Как выбраковывается стальной канат

Обновлено: 02.05.2024

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.

Канаты

Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана.

При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
  • разрыв пряди;
  • поверхностный и внутренний износ;
  • поверхностная и внутренняя коррозия;
  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
  • повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

браковка каната - определение числа обрыва наружных проволок

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит органического сердечника браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).

браковка каната - местное уменьшение диаметра каната

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате

поверхностного износа или коррозии, % 10 15 20 25 30 и более

Число обрывов проволок, % от норм 85 75 70 60 50

Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходмость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.

При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений сдирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при db≥1,08dk, где dв — диаметр спирали волнистости, dк — номинальный диаметр каната.

браковка стального каната - виды повреждений

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв≥4/3dк.

Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:

  • корзинообразной деформации (рис. 2.7);
  • выдавливания сердечника (рис. 2.8);
  • выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);
  • местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);
  • местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);
  • раздавленных участков (рис. 2.11);
  • перекручиваний (рис .2.12);
  • заломов (рис. 2.13);
  • перегибов (рис. 2.14);
  • повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Для перехода на следующую страницу воспользуйтесь постраничной навигацией ниже

Технический осмотр каната и критерии замены

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей: — количества обрывов проволоки и их положения; — износа проволок (уменьшение диаметра каната); — внутренней и внешней коррозии; — повреждения (дефектов) и износа каната.

Обрыв проволоки каната

Уменьшение диаметра каната

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием. Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов: — внутренний износ; — внешний износ вследствие истирания наружных проволок; — ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов. Канат должен быть отбракован: — если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа; — если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия канатов

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя. Канат должен быть отбракован: — ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок; — подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Деформация каната

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната: — местное нарушение каната; — выступ проволоки, пряди или сердечника; — формирование скручиваний или петель; — локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната; — локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Дефекты стального каната

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Стальные стропы

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:

Важно!
В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке

при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%
    .
  4. При его уменьшении более чем на 10%
    вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным

текстильным стропам. К нормам браковки
круглопрядных
стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Нормы и правила выбраковки стропов

Согласно требований правил безопасности стропальщики должны проводить осмотр стропов непосредственно перед их применением, а лица, ответственные за содержание грузоподъемных машин и безопасное производство работ грузоподъемными машинами должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.

При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, цепей, тросов, концевых элементов, подвесок, карабинов и места их креплений и вовремя выбраковывать стропы с недопустимыми дефектами.

Браковка текстильных стропов:

- отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;
- узлы на несущих лентах стропов;
- поперечные порезы или разрывы ленты;
- продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;
- местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
- местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;
- поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;
- повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
- выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
- прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
- загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;
- расслоение нитей лент стропа.

Браковка канатных стропов:

- отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;
- узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;
- если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16;
- уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более;
- уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
- уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;
- обрыв хотя бы одной пряди;
- выдавливание сердечника;
- повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;
- деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;
- трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;
- на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки;
- при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
- с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
- с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Браковка цепных стропов:

- отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;
- отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа;
- разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм;
- при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера;
- при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%;
- на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.

Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

Дефекты стальных канатов

Дефекты стального каната (троса), их причины и устранение дефектов

Дефекты стального каната

Причины дефекта и их устранение

Механическое повреждение, вызванное контактом каната с конструкцией, в которой он работает, или наружной конструкцией - обычно локализованного характера.

- Обычно является следствием условий эксплуатации.

- Проверьте ограждающие устройства шкива и опорные/ направляющие шкивы, чтобы убедиться, что канат «не выпрыгнул» из предназначенной системы запасовки.

- Проверьте условия эксплуатации.

Раскрытие прядей в некрутящихся, малокрутящихся канатах и параллельно свитых канатах - в чрезвычайных обстоятельствах может развиваться вспучивание прядей или выпучивание внутренних прядей.

Примечание: некрутящиеся и малокрутящиеся канаты разрабатываются со специальным зазором в прядях, который виден в канатах при поставке, а также без нагрузки. Эти зазоры смыкаются под нагрузкой и не оказывают воздействия на эксплуатационные характеристики каната.

- Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% . Рекомендует проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната.

- Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо.

- Проверьте углы девиации в системе запасовки - угол девиации более 1,5° градусов может вызвать деформацию.

- Проверьте метод навески - кручение, созданное при навеске, может вызвать избыточное кручение каната, приводящее к деформации.

- Канат мог подвергаться ударной нагрузке.

Оборванные проволоки, раздавленный или расплющенный канат в нижних слоях в точках пересечения при многослойной навивке на барабан.

Порывы проволок обычно вследствие раздавливания или абразивного истирания.

- Проверьте натяжение в нижних слоях. Рекомендуется соблюдать натяжение при навеске от 2% до 10% минимального разрывного усилия каната. Необходимо также следить, чтобы натяжение сохранялось в процессе эксплуатации. Недостаточное натяжение означает, что нижние слои больше подвержены опасности раздавливания.

- Пересмотрите выбор конструкции стального каната. Не используйте большую длину каната, чем необходимо.

- Проверьте диаметр барабана. Недостаточное отношение изгиба повышает опорное давление.

Выпучивание проволок из прядей.

- Недостаточная смазка в процессе эксплуатации.

- Рассмотрите применение альтернативной канатной конструкции.

- Если проволоки выпучиваются из каната под точкой пересечения, то возможно, натяжение в нижних витках на барабане недостаточно.

- Проверьте, есть ли участки раздавливания или деформации каната.

«Скрутка» или сильная спиральность в канате.

- Проверьте, достаточно ли большой диаметр шкива и барабана - Рекомендуется минимальное отношение барабана/шкива к номинальному диаметру каната 18:1.

- Указывает на то, что канат двигался по малому радиусу или острому краю.

- Проверьте, не «выпрыгнул» ли канат из шкива и не двигался ли по валу.

Две отдельные осевые дорожки оборванных проволок, идущие вдоль по длине каната приблизительно в 120 градусах друг от друга, указывающие на то, что канат зажат в узком шкиве.

- Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% - Рекомендуется проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната.

Дорожка оборванных проволок, идущая вдоль по длине каната, указывающая на недостаточную опору каната, обычно вызванную слишком большим желобом шкива или большой нарезкой на барабане.

- Проверьте, не превышает ли диаметр ручьев 15% от номинального диаметра каната.

- Проверьте, нет ли повреждения вследствие контакта.

Короткий срок службы каната вследствие локализованных порывов проволок ввиду усталости при изгибе.

Порывы проволок, вызванные усталостью, характеризуются плоскими концами на оборванных проволоках.

- Усталость при изгибе усиливается при возрастании нагрузки и уменьшении радиуса изгиба. Проверьте, какой из этих факторов можно ограничить.

- Проверьте конструкцию стального каната, канаты многопрядные с обжатыми прядями могут иметь удвоенную усталостную долговечность при изгибе по сравнению с обычными круглопрядными канатами.

- Локализованные усталостные порывы указывают на постоянные повторяющиеся перегибы на коротком отрезке. Рассмотрите вопрос, является ли экономичным периодическое укорачивание каната для передвижения каната по системе и прогрессивного воздействия на неповрежденные участки в зоне сильного перегиба. Для осуществления этой процедуры бывает необходимо начинать эксплуатацию каната несколько большей длины.

Оборванный канат - канаты обрываются, если подвергаются значительной перегрузке или при неправильной эксплуатации, если канат был уже подвергнут механическому повреждению.

Коррозия каната, внутренняя и/или наружная, может также привести к значительной потере металлического сечения. Прочность каната уменьшается до уровня, при котором он не может выдерживать нормальную рабочую нагрузку.

Волна или деформация «штопор», обычно встречающиеся у многопрядных канатов.

- Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% - Рекомендует проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната.

- Проверьте углы девиации в системе запасовки - угол девиации более 1.5° градусов может вызвать деформацию

- Проверьте, был ли закреплен конец каната согласно инструкциям изготовителя

- Проверьте, не создают ли условия эксплуатации кручение в канате.

Вращение груза в одноблочной системе.

- Рассмотрите выбор другой канатной конструкции.

- Рассмотрите возможность использования некрутящегося или малокрутящегося каната.

Вращение груза в многоблочной системе вследствие кручения канатов.

Возможно, по причине кручения, возникшего во время навески или эксплуатации.

- Пересмотрите выбор канатной конструкции Рассмотрите возможность использования некрутящихся или малокрутящихся канатов.

- Пересмотрите методы навески или методы эксплуатации.

Выпучивание сердечника или разрыв сердечника в однослойном шестипрядном или восьмипрядном канате.

- Вызывается повторной ударной нагрузкой - проверьте условия эксплуатации.

Скопление каната или «набегание» у фланцев барабана вследствие недостаточного угла девиации.

- Пересмотрите дизайн барабана с изготовителем оборудования - рассмотрите дополнительное устройство сбрасывания каната, отклоняющий шкив, т.д.

Западающие витки каната на барабане обычно связаны с недостаточной опорой от нижних слоев каната или нарезки.

- Проверьте, имеет ли канат соответствующий диаметр.

- Если барабан с нарезкой, проверьте шаг нарезки.

- Проверьте, используется ли канат соответствующей длины. Слишком длинный канат (что может не быть необходимостью) усугубляет проблему.

Короткий срок службы каната вследствие чрезмерного износа и абразивного истирания.

- Проверьте угол девиации по отношению к барабану.

- Проверьте общее расположение шкивов в системе запасовки.

- Проверьте, свободно ли вращаются все шкивы.

- Пересмотрите выбор канатной конструкции. Гладкая поверхность многопрядных канатов с пластическим обжатием прядей дает лучший контакт с барабаном и шкивами и имеет повышенное сопротивление к интерференции между соседними витками каната.

- Рассмотрите возможность выбора оцинкованных канатов.

- Пересмотрите уровень и тип смазки, применяемой в процессе эксплуатации.

- Рассмотрите возможность выбора оцинкованного каната.
- Пересмотрите частоту, количество и тип смазки, применяемой в процессе эксплуатации.
- Рассмотрите возможность выбора стального каната с пластиковыми импрегнированными вставками.

Нормы браковки канатов грузоподъёмных кранов

1. Браковка канатов грузоподъёмных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.

а) характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

Нормы браковки канатов

Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

Нормы браковки канатов

проволок с их износом:

а — в канате крестовой свивки;

б — в канате односторонней

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а-в нескольких прядях каната;

б- в двух прядях в сочетании

с местным износом

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. Износ наружных проволокканата крестовой свивки) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника).

Нормы браковки канатов

Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната:

1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один

конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект

соответствует одному обрыву;

2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца.

Данный дефект соответствует одному обрыву;

3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. д — интенсивный износ всех наружных проволок каната) или коррозии (см. рис. д — интенсивная коррозия) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Число несущих проволок в наружных прядях Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам Тип свивки ГОСТ на канат Группа классификации (режима) механизма

1. n — число несущих проволок и наружных прядях каната: d — диаметр каната мм

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проколок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов прополок, при которых канат бракуется определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.

Уменьшение диаметра проволок в Количество обрывов проволок, %
результате поверхностного износа или коррозии, % от норм, указанных в табл. 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного; более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. Уменьшение площади поперечного сечения проволок ), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения крана.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. Волнистость каната). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB ≥ 1,08dK где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.

Износ наружных проволокканата крестовой свивки:

а — небольшие лыски на проволоках; б — увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в- удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г — лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)

Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

а — начальное окисление поверхности;

б — общее окисление поверхности;

в — заметное окисление;

г — сильное окисление;

д — интенсивная коррозия.

Нормы браковки каната

Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Нормы браковки каната

Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

Нормы браковки каната

Волнистость каната (объяснение в тексте)

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dB ≥ 4/3 dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (Рис. Корзинообразная деформация); выдавливания сердечника (Рис. Выдавливание сердечника; выдавливания или расслоения прядей (Рис. Выдавливание проволок или расслоение прядей); местного увеличения диаметра каната (Рис. Местное увеличение диаметра каната); местного уменьшения диаметра каната (Рис. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника); раздавленных участков (Рис. Раздавливание каната); перекручиваний (Рис. Залом каната); заломов (Рис. Залом каната); перегибов (рис. Перегиб каната); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Нормы браковки каната

Нормы браковки каната

Нормы браковки каната

Выдавливание проволок или расслоение прядей: а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

Местное увеличение диаметра каната

Нормы браковки канатов

Нормы браковки канатов

Нормы браковки канатов

Нормы браковки каната

Subscribe via RSS

  • Резидент ОЭЗ «Технополис Москва» разработал умные остановки на солнечных батареях 25.09.2022
  • Началось активное импортозамещение в строительстве: президент поручил российским компаниям занять место зарубежных производителей 23.09.2022
  • УАЗ: месяц выгодных продаж 23.09.2022
  • Наталья Сергунина: В Москве расширили функционал цифровой экосистемы для самозанятых 23.09.2022
  • Московский Политех запускает интенсив по поддержке студенческих стартапов 22.09.2022
  • ООО «ФАВ – Восточная Европа» и АО «Сбербанк Лизинг» договорились о сотрудничестве 22.09.2022
  • Беспроводной пылесос BQ VC1402C: вертикальный и ручной 22.09.2022
  • Сносить или реконструировать? На что обратить внимание при модернизации старого загородного дома 22.09.2022
  • Спортивная площадка под металло-тентовой конструкцией 22.09.2022
  • Ольга Нарт назначена коммерческим директором федерального девелопера «Неометрия» 22.09.2022
  • «Металл будет дорожать, продукция из него — вряд ли»: мнение российских переработчиков алюминия 22.09.2022
  • Ауди Центр Алтуфьево открыл сезон бонусов Ladies Day 22.09.2022
  • Планетарный миксер BQ MX341 – 3в1 на Вашей кухне 22.09.2022
  • ОЭЗ «Технополис Москва» приглашает горожан на бесплатные экскурсии 22.09.2022
  • Резидент ОЭЗ «Технополис Москва» укрепил небоскребы на Краснопресненской набережной 22.09.2022

Читайте также: