Какие требования предъявляются к стальным канатам

Обновлено: 19.04.2024

Стальные канаты используются в качестве основных грузовых или монтажных приспособлений, применяемых в различных отраслях промышленности и строительства. Они несут огромные механические нагрузки, поэтому к изделиям предъявляются повышенные требования.

Подбор стальных канатов должен учитывать особенности их строения технические и эксплуатационные характеристики.

Виды канатов

Канаты состоят из сердечника и внешних слоев, свитых из отдельных проволок или целых прядей. Сердечник служит опорой и амортизатором для внешних слоев троса. Внешние слои несут на себе основные нагрузки и обеспечивают необходимую механическую прочность.

Стальные канаты различаются по структуре, типу плетения, материалу сердечника, способу свивки, сечению и прочим техническим и эксплуатационным показателям. Различают следующие конструкции канатов:

  • общего назначения, изготавливаемые из проволоки круглого сечения;
  • закрытые, с защитной оболочкой, создаваемой внешними слоями из клиновидной, z- образной или х-образной фасонной проволоки;
  • из проволоки круглого сечения с защитной оболочной, созданной путем деформации и плотного обжатия троса;
  • пластически обжатые, с наружной полимерной оболочкой;

По способу свивки канаты бывают:

  • раскручивающимися – не сохраняющими свою форму после снятия наконечников;
  • нераскручивающимися – сохраняющими положение проволок после снятия вязок с концов.

Направление плетения тросов бывает:

  • односторонним (О), когда отдельные проволоки и сплетенные пряди направлены в одну сторону;
  • крестовым, когда пряди направлены в сторону, противоположную направлению каната;
  • комбинированным (К), с наличием в одном канате прядей левой и правой свивки.

Основные способы плетения классифицируются:

  • ТК – точечное касание, когда слои соприкасаются в определенных точках;
  • ЛК – линейное касание, при этом слои касаются линейно;
  • ТЛК – комбинация линейного и точечного касания;
  • ЛК-Р – линейный способ касания с применением проволоки различных диаметров.
  • ЛК-О – линейное касание с использованием проволоки одного диаметра;

Обозначение качества используемой проволоки:

  • 1 – нормальное;
  • В – повышенное;
  • ВК – высокое.

Для изготовления сердечника могут использоваться трос стальной, сизаль, джут, пенька, полипропилен, вискоза и прочие хлопчатобумажные или синтетические материалы.

Требования к качеству и характеристикам

Поступающие от производителей стальные канаты должны иметь необходимые клейма, бирки, технический паспорт и свидетельство о прохождении испытаний по требованиям ГОСТ или DIN.

Особое внимание следует уделять петлям, предназначенным для крепления канатов к барабанам или грузоподъемным механизмам. Петли создаются путем обжатия, устройства зажимов или заплетки, с обязательным использованием коуша. Крепление канатов должно исключать спадание с устройств, перетирание вследствие соприкосновения с частями машины или троса.

Повышенные требования к стальным канатам предъявляются при использовании их в грузоподъемных механизмах, предназначенных для подъема людей, транспортировки ядовитых, огнеопасных и взрывчатых веществ и расплавленного металла.

Браковку канатов производят в зависимости от количества обрывов проволоки на шаг свивки. Металлические канаты и тросы подлежат браковке в следующих случаях:

  • наличие обрывов в местах концевых заделок;
  • коррозия проволок и разрыв прядей;
  • уменьшение диаметра каната;
  • наличие сдавливаний или загибов;
  • деформации от воздействия высоких температур или электрических разрядов.

Степень износа троса и коррозии металла проверяют микрометром. При показателях более 40% канаты подлежат браковке. Стропы для подъема грузов, тросы буксировочные, тросы-лебедки рассчитываются с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Конструкция стропов должна обеспечивать равномерное натяжение ветвей.

В компании «Центр Метиз» можно купить стальные канаты и тросы от отечественных производителей, с доставкой по Москве, Московской области и всем регионам России.

Как выбрать канатные стропы

Основное применение канатных стропов – выполнение подъемно-транспортных операций в следующих ситуациях:

  • Когда требуется относительно жестко зафиксировать груз (канатные стропы жестче текстильных и цепных, они снижают вращение и раскачивание груза);
  • В условиях интенсивных динамических нагрузок (канат лучше противостоит вибрациям и ударам, чем цепь);
  • Когда у груза нет острых кромок и его крепление не предусматривает перегиб стропа на малый радиус.

Области применения канатных строп очень широки: строительная сфера, различные отрасли промышленности, грузоперевозки и складирование, транспорт и др.

Разновидности канатных строп

Разновидности канатных строп

Нормативными документами (РД 11-07-2007, РД 10-33-93) предусмотрены следующие виды канатных стропов:

  • Одиночные ветви с петлями на концах – тип ВК (ветвь канатная);
  • Одноветвевые из стальных канатов– СКП (строп канатный петлевой);
  • Одноветвевые из волокнистых канатов – СКП-Во/Вс/Вк;
  • Одноветвевые из плоских и витых канатов – СКП-Пл, СКП-Вт;
  • Кольцевые – СКК (одинарные), 2СКК (двухветвевые);
  • Кольцевые из плоских и витых канатов – СКК-Пл, СКК-Вт;
  • Различные типы одно- и многоветвевых – 1СК, 2СК, 3СК, 4СК с индексами Вт, Пл и т.д.

Также существуют разновидности канатных стропов различных климатических исполнений, изделия типа 4СК могут оснащаться уравнительными блоками, стропы других типов могут иметь вспомогательное оборудование, и т.д.

Основные элементы канатного стропа

В общем случае устройство канатных стропов довольно простое. Основой изделия является канатная ветвь, изготовленная из отрезка каната путем формования на его концах двух петель с коушами. Заделка петель может осуществляться металлическими гильзами (из алюминия или стали), захватом цангового типа или заплеткой. В петли вделываются основные элементы канатного стропа – захватный орган (крюк) с одной стороны и промежуточное/концевое звено с дугой. Кольцевой строп изготавливается путем соединения концов каната по тем же технологиям.

Из чего состоит строп канатный многоветвевой? Из ветвей описанной конструкции, объединенных звеньями в единую конструкцию. Снаряжение может оснащаться переходным звеном в виде уравнительного блока, в этом случае отдельные части соединены уравнительным канатом, предотвращающим их соскальзывание.

Маркировка стальных канатных стропов

Установлено следующее обозначение канатных стропов, изготавливаемых в РФ:

  • Слово «Строп» (для ветвей канатных типа ВК слово отсутствует);
  • Буквенный индекс – тип изделия (СКП, СКК, 1СК, 2СК, 3СК, 4СК, 2 СКК);
  • Грузоподъемность, в тоннах;
  • Длина, в мм;
  • Исполнение – индексы Во, Вс, Вк, Пл, Вт и другие;
  • Климатическое исполнение (обычно указывается для холодного климата – ХЛ).

Например, маркировка стальных канатных стропов Строп СКП - 6,3 – 4000 указывает, что это канатный петлевой строп длиной 4000 мм г/п 6,3 т. Данная информация наносится на бирку из устойчивого к износу и высоким нагрузкам материала, которая прочно крепится к изделию. Также указывается краткое наименование изготовителя, материал, последняя дата испытаний и порядковый номер изделия в системе нумерации предприятия-эксплуатанта.

Характеристики

Наиболее важны следующие характеристики канатных стропов:

  • Грузоподъемность, в тоннах;
  • Рабочая (допускаемая) нагрузка, в кН;
  • Расчетное разрывное усилие, в кН;
  • Маркировочная группа каната;
  • Длина;
  • Диаметр каната;
  • Габариты коуша, крюка, звеньев и других элементов;
  • Конструктивное исполнение;
  • Климатическое исполнение.

Ключевые характеристики канатных стропов (г/п, длина, исполнение) зашифрованы в условном обозначении изделия.

Грузоподъемность канатных строп

Установленная нормативными документами грузоподъемность канатных стропов зависит от их конструкции и используемых при изготовлении материалов. Г/п одной канатной ветви лежит в пределах 0,32 – 12,5 т, этот параметр у многоветвевых стропов достигает 25 т (три ветви) и 40 т (четыре ветви). В то же время г/п данного снаряжения должно снижаться с ростом температуры, снижение зависит от конструкции и типа стропов, оно в соответствии с документом РД 11-07-2007 лежит в переделах 10-51%.

Вес канатных стропов зависит от диаметра и длины используемых в них канатов, количества ветвей и конструкции. В среднем, масса одного метра ветви составляет от 0,5 до 6,5 кг, поэтому минимальная масса стропа лежит в пределах 1,1 – 28 кг для одноветвевой конструкции, и от 2 до 440 кг и более для четырехветвевой. Максимальный вес канатных стропов может достигать 500-550 кг и более.

Запас прочности

Стандартами установлены различные значения запаса прочности канатных стропов:

  • Не менее 6 – для изделий из круглых и плоских канатов (для стропов строительного назначения – не менее 5);
  • Не менее 4,5 – для кольцевых стропов;
  • Не менее 7 – для изделий из волокнистых канатов (органических, комбинированных).

Как подбирать канатные стропы?

Ответить на вопрос, как подбирать канатные стропы, помогут следующие данные:

  • Масса, размеры и конфигурация груза;
  • Возможные способы строповки груза;
  • Условия работы – температура, влажность, наличие агрессивных сред и др.

Стропы должны соответствовать массе груза (в особых случаях допускается превышение массы до 25%), а их тип и конфигурация (количество и длина ветвей, тип захватного устройства) должны обеспечить надежное крепление. При этом не допускается использовать стропы из каната большого диаметра для манипуляций с грузами малой массы и в ситуациях, когда требуется выполнять строповку «на удав» или обвязку петлей. При необходимости следует использовать приспособления разной длины и конфигурации.

Выбор по грузоподъемности и длине

Бирка на стальных канатных стропах

Делая выбор канатных стропов по грузоподъемности и длине, следует исходить из следующих рекомендаций:

  • Грузоподъемность должна отвечать весу груза (в особых случаях допускается превышение массы на 25%);
  • Длина снаряжения должна исключать чрезмерное раскачивание и кручение груза;
  • При использовании многоветвевых стропов их длина должна быть такой, чтобы при креплении на грузе угол между ветвями не выходил за пределы 60–90 градусов.

При правильном подборе стропов грузоподъемные работы будут выполнены с наибольшей эффективностью и безопасностью.

Какое требование предъявляется к канатному стропу?

При подборе съемных грузозахватных приспособлений необходимо понимать, какие требования предъявляются к канатному стропу стандартами и нормативными документами. Из основных требований можно выделить:

  • Снаряжение должно отвечать действующим нормам и стандартам;
  • Стропы должны иметь достаточную грузоподъемность;
  • Снаряжение должно надежно удерживать груз, исключая его самопроизвольное освобождение;
  • Стропы должны исключать повреждение груза;
  • Изделие должно быть безопасным и удобным в работе для стропальщиков;
  • Стропы должны иметь установленный стандартами срок эксплуатации и надежность.

Только при соблюдении всех требований канатные стропы будут надежно служить, обеспечивая необходимую степень безопасности

Порядок осмотра

Бирка на стальных канатных стропах

Предусмотрен следующий порядок осмотра канатных стропов различных типов:

  • Проверка наличия бирки и/или паспорта на изделии;
  • Проверка каната на предмет износа, обрывов проволок и прядей, коррозии, выдавливания сердечника, необратимых деформаций;
  • Осмотр элементов стропа (крюков, звеньев, гильз, коушей и др.) на наличие в них трещин и разрывов, износа и деформаций;
  • Определение размеров отдельных элементов с помощью измерительных приборов.

Полный осмотр канатных стропов производится ответственными специалистами в соответствии с регламентами. При осмотре принимается решение о браковке или дальнейшей эксплуатации изделия.

Браковка

При плановых и внеплановых осмотрах осуществляется браковка стальных канатных стропов – их вывод из эксплуатации вследствие повреждений и потери характеристик. Нормативными документами предусмотрены нормы браковки, при которых изделие не допускается к дальнейшей работе:

  • Любые необратимые повреждения и деформации каната;
  • Наличие видимых обрыв проволок в количестве 4, 6 или 16 на длине, равной 3, 6 или 30 диаметрам каната соответственно;
  • Наличие 3 и более обрывов проволок в одной пряди;
  • Наличие разрыва целой пряди;
  • Коррозия или износ проволок, приведшие к уменьшению их диаметра на 30% и более;
  • Трещины глубиной до 5% диаметра, износ до 10% сечения, изменение размеров на 5% захватных органов, звеньев и других элементов, деформация крюка;
  • Отсутствие бирки.

Отбракованные стальные канатные стропы не подлежат ремонту, поэтому должны быть утилизированы.

Какую канатную ветвь стропа разрешается использовать?

Ответ на вопрос о том, какую канатную ветвь стропа разрешается использовать, включает несколько пунктов:

  • Ту, что отвечает действующим нормам и стандартам;
  • Ту, которая подходит по параметрам к данному конкретному грузу – имеет достаточную грузоподъемность, длину и комплектацию;
  • Ту, которая имеет нормальное техническое состояние и в установленный срок подвергалась плановой проверке (о чем свидетельствует бирка).

Такой строп надежен, безопасен и может выполнять работы в соответствии с установленными правилами.

Что не допускается при обрыве канатного стропа?

Обрыв и другие существенные повреждения – одно из наиболее серьезных и опасных повреждений строповочного снаряжения. И ответ на вопрос о том, что не допускается при обрыве канатного стропа, прост: он должен как можно скорее изъят из эксплуатации и отправлен на утилизацию.

Инструкция хранения

Нормативными документами установлена следующая инструкция хранения канатных стропов всех типов:

  • Снаряжение может храниться в соответствии с условиями 5 (ОЖ4) по ГОСТ 15150;
  • Стропы должны храниться в закрытых проветриваемых помещениях;
  • Расположение изделий на стеллажах – вертикальное подвешивание, но при необходимости они могут укладываться горизонтально;
  • Изделия должны быть сгруппированы по конструктивному типу и параметрам;
  • Места хранения изделий должны быть промаркированы;
  • При хранении более 6 месяцев снаряжение должно пройти повторные испытания в соответствии с инструкцией.

При соблюдении инструкции хранения канатные стропы сохранят свои характеристики и в любой момент будут готовы к работе.

Срок службы канатных стропов

Минимальный срок эксплуатации канатных стропов в соответствии с нормативными документами должен составлять:

  • Не менее 3 месяцев с даты ввода в эксплуатацию (при условии использования в одну смену);
  • Не менее 6 месяцев с даты изготовления.

Фактический срок службы канатных стропов может сокращаться или увеличиваться в зависимости от интенсивности эксплуатации. Решение о выводе изделия из эксплуатации принимается по результатам очередной проверки.

Расчет канатных строп

Правильный расчет канатных стропов необходим как при их изготовлении, так и при подборе для выполнения тех или иных работ. Для расчета используются основные характеристики стальных канатов и необходимые параметры стропов: грузоподъемность, коэффициент запаса прочности, массогабаритные характеристики, способы строповки, конфигурация готового изделия и другие. Расчет производится с применением специальных формул, на выходе получаются данные, в соответствии с которыми можно изготовить снаряжение или подобрать его из имеющегося в наличии.

Как выбрать стальной канат

Говоря о том, где используются стальные канаты, можно указать на следующие сферы:

  • Для подъема и перемещения грузов и людей;
  • В качестве силовых элементов конструкций (арматуры, несущих элементов, растяжек);
  • В качестве малонагруженных элементов (ограждений, элементов грозозащиты и т.д.);
  • Для передачи усилий между органами управления и исполнительными элементами в различных механизмах.

Применение стальных канатов не ограничивается подъемно-транспортным оборудованием, а довольно широко и разнообразно

Конструкция стальных канатов

Конструкция стальных канатов

Конструктивно стальной канат представляет собой изделие, свитое из стальных проволок небольшого диаметра. В нем можно выделить две основных части:

  • Сердечник – центральная часть, выступает в качестве опоры для внешних слоев и амортизатора;
  • Внешний слой (слои) – принимает на себя нагрузки и обеспечивает необходимую прочность.

Существуют следующие типы конструкций тросов:

  • Общего назначения – из проволок круглого сечения;
  • Закрытые – из проволок круглого сечения, но с одним или несколькими внешними слоями из фасонной проволоки (клиновидной, z-образной, x-образной). Они, прижимаясь друг к другу, образуют защитную оболочку;
  • Из проволок круглого сечения с последующим пластическим обжатием – проволоки деформируются и прижимаются друг к другу, создавая подобие защитной оболочки;
  • Из проволок круглого сечения и пластически обжатые с наружной полимерной оболочкой.

Стальные тросы могут свиваться из отдельных проволок или целых прядей, в последнем случае достигается увеличение диаметра изделия с повышением его усилия на разрыв. В качестве сердечника может использоваться прядь из стальной проволоки или органического материала (натурального или синтетического). С целью защиты от коррозии готовое изделие покрывается специальной консистентной смазкой.

Какие бывают стальные канаты? Типы свивки.

Классификация стальных канатов построена на конструктивных признаках, параметрах и применении:

  • Конструкция – из круглых проволок и с оболочкой из фасонных проволок (закрытые);
  • Назначение – грузовые и грузолюдские;
  • Форма поперечного сечения – круглые и плоские;
  • Форма поперечного сечения прядей – круглые и фасоннопрядные (треугольные);
  • Свивка прядей – ТК (точечное касание проволок разных слоев, слои намотаны под разными углами), ЛК (линейное касание проволок разных слоев, слои намотаны под одним углом), ЛК-О (свивка ЛК из проволок одинакового диаметра), ЛК-Р (свивка ЛК, внешний слой пряди свит из проволок разного диаметра), ЛК-З (свивка ЛК с проволоками заполнения), ЛК-РО (свивка ЛК, имеются слои из проволок как одинакового, так и разного диаметра), ТЛК (комбинированное точечно-линейное касание проволок), ПК (полосовое касание проволок);
  • Способ свивки – раскручивающиеся (проволоки не подвергаются предварительной деформации) и нераскручивающиеся (проволоки предварительно деформированы) пряди;
  • Степень уравновешенности – рихтованные (выпрямляется при размотке) и нерихтованные (теряют прямолинейность);
  • Направление свивки – правая и левая;
  • Направление свивки элементов канатов двойной и тройной свивки – крестовая, односторонняя и комбинированная свивка;
  • Механические свойства – ВК (высокое качество), В (повышенное качество), 1 (обыкновенное качество);
  • Точность изготовления – нормальной и повышенной точности;
  • Покрытие проволок – без покрытия и цинкование типов С (для средних агрессивных условий), Ж (жестких агрессивных условий), ОЖ (особо жестких агрессивных условий);
  • Покрытие каната – без покрытия и с полимерным покрытием;
  • Материал сердечника – с металлическим сердечником, с органическим сердечником из натуральных или синтетических волокон, с органическим сердечником из твердого полимера, с комбинированным металлорганическим сердечником.

Конструкция, виды свивки и особенности различных марок стальных тросов прописаны в соответствующих ГОСТ

Расшифровка стальных канатов

Маркировка выпускаемых в России стальных канатов установлена соответствующими ГОСТ, она состоит из ряда символов:

  • Слово «Канат» - обозначение изделия;
  • Диаметр каната в мм;
  • Назначение (Г – грузовой, ГЛ – грузолюдской);
  • Механические свойства (марка ВК, В или 1);
  • Тип покрытия проволок в канате или всего каната (нет обозначения – без покрытия, С, Ж, ОЖ – с цинковым покрытием для различных условий, П – с полимерным покрытием);
  • Направление свивки (Л – левой, нет обозначения – правой);
  • Сочетание направлений свивки (О – односторонней, К – комбинированной, нет обозначения – крестовой);
  • Способ свивки (Н – нераскручивающийся, нет обозначения – раскручивающийся);
  • Степень уравновешенности (Р – рихтованный, нет обозначения – нерихтованный);
  • Точность изготовления (Т – повышенной точности, нет обозначения – нормальной точности);
  • Маркировочная группа (в Н/мм2);
  • ГОСТ, которому соответствует изделие.

Например, обозначение Канат 6,5-Г-В-С-Н-Т-1860 ГОСТ 3070-88 имеет стальной канат диаметром 6,5 мм грузового назначения повышенного качества из проволок с цинковым покрытием по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, повышенной прочности, маркировочной группы 1860 Н/мм2 (190 кгс/мм2), изготовленный по ГОСТ 3070-88.

Характеристики

К основным характеристикам стальных канатов относятся:

  • Конструкция;
  • Покрытие;
  • Направление и тип свивки;
  • Тип сердечника;
  • Диаметр;
  • Диаметр проволоки в слоях;
  • Диаметр проволоки в сердечнике;
  • Площадь сечения всех проволок и каната в целом;
  • Масса;
  • Разрывное усилие (разрывная нагрузка) – обычно указывается отдельно для всех проволок и изделия в целом.

Данные параметры указываются в ГОСТ на конкретный тип изделия и сопроводительных документах. Другие характеристики, в том числе допустимая нагрузка, вычисляются при подборе троса для оборудования.

Грузоподъемность стальных канатов

Грузоподъемность стальных канатов и оборудования, в котором они применяются, прямо зависит от их расчетного усилия на разрыв и допустимой нагрузки. Согласно действующим нормативным документам, допустимая нагрузка, которой может подвергаться трос, должна быть в 2-7 и более раз ниже его усилия на разрыв (данное число является коэффициентом запаса прочности). Грузоподъемность стальных канатов в целом соответствует допустимой нагрузке, но часто занижается с целью повышения надежности и безопасности.

Производителями изделий из стальных канатов обычно предлагается таблица грузоподъемности в зависимости от диаметра, которая помогает найти необходимый для решения конкретных задач строп, трос для талей и т.д.

Размеры

Основные размеры стальных канатов зависят от типа, конструкции и назначения изделия:

  • Длина;
  • Для канатов круглого сечения без полимерной оболочки – диаметр;
  • Для канатов плоского сечения – ширина и толщина;
  • Для тросов круглого сечения с полимерной оболочкой – номинальный диаметр и диаметр по оболочке.

Круглые канаты выпускаются диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Тросы в полимерной оболочке имеют минимальную толщину оболочки от 0,5 до 3,0 мм и более (в маркировке изделия указывается только номинальный диаметр). Плоские канаты имеют отношение ширины к высоте примерно 6:1, в соответствии с ГОСТ 3091-80 они при высоте от 11,5 до 19,5 мм могут иметь ширину от 72 до 119 мм.

Длина может быть произвольной по требованию потребителей.

Общий вес стального каната зависит от его габаритов, конструкции, используемых материалов и наличия смазки. При близких значениях диаметра тросы с органическим сердечником на 10 – 15% легче аналогичных изделий с металлическим сердечником, а закрытые канаты на 50 – 55% тяжелее тросов других типов близкого диаметра.

Для изделия каждого типа в соответствующих ГОСТ приводится таблица веса, в соответствии с которой определяется расчетная или ориентировочная масса стального каната. Обычно вес указывается для 1000 м смазанного троса (реже – для 100 м), что позволяет быстро произвести расчет веса отрезка. Масса брутто изделия согласно ГОСТ 3241-91 указывается на ярлыке.

Диаметр стальных канатов

Диаметр стальных канатов

В России и за рубежом выпускаются стальные канаты диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Наиболее популярные тросы имеют следующие диаметры:

    – от 3,6 до 56,0 мм; – от 4,6 до 46,0 мм;
  • ГОСТ 3090-73 – от 30,5 до 35,5 мм; – от 6,3 до 72,0 мм; – от 5,9 до 72,0 мм;
  • Группа стандартов DIN EN 12385-4 – от 1,5 до 40,0 мм в зависимости от стандарта (DIN 3055 – от 1,5 до 8,0 мм, DIN 3060 – от 2,5 до 20,0 мм, DIN 3064 – от 12,0 до 40,0 мм и т.д.)

В зависимости от типа диаметр стальных канатов измеряется по одинаково удаленным от центра проволокам или прядям, по защитной оболочке или в любом месте (для тросов закрытого типа).

Натяжение

В процессе эксплуатации стальной канат должен испытывать нагрузки, не приводящие к его разрушению – они называются допустимыми или рабочими. С целью обеспечения безопасности допустимая нагрузка стальных кантов должна быть в 2 – 7 раз меньше разрывной. Допустимая нагрузка стальных канатов указывается в паспорте оборудования, разрывная – в документах на трос, а запас прочности регламентируется общепромышленными и отраслевыми документами.

При выполнении отдельных операций необходимо контролировать натяжение стальных канатов, чтобы не превысить допустимой нагрузки. Это осуществляется как путем обстукивания троса или стропов, так и с помощью динамометров.

Какова величина запаса прочности стальных канатов?

Одним из основных параметров каната является его разрывная нагрузка, однако во избежание аварий максимальная нагрузка на трос должна быть в несколько раз меньше разрывной. Число, показывающее, во сколько раз натяжение троса при эксплуатации меньше определенной для него разрывной нагрузки, является коэффициентом запаса прочности стального каната.

При подборе комплектующих для подъемной техники следует определить, какова величина запаса прочности стальных канатов, и отвечает ли она предъявляемым требованиям. Это коэффициент зависит от области применения:

  • Талевые канаты должны иметь запас прочности 2,5 – 3;
  • В отдельных случаях допускается двухкратный запас прочности;
  • Канатные стропы должны иметь запас прочности до 6 – 7 и выше.

Конкретные значения определяются в соответствии с регламентами, инструкцией по эксплуатации оборудования и иными документами.

Разрывные усилия

Одной из основных эксплуатационных характеристик стального каната является его разрывное усилие – оно показывает, какое усилие необходимо приложить к изделию для его разрушения. Разрывные усилия стальных канатов зависят в первую очередь от их диаметра, но свой вклад делают конструкция, тип используемой проволоки и т.д. Данный параметр установлен для каждого типа тросов, он прописан в соответствующих ГОСТ – в документах представлена таблица разрывного усилия стальных канатов в зависимости от диаметра и маркировочных групп.

Именно разрывное усилие является одной из основных отправных точек при подборе каната для конкретного оборудования или снаряжения

Правила эксплуатации

Правила эксплуатации стальных канатов устанавливаются общетехническими и отраслевыми стандартами. Правила могут несколько отличаться для тросов различных видов, но есть несколько общих требований:

  • Канаты должны регулярно подвергаться осмотру и браковке;
  • Тросы подъемно-транспортных машин должны регулярно смазываться;
  • Необходимо оберегать канаты от воздействия агрессивных сред, сварочного оборудования, чрезмерных нагрузок и т.д.;
  • Не допускается изгиб, кручение и другие деформации канатов свыше установленных норм;
  • Для каждого типа оборудования или выполняемой операции необходимо использовать тот тип, марку и диаметр каната, что прописан в инструкции или соответствующих документах.

При соблюдении правил эксплуатации стальные канаты будут надежно и безопасно работать весь установленный срок службы.

Требования к стальным канатам

К стальным канатам предъявляются следующие требования:

  • Технические – устанавливают конструктивные особенности изделий, их производство, характеристики, механические свойства, допуски и отклонения, а также маркировку и особенности перевозки;
  • Эксплуатационные – устанавливают порядок эксплуатации канатов, требования безопасности, способы контроля состояния изделий и т.д.

Технические требования к стальным канатам прописаны в ГОСТ 3241-91 (для обычных), ГОСТ 18899-73 (для закрытых), ГОСТ Р 58386-2019 (для арматурных в полимерной оболочке) и др.

Крепление стальных канатов

Крепление стальных канатов

В зависимости от применения и условий работы каната выбираются различные способы крепления:

  • Посредством сформированной на конце петли на палец или анкер;
  • Непосредственная фиксация в барабане или других элементах подъемно-транспортных машин;
  • Временная фиксация с помощью узлов и петель.

В первом случае крепление стальных канатов осуществляется петлей, которая изготавливается на конце троса с помощью зажимов, заплетки, клиновой и гильзо-клиновой втулок, втулки с заливкой. Для защиты от износа в петлю вставляется коуш. Во втором случае используются клинья или прижимные планки, которые жестко прижимают конец троса к барабану. В третьем – вяжутся специальные узлы или петли, которые фиксируются зажимами.

Нормы браковки

Стропы должны регулярно подвергаться контролю с целью браковки поврежденных и не годных для эксплуатации изделий

  • Стропальщиками – перед каждым применением;
  • Лицами, ответственными за безопасность производства работ – раз в 10 дней;
  • Если оборудование используется редко – непосредственно перед выдачей и использованием.

Имеются следующие признаки браковки стропов из стальных канатов:

  • Наличие изломов, перегибов, перекручивания и узлов на тросах;
  • Испорчена либо утеряна бирка;
  • Количество визуально наблюдаемых обрывов проволок троса выше установленных норм (контроль осуществляется по таблицам браковки конкретных типов стропов);
  • Износ троса вследствие коррозии на 7%;
  • Износ троса вследствие повреждения сердечника на 10%;
  • Износ проволок внешних слоев на 40%;
  • Разрыв прядей (даже одной);
  • Выдавливание сердечника;
  • Высокотемпературное повреждение троса (оплавление, сварка);
  • Деформации и повреждения коуша, втулок, крюка;
  • Отсутствие предохранительных замков.

При обнаружении повреждений, деформаций или чрезмерного износа строп согласно правилам браковки изымается и отправляется на ремонт или утилизацию.

Хранение

Тросы могут храниться в условиях, соответствующих категории 5 по ГОСТ 15150. Согласно данному документу, а также ГОСТ 3241-91, хранение стального каната возможно в следующих условиях:

  • В неотапливаемых помещениях с высокой влажностью;
  • В шахтах и почве;
  • В трюмах судов и помещениях, где возможно длительное нахождение воды.

При этом необходимо соблюдать несколько мер по обеспечению надежной сохранности изделий:

  • Трос, направленный на хранение, должен подвергнуться осмотру и смазке участков, потерявших защитную смазку;
  • В случае хранения изделия на барабане его ось должна располагаться параллельно полу;
  • При долгосрочном хранении изделия должны как минимум раз в полгода подвергаться осмотру и, при необходимости, смазке.

Соблюдение требований стандартов обеспечивает надежное хранение стального троса в течение многих лет без потери его характеристик.

Технические и дорожные условия

Технические условия на стальные тросы, изготавливаемые в России, прописаны в целом ряде документов:

  • ГОСТ 3241-91 – общего назначения;
  • ГОСТ 18899-73 – несущие закрытого типа;
  • ГОСТ Р 53772-2010 – арматурные;
  • ГОСТ Р 58386-2019 – защищенные арматурные в оболочке;
  • И другие.

В этих же документах указаны и дорожные условия, при которых допускается транспортировка канатов. Для изделий общего назначения условия транспортировки просты: их можно перевозить любым транспортом открытого и закрытого типа. При этом необходимо соблюдать нормы по загрузке и креплению, предусмотренные для конкретного типа транспортных средств.

Какой маркировочной группы должны быть стальные канаты?

Маркировочная группа стального каната определяется двумя факторами:

  • Натяжение троса в ходе эксплуатации;

  • Установленный запас прочности для конкретного оборудования или области применения.

Например, стальной канат одинарной свивки типа ЛК-О (структура 1+6) диаметром 10,5 мм маркировочной группы 1370 (140) имеет усилие на разрыв 81,55 кН (около 8,3 т) – его можно использовать для изготовления стропов с натяжением одной ветви 13,6 кН (около 1,38 т), что отвечает требованию о шестикратном запасе прочности. В то же время этот канат можно использовать в талях грузоподъемностью до 2,8 т, что отвечает трехкратному запасу прочности.

Выбор стальных канатов

При выборе стальных канатов необходимо руководствоваться:

  • Требованиями, предъявляемыми к тросу в инструкции или паспорте оборудования, стандартами и иными документами;
  • Характеристиками конкретного каната;
  • Нормами охраны труда и безопасности.

В случае замены поврежденного или изношенного каната новый не должен отличаться по типу, марке и характеристикам от старого (если обратное не указано в инструкции). Также не допускается использовать тросы с меньшим диаметром или другого типа, с меньшим разрывным усилием и другими параметрами.

При возникновении сложностей с подбором стального каната на помощь придут наши специалисты. Вы можете задать вопросы о продукции по телефону, в мессенджерах или через форму обратной связи – мы ответим вам и поможем сделать верную покупку.

75. Какие требования предъявляются к стальным канатам, устанавливаемым на ПС при замене ранее установленных?


Вопрос администрации

Тесты с ответами и комментариями, без рекламы.

Сервис тестирования

Панель авторизации

Инструкция по пользованию сайтом

В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

53. Какие требования предъявляются к стальным канатам, устанавливаемым на ПС при замене ранее установленных?

Читайте также: