Как закалялась сталь 2000

Обновлено: 06.05.2024

Может кому-то полезно будет почитать, как оно было в прошлом. И хотели бы вы этого в будущем.

– Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать урок – встаньте!

Обрюзглый человек в рясе, с тяжелым крестом на шее угрожающе посмотрел на учеников.

Маленькие злые глазки точно прокалывали всех шестерых, поднявшихся со скамеек, – четырех мальчиков, и двух девочек. Дети боязливо посматривали на человека в рясе.

– Вы садитесь, – махнул поп в сторону девочек. Те быстро сели, облегченно вздохнув.

Глазки отца Василия сосредоточились на четырех фигурках.

– Идите-ка сюда, голубчики!

Отец Василий поднялся, отодвинул стул и подошел вплотную к сбившимся в кучу ребятам:

– Кто из вас, подлецов, курит?

Все четверо тихо ответили:

– Мы не курим, батюшка.

Лицо попа побагровело.

– Не курите, мерзавцы, а, махорку кто в тесто насыпал? Не курите? А вот мы сейчас посмотрим! Выверните карманы! Ну, живо! Что я вам говорю? Выворачивайте!

Трое начали вынимать содержимое своих карманов на стол.

Поп внимательно просматривал швы, ища следы табака, но не нашел ничего и принялся за четвертого – черноглазого, в серенькой рубашке и синих штанах с заплатами на коленях:

– А ты что, как истукан, стоишь?

Черноглазый, глядя с затаенной ненавистью, глухо ответил:

– У меня нет карманов, – и провел руками по зашитым швам.

– А-а-а, нет карманов! Так ты думаешь, я не знаю, кто мог сделать такую подлость – испортить тесто! Ты думаешь, что и теперь останешься в школе? Нет, голубчик, это тебе даром не пройдет. В прошлый раз только твоя мать упросила оставить тебя, ну а теперь уж конец. Марш из класса! – Он больно схватил за ухо и вышвырнул мальчишку в коридор, закрыв за ним дверь.

Класс затих, съежился. Никто не понимал, почему Павку Корчагина выгнали из школы. Только Сережка Брузжак, друг и приятель Павки, видел, как Павка насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры там, на кухне, где ожидали попа шестеро неуспевающих учеников. Им пришлось отвечать уроки уже на квартире у попа.

Выгнанный Павка присел на последней ступеньке крыльца. Он думал о том, как ему явиться домой и что сказать матери, такой заботливой, работающей с утра до поздней ночи кухаркой у акцизного инспектора.

Павку душили слезы.

«Ну что мне теперь делать? И все из-за этого проклятого попа. И на черта я ему махры насыпал? Сережка подбил. «Давай, говорит, насыплем гадюке вредному». Вот и всыпали. Сережке ничего, а меня, наверное, выгонят».

Уже давно началась эта вражда с отцом Василием. Как-то подрался Павка с Левчуковым Мишкой, и его оставили «без обеда». Чтобы не шалил в пустом классе, учитель привел шалуна к старшим, во второй класс. Павка уселся на заднюю скамью.

Учитель, сухонький, в черном пиджаке, рассказывал про землю, светила. Павка слушал, разинув рот от удивления, что земля уже существует много миллионов лет и что звезды тоже вроде земли. До того был удивлен услышанным, что даже пожелал встать и сказать учителю: «В законе божием не так написано», но побоялся, как бы не влетело.

По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет знал он назубок: твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия. На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку и, получив разрешение говорить, встал:

– Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием – пять тыс… – и сразу осел от визгливого крика отца Василия:

– Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!

Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор.

Здорово попало Павке и от матери.

На другой день пошла она в школу и упросила отца Василия принять сына обратно. Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим существом. Ненавидел и боялся. Никому не прощал он своих маленьких обид: не забывал и попу незаслуженную порку, озлобился, затаился.

Много еще мелких обид перенес мальчик от отца Василия: гонял его поп за дверь, целыми неделями в угол ставил за пустяки и не спрашивал у него ни разу уроков, а перед пасхой из-за этого пришлось ему с неуспевающими к попу на дом идти сдавать. Там, на кухне, и всыпал Павка махры в пасхальное тесто.

Никто не видел, а все же поп сразу узнал, чья это работа.

…Урок окончился, детвора высыпала во двор и обступила Павку. Он хмуро отмалчивался. Сережка Брузжак из класса не выходил, чувствовал, что и он виноват, но помочь товарищу ничем не мог.

В открытое окно учительской высунулась голова заведующего школой Ефрема Васильевича, и густой бас его заставил Павку вздрогнуть.

Как закалялась сталь 2000

20 идей по развитию России
20 идей по развитию России

Меню сайта

  Павка Корчагин — настоящий китаец
В КНР снова закаляют сталь
В Китае отгремела премьера телесериала "Как закалялась сталь". Трудящиеся Китая в едином порыве обсуждают образ Павла Корчагина (который, кстати, по-китайски звучит как Баоэр Хэчацзинь) и его значение для теории и практики революционной борьбы.
После показа по 1-му каналу в "прайм-тайм" сериала "Как закалялась сталь" телевидение и Комитет по пропаганде КНР были просто завалены откликами. Комитет по искусству при правительстве КНР, отдел искусства газеты "Гуанмин жибао" комитет по телевидению и радиовещанию КНР и отдел пропаганды газеты "Женьминь жибао" открыли в Пекине специальный семинар, где 40 ведущих специалистов Китая обсудят литературную ценность и идейное богатство романа, а также реальное значение "духа Павки" для современного китайского общества.
По их мнению, Павел Корчагин, оказывается, не принадлежит какой-либо отдельно взятой стране или какому-то отдельному историческому периоду. Его искренне любящее сердце, бескорыстная преданность делу и несгибаемая воля ставит Павку в ряд "вечных духовных образов человечества".
Вывод понятен: "Сегодня, когда Китай стоит перед задачей строительства социалистического общества и создания процветающей духовной культуры, Китай больше чем никогда нуждается в светлом и жизнеутверждающем образе неустанного борца, который пожертвовал свою ограниченную отпущенным нам сроком человеческую жизнь на великое дело". Герой Николая Островского, немало потрудившийся на ниве коммунистического воспитания в СССР, продолжает свою работу в братском Китае.
Идеологическую кампанию, начатую в Китае, проще всего объяснить прямым правительственным заказом. Председатель Цзян Цзэминь все настойчивее требует от работников искусства создания положительных образов, пригодных для людей всех профессий и возрастов. Но почему был выбран именно герой советской литературы?
Трудно поверить, но роман "Как закалялась сталь" для китайцев представляет собой явление не только и не столько идеологического или пропагандистского характера. Он действительно является одним из самых читаемых произведений иностранной литературы, если вообще не одной из самых читаемых книг в Китае. Китайцы на самом деле считают роман Островского одним из шедевров великой русской литературы — наряду с романами Толстого, Достоевского и романом Горького "Мать". Но в отличие от Достоевского, которого большинство китайцев находит несколько заумным (одни только диалоги непонятных персонажей), или Толстого, признанного слишком монументальным и полным реалий XIX века, роман Островского понятен всем и поэтому читается всеми.
Легче всего увидеть в экранизации "Как закалялась сталь" признаки особой крепости режима и его бескомпромиссной приверженности коммунистическим идеалам. Но у романа Островского особая кинематографическая судьба. "Как закалялась сталь" в СССР экранизировали трижды. Первая экранизация Марка Донского вышла на экраны на второй год Отечественной войны, во времена самых тяжелых поражений Красной Армии. Вторую экранизацию осуществили режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов (1956). В роли Павки Корчагина снимался Василий Лановой. Появившись рядом с "Коммунистом" Юлия Райзмана, новый фильм отлично встроился в контекст оттепельного кино, когда коммунистические идеалы надо было поскорее отмыть от грязи, и на экране остро потребовался образ "настоящего ленинца". В фильме Николая Мащенко (1973) Павку сыграл Владимир Конкин. В этой киноверсии, в отличие от предыдущей, лидер революционной молодежи выглядел не суровым аристократом с медальным профилем, но скорее лидером духовной секты. Срежиссированный им Корчагин — в традициях украинского поэтического кино — напоминал скорее мужской вариант Жанны д`Арк, чем обаятельные образы комсомольских секретарей работы "Мосфильма". Новая экранизация была своего рода ответом на диссидентское движение, активно развивавшееся в стране.
Словом, советские экранизации каждый раз появлялись ровно в тот момент, когда официальная идеология по разным причинам начинала давать сбой. Иначе говоря, в трудном деле коммунистического воспитания "Как закалялась сталь" знаменует некий последний ресурс. Культовый коммунистический герой, полный человеческих страстей, вынимается из ножен всякий раз, когда коммунизм в стране начинает прихрамывать.

Как закалялась сталь против Духлесс

«Как закалялась сталь»
Автобиографический роман советского писателя Николая Островского «Как закалялась сталь» написан в 1932 году.

МЕГАЦИТАТА:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества.»

ФАКТЫ:
Общий тираж 536 изданий в СССР составил более 36 млн. экземпляров.
Первая экранизация книги — фильм «Как закалялась сталь» — вышел в 1942 году. В 1957 году на экраны вышла картина Владимира Наумова и Александра Алова «Павел Корчагин», в которой главную роль сыграл Василий Лановой.
В 1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в роли Корчагина – Владимир Конкин.
В 2000 году лучшим сериалом года в Китае признан 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине.

СОДЕРЖАНИЕ:
Сын кухарки Павел Корчагин с детства воюет с миром эксплуататоров. Точнее, это эксплуататоры в лице попа Василия выгоняют Павку из церковно-приходской школы, и он с двенадцати лет вынужден начать нелёгкую трудовую жизнь. Работает в привокзальном буфете города Шепетовка, что на Западной Украине. «Сутки работать, сутки – дома, и чтоб не воровать» - говорит хозяин буфета. За восемь рублей в месяц.
Далее Павел вступает в конфликт с сутенёрствующими официантами, уходит работать на электростанцию кочегаром. Вообще, Павел любит работать. Работает с полной отдачей, иногда до полного надрыва сил. Тоня Туманова – первая любовь Павки. Тоже из мира эксплуататоров. Из-за неё он дерётся с гимназистом Сухарько и вызывает вражду у Виктора Лещинского, сына богатого адвоката.

Павел очень трепетно относится к женщинам. И они отвечают ему симпатией. Он не осуждает даже тех, кто отдаётся за деньги. В его жизни были разные платонические влюблённости.
Вот эпизод с Ритой Устинович:
– Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и всё же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его так волнует её объятие. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, подавил это желание. Рита, как-бы угадывая его чувства, в темноте улыбнулась.

Однажды, после Гражданской войны, комсомольца Павла отправили чинить проводку в дипломатических вагонах польского консульства. Там он встретил старую знакомую – дочь адвоката Лещинского Нелли, сестру Виктора, сдавшего его петлюровцам.
Вот как увидел её Павел.
– Полоса света из коридора падала на плечо женщины.
Изысканное, из тончайшего лионского шёлка, сшитое у первоклассных парижских мастеров платье пани оставляло обнажёнными её плечи и руки. В маленьком ушке, вспыхивая и сверкая, качался каплевидный бриллиант.
Пока Павел чинит, между ними происходит такой разговор.
– … в этом купе я госпожа, а вы как были рабом, так и остались. Вы и сейчас работаете, чтобы у меня был свет, чтобы мне было удобно читать вот на этом диване. Раньше ваша мать стирала нам бельё, а вы носили воду. Теперь мы опять встретились в том же положении.

Далее.
– Что бы вы со мной сделали, если бы вам удалось взять Варшаву? Тоже изрубили бы в котлету или же взяли бы себе в наложницы?
Она стояла в дверях, грациозно изогнувшись; чувственные ноздри, знакомые с кокаином, вздрагивали. Над диваном вспыхнул свет, Павел выпрямился.
– Кому вы нужны? Сдохнете и без наших сабель от кокаина. Я бы тебя даже как бабу не взял – такую!

Революционный матрос Жухрай учит юного хулигана Павку правильной борьбе за справедливость. «Биться в одиночку – жизни не перевернуть».
Павел вступает в Красную Армию. Воюет в бригаде Котовского, в Первой Конной Армии против белополяков. Тяжело ранен. Чудом выжил, но правый глаз ослеп.
Затем он работает в ЧК, воюет с бандитами и контрабандистами, комиссаром батальона на польской границе организует колхозы, комсомольские ячейки. По состоянию здоровья возвращается в мастерские, занимается комсомольской работой, вступает в РКП(б).
Строит узкоколейку в Боярке. Этот эпизод ярко характеризует отношение Корчагина к накоплению материальных богатств. Он безвозмездно работает в отвратительных условиях, чтобы город Киев не замёрз зимой без дров. Заболевает тифом, от которого чуть не умирает.
Выздоравливает, возвращается на работу, становится делегатом Шестого Всероссийского съезда комсомола.
У Корчагина находят опасную болезнь. В 24 года он инвалид, и стремительно теряет зрение. Окончательно парализованный и слепой, пишет книги. В этом ему помогает жена Тая.

Заканчивается роман оптимистически:
– Почта из Ленинграда.
Это была телеграмма из обкома. Несколько отрывистых слов на бланке: «Повесть горячо одобрена. Приступают к изданию. Приветствуем победой».
Сердце учащенно билось. Вот она, заветная мечта, ставшая действительностью! Разорвано железное кольцо, и он опять – уже с новым оружием – возвращался в строй и к жизни.

Павел с удовольствием учится, читает запоем. Любимые книги: роман «Джузеппе Гарибальди» и революционно-романтический роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод».
Павел Корчагин – не аскет. Он любит музыку и женское общество.
– Любит свою гармонь Павка. Любовно ставит на колено певучую двухрядку венскую. Пальцы ловкие – клавиши чуть тронут, пробегут сверху вниз быстро, с перебором. Вздохнут басы, и засыплет гармоника лихую, заливистую.

Извивается гармоника, и как тут в пляс не ударишься? Не утерпишь – ноги сами движутся. Жарко дышит гармоника, – хорошо жить на свете!
Его любимая песня: марш Czerwony sztandar, Красное знамя.
«Слезами залит мир безбрежный,
Вся наша жизнь – тяжелый труд,
Но день настанет неизбежный,
Неумолимо грозный суд!»

У Павла много друзей. Друзья детства Климка, Серёжа Брузжак и его сестра Валя, другие соратники по борьбе. Он называет товарищей – братва. Рабочая братва, комсомольская братва. Он всегда готов помочь. Прячет евреев от погрома. Спасая арестованного Жухрая, шестнадцатилетний Корчагин рискует жизнью, схвачен и чуть не расстрелян петлюровцами.

Вот что происходит с ним, когда он воюет в составе Первой Конной Армии Будённого.
– Павел потерял ощущение отдельной личности. Все эти дни были напоены жаркими схватками. Он, Корчагин, растаял в массе, и, как каждый из бойцов, как бы забыл слово «я», осталось лишь «мы»: наш полк, наш эскадрон, наша бригада.
На строительстве узкоколейки в Боярке, зимой, когда снегом занесло пути, Павел в рваной, истрепанной одежде, встречает хорошо одетую Тоню Туманову, с которой он давно расстался из-за её, как написано «дешёвого индивидуализма». Вот что она ему говорит:
– Здравствуй, Павлуша. Я, признаюсь, не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил лучшего, чем рыться в земле? Я думала, что ты давно уже комиссар или что-нибудь в этом роде. Как это неудачно у тебя жизнь сложилась…– заговорила Тоня, идя рядом с ним.
Павел остановился, окинул Тоню удивленным взглядом.
– Я тоже не ожидал встретить тебя такой. замаринованной, – нашел наконец Павел подходящее слово помягче.
Кончики ушей Тони загорелись.
– Ты все так же грубишь!
Корчагин вскинул лопату на плечо и зашагал. Лишь пройдя несколько шагов, ответил:
– Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманова, с позволения сказать, вежливости. О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке. А вот у вас жизнь сложилась хуже, чем я ожидал. Года два назад ты была лучше: не стыдилась руки рабочему подать. А сейчас от тебя нафталином запахло. И скажу по совести, мне с тобой говорить не о чем.

Корчагин всю жизнь борется с тем, что он называет мещанством. Конфликтует с комсомольцами Цветаевым, Развалихиным, Фидиным, коммунистамиТуфтой, Файло и Дубавой. Вот что говорит Павел на партийном суде о неустойчивом в отношении женщин Файло.
– Файло – отвратительное явление в нашем коммунистическом быту. Я не могу понять, никогда не примирюсь с тем, что революционер-коммунист может быть в то же время и похабнейшей скотиной и негодяем.
Осуждает за «мелкобуржуазную стихию» даже своего старшего брата Артёма, женившегося и ушедшего жить к жене.

Интересно, как Павел видит светлое будущее, за которое он сражается.
– Я, маманя, слово дал себе дивчат не голубить, пока во всём свете буржуев не прикончим. Что, долгонько ждать, говоришь? Нет, маманя, долго буржуй не продержится… Одна республика станет для всех людей, а вас, старушек да стариков, которые трудящиеся, – в Италию, страна такая тёплая по-над морем стоит. Зимы там, маманя, никогда нет. Поселим вас во дворцах буржуйских, и будете свои старые косточки на солнышке греть. А мы буржуя кончать в Америку поедем.

И в советское время, и сейчас, говоря о Павле Корчагине подчёркивают его героизм и мученичество. Подразумевая аскетизм и даже фанатизм. Что, на мой взгляд, неправильно. Перед нами полноценная человеческая жизнь. Здесь есть радости, удовольствия, достижения, приключения и любовь. Нет сожалений. Парализованный, слепой Корчагин, умирающий от неизлечимой болезни, ни в чём не раскаивается! Он не хотел бы ничего изменить, он счастлив!

«Духлесс»
Соперник – Сергей Минаев, «Духлесс».

ФАКТЫ:
«Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» — дебютная книга Сергея Минаева, первое издание которой было выпущено издательством «АСТ» в 2006 году. Суммарный проданный тираж превысил 1 миллион экземпляров.
По мотивам романа «Духless» в 2011году снят одноимённый кинофильм.

СОДЕРЖАНИЕ:
Действие почти автобиографического романа происходит в Москве нулевых. История рассказана от первого лица, у главного героя нет имени. Местоимение «я», наверное, самое часто употребляемое слово. Я стою на грани переутомления, как я буду смотреться, я включаю кофеварку, я долго смотрю, я надеваю коричневые брюки, я ещё раз смотрюсь в зеркало, я абсолютно спокоен, я начинаю ходить кругами, я чувствую, я сажусь на диван, я оглядываюсь, я понимаю, я не слышу, я возвращаюсь, я прислоняюсь, я нахожу пульт, я переключаю, я выключаю – всё это на одной странице.

Подзаголовок: повесть о ненастоящем человеке. С одной стороны, в этом видно самоуничижение, переходящее в манию величия. С другой – указывается на «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Автор сразу даёт понять, что он не Маресьев, или Мересьев какой-нибудь безногий.
Начинается роман с посвящения и благодарности друзьям. Затем идут цитаты. Оруэлл и Сталин. Сталин, понятно, с целью поглумиться.
После чего ещё одно посвящение, поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Автор романа 1975 года рождения, так что это посвящение самому себе.
Далее гламурное предупреждение: «Achtung, baby!» - «Все события и герои, вся мерзость и ужасы описанного общества выдуманы автором. Ибо реальность еще более омерзительна и ужасна…»
Дальше, думаете, повествование? Нет, полный текст песни INXS «Elegantly wasted» на две страницы.

Роман состоит из двух частей. Первая озаглавлена «Get Rich Or Die Tryin». Автор вообще любит демонстрировать знание английского языка, обожает эпиграфы из англоязычных песен.
Содержание романа можно кратко передать так. Я - д'Артаньян. Весь в белом. Меня кинули на 50 штук баксов.
Или, как это изящно называется в романе, гринов.

Если знакомиться с текстом подробно, мы узнаем, что Главный герой – коммерческий директор филиала большой французской компании по продаже консервов «Тандюэль». «С личной секретаршей, служебной машиной, весомой годовой зарплатой и еще более весомыми годовыми бонусами». Ему 29 лет.
Обожает кокаин. Потребляет алкоголь и наркотики в ночных клубах Москвы. Продаёт помойный генно-модифицированный горох и кукурузу по цене качественного товара. Работу свою не любит. Работать вообще не любит. Ему очень тяжело ходить в офис к одиннадцати утра. Ненавидит сослуживцев, подчинённых и начальство. Мечтает стать совладельцем элитного клуба.

Главный герой с большой гордостью носит дорогие шмотки и презирает тех, у кого одежда дешевле. «Стоит ли говорить, что я при этом одет в офигенный костюм от Paul Smith, а он – в какой-то крутой рваный джинсовый и модные кроссовки «Dris Van Nooten»
И другая цитата: «Я, несмотря на всю нетрезвость, сижу тут таким модником, в красном адидасовском спортивном костюме серии Vintage, а-ля «Beastie Boys» в 80-е годы, в красных же кроссовках «Fila for Ferrari» и даже где-то ловлю кайф от внутреннего диссонанса между нынешней модностью этого прикида и воспоминаниями о таком же внешнем виде бандитов в начале 90-х».

Ещё по теме: «Любители КСП и всяких бардов с детства вызывают у меня нечеловеческую ненависть. Что-то, на мой взгляд, есть в этом уродское и извращённое. Во всех этих палатках, свитерах грубой вязки (не «Paul&Shark», конечно) на бородатых (под Хемингуэя) мужиках, широкозадых бабищах в болоньевых куртках, которые обычно сопровождают мужичков-каэспешников».
Главный герой любит дорогой алкоголь. Как написано в романе, это в провинции выбирают между «Балтикой» номер шесть и «Балтикой» номер девять, а наш столичный д'Артаньян литрами хлещет: виски Chivas Regal, Jameson, шампанское, дорогие коньяки и другие достойные его статуса напитки.

Вообще, для него в России всё, что не столица – отстой. Пролетарий и колхозник – ругательные слова. Самое уничижительное ругательство в отношении провинциалов – «полные колхозники, приехавшие из усть****юйска».
Всё советское – повод поупражняться в сарказме.
Конечно, он часто употребляет слово «совок». В романе есть: совковые запахи блевоты, жуть совковой министерской эстетики, совковое мышление, типично совковая проблемка и другие подобные выражения.
Главный герой – настоящий мизантроп. За что любить этих жалких, подлых, завистливых, трусливых, похотливых и тщеславных людишек? Он никому не помогает, не сочувствует, никого не поздравляет и не дарит подарков.

Женщин он называет «тёлки». Относится к ним как к туалетной бумаге: попользовался и выбросил. Цитата: «Например, эта смазливая девчонка (по-моему, её зовут Наташа, хотя имя Маша ей, мне кажется, подошло бы больше), директор по продажам в Ростове, получила бы апоплексический удар. Я два раза в год, во время своих командировок в Ростов, трахаю её на корпоративной квартире. Она патологически жадна до денег и всё время пытается вымутить с меня какую-нибудь покупку, а в уме грезит, что я перетащу её в Москву. Ага. Бэзусловно».

Для всех у него найдётся недоброе словечко. Вот что он говорит секретарше из своей компании, покинув совещание:
— Ну как? Закончили? — спрашивает она меня, хлопая глазами, как пластмассовая кукла. — Какие-то изменения намечаются?
— Ага. В целях экономии фонда заработной платы хэд-офис решил поменять нам тут весь секретариат на роботов, — брякаю я.
— Ой… Это как? А что же делать?
— Иди вшей себе в голову микрочип. У меня есть знакомые, сделают скидку.
Я дохожу до своего кабинета, открываю дверь и оборачиваюсь. Эта дурочка так и стоит, как вкопанная. Вероятно, обдумывает, куда вшить чип. В затылок или в лоб (в лоб все-таки не так эстетично). Я плюхаюсь в кресло и закуриваю сигарету. Проверяю почту, отвечаю в ICQ.

Мы мало знаем о его прошлом, но нам сообщается, что своё восхождение к вершинам он начинал ещё школьником, торгуя матрёшками и деталями советской военной формы на Старом Арбате.
Следующая сцена характеризует нашего героя как грамотного потребителя, который точно знает волшебную минимальную цену. Глубокой ночью, в хламину пьяный, возвращается он из клуба домой на такси. И вот:
«Выходя из машины, я протягиваю ему 200 рублей (обычная такса из центра до моего дома), но он говорит что-то вроде «обычно триста дают». Я, пытаясь вложить в свой взгляд все презрение, которое только возможно в данной ситуации, протягиваю ему еще сотку. Подходя к своему подъезду, я еще раз мысленно аплодирую пошлости и цинизму этого города и отмечаю всю суконную хитрость везшего меня пролетария…»

Главный герой претендует на высшую духовность. Ругается матом. Считает себя интеллектуально выше окружающих.
«Мы подходим к бару, и я, уже достаточно развеселившись, ставлю стакан на стойку и говорю бармену:
— Еще бокалов жажда просит, залить горячий жир котлет.
— Что, простите?
— Ниче. Классику надо читать. Вы же «Онегин» называетесь или «Печорин»?
— «Онегин»… — Бармен весь в непонятках. — Вам виски еще?
— Да не парься, приятель, — встревает Вадим. — Ну Пушкина помнишь? Ну, роман у него был в стихах. «Евгений Онегин». Ну, про чувака одного, про его тусовки…
— …Про телок, про клубы, — давясь хохотом, подсказываю я.
— А-а… помню, конечно, — говорит бармен, — так бы сразу и сказали».

У главного героя принципиально нет друзей. Зато есть приятель, Вадим – «директор по маркетингу в крупном международном табачном концерне». С ним наш герой пытается осуществить золотую мечту – стать совладельцем ночного клуба. А помочь им в этом должен успешный промоутер, Миша Вуду. Во-первых, он обаятельный, а во-вторых, только что приехал из Нью-Йорка.
Вот диалог между бизнесменами по этому вопросу:
«Несмотря на то, что мы с Вадимом приняли решение еще утром — каждый самостоятельно, нам стоит выдержать приличествующий моменту этикет.
— А тебе как? — спрашиваю я.
— Можно попробовать, — говорит Вадим и закуривает.
— Ну, давай впишемся, — небрежно говорю я и роюсь по карманам в поисках сигареты».

Так он попадается на крючок жадности. Промоутер Миша с партнёром Сашей исчезают вместе с деньгами Главного героя и его приятеля Вадима.
После чего Вадим просит Главного героя помочь ему выпутаться из трудной ситуации. На что Главный герой посылает своего приятеля куда подальше:
«Я подхожу к нему вплотную, практически лицо в лицо, как это делают негры в гангстерских боевиках — так, что расстояние между нашими губами составляет не более десяти сантиметров, и ору ему в лицо:
— Не смешно?! Да не смейся! Пошел ты сам на ***, тварь. Нельзя до такой степени любить бабло, понимаешь?! Раскрой глаза, мудила! Что произошло? Это всего лишь деньги, понимаешь, всего-навсего ЧЕРТОВЫ ДЕНЬГИ, врубаешься?! Читай по губам: ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ДЕНЬГИ!»

Главный герой хочет продемонстрировать, что он выше денег. Однако именно эти трагические события ведут к увертюре. «Overture» – так называется последняя глава романа. Не совсем понятно, почему. Ведь увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету или драматическому спектаклю.

Счастлив ли наш герой? Грамотный потребитель, всему знающий цену, циник и эгоист, он находится в постоянной депрессии, страдает хронической бессонницей. Он идёт на вокзал, покупает билет на ближайшую электричку и уезжает неизвестно куда. Выходит на какой-то маленькой станции. Идёт по дороге в лес, видит горы мусора, дохлую крысу, бродячих собак, вспоминает детство и очень лирично размышляет о смерти.

Есть в романе особенная героиня: Юля. Единственный лучик света в тёмном царстве московской пошлости и разврата. Вечная женственность по телефону, Мать Тереза, всё понимающая и всепрощающая. Правда, появляется она редко, и даже её присутствие не может компенсировать потерю 50 тысяч долларов.


Какую книгу вам захотелось прочитать?
Итак, «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ» ПРОТИВ «ДУХЛЕСС»!

3. 071. Николай Алексеевич Островский, Как закалял


Русский писатель, в 15 лет вступивший в Красную армию, сражавшийся в кавалерийской бригаде Г. Котовского и 1-й Конной армии С. Буденного, ставший вследствие тяжелого ранения, контузии и заболевания тифом инвалидом в 23 года, Николай Алексеевич Островский знаменит во всем мире как автор автобиографического романа «Как закалялась сталь».

Эта книга стала «новым Евангелием» всех романтиков революции, а главный ее герой Павка Корчагин выразил дух целого поколения комсомольцев 1920-х гг.

Вот уже три четверти века это одно из самых читаемых в мире произведений. Второй роман Островского — «Рожденные бурей» — остался незавершенным.


«Как закалялась сталь»
(1930—1932, опубликован 1932—1933)


Роман писался на протяжении трех с лишним лет тяжело больным человеком. К 1929 г. Николай Алексеевич полностью ослеп, ему сделали специальный транспаратор (картонную папку с прорезями), чтобы он мог продолжать работу. Но скоро у писателя отказала правая рука. Тогда Островский стал диктовать добровольным помощникам. В итоге им было создано произведение, аналога которому еще не знал мир.

Журнал «Молодая гвардия» поначалу отверг роман как «нереальный», но затем все же опубликовал — в 1932 г. (первую часть) и в 1933 г. (вторую).

Редактировали рукопись А. Караваева, А. Серафимович, М. Колосов.

В 1934 г «Как закалялась сталь» вышла отдельной книгой. При жизни писателя она была издана 41 раз.

Критика, приняв роман за очередную поделку новоиспеченного пролетарского графомана, встретила его молчанием. И только после появления в газете «Правда» в марте 1935 г. очерка М. Кольцова «Мужество», когда все узнали о судьбе писателя, его книгу прочитала вся потрясенная страна.

Главный герой романа Павел Корчагин волею судьбы оказался участником великих исторических событий. Он как стальной магнит притягивал к себе людей и увлекал их за собой к видимой им лучше других цели. Недаром ряд критиков относят Корчагина к особым знаковым образам, получившим определение как «человек-народ». Таких в мировой литературе немного, прежде всего это Тиль Уленшпигель, Кола Брюньон, Василий Теркин.

Поскольку мы говорим о романе-биографии, многие персонажи его имеют прототипы. Так, например, судьба Корчагина отображала жизнь самого автора, прообразом Жухрая стал матрос Передрейчук, Артема — брат писателя Дмитрий и т.д. Но при этом Островский считал свой роман не только «автобиографическим документом», но и художественным произведением, в котором он использовал свое право на творческий «вымысел».

За то, что Павка насыпал священнику махры в пасхальное тесто, его выгнали из школы. Мальчик рано начал трудовую жизнь, «хозяева» которой, вплоть до посудника вокзального буфета, ежечасно третировали его. Именно тогда Павка научился давать сдачи.

Узнав почем фунт лиха, мальчик горел желанием освободить всех рабочих от социального гнета. Совсем юным встретил Корчагин Февральскую и Октябрьскую революции, германскую оккупацию, банды Петлюры — события спрессовали время, сделали Павку взрослым не по годам, сформировали и закалили его характер.

Корчагин потянулся к большевикам. Матрос Жухрай, друг его брата Артема, вразумлял юношу: «Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно». Его слова пали на благодатную почву. Назубок знавший Ветхий и Новый Завет, Корчагин уверовал в Правду и Справедливость. Жухрай действовал на восторженного Павку именно «жестокой правдой жизни». Обучил он его и «приемам английского бокса», пригодившимся парню в российских реалиях.

Корчагин был горяч, порывист, его храбрость и риск подчас трудно было отделить от отчаянного хулиганства: избил буржуйского сынка, отобрал у встречного подростка винтовку, которую спрятал на балках под крышей сарая, похитил револьвер у немецкого офицера, спас из-под конвоя Жухрая.

Павку по доносу схватили петлюровцы, и только случай избавил его от смерти. Юношу с большим риском для себя и всей своей аристократической родни спрятала его знакомая Тоня Туманова, в которую он был влюблен; ради юноши она порвала с богачом Лещинским.

В рядах 1-й Конной армии, в своей части, Корчагин организовал «молодую гвардию» — ячейку бойцов идейного фронта, ведущих политработу среди сослуживцев. Сражаясь с врагами, он впервые ощутил коллективизм как осознанную необходимость.

Прочитав роман «Овод», Павел избрал для себя кумира, которому поклонялся всю жизнь, а слова красноармейца Андрощука: «Умирать даже обязательно надо с терпением, если за тобой правда чувствуется», — и вовсе воспринял как руководство к действию. Вся оставшаяся жизнь Корчагина стала его умиранием, которое он силой своей воли и силой духа, данного ему свыше, сделал «новой» жизнью, и сам стал святым, но не мучеником, а героем.

После тяжелого ранения и контузии Корчагин попал в лазарет. Врачи, считавшие его положение безнадежным, удивлялись, как он «выцарапался в жизнь», поражая окружающих безграничным своим терпением.

Павел вернулся в город, стал активным комсомольцем. Сжав зубы, он порвал с Тоней, не разделявшей образа его жизни и его идей. «Я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким».

После того, как губернское ЧК возглавил Жухрай, Павел какое-то время служил чекистом. Но ранение и контузия все чаще давали о себе знать. Переехав в Киев, Корчагин попал на работу в Особый отдел, после чего его назначили в помощники и телохранителем организатора молодежи Риты Устинович.

Рита стала обучать Павла политграмоте. Корчагин полюбил ее, но после того, как он необоснованно приревновал Риту к ее брату, Павка понял, что не имеет права любить женщину, если эта любовь так легко вышибает его из седла и лишает сил, которые предназначены только для революции.

Зимой Корчагин принял участие в строительстве узкоколейки под Киевом. Жили впроголодь, без должной одежды и обуви, работали без отдыха, отбиваясь от бандитов. Павел выступил застрельщиком трудового «состязания», выполнял досрочно нормы, заставлял пересматривать нормирование труда в сторону ужесточения. Инженеры недоумевали: «Что это за люди? Что это за непонятная сила?»

Случайно Павка встретил разодетую в меха Тоню Туманову, с трудом узнавшую «в оборванце Корчагина». «Неужели ты у власти не заслужил ничего лучшего, чем рыться в земле? Я думала, что ты уже давно комиссар или что-нибудь в этом роде», — разочарованно спросила она. «О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке», — успокоил девушку Корчагин, искренне жалея ее несложившуюся жизнь. Она же в принципе не могла понять, что двигает Корчагиным в «его» жизни.

Физическое изнеможение и героическое спасание заготовленного леса из ледяной воды закончились для Павла воспалением легких и тифом. Пройдя пламя гражданской войны и ледяную воду мирного строительства, Корчагин свою жизнь сделал названием романа. Недаром Островский сказал как-то, что «сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится».

Жухрай и Устинович, не имея о Павле сведений, думали, что он умер. Но Корчагин победил болезнь и вернулся в мастерские, где трудился как проклятый, заставляя комсомольцев наводить в цехе порядок.

Корчагин шел по жизни, только побеждая, находя даже в сокрушительном поражении силы и мужество преодолевать боль и отчаяние. Свою судьбу Павел строил сам, как бог. Враги и беды могли сломить защитника любой политической идеи, но только не его — рыцаря Провидения, восстанавливающего на несправедливой земле и в бессовестном мире Высшую справедливость и жизнь по Совести.

Возле братской могилы Корчагин задумался о смысле прожитой им жизни и послал всем нам свой завет: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить».

Затем Корчагин работал пропагандистом, принимал участие в разгроме «рабочей оппозиции», критиковал троцкистов…

Тяжело заболевшего Павла отправили в санаторий ЦК. После обследования стало ясно, что он обречен на полную неподвижность. Санатории и больницы не могли спасти человека, на месте которого любой другой уже давно бы отдал Богу душу.

Нечеловеческие страдания и отсутствие возможности трудиться на благо людей и страны подвели Корчагина к мысли о самоубийстве. Это кульминационная точка духовной драмы Павла.

«Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови».

Павел нашел в себе силы отвергнуть минутную слабость и «бумажный романтизм» оправдания смерти, как «самый трусливый и легкий выход из положения», а в народе, частицей которого он был, перенесшем неимоверные тяготы рабского труда и кровопролитных сражений, он нашел опору.

Запрограммировав себя на очередную победу, с мыслью, что «надо остаться в строю», Корчагин решил продолжать жить «наперекор всему». Лишенный зрения и движения, Павел мог «воскресить» себя только литературным путем, и он стал писать повесть о своих современниках, бившихся за счастье всех людей и строивших новую жизнь.

Островский думал приступить в дальнейшем к созданию романа «Счастье Корчагина». Увы, судьба не дала ему этой возможности. Не имеет смысла перечислять все эпитеты, которые были даны роману в XX в. и жанры, к которым его относили, — его называли (вполне заслуженно) и экзистенциальным, и романом о любви, и самым исповедальным романом всех литератур и народов.

Удивительно, но через 30 лет после выхода в свет романа у Островского нашлось немало «соавторов».

Так, по свидетельству М. Куприной-Иорданской литературный критик Г. Ленобль называл таковым себя и еще шесть человек. Видимо, эта «великолепная семерка» не видела разницы между соавторством и редактированием, как между пением и сопением. Еще серьезнее оказалась развернутая в 1990-е гг. компания по шельмованию Островского и дискредитации образа Корчагина, кстати, совпавшая с волной актов вандализма, прокатившейся по стране — на кладбищах разбивались памятники и надгробия героев Гражданской войны.

По данным Государственного музея — гуманитарного центра «Преодоление» им. Н.А. Островского в Москве к 1 января 1991 г. «Как закалялась сталь» была издана на 75 языках народов СССР 773 раза суммарным тиражом 53 млн 854 тыс. экземпляров. После 1991 г. книга практически перестала издаваться в нашей стране.

«Как закалялась сталь» трижды экранизировалась в СССР: в 1942 г. режиссером М. Донским, в 1956 г. — А. Аловым и В. Наумовым («Павел Корчагин») и в 1973 г. Н. Мащенко был снят телесериал.

В 1993 г. в Китае был проведен специальный опрос: какое литературное произведение из мировой классики люди хотели бы увидеть на своих телеэкранах. 73 % китайцев высказались за роман «Как закалялась сталь». (В последующие 17 лет эту книгу в Китае переиздали больше 20 раз.)

Китайские режиссеры Ханган и Сахат в 2000 г. совместно с украинскими кинематографистами сняли в Украине 20-серийный телефильм.

В Пекине замирало движение на улицах, когда по телевизору показывали очередную серию. Картина получила семь «Золотых фей» (китайский «Оскар») и была отмечена как лучший телефильм десятилетия.

Весьма примечателен отзыв о ней российского киноредактора Э. Косничук: «Очень хотелось бы, чтобы этот правдивый фильм посмотрел и наш телезритель, сбитый с толку тенденциозным подходом к судьбе Павла Корчагина, в которой отразилась, как в капле воды, судьба всей страны — с одной стороны, а с другой — фальсификация истории, которой грешит современное кино».

Кто писал роман Как закалялась сталь?

До наших дней дошел личный учетный листок Николая Островского, который он сам заполнил в 1924 году при постановке на партийный учет. И в графе «Участие в военных действиях и служба в Красной армии» он поставил прочерк. А на следующей странице, перечисляя всю свою трудовую деятельность, Островский повторяет факты автобиографии, никак не упоминая о своем участии в боевых действиях.

Однако, позже Островский писал:
- Порыв желания жить своей мечтой бросил меня в армию в 1920 году, но я скоро понял, что душить кого-то - не значит защищать свободу.

На польском фронте Николаю осколком разбило череп над правым глазом. Впоследствии глаз ослеп. Ранения вызвали прогресс давней болезни Бехтерева - постепенное окостенение суставов. В 18 лет Николай становится инвалидом. Двадцатилетним он возвращается в родную Шепетовку, где вступает в партию большевиков.

Именно отпечатанная с многочисленными ошибками автобиография дает повод усомниться в грамотности будущего писателя. Однако биографию Островский не написал от руки. Ее печатала секретарша с его слов. Грамматические ошибки, возможно, на её совести.

В конце 40-х годов прошлого века советский литературный критик Генрих Ленобль признался писательнице Марии Куприной-Иорданской:

- Роман "Как закалялась сталь" Николая Островского действительности писали семь человек. Авторский вариант был абсолютно "неудобочитаемым".

Официально считалось, что помогать молодому писателю взялись редактор журнала "Молодая Гвардия" Анна Караваева, писатели Марк Колосов, Виктор Кин и Александр Серафимович. Главной их задачей было сократить произведение Островского.
Задачи они выполнили и перевыполнили: "Как закалялась сталь" начали печатать в апреле 1932 года, а закончили в октябре, потому, что на предварительно согласованный вариант книги не хватает бумаги.

Существует версия, что первый вариант "Как закалялась сталь" был написано на украинском.
Вот что вспоминал Юрий Смолич:

- Теперь всё это зачёркнуто и забыто - как не было. "Как закалялась сталь" в первом черновике написанa (когда Николай еще жил в Харькове) на украинском языке. Обратить на него внимание подсказал Григорий Петровский - через своего помощника, будущего писателя Ивана Кириленко. Через некоторое время рукопись первой редакции текста попала в руки писателя Ивана Микитенко. Он начисто забраковал написанное.

Между тем здоровье Островского ухудшается. Он слепнет окончательно, перестает ходить. Его не парализует - парализованы не чувствуют боли в теле. Николая боль мучает ежедневно. Он делает трафарет и пишет только с его помощью. Потом вообще только диктует.
Первая рецензия на произведение на русском языке - убийственная. Журнал "Молодая гвардия" пишет, что выведеныe в романе типажи - нереальны. Между тем друзья Островского настаивают на повторной рецензии. Тогда за дело берутся Караваева, Колосов и Серафимович.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.10.2021. Кто писал роман Как закалялась сталь?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: