Крепление стального троса на барабане лебедки

Обновлено: 18.05.2024

Канат – один из наиболее распространенных видов строп, применяемых в различных отраслях хозяйствования (промышленность, машиностроение, строительство) как гибкий элемент для захвата тяжелых объектов. Стальные тросы применяются на кранах и в прочих грузоподъемных механизмах. Их закрепляют на блоках, осях, проушинах крюков, клиновых втулках. Для фиксации на лебедках применяются, как правило, прижимные планки или клиновые втулки.

Способы крепления стальных канатов

Главное требование к закреплению канатов заключается в том, что он должен фиксироваться так, чтоб исключалась вероятность спадания с лебедки, блока или прочих основ, а также перетирания вследствие касания с частями конструкций. В зависимости от применения существуют различные методы фиксации тросов.

Существуют следующие способы крепления канатов кранов:

  1. Крепление с основной ветвью свободного конца заплеткой, или используя зажим тросовый. На окончании троса формируется петля с коушем.
  2. Во втулке из стали (литая, кованая, штампованная) клином либо с помощью заливки легкосплавным сплавом (свинец, цинк, баббит).
  3. На лебедках предусматривают специальные крепления. Кроме того, фиксация происходит с помощью клина в конусном гнезде, при помощи прижимной планки на торцевой поверхности реборды.

Крепление каната на барабане

Способ фиксации каната к лебедке должен быть предусмотрен конструкцией самого механизма. Он должен обеспечивать достаточный уровень надежности крепления.

Трос укладывается на барабанах с ребордами (бортами для предотвращения соскальзывания) в один или несколько слоев:

Края канатов крепятся к поверхности:

  • Клиновым зажимным приспособлением – разновидность зажимного элемента, когда заготовка закрепляется посредством простого клина, они применяются для повышения или изменения направления зажимной силы. На грузоподъемных механизмах применяются, когда необходима частая замена тросов.
  • прижимными планками – приспособления для фиксации тросов посредством прижатия их к поверхности, как правило зажимаются при помощи гаек, болтов или иных элементов с резьбой.

Наиболее распространенным считается метод фиксации на лебедках – при помощи прижимных планок.

Крепление концов канатов на оси

При необходимости закрепить края троса к оси широко применяются коуши. Это кованое, литое или штампованое кольцо желобчатого сечения. Коуш предохраняет от резких перегибов, заломов, уменьшает напряжение смятия и защищает от истирания об ось. Трос укладывается в желоб устройства и свободный край соединяется с основной ветвью.

К методам фиксации относят:

  • вплетение;
  • с помощью фигурных планок;
  • при помощи планок с трапециевидными канавками;
  • заливка;
  • клиновое.

Вплетение проволок канатных прядей с последующей оплеткой считается слишком трудоемким методом. Более распространены варианты с зажимными устройствами.

Крепление каната зажимами

Существует множество конструкций приспособлений для зажимания.

Устройства Г-образной формы считаются простейшими. Они представляют собой два загнутых болта. U-образные приспособления состоят из хомута в форме латинской буквы У на краях которого предусмотрена резьба. Гайки зажимают планку, прижимая соединение. Изделия зубчатой формы предусмотрены для предотвращения самораскручивания гаек.

Шаг между зажимными приспособлениями и длина свободного края от последнего не должна быть меньше, чем шесть диаметров троса.

Крепление страховочного каната

Страховочный канат – необходимая мера дополнительной безопасности, которая должна применяться, когда нет возможности закрепиться стропом предохранительного пояса за элемент конструкции. Должен снабжаться крепежным устройством, которое обеспечит удобство установки и снятия, перестановки и изменения длины строп.

Детали крепления должны быть рассчитаны на нагрузку 2200 кгс, обладать антикоррозийными свойствами или защитным покрытием, а также не терять свойств при работе в диапазоне температур от -45 до +50 градусов и относительной влажности 100%.

Крепится страховка на поясе, который надевает сотрудник. Для быстрой фиксации применяется, как правило, карабин.

Всё-таки узел.


Не люблю я этот способ крепления троса к барабану. Снимать трос не удобно. Да и узел пожирает много места. Зато держится он очень крепко.

Решил сделать некий компромисс. Уменьшил диаметр троса на кончике, вытянув и отрезав 4, можно 5 жил.

просунул это под скобой и завязал на самом конце узел. Он получился компактнее чем обычно.





Комментарии 37

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


ура нашел, запись то что надо!)…сегодня застрял, зацепился новой синтетикой.а барабан буксует…(трос на месте:))… опресованную клемму заводскую клемму сорвало(вернее трос из нее выскочил).трос был поперек барабана и на нем слой витков.и все равно буксовало,


странно, у нас исторически синтетический тросс кладут на барабан а потом просто сверху наматывают. если нормально затянуть то выдерживает очень большие нагрузки. иногда еще конец изолентой заматывают, засовывают в крепежное отверстие а потом также вдоль барабана и поверх троса 4-5 петель. при размотке оставляют примерно половину нижнего слоя. лебедь комап 9000, авто уаз, мосты соболь, лебежение при выходе на глиняную полку из лесной реки. глину прямо выпихивали бампером при лебежении. лебедь практически вставала но провернуть барабан внутри петель троса не смогла.
сами ездим в стандарте, лебедь комап 4000, авто нива, тросс 6мм вроде. практически такоеже лебежение но авто смогли закинуть на полку ходом. при лебежении лебедь вставала, авто протащили через полку пузом и тягового не хватало. тросс не сдернули.


У комапа барабан не греется, так как тормоз в редукторе стоит. Наверно
это основная причина проворачивания синтетики.

в принципе под нагрузкой тросс натягивается и сам своими петлями притягивает самого себя к барабану. проворачиванию противодействует сила трения, видимо трения не хватает. возможно действительно хватит паракорда для пропуска. наверное можно тросс "ополовинить" выпрядя и обрезав часть волокон. оставшуюся косу пропустить сквозь отверстие как у вас но не завязывать узел а пару раз пропустить косу через тросс (точно также как кевлар заплетают под коуш), а затем тросс под петли. мы тросс на барабане не крепим, максимум изолента чтобы затягивать удобнее было. хотя я честно не знаю выпрядется коса из троса потом или нет, не пробовал ни разу.


Так делать не надо. В ситуации когда Вы будете отвешиваться на спуске и будет мокрый тормоз, последний может под весом машины начать проворачиваться и машина начнёт движение вниз, если не будет узла то ограничения тоже не будет, машина вымотав трос продолжит лететь вниз.


Весьма я сомневаюсь, что узелок на тросе остановит катящиеся вниз 3 тонны.

зависит от узла. лично плел гибкие шаклы из старого кевлара. вполне нормально узел держал. там правда узел хитрый был и нагрузка относительно плавно увеличивалась

Ничего там от узла не зависит: барабан из лебедки вырвет вместе с узлом и на этом дело закончится.

так он туже нагрузку и держит. да он ее держит в статике а не рывком. но при скользящей размотке нагрузка тоже будет нарастать плавно

Какую "туже"? Когда трос размотается полностью и дело дойдет до узла, нагрузка возрастет плавно? Пожалуйста, вы меня очень обяжете, если будете обдумывать свои реплики и использовать знаки препинания, а то иногда я сомневаюсь, что верно вас понял.

PS. Извините, если прозвучало грубо, задеть не хотел.

все нормально. нагрузка будет зависеть от изменения скорости падения.

в любом случае я буду вязать тросс по старому, нет у меня таких ситуаций

Boss-OFFROAD

в принципе согласен но есть но. у нас равнинная местность, длинных спусков практически нет. у нас большая машина не ходит в соревнования а значит нет спешки и можно поискать другой путь. маленькая машина ходит в нижней категории и там такой фигни в принципе быть не должно. узел возможно и остановит машину но это должен быть полноценный узел либо тросс нужно целиком пропускать либо обводить барабан и вплетать в него самого, вот тогда будет действительно надежно.
но вообще идея правильная.

Касаемо лебёдок с отверстием в барабане необходимо расплести конечную часть троса на две половинки, одну пропустить сквозь барабан, вторую положить снаружи, далее связать обе части. ситуации на спуске может быть и не будет, а может и будет, в любом случае это безопасность, а её необходимо придерживаться.
могу ещё смоделировать ситуацию, трос запутался в витках, сами достать не можете, просите стороннюю помощь, человек цепляет Ваш трос и начинает ехать, Вы ему кричите "Стой, стой ", а он едет и не слышит Вас, снимает Ваш трос с барабана и уезжает, Вы вынуждены стоять и наматывать трос.

по безопасности в принципе согласен. полшанса лучше чем ничего. по поводу уехал и наматывать, та и леший с ним.
нет у нас таких ситуаций. просто нет. местность не та.


Каким образом связать эти 2 конца?


А может таки проще выбленочным или констриктором на барабан и не париться? По крайней мере констриктор пока еще ни разу не расползался.

Ранее писал. По второй ссылке как раз выбленочный. Но бывает его проворачивает пока он не затянется. Ну и наверно если будет сильный нагрев его тоже провернет.


А способ крепления металлического троса не могли бы порекомендовать.А то у меня на КомАпе задолбал трос из крепления срываться.Там в барабане сверление не на всю глубину и в него конец троса вставлен.И винтиком притянут.Хватает на 20 минут или на одну размотку полную

Просто трос надо чтоб был "заварен" на конце. Отверстие же можно и сквозным сделать. На комапе обычно от этой проблемы не страдают! Винтик можно взять длиннее, чтобы глубже завинтить.
Но можно ещё перед тем как закреплять трос сделать узел вокруг барабана, как на перво ссылке. Ну и, разумеется, при лебежении трос не выматывать, оставлять витков пять.


Мне советовать сложно, у меня стальной трос, но на счет кевлара возникают ассоциации с плетеным шнуром на спининге-такой узел на плетенке просто съедет, тем более кончик близко.

Книга: Башенные краны

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют концами на осях, блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления канатов к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — петля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так.


Рис. 128. Крепление концов стального каната: а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, в — петля с гильзоклиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — то же, с клиньями-вкладышами, ж — на барабане с помощью клина, з — то же, с помощью прижимных планок на торце; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, 11, 14 — клинья, 12 — зажим, 13 — конусная втулка, 15, 16 — клинья-вкладыши прямые и секторные, 17 — центральный клин, 18 — прижимная планка

Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната. Сложенный конец каната вместе с рабочей его частью соединяют зажимами (жимками). Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната.

Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната-1 со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на 113 диаметра.

Петля с заплеткой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец каната расплетен на пряди, каждая из которых несколько раз пропущена (прошита) через прокол между нерасплетенными прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее четырех для канатов диаметром до 15 мм и не менее пяти для канатов от 15 до 28 мм.

Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната, а количество проволок в пряди при последнем проколе должно быть уменьшено двое, т. е. половинное сечение пряди.

Петля с гильзоклиновой (втулочно-шпоночной) заделкой (рис. 128, в) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами Закладывают стальную каленую шпонку 8 и коуш 2. Шпонку вместе с канатами протаскивают обратно примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулку на прессе в обжимках без нагрева.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом 12.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделку в конусную втулку с залив кой легкоплавким металлом (рис. 128, д) или с клиньями, вкладышами (рис. 128, е). В первом случае конец каната заводя в предварительно залуженную втулку 13, расплетают пряди, обезжиривают и лудят проволоки, удаляют органический сердечник и конце проволок загибают в виде крючков. Затем нагревают втулку до 230 240° Сив вертикальном положении заливают расплавленным металлом

При заделке клиновыми вкладышами канат после расплетения проволок распределяется во втулке концентрическими окружностями В центр вставляется центральный клин 17, затем между проволок первого кольца прямые клинья 15. Следующая окружность составляется из секторных клиньев 16 и т. д.

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняю либо с помощью клина 14 в конусном гнезде барабана (рис. 128, ж) либо с помощью прижимных планок 18, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, з), либо на самом барабане.

Для временного крепления канатов, что особенно часто встречаете1 при монтажных работах, применяют петли и узлы, аналогичные морскими узлам. Разница заключается в том, что морские узлы, вяжут и; пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имею смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткость имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнят на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а—е.


Рис. 129, Узлы и петли из стальных канатов: а — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел, 1 — свободный конец, 2 — зажим, 3 — рабочая ветвь

Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы 1 канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси рабочих (тяговых) ветвей 3, а оба конца одного каната выходить вместе из петли второго. На концы канатов ставят зажимы 2, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.

Беседочный (морской) узел, простой штык (д войной узе л), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два каната разной толщины.

Рекомендации по установке и использованию канатов


1.1. При доставке каната на место хранения или навески барабан должен быть снят с транспортного средства грузоподъемными механизмами таким образом, чтобы не допускать повреждения каната и барабана. Запрещается сбрасывание барабана с канатом с транспортного средства или снятие способами, приводящими к его порче или нарушению слоя консервационной смазки.


1.2. Поступившие на хранение канаты необходимо осмотреть; оголенные при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участки каната смазать канатной смазкой. При этом смазка должна быть совместима с типом смазки, наносимой во время изготовления канатов. Замерить диаметр каната.


1.3. При длительном хранении канаты должны просматриваться по наружному слою и смазываться не реже, чем через6 месяцев.

1.4. Канаты должны храниться в проветриваемых помещениях или под навесом в условиях, исключающих попадание атмосферных осадков, вдали от паров и коррозионной атмосферы. Ось барабана должна быть параллельна полу, на котором установлен барабан. Нельзя укладывать барабаны непосредственно на землю. Они должны быть установлены на специальные настилы, подкладки-брусья или стойки.


2. Навеска канатов.

2.1. Навеска канатов должна производиться бригадой рабочих, ознакомленных с инструкцией по навеске, разработанной и утвержденной в установленном порядке для данного предприятия.

2.2. При проведении работ по навеске или замене каната необходимо обеспечить меры по предотвращению попадания на поверхность каната абразивных и загрязняющих материалов. Для этого работы рекомендуется проводить на специальном стенде из досок.


2.3.Выбор направления свивки при наматывании на барабан. Канат наматывается на барабан по винтовой линии, и при этом испытывает деформации изгиба, контакта и кручения, которые вызывают поворот его вокруг оси. Необходимо подбирать такое направление свивки, при котором в процессе наматывания канат перед укладкой на барабан закручивался; это будет способствовать сохранению плотности свивки.


2.4.Навеске нового каната должна предшествовать тщательная проверка состояния ручьев блоков системы и ручьев барабанов соответствующей лебедки. Диаметр ручья должен быть на5%-7,5%

больше номинального диаметра каната. Слишком узкие ручьи блоков защемляют и деформируют канат, нарушая его структурную целостность, что может привести к преждевременному выходу каната из строя. Слишком большие ручьи блоков создают недостаточную опору для каната, что ведет к увеличению контактных давлений и преждевременному разрушению проволок каната.


2.5. На лебедках с однослойной навивкой на барабан рекомендуется спиральная нарезка. При многослойной навивке необходима параллельная нарезка или одна из типичных систем (например, нарезка Лебуса, т.д.). Во всех случаях соответствующий шаг нарезки, зазор и глубина ручьев имеют основное значение для получения хорошей наработки каната.

вспомогательных лебедок размеры органов навивки канатов должны соответствовать требованию ГОСТ3241: диаметр шейки барабана должен быть не менее15 номинальных диаметров каната.

2.7. Перед размоткой транспортный барабан с канатом должен быть установлен на размоточное устройство, обеспечивающее горизонтальное расположение оси барабана и оснащенное

тормозным устройством для создания необходимого натяжения каната и во избежание образования петель и заломов. Слабина или неравномерность намотки каната приводят к чрезмерному износу, раздавливанию и деформации каната.



2.8. Барабан в размоточное устройство должен быть установлен таким образом, чтобы образование знакопеременных перегибов было исключено, например, для барабана лебедки с верхней намоткой каната необходимо разматывать канат с транспортировочного барабана сверху.


2.9. В случае размотки каната с бухты заранее отрезанного мерного куска, ее необходимо установить на поворотный разматыватель и тянуть за наружный конец каната, вращая бухту.

Запрещается разматывать канат с неподвижной бухты, так как это может привести к перекручиванию каната и образованию петель, что при эксплуатации может привести к образованию структурных дефектов на канате и значительному снижению сроков службы каната.


2.10. Размоточное устройство необходимо установить таким образом, чтобы угол девиации не превышал1,5 градуса в случае применения гладкого барабана и2,5° при использовании барабана с винтовой нарезкой, для того, чтобы обеспечить минимальный боковой износ каната при трении о соседний виток в случае гладкого барабана, и о боковую поверхность нарезанной канавки в случае использования барабана с винтовой нарезкой.


У шкива

Если при вхождении каната в шкив имеется угол девиации, то канат сначала контактирует с фланцем шкива. По мере прохождения через шкив канат опускается вниз по шкиву, пока не спустится на дно желоба. Во время этого процесса, даже под натяжением, канат будет вращаться и скользить. В результате вращения канат скручивается, т.е. в канате образуется кручение или кручение выходит из него, укорачивая или удлиняя шаг свивки наружного слоя прядей. С увеличением угла девиации увеличивается объем кручения. Для уменьшения этого объема до приемлемого уровня следует ограничить угол девиации до2,5°для барабанов с нарезкой и1,5° для гладких барабанов. При использовании некрутящихся, малокрутящихся канатов и параллельно свитых канатов(т.е. канатов, в которых

пряди и сердечник свиваются в канат за одну операцию) угол девиации должен быть ограничен до 1,5°. Тем не менее, для некоторых кранов и подъемных установок из практических соображений не всегда можно соблюсти эти общие рекомендации, влияющие на срок службы каната.

У барабана

Обычно рекомендуется, чтобы при навивке каната на барабан угол девиации составлял от0,5° до 2,5°. Если угол девиации слишком мал, т.е. менее0,5°, то канат будет нагромождаться у фланцев


В этой ситуации проблему можно уменьшить, установив «сбрасыватель» или увеличив угол девиации установкой шкива или механизма навивки. Если позволить канату нагромождаться, то, в конечном счете, он будет откатываться от фланца и создавать ударную нагрузку, как в канате, так и в конструкции механизма, что является нежелательным и небезопасным для эксплуатации. Слишком большие углы девиации будут


возвращать канат на барабан преждевременно, и создавать зазоры между витками каната вблизи фланцев, а также повышать давление на канат в точках пересечения. Даже там, где имеется спиральная нарезка, большие углы девиации неизбежно приведут к локализованным участкам механического повреждения, поскольку проволоки«цепляются» друг за друга. Это явление часто называют «интерференцией», но ее объем можно уменьшить выбором каната односторонней свивки, если позволяет запасовка. Эффект«интерференции» можно также уменьшить, используя канат из пластически обжатых прядей, который имеет намного более гладкую поверхность, чем канаты обычных конструкций. Можно также использовать плавающие шкивы или специально спроектированные компенсирующие устройства для уменьшения воздействия угла девиации.

2.10. При необходимости резки каната на него с каждой стороны от места разреза предварительно должно быть наложено из мягкой проволоки не менее трех перевязок, длиной равной величине два-три диаметра каната. Отрезку каната производить электросваркой с одновременным завариванием торца.


2.11. Для навески нового каната с помощью старого рекомендуются следующие виды заделок концов и соединений:

Читайте также: