Николас де сталь картины

Обновлено: 12.05.2024

Никола де Сталь — крупный мастер европейской живописи XX в.

Николай Владимирович родился в 1914 году в Санкт-Петербурге в семье русского генерала и барона В. Сталь фон Гольштейна. В тяжелые для страны времена Первой мировой войны и революции он пережил много трудностей и трагедий, включая бегство в Польшу, потерю отца и матери.

Никола де Сталь (1914–1955).

На чужбине осиротевший ребенок мог бы погибнуть, но ему посчастливилось попасть в приемную семью бельгийцев. Благодаря их заботе мальчик не только смог выжить, но и получил хорошее образование. Тогда же Николая стали называть Никола де Сталь. Попав в культурную семью и увлекшись живописью, юноша с большой охотой поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, много изучал произведения классиков живописи и современников, путешествовал и, конечно, творил. Особое влияние на него оказали Х. Сутин, П. Пикассо, П. Сезан и А. Матисс.

Популярность пришла к художнику в 1944 году, когда его работы были представлены в известной галерее Ж. Буше. Посетители галереи тут же обратили внимание на самобытные работы молодого художника, которые стояли в одном ряду с шедеврами Пикассо и Кандинского. С этого момента интерес к живописи де Сталя начал расти, он провел персональную выставку и больше путешествовал. Уже в начале пятидесятых годов ХХ века о художнике заговорили не только во Франции, но также в Великобритании и США. Его картины быстро раскупали, с ним заключил контракт известный американский арт-дилер.

Однако в 1955 году богатый, пользующийся успехом в обществе (в том числе в женском) художник покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна мастерской. Это событие стало полной неожиданностью как для общественности, так и для его близких и поводом для многочисленных домыслов и легенд. По одной из версий, художник хотел создать куда более грандиозные картины и долгое время работал с чрезмерным напряжением, что на фоне пережитой несчастной любви к замужней женщине, чувством вины перед семьей и склонности к импульсивным поступкам и стало причиной самоубийства. Так Никола де Сталь покинул мир в возрасте 41 года.

Творческая деятельность мастера

Период чистой абстракции

Хотя Никола де Сталь прожил всего 41 год, он успел написать больше тысячи картин, многие из которых относят к настоящим шедеврам.

Как и большинство живописцев, де Сталь долгое время искал себя, изучал работы других мастеров и много экспериментировал, пока не нашел свой собственный поэтичный язык живописи. Его стиль оригинален и легко узнаваем своей свободой образов и мазков. Он формировался под влиянием авангардизма и примитивизма, коими художник увлекся во время своих путешествий, а также под воздействием его любви к голландским и фламандским живописцам.

Первые абстрактные работы характеризуются плотными, порой рельефными мазками, высоким напряжением и экспрессивностью. Таковы, например, его абстрактные композиции, выполненные в 1949 году в темной цветовой гамме.

Никола де Сталь. Композиция. 1949 г.

Вначале это были чистые абстракции, но со временем художник перешел к реальным мотивам и более узнаваемым образам. Этот переход происходил через изображение небольших рельефов, нанесенных на холст с помощью шпателя или ножа. Например, в картине «Красные бутылки» уже прослеживаются образы предметов, созданные пастозными мазками.

Никола де Сталь. «Красные бутылки». 1948 г.

С 1949 года живопись художника становится более светлой, контрасты менее выраженными, а сами живописные элементы более широкими.

Никола де Сталь. «Крыши Парижа». 1950 г.

В начале 1950-х годов Никола де Сталь создает серию композиций, в которой отдельные прямоугольные элементы располагаются на контрастном фоне в виде решеток. Завершается эта серия работой «Крыши Парижа», которая уже несет в себе признаки опредмечивания.

Никола де Сталь. «Футбольный матч».

Период предметной абстракции

С начала 1950-х годов художник уходит от чистой абстракции и создает множество пейзажей и натюрмортов. Хотя они по-прежнему во многом абстракты, в этих работах легко опознать конкретный образ или замысел мастера. Картины, созданные в эти несколько лет до смерти де Сталя, считаются наиболее ценными в его творчестве.

Именно в эти годы художник пишет свои выдающиеся пейзажи и натюрморты, среди которых работа «Цветы» (о продаже читайте ниже), «Агридженто», «Бутылки» и другие.

Никола де Сталь

В это же время он создает серию картин о футболистах, находясь под большим впечатлением от одного из футбольных матчей. Для этих работ характерен минимум деталей и ограниченность цветовой гаммы. Но густые прямоугольные мазки, контрастно сменяющие друг друга, весьма отчетливо передают динамику футбольной игры.

Никола де Сталь. «Футбольный матч».

В этот же период живописец создает более десятка гравюр к стихам французского лирика Рене Шара, иллюстрирует другие книги и осваивает новый для него жанр ню. Кстати, обнаженные де Сталя пользуются сегодня большим успехом на аукционах (подробнее далее).

Цена, рекорды продаж картин де Сталя

Работы художника пользовались большой популярностью еще при его жизни, а после смерти стали весьма желанными для коллекционеров. Изучим данные о разных уходах, чтобы понять, сколько стоят картины де Сталя.

Сведения с крупных международных аукционов показывают, что многие работы живописца была проданы по цене, превосходящей 1 млн долларов. Это такие работы, как «Природа» (1,3 млн евро), «Полосатый горшок» (2 млн евро), «Маяк (Антиб)» (2,3 млн долларов) и многие другие. Рассмотрим подробнее три самых крупных продажи из них.

В 2011 году в аукционном доме Artcurial была представлена картина «Лежащая обнаженная», созданная художником в 1954 году. Она многократно экспонировалась на выставках в разных городах мира: в Лондоне, Париже, Роттердаме, Бостоне и других местах. Организаторы предполагали, что холст уйдет с молотка примерно за 3,5 млн евро, однако в ходе жарких торгов эта сумма выросла почти вдвое. В результате картина ушла в американскую коллекцию за 7 млн евро (9,4 млн долларов), став самой дорогой работой, проданной в Париже за этот год.

Никола де Сталь. «Лежащая обнаженная». 1953 г.

В июне 2018 года состоялась еще одна крупная продажа работ художника. На этот раз на Christie`s была продана картина «Цветы». Это произведение относится к цветочной серии работ, созданных де Сталем в период 1952-53 годов, и считается одним из лучших на эту тему. Картина с отличным провенансом, участница многочисленных крупных выставок, тут же привлекла внимание коллекционеров. На торги она вышла с эстимейтом 3,5-5,5 млн евро, но в итоге ушла за 8,3 млн евро (9,7 млн долларов).

Никола де Сталь. «Цветы». 1952 г.

Интересно, что рекордная продажа состоялась в этом же 2018 году, но месяцем ранее. В мае на Christie`s появилась картина «Стоящая обнаженная», немедленно вызвавшая большой интерес. Эта работа считается одной из крупнейших и лучших в наследии художника. Создана она была в наиболее ценный творческий период 1950-х годов, когда Никола де Сталь достиг наивысшего мастерства. Картина также участвовала в крупнейших ретроспективных выставках художника и несколько раз меняла владельцев. На Christie`s она вышла с эстимейтом 7,5-9,5 млн долларов, а в итоге была продана за 12 млн долларов.

Никола де Сталь. «Стоящая обнаженная». 1953 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины де Сталя. Как видим, многие его работы преодолели рубеж в миллион долларов, а рекордная составила 12 миллионов. Но это не значит, что любое полотно будет стоить миллионы. Для примера назовем несколько уходов из других диапазонов: «Книги», (Christie`s, 2004 г., 274 тыс. фунтов), «Композиция» (Sotheby`s, 2014 г., 27 тыс. евро), «Без названия» (Christie`s, 2011 г., 10,6 тыс. долларов).

Никола де Сталь. «Книги». 1954 г.

Ниже мы разберем, как определить цену конкретной работы, где и как продать картины де Сталя.

Как оценить картину де Сталя

Как мы выяснили в предыдущем разделе, работы художника уходили за серьезные суммы, поэтому ошибка в оценке картины может обойтись дорого. Чтобы этого не произошло, нужно учесть множество факторов, влияющих на цену. Это редкость полотна, отнесение его к ценному живописному периоду мастера, ценность использованных техник, приемов, влияние на искусство, история владения, востребованность сегодня и многое другое. Оценить картину де Сталя по этим и другим параметрам лучше всего сможет эксперт. Он не только обладает нужными знаниями, но и может найти необходимые сведения по своим базам, а также изучить картину в лаборатории. Все это позволяет составить полное представление о ценности произведения и определить его стоимость.

Где и как продать картину де Сталя

Мы предлагаем вам представить холст нашим посетителям, заинтересованным в покупке произведений искусства. Сотрудничество происходит так: вы изучаете условия продажи картин, присылаете нам фото и описание вашего холста и получаете предложения после публикации материалов на сайте «Лермонтов».

Мартиньи перед загадкой Николя де Сталя |Martigny devant l'énigme de Nicolas de Staёl

Фото - Наша газета

Фонд Gianadda открывает выставку удивительного художника-авангардиста, вырвавшегося за пределы абстракции, чтобы проникнуть в самую сущность материи. |
La Fondation Pierre Gianadda à Martigny présente la rétrospective de ce peintre avant-gardiste qui a dépassé les frontières de l'abstraction pour pénétrer dans l'essence de la matière.

«Живописное пространство – стена, но все птицы мира летают по ней свободно…»
Николя де Сталь - Пьеру Лекюиру

Художник невероятной свободы мысли и кисти, Николя де Сталь создает свой собственный поэтичный язык, исследуя, словно алхимик, неиссякаемые возможности цвета и структуры краски. На его картинах очертания предметов угадываются в абстрактных формах, а цвета, заполняя поверхность полотна, выступают на ней шероховатым рельефом, приоткрывая дополнительные смыслы живописи. На поверхности полотна границы между живописью и скульптурой расслаиваются, уступая место новым формам. Картина перестает существовать в рамках визуального искусства и пробуждает желание провести рукой по поверхности, как по ракушке или песку, словно осязание способно приоткрыть тайну, заключенную художником в краску.


Фонд Gianadda в швейцарском Мартиньи, хорошо известный нашим читателям, представляет ретроспективу Николя де Сталя во второй раз. Куратор выставки Жан-Луи Пра организовал экспозицию вокруг ключевых моментов творчества художника – десяти лет интенсивных поисков нового живописно-пластического языка, на границах абстракции и фигуративного искусства.

Николай Владимирович Шталь фон Гольштейн родился в семье остзейского барона, генерала русской армии и последнего коменданта Петропавловской крепости. Революция 1917 года вынудила семью барона бежать в Польшу, где родители Николя погибли. Осиротевшего мальчика взяла на воспитание состоятельная русская семья в Брюсселе. В десятилетнем возрасте он поступает в Иезуитскую школу, где начинает страстно увлекаться живописью. После обучения в Королевской академии изящных искусств и Академии Сан-Жиль, Николя много путешествует по Европе, открывая для себя Голландию, Испанию, Марокко, Италию. Во время этих путешествий он знакомится с авангардистскими направлениями, увлекается примитивизмом, но, по собственному признанию художника, гораздо ближе его сердцу были старые мастера: именно живопись фламандских и голландских художников повлияла на его технику и отношение к цвету.


Впрочем, любовь к классикам не мешает Николя де Сталю экспериментировать в стиле авангарда в парижской мастерской Фернана Леже, где он работает несколько недель в 1938 году. Когда начинается война и нацисты оккупируют север Франции, Николя вместе со своей женой, художницей Жанин Гийу, переезжают на юг, в Ниццу. Именно здесь начинается новый виток жизни и творчества художника: под влиянием Манелли, Ле Корбюзье и Арпа, с которым он лично знакомится в Ницце, Николя де Сталь создает свои первые абстрактные композиции. Геометрические формы сталкиваются и распадаются на полотнах, оживленные динамичными штрихами на словно исцарапанной поверхности. На этих картинах только начинает вычерчиваться собственный оригинальный стиль де Сталя, принимающий все более отчетливые формы с 1945 года. Прежде всего, художник начинает работать с краской как с полноценной материей, независимо от сюжета. Как для других авангардистов, «физическая» сущность картины приобретает для него все большее значение.

Николя де Сталь буквально вылепливает из красок текстуру живописной поверхности, «эпидермис» картины, определяющий структуру всех нижележащих слоев. В последующие десять лет скульптурная работа с краской станет центральным элементом творчества художника. Де Сталь пройдет путь от уплотнения до полного растворения красок на поверхности. В 1946-1947 годах на его картинах преобладают формы столбиков и палочек, очертания которых к 1949 году становятся толще и насыщеннее.

В начале 50-х годов краски уплотняются еще больше, а эпидермис картины буквально оживает от вибраций линий, напоминающих надрезы и трещины, деформирующие поверхность. В 1951 году в Париже Николя де Сталь попадает на выставку мозаик Равенны: искрящиеся кубики разноцветного камня открывают ему безграничные возможности красок и отражений света, расширяющего пространство. Используя технику, похожую на пуантилизм Жоржа Сера, де Сталь фрагментирует живописное пространство на двух уровнях: физическом – в манере наложения краски – и визуальном. В зависимости от того, смотрит ли зритель на полотно издалека или вблизи, картина воспринимается как мозаичный изразец, из цветных квадратиков которого складываются абстрактные формы, или бесформенная магма цвета.


В манере мозаичных кубиков написаны и «Футболисты», удивительное полотно, родившееся под впечатлением матча между Францией и Швецией в Parc des Princes. Де Сталь начинает рисовать в ту же ночь и за несколько дней завершает серию из 24 картин. Объединяет их не только тематика, но и техника: материя в движении гипнотизирует воображение художника, он артикулирует формы сгущением красок и придает цветам динамизм, набрасывая плотные мазки лопаточкой или ножом.

«Футболисты» знаменуют возвращение к фигуративной живописи и переход к новому этапу в обработке поверхности. С 1952 года, начиная с «Неба в Онфлере», художник чередует на своих полотнах густые плотные краски с прозрачными, туманно-воздушными, пятнами цвета. В пейзажах последних трех лет де Сталь словно переносит на живописную поверхность идею Малларме и Бодлера о тайных «соответствиях» в природе между звуками, запахами и красками. Метафора художника о живописной поверхности, «читаемой» на нескольких смысловых уровнях, «по всей глубине», находит воплощение на его картинах. «Не судите о пространстве по первому впечатлению. Есть маленькие шишечки, полностью сморщенные, запах которых дает нам впечатление бескрайнего пространства, тогда как мы можем прогуливаться по лесу Фонтенбло, задыхаясь в его воздухе, как на крошечном чердаке», - пишет де Сталь своему другу Пьеру Лекюиру. Глубина смыслов и форм – вот, что волнует его в первую очередь.

Пространство на его картинах становится маленькими шишечками, запах которых, а не форма, дает впечатление безграничности. Как замечает один из исследователей творчества Николя де Сталя, деревья на его полотнах, как и фрукты Сезанна, не просто деревья, а нечто большее, заключенное в их форму. Пейзажи 1952-1955 годов различаются по манере исполнения и цветовой палитре: каждый раз пластика поверхности, насыщенность краски и света меняются в зависимости от того, изображена ли на них туманная Нормандия или солнечная Сицилия.


Серия пейзажей, вдохновленных руинами долины храмов в Агридженто, завершается переходом к новому периоду творчества, растворению красок. От плотных мазков ножом де Сталь возвращается к кисти, разрежая живописную поверхность воздухом и наполняя ее светом. Материя становится тонкой и прозрачной, художник разжижает краски эфирными маслами, придавая эфемерную легкость очертаниям и фигурам. А фигуры, на грани абстракции, возвращаются на его полотна, как в «Обнаженной в голубых тонах» (1955), где растворяющаяся в прозрачном покрывале женская фигура принимает формы горного хребта на фоне жгучего красного неба. Эфемерные краски рождают зыбкие формы, неуловимые, как облака, меняющие очертания по прихоти ветра, или след морской пены на песчаном берегу. Куда привел бы художника поиск бесконечной эфемерности форм и цветов, останется еще одной вечной загадкой де Сталя: 16 марта 1955 года он выбрасывается из окна своей мастерской в городке Антиб.

Русское чудо с французским именем Николя де Сталь (Nicolas De Stael)


Николя де Сталь . Как бы сейчас сказали – продвинутый, креативный востребованный художник ХХ века, супер-пупер французский абстракционист, которого желала видеть в своих творческих кругах сама Америка, убивает себя на сорок первом году жизни! Современный мир не догоняет? А я догоняю, либо пытаюсь догнать. У вас есть примеры из вашей личной жизни, когда, пусть и не близкие друзья, красивые, сложенные, популярные в своих кругах молодые, ухоженные люди, выбрасывались из окон или вешались?
А у меня есть. Так, до конца моих дней, для меня это и останется загадкой. Как и поступок Николая. И, если я не являюсь живописцем, то зацепил меня Николя де Сталь по-человечески, конкретно.

Никогда, до этого момента, я в своих статьях так не углублялся в биографию того или иного «художника», может за исключением Артюра Рембо . Но биография и жизнь Николая, меня поразила не меньше. На слуху такие имена, как: Кандинский , Шагал , Малевич – а о нем, как-то, тишина. Не справедливо получается, не по-русски.

Так, для справки и на вопрос: «Да, кто он такой?»
В 2011 году, во Франции, на аукционе в Париже, одна из последних картин Николя де Сталя «Лежащая обнаженная» (1954 год) была продана более чем за 7 миллионов евро. По сравнению с недавно ушедшей за 250 миллионов долларов с молотка картины Поля Сезанна из серии «Игроки в карты», это может и «копейки», но, как говорится — копейка рубль бережет и, то ли еще будет.))


Николя де Сталь . Так называют французского художника русского происхождения Николая Владимировича Шталь фон Гольштейна, сына барона Владимира Ивановича Шталь фон Гольштейна , генерала русской армии, помощника последнего коменданта Петропавловской крепости и Людмилы Бередниковой , родственницы композитора Александра Глазунова .

А так как, родился Николай в канун Первой мировой войны 1914 года, в результате которой прекратили свое существование четыре империи, включая и Российскую, и детство пришлось на революцию 1917 года, потом на побег семейства Гольштейнов в 1919 году из Петрограда в Польшу, то можно представить, каким было его детство! Но и это еще не все. Ко всем злоключениям добавляются еще два трагических. В 1921 году умирает отец, а через год и мать. Так, на чужбине, в глухой польской провинции Николай, с двумя сестренками, остается круглым сиротой.

Но им все-же повезло. Их приняла семья католиков из Бельгии, жившая в Брюсселе. Здесь его и стали называть на французский манер – Николя де Сталь и здесь он получил отличное классическое образование, с начала в католических колледжах, академии изобразительных искусств Сен-Жиль, а затем и в Королевской академии искусств в Брюсселе, открыв для себя Рембрандта , Вермеера , Хальса .

Николя много путешествует. Именно в Голландии в 1933 году он окончательно решает стать художником. Голландия его поразила богатыми культурными и художественными традициями. Странствует по Франции, Испании, Северной Африке. Всю Испанию, говорят, на велосипеде объездил.


В Марокко знакомится с Жанниной Гийу, ставшей его подругой. Будучи в Париже открывает для себя Матисса, Сезанна, Пикассо. В 1936 году в Париже состоялась первая персональная выставка Николя де Сталя . Он был горд и полон сил для принятия дерзких, в хорошем смысле этого слова, решений.

Приведу интересный факт, рассказывающий о том, на что могут пойти творческие люди для достижения своих, казалось бы, не очень важных для рядового гражданина, целей, если жизнь и без того успешна и обустроена. Но вы не знаете русских, тем более, если этот русский был сыном русского генерала. Хорошая наследственность. А родная кровинушка, ух как сильно может оказывать влияние на поступки и характеры людей. Гены, гены — крокодильчики всей нашей определенной заранее жизни?))

В 1939-м чтобы получить французское гражданство будущий гений авангарда Николя де Сталь меняет уют мастерской на службу в Иностранном легионе в Тунисе . Правда прослужить получилось не долго, началась Вторая мировая война, но поучаствовал же?
Сколько у нас таких «участников» – только и успевай льготы начислять, да чествовать.)) Ну, это так, к слову о современности.

Де Сталь переезжает в Ниццу. Ницца – особая зона. Сюда, по разным причинам: кто не успел, тот опоздал или не захотел эмигрировать в Америку — съезжается весь цвет европейского авангарда. На протяжении всей войны, Николя де Сталь будет жить во Франции. В 1943 году перебирается в оккупированный немцами Париж. Навещает пионера абстракционизма престарелого Кандинского и даже выставляется с ним в популярной галерее Жанны Бюше и получает первую «серьезную» известность.




Под влиянием своего друга, графа, художника Андрея Ланского полностью переходит на беспредметное творчество. Если раньше он совмещал абстракцию с предметными формами, например, в натюрмортах, то теперь увлекся живописью, расположенную на грани между полной абстракцией и фигуральностью. Примкнул к одному из вариантов французского абстрактного экспрессионизма – ташизму. Tache – очень крупный мазок, «пятно».
В феврале 1946-го умирает Жаннина. Депрессия? Но в декабре женится на другой. Импульсивность?


Потом появляется, со всей своей навязчивостью и врожденным чувством наживы, Америка, которая его приглашает к сотрудничеству. Он там «на коне»! Им восхищаются. Как же иначе?
Представляю заголовки таблоидов тех лет. Из оккупированной когда-то Франции, чуть ли не из центра боевых действий, живой, «по-голливудски» яркий, физически сложенный художник, да еще и абстракционист"! Пережив такие потрясения и рисовать абстракцию, а не реализм? Действительно, Русское чудо с французским именем!
Но не понравилась ему Америка. Насильно, ведь мил не будешь? Так говорят в России?
Вернувшись во Францию, много и интенсивно работает.
График, иллюстратор, мастер штриха.
Сжигает все свои ранние работы.
Остались загадки, остались и картины.

16 марта 1955 года Николя де Сталь выбрасывается из окна своей мастерской на Антибе.
Он любил Средиземноморье.
Из окружения, никто так и не понял, что произошло. Списали на «русскую загадочную душу»?
Николя де Сталь — еще один ярчайший пример того, какими могут быть и кем могут стать выходцы из России, если им не мешать и не накачивать их, например, идеологией люмпенов! Просто, не заставлять жить по чужим правилам!
Только вот кончина получается уж больно по-русски традиционная — самоубийство.

Средиземноморье
Футболисты
Еще одна девушка
Чайки, как будто в Космосе

Оценка, продажа и реализация картин Никола де Сталя

Читайте также: