Как рвется стальной трос

Обновлено: 19.05.2024

Стальные канаты используются во многих сферах промышленности, где работа связана с необходимостью подъема и транспортировки крупногабаритных или тяжелых грузов. В процессе использования тросы часто повреждаются и не подлежат ремонту. Повреждения, при которых дальнейшее использования изделия возможно, а при которых – нет, определяется нормами браковки.


Эти правила учитывают:

  • количество оборванных проволок,
  • нарушение целостности прядей, сердечника,
  • уменьшение диаметра и площади металлического сечения изделия.

Но существуют и другие типовые дефекты, при которых необходим дополнительный контроль состояния или выведение из работы отдельного каната.

Наиболее частые причины появления повреждений

Естественной причиной выхода из строя троса является усталостное разрушение проволоки. Такой изъян появляется после длительного использования изделия в условиях, соответствующих техническим нормам. Разрыв проволок при этом имеет гильотинный вид и может свидетельствовать о выработке ресурса каната.

Наиболее распространенный фактором, приводящим к необходимости преждевременной замены грузонесущих элементов в оборудовании, является абразивный износ. Это явление, сопровождающееся разрывом наружных проволок, возникает при нарушении ряда правил безопасной эксплуатации строп. В таком случае изделие изымается из работы при уменьшении его диаметра на 7% или при уменьшении диаметра внешних проволок на 40%.

Абразивный износ наблюдается при:

  • демонтировании ограничителя высоты подъема груза,
  • его неправильном положении,
  • неправильной установке зажимов,
  • нарушении условий эксплуатации.

Виды типовых дефектов канатов

Определить разновидность повреждения троса можно по её внешним признакам.

Штопором называют неравномерное, асимметричное растяжение витков изделия, возникающее, преимущественно, на отрезках возле блоков и других конструкций, взаимодействующих с ним.

Образование «фонаря» часто встречается в многослойных изделиях. Такой изъян говорит о повышенном сжимающем усилии в наружных слоях и повышенной нагрузке на сердечник. Чаще всего причиной деформации становится несоответствие стального стропа условиям использования. Наиболее характерно наличие дефекта при плотной свивке наружных проволок и асимметричной нагрузке на сердечник с его дальнейшим перетягиванием в одну сторону. Образование «фонаря» требует выведения стального троса из работы.

Петлеобразное выпучивание проволок может наблюдаться при недостаточной смазке изделия в процессе работы или несоответствии радиуса ручьев шкива и нарезки барабана. При сильной деформации структуры троса его следует вывести из эксплуатации.

При разрыхлении наблюдается повышение подвижности наружных слоев проволок или прядей. Такое повреждение приводит к увеличению нагрузки на внутренние слои и быстрому износу изделия. При значительном разрыхлении проволок канат рекомендуется заменить.

Местное утолщение, вызванное утолщением сердечника, также увеличивает скорость износа стропа. В таком случае возможен внезапный аварийный разрыв изделия, что делает его опасным для использования. При наличии утолщения следует произвести замену грузонесущего элемента.

Затяжки прядей образуются при нарушении целостности сердечника и его недостаточном диаметре. Особенного внимания требуют части каната, расположенные у анкерных устройств, так как на этих участках наличие затяжек малозаметно. Такая деформация приводит к нарушению распределения нагрузки между слоями изделия, что делает необходимой его замену.

Раздавливание наблюдается при нарушении правил безопасного использования тросов и сопровождается усиленным износом проволок в области дефекта из-за изменения натяжения. При появлении раздавливания следует с особым вниманием следить за состоянием

Образование колышки из-за затяжки петли или резкий излом каната являются вескими причинами для его замены. Такие дефекты возникают при нарушении правил подготовки изделия к эксплуатации или нарушении его структуры под посторонним воздействием.

К любому повреждению целостности троса, даже не требующему его немедленной замены, следует относиться с пристальным вниманием, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций на производстве.

Статьи по ремонту

Типовые повреждения стальных канатов и как их избежать

Стальные канаты широко применяются в промышленности. Их задача — перемещение крупногабаритных тяжестей в разных положениях. При активной эксплуатации тросы изнашиваются. Поэтому не стоит избегать проверки стропа.

Типовые повреждения стальных канатов


Зачастую грузонесущие элементы из стали выходят из строя по причине усталости металла. Это особо характерно для канатов, которые долго используются. Разрыв представляет собой полное сечение многожильной конструкции.

Кроме того, к повреждению плетеного проволочного троса может привести разрушение металла. Часто его деформируют твердые абразивные зерна. Он сопровождается разрывом наружного слоя проволоки. Причиной считается нарушение ГОСТа. Если строп уменьшился в диаметре на 7% по причине абразивности, его изымают из эксплуатации.

Виды и причины появления повреждений стальных канатов

Существуют такие разновидности износа стального троса:

  • Штопор. Это неравномерное растяжение проволоки. Оно появляется в местах зажимов;
  • “Фонарь”. Типовое повреждение характерно для многослойных тросов. Причиной называют повышенную нагрузку на сердечник, а также пережим наружного слоя проволоки;
  • Петлеобразный выход. Он возникает при малом количестве смазки каната. Грузонесущий элемент теряет свои свойства, поэтому витую конструкцию с петлей нужно заменить;
  • Разрыхление проволоки. Типовой изъян сопровождается разрыхлением верхнего слоя прядей. Из-за смены положения плетеной конструкции, строп становится менее прочным;
  • Возникновение местного утолщения. Как и образование “фонаря”, часто это повреждение вызвано повышенной нагрузкой на сердечник. Это приводит к утолщению и моментальному разрыву каната. Поэтому не стоит избегать его замены;
  • Затяжка пряди. Причиной изъяна считают деформацию внутренней части стропа. Особенно износ заметен в местах стыка с анкерным креплением;
  • Раздавливание троса. Оно возникает при нарушениях условий эксплуатации. Это приводит к сильному износу стальной плетеной конструкции в месте дефекта;
  • Колышка. К её появлению приводит затяжка петли или излом. Изъян возникает при нарушении технологии подготовки грузонесущего элемента к использованию.

Любые повреждения стропа не должны оставаться незамеченными. Иначе дефект может привести к чрезвычайной ситуации на работе. При возникновении изъяна, трос нужно демонтировать.

Как избежать повреждения каната: советы по использованию

Есть два способа избежать износа многожильной конструкции:

  • Соблюдение норм ГОСТа. Нарушение условий эксплуатации может привести к аварийному разрыву стропа и дальнейшему демонтированию;
  • Использование смазочных материалов. Защитная обработка ограничит воздействие агрессивной среды на трос из стальной проволоки.

Перед нанесением нового слоя смазки, строп нужно очистить от остатков старого материала. Делать это стоит при помощи металлических щеток и бензина, а также с использованием автоматического оборудования.

Динамическая стропа, буксировочный трос и как рвут машины (Видео)


Как-то опубликовал пост о том, как выдергивал автомобиль брата из кювета Хонду Пилот.

Меня тогда порадовала фраза тракториста «это чё за х…ня?», который увидел первый раз в жизни динамическую стропу, что вызвало бурный смех среди народа скопившихся на месте. Понятное дело, что тракторист привык в обиходе использовать стальной трос и динамическая стропа для него нечто вроде веревочки, которая порвется при первом же рывке. Также потом порадовало его недоумение, как таким тросом выдернули из крутого оврага 2-х тонную машину.

Я постоянно с собой вожу 3 троса:
1.Трос для стяжки груза на экспедиционнике.


Трос для стяжки груза не всегда использую по назначению, но в машине он лежит всегда. Нет, автомобили я им не дергаю, но, к примеру, натянуть его между деревьев, чтобы сделать дополнительный навес самое оно. Иногда им пользуюсь для обвязки вместе бревен, чтобы дотащить их в лагерь для разведения костра.
2.Буксировочный трос.
Использую как по прямому назначению для буксировки авто, так и для буксировки связанных вместе бревен.

3.Динамическая стропа (рывковый трос)
По прямому назначению, для чего-то другого пока не было необходимости, так как есть пункт 1 и 2.

Рассыпаться в советах, какой трос, какую динамическую стропу, какого производителя выбрать и купить не буду. Тут дело хозяйское. В Интернете много всяких тестов, вот к примеру:

Решил сделать подборку роликов как можно делать, а как не стоит.
Пару хороших примеров, когда рвут машины буксировочными тросами. А теперь представьте картину. Слетела в кювет красивая девушка и вы как истинный джентельмен спешите ей на помощь, чтобы вызволить из капкана и вместо помощи рвете ее машину ))))) Вот досада, да?

Смотрите примеры как это бывает:
ВНИМАНИЕ! В некоторых роликах присутствует нецензурная брань.

Вот как бывает, если вы используете слабенький трос, пытаясь выдернуть автомобиль. Такой трос предназначен исключительно для буксировки автомобиля, но не выдергивать его.

Выдергивая автомобиль из грязи или снега лучше использовать шаклы, хорошо их прикрутив. Крюки конечно тоже можно использовать, но должна быть уверенность, что при рывке он не разогнется.
Вот так бывает, когда разгибается буксирный крюк, и отстреливает в лучшем случае в бампер или стекло, а не чью-то голову.

А вот так бывает, когда вы используете слабые шаклы

Вот хороший пример, когда к шаклу приделали крюк и в момент рывка он разогнулся.

Желая помочь на дороге или выдергивая чей-то автомобиль, не забываем и про технику безопасности. Убедитесь, что рядом никто не стоит в момент рывка после команды «дергай!».
Вот хороший пример как бывает и оператору очень повезло, что не хватило длины стропы. Это еще один пример, когда разгибается крюк. Смотреть с момента 2:10

Почему я вожу с собой и буксировочный трос, и динамическую стропу? Кто-то предпочитает ограничиться только динамической стропой и использует ее как буксир. Вопрос в том, что, чем длиннее динамическая стропа, тем лучше. Почему? Потому, что от короткой стропы толку мало, она не имеет такой динамики, какую имеет длинная стропа, а длинный трос для буксира тоже не нужен.
Помню, как в экспедиции меня тащили на стропе через Саратов. Первая машина уже проезжает перекресток, а я только выезжаю со светофора. Узкие улочки, быстрый светофор и летящий через стропу нетерпеливый байкер в крутых райбанах в недоумении что произошло. )))

Можно сложить стропу в несколько раз, но тогда не было возможности в одну, и туже проушину пропустить стропу дважды. Даже если проушина вашего автомобиля может позволить пропустить стропу дважды, то не факт, что это можно сделать на автомобиле который вы собрались буксировать.

Динамическая стропа в багажнике это конечно хорошо, но нужно еще уметь правильно ей пользоваться. И опять же не стоит делать так:

Даже если выдержит стропа, то не факт что выдержит шакл. Даже если выдержит шакл, то не факт что выдержит проушина. Посему дергать надо с умом. Разложил стропу на всю длину, зацепил оба авто, откатился назад на метр, полтора и дернул. Зачем испытывать на прочность несколько звеньев одной цепи? Лучше на 3 раза больше дернуть. С дури, можно что угодно порвать, сломать или вырвать.

Все выше написанное сугубо мое личное мнение, а также написано исходя из личного опыта. Свое мнение я никому не навязываю и не считаю его единственным и правильным. Каждый сам праве решать, как ему хочется, удобно и правильно.

P.S. — А еще опасайтесь п…дельных советчиков, благодаря которым было порвано половина машин в этих роликах )))

Разрыв узла стального троса.


Родная заделка троса порвалась после многочисленных замеров тяги Рунва EWX6000 с мотором от EWX10000. В пике лебёдка выдавала 7300 кг (16000 Lbs :-). Опыты показали, что если попытки повторять много раз, то рано или поздно не выдержит даже самый прочный трос.

Комментарии 15

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Почему без тросогасителя? Могло пополам перерубить.



Какая пиковая нагрузка у рунвы EWX9500?

на этих испытаниях была лебёдка с мотором от EWX10.000 разница между ними не большая (а редуктора 230:1 у них одинаковые) в пике было 7300 кг.


Сколько стоит трос такой?

Я обычно их снимаю и продаю по 2000, но бывают такие не часто. В основном 8,3-9,2 их по 1500 отдаю…
А так, если как запчасть, цена на трос RUNVA примерно 5000 — можно синтетику купить :-)


А что не так?
1. Допустимое усилие на стальной трос Ф10 мм = 1,8 тонн, разрывная нагрузка — 6 тонн.
Вы очень быстро дали 5,8 т, вот он и порвался :)
2. Тип узла неудачный. Трос в самом нагруженном месте перегибается с образованием концентратора напряжений.
Лучше было бы применить что-то типа узла "простой штык".

да узел плохой. Специально завязал такой, который многие, и я, делают в полевых условиях.

у синтетики 10 мм падение прочности на узлах, даже хороших — дом 50%


Легче сплести ленивый огон. Было бы интересно его порвать, но может не хватить места в машинке для этого.

не порвётся. будет рваться на барабане.

По любому трос ослабляется в месте плетения. У меня старый трос рваться начал именно в ленивом огоне. А потом после завязывания узла — в узле подобно вашему результату (узел был другой но все же).


Андрей а подскажи если рвать трос без узла, какую примерно нагрузку выдержит
У меня тут недавно coumUp DV9000 порвал свой родной металлический трос, на барабане было 5-7 витков. Честно говоря думал что это нереально на сделать на этой лебедке. Но coumup держится молодцом и удивляет меня время от времени


Тоже интересует какое усилие держат штатные троса и их заделка (у меня мастервинч, он же спортвей Х9500)

4500-5000 кг пока новый.

Трос порвать не сложно. практически все лебедки рвут свой трос. Не с первой попытки так с 5-ой. Комапвский вроде на 5 тоннах рвётся (как и многие другие). Но тут какое дело… это новый. а чуть б.у. и уже на 3,5 можно порвать. Кроме того в реальном либежении могут возникать рывки, и если машина застряла на 2 тонны, а тут ещё и рывочки… В общем трос порвать, (особенно синтетику, она хуже переваривает рывки) — совсем не сложно!

Читайте также: