Как заплести огон на стальном тросе

Обновлено: 24.04.2024

Коуш для троса – в настоящее время неотъемлемая и незаменимая деталь большинства грузоподъемных, натягивающих, удерживающих, буксирующих, крепящих и многих других подобных машин, механизмов и конструкций, используемых в самых различных сферах производства и жизнедеятельности человека. Вполне обоснованно считается, что впервые коуши (kous) были использованы для оснащения ими корабельных тросов и канатов, причем голландскими мореплавателями, чему подтверждением служит перевод этого слова с родного языка Голландии – "чулок".

1 Что представляет собой коуш и его виды

Коуш – это такая специальная оправка под петлю (огон) троса (стального или из мягких материалов), защищающая его от повреждений, излома и быстрого износа (истирания). В чем состоит и как на деле осуществляется защитная функция этого изделия? Внешняя сторона коуша выполнена в виде желоба (имеет канавку), в который и помещается, причем достаточно плотно, трос, то есть его петля. А сама эта оправка имеет форму, максимально близкую к контуру огона.

Что представляет собой коуш и его виды

Благодаря такой конструкции коуша трос, находясь в его канавке, не вступает в непосредственный контакт с деталью (элементом), на который крепится своей петлей. Форма и размеры оправки обеспечивают равномерное и без изломов прилегание к ней каната. Бортики канавки коуша не позволяют соскочить с него петле, а также защищают трос от повреждений сбоку, хотя там он меньше всего подвержен износу и другим механическим воздействиям.

Так как коуши используются в очень многих областях производства и жизнедеятельности человека, производят несколько их видов, которые приведены и коротко описаны в соответствующей публикации сайта. Это статья "Коуши – что это такое, основные характеристики и разновидности". В рамках данной публикации отметим только, что по форме (внешнему виду) эта оправка бывает круглой, треугольной или каплевидной. Коуши в последнем варианте исполнения самые распространенные и используются практически во всех случаях, когда необходима подобная защита троса.

Производят коуши в основном из углеродистой стали, но есть и пластмассовые. Стальные изготовляют методом литья, штамповки либо ковки с последующей оцинковкой или покраской для обеспечения их защиты от коррозии. Конструктивно коуш может быть выполнен цельным либо составным, состоящим из нескольких деталей. Один из видов таких оправок на нижеприведенных фотографиях. Причем это каплевидный коуш.

Что представляет собой коуш и его виды фото


Разумеется, для каждого каната (определенного диапазона диаметров) предназначен свой коуш, то есть с соответствующими наружными, внутренними и размерами канавки.

Причем для одного и того же троса размеры, габариты и масса коушей, производимых по разным ГОСТам, отличаются. Для примера можно сравнить два самых распространенных и наиболее востребованных вида оправок. Это каплевидные коуши стандарта 2224-93 и такой же формы, но производимые по ГОСТ 19030-73. Чертежи, по которым их изготовляют, представлены соответственно на Рис. 1 и 2. Взяты из этих ГОСТов.


Рис. 1. Коуши стандарта 2224

Рис. 2. Коуши стандарта 19030

Сравним характеристики этих двух изделий, предназначенных для троса диаметром 3 мм. По обоим стандартам производят коуши, используемые для защиты огона канатов с диаметрами в диапазоне свыше 2,5 и до 3,5 мм включительно. Но характеристики этих оправок отличаются, что видно из представленной таблицы.

Таблица 1. Размеры и масса коушей для тросов диаметром свыше 2,5 и включительно до 3,5 мм (в том числе 3 мм) стандартов 2224 и 19030

Обозначение размера на соответствующем чертеже и его значение, мм

Масса коушей этих стандартов под канат диаметром 3 миллиметра, как видно из таблицы, всего 8 и 1,1 граммов. Но вес оправок для мощных тросов измеряется уже в килограммах и даже десятках килограммов.

2 Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать

Разумеется, сначала необходимо выбрать подходящий трос. При этом в первую очередь следует руководствоваться величиной максимального разрывного усилия каната. То есть такого усилия на разрыв, которое превышать недопустимо, и он его способен выдержать без каких-либо повреждений. Не менее важными также являются условия, способ и цель (для каких работ предназначен) применения троса. Только учтя все эти параметры, можно будет правильно подобрать нужные стальные канаты соответствующих ГОСТов либо мягкие из натуральных или синтетических материалов.

Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать

Только после выбора типа троса, а затем и его диаметра можно приступить к подбору подходящего коуша. Сначала его вида. При этом в первую очередь следует исходить из того, какой вид каната используется (стальной или мягкий) и, опять же, руководствоваться условиями, способом и целью его применения. В стандартах на коуши эта информация отражена, включая ограничения по использованию. И только определившись с типом оправки, можно приступить к выбору конкретного изделия, то есть под диаметр имеющегося троса. В стандартах на коуши есть таблицы их типоразмеров, в которых указано с какими размерами оправку нужно брать для каждой толщины каната. Так что при использовании ГОСТов или справочников процесс выбора коуша на всех этапах (от подбора по типу до размеров оправки) не вызовет никаких затруднений.

Если поиск нужного коуша проводится без использования нормативной документации на него и только по размеру, то следует руководствоваться следующими нормируемыми требованиями, которые обеспечат максимальный срок службы каната и безопасность работ:

  1. Внутренний диаметр оправки (в приведенных выше рисунках и таблицах это D и d) должен быть больше толщины троса примерно в 4 раза. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша D = 12, а d = 10 мм (соответственно по ГОСТ 2224 и 19030).
  2. Размеры канавки на внешней стороне коуша должны быть такими, чтобы канат помещался в нее ("утопал" в ней) от 2/3 своего диаметра до положения почти вровень с кромками.

Соответствие последнему требованию можно выяснить, приложив трос к оправке, либо расчетным способом – по замеренным толщине троса, диаметру канавки и ее глубине. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша стандартов 2224 и 19030 соответственно диаметр желобка 4 и 3,4 мм. Делим на 2, чтобы выяснить радиус. Получаем 2 и 1,7 мм соответственно. Или замеряем глубину канавки: 2,5 и 1,7 мм соответственно. Судя по диаметру троса (3 мм), он полностью не поместится в желоб, а 2/3 его толщины равны 2 мм. То есть эти коуши подходят для каната с такой толщиной.

3 Способы крепления огонов канатов на коуш

Способов заделки тросов и канатов на коуш много. Ниже на Рис. 3 представлены почти все, во всяком случае, наиболее часто используемые.

Краткое описание представленных вариантов:

  • а – конец троса, огибающий оправку, на него же и заплетают;
  • б – конец каната крепят к нему же специальными зажимами, количество и расположение которых зависит от его диаметра;
  • в – заделка в коуш, корпус которого состоит из 2-х половин, посредством его клина и зажима;
  • г – заливка расплетенного конца каната в корпусе коуша легкоплавким сплавом;
  • д – опрессовка овальной стальной или алюминиевой втулкой (заделкой) на специальном прессе.

Основными и самыми распространенными способами являются варианты А и Д. Однако для качественной опрессовки нужно специальное оборудование. А вот заплетку можно выполнить и самостоятельно. Как это правильно сделать, рассмотрено в следующих главах. Инструменты, которые для этого потребуются, приведены на Рис. 4.

Способы крепления огонов канатов на коуш фото

Рис 4. Инструменты, требующиеся для выполнения чалочных работ

Причем этот набор используется как для работ со стальным канатом, так и мягким: 1 – свайка; 2 – немного похож на свайку, но этот инструмент называется разводка; 3 – это подбойка; 4 – это шило, может быть и другим, но обязательно достаточно мощным и острым; 5 – кусачки; 6 – стальной пруток или деревянная палка; 7 – тонкий пеньковый канат; 8 – мушкель (у корабельщиков) или попросту деревянный молоток; 9 – необязательно такой, но острый нож; 10 – любой слесарный молоток. Кроме того, еще могут понадобиться слесарные тиски и мягкая проволока.

4 Как заплести на коуше мягкий канат

На некоторой длине от конца каната временно перевязываем его проволокой либо тонким растительным тросом (веревкой). Затем распускаем канат на пряди, которые тоже обвязываем, но на самых концах. После этого, как показано на Рис. 5, вкладываем трос в канавку коуша и затем фиксируем на нем проволокой или веревкой.

Затем каждую из распущенных свободных прядей нужно пропустить (пробить) под соответствующие пряди спуска (нераспущенной части) троса. Перед этим рекомендуется пряди натереть воском.

Пробивка производится по правилу "через одну прядь под одну" и в направлении от коуша, то есть обратном спуску троса. Кроме того, пробивание следует выполнять так: каждую свободную прядь заводим над ближайшей прядью нераспущенной части каната и протягиваем с помощью свайки под следующую. Так выполняются все пробивки. Всего их необходимо сделать 3–4 каждой свободной прядью. В процессе работы после каждой пробивки пряди надо обтягивать (натягивать) и поколачивать мушкелем или другим деревянным молотком.

Последнюю пробивку следует проводить прядями, из которых перед этим вырезаем половину волокон (нитей). Затем удаляем временные маркеры – обвязки вокруг коуша и расплетавшемся конце каната. А также аккуратно отрезаем свободные пряди у самого троса. Должно получиться то, что на Рис. 6.

Иногда для большей прочности делают еще одну пробивку, но в таком случае следует из каждой свободной пряди дополнительно вырезать половину оставшихся волокон. И еще для увеличения прочности и срока службы такой заделки коуша половину сплетения прядей клетнюют – плотно наматывают поверх и завязывают трос меньшего диаметра. Показано на крайнем правом изображении Рис. 7 для простых огонов без коуша.

Клетневание выполняют в направлении от конца пробивки к ее середине. Но после середины клетень не накладывают, чтобы предотвратить отсыревание каната.

5 Как самостоятельно выполнить заделку стального троса на коуш плетением

Отмеряем от конца каната примерно 500–700 мм и накладываем в этом месте временную, но прочную перевязку, используя мягкую проволоку. Затем изгибаем трос вокруг коуша. При этом место перевязки необходимо выставить также, как показано на Рис. 5 для мягкого каната. Затем в нескольких местах фиксируем трос к коушу, туго перевязывая их проволокой. После этого расплетаем свободный конец каната (с перевязкой) на пряди, которые после этого немного разводим в разные стороны в виде паука.

Концы прядей, если они состоят из нескольких жил, перевязываем проволокой. Если есть мягкий сердечник (органический или синтетический), то его вырезаем по всей длине расплетенного конца троса.

Затем зажимаем канат в тисках коушем к себе и так, чтобы ходовые (распущенные) пряди находились справа. Выбираем для пробивки первую прядь (№ 1). Это нужно сделать так, чтобы по окончании работы и удаления перевязки не происходило раскручивания либо закручивания троса. Затем с помощью шила, поддевая им жилы не расплетенной (коренной) части каната, выполняем его пробивку ходовыми (расплетенными) прядями. Существует несколько способов, как это сделать, но самый распространенный предложен на Рис. 9.

Как самостоятельно выполнить заделку стального троса на коуш плетением фото

Выполняем первую пробивку (средняя схема верхней половины Рис. 9). Ходовую прядь № 1 в первую пробивку пропускаем сквозь трос справа налево и в направлении от коуша, то есть обратном спуску каната. При этом прядь № 1 нужно продеть под 1 коренную. Затем пробиваем в том же направлении пряди: № 2 – под 2 коренные, № 3 – под 3. Все 3 пряди, как видно на Рис. 9, должны быть пробиты в одном месте. Ходовые жилы № 4 и № 5 заводим там же, что и первые 3, но уже в обратном направлении, пробивая их под две и одну коренные пряди соответственно. Ходовую жилу № 6 продевают, как показано на Рис. 9, накрывая ею прядь № 1 и ту, которую она пробила.

Все последующие пробивки производят справа налево и согласно третьей (правой) схемы верхней половины Рис. 9. То есть продевают ходовые пряди через одну смежную под две следующие коренные жилы. Последнюю пробивку необходимо выполнять только половиной от общего числа прядей (например, № 1, № 3 и № 6).

Общее количество пробивок зависит от диаметра каната:

По завершении каждой пробивки ходовые пряди обязательно нужно обтягивать. В зависимости от толщины троса это выполняют вручную плоскогубцами или с помощью слесарных тисков либо ручных и электрических талей. А после завершающей пробивки и обтяжки концы ходовых жил надо обрубить у самого троса. Затем для большей прочности и долговечности каната все место пробивки плотно клетнюют (обматывают) мягкой, желательно луженой проволокой. Под конец снимаем все обвязки.

Заделывать канат сразу на коуш, как это было предложено выше, лучше всего, когда он тонкий или небольшого диаметра. С мощными тросами поступают иначе. Сначала делают огон (петлю), причем точно так же, как предложено выше, а уже потом заделывают в нее подходящий по размерам коуш.

Огон с коушем на стальном тросе - изготовление

При изготовлении стоячего такелажа парусного судна можно использовать стальной нержавеющий трос конструкции 7х19. В сечении он выглядит приблизительно так:

крановый огон делаем сами

Традиционная заделка концов такого троса плетением огона с коушем выполняется без специальных инструментов, дает высокую прочность и надежность такелажа. Здесь описан вариант "кранового" плетения, который дает очень плотный и компактный огон.

Инструменты

крановый огон делаем сами

Для работы нужны: пара изношенных плоских отверток с "забитыми" гранями, одна из которых заточена "на конус", плоскогубцы, а лучше щипцы, молоток, моток малярной ленты и перчатки. Очень желательно иметь в дополнение небольшую углошлифовальную машинку с отрезным диском, и солидные тиски.

крановый огон делаем сами

Пример заточки отверток, далее - "свайки".

крановый огон делаем сами

Работают ими, например, так. Подготовка к пробивке первой пряди.

Технология плетения

Готовим трос - делаем на конце марку из пары витков малярной ленты и обрезаем торчащие части прядей. Отмеряем от конца троса три-четыре шлага (полных витка любой пряди) и делаем в этом месте еще одну марку. До этого места трос будет расплетаться на пряди. После этого примеряем к тросу коуш, прокатываем его по тросу и находим место верхней марки на середине коуша.

крановый огон делаем сами

крановый огон делаем сами

Надежно закрепляем середину коуша к тросу капроном. Для этого удобно использовать пряди из утильных капроновых концов, которые всегда есть на лодке.

Сгибаем трос вокруг коуша и закрепляем в тисках.

крановый огон делаем сами

крановый огон делаем сами

Надежно (!) закрепляем трос на коуше. От этого будет зависеть внешний вид изделия. Я использую сложенную вдвое капроновую каболку, проведенную "восьмеркой", стягивающей петлю троса вокруг коуша. Еще раз - это должно быть действительно плотное и надежное крепление, не позволяющее тросу сдвигаться относительно коуша.

крановый огон делаем сами

Закрепляем коуш в тисках так, чтобы "хвост" был слева. Это "лицевая" сторона будущего огона. Ищем первую прядь, она показана стрелкой. Выплетаем эту прядь до коуша и пробиваем ее под две пряди троса с другой стороны огона "по спуску" - слева направо. В то же место, но под одну прядь пробиваем соседнюю с первой прядь слева (вторую). Выплетаемые пряди нумеруются по часовой стрелке.

крановый огон делаем сами

Выглядеть это будет примерно так.

крановый огон делаем сами

Концы выплетаемых прядей нужно закреплять марками из пары витков малярной ленты.

Разворачиваем огон другой стороной, или заходим к нему с другой стороны :).

крановый огон делаем сами

В глубине огона находится прядь номер шесть, соседняя с первой, расплетаем и пробиваем ее под две пряди так, чтобы она вышла по соседству с первой. С этой стороны пробивки идут "против спуска", то есть справа налево. Это сделать легче, если пробивать трос свайками и вводить прядь в пробивку заведомо выше, потом осаживая ее на место.

крановый огон делаем сами

Следующая прядь - номер пять, пробивается туда же, но под одну прядь.

Опять возвращаемся к "лицевой" стороне нашего огона.

крановый огон делаем сами

Прядь номер три вводится туда же, куда пробивались первая и вторая, но "против спуска". На фото видно, как это делается при помощи свайки. Под эту же прядь, куда была пробита третья, проводится четвертая, но с другой стороны - "по спуску", и ПОД третьей. Сердечник (его можно отличить на фото и в жизни по другому направлению свивки) пробивается так же как и четвертая прядь, и выходит рядом. Здесь возможны варианты и личное творчество, сердечник может красиво выходить и к первой пряди :).

крановый огон делаем сами

На этом первая пробивка огона завершена. Проверяем правильность расположения прядей, обтягиваем слабину, обрезаем сердечник, осаживаем пряди на место молотком.

крановый огон делаем сами

Вторая пробивка

Для того, чтобы "крановый" огон обрел необходимую прочность, достаточно трех-четырех пробивок. Вторая и следующие пробивки делаются против спуска - справа налево, через одну прядь под две. Нужно отслеживать и устранять обтяжкой прядей неприятную особенность - собранные в первую пробивку пряди достаточно легко скользят относительно друг друга, и выходят со своих мест при дальнейших пробивках, огон "распухает" и становится рыхлым. На толстом тросе хорошо помогает плотная марка вокруг первой пробивки, удерживающая пряди на месте. Из этих же соображений начинать вторую пробивку имеет смысл с самой свободной пряди. Это может быть четвертая, которую мы пробивали последней, или какая-то другая, по обстановке.

крановый огон делаем сами

крановый огон делаем сами

Последовательно пробиваем пряди против часовой стрелки и завершаем пробивку "замком".

крановый огон делаем сами

Завершенная пробивка выглядит так - все пряди выходят через одну, все находятся на одном уровне.

Обколачиваем огон молотком и делаем третью пробивку, повторяя технологию второй.

крановый огон делаем сами

После обколачивания обрезаем пряди и клетнюем место их выхода из троса черной изолентой.

крановый огон делаем сами

После установки вант и обтягивания под рабочей нагрузкой есть смысл плотно оклетневать весь огон той же изолентой или капроновой каболкой.

Это занятие требует некоторой сноровки, первые огоны обычно выходят неказистыми, но каждый последующий - краше предыдущего. Так что есть смысл потренироваться на обрезках. При работе свайками на плотном тросе часто затрагиваются проволоки сердечника, это нужно отслеживать при пробивке и исправлять. Ну и техника безопасности должна быть на высоте - защита глаз от летающих вокруг стальных прядей, пусть даже закрытых марками, острые свайки и большие прилагаемые усилия требуют внимания и хорошей защиты рук.

Как заплести огон на стальном тросе

Огоном называется петля, сделанная «а конце или середине троса путем пробивки прядей. По своему назначению и способу изготовления огоны бывают: простые, рангоутные, подкововидные, разрубные и связные.

Простой югон на растительном тросе (рис. 46) делают на швартовных тросах, буксирах, стропах, вантах, фа­лах, фалинях и других снастях стоячего и бегучего такелажа. Простой огон на растительном тросе изготовляют следующим образом. На расстоянии 0,3—0,5 м от конца (в зависимости от толщины троса) накладывают временную марку. Затем трос распускают на пряди, концы которых должны быть замаркиро­ваны, и укладывают петлей.

Производственное обучение матросов первого класса

Производственное обучение матросов первого класса, простой огон на растительном тросе

После этого начинают пробивку прядей. Каждую ходовую прядь пробивают под соответствую­щую прядь коренного конца по правилу «через одну под одну» против спуска троса. Закончив пробивку двух прядей, трос пере­ворачивают, и последнюю ходовую прядь пробивают под оставшуюся свободную коренную. После окончания первой про­бивки обтягивают ходовые пряди и делают еще одну полную пробивку. Затем вырезают половину каболок и делают половин­ную пробивку. Чтобы пробитые пряди те вышли из-под корен­ных, половину длины сплесня клетнюют просмоленным шкимуш-гаром.

При изготовлении простого огона на четырехпрядном тросе первую кодовую прядь пробивают под две коренные справа на­лево. Остальные три пряди пробивают таким же способом, но под одну коренную. Последующие пробивки каждой ходовой пряди производят под соответствующую коренную прядь.

Огон с коушем (рис. 47) изготовляют во всех случаях, когда снасть нужно закре­пить за рым, обух или скобу. Коуш предохра­няет трос от перетирания. Размер коуша должен соответство­вать толщине троса. После наложения ма­рок трос распускают, вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. Затем, как и при изготовлении простого огоиа, делают три про­бивки. Первую пробив­ку следует начинать рядом с нижним концом коуша, чтобы трос плотно обжимал коуш. После окончания пробивок линь, скрепляющий трос с коушем, обрезают.

Производственное обучение матросов первого класса, огон с коушем

Простой огон на стальном тросе (рис. 48) изго­товляется на швартовных и буксирных тросах, стальных стропах, брагах и т. д. Для изготовления простого огона на (расстоя­нии 0,3—1,3 м от конца троса накладывают марку из мягкой проволоки или шкимушгара. Затем трос развивают на пряди, отрезают центральный сердечник и маркиру­ют каждую прядь. После выполнения этих подготовительных работ обра­зуют на тросе петлю нужных разме­ров.

Производственное обучение матросов первого класса, простой огон на стальном тросе

Ходовой конец прикладывают к коренному так, чтобы марка плотно соприкасалась с тросом, а ходовые пряди поровну располагались по обе его стороны. Первую ходовую прядь пробивают справа налево против спуска троса под три коренные; вто­рую и третью пробивают соответст­венно под две и одну коренные пря­ди. После пробивки трех первых пря­дей переворачивают огон и проби­вают остальные ходовые пряди:

Четвертую – под две, а пятую – под одну прядь троса. Затем огон снова переворачивают и пробивают шестую ходовую прядь. Ее вводят под оставшуюся коренную по направлению

спуска троса. Закончив первую пробивку, все ходовые пря­ди необходимо хорошо обтянуть.

Последующие пробивки ходовых прядей производят справа налево по правилу «через одну под две». Постепенное уменьшение толщины троса в месте пробивки дос­тигается тем, что одной частью ходовых прядей делают три пробивки, а другой — четыре. После этого концы ходовых пря­дей обрубают, а трос в этом месте клет­нюют луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.

Огон с коушем на стальном тросе (рис. 49) применяется на снас­тях бегучего и стоячего такелажа, кото­рые испытывают значительную нагрузку. Изготовление огона с коушем на стальном тросе начинают с наложения на трос клетня. Длина клетнюемой части троса должна соответствовать размерам коуша. Оклетневанный трос при помощи машин­ки для слома троса плотно прижимают к кипу коуша и в нескольких местах кре­пят линем.

После этого трос распускают на пряди и производят их пробивку. Первую ходовую прядь пробивают слева направо под две коренные, вторую и третью — под одну. Перевернув огок, делают пробивку остальных прядей, при том каждую ходовую прядь пробивают по спуску троса под одну соответствующую коренную. Сделав две полные пробивки, обтя­нув трос, а также вырезав из каждой ходовой пряди пеньковый сердечник, производят еще две пробивки: половинную и четверт­ную. На последние две пробивки накладывают клетень.

Для облегчения работы по заделке коуша в огон в последнее время применяют специальные зажимы.

Рангоутный огон (рис. 50) применяется в тех случа­ях, когда требуется наложить огон на рангоутное дерево или какой - либо другой круглый предмет. При изготовлении этого огона одну из прядей отвивают на такую длину, чтобы она бы­ла несколько больше длины петли огона.

Производственное обучение матросов первого класса, рангоунтный огон

Оставшиеся две пря­ди накладывают на трос так, чтобы они перекрещивали его и образовывали петлю нужных размеров. После этого отвитую прядь укладывают снова на свое место (навстречу двум другим и пробивают все три пряди под коренные таким же образом, как и при изготовлении простого огона. Концы прядей обре­зают, а место половинной пробивки клетнюют.

Подкововидный огон (рис. 51) выполняется на фордунах для надевания их на топ мачты или стеньги. Чтобы сделать подкововидный огон, трос в нужном месте сгибают, в обе его ветви по сторонам сгиба вплеснивают такой же толщины кусок троса и делают по три полные пробивки в каждую сто­рону. Огон и пробивши клетнюют смоленым шкимушгаром.

Производственное обучение матросов первого класса, подкововидный огон

Разрубной огон (рис. 52) применяется там, где снасть необходимо наложить серединой на мачту. Изготовляют его на стень - фордунах, надевающихся на топ - стеньги, и на одинарных вантинах. Разрубной огон отличается от простого только тем, что концы двух тросов вплеснивают один в другой. При этом выполняют не менее трех пробивок в каждую сторону. Третью и вторую пробивки клетнюют.

Производственное обучение матросов первого класса, разрубной огон

Связной огон (рис. 53) применяется для заделки концов толстых тросов: перлиней, кабельтовых и канатов. При изготовлении этого огона на нужном расстоянии от конца троса кла­дется марка. Затем трос до марки развивают на каболки и делят их на две равные части. В середину между обеими частями каболок вставляют круглый кусок дерева, вокруг которого овя-зывают каболки обеих половин прямыми узлами попарно.

Производственное обучение матросов первого класса, связной огон

Во избежание образования утолщения в одном месте узлы (распола­гают равномерно вокруг всего огона. После этого весь огон обер­тывают клетневиной и оплетают оплеткой с обносом. При изготовлении связного огона на толстых канатах свя­зывают не каболки, а шкимушки, свитые из 6—10 и более ка­болок в зависимости от толщины каната.

Огоны

Огон с коушем делается на вантах, фордунах и бакштагах; на драйрепах и сейшкентелях; на мантылях брасов, шкотах и галсах парусов; на подкильных концах и шкотах пластырей; на буксирных тросах; на оттяжках шлюпбалок и в других случаях, когда требуется закрепить трос за рым или скобу. Коуш предохраняет трос от крутого изгиба, увеличивая срок службы троса.

Голландский огон

Выполнение. Из троса выводится одна из его прядей, причем длина этой пряди должна быть несколько больше длины окружности огона; остальные две пряди троса укладываются в виде петли, так, чтобы их концы перекрещивали трос (рис. 9.а). Затем свободная прядь вводится на свое место о трос навстречу двум другим прядям (рис.9.б, 9.в). Концы всех прядей распускаются на каболки (рис. 9.г), укладываются вдоль троса и клетнюются (рис. 9.д).

Во избежание утолщения троса в месте его клетневания часть каболок обрезается. Заключительная часть работы может быть выполнена несколько иначе: концы прядей не распускаются на каболки, но вплесниваются в трос, что, несомненно, увеличивает прочность огона.

Подкововидный огон

Выполнение. Для изготовления подкововидного огона трос в нужном месте сгибается (рис. 8.а), и в обе его ветви, на некотором расстоянии от места сгиба, вплесниваются пряди небольшого куска троса такой же толщины (рис. 8.б). При вплеснивании делаются три пробивки.

Подкововидный огон делается на фордунах для надевания их на топ-мачты или стеньги.

Разрубной огон

Выполнение. Концы двух тросов распускаются на пряди, каждая прядь маркируется, а тросы укладываются так, как указано на рис. 7.а. Затем пряди левого троса вплесниваются в правый трос и, наоборот, пряди правого троса — в левый (рис. 7.б). В том и другом случае выполняется не менее трех пробивок.

На сплесни в местах третьей и второй пробивок полезно наложить клетень.

Концевые обоймы для стальных тросов

В связи с уменьшением прочности тросов при их сращивании, а также ввиду большой трудоемкости этого вида такелажных работ, на судах все шире применяются специальные приспособления для быстрого и надежного соединения тросов. Среди таких приспособлений следует отметить отличающиеся простотой устройства и удобством и эксплуатации концевые обоймы для стальных тросов.

Комбинированный способ пробивки

Выполнение. При изготовлении огона на стальном тросе может быть применен комбинированный способ пробивки, который заключается в следующем.

После подготовительных операций по наложению марок и распусканию конца троса на пряди производится обычным приемом первая пробивка всех шести прядей - делается «замок», описанный в п. 4 (рис. 5.а). Затем первая ходовая прядь пробивается по правилу «через одну под две» по спуску троса (рис. 5. б). Вслед за ней таким же образом пробивается вторая ходовая прядь (рис. 5.в) и все остальные. Этим заканчивается вторая пробивка.

Огон с коушем на стальном тросе

Выполнение. Изготовление огона с коушем на стальном тросе начинается с наложения на трос клетня. Длина клетнюемой части троса должна соответствовать размерам коуша. Оклетневанный трос с помощью специального приспособления изгибается вокруг коуша, плотно входя в его кип, и в нескольких местах крепится к коушу линем или шкимушгаром (рис. 4.а). Затем конец троса распускается на пряди, которые вплесниваются в трос по тем же правилам, что и при изготовлении огона (см. огон на стальном тросе).

По окончании пробивки прядей сплесень клетнюется по всей длине или на месте двух последних пробивок.

Простой огон на стальном тросе

Выполнение. Прежде чем приступить к изготовлению огона, необходимо на некотором расстоянии от конца троса наложить временную, но прочную марку, закрепить марками концы прядей; а затем распустить на пряди концевую часть троса. После этого трос укладывается в виде петли нужных размеров и производится пробивка ходовых прядей.

Существует несколько способов первой и последующих пробивок, но ниже описывается только наиболее распространенный способ.

Огон с коушем

Выполнение. При выполнении подготовительных операций трос вкладывается в кип коуша и скрепляется с ним линем или шкимушгаром (рис. 2.а). Затем ходовые пряди вплесниваются в трос так, как это делается при изготовлении простого огона (три-четыре пробивки), причем последняя пробивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок. Пробивка прядей показана на рис. 2.б, 2. в,2. г. Иногда для увеличения прочности огона делается еще одна пробивка, но в этом случае из каждой пряди вновь вырезается половина оставшихся каболок. По окончании работы линь, скрепляющий трос с коушем, обрезается.

Простой огон

Выполнение. На некотором расстоянии от конца троса на него накладывается временная марка, после чего трос распускается на пряди, концы которых также маркируются. Затем трос укладывается в виде петли (огона) нужных размеров и каждая из свободных прядей пробивается под соответствующую прядь нераспущенной части троса, как это показано на рис. 1,а,б,в. Пробивки прядей выполняются по правилу «через одну под одну» в направлении, обратном спуску троса. Всего делается три-четыре пробивки, причем последняя пробивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок (рис. 1, г). Для придания огону большей прочности половина сплесня клетнюется (рис. 1.д).

Как заплести стальной трос – схема процесса, понятная всем

Даже очень прочный канат из стали может оборваться. Здесь мы поговорим о том, как заплести стальной трос, схема этого процесса будет представлена далее.

1 Общая информация о стальных тросах и их разновидностях

Фото стальных канатов, rmms.ru

Канаты из прочной и надежной обычной или нержавеющей стали применяются в сфере транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, морского и речного транспорта, в строительной, угольной, нефтяной индустрии. Чаще же всего они используются в качестве главной грузонесущей детали разнообразных механизмов – грузоподъемных, транспортных, дорожных.
>Конструктивно стальной канат – это металлическое гибкое изделие, состоящее из прядей, скрученных между собой, изготавливаемое из стальной проволоки.

Сверху на трос иногда наносится цинк либо алюминий, что придает конструкции антикоррозионные характеристики (вспомните, как долго служит оцинкованная либо нержавеющая труба со специальным покрытием). В середине данного изделия располагается сердечник, который не дает развиваться поперечной деформации в канате и проваливаться прядям к центру. По сути, этот элемент конструкции, производимый из органических, металлических, синтетических или натуральных материалов, является внутренним каркасом для прядей.

По конструкции канаты из стали принято подразделять на три типа:

  • одинарной свивки: одинаковая по сечению проволока одной пряди свивается по спирали в 1–4 слоя;
  • двойной свивки: вокруг одного сердечника свивается несколько прядей в один либо в два слоя;
  • трехпрядные (стренди): используется несколько канатов, которые могут иметь различное или одинаковое сечение.

На фото - конструкция стальных канатов, stroy-technics.ru

По степени гибкости стальные тросы бывают:

  • повышенной гибкости: вокруг сердечника одной пряди свивается по 24 проволоки (общее число тонких проволок – 144);
  • стандартной гибкости: 12 проволок вокруг сердечника, всего – 72 проволоки;
  • малогибкие: для их изготовления применяется всего 42 проволоки.

Также канаты делят на четыре разновидности по направлению, в котором производится свивка их элементов и непосредственно изделия:

  • крестовые: направление свивки прядей в трос противоположно направлению свивки проволоки;
  • односторонние: одинаковые направления;
  • тройные: свивка крестового типа, пряди и проволоки свиваются в противоположных направлениях;
  • комбинированные: в изделии одновременно свивается проволока правого и левого направлений.

Фото видов свивки стальных канатов, samson-td.ru

Другие виды деления канатов:

  • по материалу, из которого делают сердечник: он может быть органическим, стальным проволочным либо однопрядным;
  • по степени крутимости: малокрутящиеся или крутящиеся.

2 Как правильно заплести стальной трос – схема процесса

Для выполнения этой задачи нужно подготовить следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • отвертку;
  • ножницы по металлу;
  • кусачки;
  • средства защиты рук (перчатки);
  • проволоку.

На фото - плетение стального троса, uni-met.ru

Далее начинаем плетение стального троса, схема выполнения работ такова:

  • Максимально ровно производим обрубку концов каната. В тех случаях, когда на конце конструкции имеются загибы, необходимо немного расплести каждую прядь, а затем, используя ножницы либо кусачки, обрезать все дефекты.
  • Расплетаем изделие на пряди (от края не менее чем на 50 сантиметров).
  • Берем две пряди и отмеряем от края, который не расплетали, длину, равную диаметру нужной нам петли. При этом следует добавить еще несколько сантиметров длины (петля по своим геометрическим параметрам немного уменьшится в процессе плетения). После этого создаем петлю, заворачивая пряди.
  • Один из концов пряди откручивается, его кончик прячется в переплетенные пряди, а другой необходимо обмотать в противоположную сторону. Если позволяет длина, из трех получившихся частей можно сделать косичку (пряди вплетаются поочередно).
  • Третью прядь нужно сначала закрутить вокруг косички, потом вплести петлю в нее, а затем опять закрутить вокруг косички. Описанные действия выполняются по очереди, прутки пропускаются по схеме, предполагающей, что предыдущий будет идти навстречу следующему.
  • После этого внутрь косы нужно запрятать кончики прутьев. В итоге получатся две выбивающиеся из общей конструкции пряди. Их при помощи пассатижей или отвертки засовывают внутрь.

Рекомендуется при помощи хомутов полученную целую косу затянуть в 23 местах. Сделать такие затягивающие приспособления несложно из кусочков металлической проволоки, которые обматывают вокруг каната плотными кольцами, а после этого туго затягивают плоскогубцами. Не забудьте запрятать выступающие части хомута внутрь косички, предварительно загнув их.

Фото креплений на концах стального троса, parkflyer.ru

Место проведенной "операции" желательно обмотать изолентой. Она, во-первых, поможет надежно скрепить стальные концы, во-вторых, обеспечит человеку безопасность эксплуатации троса. Кроме того, специалисты советуют вплетать добавочную проволоку внутрь каната. Это сделает его более крепким.

Для получения стопроцентно надежного и прочного соединения следует во время плетения симметрично укладывать пряди и прикладывать к ним равномерное давление. А периодический обжим участков переплетения станет гарантией еще большей прочности конструкции.

3 Как создать на стальном канате петлю?

В ряде случаев возникает необходимость плетения петли на конце троса (например, при формировании растяжки для буксировочного троса или антенны, опускания на глубину каких-либо устройств и так далее). Понятно, что высокая жесткость изделия не позволит завязать узел на его конце. Зато петлю сделать можно без особых проблем.

Далее мы описываем процесс плетения петли на конце стандартного семипрядного троса:

  • концы каната отрезаются болгаркой или обрубаются молотком (используется его острая часть);
  • трос расплетают на 60–80 см и делят на две части (3 и 4 пряди) при помощи обычной отвертки;
  • эти части сматывают друг с другом;
  • делают петлю (в диаметре она должна быть около 10 см);
  • сгибают первую часть (четырехпрядную) навстречу второй, которая в свою очередь помещается в бороздки основного участка троса;
  • сплетенные пряди (их концы) обкручивают поочередно вокруг черенка;
  • каждую из свободных прядей поочередно закручивают вокруг черенка, вплетают их в петлю и опять повторяют процесс.

На фото - плетение петли на конце стального троса, pnevmohod.ru

Затем необходимо накрыть концы прядей (каждый последующий конец накладывается на предыдущий). В результате таких действий получают две свободные пряди, которые следует поместить при помощи отвертки между петельными прядями. Это место желательно заделать трубками, сплющив их, либо изолирующей лентой. Столь нехитрая процедура в разы снизит травмоопасность применения каната с самодельной петлей.

Более сложно, но тоже реально сделать и огон на тросе из стального материала. Для этого на некоторой дистанции от его конца накладывают временную прочную марку, закрепляют марками концы прядей, после чего распускают конец каната.

Трос в форме петли требуемого диаметра укладывается на твердую поверхность, после этого выполняется пробивка его прядей (ходовых). Таких пробивок обычно делается несколько, но самой важной из них является первая. Именно она в основном и обеспечивает надежность огона. Заметим, что способов пробивки стальных канатов существует несколько. И в одной из последующих статей мы обязательно поговорим о них более подробно.

Фото пробивки ходовых прядей стального троса, strport.ru

Надеемся, что теперь вы сможете самостоятельно отремонтировать стальной трос или завязать на нем петлю нужного вам размера, приложив к этому минимум усилий и максимум почерпнутых знаний.

Читайте также: