Мебель из гнутых стальных трубок

Обновлено: 16.05.2024

Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти

Войти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История дизайна мебели

В 1840 году мебельная фабрика Михаэля Тонета начала производить необычную для того времени мебель - из гнутой древесины. Эти модели (среди которых самая известная - "венский стул" - дожила до нашего времени) оказали существенное влияние на развитие дизайнерской мысли. Но "гнутая" история имеет дальнейшее, уже "металлическое", продолжение.

Новый способ изготовления мебели лишил ее массивности и изменил веками не менявшуюся форму. Это была одна из идей, раскрепостивших сознание людей конца XIX века. К тому же появилось машинное производство и стало ясно, что вещи можно делать теперь любой формы. Далее за художественное осмысление нового принципа взялись профессионалы - архитекторы.

На рубеже XIX и XX вв. мастера модерна начали делать новую мебель, воплощая свой творческий манифест (Антонио Гауди, Чарльз-Ренни Макинтош и др.). Их интересовала новая форма, а не технология. Архитекторы все больше осознавали себя законодателями мод, хотя дизайн еще не выделился в самостоятельную сферу искусства. Свободная форма зданий с конца XIX столетия была обусловлена бурным развитием производства прокатной стали. Сооружения из металла, металла и стекла, канатов и металла конкурировали с еще одним новомодным типом конструкций - из железобетона. Главной же художественной идеей во всех этих случаях было использование "чистого" каркаса без всяческой мишуры. Следующим шагом в развитии этой тенденции (по времени это 1925-1939 годы) стала мебель из гнутых стальных трубок.

В 1925 году архитектор Ле Корбюзье, известный своими новаторскими проектами, вместе с другими архитекторами авангарда заинтересовался возможностями гнутой древесины при проектировании мебели для интерьеров своих зданий, но довольно быстро перешел с древесины на гнутые стальные трубки.

Дизайнер Марсель Брейер с 1925 года разрабатывает в Баухаузе (немецкой высшей архитектурно-художественной школе) мебель из стальных трубок. В 1927 году фирма "Стандард" запатентовала самобалансирующуюся конструкцию Марта Стама. Самобалансирующийся стул - на консоли, без задних ножек, можно назвать самым главным достижением рационального дизайна мебели. Первая "действующая модель" стула самобалансирующейся конструкции Марта Стама была сделана из газопроводных труб. Стул Стама отличался четким кубистическим контуром, конструктивной "прозрачностью" и парадоксальностью идеи - сидящий "висел" в воздухе. Сиденье и спинка из натянутой ткани или плетеной кожи были почти плоскими. Трубка имела небольшой радиус изгиба и образовывала замкнутый контур. Такая конструкция отлично воплощала эстетику геометрического формализма, но плохо пружинила.

В 1928 году появляются проекты мебели Ле Корбюзье и его коллег Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Их пускает в массовое производство фирма Тонет-Мундус. В 1931 году такую мебель спроектировал архитектор мирового масштаба, директор Баухауза Людвиг Мисс Ван дер Роэ. Мисс Ван дер Роэ увеличил диаметр трубки, радиус изгиба передних ножек и вынос консоли - конструкция потеряла кубическую форму и приобрела упругость. В отличие от стула Марта Стама, этот стул имел коммерческий успех и производится до сих пор.

В 1930-е годы новый дизайн мебели стал массовым. Ле Корбюзье и Мис Ван дер Роэ делали ставку на такую мебель практически во всех своих архитектурных проектах и постройках. Ле Корбюзье предложил мобильный каркас для кресла-кровати (широко известное "комфортабельное кресло"). Мис ван дер Роэ обтянул стул плетеной сеткой (реплика на традиционную тему). У него в мебели вообще появилась некоторая кривизна (кресло "Барселона" и т.д.). С этого времени, пожалуй, в жилых помещениях и офисах появились диковинные конструкции, которые, тем не менее, вполне отвечают своему функциональному назначению. Мебель из гнутых стальных трубок развивала такие идеи художественного авангарда, как функциональность, стандартизация, применение новых технологий.

Принцип Тонета : Мебель из гнутой древесины и стальных трубок. — Нюрнберг, 1991

Принцип Тонета : Мебель из гнутой древесины и стальных трубок / Общее руководство: проф. д-р Герхард Ботт, генеральный директор Германского национального музея (Нюрнберг) при сотрудничестве с Александром фон Вегезак ; Перевод: Тамара Кун. — Нюрнберг : Издательство Германского национального музея, 1991
Принцип Тонета : Мебель из гнутой древесины и стальных трубок / Общее руководство: проф. д-р Герхард Ботт, генеральный директор Германского национального музея (Нюрнберг) при сотрудничестве с Александром фон Вегезак ; Перевод: Тамара Кун. — Нюрнберг : Издательство Германского национального музея, 1991

Принцип Тонета : Мебель из гнутой древесины и стальных трубок / Общее руководство: проф. д-р Герхард Ботт, генеральный директор Германского национального музея (Нюрнберг) при сотрудничестве с Александром фон Вегезак ; Перевод: Тамара Кун. — Нюрнберг : Издательство Германского национального музея, 1991. — 266 с., ил. — ISBN 3-926982-22-5

Предисловие

Подобную культурно-историческую выставку нельзя охватить лишь изложением эстетических категорий. Эта выставка дает обширную оценку всемирно известному предприятию братьев Тонет, а также является вкладом в изучение истории дизайна и индустриальной культуры.

В первую очередь мне хотелось бы поблагодарить господина Георга Тонета из Франкенберга за его великодушную поддержку, которую он оказывает нам не в первый раз. Выставка „Принцип Тонета — мебель из гнутой древесины и стальных трубок“ завершает знаменательный год фирмы Братьев Тонет: в этот год фирма отметила свой столетний юбилей, а Георг Тонет — свое восьмидесятилетие.

Моя благодарность относится также и ко всем тем, кто принял участие в подготовке и оформлении выставки, а также в составлении каталога. И особенно мне хочется поблагодарить Александра фон Вегезак и его сотрудников за всю ту высокую компетентность и постоянную активную помощь, которые заложили основу для проведения данного мероприятия.

Организация этой выставки была бы невозможна без большой помощи коллег из Голландии, Австрии и прежде всего из Чехословакии, которые предоставили нам различные экспонаты, а также написали статьи для каталога. Благодаря поддержке Министерства иностранных дел в Бонне появилась возможность показать нашу выставку после её завершения в Нюрнберге, Чехословакии, Польше, на Украине, также и в России: сначала в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге.

Здесь я вынужден ограничиться, назвав из сотрудников Германского национального музея лишь д-ра Клауса Пезе и д-ра Урсулу Петерс, в функции которых входили организация выставки и редакция каталога.

Вступление

В сферу деятельности Германского национального музея входят не только исследования по истории искусства и культуры, но и демонстрация вытекающих отсюда результатов исследования в форме выставок и каталогов. Особенность темы — мебель для сидения из гнутой древесины и стальных трубок богатой традициями фирмы Тонет — заключается в том, что в ней затрагиваются также многие проблемы истории искусства, экономическая и социальная ситуация последних 150 лет. Всё то, что создал основатель фирмы Михаэль Тонет, из Европы проникло во все уголки земного шара. Вряд ли можно найти еще изделия подобного рода и подобного международного ранга как продукты фирмы Тонет. Сегодня, как и вчера, мебель для сидения Тонета популярна во всем мире, её можно увидеть почти во всех музеях.

Германский национальный музей рад провести выставку „Принцип Тонета — мебель из гнутой древесины и стальных трубок“ не только в Федеративной Республике Германии, Чехословакии, Польше, но и на Украине, в России и Латвии. Одна из важнейших задач во время моего пребывания на посту министра иностранных дел заключалась в нормализации отношений между СССР и ФРГ на благо народов наших обоих государств. С тех пор уже многое достигнуто, однако еще многие проблемы нуждаются в разрешении. Из своего опыта мы поняли, что обмен в области искусства и культуры раскрывает много возможностей для взаимопонимания. Поэтому для меня особая радость в том, что мы смогли организовать эту выставку. Мне хотелось бы пожелать данной выставке больших успехов. И я убежден в том, что она сможет внести большой вклад в рамках культурного обмена между нами и нашими восточными соседями.

Металлическая мебель из гнутых трубок

В 1840 году мебельная фабрика Михаэля Тонета начала производить необычную для того времени мебель - из гнутой древесины. Эти модели (среди которых самая известная - "венский стул" - дожила до нашего времени) оказали существенное влияние на развитие дизайнерской мысли. Мы об этом уже рассказывали. Но "гнутая" история имеет дальнейшее, уже "металлическое", продолжение.




Из серийных моделей к стулу Марта Стама ближе всего стул "Тонет" Марселя Брейера. Марсель Брейер в 1925 году первым начал работы над мебелью из гнутых стальных трубок. Его первый стул "Василий" 1925-1927 гг. (модель "Wassily" названа в честь профессора Баухауза, русского художника Василия Кандинского) не имел консольной самобалансирующейся конструкции. Брейер соединил каркас стула с тканью, заменившей мягкие (набивные, пружинные) детали. Отчасти он придал мебели достоинства гамака.

В России также работали в этой области. Знаменитый Татлин на основе металлических трубок создал пространственную систему, не менее сложную, чем в деревянных стульях Тонета. В его модели стула, разработанного вместе со студентами Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), есть достоинства и модерна (сложная рациональность формы), и авангарда (конструктивность).

Алвар Аалто проектирует мебель, сильно напоминающую металлическую, но из дерева. Деревянные полосы изогнуты в одной плоскости, а фанера "изображает" натянутую ткань. Кстати, к разработке и производству мебели из дерева фирма "Тонет-Мундус" вернулась только в 1970-е.

Разработки 1930-х характеризуются усложненными формами и прямым плагиатом. Например, Эрнст А. Плишке проектирует кресло, для которого понадобилось почти 10 м трубки. О простоте сборки не могло быть и речи.

Появляются стулья без передних ножек, стулья с двойным изгибом консоли, стулья, где пружинящий эффект стал слишком сильным и для удобства сидения была сделано подпорка. В самобалансирующейся конструкции с подлокотниками сиденье со спинкой и несущий каркас можно рассматривать как отдельные части, стул состоит из одной (или двух - левой и правой, когда замкнутость контура уже не очевидна) линии каркаса и нескольких плоскостей сиденья, спинки и подлокотников.



Среди оригинальных конструкций стоит упомянуть кресло, спроектированное Пьеро Боттони для Тонет-Франс, в котором несущий каркас образовывал одновременно подлокотники и спинку, а сиденье парило в воздухе, подвешенное на растянутых канатах; стул ганноверского архитектора Ганса Ницшке, представленный приблизительно в 1932 году в журнале "Abstrakten kabinett" русским мастером авангарда Эль Лисицким. Он относится к наиболее продуманным композициям - два трубчатых контура переплетены друг с другом таким образом, что для стабильности конструкции не нужны никакие дополнительные поперечные соединения. После этого было много конструкций, альтернативных самобалансирующимся консолям: классические спиральные пружины, консоли на подпорках, - однако черту в развитии самобалансирующихся конструкций подвел все тот же Брейер. Он решил смонтировать два полукруглых стержня по обе стороны самобалансирующейся конструкции. Такая конструкция позволила использовать не сталь, а алюминий.

После Второй мировой войны каркас из стальных трубок используют вместе с гнутым деревом (фанерой) и пластмассой (которой можно придать любую форму). Стальные трубки по-прежнему предпочитают гнуть в одной или нескольких плоскостях, повернутых друг относительно друга примерно на 90?, т. е. каркас сохраняет эстетику "прямого угла", характерную для авангарда. Новые идеи дизайнеров воплощаются в сиденье и спинке, выполняемых, например, из таких материалов, как дерево или пластмасса.








После Второй мировой войны стиль трубочной мебели вновь возродился, чтобы продолжить развитие на новом витке - в интерпретации стиля хай-тек (как программное художественное осмысление новых технологий), в пластмассовой, еще более массовой и еще более "раскрепощенной" органической мебели.





Все современные тенденции развития дизайна, даже такие противоречивые, как, например, деконструктивизм, опираются на принципы первой массовой мебели - из гнутого дерева и гнутых стальных трубок. В садовой мебели гнутый металл уступил место пластмассе, форму сиденья диктует отдельная наука - эргономика, а сталь в мебели все равно трубчатая и хромированная.

Мебель из хрома

Mebelhrom1.JPG

Большинство покупателей, в процессе выбора мебели для дома и дачи, офиса или ресторана, сталкиваются с необходимостью решения проблемы качества, долговечности и эстетичности приобретаемого предмета интерьера. Инновационные технологии в области мебельного производства предлагают самый оптимальный выход – покупка мебели из хрома. Она органично вписывается в интерьер практически любого помещения, обеспечивая при этом максимальную прочность и практичность.

История развития

Мы привыкли воспринимать мебель и ее фрагменты из гнутых металлических трубок как что-то сугубо практичное, утилитарное. А ведь несколько десятилетий назад идея использования таких конструкций стала настоящим прорывом в мебельном дизайне.

В 20-е годы прошлого столетия в этом направлении работали прогрессивные дизайнеры в разных странах. В Голландии – Март Стам, в Венгрии – Марсель Брейер, в Германии – Мис ван дер Роэ. Свой вклад в историю вопроса сделали легендарные Ле Корбюзье и Эйлин Грей.
В поисках новых форм в 20-е годы прошлого века дизайнеры-авангардисты начали создавать мебель из гнутых трубок, а в 30-е новый дизайн укоренился в мебельной индустрии, принеся с собой новые технологии, а также идеи рациональности и стандартизации.

Рассказывают, что первые образцы (это были стулья) собирали из водопроводных и газовых труб. А венцом экспериментов стал стул Cantilever с каркасом из замкнутой гнутой трубки. Стул, у которого нет традиционных четырех ножек – изобретение века! Постепенно появились и другие новшества – например, гнутые трубки овального сечения: их, рассчитав напряжение металла, научились делать немецкие мебельщики.
Модные тенденции последних лет в мебельном дизайне широко предлагают использование в качестве особо изысканных элементов детали из хромированных труб. Барные стулья, всевозможные табуреты, опорные конструкции для столов и многие другие части мебельного декора изготавливают именно из таких материалов.

Материал труб (покрытие плюс технические требования)

Сегодня подобные конструкции уже никого не удивляют , хотя плавные очертания сверкающих металлических деталей по-прежнему притягивают взгляд. Такими красивыми и блестящими они становятся благодаря покрытию – чаще всего из хрома или никеля, – которое используется не только для декора, но и для придания металлу особых качеств.

Хромирование придает стали дополнительную твердость и защищает от коррозии, никелевое покрытие увеличивает износостойкость. Хромирование и никелирование металла происходят в гальванической ванне, наполненной электролитическим раствором. В зависимости от состава электролита и особенностей технологии поверхность получается зеркальной или матовой, а покрытие может иметь разную толщину. Каркасы из хромированной стали долговечны и выдерживают большие нагрузки. Для этого производителями мебели из хромированной трубы используется труба толщиной минимум 1 мм., (лучше 1,1-1,2 мм.). Труба должна иметь равномерное хромирование по всей длине, цвет хромового покрытия трубы должен быть европейского стандарта без желтых, серых и др. пятен, качество гальванического покрытия и качество металла должно позволять изгибать хромированные трубы без излома трубы и без дефектов поверхности и отслоения хрома, в производстве хромированных труб должен использоваться экологически безвредный трехвалентный хром, не оказывающий вредного воздействия на человека.

Изготовление гнутых труб для мебели из хрома

Существуют специализированные станки позволяющие изготавливать комплектующие для стульев, столов, банкеток и торгового оборудования из хромированной трубы. На таком оборудование возможна гибка хромированной трубы диаметром 10, 16, 25 см. Возможна гибка круглой и профильной трубы другого диаметра. Гибка хромированных труб возможна под углом 90, 180 и 360 градусов (кольцо) разного диметра. Так же возможно изготовление дуг, п-образных заготовок для ножек стульев. Привод на таком оборудование может быть как пневматическим так и электрическим или ручным.

Преимущества мебели из хрома.

Мебель из хрома можно встретить на предприятиях общественного питания, в офисах, в промышленных заведениях, учебных заведениях, спортивных комплексах и даже в домашнем интерьере. В сравнении с деревянной мебелью, хромированные изделия обладают явными преимуществами: высокая пожаробезопасность и стойкость к воздействиям агрессивной внешней среды. Даже в условиях длительных сильных перепадов температуры конструкция хромированного стула останется невредимой. С точки зрения экологической безопасности у хромированной мебели есть еще одно преимущество перед обычной мебелью из ДСП - в конструкциях из хромированных труб не применяются смолы и органические соединения.

Технические характеристики хрома позволяют широко применять его при производстве водопроводных систем, полотенцесушителей, для повышения прочности конструкций, из хромированных труб производят детали для автомобилей, а также большинство конструкций торгового оборудования, стоек, стендов, полок. В качестве элемента конструкций хромированные трубы обладают рядом несомненных достоинств: легкий монтаж и демонтаж, способность к быстрой трансформации в зависимости от целей и особенностей места для установки, стильный и современный вид.

Наиболее востребованные изделия из хрома для дома

Стулья и табуреты. Столовые, кухонные стулья присутствуют в каждом доме, в каждой квартире на кухне, в гостиной, спальне. Также, обеденные стулья обязательны для ресторана, кафе, бара, гостиницы. Барные стулья позволяют оформить интерьер бара, кафе, ресторана, обеденной зоны квартиры или офиса в полном соответствии с замыслом дизайнера и концепцией помещения: от закрытого элитного клуба до брутального "салуна".

Mebelhrom4.JPG

Табурет или табуретка является простейшим изделием для того, чтобы присесть. Практически все производители мебели из хрома начинали своё производство именно изготовляя табуретов.

Кухонный уголок.

Mebelhrom5.JPG


Кухонный уголок диван является комплексной конструкцией, которая состоит из нескольких элементов, один из которых - угловая секция. По форме угловые диваны, кухонные уголки могут различаться: с одинаковыми или разными сторонами длины, буквой «П», «Г» или какой-либо другой фигуры. Наиболее оригинальные модели кухонных уголков оснащены угловой секцией, которая является ещё и кофейным столиком.

Подстолья.

Металлические хромированные подстолья в наибольшей степени подходят для кухни или гостиной, если их, конечно, скомбинировать со столешницей. Более всего на сегодняшний день востребованы металлические хромированные подстолья и столы. Подстолья металлические воплощают в себе традиционную конструкцию: подобные подстолья представляют собой каркас и четыре опоры. Дизайн хромированного металлического подстолья во многом определяет выбор материала столешницы: стекло, ДСП, экзотический верзалит.

Вешалки.

Вешалки — наиболее привычный элемент каждодневных будней. С вешалки начинается наша квартира или дом. В основном бывают 3 типа вешалок: напольные, настенные, прикроватные.

Заключение

Благодаря своей универсальности, эффектности и необычайной практичности хромированные трубы занимают особое положение в сфере мебельного дизайна. Толщина и форма каркаса изделия дает каждому предмету мебели свой неповторимый облик. Блеск этих частей делает их совместимыми с гламурным стилем интерьера помещения, в то время как простые геометрические формы делают эту мебель идеально подходящей для современных пространств.

Помимо эффектного внешнего дизайна изделий и конструкций из хромированных труб, их качества остаются на высоком уровне, присущем металлическим изделиям вообще.
Единственное, о чем необходимо помнить при активной эксплуатации изделий из хромированных стальных или медных труб – это о повреждении хромированной поверхности. Если путем механического повреждения нарушается хромированный слой поверхности трубы, то деталь или изделие нужно срочно либо заменить, либо произвести хромирование снова. Повреждение хромированного верхнего слоя ведет к тому, что труба потеряет свою надёжную защиту












Читайте также: