Какими свойствами обладает стальной проволочный канат

Обновлено: 05.05.2024

Стальные проволочные канаты используются в качестве грузовых канатов полиспастов, а также для изготовления стропов, расчалок и оттяжек. По конструктивному признаку канаты делятся на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготавливаются непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке из отдельных проволок свиваются пряди, а из прядей - канат. Канаты двойной свивки называются тросами, тройной свивки - кабелями. [1]

Стальные проволочные канаты ( тросы), несущие груз, являются одной из самых ответственных частей грузоподъемных механизмов. Обрыв каната всегда бывает причиной аварий и тяжелых несчастных случаев. [2]

Стальные проволочные канаты ( тросы) изготовляются из проволок диаметром от 0 5 до 2 мм, а иногда и до 5 мм. Проволоки свиваются в отдельные пряди, из которых свивается канат. В середине каната помещается пеньковый или металлический сердечник. [3]

Стальные проволочные канаты , применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых ( у кабельных кранов), должны быть при проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину проверены расчетом. [4]

Стальные проволочные канаты , грузовые крюки, съемные грузозахватные приспособления, лебедки, тали должны быть прочными, иметь устройства, исключающие самопроизвольное спадание. На них указывают грузоподъемность и даты испытаний. Они должны систематически осматриваться в установленные сроки лицами, их обслуживающими и контролирующими. [5]

Стальные проволочные канаты , грузовые крюки, съемные грузозахватные приспособления, лебедки, тали должны быть прочными, иметь устройства, исключающие самопроизвольное спадание. На них указывают грузоподъемность и даты испытаний. [6]

Стальные проволочные канаты кспользуются в качестве грузовых канатов полиспастов, а также для изготовления стропов, расчалок и оттяжек. По конструктивному признаку канаты делятся на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготавливаются непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке из отдельных проволок свиваются пряди, а из прядей - канат. Канаты двойной свивки называются тросами, тройной свивки-кабелями. [7]

Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит невнезапно, как у цепи, а число оборванных проволок нарастает постепенно, что позволяет следить за состоянием стального каната и выбраковывать его задолго до обрыва. [8]

Стальные проволочные канаты , применяемые в качестве грузовых, стреловых, Байтовых и несущи. [9]

Стальные проволочные канаты по роду свивки разделяются на две основные группы: 1) канаты простой свивки или спиральные, состоящие из центральной проволоки, вокруг которой навиваются несколько слоев круглых проволок; 2) канаты сложной свивки, которые таким же образом свиваются из спиральных канатов, называемых уже прядями ( фиг. [10]

Стальные проволочные канаты поставляются потребителям на деревянных барабанах ( бобинах), снабженных этикеткой. [11]

Стальные проволочные канаты , применяемые в качестве грузйвых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых, должны быть при проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину проверены расчетом. [12]

Стальные проволочные канаты ( тросы) являются наиболее распространенным гибким элементом для грузоподъемных механизмов. [13]

Стальные проволочные канаты необходимо смазывать перед началом монтажа, по окончании его, а также - периодически при эксплуатации через 1 - 1 5 месяца. [14]

Какими свойствами обладает стальной проволочный канат

Конструкции стальных проволочных канатов

Основным гибким тяговым (несущим) элементом практически любого грузоподъемного крана является стальной проволочный канат, назначение которого преобразовывать вращательное движение барабана лебедки механизма подъема груза крана в поступательное движение перемещаемого груза. Для соединения груза с захватным органом крана также применяют стальные канаты или цепи.

В сравнении с цепями стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую прочность (высокое разрывное усилие каната в целом), долговечность и гибкость, удобнее в работе, себестоимость их изготовления в 8… 10 раз ниже себестоимости изготовления стальных цепей. Стальной проволочный канат работает практически бесшумно, уменьшает динамические нагрузки и обладает большей надежностью, так как разрушается не внезапно, как цепь, а число оборванных проволок в канате нарастает постепенно, что позволяет следить за его состоянием и выбраковывать задолго до разрушения.

Стальной канат состоит из определенного количества проволок, как правило, круглых диаметром 0,1…2,0 мм, получаемых волочением из высокоуглеродистой канатной стали марок 60, 80 по ГОСТ 1050—74, перевитых между собой и образующих элемент каната прядь (рис. 16). Несколько прядей, также перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике 3, образуют собственно канат. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает ее высокие механические свойства. Так, маркировочная группа (временное сопротивление разрыву) проволок изменяется в широком диапазоне 1372… 2352 МПа. На практике применяют значения 1568… 1862 МПа. В зависимости от количества проволок в пряди, прядей в канате, их конструкции и формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны самые различные конструктивные формы стальных проволочных канатов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рис. 16. Стальные проволочные канаты

Основные технические требования к стальным проволочным канатам регламентирует ГОСТ 3241—80, предусматривающий выпуск различных типов стальных канатов:

1. По форме поперечного сечения: круглые и плоские; плоские канаты не предназначены для работы в полиспастах, поэтому в грузоподъемных кранах их не применяют.

2. По конструкции (круглые канаты): одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной спиральной свивки (рис. 16, а) представляют собой перевитые по спирали в один или несколько концентрических слоев проволоки. При изготовлении канатов двойной свивки сначала из проволок свивают канат одинарной свивки, называемый в данном случае прядью, а затем из прядей свивают сам канат. Пряди в канатах двойной свивки расположены также по спирали в один (несколько) концентрических слоев вокруг центрального формирующего сердечника (рис. 16, б, в, г, д). В свою очередь, канаты двойной свивки бывают одно-, двух- (рис. 16, ж) и трехслойные; два последних называют многослойными (многопрядными).

3. По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные и фасоннопрядные (трехгранной, овальной или другой формы).

4. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки: типа ЛК с линейным касанием проволок между слоями (рис. 17, а), типа ТК с точечным касанием проволок между слоями (рис. 17, б), типа ТЛК (ЛТК) с комбинированным точечно-линейным (линейно-точечным) касанием проволок между слоями, типа ПК с полосовым касанием проволок между слоями.

Пряди типа ТК состоят из проволок одного диаметра и их свивают за несколько технологических операций (по числу слоев проволок в пряди), тогда как пряди типа ЛК состоят из проволок разного диаметра и их свивку выполняют за одну технологическую операцию, что является существенным преимуществом.

Рис. 17. Касание проволок между слоями пряди: а — типа ЛК, б — типа ТК

В свою очередь, пряди типа ЛК изготовляют из одинаковых по диаметру проволок в слоях пряди ЛК-0 (см. рис. 16, б), из разных по диаметру проволок в наружном слое пряди ЛК-Р (см. рис. 16, в), с промежуточными проволоками заполнения между слоями пряди ЛК-3 (см. рис. 16, г), с проволоками одного диаметра в одном слое и разного диаметра в другом слое пряди ЛК-РО (см. рис. 16, д).

Пряди типа ПК получают методом пластической деформации обычных прядей в специальных обжимных плашках (волоках), в результате чего линейный контакт проволок в прядях преобразуется в полосовой, что обусловливает уменьшение внутренних контактных напряжений, повышает прочность и благоприятно сказывается на работоспособности стальных канатов (см. рис. 16, е).

5. По материалу сердечника: с крученым сердечником из растительных волокон (пенька, джут, кенаф, манила, сизаль и др., см. рис. 16, б…ж) — органический сердечник (о. е.), с витым сердечником из канатных проволок — металлический сердечник (м. с.) и с сердечником из искусственных синтетических волокон (и. е.).

6. По способу свивки: на раскручивающиеся (Р) и нераскручивающиеся (Н). Проволоки и пряди в канатах типа Н сохраняют после разрезания свое первоначальное положение в канате, а в канатах типа Р — не сохраняют, концы их раскручиваются, образуя «метелки».

7. По направлению свивки: канаты правого и левого (Л) направления свивки. Направление свивки элементов каната определяют по направлению свивки прядей наружного слоя канатов двойной свивки. У канатов правой свивки элементы располагаются справа вниз налево (см. рис. 16, з…к), а у канатов левой свивки — наоборот — слева вниз направо. Отечественная промышленность выпускает преимущественно канаты правой свивки.

8. По сочетанию направлений свивки элементов каната: односторонней свивки (О) с одинаковым направлением свивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате (см. рис. 16, з), крестовой свивки с противоположными направлениями свивки (см. рис. 16, и), комбинированной свивки (К) с сочетанием указанных направлений свивки (см. рис. 16, к).

9. По степени крутимости: крутящиеся под действием растягивающей нагрузки, в которых все элементы каната имеют одинаковые направления свивки, и малокрут ящие с я (МК) — многослойные с противоположным направлением свивки прядей в канате.

10. По механическим свойствам проволоки каната: высшей марки В, первой марки I и второй марки II (изготовление с согласия потребителя), отличающиеся чистотой химического состава и физико-механическими свойствами по ГОСТ 7372—79.

11. По назначению: грузолюдские (ГЛ), грузовые (Г) и бензельные (Б). Для подъема людей и опасных грузов типа расплавленного металла применяют только канаты ГЛ, свитые обязательно из проволок высшей марки В. Канаты типа Б применяют для наложения бензельных обвязок на концы канатов (вместо мягкой отожженной проволоки) перед резкой, закреплением или запасовкой в полиспасты.

12. По виду покрытия поверхности проволок: из светлой проволоки (без покрытия) для легких условий эксплуатации (Л), из проволоки с тонким слоем цинкового покрытия (оцинкованные) для средних условий эксплуатации в агрессивных средах (С), из проволоки с цинковым покрытием средней толщины для жестких условий эксплуатации (Ж) и из проволоки с толстым слоем покрытия для очень жестких условий эксплуатации (ОЖ).

Конструкции конкретных канатов, их назначение и параметры регламентированы требованиями соответствующих ГОСТов. Условное обозначение каната должно содержать: диаметр каната, назначение, марку, вид покрытия, направление свивки элементов, способ свивки, степень крутимости, маркировочную группу и номер соответствующего стандарта. Например, условное обозначение: Канат 39.5-Г-1-О-Р-1764 (180) ГОСТ 7668—-80 означает канат диаметром 39,5 мм, грузового назначения, из проволоки первой марки, без покрытия, правой односторонней свивки, раскручивающийся, с маркировочной группой проволок 1764 МПа. ГОСТ требует указывать (в скобках) маркировочную группу проволок в отмененной системе физических единиц МКГСС — 180 кгс/мм2. ГОСТ 7668—80 соответствует конструкция каната 6X36+1 о. с.— двойной свивки из шести прядей по 36 проволок в каждой пряди с одним органическим сердечником.

В механизмах грузоподъемных кранов получили распространение канаты двойной свивки с органическим сердечником следующих конструкций: ЛК-РО 6X36+ 1 о. с. по ГОСТ 7668—80, ЛК-3 6 X 25 + 1 о. с. по ГОСТ 7665—80, ТЛК-0 6 X 37 + 1 о. с. по ГОСТ 3079—80 и ЛК-Р 6Х 19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688—80. Органические сердечники указанных канатов изготавливают из пенькового волокна по ГОСТ 5269—77, крученой хлопчатобумажной пряжи, сизали или манилы. Сердечник должен быть трехпряд- ным с обязательной пропиткой противогнилостным составом.

Из вышесказанного очевидно, что стальной канат представляет собой сложный агрегат из перевитых проволок, поэтому под его прочностью понимают агрегатную прочность каната в целом (разрывное усилие). В случаях, когда агрегатная прочность каната с органическим сердечником недостаточна, а увеличение его диаметра нежелательно, применяют канаты с металлическим сердечником следующих конструкций: ЛК-РО 6X36 + 7X7 по ГОСТ 7669—80, Л К-3 6X25 + 7X7 по ГОСТ 7667—80 и ЛК-Р 6Х 19 + 7X7 по ГОСТ 14954—80. Указанные конструкции канатов обязательны к применению в грузоподъемных кранах, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл и жидкий шлак, где тепловое воздействие на канат велико и органический сердечник быстро выгорает.

Стальные проволочные канаты автомобильных кранов

В качестве тягового гибкого органа на кранах применяют стальные проволочные канаты, которые служат для подъема груза и стрелы, для расчалок, а также для строповки поднимаемых грузов. Эти канаты изготовляют из тонкой стальной проволоки, которая подвергается специальной механической и термической обработке, в результате чего прочность ее повышается.

Различают канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (рис. 15, а) изготовляют из отдельных проволок, навитых концентрическими слоями вокруг одной центральной. Жесткость их высокая, и они не способны перегибаться при прохождении по блокам. Канаты двойной свивки (рис. 15,6) состоят из отдельных прядей — канатов одинарной свивки. Канаты тройной свивки (рис. 15, б) состоят из канатов двойной свивки. Эти канаты очень дороги и особых преимуществ перед канатами двойной свивки не имеют.

Свивка проволок в канатах может быть крестовой, односторонней и комбинированной. Крестовая свивка характеризуется тем, что проволоки в прядях и пряди в канатах свиты в противоположных направлениях. При односторонней свивке проволоки в прядах и пряди в канате свиты в одном направлении. Канаты односторонней свивки отличаются большой гибкостью и меньше изнашиваются. Недостаток таких канатов заключается в том, что они раскручиваются и сминаются при огибании блоков. При комбинированной свивке проволоки в рядом лежащих прядях имеют противоположное направление.

Свивка канатов может быть правой и левой в зависимости от направления свивки прядей в канате.

В соответствии с ГОСТом канаты изготовляют с точечным касанием (ТК) отдельных проволок между слоями (рис. 15, е) и линейным касанием (ЛК) проволок в прядях (рис. 15,ж). Основные преимущества канатов типа ЛК перед канатами типа ТК заключаются в том, что первые сочетают эластичность с высокой износоустойчивостью и большой прочностью при одинаковых прочих условиях.

На автомобильных кранах применяются чаще всего стальные канаты двойной крестовой свивки, типа ТК и ЛК, состоящие из органического сердечника (рис. 15, б), вокруг которого навиты шесть прядей, состоящих из проволок, число которых может быть. Сердечник каната пропитан веществом, долгое время обеспечивающим смазку проволок каната при работе.

Рис. 15. Конструкции стальных проволочных канатов;
а — одинарной свивки; б — двойной свизки; в — тройной свивки; г — с точечным касанием; д — с линейным касанием; е — типа ЛК; ж — типа ЛК-Р; 1 — сердечник; 2 — проволока

Канаты типа ТК ГОСТов 3070—55 (6 X 19 = 114), 3071—55 (6 X 37 = 222) и 3072—55 (6 X 61 – 366) изготовляют из проволок одного диаметра (рис. 15, б). У канатов типа ЛК-0 ГОСТа 3077—55 сердечник пряди и проволоки наружного слоя (рис. 15,(5) имеет больший диаметр, чем проволоки второго слоя. В канатах типа ЛК-Р ГОСТа 2688—55 наружный слой состоит из последовательно уложенных толстых и тонких проволок; сердечник каждой пряди и внутренний слой состоят из тонких проволок (рис. 15, г).

Каждый канат, выходящий с завода-изготовителя, должен иметь паспорт, в котором указывается название завода, его адрес, заводской номер каната, диаметр каната в мм, диаметр проволоки в мм, конструкция (тип) каната, вид проволоки (светлая или оцинкованная), дата приемки, лабораторные данные об испытании каната и его механические свойства, номер ГОСТа, в соответствии с которым изготовлен канат. Канаты, не имеющие паспорта и данных лабораторного испытания, к постановке на краны не допускаются.

Все канаты, в том числе применяемые в качестве чалочных, при подборе перед установкой на кран должны быть проверены расчетом по коэффициенту запаса прочности К, регламентированному правилами Госгортехнадзора. Предельные значения коэффициента запаса прочности даны в табл. 2.

Таблица 2
Коэффициент запаса прочности канатов К (по данным Госгортехнадзора)

Стальные канаты являются ответственной и быстроизнашиваемой деталью кранов, поэтому требуют тщательного наблюдения и ухода. Во время работы канат подвергается поверхностному износу, в результате которого уменьшается сечение каната, появляется усталостный износ, коррозия, приводящие к обрыву отдельных проволок в прядях или пряди в целом.

Степень надежности проволочного каната и пригодность его для дальнейшей эксплуатации определяются по количеству обрывов проволок на шаге свивки каната. Нормами Госгортехнадзора установлено предельно допустимое число порванных проволок на шаге свивки каната, при котором канат должен быть заменен. Например, для канатов крестовой свивки типа ТК6 X 19 при числе обрывов проволок, равном 12 и более, а для канатов той же свивки типа ТК6 X 37—22 и более канат считается непригодным к работе и подлежит замене. Соответствующие таблицы норм браковки канатов приводятся в правилах Госгортехнадзора.

Для предохранения проволок каната от коррозии, а также во избежание преждевременного износа канат необходимо регулярно смазывать канатной мазью или заменяющим ее составом из солидола с добавлением 5—10% битума марки III .

Стальные проволочные канаты мостовых кранов

В мостовых электрических кранах применяют гибкий подвес грузозахватного устройства на стальных проволочных канатах. Концы каната крепят на грузовом барабане. При работе механизма подъема груза канат наматывается на барабан и огибает обводные блоки полиспаста. При этом в канате возникают напряжения растяжения от веса поднимаемого груза, а при огибании блоков и намотке на барабан в канате дополнительно возникают напряжения изгиба. Поэтому канаты должны обладать высокой прочностью и достаточной гибкостью. Прочность канатов подвеса груза во многом определяет безопасность работы крана, поэтому Правилами установлены определенные коэффициенты запаса прочности канатов в виде отношения минимальной разрушающей нагрузки к максимальной рабочей нагрузке на канат. Коэффициенты запаса прочности задаются в зависимости от назначения каната и режима работы механизма.

В мостовых электрических кранах применяют канаты двойной свивки. В этих канатах сначала проволоки свивают в пряди вокруг центральной проволоки, а затем пряди свивают в канат вокруг сердечника. Для изготовления канатов используют проволоки одного или разных диаметров. При изготовлении пряди из проволоки одного диаметра вокруг центральной проволоки можно свить плотно только шесть проволок такого же диаметра. Следующий ряд образуют только 12 проволок того же диаметра, шесть из которых прилегают к шести проволокам нижнего ряда, а шесть других располагаются в промежутках между проволоками.

Вокруг центрального сердечника укладывают шесть прядей и при скручивании получают семипрядный канат. Центральная прядь в расчетах каната на прочность не учитывается, поэтому канат с центральным сердечником и шестью наружными прядями называют шестипрядным. В мостовых электрических кранах применяют шестипрядные канаты с органическим сердечником, а для кранов, работающих в горячих цехах, с асбестовым.

Рис. 64. Прядь стального проволочного каната:
а — из семи проволок; б — из 19 проволок; в — из 37 проволок

Стальные проволочные канаты подразделяют по следующим признакам (ГОСТ 3241—80): по назначению — грузолюдские ГЛ и грузовые Г; по механическим свойствам пр‘оволски— высшей марки В, первой и второй марки 1 и II (канаты марки II поставляют с согласия заказчика); по виду покрытия поверхности проволоки — из проволоки без покрытия или оцинкованной проволоки: для особо жестких условий работы ОЖ, для жестких условий работы Ж и для средних условий работы С; по направлению свивки — правой и левой Л; по сочетанию направлений свивки элементов каната: крестовой, односторонней О и комбинированной К; по способу свивки— нераскручивающиеся Н и раскручивающиеся Р.

Пример обозначения: канат 32-Г-1-С-Н-1372 (140) (ГОСТ 2688—80)—стальной проволочный канат диаметром 32 мм грузового назначения, марки 1, из оцинкованной проволоки по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, маркировочной группы 1372 МПа (140 кгс/ммг) типа ЛКР 6X19 |‘1+6+6/61 + + 1 о. с.

Стальные канаты и металлические сердечники изготовляют из проволок, соответствующих 1ребованиям ГОСТ 7372—79. Органические сердечники можно выполнить из пенькового волокна (ГОСТ, 5269—77) повышенной и обыкновенной групп; из сизали или ма« нилы; из полиэтилена, полипропилена, капрона и вискозы; из хлопчатобумажной пряжи однониточной и крученой (ГОСТ 15958—70) для канатов диаметром менее 9 мм и прядей диаметром меаее 4 мм.

Сердечники выполняют трехпрядными. В канатах диаметром до 15 мм и в прядях диаметром менее 4 мм допускается применение однопрядных витых сердечников, а в канатах диаметром до 8 мм применение отдельных нитей. Сердечники из пенькового волокна, сизали и хлопчатобумажной пряжи должны быть пропитаны составом по ГОСТ 5269—77. По требованию заказчика в качестве сердечника может быть использован асбестовый шнур (ГОСТ 1779-72).

Канат должен иметь по всей длине равномерный шаг свивки всех элементов. Шаг свивки наружного слоя проволок в прядях должен составлять в канатах с линейным касанием проволок не более девяти расчетных диаметров пряди и не более одиннадцати расчетных диаметров пряди в канатах с точечным касанием проволок, в трехгранных прядях и однопрядных металлических сердечниках. Шаг свивки проволок в канатах одинарной свивки, а также в канатах и прядях конструкции 1+6 должен быть не более 11 расчетных диаметров пряди.

Диаметр круглого каната проверяют иа расстоянии не менее 5 м от конца каната в ненагруженном состоянии (рис. 65, а). Шаг свивки каната проверяют линейкой с ценой деления 1 мм на расстоянии 5 м и более от конца каната (рис. 65,6). За длину шага свивки принимают среднее арифметическое значение не менее чем трех измерений.

Длина каната может указываться заказчиком. Отклонение по длине каната не может превышать 10 м для канатов длиной менее 1000 м и 1% для канатов длиной 1000 м и более. Если потребитель не устанавливает длину каната, то канат изготовляют длиной 200 м и более.

Концы канатов у места отрезки прочно обвязываются мягкой проволокой. Число перевязок концов нераскручивающихся канатов должно быть не менее двух.

Механические свойства проволок, используемых дли изготовления каната, должны соответствовать требованиям ГОСТ 7372—79.

Рис. 65. Схема измерения параметров стальною проволочного каната: о — диаметра; б — шага свивки

Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате и разрывное усилие каната в целом должно быть не менее значений, указанных в стандартах на сортамент канатов при заданной маркировочной группе.

Преимущественное распространение в мостовых электрических кранах получили шестипрядные канаты с числом проволок в пряди 19 —ЛК-Р 6X19 (ГОСТ 2688—80) и 37 —ТЛК-0 6X37 (ГОСТ 3079—80).

Основные причины интенсивного изнашивания и повреждения канатов следующие: неправильный выбор конструкции каната, типа и направления свивки, неправильная навивка каната на барабан, неправильный выбор соотношения диаметра каната и диаметра барабана или блока, нерегулярное смазывание каната, наличие абразивных частиц на поверхности трения каната и коррозия отдельных проволочек, а также повышенные нагрузки на канат при подъеме груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность крана, при резком подъеме груза и раскачивании его в процессе подъема и транспортирования. Необходимость замены каната возникает при определенном износе проволок прядей или при обрыве одной из прядей. Число обрывов проволок, при котором канат подлежит замене, определяется на расстоянии шага свивки каната и задается Правилами.

Стальные проволочные канаты необходимо заменять, если оборвана одна из прядей или число оборванных проволок на длине одного шага свивки превышает значения, указанные в табл. 52. Допускаемое число оборванных проволок зависит от диаметра каната. Для определения диаметра каната применяют штангенциркули (см. рис. 65, а). Для определения шага свивки на поверхности каната наносят метку и отсчитывают вдоль центральной оси каната число прядей, имеющихся в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующую после окончания отсчета прядь наносят вторую метку. Расстояние между метками равно шагу свивки каната.

Выбор каната с определенным направлением свивки производят в зависимости от направления укладки его витков на барабане. Если оба конца каната закреплены на грузовом барабане, то направление свивки каната может быть любым.

Резкие перегибы и петли способствуют разрушению каната, поэтому при его размотке нельзя допускать петлеобразных перегибов. При размотке канат надо укладывать в бухты или наматывать на катушки, диаметр которых должен быть не менее 20—25 диаметров каната. С завода-изготовителя канат поступает в кусках длиной 250, 500 и 1000 м. Для получения каната требуемой длины его перевязывают стальной проволокой диаметром 1—2 мм, а затем перерезают. Длина каждой перевязки каната проволокой должна быть не менее 1,5—2,0 диаметра каната, а расстояние между перевязками три-четыре диаметра каната.

Результаты испытаний на растяжение, скручивание и перегиб проволок каната будут удовлетворять требованиям ГОСТ 3241—80, если суммарная площадь поперечного сечения проволок, не соответствующая требованиям стандарта, составляет не более 5% номинальной площади сечения всех проволок в канате при испытании 100% проволок, не более 2% номинальной площади сечения каната при испытании 25% и 10% проволок в канате. Допускается повторное испытание всех проволок каната, если обнаружено несоответствие требованиям ГОСТ 3241—30.

Стальной канат: классификация и критерии выбора троса

Стальной канат

Стальной канат является одним из самых распространенных видов проволочных изделий, которые изготавливаются различными методами свивки. Более того, является основным элементом грузоподъемных конструкций и механизмов, который несет в себе всю грузонесущую нагрузку. Такие конструкции применяются в различных отраслях промышленности, например, в горнодобывающей, угольной, нефтедобывающей, машиностроении, сельскохозяйственной и в других. И в связи с этим существует множество видов изделий из стальных прядей и проволок. Более подробно о видах будет рассмотрено в классификации.

Основная разновидность канатов и тросов из стали

Существует очень много классификаций стальных канатов в зависимости от классифицирующего признака. Если в качестве такого признака взять структуру, то стальные канаты могут подразделяться на одинарные, двойные и тройные.

  1. Одинарные представляют собой канаты, свитые из одной или нескольких слоев по спирали. Или иначе их называют спиральные канаты, название которых происходит от метода свивки. Одинарные канаты предназначены для свивки тросов. Тросы изготавливаются из одинарных прядей круглого сечения.
  2. Двойные — изготавливаются методом концентрической свивки прядей в 1 или несколько слоев. Они предназначены для изготовления более прочных тросов, которые также называются стренгами.
  3. Канаты тройной свивки изготавливаются из стренг, методом однослойной концентрической свивки по спирали.

Помимо, структуры существуют и другие основные классифицирующие признаки. Например, форма сечения, тип плетения, материал сердечника, метод и направление свивки, механические свойства, точность изготовления и предназначение. Тросы стальные могут иметь как плоскую, так и круглую форму сечения. Стальные пряди, из которых плетут тросы также подразделяются по форме сечения на круглые и фасоннопрядные, а вторые, в свою очередь, бывают плоскопрядными и трехгранопрядными.

По типу плетения канаты классифицируются как:

Виды стальных канатов

  • изделия из проволок, в которых слои касаются точечным методом, такой тип плетения называется точечное касание (ТК);
  • изделия, состоящие из слоев проволок касающихся между собой линейным методом, такой тип плетения называется линейным касанием и обозначается как ЛК;
  • в таких изделиях используются проволоки одинакового диаметра, условно они обозначаются как ЛК-О;
  • тип плетения, при котором, проволоки в последнем слое, имеют разный диаметр, условное обозначение ЛК-Р, указывает на линейной касание;
  • ЛК-З, тип плетения при котором, проволоки касаются линейно и между собой и с проволоками заполнения;
  • ЛК-РО — как видно из, аббревиатуры такие проволоки включают в себя пряди плетенные линейно, имеющие разный диаметр.
  • ТЛК — представляют собой комбинацию первых двух видов. То есть, проволки соприкасаются линейно-точечным методом.

По материалу сердечника различают — с органическим сердечником, то есть, в центре прядей изготовлен из синтетических либо натуральных волокон как манила, пенька, хлопок, капрон, лавсан, вискозы и т. д.

По методу плетения выделяются раскручивающиеся и нераскручивающиеся, которые отличаются друг от друга тем, что вторые сохраняют первоначальное положение прядей, после использования. Плетение может быть как по направлению вправо, так и влево. Чтобы определить направление нужно посмотреть на последний слой, в зависимости от структуры он может состоять из проволок или прядей, например, в одинарной свивке наружный слой состоит из проволок, а в двойной — из прядей, и в тройной свивке из из стренг.

По механическим свойствам канаты делятся на три типа исходя из качества изделия, соответственно на нормальное, высокое, повышенное качество. Все три типа имеют свои условные обозначения марка1, марка ВК и марка В.

Существует классификация еще по одному немаловажному признаку — точность изготовления. По точности канаты бывают нормальной точности и соответственно повышенной точности, которое обозначается как Т. Повышенная точность от нормальной отличается наличием предельного отклонения по диаметру троса.

Предназначение стальных канатов

Стальные канаты для подъема грузов

Как уже было сказано выше, тросы из стали являются основными грузонесущими элементами любого грузоподъемного механизма. Например, подъёмного крана, буровой установки, экскаваторов, грузовых и пассажирских лифтов и других. Помимо этого, стальные тросы применяются в качестве материала для изготовления грузозахватных и других прочных приспособлений, способных выдержать огромные механические нагрузки. Поэтому важно подходить к выбору таких изделий с большой ответственностью. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент тросов и канатов изготовленных из стали, и в связи с этим покупатель сталкивается с проблемой выбора.

Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо разбираться во всех особенностях и нюансах, на изучение которых могут уйти годы. Поэтому специалисты рекомендуют обращаться к профессионалам при покупке стальных изделий. Но тем не менее существуют критерии, которых придерживаются и профессионалы, и стоит придерживаться рядовым покупателем.

Критерии выбора тросов

Критерии могут зависеть от признака, который берётся за основу. Однако существует и общепризнанные правила выбора по качеству и предназначению, эти правила называются ГОСТ. В ГОСТе представлена более точная и подробная классификация всех известных видов стальных тросов и изделий. В соответствии с этой классификацией различают основные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке:

  • предназначение, канаты и тросы бывают разные и предназначаются для разных целей, поэтому важно уточнить этот параметр;
  • тип конструкции, которая определяется количеством прядей в канате;
  • метод и направление свивки;
  • прочность;
  • материал сердечника;
  • характеристики и свойства проволоки и другие.

Канаты стальные ГОСТ изготавливаются по требованиям технологического регламента, утвержденного государственными органами. Поэтому наличие отметки соответствия ГОСТу говорит о качестве изделия. Поскольку каждый вид изделия приведенного в классификации должен быть изготовлен из определенных материалов и по особой технологии которая утверждена в ГОСТ.

Критерии выбора тросов

Например, трос стальной ГОСТ 5269 , материал сердечника для такого троса должен соответствовать перечню, приведенному в ГОСТ, то есть в качестве материала может использоваться пенька, сизаль и полипропилен, джут, химические и хлопчатобумажные волокна должны соответствовать нормативной документации.

Так же, как и в случае с предназначением каждого из видов, в Госте прописано все до мельчайших подробностей о том, какой канат где применяется. Знание ГОСТ позволяет выбрать качественное и надежное изделие, и этим знанием пренебрегать не стоит.

Читайте также: