Как выбрать стальной трос

Обновлено: 04.05.2024

Стальные канаты нашли применение во многих сферах человеческой деятельности, благодаря необычайной прочности и долговечности. Благодаря большому количеству видов и сочетанию различных эксплуатационных качеств они могут использоваться даже в тяжелых условиях. Но их разнообразие создает определенные трудности при выборе, так как приходится учитывать задачи, ставящиеся перед изделием, и условия его эксплуатации.

Назначение стальных тросов и их конструкция

Канатные изделия из стали должны иметь сертификат об испытании и рабочей нагрузке. Они рассчитаны на использование в транспортной, сельскохозяйственной, морской, строительной и нефтяной индустрии. Это главная грузонесущая деталь грузоподъёмных, транспортных, дорожных или промышленных механизмов, в особенности:

  • буровых и нефтедобывающих установок;
  • мостовых кранов;
  • подъёмных механизмов шахт и лифтов;
  • растяжек;
  • судовой системы подъёмного транспорта.

Арматурные изделия используют для укрепления железобетонных конструкций, а канатные стропы – для работ по погрузке и разгрузке. Буксировочными приспособлениями оснащают автомобили.

Стальной трос – это гибкое изделие, состоящее из пучков (прядей) проволоки, обвивающих друг друга. Изделие может быть покрыто тонким слоем цинка или алюминия, защищающем сердцевину от коррозии. Внутреннюю поддержку проволочных элементов обеспечивает сердечник.

Канаты могут иметь одинарную, двойную или тройную свивку. По направлению плетения они бывают:

  • крестовой свивки – пучки свиты в противоположном направлении, чем само изделие;
  • односторонней – и проволоки, и пряди перевиваются в одном направлении;
  • комбинированной.

Гибкость изделия зависит от толщины проволок и их количества в прядях.

Условия хранения и монтажа

Металлические канаты поставляются на специальных барабанах. Но также допускается поставка изделий в бухтах, в случае когда вес не превышает 400 кг, наружным и внутренним диаметром — не более 1200 мм и не менее 15 номинальных диаметров каната соответственно. Чтобы сохранить заводскую форму, структуру, уберечь стальной трос от механического повреждения следует строго придерживаться некоторых правил:

  • ось барабана должна быть расположена строго параллельно полу. При этом недопустимо контактирование с землей, бухты и барабаны укладывают на специальные настилы;
  • при поступлении продукции на склад, все оголенные места троса необходимо смазать смазкой;
  • во время испытания изделия необходимо осуществить плотную обвязку конца троса, как указано в п. 2.10 ГОСТ 3241-80. Отрезка образца осуществляется дисковой пилой или электросваркой (актуально для изделий с металлическим сердечником и закрытой конструкцией);
  • при длительном хранении нужно раз в полгода проводить осмотр наружного слоя и покрывать его канатной смазкой;
  • чтобы предотвратить раскручивание во время монтажных работ, используют специальное размоточное устройство. Это обеспечит достаточное натяжение, что убережет от заломов, образования петель;
  • во время перемотки необходимо следить, чтобы трос перематывался строго с верхней на верхнюю или с нижней на нижнюю часть барабана.

Как правильно подобрать стальной канат (трос)

Чтобы правильно выбрать стальной трос (канат), следует знать некоторые особенности его строения, а также области его применения. Давайте кратко рассмотрим основные особенности строения или устройство стального каната.

Схематично устройство стального каната можно представить так:

Устройство стального каната, строение каната.

Рассматривая рисунок, видим, что стальной канат состоит из сердечника, прядей, образующих несколько слоев, которые могут быть закручены в одну или другую сторону и, конечно же, стальной проволоки, которая и является исходным строительным "кирпичиком" для всех составляющих его структуры.

Также следует помнить, что стальные канаты различают между собой по типу конструкции, которая может предусматривать различное количество прядей (косичек) и разный тип внутреннего сердечника. Непосредственно сама конструкция стального каната может предусматривать 3 (три) типа свивки: одинарная свивка, двойная свивка и бывает даже тройная свивка.

Суть одинарной свивки состоит в том, что вокруг центральной проволоки или сердечника каната свиваются по спирали в несколько слоев непосредственно сами проволоки. При этом, если один слой навивается в одну сторону, то последующий - уже в противоположную сторону, и количество самих проволок в слое, а также количество самих слоев может варьироваться. Канат с таким типом свивки имеет более высокую жесткость, чем, например, канат тройной свивки, но в то же время он и менее долговечен по причине быстрого выхода из строя из-за перетирания тонких проволок в слоях.

Двойная свивка предполагает в самом начале свитые в пряди проволоки, а затем уже эти пряди свиваются в канат.

Тройная свивка предполагает свитые между собой пряди канатов двойной свивки между которыми находится сердечник.

Сердечники бывают органическими (например, полипропиленовый) и металлическими. Органические сердечники производятся из синтетических либо натуральных волокон и имеют обозначение "о.с.". Металлические сердечники соответственно обозначаются как "м.с.". Органические сердечники могут иметь специальную смазочную пропитку, которая продлевает "жизнь" стального каната в целом, т.к. благодаря выделению из сердечника смазочного материала уменьшается трение между проволоками и прядями в данном стальном канате.


По назначению стальные канаты различают на:

По точности изготовления:

По виду покрытия поверхностей проволок:

  • из проволоки без покрытия;
  • из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка предназначенных для работы в средних агрессивных условиях (С) или жестких (Ж).

По форме сечения канаты стальные бывают круглые и плоские.
По форме сечения прядей каната различают на круглопрядные, элипсные, Z-образные.

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты с:

  • 1)точечным касанием проволок между слоями (ТК);
  • 2)линейным касанием проволок между слоями (ЛК);
  • 3)линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди (ЛК-О);
  • 4)линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди (ЛК-Р);
  • 5)линейным касанием проволок между слоями и содержащих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с одинаковым диаметром(ЛК-РО);
  • 6)комбинированным точечно-линейным касанием проволок (ТЛК).

По способу свивки стальные канаты различают на нераскручивающиеся (Н) и раскручивающиеся.
Нераскручивающиеся стальные канаты не крутятся(в меньшей степени подвержены кручению) под нагрузкой, дольше служат и следовательно, более удобны в эксплуатации.

По направлению свивки различают стальные канаты правой и левой свивки. Канаты левой свивки обозначают "Л". Канаты правой свивки не имеют условного обозначения (так принято).

В канатах одинарной свивки определяется направление свивки наружных проволок, в канатах двойной свивки - направление прядей, тройной - направление прядей канатов двойной свивки (или стренг).

По сочетанию НАПРАВЛЕНИЙ СВИВКИ элементов существуют:

  • крестовой;
  • односторонней (О);
  • комбинированной (К);

По степени уравновешенности:

Как заплести стальной трос: описание процесса

В случае разрыва изделие можно заплести. Для этого понадобятся тиски, хомуты, кусачки или ножницы по металлу и монтировка или отвёртка. При плетении нужно пользоваться защитными перчатками.

Нюансы плетения стального изделия

Перед выполнением работы нужно ровно обрубить концы в месте разрыва. Если обнаружены загибы, следует расплести каждую прядь и кусачками или ножницами обрезать все дефекты.

В процессе плетения витки нужно укладывать симметрично, с одинаковым шагом, а на пряди создавать равномерную нагрузку. Такое соединение будет прочным. Можно периодически обжимать места переплетения.

Формирование петли на канате из стали

Сформировать петлю можно таким образом:

  1. Отступить от края на 60-80 см, зафиксировать основную часть с использованием тисков или зажима, а короткий конец расплести на пряди.
  2. На расстоянии 30 см от фиксатора загнуть две пряди на 180 градусов. Оплести их друг другом в противоположном направлении.
  3. Получится петля с торчащими концами. Оставшиеся пряди также оплести вокруг неё.
  4. Закрепить концы вокруг основания на 1-2 витка.
  5. Монтировку вставить в целостную часть изделия между прядями, в образовавшуюся щель ввести торчащие концы, прокручивающими движениями вплести их между витками целостной части.

Для надёжности основание следует зафиксировать хомутами.

Как сформировать огон

Огон изготавливается на стальных стропах, буксирных и швартовных канатах. В начале работы изделие нужно скрепить маркой в 50 см от конца, который расплетают на пряди. Их концы также следует скрепить марками. Край нерасплетённой части складывают в виде петли нужного размера и проводят пробивку у ее основания: расплетённые концы (ходовые пряди) вводят в тело под 1-3 основные пряди. Пробивку выполняют несколько раз, концы обрубают, а основание клетнюют лужёной проволокой.

Рекомендации по использованию стальных канатов в работе


Стальные канаты бывают разных видов, поэтому в зависимости от вида работ, для которых он будет использоваться стоит учитывать особенности каждого вида и подбирать наиболее подходящий:

  • с одинарной свивкой (лучше применять в отраслях, где на канат будет действовать растягивающие нагрузки);
  • с двойной свивкой (лучше всего применять при концевых нагрузках);
  • тип ЛК-О (чаще всего используются как подъемные, благодаря тому, что имеют устойчивость к истиранию);
  • тип ЛК-Р (устойчивы к агрессивной среде, поэтому применяются во многих отраслях);
  • тип ЛК-З (имеют высокий уровень гибкости, но не защищены от агрессивной среды);
  • тип ЛК-РО (имеет хорошую гибкость и одновременно с этим устойчивы к абразивам и агрессивной среде).

Стоит отметить, что любой вид каната имеет свои плюсы и минусы, поэтому нужно учитывать какой вид троса подойдет для определенных видов работ. К тому же, за любым видом каната нужен правильный уход, что позволит продлить срок его эксплуатации.

Безопасность проведения работ с использованием стальных канатов

При эксплуатации металлических тросов существует ряд требований по техники безопасности, которые относятся не только к самим канатам, но и месту проведения работ, а также к коллективу рабочих, который принимает участие в эксплуатации тросов.

Место проведения работ с использованием стальных по требованиям безопасности должно быть:

  • ограждено в соответствии с ГОСТом 12.4.059-89;
  • оборудовано для безопасного перемещения работников во время проведения работ;
  • на безопасном расстоянии от автомобильных дорог и пешеходных переходов, последние должны быть укрыты от возможных непредвиденных падений предметов;
  • чистым от неиспользуемых материалов (то есть не должно быть предметов, которые могут мешать проходу работников и подвергать их опасности или проезду рабочей техники) и т. д.

Работники в свою очередь должны быть оснащены всем необходимым оборудованием, как рабочим, так и по обеспечении безопасности (касками, страховыми поясами и т. д.).

Сами стальные тросы требуют к себе большого внимания, так как в большей мере именно от их состояния зависит безопасность. Поэтому есть специальные требования по уходу за тросом:

КАК ВЫБРАТЬ СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ.

Основное назначение стальных канатов любых типов – крепление объектов или перемещение грузов. Классификация по типу сердечника – один из основополагающих факторов выбора. Внутренняя опора создаëт дополнительную прочность и работает как амортизатор. Она может располагаться в центре каната или внутри отдельных прядей.

Главное предназначение сердечника заключается в нивелировании радиальной нагрузки во время эксплуатации и предотвращение поперечной деформации. Собственно, прочность и долговечность изделия во многом зависят от сердцевины. Простой трос с органическим сердечником (ОС) и канат с металлической основой (МС) различаются по своим свойствам и сфере применения.

Особенности тросов с ОС

Простой канат с ОС производят путëм накручивания металлических свивок на основу. Она выполняет следующие функции:

  • принимает на себя нагрузку внешней обмотки;
  • обеспечивает заданные параметры гибкости и упругости;
  • служит резервуаром для смазки прядей троса.

Волоконные сердечники изготавливают из органического сырья. Для этих целей используется пенька, манила, хлопчатобумажные нити, сизаль. ГОСТ позволяет использовать основу из асбестового шнура. Не менее популярны искусственные материалы, такие, как капрон, нейлон, полиэтилен и другие типы. Из преимуществ ОС необходимо выделить значительное снижение пиковых нагрузок. Под высоким динамическим воздействием сердцевина сжимается и увеличивается длина троса.

Однако, при длительной эксплуатации, смазка постепенно выдавливается из волокон, а на еë месте скапливается конденсат. В процессе работы, снижается упругость сердечника, вследствие чего происходит изменение геометрических параметров каната. Диаметр ОС сужается без возможности возвращения в первоначальную форму, между нитями появляется трение, что приводит к сокращению срока службы изделия.

Особенности канатов с МС

Цельнометаллический трос устойчив к сжатию и отличается стабильной геометрией. Низкий уровень удельного напряжения в сочетании с компактной структурой позволяют выбрать МС для высоких радиальных нагрузок. К плюсам металлического сердечника относятся:

  • высокая структурная прочность;
  • низкое конструктивное удлинение при растяжении;
  • возможность эксплуатации при высоких температурах.

В качестве материала для основы используется обычная канатная или мягкая проволока. Как правило, величина сопротивления разрыву составляет до 900 Н/мм2. Однако и цельнометаллический трос не лишëн недостатков. Внутренние и внешние слои подвергаются истиранию в местах пересечения. Определяют слабые места при помощи сложной диагностики, для которой необходимы специализированные приборы. Но подобное оборудование доступно не каждому предприятию.

Особенности многопрядного каната

Многопрядный трос выпускается как в цельнометаллическом исполнении, так и с органическим сердечником. Благодаря большому числу прядей, канат обладает большей гибкостью. Внешние и внутренние свивки расположены параллельно, что исключает излишнее трение и повреждение проволоки.

К преимуществам многопрядного каната относятся:

  • высокая гибкость;
  • прочность и низкий коэффициент трения;
  • отсутствие кручении вокруг своей оси благодаря разному направлению свивки.

Эти отличительные особенности позволили значительно увеличить срок эксплуатации, и снизить издержки по обслуживаю и проверке. Тем не менее, выбор конкретной модели зависит от типа сердечника в каждом конкретном случае использования.

Как выбрать стальной канат

Говоря о том, где используются стальные канаты, можно указать на следующие сферы:

  • Для подъема и перемещения грузов и людей;
  • В качестве силовых элементов конструкций (арматуры, несущих элементов, растяжек);
  • В качестве малонагруженных элементов (ограждений, элементов грозозащиты и т.д.);
  • Для передачи усилий между органами управления и исполнительными элементами в различных механизмах.

Применение стальных канатов не ограничивается подъемно-транспортным оборудованием, а довольно широко и разнообразно

Конструкция стальных канатов

Конструкция стальных канатов

Конструктивно стальной канат представляет собой изделие, свитое из стальных проволок небольшого диаметра. В нем можно выделить две основных части:

  • Сердечник – центральная часть, выступает в качестве опоры для внешних слоев и амортизатора;
  • Внешний слой (слои) – принимает на себя нагрузки и обеспечивает необходимую прочность.

Существуют следующие типы конструкций тросов:

  • Общего назначения – из проволок круглого сечения;
  • Закрытые – из проволок круглого сечения, но с одним или несколькими внешними слоями из фасонной проволоки (клиновидной, z-образной, x-образной). Они, прижимаясь друг к другу, образуют защитную оболочку;
  • Из проволок круглого сечения с последующим пластическим обжатием – проволоки деформируются и прижимаются друг к другу, создавая подобие защитной оболочки;
  • Из проволок круглого сечения и пластически обжатые с наружной полимерной оболочкой.

Стальные тросы могут свиваться из отдельных проволок или целых прядей, в последнем случае достигается увеличение диаметра изделия с повышением его усилия на разрыв. В качестве сердечника может использоваться прядь из стальной проволоки или органического материала (натурального или синтетического). С целью защиты от коррозии готовое изделие покрывается специальной консистентной смазкой.

Какие бывают стальные канаты? Типы свивки.

Классификация стальных канатов построена на конструктивных признаках, параметрах и применении:

  • Конструкция – из круглых проволок и с оболочкой из фасонных проволок (закрытые);
  • Назначение – грузовые и грузолюдские;
  • Форма поперечного сечения – круглые и плоские;
  • Форма поперечного сечения прядей – круглые и фасоннопрядные (треугольные);
  • Свивка прядей – ТК (точечное касание проволок разных слоев, слои намотаны под разными углами), ЛК (линейное касание проволок разных слоев, слои намотаны под одним углом), ЛК-О (свивка ЛК из проволок одинакового диаметра), ЛК-Р (свивка ЛК, внешний слой пряди свит из проволок разного диаметра), ЛК-З (свивка ЛК с проволоками заполнения), ЛК-РО (свивка ЛК, имеются слои из проволок как одинакового, так и разного диаметра), ТЛК (комбинированное точечно-линейное касание проволок), ПК (полосовое касание проволок);
  • Способ свивки – раскручивающиеся (проволоки не подвергаются предварительной деформации) и нераскручивающиеся (проволоки предварительно деформированы) пряди;
  • Степень уравновешенности – рихтованные (выпрямляется при размотке) и нерихтованные (теряют прямолинейность);
  • Направление свивки – правая и левая;
  • Направление свивки элементов канатов двойной и тройной свивки – крестовая, односторонняя и комбинированная свивка;
  • Механические свойства – ВК (высокое качество), В (повышенное качество), 1 (обыкновенное качество);
  • Точность изготовления – нормальной и повышенной точности;
  • Покрытие проволок – без покрытия и цинкование типов С (для средних агрессивных условий), Ж (жестких агрессивных условий), ОЖ (особо жестких агрессивных условий);
  • Покрытие каната – без покрытия и с полимерным покрытием;
  • Материал сердечника – с металлическим сердечником, с органическим сердечником из натуральных или синтетических волокон, с органическим сердечником из твердого полимера, с комбинированным металлорганическим сердечником.

Конструкция, виды свивки и особенности различных марок стальных тросов прописаны в соответствующих ГОСТ

Расшифровка стальных канатов

Маркировка выпускаемых в России стальных канатов установлена соответствующими ГОСТ, она состоит из ряда символов:

  • Слово «Канат» - обозначение изделия;
  • Диаметр каната в мм;
  • Назначение (Г – грузовой, ГЛ – грузолюдской);
  • Механические свойства (марка ВК, В или 1);
  • Тип покрытия проволок в канате или всего каната (нет обозначения – без покрытия, С, Ж, ОЖ – с цинковым покрытием для различных условий, П – с полимерным покрытием);
  • Направление свивки (Л – левой, нет обозначения – правой);
  • Сочетание направлений свивки (О – односторонней, К – комбинированной, нет обозначения – крестовой);
  • Способ свивки (Н – нераскручивающийся, нет обозначения – раскручивающийся);
  • Степень уравновешенности (Р – рихтованный, нет обозначения – нерихтованный);
  • Точность изготовления (Т – повышенной точности, нет обозначения – нормальной точности);
  • Маркировочная группа (в Н/мм2);
  • ГОСТ, которому соответствует изделие.

Например, обозначение Канат 6,5-Г-В-С-Н-Т-1860 ГОСТ 3070-88 имеет стальной канат диаметром 6,5 мм грузового назначения повышенного качества из проволок с цинковым покрытием по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, повышенной прочности, маркировочной группы 1860 Н/мм2 (190 кгс/мм2), изготовленный по ГОСТ 3070-88.

Характеристики

К основным характеристикам стальных канатов относятся:

  • Конструкция;
  • Покрытие;
  • Направление и тип свивки;
  • Тип сердечника;
  • Диаметр;
  • Диаметр проволоки в слоях;
  • Диаметр проволоки в сердечнике;
  • Площадь сечения всех проволок и каната в целом;
  • Масса;
  • Разрывное усилие (разрывная нагрузка) – обычно указывается отдельно для всех проволок и изделия в целом.

Данные параметры указываются в ГОСТ на конкретный тип изделия и сопроводительных документах. Другие характеристики, в том числе допустимая нагрузка, вычисляются при подборе троса для оборудования.

Грузоподъемность стальных канатов

Грузоподъемность стальных канатов и оборудования, в котором они применяются, прямо зависит от их расчетного усилия на разрыв и допустимой нагрузки. Согласно действующим нормативным документам, допустимая нагрузка, которой может подвергаться трос, должна быть в 2-7 и более раз ниже его усилия на разрыв (данное число является коэффициентом запаса прочности). Грузоподъемность стальных канатов в целом соответствует допустимой нагрузке, но часто занижается с целью повышения надежности и безопасности.

Производителями изделий из стальных канатов обычно предлагается таблица грузоподъемности в зависимости от диаметра, которая помогает найти необходимый для решения конкретных задач строп, трос для талей и т.д.

Размеры

Основные размеры стальных канатов зависят от типа, конструкции и назначения изделия:

  • Длина;
  • Для канатов круглого сечения без полимерной оболочки – диаметр;
  • Для канатов плоского сечения – ширина и толщина;
  • Для тросов круглого сечения с полимерной оболочкой – номинальный диаметр и диаметр по оболочке.

Круглые канаты выпускаются диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Тросы в полимерной оболочке имеют минимальную толщину оболочки от 0,5 до 3,0 мм и более (в маркировке изделия указывается только номинальный диаметр). Плоские канаты имеют отношение ширины к высоте примерно 6:1, в соответствии с ГОСТ 3091-80 они при высоте от 11,5 до 19,5 мм могут иметь ширину от 72 до 119 мм.

Длина может быть произвольной по требованию потребителей.

Общий вес стального каната зависит от его габаритов, конструкции, используемых материалов и наличия смазки. При близких значениях диаметра тросы с органическим сердечником на 10 – 15% легче аналогичных изделий с металлическим сердечником, а закрытые канаты на 50 – 55% тяжелее тросов других типов близкого диаметра.

Для изделия каждого типа в соответствующих ГОСТ приводится таблица веса, в соответствии с которой определяется расчетная или ориентировочная масса стального каната. Обычно вес указывается для 1000 м смазанного троса (реже – для 100 м), что позволяет быстро произвести расчет веса отрезка. Масса брутто изделия согласно ГОСТ 3241-91 указывается на ярлыке.

Диаметр стальных канатов

Диаметр стальных канатов

В России и за рубежом выпускаются стальные канаты диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Наиболее популярные тросы имеют следующие диаметры:

    – от 3,6 до 56,0 мм; – от 4,6 до 46,0 мм;
  • ГОСТ 3090-73 – от 30,5 до 35,5 мм; – от 6,3 до 72,0 мм; – от 5,9 до 72,0 мм;
  • Группа стандартов DIN EN 12385-4 – от 1,5 до 40,0 мм в зависимости от стандарта (DIN 3055 – от 1,5 до 8,0 мм, DIN 3060 – от 2,5 до 20,0 мм, DIN 3064 – от 12,0 до 40,0 мм и т.д.)

В зависимости от типа диаметр стальных канатов измеряется по одинаково удаленным от центра проволокам или прядям, по защитной оболочке или в любом месте (для тросов закрытого типа).

Натяжение

В процессе эксплуатации стальной канат должен испытывать нагрузки, не приводящие к его разрушению – они называются допустимыми или рабочими. С целью обеспечения безопасности допустимая нагрузка стальных кантов должна быть в 2 – 7 раз меньше разрывной. Допустимая нагрузка стальных канатов указывается в паспорте оборудования, разрывная – в документах на трос, а запас прочности регламентируется общепромышленными и отраслевыми документами.

При выполнении отдельных операций необходимо контролировать натяжение стальных канатов, чтобы не превысить допустимой нагрузки. Это осуществляется как путем обстукивания троса или стропов, так и с помощью динамометров.

Какова величина запаса прочности стальных канатов?

Одним из основных параметров каната является его разрывная нагрузка, однако во избежание аварий максимальная нагрузка на трос должна быть в несколько раз меньше разрывной. Число, показывающее, во сколько раз натяжение троса при эксплуатации меньше определенной для него разрывной нагрузки, является коэффициентом запаса прочности стального каната.

При подборе комплектующих для подъемной техники следует определить, какова величина запаса прочности стальных канатов, и отвечает ли она предъявляемым требованиям. Это коэффициент зависит от области применения:

  • Талевые канаты должны иметь запас прочности 2,5 – 3;
  • В отдельных случаях допускается двухкратный запас прочности;
  • Канатные стропы должны иметь запас прочности до 6 – 7 и выше.

Конкретные значения определяются в соответствии с регламентами, инструкцией по эксплуатации оборудования и иными документами.

Разрывные усилия

Одной из основных эксплуатационных характеристик стального каната является его разрывное усилие – оно показывает, какое усилие необходимо приложить к изделию для его разрушения. Разрывные усилия стальных канатов зависят в первую очередь от их диаметра, но свой вклад делают конструкция, тип используемой проволоки и т.д. Данный параметр установлен для каждого типа тросов, он прописан в соответствующих ГОСТ – в документах представлена таблица разрывного усилия стальных канатов в зависимости от диаметра и маркировочных групп.

Именно разрывное усилие является одной из основных отправных точек при подборе каната для конкретного оборудования или снаряжения

Правила эксплуатации

Правила эксплуатации стальных канатов устанавливаются общетехническими и отраслевыми стандартами. Правила могут несколько отличаться для тросов различных видов, но есть несколько общих требований:

  • Канаты должны регулярно подвергаться осмотру и браковке;
  • Тросы подъемно-транспортных машин должны регулярно смазываться;
  • Необходимо оберегать канаты от воздействия агрессивных сред, сварочного оборудования, чрезмерных нагрузок и т.д.;
  • Не допускается изгиб, кручение и другие деформации канатов свыше установленных норм;
  • Для каждого типа оборудования или выполняемой операции необходимо использовать тот тип, марку и диаметр каната, что прописан в инструкции или соответствующих документах.

При соблюдении правил эксплуатации стальные канаты будут надежно и безопасно работать весь установленный срок службы.

Требования к стальным канатам

К стальным канатам предъявляются следующие требования:

  • Технические – устанавливают конструктивные особенности изделий, их производство, характеристики, механические свойства, допуски и отклонения, а также маркировку и особенности перевозки;
  • Эксплуатационные – устанавливают порядок эксплуатации канатов, требования безопасности, способы контроля состояния изделий и т.д.

Технические требования к стальным канатам прописаны в ГОСТ 3241-91 (для обычных), ГОСТ 18899-73 (для закрытых), ГОСТ Р 58386-2019 (для арматурных в полимерной оболочке) и др.

Крепление стальных канатов

Крепление стальных канатов

В зависимости от применения и условий работы каната выбираются различные способы крепления:

  • Посредством сформированной на конце петли на палец или анкер;
  • Непосредственная фиксация в барабане или других элементах подъемно-транспортных машин;
  • Временная фиксация с помощью узлов и петель.

В первом случае крепление стальных канатов осуществляется петлей, которая изготавливается на конце троса с помощью зажимов, заплетки, клиновой и гильзо-клиновой втулок, втулки с заливкой. Для защиты от износа в петлю вставляется коуш. Во втором случае используются клинья или прижимные планки, которые жестко прижимают конец троса к барабану. В третьем – вяжутся специальные узлы или петли, которые фиксируются зажимами.

Нормы браковки

Стропы должны регулярно подвергаться контролю с целью браковки поврежденных и не годных для эксплуатации изделий

  • Стропальщиками – перед каждым применением;
  • Лицами, ответственными за безопасность производства работ – раз в 10 дней;
  • Если оборудование используется редко – непосредственно перед выдачей и использованием.

Имеются следующие признаки браковки стропов из стальных канатов:

  • Наличие изломов, перегибов, перекручивания и узлов на тросах;
  • Испорчена либо утеряна бирка;
  • Количество визуально наблюдаемых обрывов проволок троса выше установленных норм (контроль осуществляется по таблицам браковки конкретных типов стропов);
  • Износ троса вследствие коррозии на 7%;
  • Износ троса вследствие повреждения сердечника на 10%;
  • Износ проволок внешних слоев на 40%;
  • Разрыв прядей (даже одной);
  • Выдавливание сердечника;
  • Высокотемпературное повреждение троса (оплавление, сварка);
  • Деформации и повреждения коуша, втулок, крюка;
  • Отсутствие предохранительных замков.

При обнаружении повреждений, деформаций или чрезмерного износа строп согласно правилам браковки изымается и отправляется на ремонт или утилизацию.

Хранение

Тросы могут храниться в условиях, соответствующих категории 5 по ГОСТ 15150. Согласно данному документу, а также ГОСТ 3241-91, хранение стального каната возможно в следующих условиях:

  • В неотапливаемых помещениях с высокой влажностью;
  • В шахтах и почве;
  • В трюмах судов и помещениях, где возможно длительное нахождение воды.

При этом необходимо соблюдать несколько мер по обеспечению надежной сохранности изделий:

  • Трос, направленный на хранение, должен подвергнуться осмотру и смазке участков, потерявших защитную смазку;
  • В случае хранения изделия на барабане его ось должна располагаться параллельно полу;
  • При долгосрочном хранении изделия должны как минимум раз в полгода подвергаться осмотру и, при необходимости, смазке.

Соблюдение требований стандартов обеспечивает надежное хранение стального троса в течение многих лет без потери его характеристик.

Технические и дорожные условия

Технические условия на стальные тросы, изготавливаемые в России, прописаны в целом ряде документов:

  • ГОСТ 3241-91 – общего назначения;
  • ГОСТ 18899-73 – несущие закрытого типа;
  • ГОСТ Р 53772-2010 – арматурные;
  • ГОСТ Р 58386-2019 – защищенные арматурные в оболочке;
  • И другие.

В этих же документах указаны и дорожные условия, при которых допускается транспортировка канатов. Для изделий общего назначения условия транспортировки просты: их можно перевозить любым транспортом открытого и закрытого типа. При этом необходимо соблюдать нормы по загрузке и креплению, предусмотренные для конкретного типа транспортных средств.

Какой маркировочной группы должны быть стальные канаты?

Маркировочная группа стального каната определяется двумя факторами:

  • Натяжение троса в ходе эксплуатации;

  • Установленный запас прочности для конкретного оборудования или области применения.

Например, стальной канат одинарной свивки типа ЛК-О (структура 1+6) диаметром 10,5 мм маркировочной группы 1370 (140) имеет усилие на разрыв 81,55 кН (около 8,3 т) – его можно использовать для изготовления стропов с натяжением одной ветви 13,6 кН (около 1,38 т), что отвечает требованию о шестикратном запасе прочности. В то же время этот канат можно использовать в талях грузоподъемностью до 2,8 т, что отвечает трехкратному запасу прочности.

Выбор стальных канатов

При выборе стальных канатов необходимо руководствоваться:

  • Требованиями, предъявляемыми к тросу в инструкции или паспорте оборудования, стандартами и иными документами;
  • Характеристиками конкретного каната;
  • Нормами охраны труда и безопасности.

В случае замены поврежденного или изношенного каната новый не должен отличаться по типу, марке и характеристикам от старого (если обратное не указано в инструкции). Также не допускается использовать тросы с меньшим диаметром или другого типа, с меньшим разрывным усилием и другими параметрами.

При возникновении сложностей с подбором стального каната на помощь придут наши специалисты. Вы можете задать вопросы о продукции по телефону, в мессенджерах или через форму обратной связи – мы ответим вам и поможем сделать верную покупку.

Какой трос лучше стальной или кевларовый

На лебедке использовать можно синтетический и металлический канат. Но благодаря особенности каждого из материалов, лебедки используются по разным принципам, для разных целей и в разных сферах.


Что такое кевларовый трос?

Термин “кевларовый” стал нарицательным именем из-за одной из самых распространенных марок на рынке материалов, которые отличаются повышенной прочностью. Это похоже на ситуацию с внедорожниками, все модели которых называют джипами, а устройства для копирования - ксероксами. В итоге это привело к тому, что многие люди оказались в заблуждении.

Используется такой трос на лебедках для внедорожников благодаря таким параметрам:

  • удобство эксплуатации: тросом нельзя поранить руки, он не тонет, маловесный. Последний параметр достигается за счет легкого сплетения;
  • кевларовый канат отличается повышенной прочностью, по сравнению с аналогичными изделиями, но в процессе использования волокна искусственного происхождения теряют свою прочность;
  • подходит для быстрой работы;
  • гибкость, меньше склонен к появлению перегибов и перекручивания;
  • отличается меньшей травмоопасностью;
  • есть возможность намотать на кенгурятник, или прикрепить к багажнику, но для этого следует перекинуть через капот автомобиля, не наматывая его на лебедку;
  • для работы не нужны перчатки, но делать этого не стоит;
  • в случае разрыва можно починить;
  • использование в качестве удлинителя. Канат из кевлара как самостоятельное средство высвобождения авто применять не надо.

У искусственного троса есть и недочеты, которые нельзя сбрасывать со счетов:

  • из-за постоянной сушки и использовании в сложных условиях (отсутствие солнечных лучей) эксплуатация изделия немного усложняется;
  • мелкие фракции гравия или песка повреждают структуру кевларовых волокон;
  • из-за очень высоких минусовых или плюсовых температур применение искусственных волокон становится невозможным;
  • дороговизна;
  • нуждается в уходе, поскольку не устойчив к грязи;
  • период использования не более двух-трех лет;
  • в зимний период при намокании и дальнейшего замерзания может просто выйти из строя.

Особенности использования синтетического троса

Синтетический канат на лебедках используют по следующим причинам:

  • он не тяжелый, поэтому полностью исключены перекручивания и деформация, он легко наматывается на барабан и не соскальзывает с него и при условии правильной фиксации;
  • низкий коэффициент натяжения;
  • изделие весит немного, плавает в воде, его легко сплетать, кроме этого, в процессе работы руки не царапаются;
  • повышенная прочность, если сравнивать с аналогичными продуктами.

Лучше кевлар устанавливать на новую лебедку. Если произвести монтаж на старую лебедку, то это выразится в таких последствиях:

  • направляющие ролики надо сменить на клюз;
  • длительный срок эксплуатации;
  • доступность;
  • не нуждается в уходе;
  • барабан, который был исцарапан металлическим тросом, заменить на новый или отполировать. Если этого не сделать, то заусенцы, задиры на металле и царапины будут повреждать искусственный канат. Ролики не стоит применять с синтетикой, т.к. существует опасность закусывания троса в углах роликов.

Помимо этого, такой канат выбирают благодаря тому, что он полностью безопасен для рук.

Для производства синтетического изделия используют высокотехнологичное оборудование из жесткого волокна искусственного происхождения. По этой причине трос отвечает мировым стандартам качества и может выдержать серьезные нагрузки даже в экстремальных условиях.

По показателям прочности и надежности этот материал не хуже аналогов из металла и даже лучше по некоторым характеристикам. Главное условие - правильно им пользоваться и хранить, чтобы обеспечить канату длительный срок службы. Маловесность также дает свои преимущества на автомобилях, которые отличаются чувствительностью к массе, особенно в случае нагрузки на переднюю ось.

Если кевларовый трос для лебедки отличается повышенной прочностью по сравнению со стальным, то это не значит, что порвать его не удастся. Но отличие от стали в том, что в случае разрыва искусственных волокон, есть возможность их починки при условии использования оборудования для оплетки. Помимо этого, такой канат не тонет и почти не впитывает влагу.

К минусам синтетических волокон относят тот факт, что они хоть и немного, но все же могут внутри удерживать влагу, что может добавлять вес или замерзнуть в условиях холода, в результате чего лебедка превращается в лед.

Также волокна должны быть скручены по правилам. В связи с тем, что внутрь могут проникнуть грязь и песок, важно ухаживать за тросом и мыть его при необходимости. Это важно после использования в песке или грязи, когда абразивный материал может проникнуть вглубь волокон, и ослабить их изнутри.

Особенности применения металлического троса

Сталь - это идеальный материал для применения в грязи, камнях и песке, она менее подвержена стиранию и износу. Сталь более доступна, и требует меньших затрат. Но все же со стальным тросом работать значительно сложнее. Объяснить это можно не только большой массой: в процессе эксплуатации на тросе могут появиться заусенцы, которые станут причиной легкого травмирования рук, поэтому с ним нужно работать только в перчатках и одновременно с этим следить, чтобы перчатки не зацепило и не затащило в барабан при наматывании.

При неправильной эксплуатации на металлическом канате могут появиться заломы, которые в дальнейшем провоцируют обрыв, после которого стальной трос сметает все на своем пути и способен нанести травмы, которые могут даже стать причиной летального исхода.

Кроме этого, затрудняется правильное наматывание на катушку барабана лебедки и тем самым уменьшает прочность. Некоторые водители рекомендуют наносить тонкий слой смазки для цепи или WD-40, это обеспечивает защиту от влаги и дальнейшей коррозии.

Такие изделие из стали устойчиво к минусовым температурам и рельефу, а также не нуждаются в трудоемком обслуживании.

Рекомендации по выбору

Сталь надо выбирать, если лебедка вам необходима “на всякий случай” или часто пользуетесь ей в зимнее время.

Кевлар стоит выбрать при активном использовании лебедки, и если наиболее часто она применяется весной и летом.

Сталь - хороший материал, но использовать такой трос сможет не каждый. Несомненно, он крепкий, но при этом почти не смягчает рывки, которых не избежать при буксировке. Одновременно с этим гарантированы занозы и ссадины из-за тонких стальных проволок, из которых состоит сам трос. Учитывать надо тип кузова: так, для большого ЗИЛ-130 он хорошо подходит, а для современных транспортных средств он не подходит.

Компактно разместить такое изделие в багажнике довольно сложно: большая куча, которая ржавеет, понравится не каждому. Также такая ржавчина может лопнуть из-за нагрузки.

С кевларовыми тросами намного легче: они небольшого размера, легче, отличаются эстетичностью и устойчивы к ржавчине. Именно сегодня и популярны. Но важно учитывать нагрузку: ее надо выбирать с учетом веса буксирующего авто - она должны быть с двойным запасом как минимум. На лебедках есть стропы.

Стальные тросы – на что обратить внимание при покупке?

Стальные тросы – на что обратить внимание при покупке?

Область применения стальных канатов и тросов чрезвычайно широка. Прежде всего это грузоподъемное оборудование – такелажная техника, строительные и другие краны, лифты, шахтные подъемники. Также они используются в буровых установках, при креплении грузов, монтаже вантовых конструкций и ограждений. Какие основные параметры определяют выбор той или иной разновидности троса? Об этом – речь в данной статье.

Выбор по материалу сердечника и проволоки

Ключевые элементы канатной конструкции – сердечник и проволока, которые изготавливаются по ГОСТ 7372. Именно они задают все важнейшие характеристики готового изделия.

Материал сердечника

Сердечник стального троса – внутренняя опора всей конструкции, обеспечивающая необходимые параметры гибкости и упругости. При сгибании каната он предотвращает поперечную деформацию троса, нивелируя радиальные нагрузки. Материалом для него выступают:

  • металл (сталь) – в маркировке обозначается МС (металлический сердечник);
  • органические материалы: химические или натуральные волокна (пенька, х/б нити, сизаль, нейлон и т. д.) – значение ОС;
  • твердые полимеры (также условно относится к органическим) – имеет индекс ПС.

Также материал сердечника может быть комбинированным: металл плюс полимер (МПС), металл плюс волокна (МОС).

На наиболее тяжелые условия эксплуатации, длительные и высокие нагрузки (в том числе в агрессивных средах) рассчитан стальной трос с металлическим или комбинированным сердечником (МПС).

Материал проволоки

Для изготовления канатов используется высоколегированная, углеродистая или высокоуглеродистая проволока.

  • Продукция из нержавейки (AISI 304, AISI 316) изначально имеет одно важное преимущество – аустенитная сталь наиболее стойка к коррозии и воздействию агрессивных средств, нет необходимости в дополнительном антикоррозионном покрытии. Производится по ГОСТ 18143-72.
  • Углеродистая проволока нуждается в таком покрытии. При производстве она подвергается оцинкованию. Одно из обязательных условий – нанесение на оцинкованную поверхность дополнительного защитного слоя смазки.
  • Стальной канат может иметь покрытие и из других материалов. Этого не предусмотрено в ГОСТ 7372, но изготовление таких изделий возможно по согласованию с заказчиком и в соответствии с техническим регламентом производителя.

В ряде случаев, например, при такелажных работах, может быть задействован металлический канат из углеродистых и низколегированных сталей без покрытия. Проволока только покрывается защитной смазкой. Их плюс – самая низкая цена среди других. Очевиден и большой минус – они не рассчитаны на длительную эксплуатацию. Изделие подвержено коррозии – с течением времени материал начинает разрушаться, особенно в местах сгиба.

Часть стальных канатов изготавливается с оплеткой из ПВХ. Полимером может быть покрыт только сердечник или весь канат. Благодаря ему обеспечивается защита от коррозии, преждевременного абразивного износа троса. Кроме того, оплетка поглощает разрушительную для каната динамическую энергию.

Критерии выбора

Существует большое количество параметров, по которым выбирается тот или иной тип каната:

  • назначение изделия – главный критерий, определяющий сферу эксплуатации, тип нагрузок, на которые он рассчитан, условия работ (агрессивные, неагрессивные среды и т. д.);
  • тип свивки – от него зависит гибкость каната, его стойкость к знакопеременным нагрузкам, абразивному износу и т. д.;
  • прочность – напрямую определяет сам уровень нагрузок на данную оснастку и сроки ее эксплуатации, а также варианты применения в грузоподъемном оборудовании (например, только в грузовых или и в грузолюдских подъемниках);
  • материал сердечника – от него зависит прочность всей конструкции, ее надежность и долговечность.

Еще один критерий – характеристики проволоки. Для максимально длительного использования рекомендуются тросы из коррозионностойкой канатной проволоки — нержавеющей или оцинкованной.

Выбор троса по назначению

Один из главных параметров, определяющих выбор стального каната по применению, – указанный выше тип его свивки с учетом степени жесткости, прочностных и других характеристик.

Канаты одинарной свивки с линейным касанием

Для устройства растяжек, ограждений, вантовых, арматурных конструкций, молниеотводов на высоковольтных ЛЭП, как правило, применяются тросы одинарной свивки. В силу повышенной жесткости они используются там, где среди нагрузок преобладают только растягивающие. Напротив, – не рекомендуются для работы в условиях знакопеременного изгиба.

Канаты одинарной свивки с точечным касанием

Металлический трос такого типа используется во временных лесосплавных, расчалочных и других грузовых креплениях. Он не рассчитан на интенсивную эксплуатацию или работу в ответственных конструкциях при пульсирующих и знакопеременных нагрузках. В маркировке такого изделия вы увидите буквы – ТК.

Тросы типа ЛК-О двойной и одинарной свивки

Отличаются тем, что проволока наружного слоя в них больше в диаметре, чем проволока внутреннего слоя. Благодаря этому они стойки к интенсивному абразивному износу. Применяются для такелажных работ в порту, в шахтных подъемных установках, грузовых и грузоподъемных лифтах, на канатных дорогах. Производится такой стальной трос по ГОСТ 3062-80, 3066-80, 3077-80.

Канаты типа ЛК-Р

Стальные тросы ЛК-РО

Канаты типа ЛК-З

Благодаря прочности и высокой гибкости используются во многих отраслях промышленности (лебедки, краны и прочее). Исключение составляет эксплуатация в агрессивных средах. Причина – большое количество тонкой проволоки в прядях, которая менее стойка к коррозии. На изделия распространяется ГОСТ 7665-80, 7667-80.

Читайте также: