Нержавеющая сталь для судостроения

Обновлено: 05.05.2024

К нержавеющим относят стали с содержанием хрома не менее 10,5 %. Их общее свойство – высокая коррозионная стойкость. При этом различают несколько видов и типов нержавеющих сталей, а количество известных марок исчисляется десятками. В целом такие материалы можно классифицировать по нескольким признакам.

1. Основные свойства

По основным свойствам нержавеющие стали делятся на три типа:

  1. Жаропрочные отличаются термостойкостью и способностью сохранять механическую прочность при высоких температурах. К ним относятся марки AISI 310 (20Х23Н18), AISI 309 (20Х20Н14C2), AISI 314 (20Х25Н20С2) и другие.
  2. Коррозионностойкие хорошо переносят длительные контакты с агрессивными средами. К ним относятся марки 12Х17, 40Х13, 20Х13 и другие.
  3. Жаростойкие обладают одновременно свойствами жаропрочных и коррозионностойких сталей: они хорошо переносят длительные контакты с агрессивными средами при температуре более 500 °С. К ним относятся марки 15Х25Т, 15Х6СЮ, 08Х17Т и другие.

2. Химический состав

В зависимости от химического состава различают три вида нержавеющих сталей:

  1. Хромомарганцевые и хромомарганцевоникелевые стали отличаются повышенным содержанием марганца и никеля. При добавлении этих элементов стали упрочняются и становятся износостойкими. Их удобно использовать в условиях повышенной истираемости. К таким относятся марки 07Х21Г7АН5, 03Х20Н16АГ6, 10Х14Г14Н4Т и другие.
  2. Никелевые и хромоникелевые стали содержат больше никеля. Он повышает пластичность, вязкость и ударную прочность материалов. Такие стали хорошо переносят холодную и горячую деформацию. К ним относятся марки 08Х18Н10, 02Х18Н11, 12Х18Н10Т и другие.
  3. Хромистые стали – это нержавеющие стали в чистом виде. Их главное достоинство – коррозионная стойкость. К ним относятся марки 08Х13, 12Х13, 15Х28 и другие.

Металлопрокат

Из нержавеющей стали изготавливают различные виды металлопроката

3. Структура

Еще один способ классификации нержавеющих сталей – пространственная структура кристаллов. На нее оказывают прямое влияние вид и количество легирующих элементов. В зависимости от особенностей структуры различают четыре типа нержавеющих сталей:

  1. Ферритные содержат мало углерода (не более 0,15 %) и до 30 % хрома. Такие материалы обладают отличными магнитными свойствами, пластичностью, способностью к холодной деформации и устойчивостью к воздействию агрессивных сред. Их часто используют в химической и тяжелой промышленности, при изготовлении бытовых электроприборов или отопительных приборов. К ферритным относятся марки AISI 409 (из нее изготавливают столовые приборы), AISI 410 (из нее изготавливают емкости для продуктов, содержащих алкоголь, детали котлов, фильтры), AISI 430 (из нее изготавливают емкости для пищевых продуктов, подлежащих высокотемпературной обработке) и другие.
  2. Аустенитные содержат не менее 7 % никеля и около 18 % хрома. Такие материалы обладают кислотоустойчивостью, высокой прочностью и твердостью, отличной пластичностью, хорошей свариваемостью и высокой коррозионной стойкостью, но не имеют магнитных свойств. Их активно используют в разных отраслях промышленности. К аустенитным относятся марки AISI 321 (ее используют в технологических линиях на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях), AISI 201 (из нее изготавливают емкости и трубы, контактирующие с органическими кислотами), AISI 304 (ее используют для изготовления трубопроводов на химических и пищевых предприятиях) и другие.
  3. Мартенситные содержат 11–13 % хрома и до 0,5 % углерода. Такие материалы обладают высокой прочностью, твердостью, износостойкостью, упругостью и коррозионной стойкостью. Они удобны для изготовления режущих инструментов, турбин и ответственных конструкций. К мартенситным относятся марки AISI 420 (ее используют для изготовления кухонного оборудования, подшипников, измерительного инструмента), AISI 431 (из нее изготавливают детали компрессорных установок и оборудование, которое эксплуатируют при низких температурах) и другие.
  4. Ферритно-аустенитные содержат 18–28 % хрома и 4,5–8 % никеля. Такие материалы сочетают в себе свойства ферритных и аустенитных сталей. Они отличаются прочностью и гибкостью, хорошей свариваемостью, высокой коррозионной стойкостью. Такие стали востребованы в судостроении, бумажной и нефтехимической промышленностях. К ферритно-аустенитным относятся марки 08Х22Н6Т (ее используют в химической и пищевой промышленности, для изготовления сварочного оборудования), 08Х21Н6М2Т (ее используют для изготовления сварных конструкций, работающих в агрессивных средах) и другие.

Металлоизделия

Изделия из нержавеющей стали

Марки стали

Насчитывается несколько сотен марок нержавеющих сталей. Наиболее популярные из них, которые мы еще не называли в этой статье, следующие:

  • AISI 316 используют для изготовления изделий, предназначенных для эксплуатации в хлористой среде или морской воде;
  • 12Х13 оптимальна для деталей и изделий, эксплуатирующихся при температурах до +500 °С;
  • 20Х13 применяют для изготовления деталей турбин, поршневых колец, труб и других изделий, предназначенных для эксплуатации под нагрузкой при температурах до +500 °С;
  • 95Х18 оптимальна для изготовления осей, втулок, ножей, подшипников и других изделий;
  • AISI 316Ti применяют для изготовления резервуаров, инструмента и деталей, контактирующих с кислотами или морской водой;
  • AISI 201 востребована для изготовления мебельной фурнитуры, автомобильных деталей, газовых и электроплит;
  • 14Х17Н2 оптимальна для изготовления деталей, предназначенных для эксплуатации при температурах до +800 °С;
  • 12Х18Н10Т применяют для изготовления патрубков, теплообменников, труб и прочих изделий, эксплуатируемых под давлением при температурах до +600 °С;
  • 10Х17Н13М2Т удобна для изготовления сварных конструкций, предназначенных для эксплуатации в агрессивных средах при температурах до +600 °С.

Нужно учитывать, что марки сталей, имеющие одинаковые свойства, но изготовленные по разным стандартам, отличаются обозначением. В качестве примера ниже указаны некоторые из них:

Марки сталей

Обозначение марок сталей в зависимости от страны

Заключение

Нержавеющие стали – удобные и востребованные материалы. В кратком обзоре сложно дать исчерпывающую информацию по всем видам, типам и маркам. При необходимости обращайтесь за консультацией к нашим специалистам.

Стальные листы и профили для судостроения


Судостроение – сложный и высокотехнологичный процесс, который актуален для военных или промышленных целей многих стран мира. Очевидно, что для строительства судов, как мореходных, так и речных используют специальные материалы: древесину определенных пород, лакокрасочные и смазочные материалы, сталь.

Из судостроительной стали изготавливают:

  • двутавровые балки - IPE, IPN, W, UB;
  • швеллеры - UPE, UPN, PFE;
  • уголки равнополочные по EN 10056 - размер от 20х20х2,5 мм до 250х250х35 мм, длина 6000 мм / 12000 мм;
  • уголки неравнополочные по EN 10056 - размер от 30х20х3 мм до 250х90х60 мм, длина 6000 мм / 12000 мм;
  • уголок обратный JIS 3192 - размер от 200х90 мм до 450х125 мм;
  • полособульбовый профиль (полособульб) горячекатаный по EN 10067 - размер от HP 60х4 мм до HP 430х20 мм, длина 12000 м;
  • круг горячекатаный по EN 10060 - диаметр от 10 мм до 260 мм, длина 6000 мм
  • полукруг горячекатаный - размер от 30х15 мм до 127х25 мм, длина 6000 мм / 12000 мм;
  • квадратная заготовка горячекатаная - размер от 80 мм до 300 мм, длина 6000 мм;
  • квадрат горячекатаный по EN 10059 - размер от 10 мм до 200 мм, длина 6000 мм;
  • полоса горячекатаная по EN 10058 - толщина от 5 мм до 80 мм, ширина от 20 мм до 150 мм, длина 6000 мм / 12000 мм;
  • полоса широкая горячекатаная DIN 59200, EU 91 - толщина от 5 мм до 150 мм, ширина 160 мм до 550 мм, длина 6000 мм / 12000 мм;
  • листовой прокат горячекатаный EN 10029 - толщина от 3 мм до 200 мм, ширина от 2000 мм до 4000 мм, длина от 12000 мм до 16000 мм;
  • рулоны горячекатаные по EN 10051 - толщина от 3 мм до 10 мм, ширина 1500 мм до 2000 мм.

Все виды перечисленного металлопроката применяют при строительстве и отделке судов военного и промышленного назначения.

Отдельно стоит поговорить о судостроительном листовом прокате.

Листы для судостроения

Технологически процесс производства листов состоит из нескольких этапов: первое - изготовление стальных отливок с заданными химическим составом и механическими свойствами в электрических или мартеновских печах, а также в конвертере с продувкой чистым кислородом. Второе - прокатка, волочение или ковка полученных стальных отливок, что позволяет получить лист судостроительный необходимой толщины и прочности.

Классифицируют листовой прокат для судостроения по нескольким показателям.

В зависимости от назначения стали:

  • Листовой прокат для речных судов;
  • Листовой прокат для морских судов.

Главное отличие между этими видами листов – степень ударостойкости, атмосферостойкости, сопротивляемости и текучести.

Регламентируют стали для судостроения стандарты ASTM A131, EN 10025-2 и 10025-3 с дальнейшей сертификацией в таких организациях, как:

  • РМРС – Российский Морской Регистр Судоходства;
  • РРРС - Российский Речной Регистр Судоходства;
  • LR - Судоходный регистр Ллойда (Великобритания);
  • DNV - Det Norske Veritas (Норвегия);
  • GL - Germanischer Lloyd (Германия);
  • ABS - Американское бюро судоходства (США);
  • BV - Bureau Veritas (Франция);
  • RINA - Registro Italiano Navale (Италия).

В зависимости от степени прочности:

Стали нормальной прочности

Стали повышенной прочности

  • А32, D32, Е32, F32 – предел текучести не менее 315 МПа;
  • А36, D36, Е36, F36 – предел текучести не менее 355 МПа;
  • А40, D40, Е40, F40 – предел текучести не менее 390 МПа;
  • A42, D42, E42, F42 – предел текучести не менее 420 МПа;
  • A46, D46, E46, F46 – предел текучести не менее 460 МПа;
  • A50, D50, E50, F50 – предел текучести не менее 500 МПа;
  • A55, D55, E55, F55 – предел текучести не менее 550 МПа;
  • A62, D62, E62, F62 – предел текучести не менее 620 МПа;
  • A69, D69, E69, F69 – предел текучести не менее 690 МПа.

Марки стали для судостроения

Перечисленные судостроительные марки стали, благодаря своим термическим и механическим свойствам, позволяют уменьшить толщину листа, снизить общий вес будущей конструкции и повысить полезную нагрузку в период эксплуатации.

Характеристики и применение листов для судостроения

К листам, которые используют в судостроении, предъявляют повышенные требования по следующим показателям:

  • устойчивость к пониженным температурам;
  • отсутствие магнитных показателей;
  • высокий уровень коррозионной стойкости, в том числе в агрессивной среде;
  • устойчивость к расслаиванию и появлению трещин;
  • устойчивость к высокому уровню вибраций и радиации;
  • способность сохранять свои первоначальные свойства при температурных колебаниях.

Кроме того, листы для судостроения должны хорошо обрабатываться, гнуться и длительное время эксплуатироваться в условиях повышенной влажности.

Лист для судостроения применяют для:

  • строительства кораблей, лайнеров, ледоколов и т.д.;
  • отделки судов: корпус, палуба, второе дно, обшивка;
  • строительства морских платформ, понтонов, причалов;
  • организации сварных конструкций грузоподъемного оборудования;
  • возведения портовых и шельфовых сооружений, перегрузочных терминалов.

Заказать и купить листы для судостроения, соответствующие предписаниям сертифицирующих организаций, можно в компании ЕМК. Мы поставляем качественную продукцию европейских производителей, что подтверждают соответствующие документы.

Компания ЕМК осуществляет прямые комплексные поставки судостроительных сталей, а также листов для судостроения в Казахстан, Россию и Беларусь. Вы можете задать любой уточняющий вопрос и оформить заказ любым удобным для Вас способом:

Для более оперативной связи, Вы можете воспользоваться формой активного чата, расположенного в нижнем правом углу сайта.

Какую сталь применяют в судостроении

Сталь на сегодня – основной материал, который применяется в морском и речном судостроении. Ее используют, главным образом, для обшивки. Также из стали делают несущие элементы конструкций и агрегаты. Чтобы обеспечить судну длительный срок службы, хорошую остойчивость, плавучесть и сделать корпус легким, тщательно подбирают материалы. Учитывают их химический состав, физические свойства и экономическую целесообразность применения. В зависимости от целей сталь разделяют по множеству параметров. О ее классификации и применении поговорим ниже.

Корабль в порту

В основе каждого надежного корабля надежная сталь, параметры которой просчитаны

Стальной прокат и профиль, применяемый в судостроении

  • Широкая горячекатаная полоса.
  • Обратный уголок.
  • Швеллер.
  • Полособульбовый профиль.
  • Двутавровая балка.
  • Горячекатаный рулон.
  • Квадратная заготовка горячей прокатки.
  • Равнополочный уголок.
  • Горячекатаный полукруг.
  • Неравнополочный уголок.
  • Горячекатаный листовой прокат.
  • Полоса горячей прокатки.
  • Горячекатаный квадрат.
  • Круг горячей прокатки.

Отдельное место среди металлоизделий в строительстве судов занимает лист. Он применяется чаще всего.

Металлические листы в судостроении и их классификация

При производстве листового проката сначала делают заготовку. Ее выплавляют в мартеновских или электропечах. Заготовка уже имеет все необходимые свойства благодаря четко проработанному химическому составу. Затем ее накаляют и прокатывают через специальные валки, придавая нужные форму и толщину. Иногда вместо прокатки используют ковку или волочение. Завершающий этап – нарезка листов на фрагменты нужного размера и их упаковка. Судостроительный листовой прокат классифицируют по нескольким параметрам. Остановимся на каждом из них подробнее.

Международные стандарты

Параметры судостроительных сталей указаны в нормативных документах. Основным является стандарт ASTM A131. Все нормативы по качеству судостроительных сталей должны быть сертифицированы в таких организациях, как:

  • Российский регистр речного судоходства.
  • Российский регистр морского судоходства.
  • Судоходный регистр Ллойда в Великобритании.
  • Американское бюро судоходства.
  • Итальянский регистр судоходства.
  • Det Norske Veritas (Норвегия).
  • Germanischer Lloyd (Германия).
  • Bureau Veritas (Франция).

Назначение

Все стальные листы делятся на прокат для речных и морских судов. Они отличаются классами текучести, атмосферостойкости, сопротивляемости и устойчивости к ударам. Естественно, к сталям для морских судов требования более строгие из-за повышенных нагрузок.

Уровень прочности

По устойчивости к механическим воздействиям все стали делятся на прочные. Это классы A, B, C и D. Они имеют предел текучести от 235 МПа.

Также существуют стали повышенной прочности. Их предел текучести от 315 до 690 МПа. Это классы сталей A, D, E и F под номерами 32, 36, 40, 42, 46, 50, 55, 62 и 69.

Марка стали

При выборе сталей под конкретные цели учитывается их предел текучести и ударная вязкость при определенной температуре. Далее подходящие значения соотносятся, и по ним находят нужную марку в одном из международных регистров. Благодаря такому подходу удается увеличить полезную нагрузку, снизить вес конструкции и подобрать оптимальную толщину проката.

Для чего применяют стальные листы в сборке судов

  • Отделка палуб, корпусов, создание обшивки.
  • Возведение понтонов, платформ и причалов.
  • Сборка конструкций для портовых подъемников.
  • Возведение шельфовых сооружений.

Основные параметры сталей для судостроения

К металлу для сборки военных, торговых и промышленных кораблей предъявляются особые требования. Все материалы, в том числе и сталь, проходят тщательный анализ. Рассчитываются их свойства и способность сохранять форму в самых жестких условиях. На основных параметрах судостроительных сталей остановимся подробнее.

Свариваемость

При строительстве судов используют сложные сплавы с легирующими и другими добавками. Свариваемость – это комплексный параметр, который означает надежность сварных соединений и их свойства. Благодаря сварке корпуса судов оказываются легче на 20 % по сравнению с клепаными. Ведь заклепки и уголки добавляют веса. Кроме того, сварной корпус получается более гладким. Это значит, что он легче рассекает воду, способствуя набору скорости судна.

Устойчивость к коррозии

Речь идет именно о ржавчине, которая образуется от соленой воды. Поэтому к сталям для океанских и морских кораблей предъявляются повышенные требования по устойчивости к коррозии. Тем более что помимо хлоридов, содержащихся в соленой воде, образованию язв ржавчины на металле способствуют сероводород и остатки нефтепродуктов.

Устойчивость к деформации

По сути, это пластичность стали – ее способность сохранять форму неизменной под воздействием физических нагрузок. Чтобы определить устойчивость к деформации, оценивают относительное удлинение при растяжениях. Также важно знать предельную пластичность, которая определяется через сужение в шейке.

Упругость

Это свойство очень важно, когда речь о металле для корпуса или палубы. Упругость позволяет изделию менять форму от физических нагрузок и после их прекращения восстанавливаться. Обычно части кораблей испытывают следующие виды механических воздействий: перегиб, изгибающие воздействия и другие.

Прочность

Прочная сталь выдерживает механические нагрузки без изменения формы и разрушения. Также принимается во внимание жесткость сплава. В идеале, после нагрузок на листе не должно быть следов.

Корпус судна на верфи

Корпуса больших судов сегодня производятся в основном из стали

Фасонный, листовой и сортовой прокат для судов лучше всего заказывать на проверенных предприятиях. Необходимо, чтобы сталь соответствовала требованиям ГОСТ 5521. Иначе некачественные материалы могут стать причиной серьезных аварий и крупных незапланированных расходов.

Судосталь в Санкт-Петербурге

В каталоге указана цена на судовую сталь на партии продукции от 1 тонны. Цена судостали в розницу выше, это связано с дополнительными расходами на погрузо-разгрузочные работы при розничной продаже судового металлопроката.

list-stalnoy-10.jpg

ООО "ЛенСпецСталь" осуществляет продажу со склада в Санкт-Петербурге судостроительной стали в листах по ГОСТ 5521-93 и ГОСТ Р 52927-2008, а также судового уголка (полособульба), оптом и в розницу. Судосталь, которая находится в наличии на нашем складе, подлежит обязательной сертификации и соответствует требованиям Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) и Российского Речного Регистра Судоходства (РРРС). Цены на судосталь Вы можете найти в нашем прайсе. Компания "ЛенСпецСталь" предлагает судовой лист стандартный по ГОСТ 5521-93 и ГОСТ Р 52927-2008.
Опыт работы в области поставок стали по Северо-Западному округу и Санкт-Петербургу в частности позволил нам завязать прекрасные партнерские отношения с ведущими производителями металлопроката в России.
В работе ООО "ЛенСпецСталь" можно выделить два основных преимущества: конкурентоспособные цены на судосталь и высокую скорость исполнения заказов.
Наши специалисты обеспечат индивидуальный подход к вашему заказу и выработают совместно с вами идеальный подход к цене и графику поставок. Заказать судовой лист, а также полособульб, вы можете по телефону в Петербурге. В настоящий момент география поставок нашей продукции простирается до Дальнего Востока России. Судостроительные и судоремонтные предприятия Калининграда Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, несмотря на расстояния, уже оценили качество обслуживания нашей компании.

Судосталь с каждым годом пользуется все более высоким спросом из-за развития морских грузоперевозок, активного строительства портовых терминалов, судов буровых плавучих платформ, при возведении производственных и прочих конструкций.

В лице компании "ЛенСпецСталь" вы найдете надежного поставщика судовой листовой стали и другого металлопроката для судостроения. Мы формируем крупные и мелкие партии стальных листов горячекатаной и холоднокатаной стали и отправляем во все регионы Российской Федерации.

Дополнительно мы оказываем услуги по очистке судового листа, грунтовке и антикоррозийной обработке согласно требованиям Морского и Речного Регистров РФ, что позволяет нашим потребителям получать уже готовую к использованию судосталь, не нуждающуюся в доработке, способную переносить хранение на открытых площадках.

Мы занимаемся поставкой судового листа различной толщины, габаритов и марок стали, но неизменно требовательны к качеству нашей продукции. Широкий ассортимент позволяет нам обслуживать различные строительные и производственные организации. В числе наших клиентов более 1000 компаний, в том числе и ведущие предприятия региона.

Электронный документооборот - ЭДО. Безопасный способ передачи документов, быстро, удобно, архив всех файлов, современное решение для бухгалтерии и снабжения. Мы работаем с Контур.Диадок и СБИС, присоединяетесь!

© 2009-2022 – ООО "ЛенСпецСталь" ,
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также: