Нивелировка резервуаров вертикальных стальных

Обновлено: 16.05.2024

4.1.1 Для поддержания резервуарных парков и отдельных резервуаров в работоспособном состоянии, в период между капитальными ремонтами, должны проводиться их своевременное и качественное техническое обслуживание и текущий ремонт.

Техническое обслуживание и текущий ремонт резервуаров и других составных частей резервуарного парка осуществляются силами и средствами перекачивающих станций, наливных пунктов и нефтебаз.

4.1.2 Техническое обслуживание резервуарного парка заключается в периодическом осмотре, плановой организации и своевременном проведении регламентных работ по самим резервуарам, их оборудованию, приборам и системам, а также по трубопроводам обвязки резервуаров, системе пожаротушения резервуарного парка.

Техническое обслуживание проводится согласно инструкциям заводов- изготовителей, отраслевым руководящим документам и инструкциям по эксплуатации резервуаров, оборудования, приборов, систем, разработанным с учетом конкретных условий предприятия или его филиалов.

Обход и осмотр резервуаров и резервуарного парка должен осуществляться, по графику и инструкциям, утвержденным главным инженером филиала предприятия, с записью в журнале осмотров и ремонта резервуаров и отметкой об устранении недостатков:

  • ежедневно обслуживающим персоналом в соответствии с должностными инструкциями;
  • еженедельно - лицом, ответственным за эксплуатацию резервуарных парков;
  • ежемесячно - руководством станции, нефтебазы;
  • ежеквартально, выборочно - комиссией производственного контроля (КПК) структурного подразделения;
  • один раз в год, выборочно - комиссией производственного контроля (КПК) предприятия.

По результатам комиссионного осмотра резервуарного парка составляются акты с отражением в них выявленных недостатков.

4.1.3 Текущий ремонт проводится с целью поддержания технико-эксплуатационных характеристик, выполняется без освобождения резервуаров от нефти.

Текущий ремонт резервуарного парка в целом или отдельных его резервуаров осуществляется по мере необходимости по результатам осмотра резервуарных парков КПК всех уровней и ответственными лицами станций, наливных пунктов, нефтебаз, филиалов предприятий.

4.1.4 Ответственность за организацию и осуществление технического обслуживания и текущего ремонта резервуарных парков, резервуаров и оборудования установленного на резервуаре и в резервуарном парке возлагается на должностное лицо (специалиста), на которого по должностному положению (инструкции) возложены функции по содержанию и обслуживанию резервуарных парков.

4.2 Определение вместимости и базовой высоты резервуаров

4.2.1 Для каждого резервуара, используемого в системе магистрального транспорта нефти, должна быть определена его вместимость и составлена градуировочная таблица.

4.2.2 Вместимость стальных вертикальных цилиндрических резервуаров определяют согласно МИ 1823-87, ГОСТ 8.570, железобетонных цилиндрических резервуаров - согласно РД 50-156-79.

4.2.3 Основанием для проведения работ по измерениям вместимости и градуировке резервуаров являются истечение срока действия градуировочных таблиц; ввод резервуаров в эксплуатацию после строительства и ремонта, который мог повлиять на его вместимость.

4.2.4 Измерения вместимости и градуировка резервуаров могут проводиться собственными силами предприятия или службами юридических лиц, получивших право (аккредитованных) на проведение указанных работ в порядке, установленном Госстандартом РФ.

4.2.5 Перед выполнением работ по измерениям вместимости и градуировке резервуаров издается приказ по предприятию или его филиалу о назначении комиссии по проведению работ с указанием сроков их выполнения.

В состав комиссии (с указанием в приказе фамилии, должности и места работы) включаются операторы (поверители), проводящие градуировку; материально-ответственное лицо; лицо, предоставляющее техническую документацию; если резервуар предназначен для учетно-расчетных операций - представитель территориального органа Госстандарта.

4.2.6 Перед выполнением измерений вместимости резервуара объемным методом и измерений элементов внутри резервуара при геометрическом методе резервуар должен быть полностью опорожнен и зачищен от остатков нефти.

4.2.7 Результаты обработки измерений вместимости резервуаров оформляются комплектом документов, в состав которого входят:

- журнал обработки результатов измерений;

- акт измерения базовой высоты (прикладывается к градуировочной таблице ежегодно).

4.2.8 Протокол измерений подписывается председателем комиссии и ее членами, титульный лист и последняя страница градуировочной таблицы - председателем комиссии и, в случае привлечения подрядной организации, ее ответственным представителем. Подписи на титульном листе и последней странице градуировочной таблицы заверяются печатями.

4.2.9 Градуировочные таблицы на резервуары, предназначенные для оперативного контроля, утверждает главный инженер предприятия или его филиала; на резервуары, предназначенные для приемо-сдаточных операций, - руководитель территориального органа Госстандарта.

Программы, разработанные для расчета градуировочных таблиц на ЭВМ, подлежат утверждению во ВНИИР.

4.2.10 При внесении в резервуары конструктивных изменений, изменении номенклатуры его внутреннего оборудования, габаритов или места установки, влияющих на его вместимость, необходимо оформить изменения к градуировочной таблице в установленном порядке.

4.2.11 Для каждого резервуара должна быть определена базовая высота - расстояние по вертикали от днища (базового столика) до верхнего края замерного люка в постоянной точке измерения.

4.2.12 Базовую высоту резервуара следует измерять ежегодно. Результаты измерений должны быть оформлены актом, который прилагается к градуировочной таблице. Значение базовой высоты в мм наносится несмываемой краской вблизи замерного люка.

4.3 Техническое обслуживание и текущий ремонт резервуаров

4.3.1 Осмотр и техническое обслуживание резервуаров должны проводиться в соответствии с картами технического обслуживания (таблицы 3-6).

При осмотре РВС необходимо обратить внимание на:

- образование трещин по сварным швам и основному металлу;

- неравномерную осадку резервуара.

4.3.2 В резервуарах со стационарной крышей (без понтона) необходимо контролировать избыточное давление, его соответствие установленному (допустимому). Для резервуаров, находящихся в эксплуатации длительное время, могут быть уменьшены избыточное рабочее и максимальное давление и вакуум по сравнению с проектными на величину, определяемую на основе результатов диагностирования состояния резервуара.

4.3.3 Визуальный осмотр поверхности понтона должен проводиться в верхнем его положении через световой люк. При осмотре необходимо проверить наличие или отсутствие отпотин или нефти на ковре понтона и в открытых коробах.

4.3.4 Плавающую крышу необходимо осматривать с верхней кольцевой площадки. При осмотре необходимо проверить положение плавающей крыши, ее горизонтальность, отсутствие нефти в центральной части плавающей крыши, зимой - наличие снега на плавающей крыше, состояние защитных щитков кольцевого уплотняющего затвора, положение задвижки системы водоспуска.

4.3.5 При техническом обслуживании резервуара с плавающей крышей следует проверить состояние катучей лестницы, погружение плавающей крыши, проверить отсутствие нефти в коробах и в отсеках между ними, техническое состояние затвора и его элементов, ливнеприемника.

4.3.6 Для удобства обслуживания следует каждому коробу плавающей крыши присвоить порядковый номер, написать несмываемой краской, начиная с короба, расположенного над приемо-раздаточным патрубком, и далее по часовой стрелке.>

4.3.7 На ЖБР с водонаполненным покрытием в условиях плюсовой температуры уровень водяного экрана должен постоянно поддерживаться на проектной отметке.

На ЖБР с земляной насыпью на кровле поверхность должна быть спланирована.

При появлении нефти в дренажном и шахтном колодцах, камере управления, а также при выходе ее на поверхность обсыпки резервуара или территорию резервуарного парка резервуар должен быть опорожнен для выявления и устранения имеющихся неисправностей.

4.3.10 Текущий ремонт проводится в плановом порядке без очистки резервуара по заранее разработанному графику.

4.3.11 При текущем ремонте РВС выполняются следующие работы:

- ремонт кровли, верхних поясов стенки с применением эпоксидных или иных клеевых соединений;

- ремонт сифонных кранов;

- набивка сальников задвижек;

- замена кассет на огневых предохранителях;

- ремонт прочего оборудования, расположенного с внешней стороны резервуара, который может быть выполнен без вывода резервуара из эксплуатации.

4.3.12 При текущем ремонте ЖБР выполняются следующие виды работ:

- ремонт кровли резервуара нанесением торкрет-раствора, торкрет-бетона или укладкой бетона по арматурной сетке (армирование конструктивное), а также защита бетона путем пропитки его или покраски различными составами;

- замена кассет на огневых предохранителях.

Таблица 3 - Карта технического обслуживания резервуара со стационарной крышей

Проверить визуально внешнее состояние. Обратить внимание на сварные вертикальные и горизонтальные швы нижних поясов, окрайки днища

Седла тарелок очистить от окиси металла, грязи и пр., что препятствует клапанам свободно перемещаться вверх и вниз. Тарелки клапанов несколько раз повернуть, прижимая их к седлу. Не допускать заедания, примерзания клапанов, обмерзания предохранительных сеток, закрывающих наружные отверстия дыхательных клапанов

Снять крышку огневого предохранителя, проверить исправность и чистоту пакетов, удалить с них пыль, проверить плотность крышки и фланцевых соединений, правильность расположения пластин или гофрированной и плоской металлических лент в пакете

Проверить качество и паспортный уровень масла, горизонтальность колпака, чистоту сетчатой перегородки. При снижении уровня жидкости в гидрозатворе долить жидкость той же марки. При обнаружении удалить с внутренней поверхности колпака снег, лед, иней

Проводить контрольную проверку правильности показаний прибора в соответствии с инструкцией завода-изготовителя

Проверить отсутствие течи в сальниках крана, поворот крана должен быть плавным, без заеданий; в нерабочем состоянии приемный отвод должен находиться в горизонтальном положении

Сроки и порядок технического обслуживания систем пожаротушения осуществляется в соответствии с нормативными документами ГУГПС МВД России

Проверить состояние уплотнений монтажного фланца и растворопровода; внешний вид генератора; состояние рычажной системы; состояние защитной сетки

Проверка срабатывания ручного привода; промывка и чистка сеток кассеты; промывка, чистка и смазка шарнирных соединений; промывка и чистка распылителя; выявление и исправление мест коррозии и отслаивания покрытий; проверка состояний контактных поверхностей деталей из цветных металлов; проверка уплотнения выходного отверстия генератора на герметичность

Следить за исправностью, не допускать загромождения посторонними предметами, не допускать присутствия наледи в осенне-зимний период

Таблица 4 - Карта технического обслуживания резервуара с понтоном

Проверить целостность кассеты огневого предохранителя, плотность прилегания кассеты к прокладке в корпусе, плотность и непроницаемость корпуса огневого предохранителя и фланцевых соединений. Очистить от пыли. При температуре наружного воздуха ниже 0 °С огневые предохранители необходимо снять

Таблица 5 - Карта технического обслуживания резервуара с плавающей крышей

Контроль за осадкой основания резервуара

В процессе эксплуатации основание стальных верти­кальных резервуаров воспринимает значительные нагруз­ки, и поэтому деформация грунтов, залегающих под ним, неизбежна. Небольшая и равномерная осадка основания резервуара, как правило, не создает проблем, так как не приводит к изменению напряженного состояния стенки, днища и крыши (за исключением узла сопряжения стен­ки и технологических трубопроводов).

Опасность представляют различного рода неравномер­ные осадки, которые приводят к появлению дополнитель­ных напряжений в конструкции резервуара, а в некото­рых случаях - и к его разрушению.

Для предотвращения повреждения резервуаров в про­цессе эксплуатации осуществляют контроль за осадкой его состояния путем нивелирования окрайки по наруж­ному диаметру резервуара.

В первые четыре года эксплуатации нивелирование производится ежегодно не менее чем в 8 точках, но не реже, чем через 6 месяцев. В последующие годы систе­матически (не реже одного раза в 5 лет) производится контрольное нивелирование.

Контрольные точки (геодезические марки) и их номе­ра должны быть отмечены краской красного цвета.

На расстоянии не менее двух диаметров резервуара, в местах, где отсутствует влияние других сооружений, предусматриваются базовые репера. При необходимости в непосредственной близости от резервуара устраивают рядовые репера.

При нивелировании окрайки днища одновременно обязательно должны нивелироваться фундамент лестни­цы и фундаменты запорной арматуры приемных техно­логических трубопроводов.

В первые четыре года эксплуатации (до стабилиза­ции осадки основания) отклонения от горизонтальности наружного контура днища незаполненного резервуара емкостью 2000-20000 м 3 не должны превышать ±40 мм, а для диаметрально противоположных точек ±80 мм. Отклонения при заполненном резервуаре не должны пре­вышать ±50 мм для двух соседних точек и 100 мм - для диаметрально противоположных.

Если резервуары эксплуатируются свыше 4 лет, то допускаются следующие отклонения:

    • для диаметрально противоположных точек окрайки днища - до 150 мм;
    • для соседних точек нивелирования, расположенных на расстоянии 6 м друг от друга (местные просадки), - до 80 мм;
    • высота хлопуна днища - до 150 мм;
    • площадь хлопуна - до 2 м 2 .

    Для получения достоверных величин осадки резерву­ара необходимо перед нивелированием обязательно про­водить поверки геодезического инструмента, системати­чески следить за состоянием реперов, а также за размет­кой точек нивелирования на резервуаре.

    Нивелировку окрайки днищ стальных вертикальных резервуаров необходимо проводить через 6 м по точкам, совпадающим в большинстве случаев с вертикальными швами нижнего пояса резервуара. Точки должны быть от­мечены краской красного цвета с указанием номера точки. Нумерация должна быть произведена по часовой стрелке.

    При нивелировании окрайки днища обязательно дол­жны нивелироваться фундамент лестницы и фундаменты под запорную арматуру приемных технологических трубо­проводов, для чего на них должны быть выбраны удобные точки. Точки нивелирования на фундаментах должны быть отмечены и обозначены на фундаменте лестницы буквой «Л», на фундаменте запорной арматуры — буквой «Т».

    Методика работ по геодезическому обследованию РВС

    РВС — это «резервуар вертикальный стальной». Простым языком, это бочка, которая стоит вертикально и в которой хранятся жидкие вещества (нефть, вода, химреагенты).

    PDF версию методики обследования РВС с картинками можно скачать по ссылке:

    После строительства такого РВС возникает необходимость провести контрольную исполнительную съемку резервуара. Это комплекс работ, в который входит несколько исполнительных:

    контроль внутреннего радиуса резервуара
    контроль деформаций днища резервуара
    нивелирование окрайки днища
    контроль вертикальности стенок резервуара

    На практике может встречаться как полный перечень этих работ, так и только часть их. Для небольших резервуаров часто все ограничивается контролем вертикальности стенок и нивелировкой окрайки днища.
    Существуют разные методики для проведения этих работ: есть более точные, а есть «экспресс». В этой статье я расскажу как делаю все я.

    Данные методики для меня оптимальны и по точности и по скорости выполнения работ.
    Еще уточню, что для каждого вида РВС, в зависимости от того, что будет храниться внутри (нефть, вода…) — существуют свои ГОСТы и нормативки. В целом все допуски очень схожи, но надо знать — какой именно документ указывать в исполнительной. В этой статье я буду указывать нормативы для РВС, использующихся в нефтяной промышленности.
    Разберем данные виды работ по порядку.

    Контроль внутреннего радиуса резервуара

    Цель исполнительной — проверить насколько радиус резервуара соответствует проектному.
    Для выполнения этих работ геодезист залазит пермещается внутрь резервуара через специальный лаз. Если центр резервуара как-то обозначен, то тахеометр устанавливается над этим центром (такое бывает редко), если нет, то вводится условная система координат для работ внутри резервуара. На полу закрепляется две точки (рабочий базис) и с него ведутся измерения.
    Далее, подготовив прибор — начинаем снимать контур резервуара. Точки надо брать на высоте, примерно 0,1м от пола, и через 3-5 метров по окружности. Если в тахеометре есть безотражательный режим — стоит воспользоваться им, если безотражалки нет — снимают на приложенный призменный отражатель. Отражатель выкручивают из призмы и прикладывают к стенке резервуара. Обычно внутри РВС очень темно, поэтому выезжая на такие работы — прихватите с собой хороший фонарь.
    Общая схема измерений может выглядеть так:

    Затем данные в условной системе обрабатываются и получается набор пикетов по окружности РВС.
    Затем, используя средства программы обработки или специальные программы для расчета центра окружности по набору пикетов — получают фактический центр РВС на основе измерений. Одну из таких программ я разместил у себя в блоге. Статья с сылкой на программу доступна по адресу: «Определение координат центра окружности».
    Суть метода — по нескольким точкам, по контуру окружности — рассчитываются координаты центра этой окружности и ее радиуса. Также программа позволяет проконтролировать точность ваших измерений.
    Далее получив координаты центра — измеряем и подписываем наши радиусы и делаем исполнительную схему:

    3

    Допуски на отклонение радиусов от проектного зависят от размеа РВС. Обычно это где-то 0,002R.
    Для вашего РВС вы можете найти допуски в ГОСТ 31385-2016, Таблица 25, пункт 1

    Контроль деформаций днища резервуара

    Далее следует, оставаясь внутри резервуара, провести съемку днища РВС.
    Днища у РВС бывают самых разный затейлевых форм. Наиболее распространенные — это прямые и на конус:

    днища

    Съемку делаем всего днища, через каждые 3-5 метров по спирали «к центру», или «солнышком с лучиками».
    Затем данные обрабатываются. Обычно заказчику интересны высоты в условной системе координат, где за «ноль» принимается, либо самая низкая отметка по днищу, либо отметка центра РВС.
    После обработки получим облако точек:

    5

    Оформляется простая исполнительная схема.

    6

    Нивелирование окрайки днища

    Далее наступает очередь «наружных» работ.
    Перед началом работ — у вас уже должно быть минимум 2 точки с известными координатами (реперы).
    Далее для вашего удобства надо «разметить» РВС. Вы должны нанести метки по окружности, примерно через 4 метра (это оговаривается с Закачиком). Метки могут совпадать с «сварными швами РВС», а могут располагаться произвольно. Я обычно наклеиваю полоску красного скотча, на котором пишу номер сечения. Примерно так:

    Метки должны быть достаточно большими, чтобы вам было удобно их видеть на расстоянии 20-30м (рабочая дистанция).
    После наклеивания меток — нужно проложить вокруг РВС замкнутый на репера теодолитный ход и закрепить ходовые точки колышками с шурупами. Станции хода располагайте от РВС на расстоянии таком, чтобы было удобно визировать в тахеометр на верхушку РВС. Это примерно на расстоянии в высоту РВС (20-30м). Не всегда окружающаяя среда позволяет это сделать, но к этому надо стремиться 🙂 Также каждую станцию мы располагаем «примерно» перепендикулярно метке с сечением. Есть всякие хитрые методики, которые позволяют выставить станции «строго перпендикулярно», но практика показывает, что это никому не нужно.
    После проложения хода у вас получиться примерно такая картинка:

    ход


    Пока прокладываете ход — с каждой станции берете пикет на окрайке днища РВС.
    Окрайка — это металлическая плита, которая выступает из под РВС. Она на 1-5см выдается снизу основания РВС.

    окрайка.JPG

    После проложения хода — у вас будут все пикеты с окрайкой и уже можно сделать исполнительную по нивелированию окрайки РВС. В оригинале данные высот точек окрайки вы должны получать нивелиром, проложив нивелирный замкнутый ход.
    Общая картина измерений может выглядеть так:

    10

    Также в исполнительную добавляется таблица с отметками точек окрайки и допусками:

    11

    Допуски зависят от размера РВС и вы их можете найти в ГОСТ 31385-2016, Табл. 24, п.4
    Добавляем пояснительные примечания:

    25


    И наша исполнительная практически готова.

    Она может выглядеть примерно так:

    12

    Контроль вертикальности стенок резервуара

    Переходим к самой «нудной» работе — определение вертикальности стенок РВС. Ее цель — определить в каждом сечении — прямо ли стоит РВС или у стенок есть крен/изгиб.


    Для работ нам понадобятся уже созданные станции замкнутого хода.
    Первым делом надо определить выстоы поясов РВС (секций). Обычно РВС сваривают из листов, которые располагаются друг над другом:

    15

    Чтобы в дальнейшем обработать данные — нам надо знать высоту каждого пояса. Для определения высоты — используем в тахеометре функцию «определение недоступного расстояния». Вешечник становиться возле любой точки. Снимаем точку и получаем (с учетом высоты вешки) отметку «0» снизу резервуара. Затем наводимся на каждый пояс и тахеометр показывает высоту наведения — записываем все высоты поясов. Если у вас такого режима в тахере нет (что очень странно), можно выполнить измерения в безотражательном режиме на каждый пояс и получить условные отметки оттуда. Если и безотражалки у вас нет (совсем беда), то придется вспомнить формулы геодезии и все посчитать вручную (но лучше обзавестись нормальным тахеометром или сменить специальность). Есть еще вариант — рулеткой померять высоту самого нижнего пояса и получить остальные. Толщина поясов обычно всегда одинакового размера. Можно взять высоты из проекта для РВС, если он у вас есть.
    После этого мы обходим последовательно все станции теодолитного хода и собираем измерения на них.
    Дальше опишем процесс на каждой из станций хода.

    Становитесь на станцию, ориентируете прибор и т.д. и т.п.
    Затем для «супер-точности» нам надо определить перпендикулярное направление в котором мы будем набирать пикеты по образующей РВС. Если мы просто наведемся на наши метки, то можем показать «косые» отклонения, которые не отобразят реальную картину:

    искажения

    Для этого нам надо определить угол на «перпендикуляр». Самый простой способ в следующем.
    Наводимся на левый край РВС и смотрим на отсчет горизонтального угла. Если не боитесь запутаться — можно «обнулить» ГУ (горизонтальный угол). Будем для простоты считать, что слева у нас 0.
    Наводимся на правый край РВС и смотрим отсчет. Пусть будет 30 градусов (вот я лентяй 🙂 ).
    Тогда можно посчитать «средний угол» и это будет точное направление на перпендикуляр. В нашем примере это 15 градусов.

    угол

    Наводим тахеометр так, чтобы отсчет ГУ стал равен расчетному — и можно приступать к измерениям.
    Для работы в поле и вычисления угла удобно использовать смартфон или калькулятор с возможностью складывать/вычитать угловые величины.
    После установки угла ваша «красна метка» должна быть где-то рядом. То, насколько вы промахнулись, зависит от вашего глазомера при выборе и установке станции хода 🙂
    После наведения на «правильный» угол — советую его закрепить. На окрайке днища — заставьте напарника нарисовать строительным маркером черту (предварительно определив ее «выносом по пальцу») и подписать номер образующей. Поскольку работы на РВС ведутся несколько раз, а ваши метки на корпусе РВС строители сдерут или закрасят — то такие «тайные» метки потом позволят восстановить картину и свести все измерения по всем этапам в единую систему координат.
    Затем в безотражательном режиме начинаем набирать последовательно снизу-вверх пикеты в месте стыка поясов. Лучше брать на 5см выше/ниже сварных швов — так данные будут точнее.

    18

    Дальше перейдем к теории.
    Для отклонения вертикальности стенок нам понадобятся:
    Высота каждого пояса
    Горизонтальные проложения до пикетов в каждом сечении … и все 🙂

    Допустимое отклонение стенок для РВС обычно 1/200 высоты резервуара.
    Это значит, что например для точки на высоте 1,499м от низа — допустимое отклонение будет:
    1499*(1/200) = 7,495мм
    не забываем переводить высоты в миллиметры.

    Само отклонение считается по формуле:
    Отклонение(мм)= Текущее проложение (мм) — Горизонтальное проложение до низа РВС (мм)
    Если посмотреть на РВС сбоку, то увидим такую картину:

    пролож

    В этом упрощенном примере видим, что отклонение точки 1, которая»завалена к центру» будет со знаком «+»
    А точка заваленная «наружу» со знаком «-«.
    Величины знаков можно и поменять местами.
    Отклонение(мм)= Горизонтальное проложение до низа РВС (мм) — Текущее проложение (мм)
    Тогда получится логичнее: «+» — точка вываливается наружу, «-» — заваливается внутрь РВС.

    Как видите все оказалось довольно просто и примитивно.

    Данные проложений по каждой точке можно получить из файла тахеометра, или если природа вас не наделила смекалкой — выписывать на листочек в процессе работы. Только не работайте «в координатах», а работайте «в углах» — иначе все сильно усложняется.

    Можно создать себе файлик примерно такого вида:
    Данные для ввода инфы:

    20

    Данные по проложениям для каждого сечения:

    21

    И расчитанные отклонения:

    22

    Если файл умело организовать, то его можно бесконечно продолжать как для числа образующих, так и для числа поясов.
    Я умышленно не буду выкладывать готовый файл — надо же и самим проявить творчество 🙂
    Также еще полезным будет составление графиков отклонений. Многие Заказчики не признают таблиц и непременно требуют красивые картинки. Что бы и глазу было приятнее — и косяки виднее.

    23

    График у нас простой. Слева и справа идут допуски по высоте, а по центру — отклонение конкретной образующей.
    Графики я обычно не люблю вставлять 🙂 Поэтому всегда сначала делаю исполнительную без графиков, и только в 5% случаев Заказчик просит внести графическую красоту.
    После всех преодоленных трудностей оформляем исполнительную:

    24

    Как видите здесь дополнительно присутствуют такие украшательства, как координаты текоторых точек РВС — это хотелки проверяющего.
    Надо сказать, что подобные работы для РВС обычно делаются 3-и раза:
    До гидравлических испытаний, после полной сборки РВС
    Во время испытаний, когда в РВС закачивается вода для проверки целостности
    После испытаний, когда воду слили.
    Иногда Заказчик хочет, чтобы все измерения были на одном чертеже, но так получается не красиво и места мало. Поэтому совет — для каждого этапа делайте свой чертеж. Вот пример такой некрасивости:

    Читайте также: