Керамика или сталь бронежилет

Обновлено: 13.05.2024

Боевые бронированные машины ряда классов сочетают в себе сравнительно малую боевую массу и достаточно высокий уровень защиты. Такое сочетание характеристик удается получить за счет нескольких основных технических решений. В зависимости от требований заказчика и возможностей, конструкторы жертвуют уровнем защиты либо применяют новые материалы и технологии. За последние десятилетия отечественная и мировая промышленность накопила солидный опыт в деле создания хорошо защищенной, но легкой военной техники.

Исторически самым первым способом сокращения массы (например, в соответствии с характеристиками доступного шасси) было уменьшение толщины брони с соответствующим падением уровня защиты. Также осуществлялась разработка новых стальных сплавов с более высокими характеристиками. Позже начался поиск иных металлов и неметаллических материалов, сочетающих прочность и малый вес. Наконец, с определенного времени в области легкой бронетехники нашли применение комбинированная и разнесенная броня, ранее использовавшаяся только на тяжелых машинах. Кроме того, не следует забывать про возможность установки динамической или активной защиты, дополняющей собственную броню корпуса.

Стальной и плавающий

В качестве первого примера отечественной легкой боевой бронированной машины послевоенной разработки можно рассмотреть плавающий танк ПТ-76. Он создавался в конце сороковых годов в соответствии с особым техническим заданием. Эта машина должна была иметь противопульную защиту и хорошо плавать, что предъявляло особые требования к конструкции в целом. Поставленные задачи были успешно решены, хотя по нынешним меркам получившийся танк не отличался высоким совершенством или выдающимися характеристиками защиты.

Плавающий танк нового типа получил сварной броневой корпус увеличенного размера, призванный обеспечивать должную плавучесть. Материалом корпуса стала броневая сталь марки «2П». Лобовая защита машины состояла из листов толщиной 11 и 14 мм, борта и корма имели толщину 14 и 7 мм соответственно. Сверху машина защищалась 5-мм крышей, снизу – днищем толщиной 7 мм. Бронирование башни имело толщину от 8 до 17 мм.

Корпус танка ПТ-76 имел длину 6,91 м при ширине около 3 м. В ходе дальнейшей модернизации корпус дорабатывался, но основные его особенности не изменялись. Боевая масса плавающего танка составляла 14 т – чуть менее половины приходилось на броневые корпус и башню.

Броня толщиной до 14-17 мм, в том числе установленная с наклоном до 80°, имела ограниченную прочность, и потому ПТ-76 имел ограниченные характеристики защиты. Стальная броня этой машины гарантировано выдерживала попадание пуль стрелкового оружия и осколков со всех ракурсов. Усиленная лобовая проекция могла также выдержать обстрел из крупнокалиберных систем и даже пушек малого калибра. При этом любая танковая или противотанковая пушка конца сороковых годов гарантировано поражала ПТ-76 на всех эффективных дальностях. Схожим образом обстояло дело и с недавно появившимися противотанковыми гранатометами.

Плавающий танк ПТ-76 соответствовал предъявляемым требованиям, но со временем успел морально устареть. Одной из причин этого стало невысокое совершенство конструкции броневой защиты. Уже в начале шестидесятых годов был разработан проект глубокой модернизации бронирования, предусматривавший замену основного материала корпуса. В 1961 году ВНИИ-100 изготовил опытный корпус ПТ-76 с применением алюминиевого сплава Д20. Полномасштабные испытания показали, что при схожем уровне защиты такой корпус оказывается существенно легче стального. Такой корпус не пошел в серию, но показал потенциал алюминиевого бронирования. В дальнейшем эти идеи нашли применение в новых проектах.

Сталь и алюминий

Следующим примером удачного облегчения конструкции могут стать советские боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2. Первая из них разрабатывалась в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов в соответствии с новым техническим заданием и с учетом имеющихся технологий. В итоге была создана весьма любопытная конструкция, в составе которой присутствовали нехарактерные элементы. Для получения оптимального сочетания массы и защиты было предложено объединить сталь и алюминий.

Длина корпуса БМП-1 превышала 6,73 м, ширина – около 2,9 м. Боевая масса машины определялась на уровне 12,7-13 т. Сварной стальной корпус без установленных на нем деталей и агрегатов весил чуть более 3870 кг. Стальная башня – всего 356 кг. Лобовой лист-крышка из АЦМ в собранном виде имел массу порядка 105 кг.

Как того требовал заказчик, БМП-1 могла выдержать обстрел 7,62-мм бронебойными пулями со всех ракурсов. Также все листы бронирования задерживали мелкие и легкие осколки. Лобовая проекция защищала от крупнокалиберных пулеметов при нулевой дальности. Снаряды зарубежных пушек калибра 20 мм не могли поразить машину в лоб с дистанции более 100 м. Для 23-мм систем максимальная дальность поражения составляла 500 м. При этом, как и любая другая легкая бронетехника, БМП-1 не имела реальной защиты от танковых снарядов и противотанковых гранат.

От БМП-1 не требовался особо высокий уровень защиты, а необходимые характеристики были получены за счет удачного сочетания уже освоенных и новых материалов. Фактически эта боевая машина пехоты может считаться первым крупносерийным отечественным образцом, в конструкции которого применялось алюминиевое бронирование. Впрочем, подобный «рекорд» продержался не слишком долго, и вскоре появилась еще более интересная бронемашина.

Алюминиевая БМД

После опыта с алюминиевым корпусом для ПТ-76 советские ученые продолжили работу по поиску оптимальных вариантов облегченной защиты и материалов для нее. К середине шестидесятых годов был создан новый сплав алюминия, магния и цинка под обозначениями АБТ-101 и 1901. Этот сплав рассматривался в качестве основы для противопульного бронирования легких боевых машин. Вскоре на его основе был создан сплав АБТ-102 / 1903, который отличался иной вязкостью, и благодаря этому мог обеспечить защиту от артиллерийских снарядов.

В 1965 году Волгоградский тракторный завод вывел на испытания опытные боевые машины десанта БМД-1. При их разработке основной задачей было сокращение габаритов и массы до значений, соответствующих возможностям военно-транспортных самолетов. Уменьшить массу удалось за счет использования алюминиевой брони типа АБТ-101 и некоторых других легких сплавов. Впрочем, полностью избавиться от сравнительно тяжелой стали не удалось. Из нее по-прежнему изготавливались некоторые детали.

Лобовая защита БМД-1 включала несколько алюминиевых листов, размещенных под разными углами к горизонтали и продольной оси машины. Подобная конструкция позволила дополнительно увеличить приведенную толщину бронирования. Верхние детали лба имели толщину 10 мм, средние – 32 мм, нижние –10 мм. Борт корпуса собрали из листов толщиной 20 и 23 мм. Корма состояла из деталей толщиной 15-20 мм. Башню изготовили из стали, максимальная толщина ее защиты составляла 22 мм.

Корпус БМД-1 имел длину всего 5,4 м при ширине чуть более 2,5 м. Боевая масса всей машины определялась в 7,2 т. Согласно техническому заданию, машина должна была защищать экипаж от обстрела из 12,7-мм оружия из передней полусферы. Также требовалась вссеракурсная защита от 7,62-мм бронебойных пуль. Таким образом, уровень защиты БМД-1 в некоторой мере повторял характеристики БМП-1. Машина десанта уступала машине пехоты только по прочности лобовой брони. При этом более компактный корпус из сплава АБТ-101 был примерно вдвое легче стального, использованного на БМП-1.

В дальнейшем на шасси БМД-1 была создана новая боевая машина десанта с иным боевым отделением и вооружением. При этом алюминиевый корпус не претерпел серьезных изменений – фактически БМД-2 отличалась от предшественницы только оружием и некоторыми внутренними устройствами. В середине восьмидесятых годов в серию пошла совершенно новая машина БМД-3, созданная на основе иных идей и решений. Тем не менее, и в этом проекте широко применялась современная алюминиевая броня.

Алюминий и сталь для пехоты

В восьмидесятых годах, параллельно с перспективной БМД-3, создавалась новая боевая машина пехоты БМП-3. При ее создании курганское Специальное конструкторское бюро машиностроения учитывало необходимость повышения уровня защиты в связи с развитием вооружения легкой бронетехники вероятного противника. Следовало обеспечить защиту от 30-мм снарядов, но при этом не допустить неприемлемый рост массы. Решение таких задач было прямо связано с применением нового бронирования.

БМП-3 получила разнесенное бронирование, построенное на основе алюминиевых деталей из сплава АБТ-102 и броневой стали БТ-70Ш. Верхняя лобовая и скуловые детали корпуса выполнены из алюминия и имеют толщину 18 и 60 мм соответственно. Средняя лобовая деталь, имеющая небольшой наклон вперед, включает 10 мм стали, 70-мм воздушный зазор, 12-мм стальной и 60-мм алюминиевый листы. Нижняя деталь имеет схожую конструкцию, но обходится без внутреннего стального листа. Борта собираются из листов АБТ-102 толщиной 15 и 43 мм. Крыша, корма и днище имеют толщину 15, 13 и 10 мм соответственно. Лоб башни получил защиту в виде 16 мм стали, 70 мм воздуха и 50 мм алюминия. Дополнительной защитой лобовой проекции является волноотражающий щиток, выполненный из броневой стали небольшой толщины.

Разнесенное и гомогенное бронирование БМП-3 обеспечивает всеракурсную защиту от крупнокалиберного стрелкового оружия. Лобовая проекция выдерживает обстрел из 30-мм пушки с дальности 200 м. В свое время также предлагались различные навесные модули для повышения уровня защиты. Накладные панели предназначались для улучшения баллистической защиты, а специальная динамическая защита помогала выдержать обстрел из противотанкового гранатомета.

Корпус БМП-3 имеет длину 7,14 м при ширине около 3,3 м. Боевая масса машины в целом составляет 18,7 т. При этом масса броневого корпуса из стали и алюминия не превышает 3,5 т. По известным данным, применение сплава АБТ-102 обеспечило сокращение массы корпуса почти на треть в сравнении со стальным агрегатом, имеющим тот же уровень защиты. Кроме того, сравнительно толстые алюминиевые листы позволили собрать жесткий корпус без отдельных силовых элементов, что привело к дополнительной экономии веса.

Сталь и керамика

Дальнейшее развитие средств защиты приводит к новым вариантам бронетехники, отличающейся достаточно высокой стойкостью к основным угрозам. Хорошим примером этого могут считаться отечественные автомобили семейства «Тайфун-К», созданные предприятием «КамАЗ» в последние годы. В нескольких проектах этой линейки удалось получить весьма примечательные результаты в области защиты.

Броневые корпуса машин «Тайфун-К» получают комбинированную защиту. Используется сравнительно тонкий внешний металлический лист, под которым располагается керамическая плитка с заданными характеристиками. Нижний слой брони представляет собой стальной лист большей толщины. При попадании в такой пакет пуля или осколок пробивает внешний слой, тратя часть энергии, а керамика затормаживает его. Кроме того, сталь и керамика имеют разные параметры прочности и твердости, что провоцирует разрушение поражающего элемента. Осколки пули и керамики удерживаются внутренним стальным листом.

Одним из первых был представлен т.н. корпусный бронеавтомобиль КамАЗ-63969. Его комбинированная броня могла выдержать обстрел из 14,5-мм оружия. Также существовал вариант с менее мощной броней, защищающей от 12,7-мм пуль. Такой вариант броневика справился со всеми испытаниями, но не заинтересовал заказчика. В серию пошел образец под названием «Тайфун К-63968», отличавшийся компоновкой и характеристиками бронирования. Тем не менее, архитектура защиты осталась прежней и предусматривает использование керамической плитки.

Серийный «Тайфун-К» имеет корпус длиной чуть менее 9 м и шириной около 2,5 м. Полная масса машины с грузом до 2,6 т превышает 24,7 т. Возможна буксировка прицепа массой до 8 т. При этом производитель не уточняет массу собственно защищенного корпуса.

Другой вариант комбинированного бронирования с применением керамических материалов реализован в проекте «Тайфун К-53949», также известном как «Тайфун 4х4» и «Тайфуненок». В этом случае керамические пластины помещаются между листами алюминиевой брони. Такая защита соответствует уровню 3 стандарта STANAG 4569 и позволяет выдержать бронебойные винтовочные пули калибра 7,62 мм.

«Тайфун 4х4» получил корпус капотной компоновки общей длиной менее 6,5 м и шириной около 2,5 м. Снаряженная масса такого автомобиля составляет 12 т, еще 2 т приходится на полезную нагрузку. Как и в случае с более крупным образцом, разработчики не спешат уточнять массу собственно корпуса и его защиты, что не позволяет в полной мере оценить весовое совершенство конструкции.

В отдаленном прошлом конструкторы бронетехники сталкивались с серьезной проблемой в виде прямой зависимости уровня защиты и массы. Бронемашины со стальными корпусами могли показывать высокую стойкость к поражающим элементам только при соответствующем весе. Однако позже развитие металлургии и появление новых сплавов позволило решить эти проблемы, благодаря чему в нашей стране и за рубежом появилось значительное число боевых машин, сочетающих малую массу и хорошую защиту.

Первым решением проблемы массы и защиты стали алюминиевые сплавы, которые можно было применять как самостоятельно, так и в сочетании с другими материалами или даже с дополнительным навесным бронированием. Далее появилась новая керамика, так же пригодная для создания комбинированной защиты. Развитие металлов и керамических материалов продолжается и приводит к появлению новых вариантов защиты.

Нетрудно заметить, что попытки сокращения массы машины при получении хорошей защиты привели к серьезным результатам уже к середине шестидесятых годов. Алюминиевая и стальная броня БМП-1, а вслед за ней и БМП-2, могла защитить экипаж от снарядов малокалиберной артиллерии. В последующем проекте БМП-3 комбинирование разных материалов и наличие воздушного промежутка позволило еще раз улучшить защиту. В настоящее время подобные наработки развиваются и приводят к получению новых примечательных результатов.

Послевоенное развитие материаловедения, приведшее к появлению новых сплавов и неметаллических материалов, дало серьезный толчок разработке боевых бронированных машин разных классов. Инженеры получили возможность повышения характеристик защиты своих машин без значительного роста их массы. Получившаяся техника до сих пор состоит на вооружении множества стран, и все новые проекты создаются с учетом имеющегося опыта. При этом стоит ожидать, что в отдаленном будущем появятся принципиально новые материалы, которые позволят вновь улучшить характеристики бронетехники, и процессы последних десятилетий повторятся.

Різниця між сталевими, керамічними та поліетиленовими плитами

Зараз в Україні, напевно і досі у більшості людей бронежилет асоціюється з тяжкою жорсткою сталлю. Це і не дивно, адже сучасні бронежилети, які постачаються в ЗСУ та Національну поліцію і досі обладнаються сталевими плитами. Здавалося б 2017 рік, країна в центрі Європи на 90% укомплектована бронежилетами зі сталі. І сміх і гріх… хто носив жилет із броне сталлю зрозуміє моє скептичне ставлення до цього способу бронювання.

Окрім України, сталь використовує хіба Африка і їх подібні країни. І ті, хто кажуть, що сталева плита краще витримує влучання кулі, менше деформується – частково лукавлять, адже попри те, що на ній менше помітно сліди влучання та деформації, структура плити все одно руйнується.

Ну але давайте відкинемо в сторону емоції і спробуємо подумати холодною головою і максимально об’єктивно з’ясувати всі переваги та недоліки цієї плити.

Недоліки: надзвичайно висока вага плити (може досягати 5 кг); максимальний рівень захисту - 5 ДСТУ; висока імовірність рикошету, навіть при якісному анти рикошетному покритті; у випадку, коли плита зловить кулю (витримає постріл) існує велика імовірність того, що у користувача відбудеться контузія внутрішніх органів, адже сталева плита передасть всю кінетичну енергію кулі на людину, по відчуттям, хто знає, це можна порівняти із сильним ударом кувалдою в груди, відчуття не з приємних.

Переваги: не значна заперешкодна дія (мінімальна деформація); низька ціна.

Йдемо далі, керамічні плити. Хто отримав від держави сталеві плити і мав можливість знайти/позичити/придбати керамічні полити обов’язково це робив. Чому? Думаю ви і самі знаєте, але давайте по черзі.

Недоліки: помітна заперешкодна дія, в межах норми, та все ж значно вища а ніж у сталевої плити; чутлива до суттєвих падінь (у випадку серйозного падіння рекомендуємо перевіряти плиту на рентгені на предмет наявності мікротріщин).

Переваги: суттєво нижча вага плити (від 2,8 кг), максимальний рівень захисту – 6 ДСТУ (NIJ IV), відсутня імовірність рикошету, відсутня імовірність контузії внутрішніх органів, за рахунок того, що кераміка поглинає всю кінетичну енергію кулі, за принципом роботи пасивної безпеки у сучасних автомобілях, коли при ударі скошлається капот автомобіля і тим самим поглинається вся кінетична енергія. Тобто при влучання кулі сегмент кераміки руйнується поглинаючи всю енергію.

Ну і на завершення, поліетиленові плити. Їх цікавою особливістю є те, що на відміну від сталевих та керамічних плит, ці є вузько спеціалізованими, тобто підходять далеко не всім.

Такий варіант підійде краще бійцям спецпризначення, або ж поліцейським, і менше підійде для піхоти ЗСТУ. Жорстка НВМПЕ плита може мати від 2 до 4 класу захисту ДСТУ. Але знову ж таки давайте по порядку.

Недоліки: обмежений температурний режим використання, рекомендовано від -30°C до +40°C.

Переваги: надзвичайно низька вага, нижча за кераміку та суттєво нижча за сталь (вага такої плити може становити від 0,6 кг); не чутливі до падінь; помітна заперешкодна дія, в межах норми, та все ж значно вища а ніж у сталевої плити; відсутня імовірність рикошету.

Яку плиту обрати для себе вирішувати Вам. Можете обрати будь яку, в залежності від спеціалізації. Будь яку, але не сталь.

Керамика или сталь: как выбрать надежную бронеплиту

Качественный бронежилет – необходимость №1 для тех, кто защищает Украину. Надежность брони больше зависит от плиты, которая является главной «начинкой». Броня должна выдерживать поражения разного типа (пулевые, осколочные) и при этом – максимально легкой, ведь дополнительный вес амуниции затрудняет передвижение бойца. В этом материале подробно рассмотрим особенности плит из стали и керамики.

Стальные плиты

По статистике почти 90% бронежилетов, которыми пользуются украинские военные, комплектуются стальными плитами. Принято считать, что сталь лучше выдерживает попадание патронов (они «застревают» внутри брони).

Впрочем, здесь есть важные нюансы, на которые стоит обратить внимание при выборе такой плиты:

  • качество металла. Рассчитывать на надежность можно только в том случае, когда вы уверены в качестве бронестали. Выбрать изготовителя можно, убедившись в наличии сертификатов качества.
  • соответствие ДСТУ. Принадлежность бронежилета к определенному уровню защиты означает, что плита должна выдерживать поражение пулями конкретного типа. Для тех, кто находится на первой и второй линии фронта, желательно пользоваться бронежилетами не ниже, чем 4-5 класс.
  • наличие уплотнений. Например, плиты производства «Арсенал Патріота» имеют дополнительный слой специального войлока, который предотвращает рикошет и задерживает сердечники и обломки пули.

Прежде чем использовать стальную плиту, ее нужно отстрелять в условиях, максимально приближенных к полевым. Обычно производится по меньшей мере три выстрела разными типами патронов – и только после этого изделие получает «зеленый свет».

Самый главный недостаток стальных плит при их достаточно высокой эффективности – это вес. Представьте: «броники», которые раньше были у украинских военных, весили до 14 кг (!). «Арсенал Патріота» производит облегченные бронеплиты весом от 3,1 кг, не теряя при этом в качестве.

Керамические плиты

Комплектование «броников» керамическими плитами казалось интересной альтернативой стальным. Одно из заметных преимуществ – вес такой плиты существенно ниже (от 3 кг). Керамика поглощает всю кинетическую энергию пули. При попадании сегмент керамики разрушается, поглощая собой всю энергию.

Принцип «работы» такой плиты сравним с защитой автомобиля. При сильном ударе капот автомобиля сгибается, так же поглощая кинетическую энергию и смягчая возможные последствия для находящихся внутри людей.

Впрочем, достаточно надежная керамика внутри бронежилета, сама по себе является более хрупким материалом, чем сталь. Доставка таких плит не всегда будет удобной, ведь при падении вероятно образование микротрещин, что, безусловно, влияет на дальнейшую эксплуатацию. При использовании некачественного материала – при попадании пули, существует высокая вероятность поражения человека обломками керамики.

Выбирая материал для плиты, основное, что следует учитывать – дислокацию бойца и особенности его работы. В условиях активных боевых действий важнейшими являются надежность и легкость плит. Поэтому современные производители работают не только над улучшением защиты, но и уменьшением веса бронеплит. В частности, «Арсенал Патріота» налаживает производство облегченных плит весом 2.8 кг.

Современные общевойсковые бронежилеты российской армии

Современные общевойсковые бронежилеты российской армии

В настоящее время на снабжении российской армии состоит целый ряд общевойсковых бронежилетов. Эти изделия разрабатывались в течение нескольких последних десятилетий, и каждый новый проект использовал самые современные технологии и материалы. Подобное последовательное развитие позволило создать конструкции с высокими показателями защиты и эргономики.

Из конца девяностых

До начала двухтысячных годов основным бронежилетом (БЖ) российской армии было изделие 6Б5 в нескольких модификациях. В 1999 г. на вооружение был принят 6Б13, разработанный НПФ «Техинком». В дальнейшем массовое производство сделало такой БЖ одним из основных в армии. Несмотря на появление более новых и эффективных средств защиты, 6Б13 до сих пор остаются в ограниченной эксплуатации.

БЖ 6Б13 построили по традиционной схеме, но с применением современных материалов. Жилет полностью закрывал торс пользователя и защищал шею. предусматривались застежки с возможностью регулировки по росту и объему. Грудную и спинную секции жилета выполнили на основе тканевых бронепакетов. На груди находился один карман-чехол для бронепластины, на спине – два. В исходном варианте 6Б13 оснащался керамико-композитными пластинами «Гранит-4», обеспечивавшими защиту 4 класса.


Тканевые элементы изделия 6Б13 обеспечивали круговую защиту от легких низкоскоростных осколков; площадь такой защиты – до 55 кв.дм, в зависимости от размера БЖ. Грудные элементы «Гранит-4» выпускались в размерах от 7 до 9 кв.дм. Спинные – до 8,5 кв.дм суммарно. Общая масса жилета достигала 11 кг.

По мере продолжения производства и эксплуатации, предлагались улучшенные версии бронежилета. Были разработаны усиленные бронеэлементы, соответствующие 5 и 6 классу защиты. Изделие 6Б13М сохранило штатные элементы, но получило чехлы со стропами MOLLE / УМТБС.

Модульный принцип

В 2003 г. на вооружение был принят БЖ 6Б23 разработки НПП «КлАСС». Этот бронежилет достаточно быстро заменил ряд устаревших образцов и стал одним из основных изделий своего класса в нашей армии. Такой статус в целом сохраняется до сих пор.


Характерной особенностью нового жилета стали улучшенная эргономика и модульный подход к формированию защиты. В базовой модификации 6Б23 такой бронежилет использует тканевые элементы на основе 30 слоев материала ТСВМ-2. Они располагаются на груди, на спине и по бокам. Комплектация 6Б23-1 предусматривает установку грудной стальной бронепластины, а в 6Б23-2 применяются керамический элемент «Гранит-4М» на груди и стальные на спине. Тканевые блоки обеспечивают защиту 2 класса – от пистолетных пуль; стальные и керамические – 3 и 4 класса. Общая площадь жилета 6Б23 достигает 48 кв.дм. Из них по 8 кв.дм приходится на грудные и спинные элементы. Масса, в зависимости от используемых панелей, от 4 до 10,2 кг.

Усиление защиты

В 2010 г. стартовало серийное производство БЖ типа 6Б43 разработки «Техинкома». При создании этого изделия вновь использовался модульный принцип с возможностью получения разного уровня защиты. Кроме того, были приняты меры по повышению защищенной площади: жилет получил наплечники, придающие ему характерный вид.

В базовой конфигурации 6Б43 включает грудную, спинную и боковые секции, выполненные в виде единого изделия. К ним могут присоединяться наплечники и паховый фартук. В текстильном жилете размещаются защитные блоки из ткани «русар», соответствующие 1 классу. В соответствующие карманы также могут устанавливаться грудная, две спинные и две боковые керамические панели серии «Гранит» 5 класса.


В зависимости от размера, БЖ 6Б43 в полной комплектации может иметь общую площадь защиты до 69,5 кв.дм. Из них до 30 кв.дм приходится на керамические или тканевые элементы. Масса бронежилета без брони – 4,5 кг. Изделие с грудной и спинной панелями весит 9 кг, а полный комплект набирает 15 кг.

К настоящему времени 6Б43 успел получить широчайшее распространение и стать одним из основных отечественных бронежилетов. Именно такие изделия чаще всего можно наблюдать на военнослужащих, работающих в горячих точках или опасных районах.

Бронежилет для «Ратника»

В состав новой боевой экипировки военнослужащего (БЭВ) «Ратник» входит несколько средств защиты разных классов. Так, создан боевой защитный комплект (БЗК) 6Б49 в виде комбинезона или комплекта из куртки и брюк с гибкой тканевой защитой. БЗК выдерживает попадание осколков и пистолетных пуль. Также БЭВ «Ратник» включает шлем 6Б47 и современный бронежилет 6Б45.


БЖ 6Б45 по своей архитектуре в целом повторяет предыдущие изделия, однако имеет ряд конструктивных и технологических отличий. Сохраняются грудная, спинная и боковые секции, а также защита шеи. Наплечники и фартук в базовой комплектации отсутствуют. Тканевые бронепакеты обеспечивают защиту 1 класса. Керамико-композитные элементы «Гранит-5» защищают по 5А классу. Общая площадь бронежилета – 45 кв.дм, из них не менее 25,5 кв.дм приходится на броневые элементы. Масса изделия с керамической защитой – 8,7 кг.

Разработана штурмовая версия бронежилета – 6Б45-1. Она отличается наличием наплечников и фартука с противопульной защитой, дополнительными амортизаторами и усиленными керамическими панелями. В этом случае используются элементы «Гранит-6», соответствующие 6 классу. Также выпускается БЖ с комплектом обеспечения плавучести 6Б45-2.

Тенденции развития

Современная история отечественных общевойсковых бронежилетов восходит к началу восьмидесятых годов, когда было создано и принято на вооружение изделие 6Б2. Всего через несколько лет появились новые модели с теми или иными отличиями и преимуществами. Процесс модернизации существующих образцов и создания новых не прекращается до сих пор и приводит к новым интересным результатам.


За прошедшие десятилетия в разных конструкциях предлагались и реализовывались различные варианты архитектуры, а также внедрялись новые материалы. При этом наблюдался ряд основных тенденций. Так, БЖ 6Б2 начала восьмидесятых годов защищал человека за счет тканного блока из арамидного волокна (впервые в отечественной практике) и при помощи титановых пластин.

В дальнейшем такая схема сохранялась, а в девяностых появились БЖ с керамо-композитными элементами, сочетавшими более высокий уровень защиты и меньшую массу. Комбинированная структура с тканевыми и керамическими бронеэлементами активно используется и в современных конструкциях, однако в них применены современные материалы с повышенными характеристиками. Наиболее совершенные бронепанели для БД обеспечивают защиту от бронебойных винтовочных пуль – хотя и отличаются большой массой и высокой стоимостью.

Параллельно с материалами защиты совершенствовалась эргономика изделий. Также в дополнение к грудным и спинным секциям внедрялись новые элементы защиты – воротники, наплечники, боковые секции и фартуки разных конструкций. Эти элементы позволяли увеличить площадь защиты без неприемлемого роста массы.


Известно о продолжении работ по совершенствованию существующих конструкций бронежилетов и по созданию новых. Разрабатываются и испытываются перспективные материалы с уменьшенной массой и повышенной прочностью. Возможно изменение подхода к архитектуре средств защиты. В частности, развитие может получить идея защитного комбинезона с бронеэлементами на максимальной площади.

Ожидается, что бронежилеты и другие изделия на основе новых технологий и материалов войдут в перспективную БЭВ «Сотник». Какими окажутся ее элементы и как они будут отличаться от современных изделий – неизвестно. Но по основным характеристикам они обязательно будут превосходить существующие средства защиты.

СИЗ: плитник против бронежилета

СИЗ: плитник против бронежилета

В общем и целом у нас очень много разнообразных бронежилетов, как доставшихся в наследство от «более развитой цивилизации», так и более или менее современных. Например, 6Б23-1 (на вооружении с 2003 года), Корунд ВМК (появился в 1994 году), Кора-1 (принят на вооружение в 2001 году), а первый бронежилет серии 6Б был разработан в 1954 году специалистами Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ). Естественно, это далеко не весь список, поскольку под каждый вид деятельности и уровень защиты разрабатывались свои модификации и целые линейки.

За основу возьмём 6Б45 – единый общевойсковой бронежилет Вооружённых сил Российской Федерации, который входит в состав экипировки «Ратник». В основном бронежилеты этой серии сшиты хорошо и выполнены из качественных материалов, что обеспечивает износостойкость. И всё же ложкой дёгтя остаётся необходимость доводить его под себя.

Бронежилет 6Б45 штатно оснащается:

1. Арамидными пакетами. В непромокаемую оболочку арамид почему-то не одет, несмотря на то, что теряет свойства при намокании и в целом по чуть-чуть портится. Таким образом, по-хорошему нужно эти пакеты отпороть, запаковать в полиэтилен (например, пищевую плёнку), замотать армированным скотчем и пришить обратно. Последний пункт выполнить вручную реально, но ткань очень плотная и удовольствия от процесса вы точно не получите.


2. Климатико-амортизационными подпорами. КАПы – это очень и очень важно, так как грыжа или перелом от запреградного воздействия пули всё равно выводит бойца из строя. На мой взгляд, штатный КАП у 6Б45 слабоват, и его желательно поменять на коммерческий, благо они на липучках, и шить ничего не нужно.


3. Быстросбросом. Зачем-то он прикреплён к чехлу защиты шеи и, чтобы добраться до него, нужно сначала сорвать с липучек чехол. После этого можно добраться до троса и располовинить бронежилет на две части.


4. Плитами Гранит 5А. Как и все керамические плиты, Гранит 5А всегда требует арамидной подложки.

Весит всё это удовольствие примерно 8 кг, а допустимое время его непрерывного ношения составляет не менее 24 часов в базовой и 5 часов в штурмовой комплектации. Информация взята из руководства пользователя. Смущает, что указано время «от» и не указано «до».

Читаем дальше и видим предостережение крупными буквами: «При неправильной подгонке бж возможны перегрузка плечевого, тазобедренного суставов и смещение бронепанелей относительно жизненно-важных органов, что снижает время ношения бж и защищенность частей тела, соответственно». Опять нет информации о максимальном времени ношения бронежилета, но хоть о серьёзности последствий для здоровья написано.

Кстати, производителем крайне рекомендуется снять и просушить бронежилет при кратковременном воздействии влаги, и делать это желательно при температуре не менее 60–70 градусов по Цельсию в течение не менее 3 часов. При длительном или интенсивном намокании – не менее 24 часов в разобранном виде. Связано это, скорее всего, с арамидными пакетами.

У меня нет цели как-либо опорочить или раскритиковать 6Б45. Это хороший бронежилет с добротными защитными качествами, но вопрос удобства и последствий для здоровья от его длительного ношения остаётся открытым.

Плитоносцы

Название плитоносец или плитник происходит от оригинального названия Plate carrier. Фактически это просто чехол, который не имеет установленного класса бронезащиты, в отличие от бронежилета. Класс бронезащиты зависит от того, какая плита размещена внутри.

Почему так сложно? Потому что на родине плитоносцев в Америке плиты автономны и выпускаются сразу двухслойными. Например, стоящие на вооружении армии США плиты ESAPI. Первый слой у них из карбида бора, а второй из сверхмолекулярного полиэтилена высокой плотности (СВМПЭ).

Сам по себе плитник защищает только спереди и сзади. Можно вставить защиту в бока, если это предусматривает конструкция чехла. Можно донавесить защиту плеч, шеи и паха. В сумме вся эта конструкция даст примерно ту же площадь защиты, как у бронежилета, но глобально разница возникает в момент, когда в плитник установятся, например, упоры StKSS.

Упоры StKSS являются частью системы распределения веса созданной конструкторами компании Crye Precision. Задачей данной системы является перенос веса бронежилета с мышц спины и позвоночника на разгрузочный пояс для снижения утомляемости и снижения вероятности получения хронических травм позвоночника и спины в целом. Упоры изготовлены из специального углепластика для максимальной прочности при минимальном весе и размерах.


Работают они по такому же принципу, как и поясной ремень туристического рюкзака. Перенося вес на пояс, упоры разгружают плечи и позвоночник, что сильно облегчает жизнь бойца и даёт ему шанс избежать серьёзных проблем хотя бы с позвоночником. Колени, к сожалению, уберечь крайне сложно.

Еще существует корсет, который также служит для распределения нагрузки, но уже не требует пояса.


Кроме возможности разгрузить опорно-двигательную систему, плитники предлагают большие перспективы для размещения грузов на спине. Помимо подсумков или рюкзаков, на молле можно пристегнуть на молнию целую платформу.


Почему выбирают плитники?

Во-первых, потому что это удобно. Хорошо подогнанная и грамотно подобранная экипировка сильно облегчает жизнь и повышает эффективность действий. Возможность снять или поменять переднюю панель, установить корсет или упоры, поменять камербанды, заменить плечевые лямки или подушки, выбрать модули бронезащиты под себя – ничего этого не позволяют стандартные бронежилеты, но всё это влияет на «жизнь в броне».

Во-вторых, стоимость. Чехол – это расходник, который протирается, портится осколками, выходит из строя из-за поломок фурнитуры. Модульность плитника позволяет менять элементы, а не весь комплект целиком.

В-третьих, отсутствует необходимость доводить бронежилет «до ума» своими руками. Коммерческий рынок предоставляет уйму эффективных решений, благодаря модульности системы.

В-четвёртых, расцветки. Принятая МО РФ Флора EMR – это прекрасно, но камуфляж должен скрывать человека, а не преследовать цели бюрократии или соответствовать распоряжениям сверху.

К очень весомому аргументу можно также отнести тот факт, что армейские специалисты, сотрудники частных военных компаний, а также зарубежные коллеги предпочитают плитники бронежилетам. Это выбор людей, которые часто проводят в СИБЗ гораздо больше одних суток и желают выйти на пенсию настолько здоровыми, насколько это вообще возможно.

Кроме того, мои утверждения косвенно подтверждает сам Техинком, выпустив в 2020 году плитник «ОПР-4» или 6Б46, который начал поступать, например, спецназу ВДВ. К модульности на автомате Калашникова уже все привыкли, хотя она появилась относительно недавно, вероятно, лёд тронулся, и скоро в армии появятся модульные плитники.


Тем не менее, глядя на «ОПР-4», заметно, что производитель не стал сильно заморачиваться с перенятием опыта используемого в модных моделях. Вероятно, для этого нужно время. «Таков путь».

Возможные выводы

На мой взгляд, если до СВО на разницу между контрактниками и срочниками закрывали глаза и пытались одеть всех единообразно и универсально, то теперь игнорирование этих особенностей привело к тому, что мы видим на фотографиях с передовой. «Ратник» – отличный комплект для того, чтобы экипировать солдата срочной службы, но для задач профессионального военного он подходит, мягко говоря, не всегда.

А военнослужащий – это прежде всего профессия, в которой знания и эффективность растут с приобретаемым опытом. Каждый из нас предпочитает идти на приём к врачу с большим стажем в современную клинику, отдаёт технику в ремонт сервисам, обладающим всеми необходимыми инструментами, а на кассе – расплачиваться карточкой.

Почему наши профессиональные военные вынуждены покупать необходимые для работы инструменты за свой счёт? Почему важно вылечить молодого человека, обучить его в школе, возможно, даже дать высшее образование, а потом, потратив столько средств и времени, бросить его на произвол или выдать откровенно неудобную вещь? И после этого он отправится туда, где можно расстаться с жизнью буквально за несколько крайне неудачных минут. Столько времени и сил впустую из-за банально плохих инструментов или, например, не полностью выданной экипировки, потому что «не положено».

А вишенка на всём этом торте – это то, что, поменяв бронежилет на плитник, вы де-юре считаетесь человеком без брони. Связано это именно с методом сертификации и, помимо ранения, можно в довесок получить выговор со всеми последствиями.

Читайте также: