Крепление стального каната в клиновой втулке

Обновлено: 13.05.2024

Способы крепления канатов

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют на осях (пальцах), блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

Рис. 128. Крепление концов стального каната:
а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, е — петля с гильзо-клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4,5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки,- 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — пеТля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так. Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната, Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на i/з диаметра.

Петля с заплети.ой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец расплетен на пряди, каждая из которых пропущена затем несколько раз между прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее 4 для канатов диаметром до 15 мм и не менее 5 для канатов от 15 до 28 мм. Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната.

Петля с гильзо-клиновой (втулочно-шпо-ночной) заделкой (рис. 128, е) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами закладывают стальную каленую шпонку 8, протаскивая ее вместе с канатами примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулки на прессе (без нагрева) в обжимках.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают внутрь до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом аналогично рис. 128, а.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделкув конусную втулку с заливкой легкоплавким металлом (рис. 128, д). Конец каната заводят во втулку 12, расплетают пряди, обезжиривают проволоки, удаляют органический сердечник и концы проволок загибают в виде крючков. Затем в вертикальном положении втулку заливают расплавленным металлом.

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняют либо с помощью клина 13 в конусном гнезде барабана (рис. 128, е), либо с помощью прижимных планок 14, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, ж), либо на самом барабане.

Для временного крепления канатов, что особенно часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам. Разница заключается в том, что морские узлы вяжут из пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имеют смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а — е.

Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси тяговых ветвей, а оба конца одного каната выходить вмерте из петли второго. На концы канатов ставят зажимы, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.

Рис. 129. Узлы и петли из стальных канатов:
с — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел; 1 — свободный конец, 2 — зажим

Беседочный (морской) узел, простой штык (двойной узел), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два -каната разной толщины.

Книга: Башенные краны

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют концами на осях, блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления канатов к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — петля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так.


Рис. 128. Крепление концов стального каната: а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, в — петля с гильзоклиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — то же, с клиньями-вкладышами, ж — на барабане с помощью клина, з — то же, с помощью прижимных планок на торце; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, 11, 14 — клинья, 12 — зажим, 13 — конусная втулка, 15, 16 — клинья-вкладыши прямые и секторные, 17 — центральный клин, 18 — прижимная планка

Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната. Сложенный конец каната вместе с рабочей его частью соединяют зажимами (жимками). Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната.

Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната-1 со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на 113 диаметра.

Петля с заплеткой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец каната расплетен на пряди, каждая из которых несколько раз пропущена (прошита) через прокол между нерасплетенными прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее четырех для канатов диаметром до 15 мм и не менее пяти для канатов от 15 до 28 мм.

Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната, а количество проволок в пряди при последнем проколе должно быть уменьшено двое, т. е. половинное сечение пряди.

Петля с гильзоклиновой (втулочно-шпоночной) заделкой (рис. 128, в) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами Закладывают стальную каленую шпонку 8 и коуш 2. Шпонку вместе с канатами протаскивают обратно примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулку на прессе в обжимках без нагрева.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом 12.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделку в конусную втулку с залив кой легкоплавким металлом (рис. 128, д) или с клиньями, вкладышами (рис. 128, е). В первом случае конец каната заводя в предварительно залуженную втулку 13, расплетают пряди, обезжиривают и лудят проволоки, удаляют органический сердечник и конце проволок загибают в виде крючков. Затем нагревают втулку до 230 240° Сив вертикальном положении заливают расплавленным металлом

При заделке клиновыми вкладышами канат после расплетения проволок распределяется во втулке концентрическими окружностями В центр вставляется центральный клин 17, затем между проволок первого кольца прямые клинья 15. Следующая окружность составляется из секторных клиньев 16 и т. д.

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняю либо с помощью клина 14 в конусном гнезде барабана (рис. 128, ж) либо с помощью прижимных планок 18, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, з), либо на самом барабане.

Для временного крепления канатов, что особенно часто встречаете1 при монтажных работах, применяют петли и узлы, аналогичные морскими узлам. Разница заключается в том, что морские узлы, вяжут и; пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имею смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткость имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнят на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а—е.


Рис. 129, Узлы и петли из стальных канатов: а — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел, 1 — свободный конец, 2 — зажим, 3 — рабочая ветвь

Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы 1 канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси рабочих (тяговых) ветвей 3, а оба конца одного каната выходить вместе из петли второго. На концы канатов ставят зажимы 2, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.

Беседочный (морской) узел, простой штык (д войной узе л), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два каната разной толщины.

Нужен или нет зажим после клиновой втулки

При проектировании грузоподъемных машин конструктор может (а порой и должен) использовать типовые технические решения, проведя их анализ и экспериментальную проверку. При этом не допускается применять непроверенные или сомнительные решения, имеющих определенную степень риска. Для анализа различных рисков может помочь зарубежный опыт технических решений.

Например, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 в статье 2.7.3 предлагали несколько типовых способов крепления концов канатов. В недавно вышедшем техническом регламенте «О безопасности машин и оборудования ТР ТС 010/2011 (пункт 4 специальных требований безопасности к грузоподъемных машинам Приложения 2) есть такое требование: «…Качество заделки концов и способ крепления стальных канатов выбирают для обеспечения соответствующего уровня безопасности механизма и грузоподъемной машины в целом….». Наверное, основным критерием, обеспечивающим этот уровень безопасности, будет надежность крепления каната. Причем канат не только не должен выпасть из заделки, но и не должен повреждаться в процессе эксплуатации.

Способов заделки концов канатов много. Однако не обращали внимание, как различные изготовители грузоподъемных кранов устанавливают зажимы на свободных концах канатов после клиновой втулки?

Крепление конца каната в клиновой втулке применяется достаточно часто: в стреловых, башенных кранах, электрических талях и т.п.. Втулка представляет собой изделие из штампованной, кованной или литой стали. Применение сварных втулок не допускалось Правилами устройства и безопасной эксплуатации Ростехнадзора. Втулки различаются по грузоподъёмности и по диаметру используемых канатов. Крепление конца каната клиновой втулкой является наиболее надёжным и самодостаточным способом закрепления в тяговом органе механизма подъема, не требующим никакого дополнительного («страховочного») способа закрепления.

casar_sectional_view_wedge_socket.png

Обратимся к руководствам по эксплуатации ведущих отечественных краностроителей. В разделе о запасовке каната можно найти способы крепления, среди которых наиболее часто встречаются такие изображения, вошедшие во все отечественные учебники по кранам:


from_manual_strommachina_instalation_wedge_socket.png

Возникает резонный вопрос: зачем зажимая канат клином, устанавливать еще и канатный зажим? С одной стороны, это делается для того, чтобы конец каната не «болтался» и не «распушивался», но …

Изготовители из опасения выпадения каната из втулки (это возможно из-за несоответствия размеров клиновой втулки и клина диаметру каната), другими словами для «повышения надежности» узла крепления конца каната, устанавливают зажим. Причем азиатские производители порой устанавливают даже не один, а несколько:


from_manual_Dongjian_instalation_wedge_socket.png

При достаточно сильной затяжке гаек зажимов на канате теряется сам смысл закрепления клином во втулке, а канат начинает испытывать несвойственные для него нагрузки (смятие, работа на излом), что может привести к перераспределению усилий, когда линия нагрузки не совпадает с осью каната.



distortion_loading_axis_of_rope
incorrect_instalation_wedge.jpg

Есть другой подход - можно более ответственно подходить к подбору деталей.

Существуют другие способы установки зажимов (для контроля), на чем мы акцентируем внимание при испытаниях и сертификации грузоподъемных машин. Европейские, американские, некоторые японские производители устанавливают зажим на конце каната, не соединяя его с нагруженном ветвью:



casar_clamping_dead_rope_line_with_another_piece_rope.png

Более того, известные производители канатов даже обращают на это особое внимание, показывая последствия, к которым может привести крепление зажимом обеих ветвей каната.

rope_break_at_clamping_point.png

Например, рекомендуется из свободного конца каната после втулки сделать петлю и закрепить ее зажимом. В этом случае при уменьшении размеров петли можно сказать о проскальзывании каната во втулке.

casar_recommended_clipping_dead_rope_line.png

Это даже специально отражено в серии американских стандартов ASME B30:

dead_ending_rope_in_socket.png

В Правилах устройства и безопасной эксплуатации Ростехнадзора ПБ 10-382-00, как и в ПБ 10-257-98, внимание на этом особо не акцентировалось, хотя заметим, что способ с применением втулки в статье 2.7.3 указан отдельно от способа с использованием зажимов. Как известно из курса «Детали машин» из двух соединений всегда работает только одно. Тогда может все-таки стоит прислушаться к европейским производителям и взять на вооружение их опыт, предусматривая установку зажима только на свободной ветви каната? Получается, что надежность крепления зависит не сколько в количестве одновременно применяемых способов зажатия, а в исключении ошибок, которые могут при этом возникнуть, или другими словами – в уменьшении риска влияния человеческого фактора….Конечно, пользователь устройства должен неукоснительно соблюдать требования изготовителя, приведенные в руководстве по эксплуатации. Поэтому на изготовителе лежит ответственность при выборе того или иного технического решения.

Может стоит подумать об этом сейчас, чем потом кричать как Левша у Николая Лескова: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся»?

О нас

  • О нас
  • Сертификация и декларирование
  • Испытания
  • Прочие услуги
  • Полезная информация
  • Контакты

Мы также предлагаем следующие виды услуг


Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ

Книга: Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления

Стальной канат (рис. 3.1, a) состоит из проволок, получаемых воло­чением. Для изготовления проволок применяют качественную кон­струкционную сталь марки 60. Проволоки 1 свивают в пряди 2 (оди­нарная свивка), потом пряди свивают вокруг сердечника 3, в резуль­тате получается канат двойной свивки.

Сердечник каната может быть следующих видов:

· органический, изготовленный из органических волокон, пропитанных смазкой;

· металлический, изготовленный из стальных проволок. Канаты с
металлическим сердечником более жесткие.

На рис. 3.1, б показано, как прочитать конструкцию стальных кана­тов. Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом про­волок является более гибким.

Как различаются стальные канаты?

Стальные канаты различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки.

1. По назначению:

· канат грузолюдской (ГЛ);

2. По типу свивки прядей:

· канат с линейным касанием проволок в прядях (ЛК) (рис. 3.2, а);

· канат с точечным касанием проволок в прядях (ТК) (рис. 3.2, б);

· канат с точечно-линейным касанием проволок в прядях (ТЛК).


Рис. 3.1. Стальной канат двойной свивки:

а — устройство; б — обозначение конструкции; 1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

Канаты типа ЛК более гибки, чем канаты типа ТК. Пряди типа ЛК изготавливают из одинаковых по диаметру проволок (ЛК-О), разных проволок в наружном слое (ЛК-Р), разных проволок в разных слоях (ЛК-РО).

3. По сочетанию направлений свивки прядей и каната:

· канат односторонней свивки (О) (рис. 3.2, г) — с одинаковым на­
правлением свивки проволок в прядях и прядей в канате;

· канат крестовой свивки (рис. 3.2, в) — с противоположным на­
правлением свивки прядей и каната.


Рис. 3.2. Типы свивки стальных канатов:

а — прядь ЛК; б — прядь ТК; в — канат крестовой свивки; г — канат односто­ронней свивки

Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси.

Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручи­ванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов при­меняют канаты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к рас­кручиванию под нагрузкой. Существуют также нераскручивающиеся (Н) канаты, свитые из предварительно деформированных проволок.

На рис. 3.3 показано, как прочитать условное обозначение стального каната.

По каким признакам бракуют стальные канаты?

1. Число обрывов проволок на участках длиной шесть диаметров ка­ната (6dK)или тридцать диаметров каната (30dК) превышает допу­стимое.

Рис. 3.3. Условное обозначение стального каната


Рис. 3.4. Деформации стальных канатов:

а — корзинообразная деформация; б — перекручивание; в — выдавливание проволок; г — обрыв сердечника; д — залом; е — перегиб; ж — местное увели­чение диаметра; з — раздавливание

3. Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7 %
и более.

4. Уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или кор­розии.

5. При возникновении следующих деформаций:

· корзинообразная деформация (рис. 3.4, а);

· перекручивание (рис. 3.4, б);

· выдавливание проволок (рис. 3.4, в);

· обрыв сердечника (рис. 3.4, г);

· залом (рис. 3.4, д);

· перегиб (рис. 3.4, е);

· местное увеличение диаметра каната (рис. 3.4, ж);

· раздавливание (рис. 3.4, з);

· повреждение в результате температурных воздействий или
электрического дугового разряда.

Какими способами может быть выполнена петля на конце каната?

Петля на конце каната (заделка каната) при креплении его на кране, а также петля стропа может быть выполнена следующими способами:

· заплетка свободного конца каната (рис. 3.5, а) с установкой в пет­лю коуша 1;

· применение клиновой втулки (рис. 3.5, б);
установка винтовых зажимов (рис. 3.5, в);

· заливка легкоплавким сплавом в конусной втулке (рис. 3.5, г). Этот
способ применяют для канатов большого диаметра;

· другие способы в соответствии с нормативными документами.

Клиновая втулка 3 должна быть стальной кованой, штампованной или литой, применение сварных втулок не допускается. Канат закрепля­ется во втулке клином 2. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната. Втулки и клинья не дол­жны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Ось рабочей ветви 5 каната должна совпадать с осью отверстия втулки, в противном случае канат будет деформироваться.


Рис. 3.5. Способы выполнения петли на конце каната:

a — заплетка свободного конца; б — применение клиновой втулки; в — уста­новка винтовых зажимов; г — заливка в конусной втулке; 1 — коуш; 2 — клин; 3 — клиновая втулка; 4 — винтовой зажим; 5 — рабочая ветвь; 6 — скоба; 7 — планка; 8 — гайка

Крепление стального каната в клиновой втулке

Концевые крепления стальных канатов

Применение канатов невозможно без выполнения концевых креплений, предназначенных для соединения канатов с элементами подъемных машин и перемещаемых грузов. В практике подъемно­го машиностроения применяют два вида концевых креплений стальных канатов: неразъемные и разъемные.

Неразъемные концевые крепления канатов применяют при из­готовлении грузозахватных устройств (стропов), не являющихся собственной принадлежностью крана, а также для натяжения ка­ната, несущего кабельный токоподвод. В этих случаях на концах стального каната выполняют петли заплеткой — счаливанием, постановкой обжимной стальной или алюминиевой втулки или заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке. Последний способ более трудоемкий и дорогой, а потому широкого применения в подъемных машинах не полу­чил.

Разъемные концевые крепления стальных канатов применяют для соединения с барабанами лебедок, крюковыми подвесками и в отдельных случаях для строповки нестандартных тяжеловесных грузов. Как правило, для этого используют винтовые зажимы, клиновые втулки, специальные прижимные планки различного конструктивного исполнения или другие спосо­бы по утвержденным отраслевым нормалям.

Заплетка (счаливание) концов канатов получила широкое распространение и сохранилась из-за технологической простоты. К недостаткам данного способа следует отнести высокую трудоем­кость, необходимость применения тяжелого ручного труда, повы- шенный расход канатов (концы после заплетки отрубают), нару­шение структурной целостности каната в зоне заплетки и сниже­ние, его агрегатной прочности на 5—15% (в зависимости от диамет­ра каната и квалификации рабочего). Необходимо отметить, что применение в подъемных машинах счаленных (срощенных встык) канатов запрещено.

Для обеспечения правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних контактных напряже­ний от поперечных сил и предохранения каната от истирания о захватные устройства в процессе работы применяют специальные устройства — коуши, представляющие собой стальные изогнутые пластинки в форме несимметричного овала с желобчатым попереч­ным сечением.

Закрепление концов каната в обжимной втул­ке является более технологичным и прогрессивным. Диаметр за­крепляемых канатов до 36,5 мм. Основной деталью соединения яв­ляется овальная втулка из стали -20 или алюминиевых сплавов АДО, АД1, АД31, АМЦ. Конец каната пропускают через овальную втулку, изгибают для образования петли и вновь вставляют во втулку с противоположной стороны, после чего соединение обжи­мают в штампе.

Для выполнения разъемных концевых креплений стальных ка­натов наиболее широко применяют винтовые зажимы, состоя­щие из U-образной скобы и колодки. Количество зажимов в сое­динении не меньше трех. Шаг установки зажимов — не менее шес­ти диаметров закрепляемого каната. Диаметр закрепляемых кана­тов— 6—63 мм.

Клиновые соединения выполняют в кованых, штампо­ванных или литых втулках из стали с клином соответствующей конфигурации.

Крепление концов канатов на барабанах лебедок выполняют следующим образом: клиновым зажимом, вставляемым в гнездо в барабане, или прижимными планками, закрепляемыми внутри барабана (рис. 18, а), на торцовой (рис. 18, б) и цилиндрической поверхностях барабана. Длина свободного конца ка­ната за последней планкой должна быть не менее двух его диамет­ров.

Рис. 18. Концевые крепления каната на барабане лебедкиг а—клином, поджимаемым болтом, б, в—прижимными планками; 1—болт, 2—прижимная планка, 3—канат, 4—барабан

Крепление сварных круглозвенных цепей к гладким барабанам лебедок выполняют с помощью кованых крючкообразных зажи­мов, прикрепляемых к барабану болтами.

Применение стальных канатов невозможно без выполнения концевых креплений, предназначенных для соединения канатов с деталями механизмов грузоподъемных кранов и перемещаемыми грузами.

Конструкция концевого крепления каната должна быть простой, технологичной в изготовлении и эксплуатации, надежной, доступной для осмотра и удобной для замены каната (в случае разъемного соединения).

На грузоподъемных кранах применяют два вида концевых креплений канатов: неразъемные и разъемные. Неразъемные концевые крепления канатов применяют при изготовлении инвентарных съемных грузозахватных устройств и для натяжения вспомогательного каната, несущего кабельный токоподвод. В указанных случаях на концах каната выполняют петли путем заплетки (счаливания, рис. 18, а), установки обжимной стальной (алюминиевой) втулки (рис. 18,6) или заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке (температура плавления +450° С). Последний способ, более трудоемкий и дорогой, применения в грузоподъемных кранах не получил.

Рис. 18. Способы крепления конца стального каната: d — диаметр каната, I — длина концевого крепления, р — шаг установки зажимов

Разъемные концевые крепления стальных канатов применяют для соединения их с барабанами лебедок, крюковыми подвесками и в отдельных случаях для строповки нестандартных тяжеловесных грузов. Как правило, для этого используют винтовые зажимы для стальных канатов (рис. 18, в) и клиновые втулки (рис. 18, г), специальные прижимные планки или апробированные решения по утвержденным отраслевым нормалям.

Заплетка (счаливание) концов стальных канатов — наиболее простой и издавна известный способ, выполнение которого требует применения тяжелого, трудоемкого и малоквалифицированного ручного труда (рис. 18, а). Из-за простоты этот вид концевого крепления применяют и в настоящее время.

Для обеспечения правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних контактных напряжений от поперечной силы и предохранения каната от истирания о захватные устройства в процессе работы в петлю каната 1 вставляют специальную деталь — коуш (от одноименного голландского слова — круглая или овальная стальная обойма с желобом по наружной поверхности, рис. 18, в). Для применения в механизмах грузоподъемных кранов отечественная промышленность выпускает кованые и штампованные коуши по ГОСТ 2224—72 для канатов диаметром 2,2…82,5 мм.

Крепление конца каната в обжимной втулке является более простым, технологичным, экономически эффективным и прогрессивным способом. Диаметр закрепляемых канатов до 36,5 мм. Основной деталью соединения является овальная втулка 4 из стали 20 по ГОСТ 1050—74 или алюминиевых сплавов АДО, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784—74 (рис. 18, б).

Конец каната 1 пропускают через овальную втулку, изгибают для образования петли и вновь вставляют во втулку с противоположной стороны (при необходимости в петлю укладывают коуш). После чего собранное соединение обжимают в штампе под прессом или продавливают через волок. Необходимо помнить, что конец свободного (ненагруженного) конца каната обязательно должен выступать из обжатой втулки.

Среди разъемных концевых креплений наибольшее распространение получили винтовые зажимы для стальных канатов по ОСТ 24.090.51—80, изготовляемые ковкой и штамповкой из сталей марок ВСтЗпсб, ВСтЗсп5 по ГОСТ 380—71 и марок 20, 35 по ГОСТ 1050—74, а также литьем из стали марки 25Л-11 по ГОСТ 977—75. Зажим 6 для стальных канатов состоит из U-образной скобы и колодки, стягиваемых гайками (рис. 18, в). Диаметр закрепляемых канатов — 6…63 мм (всего 16 типоразмеров). Условное обозначение зажима для канатов диаметром 25…28 мм — Зажим 28 ОСТ 24.090.51—80.

Концевое крепление каната в клиновой втулке выполняют в соответствии с требованиями ОСТ 22—253—72 (рис. 18,г). Правила по кранам предусматривают применение кованых, штампованных или литых стальных втулок с клиньями соответствующей конфигурации. Применение чугунных втулок и клиньев, а также стальных сварных втулок запрещено. В основе принципа работы данного крепления лежат силы трения, возникающие между рабочими поверхностями втулки, клина и каната; при этом чем больше растягивающее усилие в канате, тем выше заклинивающая способность крепления.

Конец каната на барабане лебедки крепят при помощи прижимных планок, расположенных на цилиндрической (рис. 19, а) или торцевой (рис. 19,6) поверхностях барабана, либо вставляемых в полость прилива (утолщения), выполненного в стенке барабана (рис. 19,в). В отдельных случаях применяют клиновую втулку (рис. 19, г), аналогичную рассмотренной выше.

Наибольшее применение получили прижимные планки, установленные на цилиндрической поверхности барабана. Планки обычно прижимают одним болтом (шпилькой). Для обеспечения надежного концевого крепления Правила по кранам требуют ставить не менее двух планок. Диаметр закрепляемых канатов 10…43,5 мм. Длина свободного конца каната (за последней прижимной планкой) должна быть не менее двух диаметров каната.

Рис. 19. Крепление конца каната на барабане лебедки

Во избежание повреждения каната кромками прижимной планки изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее категорически запрещено. Крепление прижимной планки к барабану лебедки должно обеспечивать надежный контроль за состоянием крепления в процессе эксплуатации и удобный доступ для подтяжки болтов (шпилек) и при необходимости замены каната.

Следует помнить, что в соответствии с требованиями Правил по кранам на барабане лебедки между концевым креплением и ходовой ветвью каната постоянно должны находиться неприкосновенные (дополнительные) витки каната, которые никогда не должны сматываться с барабана, даже при опускании крюковой подвески в крайнее нижнее положение. Минимальное количество дополнительных витков каната— 1,5, что соответствует длине дуги обхвата барабана канатом Зл рад. Назначение указанных дополнительных витков каната — уменьшить величину усилия в канате под прижимными планками. В соответствии с законом Эйлера при данном угле обхвата усилие в закрепляемом конце каната будет в 2,5 раза меньше номинального (рабочего) усилия в ходовой ветви каната.

Читайте также: