Область применения стальных канатов

Обновлено: 03.05.2024

Применение канатов в различных областях, указанное в таблице, носит рекомендательный характер.

1 — подъемные;
2 — лифтовые;
3 — канат талевый;
4 — шахтный вертикальный подъем;
5 — шахтный наклонный подъем;
6 — канатные проводники;
7 — тормозные канаты;
8 — уравновешивающие канаты;
9 — для подвески оборудования при проходке;
10 — экскаваторы;
11 — дорожные машины;
12 — подвесные канатные дороги и кабель-краны;
13 — тяговые;
14 — скип доменных печей;
15 — металлургические краны;
16 — буровые установки;
17 — судовой подъем.

Выбор канатов для конкретных условий эксплуатации должен учитывать: вид канатов, их конструкцию и характеристики канатов.

Канаты одинарной свивки из круглых проволок обладают повышенной жесткостью, поэтому их рекомендуется применять в областях, где преобладают растягивающие нагрузки на канат: грозозащитные тросы высоковольтных линий электропередач, ограждения, растяжки и т.д.

Канаты двойной свивки с линейным касанием проволок обладают сравнительно большой работоспособностью и имеют разнообразные конструкции, что позволяет выбрать канаты для работы при больших концевых нагрузках, при значительном абразивном износе, при минимально допустимых отношениях диаметра органа навивки к диаметру каната.

Канаты стальные типа ЛК-Р рекомендуется применять при воздействии на них агрессивных сред, интенсивного знакопеременного изгиба при работе на открытом воздухе: на строительных и металлургических кранах, шахтных подъемных установках, экскаваторах, скреперах, подвесных дорогах, кранах-штабелерах.

Канаты стальные типа ЛК-О рекомендуются для работы в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра: в качестве подъемных канатов на судах и лифтах, тормозных - на шахтных подъемных установках, тяговых - на канатно-подвесных дорогах и т.п.

Канаты стальные типа ЛК-РО отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое прядей этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.

Канаты стальные двойной свивки типа ТЛК рекомендуется применять тогда , когда использование канатов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.

Канаты стальные двойной свивки типа ТК не рекомендуются для ответственных и интенсивно работающих установок, так как они обладают низким техническим ресурсом. Применение стальных канатов типа ТК допустимо для напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют: расчалочные и грузозащитные тросы.

Выбор канатов должен выдерживать рекомендуемые соотношения между диаметрами органов навивки и диаметрами канатов, а также необходимый запас прочности, обеспечивающий безаварийную работу каната. Надежность и долговечность канатов в значительной степени зависят от материала сердечника, а канатов, работающих в агрессивных средах, также от применения защитных металлических покрытий и антикоррозионной смазки. Смазка стальных канатов предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и для обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа как внутренних, так и наружных проволок при работе каната на блоках.

Всегда в продаже:

ГОСТ 18901-73 распространяется на канат закрытый несущий с двумя слоями зетобразной проволоки и сердечником типа ТК конструкции 1+6+12 и 1+6+12+18. Как правило, такие тросы применяются там, где имеет место большая частота рабочих операций в агрессивной среде, на ответственных и тяжело нагруженных установках.

ГОСТ 3097-80 распространяется на стальные канаты двойной свивки с точечным касанием проволок в прядях типа ТК и линейным касанием проволок в прядях типа ЛК-О с девятью органическими сердечниками. Применяются, как правило, в качестве грузовых канатов для подъема и перемещения различных грузов.

ГОСТ 7669-80 распространяется на стальной канат двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях типа ЛК-РО с металлическим сердечником МС. Одно из основных назначений стальных канатов ГОСТ 7669 - подъем и транспортировка грузов. Эти технологические операции в том или ином виде используются во многих отраслях промышленности.

Собственное производство проволоки вязальной

Собственное производство проволоки вязальной

Производство проволоки вязальной является приоритетным направлением производственной деятельности нашей компании. Производство организовано на современном немецком оборудовании и включает ряд последовательных операций: термообработка, воло­чение и другие, при осуществлении которых происходит умень­шение сечения заготовки и достигаются необходимые свойства проволоки. Вязальная проволока используется практически во всех отраслях промышленности, в строительстве, коммунальном хозяйстве и в быту.

© 2006 - 2022 ООО "СтройТехИнвест".
Обращаясь на наш сайт, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.

Стальной канат – применение, характеристики. Тросы стальные характеристики

Металлический трос очень популярен в строительной сфере, поскольку обладает рядом преимуществ над другими креплениями, а именно:

  • очень прочный;
  • не тянется и не растягивается при прикреплении к строительной конструкции;
  • прост в использовании;
  • цена его достаточно низкая;
  • срок службы троса очень большой, поэтому есть возможность его продажи даже б/у;
  • очень удобен в использовании там, где есть вероятность перепада больших температур, так как не чувствителен к их воздействию и не поддается деформации при высоких или наоборот низких температурах;
  • не подвергается опасности при смотке по земле;
  • сплетение проволок торса настолько крепкое, что он никогда не рвется при эксплуатации.

Купить металлический трос в любом объеме Вы можете на сайте . Наш товар соответствует всем ГОСТам, DINам и имеет сертификаты качества, поэтому мы гарантируем, что Вы приобретете самый прочный и надежный трос для строительных работ, который прослужит Вам очень долгое время.

Стальной канат – применение, характеристики

Канат стальной – область применения, технические характеристики, расшифровка обозначений

Характеристики и расшифровка условных обозначений

Характеристики канатов, классифицирующихся по указанным выше ГОСТам, могут содержать следующие обозначения:

  • ГЛ — грузолюдской, Г — грузовой;
  • ВК — высшее качество, В — стандартное, 1 — бюджетное;
  • ОС — органический сердечник, МС — металлический;
  • С — оцинкованное изделие предназначено для эксплуатации в средних климатических условиях, Ж — в жестких условиях, ОЖ — особо жестких, П — трос покрыт полимерными материалами;
  • Н — нераскручивающийся;
  • Р — рихтованный;
  • Т — повышенная точность при изготовлении;
  • К — комбинированная свивка, О — односторонняя, Л — левая, П — правая;
  • Р — рихтованная.

Область применения стальных канатов

Тросы типа ЛК-Р или ЛК-РО используются на строительных и шахтных тельферах, скреперах, различных грузоподъемных кранах, экскаваторах, подвесных дорогах. Их применяют на землеройных и горных машинах в качестве канатов для лебедок, на траулерах для оснастки трапов, на буровых установках, в лифтах — для вертикального подъема, для шкивов трения, а также для барабанных лебедок.Тросы ЛК-Р могут выдерживать достаточно высокие механические нагрузки при эксплуатации в агрессивных средах, на открытом воздухе, в напряженных условиях работы. Канаты ЛК-РО характеризуются большим количеством проволок в прядях, что обеспечивает им повышенную гибкость. Изделия данного типа устойчивы к абразивному износу и могут применяться в сложных условиях (при повышенной запыленности в шахтах, при земляных работах, в песчаных карьерах и т.п.).

Свойства и назначение сердечника

Сердечник — это внутренняя опора для каната в целом, а также амортизатор для проволочных прядей. Его основной функцией является противостояние радиальному давлению прядей при испытываемых нагрузках каната, без допуска его деформации. Сердечник, выполненный из органических материалов, при производстве пропитывают смазкой, что предохраняет внутреннюю часть каната от истирания и коррозийных явлений.Органический сердечник может быть выполнен из следующих материалов:

  • полипропилен, полиэтилен;
  • вискоза, капрон, лавсан;
  • пенька;
  • хлопчатобумажная пряжа либо корд.

Изготовление сердечников производится под строгим контролем качества, с учетом технических нормативов, предусмотренных ГОСТ.

Способ свивки канатов, степень крутимости

Стальные тросы бывают нераскручивающиеся и раскручивающиеся. Типы, обозначенные литерой «Н» (нераскручивающиеся), обладают следующими преимуществами:

  • практически не образуют петель, узлов при эксплуатации;
  • свободные концы троса не подвержены раскручиванию и не распускаются;
  • канат не совершает круговые вращения при обрезке, при снятии перевязок с конца троса.

Метод свивки канатов может быть левым (обозначение — латинская «S» либо славянская «Л») или правым (Z). Это зависит от того, по какому винтовому направлению расположены наружные слои. Направления свивки могут сочетаться, быть односторонними (Zz или Ss) или противоположными, крестовыми (Zs, Sz).Применение канатов разной свивки способствует уменьшению кручения подвешиваемого груза. Если он выполнен с одинаковым направлением свивки всех проволочных прядей, то у него будет высокая степень крутимости. Противоположные направления свивки дают эффект малой крутимости (обозначение «МК» — малокрутящийся).

Характеристики троса DIN 3055

Описание троса металлического DIN 3055 выделено дополнительно, так как он является наиболее востребованным: цена и качество способствуют высоким продажам.

Диаметр проволоки, мм11,522,53456810121416
Рабочая нагрузка, кН0,200,340,470,741,051,882,944,207,5011,7516,9022,0030,00
Разрушающая нагрузка, кН0,801,202,253,404,988,8713,8019,9035,4055,4079,80108,00135,00

Характеристика и инструкция по условным обозначениям

Самые привлекательные цены на тали и грузозахватные механизмы

  • Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий.Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников.

Пример условных обозначений канатов

Направление и сочетание направлений свивки стального каната

  • Направление и сочетание направлений свивки стального каната


  • Основным требованием при монтаже каната является предохранение его от раскручивания. Для этого необходимо: выставить барабан с канатом на размоточном устройстве таким образом, чтобы ось барабана находилась в горизонтальном положении. Сматываемый конец каната должен сходить снизу или сверху барабана, который в процессе смотки каната должен подтормаживаться. Расстояние между барабанами должно быть не менее 300 диаметров каната. В процессе монтажа канат должен претерпевать минимальное количество перегибов, особенно знакопеременных.
Как измерить диаметр каната
Поверхностная плотность цинка стальных канатов
  • Поверхностная плотность цинка стальных канатов

Поверхностная плотность цинка стальных канатов

Номинальный диаметр, ммПоверхностная плотность цинка, г/кв.м, не менее, для проволок групп
СЖОЖ
0,20 до 0,24152030
>0,24 до 0,32202545
>0,32 до 0,38202560
>0,38 до 0,45304075
>0,45 до 0,55354090
>0,55 до 0,654050110
>0,65 до 0,754060120
>0,75 до 0,955070130
>0,95 до 1,156080150
>1, 15 до 1,406090165
> 1,40 до 1,8070100180
>1, 80 до 2,4080110205
>2,40 до 3,0090125230

Размотка каната из бухты
  • Размотка каната из бухты
  • Поставьте бухту на землю и разматывайте канат ровно, по прямой, следя за тем, чтобы не произошло загрязнение каната грунтом, металлической крошкой, влагой и другими вредными веществами (рис. 1). Бухту можно поставить на поворотный разматыватель и потянуть за наружный конец каната, вращая бухту.
  • Никогда не разматывайте канат с неподвижной бухты, так как это может привести к перекручиванию каната и об- разованию петель, что значительно снизит работоспособность каната (рис. 2).
  • Неправильно.
  • Обратите внимание на образование петель.
Навеска канатов с барабана

Пропустите вал через осевое отверстие барабана и поставьте его на опору, позволяющую вращать барабан и тормозить его вращение, чтобы избежать набегания каната. При многослойной навивке необходимо поместить барабан на устройство, которое обеспечит возможность возвратного натяжения каната во время его перемотки с транспортного барабана на барабан подъемной установки. Это поможет убедиться в том, что нижние витки плот- но навиты на барабан (рис.3).

  • Угол девиации не должен превышать 1,5° в случае применения гладкого барабана и 2,5° при использовании барабана с винтовой нарезкой, для того, чтобы обеспечить минимальный боковой износ каната при трении о соседний виток в случае гладкого барабана, и о боковую поверхность нарезанной канавки в случае использования барабана с винтовой нарезкой.
Защитные канатные смазки
  • Защитные канатные смазки
  • Выбору вида канатной смазки и способам ее нанесения при процессе производства придается большое значение, так как от этого в значительной степени зависят надежность работы каната и возможность использования его технического ресурса.
  • Смазка предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и для обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа как внутренних, так и наружных проволок при работе каната на блоках.
Упаковка канатов
  • Упаковка канатов
  • Длина каната устанавливается потребителем. Допускаемое отклонение по длине должно быть не более для канатов длиной:
  • меньше 400 м +5%
  • больше 400 м +20 м на каждые 1000 м или их части
  • При отсутствии указания длины канат изготовляют длиной не менее 200 м. Канаты длиной менее 200 м поставляют по согласованию с потребителем. В случае, если указывается кратная или монтажная длина, а канат изготовляется общей длиной, то предприятие — изготовитель накладывает проволочные вязки на указанные длины.
  • Канаты наматываются на деревянные барабаны по ГОСТ 11127-78 или металлические барабаны, а также на возвратные барабаны с использованием их в установленном порядке, или в бухты.
  • Рекомендуемые габаритные размеры бухт:
  • наружный диаметр не более 1200 мм.
  • высота бухты не более 800 мм.
  • внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.
Диаметры барабанов используемых для намотки стальных канатов
  • Канаты стальные поставляются намотанными на деревянные барабаны, по окружности обшиваются деревянными дощечками.

Диаметры барабанов стальных канатов:

1 — подъемные; 2 — лифтовые;3 — канат талевый;4 — шахтный вертикальный подъем;5 — шахтный наклонный подъем; 6 — канатные проводники;7 — тормозные канаты;8 — уравновешивающие канаты;9 — для подвески оборудования при проходке;10 — экскаваторы;11 — дорожные машины;12 — подвесные канатные дороги и кабель-краны; 13 — тяговые; 14 — скип доменных печей; 15 — металлургические краны; 16 — буровые установки; 17 — судовой подъем.

  • Применение канатов в различных областях, указанное в таблице, носит рекомендательный характер.
  • Выбор канатов для конкретных условий эксплуатации должен учитывать: вид канатов, их конструкцию и характеристики канатов.
  • Канаты одинарной свивки из круглых проволок обладают повышенной жесткостью, поэтому их рекомендуется применять в областях, где преобладают растягивающие нагрузки на канат: грозозащитные тросы высоковольтных линий электропередач, ограждения, растяжки и т.д.
  • Канаты двойной свивки с линейным касанием проволок обладают сравнительно большой работоспособностью и имеют разнообразные конструкции, что позволяет выбрать канаты для работы при больших концевых нагрузках, при значительном абразивном износе, при минимально допустимых отношениях диаметра органа навивки к диаметру каната.
  • Канаты стальные типа ЛК-Р рекомендуется применять при воздействии на них агрессивных сред, интенсивного знакопеременного изгиба при работе на открытом воздухе: на строительных и металлургических кранах, шахтных подъемных установках, экскаваторах, скреперах, подвесных дорогах, кранах-штабелерах.
  • Канаты стальные типа ЛК-О рекомендуются для работы в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра: в качестве подъемных канатов на судах и лифтах, тормозных — на шахтных подъемных установках, тяговых — на канатно-подвесных дорогах и т.п.
  • Канаты стальные типа ЛК-РО отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое прядей этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.
  • Канаты стальные двойной свивки типа ТЛК рекомендуется применять тогда , когда использование канатов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.
  • Канаты стальные двойной свивки типа ТК не рекомендуются для ответственных и интенсивно работающих установок, так как они обладают низким техническим ресурсом. Применение стальных канатов типа ТК допустимо для напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют: расчалочные и грузозащитные тросы.
  • Выбор канатов должен выдерживать рекомендуемые соотношения между диаметрами органов навивки и диаметрами канатов, а также необходимый запас прочности, обеспечивающий безаварийную работу каната. Надежность и долговечность канатов в значительной степени зависят от материала сердечника, а канатов, работающих в агрессивных средах, также от применения защитных металлических покрытий и антикоррозионной смазки. Смазка стальных канатов предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и для обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа как внутренних, так и наружных проволок при работе каната на блоках.

Разрушающая нагрузка в зависимости от характеристик тросов

Рабочая нагрузка составляет порядка 25% от того усилия, после которого наступает разрушение изделия (частичное или полное) и дальнейшее его использование не обеспечивается прочностью. Используя таблицу ниже, можно подобрать трос по диаметру сечения и предельной нагрузке.

Стальной канат – применение, характеристики

Канат стальной – область применения, технические характеристики, расшифровка обозначений

Характеристики и расшифровка условных обозначений

  • ГЛ - грузолюдской, Г - грузовой;
  • ВК - высшее качество, В - стандартное, 1 - бюджетное;
  • ОС - органический сердечник, МС - металлический;
  • С - оцинкованное изделие предназначено для эксплуатации в средних климатических условиях, Ж - в жестких условиях, ОЖ - особо жестких, П - трос покрыт полимерными материалами;
  • Н - нераскручивающийся;
  • Р - рихтованный;
  • Т - повышенная точность при изготовлении;
  • К - комбинированная свивка, О - односторонняя, Л - левая, П - правая;
  • Р - рихтованная.

Область применения стальных канатов

Тросы типа ЛК-Р или ЛК-РО используются на строительных и шахтных тельферах, скреперах, различных грузоподъемных кранах, экскаваторах, подвесных дорогах. Их применяют на землеройных и горных машинах в качестве канатов для лебедок, на траулерах для оснастки трапов, на буровых установках, в лифтах - для вертикального подъема, для шкивов трения, а также для барабанных лебедок.
Тросы ЛК-Р могут выдерживать достаточно высокие механические нагрузки при эксплуатации в агрессивных средах, на открытом воздухе, в напряженных условиях работы. Канаты ЛК-РО характеризуются большим количеством проволок в прядях, что обеспечивает им повышенную гибкость. Изделия данного типа устойчивы к абразивному износу и могут применяться в сложных условиях (при повышенной запыленности в шахтах, при земляных работах, в песчаных карьерах и т.п.).

Свойства и назначение сердечника

Сердечник - это внутренняя опора для каната в целом, а также амортизатор для проволочных прядей. Его основной функцией является противостояние радиальному давлению прядей при испытываемых нагрузках каната, без допуска его деформации. Сердечник, выполненный из органических материалов, при производстве пропитывают смазкой, что предохраняет внутреннюю часть каната от истирания и коррозийных явлений.
Органический сердечник может быть выполнен из следующих материалов:

Способ свивки канатов, степень крутимости

  • практически не образуют петель, узлов при эксплуатации;
  • свободные концы троса не подвержены раскручиванию и не распускаются; и светлый не совершает круговые вращения при обрезке, при снятии перевязок с конца троса.

Метод свивки канатов может быть левым (обозначение - латинская «S» либо славянская «Л») или правым (Z). Это зависит от того, по какому винтовому направлению расположены наружные слои. Направления свивки могут сочетаться, быть односторонними (Zz или Ss) или противоположными, крестовыми (Zs, Sz).
Применение канатов разной свивки способствует уменьшению кручения подвешиваемого груза. Если он выполнен с одинаковым направлением свивки всех проволочных прядей, то у него будет высокая степень крутимости. Противоположные направления свивки дают эффект малой крутимости (обозначение «МК» - малокрутящийся).

Типы смазки стальных канатов

Чтобы тросы служили как можно дольше, за ними необходимо грамотно ухаживать. Регулярная смазка предохранит трос от образования коррозии и механических повреждений, а также от деформации и гниения сердечника органического вида. Основные типы смазочных веществ, применяемых в качестве защитных составов, это Торсиол-55 (35), БОЗ-1. Средства могут использоваться в достаточно широком диапазоне рабочих температур ±50С. Смазку следует наносить сплошным слоем толщиной около 0,2 мм, она используется при производстве канатов, а также в процессе их эксплуатации.

Канат стальной. Материалы для производства

Канат стальной. Материалы для производства

Исходным материалом для производства является горячекатаная намотанная в бухты сталь - катанка, получаемая прокаткой на проволочных прокатных станках.

  • смазочные вещества, используемые для защиты проволок каната от коррозии, а также для уменьшения взаимного трения между его отдельными элементами (антифрикционные смазки) или специально для создания трения между канатом н другой поверхностью;
  • покрытия, необходимые для предохранения каната от коррозии;
  • пропиточные материалы для органических сердечников каната, защищающие их от гниения и устраняющие коррозионное воздействие их на проволоку.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации изделий как основные, так и вспомогательные материалы для них используют в различных комбинациях и количествах.
Материалы должны удовлетворять требованиям действующих ГОСТов, СНиП и других нормативных документов.
Повышенный технический ресурс (долговечность) стальных канатов определяется главным образом качеством используемой для их производства специальной проволоки, которая должна обладать максимально возможной прочностью при высоких пластических свойствах. Она должна быть пригодной для работы как при статических, так и динамических нагружениях.
Основную массу канатной проволоки изготовляют круглого сечения. Ее производят сухим (диаметром более 0,75 мм) и мокрым (диаметром менее 0,75 мм) волочением с применением процессов термической обработки и подготовки поверхности.
Требования на круглую светлую, а также оцинкованную проволоку диаметром от 0,2 до 5,5 мм регламентируются ГОСТ 7372-66.
Временное сопротивление принято различным для светлой проволоки в интервале от 100 до 260 кгс/мм2, а для оцинкованной -от 100 до 240 кгс/мм2. По данному признаку канатную проволоку подразделяют на десять маркировочных групп, основные характеристики которых-допускаемый разбег по временному сопротивлению и технологические свойства пластичности (числа перегибов и скручиваний) .
Светлую проволоку подразделяют на две марки - высшую (В) и первую (1); оцинкованную на три - высшую (В), первую (1) и бензельную (Б). Последняя имеет небольшое временное сопротивление, равное 50-90 кгс/ммв.
Для производства однопрядных многослойных канатов закрытой и полузакрытой конструкции с максимальным заполнением их поперечного сечения металлом и получения сплошной цилиндрической поверхности уложенного слоя применяют круглую и фасонную проволоку.
Фасонная проволока используется главным образом трех видов: зетообразная, иксообразная, трапецеидальная (клиновидная).
Зетообразная проволока создает взаимную плотную связь отдельных проволок - образует «замок», который не допускает проникания влаги и абразивов внутрь каната и препятствует высвобождению проволоки из слоя при обрыве. Ее используют как в наружном, так и во внутренних слоях. Существенным недостатком ее является сложность изготовления.
Иксообразная проволока имеет такое же основное назначение, что и зетообразная - обеспечение ровного слоя и создание замка. Достигается это вдвое меньшим числом фасонных проволок в слое, поскольку иксообразная проволока обязательно должна чередоваться с круглой. Такое сочетание создает самозатягивающийся плотный слой для последующего покрытия его другим слоем проволок, чем увеличивается структурная прочность конечного изделия. Иксообразная проволока используется как во внутренних, так и в наружных слоях каната. В последнем случае такой стальной канат относится к полузакрытой конструкции.
Трапецеидальная (клиновидная) проволока используется только во внутренних слоях для создания надежного ровного слоя с последующей укладкой на нем слоя других таких же фасонных проволок. К её преимуществам можно отнести менее сложный процесс производства.
Исходное сырье и профиль сечения фасонных проволок необходимо назначать с учетом их склонности к коррозионному растрескиванию (ГОСТ и специальными техническими условиями на светлые и оцинкованные канаты закрытой и полузакрытой конструкции оговариваются только высота поперечного сечения проволоки, являющаяся ее характеристикой, и временное сопротивление металла).
Фасонные проволоки изготовляют обычно светлыми или оцинкованными с временным сопротивлением в зависимости от размеров и назначения в интервале 100-160 кгс/мм2.
Для изготовления невитых канатов применяются следующие материалы:

  • сталь в виде основной высокопрочной и мягкой обмоточной проволоки;
  • склеивающие полимерные составы различных типов;
  • защитные покрытия против коррозии металла и для предотвращения от механических, эрозионных, тепловых и других повреждений клеевых швов.

Влияние содержания полиэтиленполиамина и пластификаторов на предел прочности на сдвиг при растяжении клеевых швов невитых металлопластмассовых канатов

Рис. 1. Влияние содержания полиэтиленполиамина и пластификаторов на предел прочности на сдвиг при растяжении клеевых швов невитых металлопластмассовых канатов

Кроме того, минимальное водопоглощение (0,04%) при кипячении в течение 24 ч свидетельствует о его высокой химической стойкости.
Определить дозировки компонентов, при которых составы характеризуются наиболее высокими показателями склеивания, и установить область оптимальных дозировок можно по семейству контурных кривых, полученных методом планируемого факторного эксперимента (рис. 1).

Взаимозаменяемость, структура, сечение и области применения стальных канатов

1. Канат ГОСТ 2688, 14954 – канат ГОСТ 3077, 3081
Применяются на грузоподъемных механизмах в качестве основных несущих нагрузку. ГОСТ 3077 применяется там, где осуществляется надежный спуск людей (лифты, шахты) и повышенные интенсивные работы.

2. Канат ГОСТ 7668 – канат ГОСТ 3079 - канат ГОСТ 3071 - канат ГОСТ 3070
ГОСТ 7668 допускается использовать на грузоподъемных механизмов в качестве основного несущего нагрузку. В этом случае замена на канат ГОСТ 3079 - 3071 - 3070 невозможна, но для изготовления грузозахватных и грузоподъемных приспособлений (стропы) эти ГОСТы взаимозаменяемы.

3. Канат ГОСТ 3062 - канат ГОСТ 3063 - канат ГОСТ 3064
Эти ГОСТы взаимозаменяемы. Разница в том, что они имеют различную жесткость от 3063 до 3064. Мягкость каната увеличивается за счет увеличения проволок в канате и уменьшения их диаметра. Канаты чаще всего несут только статическую нагрузку, их применяют как растяжки.

4. Канат ГОСТ 3066 - 3067 - 3068
Эти ГОСТы взаимозаменяемы. Разница в различной жесткости, которая понижается от 3066 до 3068.

5. Канат ГОСТ 3069 может заменить Канат ГОСТ 2688
В диапазоне диаметров: 5,1-6,2 мм.

6. Канат ГОСТ 7665, 7667 можно заменить на канат ГОСТ 7668, 7669
Обратная замена нежелательна из-за плохой технологичности канат ГОСТ 7665, 7667.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3077-80
Канат стальной двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6x19(1+9+9)+1 о.с., диаметр 4.6-41.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 14000-1050000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3062-80
Канат одинарной свивки типа ЛК-О конструкции 1x7(1+6), диаметр 0.65-11.5 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 529-134000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3063-80
Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1x19(1+6+12), диаметр 1.0-19.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 1175-362500 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3064-80
Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1x37(1+6+12+18), диаметр 1.6-27.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 2760-701000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3066-80
Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6x7(1+6)+1x7(1+6), диаметр 1.9-27.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 3095-588000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3067-88
Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6x19(1+6+12)+1x19(1+6+12), диаметр 3.1-13.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 8270-141500 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3069-80
Канат стальной двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6x7(1+6)+1 о.с., диаметр 2.2-29.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 3210-504000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3070-88
Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6x19(1+6+12)+1 о.с., диаметр 3.3-9.7 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 7095-54150 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3071-88
Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6x37(1+6+12+18)+1 о.с., диаметр 5.0-13.5 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 16600-105000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3079-80
Канат стальной двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6x37(1+6+15+15)+1 о.с., диаметр 13.5-62.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 150500-2330000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3089-80
Канат стальной тройной свивки типа ЛК-Р конструкции 6x7+19(1+6+6/6)+1 о.с., диаметр 11.5-82.0 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 6369500-31950000 Н.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 7665-80
Канат стальной двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6x25(1+6; 6+12)+1 о.с., диаметр 8.1-48.5 мм.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате 42300-1435000 Н.

Области применения стальных канатов

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3077-80
Канаты применяются в качестве подъемных на судах и лифтах, тормозных — на шахтных подъемных установках, тяговых — на канатных дорогах.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 7667-80
Применяются для наклонных подъемных шахтных установок, дорожных машин, металлургических кранов.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 7669-80
Такие канаты применяются на шагающих экскаваторах в качестве гибкой связи ковша и тяговой лебедки, для вертикальных и наклонных шахтных установок, для металлургических кранов.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3062-80
Применяется на судовых подъемных установках.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3063-80
Применяется на судовых подъемных установках.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3064-80
Применяется на подвесных дорогах и кабель-кранах.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3066-80
Канаты судовые для неподвижного такелажа.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3067-88
Канаты общего назначения, кроме грузоподъемных кранов, применяются как буксирные, лесосплавные крепления, различные поддерживающие.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3069-80
Применяются для подъемно-транспортных машин (для талей) и как тяговые канаты для стоячего такелажа.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3070-88
Применяются как канаты общего назначения, кроме грузоподъемных кранов.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3071-88
Применяются как канаты общего назначения, кроме грузоподъемных кранов.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3079-80
Канаты применяются как крановые для вертикальных подъемных шахтных установок, уравновешивающие (шахтные), тяговые (для подвесных дорог), для металлургических кранов.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3081-80
Канаты применяются для дорожных машин, стоячего такелажа.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 3089-80
Канаты применяются для подвесных дорог (натяжные) и как швартово-буксирные. При эксплуатации требуются шкивы значительно меньших размеров.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 7665-80
Применяются для лифтов, талей, скиповых подъемников доменных печей, лесопогрузочных машин.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 14954-80
Применяются для дорожных машин, стоячего такелаж (судовые), крепления плотов.

КАНАТ СТАЛЬНОЙ ГОСТ 16853-88
Эти канаты применяются на буровых установках, глубина бурения достигает 5000

Читайте также: