейма и изображения на кавказских клинках. Как можно связать «терс-маймал» пассауским или золингенским волчком трудно сказать. Иса-Абдул Рашидович Асхабов считает, что более вероятно их существование независимо друг от друга – (стр.60 И.А.Асхабов). определить точно чеченское происхождение клинка с волчком очень трудно, так как волчок был популярен не только у чеченцев – приборы шашек с этим изображением украшены различными национальными орнаментами.

Большой популярностью в Чечне пользовались клинки с клеймом «гурда». Этимология слова не ясна. Существует несколько его толкований.

1 версия: Рассказывают, что один мастер, достигший чрезвычайным трудом и усилиями хорошей выделки этих чудесных клинков, встретил себе соперника в лице другого мастера, старавшегося всячески подорвать его репутацию. Произошла ссора, и первый, желая доказать преимущество своего железа, с криком “гурда” – (смотри) – одним ударом перерубил пополам и клинок и самого соперника. Имя этого мастера изгладилось из народной памяти, но его восклицание так и осталось за его клинками.

2 версия: Та же самая легенда, только с некоторыми прибавлениями. При споре двух оружейников, чьи клинки лучше, один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком “гур-да”, то есть “смотри”, перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлек на себя кровную месть со стороны родственников убитого, но народное собрание, чтобы сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму – челюсти (символ того, что его клинок перерубают железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, то есть капельки крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь – (стр.143 Э.Г. Аствацатурян С-Пб 2004г).

Э.Э.Ленц, излагая в своей книге в кратком виде легенду о споре двух мастеров, делает интересное сравнение – цитирую: “В высшей степени интересна приведенная версия тем, что она повторяет придание о сказочном оружейнике скандинавской и германской саги Виланде, перерубившем пополам своего соперника, кузнеца Эмилия; местом обучения Виланда кузнечному искусству сказание называет Кавказские Горы”. Э.Э.Ленц продолжает далее, цитирую: “Не знаю, означает ли на каком-либо из местных горских наречий слово «гурда» - «смотри», но даже в случае, если бы это было так, не вижу надобности ставить название клинка в связь с этим словом, так как гораздо ближе и естественнее производить «гурда» от древнеперсидского «кард», новоперсидского «ghurd» - «меч, нож». Существует также турецкое слово «курдде» - «тесак» – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц). И.А. Асхабов в своей книге пишет, цитирую: ”Ленц Э.Э. отмечает в работе о своем незнании значения слова «гурда» на местном, горском наречии. Заметим, что горское наречие, на котором «гурда» означает «смотри» - это чеченский язык”.

И.А.Асхабов, исследователь чеченского оружия, предлагает еще две версии происхождения слова “гурда”.

3 версия: По-чеченски это слово произносится «горда» и означает «владеющий силой», «властитель мощи» - это было прозвище очень знаменитого мастера, проживавшего некогда в селении Айт-Кхаллой. Этот мастер строго хранил свои секреты. Перед ковкой и закалкой клинка он молился в мечети, а затем надолго уходил в горы. Упадок оружейного производства в селении Айт-Кхаллой был связан с военными действиями 1840-1845 годов, когда после очередного уничтожения села, часть жителей погибла, а часть переселилась в Малые Атаги. Возможно, погиб и знаменитый мастер – (стр.65, 66 И.А.Асхабов).

4 версия: Слово «горда» произошло от названия чеченского тейпа Гордали из селения Гордали, известного производством холодного оружия и стальных напильников с бугорками зубьев, которые назывались «гордаз». Жители считают, что последний знаменитый мастер по имени Горда жил в XVIII веке. С его внезапной смертью были утрачены секреты изготовления «горды» - так называлась и шашка. У гордалинцев бытует также мнение, что основой клейма «гурда» являются не челюсти, а зубья капкана. По-чеченски слово «гур» означает капкан, а «гур-да» - владелец капкана. Считается, что клеймо – зубья имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. С появлением на Кавказе генуэзских клейм, зубья были заменены генуэзской гурдой – челюстями. – (стр.66-69 И.А.Асхабов).

Автор в настоящей работе изложил 4 версии о мастерах, давших клинку название «гурда», но, к сожалению, не известно точное время ее появления. Однако, многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, настоящая гурда была редким и дорогим оружием. Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов оставили нам в своих произведениях немало положительных отзывов о гурде, которые были собраны автором настоящей работы и представлены ниже. “А шашка его – настоящая гурда; приложи лезвие к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга – такая, как твоя, нипочем” – (стр.466 М.Ю.Лермонтов, “Герой нашего времени, рассказ Бэла”). “У него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый Базалай” – (стр.591 М.Ю.Лермонтов, “Кавказец”).

“Офицеры, оставшиеся в комнатах, вынув шашку, разглядывали клинок на ней и решили, что это была настоящая гурда.” – (стр.34 Л.Н.Толстой “Хаджи-Мурат”).

Обратите внимание на слова “настоящая гурда”. Они не случайны, потому, что было много подделок. Так что же представляет из себя настоящая гурда? В Государственном Историческом Музее хранятся две шашки, на клинках которых выбито клеймо – гурда. Подробное описание этих шашек автор приводит в настоящей работе ниже.

Шашка – гурда №3081 ГИМ
Шашка-гурда № 3081 ГИМ

Длина общая (без ножен)- 90см. 7мм.

Длина клинка- 78см. 7мм.

Длина рукояти с ушами- 12см.

Длина черена рукояти- 8см.

Ширина клинка у основания рукояти- 3см.5мм, в средней части- 3см, на боевом конце- 2см.

Толщина клинка у пятки- 7мм, в средней части клинка- 5мм, на боевом конце- 4мм.

Клинок стальной половину поверхности клинка занимают 3 узких дола, которые проходят с каждой стороны клинка и заканчиваются не доходя 18см. до острия. На левой стороне клинка выбито клеймо гурда.

Рукоять выполнена из цельного куска кости, насажена на хвостовик всадным способом и скреплена с ним двумя сквозными заклёпками. Основание и головка рукояти условно отделены от черена рукояти двумя костяными поясками выполненными резьбой. Черен рукояти украшен резьбой в рубчик - (косая полосочка). Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый кожей. Устье ножен расширено для того, чтобы шашка утапливалась в нем вместе с рукоятью. Наконечник и устье ножен оклеены черной кожей и обвиты серебряным галуном, средняя часть ножен обтянута красной кожей, посередине она украшена серебряным галуном, который как ось проходит вдоль все средней части, соединяя устье и наконечник. Обоймица железная, с правой стороны обоймицы находится портупейная петля, с левой стороны обоймица украшена серебряной накладкой (тонкий лист серебра), с гладкой чернью по серебру. Вторя обоймица представляет собой кожаную петлю, которая соединяется с портупеей.

Портупея украшена медными бляшками с накладками из тонкого серебряного листа, покрытого позолотой. На бляшках изображены четырехлепестниковые розетки и двухлепестники, выполненные гладкой чернью. Автор считает возможным предположить, что ножны и портупея имеют черкесское происхождение.

Шашка – Гурда № 3074 ГИМ

Длина общая без ножен – 93 см 5 мм.

Длина клинка – 79 см.

Длина рукояти с ушами – 14 см 5 мм.

Длина черена рукояти – 7 см 5 мм.

Ширина клинка у основания рукояти – 3см 6мм, в средней части – 3 см 3мм, на боевом конце – 3 см.

Толщина клинка у пятки – 6 мм, в средней части клинка – 4 мм, на боевом конце – 3 мм.

Ножны у шашки отсутствуют.

Шашка – гурда №3074 ГИМ
Клинок стальной, половину поверхности клинка занимают три узких неглубоких дола, которые проходят с правой и левой стороны клинка, они заканчиваются не доходя 17 см до острия. На обухе клинка, начиная от пятки, проходит неглубокий дол, это является очень редким явлением для кавказских клинков, длина дола – 8 см. На левой стороне клинка, прямо на долах, выбито клеймо «гурда» - (зубья смотрят вовнутрь, между зубьями надпись SSAUASS), это поддельная гурда. Между зубьями мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв.

Рукоять выполнена из цельного черного рога и крепится на хвостовик всадным способом, поверхность рукояти гладкая. Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Официально название шашки «гурда» дается по клейму. Обе вышеописанные шашки имеют кавказское происхождение, название «поддельная гурда» очень условно, оно применяется потому, как клеймо «гурда» на клинке шашки №3074 ГИМ является неудачной копией западноевропейского генуэзского клейма. К тому же на кавказских клинках мы встречаем разные виды клейма «гурда». Тогда какую же шашку мы можем считать "настоящей гурдой"? Автор предлагает свой ответ на этот вопрос.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить само клеймо «гурда» и понять, что оно из себя представляет – то есть найти его основную конструкцию.

Клеймо «гурда» на шашке №3074 ГИМ
Само по себе клеймо «гурда» - это серповидные зубчатые линии с тремя и более точками п

Цитадель | Единство Дагестана

Только вот в Гунибе остались аварцы преимущественно, последние чеченские наибства ещё 12 мая 1859 года вышли из состава Имамата по многочисленным источникам.
Ну вы как всегда, источники берёте из песен и стихов, а не из документов и рукописей.

Хранители преемства

Цитадель , Когда ваши наибства покормоись стали в Чечне война продолжалась ещё три года до 1862 и даже после 1864 восстание произошло.

Цитадель , Имам Шамиль бежал из столицы Ведено до самого Гуниба добежал где в последствии сдался в плен, он сам свой поступок называет трусливым согласно Карахи.

Чупурлизм и Чучан, как всегда пустословие без источников и стрелки. Не потому ли у чеченцев не было имама, который побудил бы их встать на газават? Вплоть до аварца Гоцинского так и жили в ожидании, пока в 1877 аварцы, лакцы и даргинцы совершали малый газават.
И где пруфы, что 80% Дагестана не входило? А какая часть Чечени входила? И какая сдалась мало по малу с 1858 по 1859 годы? Только близлежащие земли к Гунибу бились до конца. Ты бы хоть 2 страницы прочитал про это.

Чупурлизм и Чучан, 1858 г. — *Наиб Малой Чечни Сайдулла Гехинский* сдался генералу Евдокимову, начал военные действия против чеченских войск.

1858 г. июля 6 — В Шатое Шамиль собрал всех чеченских наибов, обратился к ним с призывом мобилизовать все силы против русских войск.

1858 г. июля 16 — Шамиль вторично созвал всех *чеченских наибов и улемов у Шали, просил не оставлять его.*
Показать полностью.

1858 г. август — *Старшина Чантийского общества Дуга* поднял восстание против Шамиля, обратился к генералу Евдокимову с просьбой поддержать его группу против имама.

1858 г. август — *Шатоевский кадий Сураип-мулла* явился к генералу Евдокимову с изъявлением покорности всего Шатоевского общества. Евдокимов назначил его верховным правителем этого общества.

1858 г. сентябрь — Чеченский *наиб Батуко Курчалоевский* сдался генералу Евдокимову.

1859 г. январь-февраль — Сдались генералу Барятинскому чеченские наибы *Талхиг Шалинский, Эдил Веденский, Умалат Ауховский.*

1859 г. 1 апреля — Шамиль в третий раз собрал наибов и улемов в Эрсеное, обратился к ним с просьбой собрать последние силы против русских войск.

1859 г. апреля 12 — Изъявление ауховцами покорности России,

1859 г. 5 апреля — Изъявление чеберлоевцами покорности России.

1859 г. мая 12 — Изъявление ичкерийцами (за исключением беноевских аулов) покорности России.

1859 г. июля 4 — Чеченская депутация почетных лиц, среди которых были знаменитые наибы *Талхиг, Эски, Эдил, Дуба, Умалат, явилась в Грозный,* поздравила князя Барятинского по поводу взятия Ведено.

*IУСМИ САIДУЛЛА (Бетиг СаIдола, Саадола, Сайдулла Усманов, Саибдула)* — житель аула Нурикой, представитель общества дишний, а по другим данным – нихалой. *Наиб Гехинского округа. Мудир Малой Чечни.* Возможно, что было двое человек с этим именем. В 1859 г., поссорившись с Шамилем, переходит на сторону царских войск, участвует в военных действиях по завоеванию гор Нашхи и Галашек. В Терской области наиб Урус-Мартановского участка Чеченского округа. Майор. В 1865 г. летом вместе с начальником Чеченского округа генерал-майором *Мусой Кундуховым* возглавил переселение 23 057 чеченцев в Турцию.

*МОМИН ХЬОТУ (Мамаев Хату)* — выходец из с. Гендерген. С 1857 г. младший наиб, командир отряда. В апреле 1859 г. перешел на сторону царских войск. Участвовал в военных действиях против горцев. В награду получил 50 десятин земли и чин офицера.

*МУСТАПИН СУЛИМ-МОЛЛА (Сулейман-мулла Мустафинов, Сулейман-эфенди, Сулейман, Сельман)* — выходец из с. Сольжа, тайп серхьой, жил в с. Герменчук. С 1845 г. по апрель 1846 г. наиб Черкесии. В мае 1846 г. смещен. *В 1847 г. в Малой Чечне перешел на сторону царского командования.* Автор семейной хроники на арабском языке, трудов по теологии, а также обвинительного письма в адрес Шамиля, опубликованного в газете «Кавказ». Труды Сулеймана и его отца Мустафы до сих пор не обнаружены.

*САПАРАН ЮУСАП-ХЬАЖА (Юсуф-хаджи Сафаров, Гаджи-Юсуф)* — выходец из с. БухIан-юрт (Новые Алды). Полковник турецкой армии. С 1841 г. советник Шамиля. Инициатор государственных, правовых, религиозных, военных реформ. Строитель военно-инженерных сооружений Имамата. Сменил умершего Ахверды Магому на должности мудира Малой Чечни. Осенью 1843 г. наиб восточной части Малой Чечни. С 1844 г. главный советник Шамиля. В 1853 г. лишен всех званий и имущества и сослан в с. Тинда. В июле *1856 г. бежал к русским, вскоре умер.* Автор арабоязычных карт Имамата, а также письменных трудов по правоведению и теологии. Труды по теологии до сих пор не найдены.

*ЭСКА (Эски Хулхулинский, Эски Мичиковский)* — представитель тайпа чартой, выходец из Притеречья, затем жил в с. Нойбоьра.

*С 1851 г. наиб округа Мичик.* В июле 1857 г. сдался царскому командованию. Определен на поселение в с. Брагуны, похоронен в Бачи-юрте.

*Далхан Хожаев, «Чеченцы в Русско-Кавказской войне».Кавказский Национальный Фронт

Чеченцы, временный народ

(Приведённая здесь работа французского историка, лингвиста, Георгия Шарашидзе, сына грузина и француженки попала ко мне через наших французских приятелей. После чего я тщетно пыталась найти аналог в русскоязычном интернете. Поэтому, привожу здесь свой перевод. Безусловно, некоторая информация урывками из разных источников знакома нам и ранее. Другое дело когда она более целостна и подкреплена серьёзным источником.)

Чеченцы и их братья ингуши, несомненно, однажды канут в ночь и тишину забытых наций, но некоторые события в историческом свете будут достаточны для того, чтобы сделать их образцовыми. Этому есть две причины—с одной стороны, это народ, приговорённый к исчезновению другим народом, более могущественным, и упорствующий в выживании и сохранении своей идентичности, с другой стороны.
Примечательное поведение мы наблюдаем на происходящее с чеченцами в международном пространстве. Вместо того, чтобы спасать и укреплять эту нацию, они принимаются ее осуждать.
Вопреки тому, во что они верят или говорят, добрые апостолы западного мира лишь изображают благородные чувства и симулируют психологическую озабоченность происходящим вместо политического анализа, и делают тем самым невозможным принятие реальных мер.

Только с русским наступлением в 18 веке, чеченцы постепенно стали, одним из народов, подлежащих резне, даже не подозревая об этом. До этого, на протяжении почти двух тысячелетий они сталкивались с совершенно другим способом ведения войны, который, однако, не ставил под сомнение само их существование. Они сразу вошли в историю как опасные и грозные. Такими их уже видели греки и романцы, поскольку чеченцы и ингуши являются теми редкими нациями, чьи следы мы находим, начиная с античности и прослеживаем сквозь века.
До нашей эры, их прямые прародители, гаргары, основали часть королевства Албании, той, что была кавказской, и не имела ничего общего со своей тёзкой с Балкан, за исключением этого названия, которым их нарекли Романцы. Албания занимала настоящую территорию Дагестана, между горой и каспийским морем, также, часть Азербайджана. Ингуши по сей день сохранили древнее название, - в самоназвании галгаи. Древние гаргары жили в те времена немного к югу, на границе Дагестана и нынешней Грузии.

На протяжении зимы 66-65 гг до нашей эры, Помпей, вслед за Митридатом, вел кампанию против Албании, королевства достаточно сильного, чтоб держать в боевой готовности десятки тысяч воинов. Романские легионы сталкиваются с гаргарами и прочими «варварами» в течение нескольких наиболее смертоносных битв. Так они, гаргары, стали легендарными и вошли в историю не иначе как мужья амазонок. Амазонки оставляли девочек у себя, а мальчиков отправляли на воспитание к отцам, которые взращивали в них воинов, настолько бесстрашных, чтобы беспокоить и сдерживать «большого» Помпея ( автор указывает, что подробную информацию об их жизни мы находим у древнегреческого географа Страбона). И во время повторяющихся битв романские офицеры узнавали среди «варваров» убитых в бою, тела вооруженных женщин. Они также видели много воительниц среди живых заключенных. Эта информация должна восприниматься серьёзно, так как она идёт от Феофана, очевидца, что сопровождал Помпея на протяжении всего похода: «Мы нашли много женщин среди заложников и военных заключенных, у которых было не меньше ран, чем у мужчин.»
И вот уже две тысячи лет, как женщины гаргары бились и умирали бок о бок со своими мужьями, как сегодня их потомки с оружием в руках гибнут под русскими снарядами.

Однако, военные кампании тех времен, даже самые ожесточенные, ведомые могущественными империями, не были призваны для того, чтобы полностью разрушить сопротивляющиеся народы. Это тот тип войны, с которым сталкивались на протяжении многих веков чеченцы и другие жители Северного Кавказа, от черного моря до Каспия. Армии завоевателей, такие как романцы, хазары, монголы, татары и другие не задерживались там с целью раздавить, подчинить и уничтожить народы Кавказа. Таким образом, чеченцы и их соседние народы с запада и востока, проживали век за веком не будучи побеждёнными. Конечно, на протяжении этой долгой истории им приходилось снова и снова восстанавливать свои силы и равновесие, но без потрясения их основной структуры.
Вот почему накануне русского завоевания Северный Кавказ сохранил всё лингвистическое и культурное разнообразие, и в то же время глубокий союз своей цивилизации. Десятки маленьких народов, говорящих на разных языках, неизвестных больше нигде в мире, составляли три наиболее многочисленные группы, но с разными социальными структурами. Так, черкесы с запада были благородными и аристократичными, те, что в Дагестане, на востоке, гораздо более авторитарными. Чеченцы и ингуши, в центре, напротив не придерживались никакой иерархии, и отличались равноправным характером своего общества. Все от Черного моря до Каспия, продолжали практиковать свой исконный политеизм. Все они поддерживали неподражаемый, рыцарский и утончённый образ жизни, несмотря на строгие нравы, которые никогда не выходили за рамки требований скрупулёзного этикета, основанным на полном уважении к другим. В их истоках лежали великие и героические былины в исполнении профессиональных поэтов, которые даже в начале нашего века часто были у чеченцев и ингушей слепыми бардами.

Но с 18 века кавказцы столкнулись с совершенно другим противником-Российской Империей.
На этот раз к ним приходит война нового типа, потому что замыслы захватчиков совершенно иного характера. Теперь, с царствования Екатерины 2, нужно не только завоевать и господствовать, но и опустошить завоеванные территории от их жителей, чтобы поселить там привезенное извне население. Следовательно, необходимо заставить местных жителей исчезнуть, либо истребив, либо заставив уйти. Отсюда и обращение к новым способам ведения войны. Самым необычным является следующий метод. С конца 16-го века Россия создала цепочку поселений из казаков, простирающуюся от каспийского до черного моря. Но эта «линия», как ее называли русские, была предназначена не только для защиты южной границы от «варваров», как это было принято у римских лаймов, византийских или турецких, например. Это оцепление нового типа, задуманное с целью нападения, которое не только предотвращало проникновение кавказцев в Россию, но и постепенно перемещалось на юг, медленным и непрерывным движением. Прикрывшись этой огромной обороной, украинские, русские и другие поселенцы заняли опустевшие земли своих прежних жителей. Позднее, в следующем столетии, оцепление усилилось и ускорило свое продвижение, вскоре завершившись двумя операциями. Сначала были совершены крупные набеги, иногда целыми армиями, на народы, которые больше всего сопротивлялись. Многое закончилось катастрофами для россиян: были окружены, дислоцированы, уничтожены целые колонны, особенно на востоке в Дагестане и в центре у чеченцев. Поскольку война становилась всё более ожесточенной и показывала своё истинное лицо, сопротивление кавказцев усиливалось и расширялось. Именно тогда элементарное завоевание опустошением, предписанное Николаем 1 было полностью реализовано. Его армии взялись систематически разрушать и сжигать все сёла Кавказа, от Черного до Каспийского моря. Решающий, поворотный момент войны был описан Толстым в своем последнем романе «Хаджи-Мурат», посвященном сопротивлению Дагестана и Чечни.
Так закончилась война на Кавказе, 30 лет в ее наиболее напряжённой фазе, между 1829 и 1859 годами на востоке и в центре. До 1864 года война продолжалась на западе Северного Кавказа, потому что черкесы воевали в одиночку еще 5 лет.
На западе убыхи полностью исчезли, черкесы и абхазы сократились на три четверти. На востоке где боевые действия прекратились раньше сокращение населения было менее радикальным. Тем более, что чеченцы и ингуши были безусловно самыми многочисленными на Северном Кавказе. Однако 300 тысяч из них исчезли в суматохе.

С этого периода началась их репутация несокрушимых бунтарей и яростных разбойников, уже прочно закрепившаяся с середины века, и которую они несут до сих пор, сто пятьдесят лет спустя, как отметка или своего рода криминальное досье в истории. Достаточно перечитать веселые, но столь недостойные страницы, посвященные им Александром Дюма, пересекшим их страну в 1859 г., по окончании войны. Путешествуя по «правой» стороне, стороне царских войск, он не ехал без хорошо снабженного конвоира, по крайней мере из двадцати казаков. Дюма передает нам русский образ войны, официальный образ. Он хочет видеть в чеченских боевиках только «разбойников» или «стервятников, ищущих добычу». Однако черноморские убыхи или абхазы были еще более несговорчивыми и опасными для русских, но будучи гораздо меньшими по численности, они не оставили в памяти столь же горьких воспоминаний как чеченцы и ингуши.
В целом, всех северокавказцев навечно обозначили именем «горцы», символом извечной непокорности и опасности для власти центрального государства.


Шесть народов на истребление

Будучи частью российской провинции Чечня исчезает с карты более чем на полвека. Как только Россия теряет контроль над югом своей империи в 1918 году Северный Кавказ оживает и становится «Горной федерацией» под председательством чеченца Баммата. Очень скоро этим свободным горцам пришлось снова столкнуться со своим давним противником. Сначала через белые, царские войска генерала Деникина, которые пытались захватить Кавказ, но были отброшены. На смену им пришли большевистские отряды Новой красной России. Снова, как и столетием ранее бои были бесконечными и беспощадными, что привело к своего рода периодической партизанской войне, которая продолжалась до сталинизации 1930гг. Здесь снова были арестованы чеченцы-ингуши, а не только бойцы вооруженного сопротивления, расстреляны и депортированы тысячами. Затем последовала Великая Отечественная, 1941-1944гг.
Во второй раз чеченцы и ингуши почти полностью исчезли после невероятного проявления политического безумия. Между 1943 и 1945 годами шесть народов в полном составе с женщинами и детьми были захвачены войсками внутренних дел (НКВД) и депортированы в Среднюю Азию. Среди них с особой жестокостью преследовали чеченцев и ингушей. Милиция не только окружала города и села страны: она выслеживала семьи и изолированных людей, живущих на большом расстоянии, даже в самых отдаленных районах Москвы и по всему СССР. Очевидно, эти люди должны были исчезнуть полностью, никому не удалось бы спастись если бы Сталин не умер вовремя. В 1957 году потребовалась десталиницация, Чечено-ингушская республика была воссоздана, «реабилитирована», а депортированным было разрешено вернуться. Но сотни тысяч из них, особенно дети, погибли в Азии во время перевозки. Мы не знаем настоящей причины этого Сталинского пароксизма. Приведенный предлог-сотрудничество-не выдерживает никакой критики.
Очевидно, что Сталин и его люди хотели очистить эту обширную территорию на юге России, навсегда избавив ее на сей раз от вечно своенравных народов, в первую очередь чеченцев и ингушей. Короче говоря, завершить то, что цари достигли на западе, в истекающей кровью и опустевшей Черкессии. И, таким образом положить конец всем оставшимся в живых после нескольких войн. Естественно, это поразительное и незавершенное народоубийство оставило неизгладимый след в оставшихся в живых: все чеченцы и ингуши старше сорока лет подверглись депортации, начиная с генерала Дудаева. Неудивительно, что именно эта страна провозгласила независимость, как только представилась такая возможность. Президент и парламент Чечни сделали это в 1991 году. Ингуши, хотя и очень близкие по языку и культуре, предпочли автономию Российской Федерации, несомненно из-за их территориального конфликта с осетинами (последние не вернули им деревни, в которых они поселились между 1945-1953 годами.)
Любопытно, что Россия ждала три года, чтобы начать принуждать чеченцев к подчинению. Но, на самом деле, если бы она подождала еще несколько месяцев, то режим Дудаева рухнул бы сам по себе. Но Москва начала завоевание, вероятно, по внутриполитическим причинам. Потому что в этом была вся суть: в третий раз за два столетия российские войска атакуют независимость одного и того же народа.

Совершенно очевидно, что Ельцин или его вдохновители не учли все риски, так как не могли предвидеть ни возможное сопротивление чеченцев, ни сопротивление и неподчинение части армии, ни в частности реакции российского народа, большинство которого было враждебно настроено к вторжению. Это один из величайших уроков этой войны: в России появилось общественное мнение, что является своего рода революцией.

Жестокость завоевания была преднамеренной: это вопрос демонстрации «нациям» и «национальностям» бывшей советской империи, что Москва не утратила своей способности к угнетению и истреблению. Демонстрация была направлена на усиление «объедененной» империи (по удачному выражению Жан-Пьера Маэ). За исключением прибалтийских республик, все бывшие части бывшего СССР постепенно возвращались в СНГ; последняя, Грузия, восстановленная почти незаметно в 1993 году благодаря активному вмешательству её нового президента Шеварнадзе. В составе российской федерации отсутствовала только Чечня: Москва также взяла на себя обязательство «забрать её». На момент написания этой статьи, в январе 1995 года, демонстрация почти выдохлась, что противоречит ожиданиям Ельцина. Ингуши уже вовлечены в конфликт, застигнуты врасплох всеобщей резнёй. Народы Дагестана также начинают реагировать военным путём. Нападая на маленькие республики своей федерации, Москва не способствует желанию других оставаться с Россией, поскольку они прекрасно понимают, что та же участь угрожает и им в случае малейших разногласий.
Таким образом, политические и моральные последствия этой новой войны на истребление явно неблагоприятны для сохранения Российской Империи.

Соучастие: имаго и симуляция.

Мы являемся свидетелями необычного события, возможно, даже беспрецедентного. Потому что, как правило, именно колонизированные народы восстают против центральной власти и вступают в борьбу за свою независимость. Однако здесь все наоборот. Чечня была независимой от России три года, люди и товары беспрепятственно перемещались из одной страны в другую, когда внезапно Москва напала на ее бывшую колонию, начав в стране своего рода войну за независимость. «Россия защищает свои границы», гипотеза, которой, как мы видели, нет места ни в одном аспекте реальности. И это единственное объяснение, которое мы слышим перед резней, происходящей на наших глазах.

«Великие державы» хорошо понимают, что «Ельцин» должен положить конец «повстанцам», «сепаратистам», но желательно, чтобы он попытался «избежать излишнее насилие». Удовлетвориться пятью сотнями тысяч жертв, не доходя до миллиона? Стремитесь остановить забой женщин и детей в качестве приоритетной задачи? Я нахожу, увы, только одну параллель: немецкие генералы и офицеры 1941-1942 годов были возмущены резней евреев Украины их собственными армиями
не потому, что они были возмущены принципом истребления, а просто потому, что условия убийства шокировали их. Но за всем этим стоит закон. Поскольку политики не ходят в одиночку, их должны сопровождать выдающиеся юристы. Вы должны понимать « сопровождать» как сопровождают детей : за ручку.

Нижеследующее не является выдумкой: я резюмирую, то , что сложно назвать мыслью, но является реальным, аутентичным подходом некоторых высокопоставленных юристов. И эта мысль также продвигается и поддерживается в унисон: нет неправильных нот. Мы повинуемся закону.
Благо человечества и интересы народов гарантируются только нормами международного права. Но давайте не будем забывать, что это право распространяется только на государства. Это означает- государства, признанные международным сообществом. Только это международное право обеспечивает равенство, уважение суверенитета и защиту прав каждого человека. Но тот факт, что субъектами права являются исключительно государства, накладывает очевидное ограничение. Либеральные и демократические идеи, основа цивилизованного мира, не могут применяться вне этих правовых рамок. Однако эта структура сводится в целом к государствам, признанным их коллегами, которые также являются государствами, уже признанными таким же образом. Поэтому невозможно представить себе нарушение закона вне круга этих государств: любое событие, которое отклоняется от него, каким бы оно ни было, больше не подпадает под действие правовых принципов. Таким образом, Россия вполне законно применяет силу для присоединения Чечни к федерации. Характер и масштабы используемых средств не имеют никакого отношения к делу. Даже если бронетехника и самолеты, запущенные Москвой, уничтожат половину населения и более, этот закон не может быть подвергнут сомнению, поскольку он применяется только к Штатам, а к Чечне - нет.

Не зря, в интересах всех и во благо человечества, чеченцы в третий раз в своей истории видят себя физически уничтоженными. Этому ясно и твердо учит право народов. Политики заявляют всем: не зря, в интересах российской демократии и ее будущего, чеченский народ обречен на исчезновение.
Сам факт резни имеет важное значение для прогресса либерального режима в России. Ну просто честь склоняет к определенной мере истребления: остановиться, может быть, на миллионе или и того меньше.
Вместе с тем закон и политический план позволили заранее оправдать убийство чеченского народа.

Читайте также: