Особая ковкая корабельная путиловская сталь

Обновлено: 21.05.2024

Первое отечественное судно специального назначения – двухкорпусной корабль, предназначенный для спасения подводных лодок - был разработан в 1911 году. Заказчиком был морской генеральный штаб. За основу был принят немецкий спасатель – катамаран «Вулкан». Для этого проекта был объявлен конкурс. Победителем оказался проект Путиловского завода. Как награду, это предприятие получило заказ Главного управления кораблестроения. Заказ был подписан к исполнению 25 января 1912 года, а сборка судна на стапелях завода началась уже в ноябре.

Длина катамарана составляла 96 метров, он состоял из двух «поплавков – кораблей», каждый из которых имел собственный двигатель. Между собой поплавки были соединены четырьмя фермами - арками высотой 18 м. На этих арочных конструкциях можно было поднять затонувшую подводную лодку с глубины до шестидесяти метров. Забегая вперед, могу сказать, что спасатель-катамаран для подъема затонувших подлодок строился на далекую перспективу. За свою долгую службу в составе военно-морского флота России с его помощью со дна были подняты около ста субмарин и десятки затонувших надводных кораблей, были спасены сотни жизней моряков…

Для постройки судна на верфях Путиловского завода была использована специальная ковкая корабельная сталь. К сожалению, секрет изготовления этой стали до нас не дошел. Чем была примечательна эта корабельная сталь? За столетнюю службу корабля его корпус не был тронут коррозией. Суда современной постройки коррозия выводит из строя за 30-40 лет. На спасательном катамаране поржавело и превратилось в железную труху только то, что было установлено в более позднее время. Металлически части корпуса судна соединялись друг с другом специальными заклепками, которые «вгонялись» тяжелыми молотками в специальные отверстия. За век от одного экипажа к другому переходит легенда о специальной золотой заклепке, которая была сделана «на счастье». Может быть, в этом кроется секрет долгой и счастливой жизни этого необычного судна?

Судно было спущено на воду в 1913, его постройка было закончена в 1915 году. Корабль получил имя «Волхов» в честь северной русской реки.

Как устроен корабль-спасатель?

На «Волхове» могли подремонтировать подводную лодку, т.к. имелись специальные мастерские для починки субмарин. А в это время ее экипаж подлодки мог с комфортом разместиться на судне-спасателе, где имелись комнаты отдыха, лазарет и запасы продовольствия. «Волхов» играл роль «родного причала» прямо в открытом море.

В течение 70-ти лет (с 1915 по 1985 гг.) постоянный экипаж судна составлял 250 человек. В команду сходило несколько десятков водолазов, которые обеспечивали проведение спасательных работ на дне моря. Эти работы могли проводиться в течение нескольких часов, когда одна команда водолазов сменяла другую в случае необходимости.

Первое боевое крещение «Волхова»

В 1917 году у Аландских островов, что находятся при входе в Ботнический залив Балтийского моря, затонула субмарина, купленная Россией у США. Аланды - это финская территория, как и сама Финляндия, принадлежали России. «Волхов» отправился в свой первый спасательный рейс.

Подводная лодка затонула по случайному стечению обстоятельств. Рассказывают, что кок субмарины отвлекся на минуточку, и его поджарка для супа сгорела до угольков. Испугавшись, как бы ему не влетело от начальства, от тайком открыл кормовой люк подводной лодки, чтобы проветрить судно. Как раз в это самое время командир лодки дал команду начать учебное погружение…

Лодка с открытым люком «погрузилась на дно» очень быстро. Много моряков погибло. Балтийское море сильно штормило, когда «Волхов» прибыл на место катастрофы. Больше часа водолазы и палубная команда боролись за то, чтобы вытащить из илистого плена затонувшую подлодку. Затем судно было отбуксировано в Ревель, где корабельные умельцы починили субмарину. Через месяц лодка была опять в боевом строю.

Некоторые интересные моменты из биографии корабля-спасателя

В первую мировую войну «Волхову» довелось принять участие в подъеме английской подводной лодки. Англия была союзником России в войне. За спасение английской субмарины экипаж «Волхова» получил благодарность от правительства Великобритании.
Корабль-спасатель продолжил свою службу в военно-морском флоте молодого советского государства. В 1922 году судно получило новое имя «Коммуна», под которым оно плавает до сих пор.

В 1928 году «Коммуна» была задействована в очень необычной операции. К этому времени в СССР практически не осталось инженеров, которые могли бы проектировать новые подводные лодки. Тогда кто-то вспомнил, что на дне моря до сих пор лежит новая английская подлодка, которую потопили советские эсминцы. С помощью дружного экипажа «Коммуны» удалось поднять тяжелую лодку на поверхность. За ходом этой операции наблюдал народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. Он объявил благодарность экипажу катамарана за доблестный труд и закончил свою речь такими словами: «Если бы вы подняли со дна моря у Балаклавы все золото “Черного принца”, то и тогда не сделали бы нам большего подарка!»

Английская подводная лодка была разобрана на составляющие. Советские инженеры внимательно изучили конструкцию одной из самых передовых моделей, и нашли несколько упущений. На основе этой модели были разработаны несколько типов подводных лодок, которые пополнили молодой подводный флот СССР.

С марта 1942 года «Коммуна» и экипаж судна начали работать на Ладоге, по которой была проложена легендарная Дорога жизни, позволившая спасти блокадный Ленинград от полного вымирания. Экипаж «Коммуны» был укомплектован в этот период только наполовину, вторая половина ушла на фронт, поэтому каждому члену экипажа приходилось работать за двоих. За время работы на этом трудном участке катамаран поднял со дна Ладоги больше десятка военных и гражданских судов, одну подводную лодку, множество танков и автомобилей. За время войны на судне подготовили около 150 квалифицированных водолазов. Что любопытно, именно на «Коммуне» была отремонтирована подводная лодка, которой командовал легендарный капитан Александр Маринеско.

Военный корабль меняет профессию

В 1967 «Коммуна» «поменяла» место службы. После пятидесяти с лишним лет на Балтике она была передислоцирована на Черное море. Примерно в середине 60-х годов в нашей стране началось производство малых подводных лодок для поисково-спасательной службы. Идеальным носителем для них оказалась старушка «Коммуна». В задачу мини-подлодок входило обнаружить затонувшую субмарину и «присосаться» е ее люку. После этого моряки могли перейти на борт малой подлодки и доставлялись на поверхность. Спасатель-катамаран обеспечивал все циклы работ для таких операций.

В 1975 г. в Севастополе проходили испытания глубоководного аппарата «Поиск-2». «Коммуна» обеспечила доставку аппарата на глубину 2026 метров и поддерживала с экипажем постоянную связь. Эти работы были огромным прорывом в исследовании и освоении морских глубин.

Корабль «Коммуна» служит полигоном для испытания нового уникального оборудования. Например, на его борту было установлено специальное устройство, позволяющее опускать макеты отсеком новых подлодок на глубину до 2 тысяч метров, чтобы проверить их прочность.

Сейчас на «Коммуне» установлен аппарат, назначение которого состоит в поисках и подробном обследовании затонувших судов. Поисковик снабжен сложными манипуляторами-роботами и видеокамерами и может опускаться на глубину до 1000 метров. Вся полученная информация поступает на борт катамарана.

Что нового на военном спасателе сейчас?

Экипаж судна насчитывает всего 50 человек. Это люди, которые преданы своему столетнему кораблю всей душой и телом. Многие члены экипажа принадлежат к династиям, служившим на корабле в течение долгого времени. Именно эти энтузиасты являются хранителями легенд и историй, связанных с необычным военным судном.

Десять лет назад на военном спасателе была восстановлена корабельная церковь Николая Чудотворца. Андреевский флаг вновь взвился над судном в 1992 году. Если подняться в ходовую рубку, возвышающуюся на 23 метра над водой, то кажется, что оттуда можно увидеть скрывающиеся в тумане линкоры, броненосцы и паровые фрегаты, т.е. боевые корабли и эпоху, откуда приплыл в 21 ве этот уникальный военный корабль-спасатель.

Экипаж судна считает, что возможности применения корабля – дедушки еще не исчерпаны. Когда это необычное судно горделиво входит в Севастопольскую бухты, то люди невольно останавливаются и глядят с великим почтением на гордость российского флота: судно, которое остается в боевом строю вот уже сто лет!

Особая ковкая корабельная путиловская сталь

Владимир Васильев

Ничего удивительного в том нет, что как при царе, так и после него, всё лучшее шло на войну с простым народом, и не важно каким… Чему гордится?

Максим Сидоров

Александр Кашин

Axe Wicked

Андрей Бочкарев

Анатолий Обухов

Евгений Безъязыков

Ребята ,вот набрал в поисковике для интереса"утерянный секрет Путиловский стали"Авторы сговорились первые десять публикаций (сайты и авторы разные) слово в слово "особой ковкой,вязкой Путиловский стали,рецепт потерян при большевиках","секрет стали ныне утерян","особая ковкая сталь ,секрет тыне утерян. всё это необходимо знать об отсталым царизме и о немытой Ромсиюшке с сохой".Как под копирку берёте друг у друга,нахер нужны такие авторы т акте посты -туман сеете в ума.Не какого нет интереса взять и изучить серьезно эту тему .Ну те возможно утерять в наш более индустриальный век секреты стали и Путиловском и дамасской и булатной.А не задались исследованиями. простой пример заклёпки и резьбовые соединения для подобных судов "высвечивались "в Белорусских болотах " 10-15 лет (инфа тоже с интернета)

Зиннат Нехочу

Анатолий обухов. Катамаран да, один осилили, а линкоров вроде 5 (не броненосцев, а линкоров), крейсеров же тучу.

Николай Чистяков

Витя Пипкин

Вадим ___

Кирилл Струц

Андрей Пепеляев

Андрей Пепеляев

Владимир Перун

Владимир Перун

Анатолий, Есть нюанс - некоторые корабли которые строили из этой же стали - были либо после революции 1917 ода порезаны на металл, забрали оккупанты во время гражданской войны в России либо попросту затоплены чтобы не достались врагу. Почитайте про линкоры типа Севастополь(Марат и Октябрьская Революция например) - тоже не смотря на свой возраст были в строю, только войну не пережили(

Гамаюн Вадик

Александр Птицын

Анатолий, дурень, бл..ь ! Анатолий, сиди в Задрищенске и не скули !

Александр, ну не Вам судить. Вы же не психиатр. А вот нам легко судить о Вашем воспитании. Воспитание у Вас отсутствует.

Иван Численский

В некоторых источниках утверждается, что при строительстве использовалась особая ковкая корабельная сталь, прозванная «путиловской», метод изготовления которой впоследствии якобы был утрачен, и благодаря этой стали даже через сто лет после спуска на воду корпусные конструкции корабля находятся в отличном состоянии[2]. Однако по данным специалистов Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ), данные утверждения не имеют никаких оснований. В процессе строительства «Волхова» использовалась стандартная на то время сименс-мартеновская сталь (сегодня принято называть её просто мартеновской, хотя процесс получения данного типа литой стали был предложен Сименсом и Мартеном)[1][3]. В результате проведённых экспертами Роскосмоса исследований было установлено, что с большой долей вероятности, высокие антикоррозионные свойства стали корпуса «Волхова» были получены в результате её воронения в ходе строительства судна[7]. - материал из простой Википедии. Это всё что нужно знать о сторонниках "России, которую мы потеряли"

Иван, браво!

Владимир Святой

Владимир Святой

Иван, "Коммуна" дооборудована и находится в составе Черноморского флота, месяц назад лицезрели корабль в бухте !!

Вопросы по черной металлургии

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.

A.1.> типа нашего 06ХН28МДТ ГОСТ 5632

Я так понял что ключевое слово там "6% Mo", а в этом 3. Но в общем по деньгам близко.

A.1.> - тот же лист из сплава 06ХН28МДТ - 800000 руб/т.

Испытал несколько секунд ступора, потом вспомнил что руб — это на 30 поделить надо, и сразу отпустило Примерно такое я и ожидал, спасибо. При такой цене уже можно вспомнить про титан — он и прочнее раза в два чем этот сплав, и стоит на глаз примерно столько же за кг.

A.1.> Много чего напридумано (есть к примеру способ хромирования конструкций опор ЛЭП прямо "в поле" после сборки) - но видимо все это не так чудесато, как рекламируется.

А хром в морской воде защищает? Всё "думал и стеснялся спросить" — ржавых хромированных железок не видел, но и хромированных катеров тоже (а народ бы запал)

au>> з.ы. А есть методы нанесения тонкого покрытия из нержавеющей стали на обычную? Плёнки, не просто два разных листа сварить.
A.1.> Пленки - это гальванотехника, но что бы с помощью ее наносить сталь на сталь - не сталкивался.

Я уже порылся. Есть вариант "квазиплакирования" (wallpapering) как раз для таких случаев — как я понял, на толстый лист наваривается (точечно и/или по краям) тонкий лист вот типа такого совсем нержавеющего сплава, потом при сборке конструкции они свариваются кажется раздельно. В общем пока читал, вспомнил что просто титановый прокат не такой уж дорогой окажется, если учесть зарплаты и паразитов при всех этих загогулистых операциях с разными сталями и их плакированием.
В общем, спасибо

1.5.0

A.1.> Пленки - это гальванотехника, но что бы с помощью ее наносить сталь на сталь - не сталкивался.

А напылением крупноразмерную сталь не покрывают? Типа наваривания, или cladding, в общем когда навариваемый материал течёт с электрода на покрываемый. Плакирование наверно дешевле просто, аккуратнее и без таких затрат энергии.. Зато наварить можно наверно и титан или что угодно.


Alex 129

координатор

A.1.>> типа нашего 06ХН28МДТ ГОСТ 5632
au> Я так понял что ключевое слово там "6% Mo", а в этом 3.

Высокое содержание Мо снижает склонность к сквозной коррозии у аустенитных хромоникелевых сталей, во вторых в никелевых сталях Мо значительно уменьшает отпускную хрупкость, способствует образованию мелкого зерна, т.е. оказывает благоприятное воздействие на свариваемость.
В марке CK3MCuN около 1% Сu, в этом количестве медь как раз обеспечивает повышение стойкости хромоникелевой стали к серной и соляной кислоте.

Никель без хрома для нержавейки - деньги на ветер, зато в сочетании они устойчивы к окислению, в т.ч. при высоких температурах. Но и хром в свою очередь начинает влиять на коррозионностойкость стали только при величине не менее чем в 13%.
Поэтому в итоге компот и получился таким густым.


au> При такой цене уже можно вспомнить про титан - он и прочнее раза в два чем этот сплав, и стоит на глаз примерно столько же за кг.

Хм, много ли предприятий умеют работать с титаном (варить, резать, ковать и пр.? - не чтоб это смертельно, но все равно это нужно уметь делать) - не говоря уже о том, что если вы делаете какую ту обьемную конструкцию, то сортамент стального проката (от листов до труб, балок, уголков и пр.) на несколько порядков больше чем у титанового.
Впрочем, хозяин - барин .


au> А хром в морской воде защищает?

Не знаю, не мой огород.


au> А напылением крупноразмерную сталь не покрывают?

Ну в позднесовецкие времена в одном номерном НИИ я видел как напыляли титан на сталь, но сомневаюсь что эта технология стала серийной, и к тому же для крупных конструкций.


au> В общем, спасибо

Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян.


В Севастополе из старейшего корабля ВМФ России сделают музей

8.0

A.1.> "ржунимагу!"(с)

Лучше бы словами.

3.5.6

A.1.>> "ржунимагу!"(с)
au> Лучше бы словами.

"особая путиловская сталь. секрет утерян. " и т.п. - милая чушь короче .

A.1.> "особая путиловская сталь. секрет утерян. " и т.п. - милая чушь короче .

Это я понял, а что там за металл такой на самом деле?

au> Это я понял, а что там за металл такой на самом деле?

Понятия не имею .
Но по любому он был не кованный, не путиловский, а скорее ижорский или импортный.
И вряд ли примененный на этом судне металл как то отличался по качеству от аналогичного, применяемого в судостроении того времени.
Скорее всего дело в грамотной эксплуатации и режиме использования данного судна (пусть моряки меня поправят ) - если бы Коммуна, как скажем в свое время "крейсер революции", годами бы стояла в полузатопленном состоянии - то боюсь до нашего времени она бы не дожила.


Чугунная Флоренция России

- добавлю доброе ведро дегтя: "Ежели один человек построил, другой завсегда разобрать сможет. "(с)


Так было (во время понтового шоу перед ВВП в ноябре 2010 г.):



Так стало (через три с половиной месяца):


На Первоуральском Новотрубном заводе произошел взрыв. ВИДЕО / просмотр


На Новотрубном заводе прокомментировали взрыв печи ЭСПК.
Пресс-служба прокомментировала взрыв на ЭСПК, который произошел в конце февраля:

— На металлургическом производстве возможны случаи отклонения от технологического цикла, — говорит руководитель пресс-службы Ксения Крамарь. — Проведены мероприятия по недопущению подобных случаев в дальнейшем.

Взрыву, при котором печку сорвало с основания, предшествовал похожий, но более слабый взрыв. Почему рабочие не сделали выводов, а в точности повторили «отклонение от технологического цикла», остается загадкой.

Напомним, взрыв в новом цехе Новотрубного «Железный Озон 32» прозвучал в ночь с 25 на 26 февраля. В два часа ночи печь с металлом подкинуло на несколько метров, расплавленный металл выбросило наружу. Вероятная причина взрыва — нарушение технологии подготовки металлолома для переплавки, а именно: рабочие не удалили снег.


На Новотрубном снова ЧП

Загрузка в печь влажной шихты - грубейшое нарушение технологии и производственной дисциплины.

P.S. Тот редкий случай когда журналюги не преувеличили:

К счастью при этом происшествии ни кто не пострадал, но со слов очевидцев болванки и обрезки труб летели через весь цех! а также были выбиты много окон и некоторые двери!

- в аналогичном случае на одном из питерских заводов многотонный свод (крыша) печи вообще улетела в другой конец цеха.

Видео:

Тут собственно что показано - производится загрузка электропечи шихтой из специальной корзины (на видео - это такая штука типа бадьи, висит над печью), как только влажная шихта попадает печь - примерно 02:13 - происходит взрыв.


Владимир Малюх

аксакал

A.1.> Так стало (через три с половиной месяца):

Мля. это вам не яйцо в микроволновке испечь.. Было бы не так плохо, почти умилило:

— На металлургическом производстве возможны случаи отклонения от технологического цикла, — говорит руководитель пресс-службы Ксения Крамарь. — Проведены мероприятия по недопущению подобных случаев в дальнейшем.

Ну что за люди. хорошо хоть живы остались..

11.0.696.34

A.1.> рабочие не удалили снег

Весь отдел кадров строем в биореактор, смену рабочих следом, начальство замыкает колонну.
Иначе это не лечится — знаю не понаслышке аналогичные случаи в других местах, от которых волосы дыбом. И на вопрос "почему их таких наняли и тем более держали?" ответа не последовало.


Serg Ivanov

au> И на вопрос "почему их таких наняли и тем более держали?" ответа не последовало.
Может просто потому, что других нет и не будет? Может просто надо работать за страх? Сколько лет лагерей дали тем кто нарушил технологию? Как они будут возмещать ущерб фирме?

10.0.648.204

В.М.> Ну что за люди. хорошо хоть живы остались..

Увы, не везде и не всегда - на ЗСМК летом в прошлом году, подпись к видео:

В 23.30 на доменной печи №2 произошел взрыв.

К шлаковой ванне печи подали непрогретый ковш для вывоза шлака на отвал. Когда началась выливка остатков чугуна из шлаковой ванны в ковш, произошел взрыв и выброс металла.


Там же в начале 2010 года в конверторном цехе:


В Новокузнецке произошла авария на комбинате

В результате ЧП пострадало 3 человека


В Новокузнецке умер Алексей Морозов, пострадавший во время взрыва на ЗСМК

Тем временем расследование причин ЧП продолжается

В.М.>> Ну что за люди. хорошо хоть живы остались..
A.1.> Увы, не везде и не всегда - на ЗСМК летом в прошлом году, подпись к видео:

Иногда мне кажется, что погибшие головотпы и расп. и того заслуживают, но все-таки, если обходится без жертв - на душе спокойнее, хотя внутренне острое желание больше их даже к сверлильному станку не допускать


«Железный Озон 32» - какое-то необычное на слух название. Как будто с иностранного перевели "компутерным методом". Или в металлургии такие названия в ходу?

7.0


Ведмедь

модератор

Iltg> «Железный Озон 32» - какое-то необычное на слух название. Как будто с иностранного перевели "компутерным методом". Или в металлургии такие названия в ходу?

В металлургии больше в ходу имена типа ЭСПЦ-2. Это, похоже, московские маркетологи постарались

Ведмедь> В металлургии больше в ходу имена типа ЭСПЦ-2.


Не бери в голову - к реальному производству это имеет такое же отношение, как ты к ливийским партизанам.

В.М.> Иногда мне кажется, что погибшие головотпы и расп. и того заслуживают, но все-таки, если обходится без жертв - на душе спокойнее, хотя внутренне острое желание больше их даже к сверлильному станку не допускать


За весь прошлый год статистики пока нет, отчет за первое полугодие 2010 г.:

Аварии : причины и следствия

На поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и производствах в 1-м полугодии 2010 г. произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом (в 1-м полугодии 2009 г. – 6) и 4 групповых несчастных случая, при которых пострадали 20 человек, в том числе 6 – со смертельным исходом. Случилось 4 аварии (в 1-м полугодии 2009 г. – 1).

Основные причины несчастных случаев: (% общего их числа):

• неудовлетворительная организация и проведение ремонтных и наладочных работ -60%;

• нарушение технологии ведения металлургических процессов - 20%;

• неудовлетворительное техническое состояние оборудования - 10%;

• конструктивные недостатки оборудования - 10%.


Основные травмирующие факторы:

• падение предметов и пострадавших с высоты - 37,5%;

• выбросы расплавов и раскалённых газов из металлургических агрегатов - 25,0%;

• воздействие вращающихся и движущихся частей оборудования - 12,5%;

• технологический транспорт - 12,5%;

• воздействие технологических га­зов - 12,5%.


Основные причины групповых несчастных случаев:

• неудовлетворительная организация ремонтных работ - 80 %;

• нарушение технологии при ведении металлургических процессов -20 %.

A.1.>. в 1-м полугодии 2010 г. произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом (в 1-м полугодии 2009 г. – 6) и 4 групповых несчастных случая, при которых пострадали 20 человек, в том числе 6 – со смертельным исходом.

Рост производства или прогрессирующий износ оборудования?


старожил

Ведмедь> Рост производства или прогрессирующий износ оборудования?
Рост раздолбайства, пофигизма и джамшутства.

Jerard

3.6.16

Ведмедь> Рост производства?

Если говорить применительно к динамике, то если посмотреть 2009 г к 2008 г – то отсюда видно что уменьшение в 2009 г явно связано с падением обьемов производства в связи с кризисом: Аварии : причины и следствия

Обьективно рост числа н/с в 2010 г связан с тем, что во время кризиса в первую очередь урезаются затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования, плюс сокращается персонал (в первую очередь опять же достается вспомогательному, да потом и производственному) – и в результате когда после выхода из кризиса обьемы производства растут (а они уже практически дошли до предкризисных) – а персонал то ведь при этом не увеличивают - вон по тому эпизоду на ЗСМК на одном из местных форумов писали что в той смене вместо 6 горновых было только 3 (два на больничном, один в отпуске – в таком случае положено давать подмену из резерва – но его того… оптимизировали).


Ведмедь> или прогрессирующий износ оборудования?


Разумеется и 43% это немало, но с другой стороны на фоне машиностроения есть устойчивая позитивная динамика, а суммарный обьем инвестиций в 20 млрд.$ за семь жирных предкризисных лет – о таком не могут мечтать даже прикормленные к госкарману конторы типа всяких вазов и камазов.
P.S. Для сравнения: в горно-металлургическом комплексе Украины износ основных фондов на прошлый год - 65%.

Но это статистика – а она, как я не устаю повторять на форуме , не может дать реальную картину происходящего - без понимания ее (статистики) практического наполнения.

Поэтому, с одной стороны мы имеем большую долю современных мощностей (которые правда тоже можно заломать «умеючи» - о чем говорит пример ПНТЗ – тут правда как правило меньше н/с случаев с персоналом, т.к. на современном оборудовании просто банально меньше работает человеков, и они меньше соприкасаются с опасными факторами) – а с другой имеем приличный обьем устаревших мощностей, которые во первых с каждым прошедшим годом понятно не становятся новее и безопаснее, во вторых эффективные менегеры постоянно сокращают расходы на ремонтные нужды, оптимизируют численность персонала, в погоне за сиюминутной выгодой экономят на его качестве и т.п. – отсюда несмотря на завидные (относительно того же нашего машиностроения) темпы развития и обновления металлургии – я думаю что меньше н/с и происшествий в обозримом будущем не будет.

Вечная «Коммуна» несет вахту в Черном море уже более 100 лет

Самый первый спасатель подводных лодок в России до сих пор в строю.

«Коммуну» в Стрелецкой бухте - одной из самых красивейших бухт Севастополя - видно издалека. На двух гигантских металлических гондолах, соединенных в единый корпус, стоят четыре массивные арки, предназначенные для спуска и подъема подводных аппаратов. Эдакая махина, больше смахивающая то ли на железнодорожный мост, то ли на огромный катамаран. Катамаран и есть. Это аварийно-спасательное судно катамаранного типа. Самый первый спасатель подводных лодок в России!

Как «Кати Сарк» для англичан, так, пожалуй, «Коммуна» для россиян. Только чайный клипер уже давно музей, а царский пароход, как 103 года назад заступил на службу, так до сих пор в строю - в составе поисково-спасательных сил Черноморского флота до сих пор несет вахту в море. Журналисты "КП-Крым" побывали на легендарном судне.

ПИАНИНО С ДВУХГЛАВЫМ ОРЛОМ В КАЮТ-КОМПАНИИ

- Блэк! Вишня! Тише, ти-и-ише! - урезонивает двух зубастых охранников наш встречающий - второй механик «Коммуны» Виктор Михайлов, и, объясняет, пока мы поднимаемся по трапу: - Блэка привел сюда бывший капитан. А Вишня попала к нам после того, как ее мать загрызла овчарка. Прибилась она к Блэку, тот и привел ее на судно. Теперь они неразлучные друзья. Ни одного чужака на судно не пустят.

Вишня щенком прибилась к судну, после того как ее маму загрызла овчарка. На палубе у нее и Блэка есть свой кубрик - моряки сколотили будку.

Вишня щенком прибилась к судну, после того как ее маму загрызла овчарка. На палубе у нее и Блэка есть свой кубрик - моряки сколотили будку. Фото: Анна САДОВНИКОВА

Экипаж собак любит, подкармливает.

- Впору уже обоих на диету посадить, - смеется Виктор, провожая нас в кают-компанию.

Первое, что в ней бросается в глаза - дореволюционное пианино. Откроешь крышку - а на ней двуглавый орел красуется.

- Чудом сохранилось! Более сотни лет здесь! - вводит он нас в экскурс. - Оно было выпущено в 1914-м русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс. Как в те времена поставили, так и стоит. Ремонтировали, настраивали, конечно. Хоть сейчас садись и музицируй!

Пианино в офицерской кают-компании было установлено во время постройки судна.

«Чудо» объясняется просто: во время очередного ремонта двери уменьшили, и инструмент в них не пролезал. Это его и спасло.

Фотограф

Фотограф "КП-Крым" Анна Садовникова: "Дотронуться боязно. Больше ста лет инструменту!" Фото: Марина СИЗОВА

В кают-компании как-то по-особому уютно стоит старинный камин (даром, что имитация), на нем - громоздкие подсвечники, старинные часы и архивные фотографии.

На стене - снимок крестной мамы судна - великой княжны Марии, дочери Николая II. Промозглым ноябрем, 17-го числа, ноября месяца 1913 года 14-летняя княжна разбила бутылку шампанского о борт нового корабля, спущенного на воду, и названного «Волхов». В торжественной церемонии участвовал сам император.

Имя кораблю якобы дала сама великая княжна, по одной версии - по имени реки в Новгородской области. По другой - в честь волхвов, которые первыми принесли дары новорожденному Христу.

Это были времена первых подводных лодок в Российском Императорском флоте. Требовалось создать плавучую спасательную базу, которая оказывала бы помощь попавшим в беду экипажам субмарин, поднимала затонувшие подлодки и ремонтировала - возвращала их в строй.

Так и появился «Волховъ», намного опередив по своим техническим возможностям «первопроходца» этого типа кораблей - немецкий «Вулкан», который брался за пример при разработке специалистами Путиловского завода (Санкт-Петербург).

Судну больше ста лет. Оно было заложено на Путиловской верфи Санкт-Петербурга.

Андреевский флаг на судне подняли 14 июля 1915 года. Корабль вошел в состав Балтийского флота. Первое боевое крещение принял, когда в 1917-м поднимал печально известную российскую субмарину АГ-15 с погибшими подводниками. (см. пункт 1 рубрики «Конкретно»).

Никогда не снимают Андреевский флаг.

ХОДИЛ ПОД ПАРУСАМИ

Из теплой кают-компании выбираемся на палубу. Честно говоря, сейчас даже не верится, но когда-то это судно-катамаран ходило под огромными белыми парусами!

- Мачта располагалась там, где сейчас штурвальное колесо, - показывает Михайлов. - С царских времен остались и эти огромные четыре барабана с тросами - именно они позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра.

Над палубой высится рулевая рубка, раньше ее не было. Ходовой мостик расположен на высоте 22 метра от уровня моря. Многое здесь - с царских времен - штурвал, машинный телеграф, табличка с гербом Путиловского завода, кое-где встречаются и дореволюционные таблички.

В 1915-м судно вошло в состав Балтийского флота.

На корабле размещались ремонтная мастерская, склад торпед, оборудование для зарядки батарей подводных лодок, несколько водолазных станций.

- А правда, что «Коммуна» до сих пор на плаву благодаря специальной стали, которую использовали во время строительства и состав которой якобы ныне утерян?

- Да, корпус корабля изготовлен из путиловской стали и пусть сейчас находится не в идеальном состоянии, но в рабочем. Уже 103 года корпус «Коммуны» как новенький - коррозия его не трогает, - рассказывает Виктор.

Лет пять назад эксперты даже брали кусок этой стали с «Коммуны» на экспертизу. И подтвердили, что тягучую и крепкую сталь мастерам при строительстве судна удалось получить методом воронения (оксидирования). Судно столь крепкое благодаря наличию труднорастворимой плотной оксидной пленки, которая обладает высокими адгезионными свойствами к металлу. Она и препятствует коррозийному разрушению.

Чувствуете размеры. Маленькие точки - это журналисты

Корпус у судна не сварной, как у нынешних судов, а клепанный. В те времена сварка еще не использовалась, стальные листы сшивались заклепками. Всего на постройку ушло 1360 пудов заклепок. Одна из них якобы золотая.

- Не нашли еще золотую заклепку? - спрашиваем.

- Это же легенда, - смеется наш гид. - От первых капитанов, скорее всего, пошло, чтобы экипаж добротнее чистил корпус судна.

Изначально экипаж насчитывал 156 человек. Сейчас только 32.

- Конечно, теперешней системы кают тогда не было. В каютах располагались лишь капитан и старпом. А остальные члены экипажа отдыхали в кубриках, расположенных по всему кораблю, - рассказывает Виктор.

Вид на нос.

Упираемся в железную дверь - здесь находится одно из главных помещений - камбуз. Раньше готовили на дровах, и расположен камбуз так, чтобы огонь и искры не летели на паруса. Интерьер в столовой не сохранился, но фактически не поменялся - деревянные столы и скамьи занимают большую часть.

Если вы попадете на судно, обязательное место, куда вас сводят, это судовая церковь.

В одном из кубриков расположена корабельная церковь Николая Чудотворца.

На входе висит икона Николая Чудотворца - покровителю моряков и путешественников. Горят лампадки, свечи. Стены увешаны иконами из местных храмов и монастырей, которые были подарены «Коммуне» священнослужителями.

- Я верую. Прихожу часто сюда, особенно перед выходом в море. Правильно в пословице говорится, «Бога не узнаешь, пока в море не побываешь», - говорит Виктор Михайлов.

Стены увешаны иконами из местных храмов и монастырей.

СПАСЛИ СОТНИ ЖИЗНЕЙ

«Волховъ» стал «Коммуной» на следующий же день после образования СССР, 31 декабря 1922 года. Так решил экипаж. Веление времени: «Наш паровоз вперед лети, в Коммуне остановка».

Вторая мировая, место дислокации - блокадный Ленинград. Весь экипаж награжден медалями - за оборону. Это дорогого стоит (см. пункт 2 рубрики «Конкретно»).

Затем перестройка. Развал СССР и развал флота. Корабль тогда чуть не растащили по винтикам. Во время раздела советского Черноморского флота между Россией и Украиной моряки «Коммуны» первыми подняли на мачте Андреевский флаг - сразу показав, с кем прочно связывают свою судьбу. И снова возрождение флота…

Чего только не перевидала «Коммуна» за свой век, но как стойкий боец оставалась в строю и несла службу.

На верхней палубе.

«Коммунары» за все время службы спасли сотни жизней. Подняли более 100 затонувших подводных лодок, а также торпед, ракет и других объектов.

В послевоенное время, в 1954-м, корабельного ветерана отправили на заслуженный капремонт в Голландию - поставили голландские дизели (в 80-х их заменили на отечественные). И он снова заступил на боевое дежурство.

Казалось бы, после этого «Коммуне» жить да служить. Но в 50-60 годы советский военно-морской флот развивался стремительно. Появлялись новые подлодки, которые были больше по размерам и водоизмещению, чем прежние.

«Коммуна» стала мала для исполнения своих привычных обязанностей (водоизмещение всего 3000 т) и уже не могла проводить операции по спасению современных субмарин.

Но чья рука могла подняться, чтобы списать корабль в хорошей форме? И было принято решение использовать «Коммуну» в основном как носитель для испытания глубоководных аппаратов.

В 1967-м «Коммуну» перегнали с Балтики на Черное море, постоянным местом ее прописки стал Севастополь.

Место прописки - Севастополь.

Здесь «бодрого ветерана» основательно модернизировали - переделали его под спуск и подъем глубоководных аппаратов - мини-подлодок, предназначенных для обследования на больших глубинах аварийных и затонувших объектов - как с водолазами, так и самостоятельно.

Вначале АС-8, затем АС-5 , которого заменит «Пантера Плюс», а сейчас - АС-28. Он способен поднять с аварийной подлодки до двадцати подводников. Скорость - 3,7 узла, максимальная глубина погружения - до километра, автономность плавания - 39 километров, 120 часов, с пассажирами - 10 часов.

АС-28 способен поднять с аварийной подлодки до двадцати человек.

Сейчас весь экипаж «Коммуны» - гражданский. Хотя изначально это, конечно же, был военный корабль. И сейчас иногда «Коммуна» даже обижается, когда называешь ее судном.

Да-да, ведь у нее, как и любого корабля, есть свой характер.

- Какой? - спрашиваем капитана.

- Капризный, - смеется Сергей Попов, 13-й капитан «Коммуны» за ее неспокойный век. - Но, конечно, ладим, договариваемся.

Сергей Попов - капитан «Коммуны».

Сергей Иванович, нынешний капитан, в свое время работал на спасательном буксире в Аденском заливе, испытывал противокорабельные ракеты «Уран», боролся два года с пиратством в Экваториальной Гвинее на военных кораблях, и даже спасал от них российского путешественника Федора Конюхова, который управлял судном и совершал проход от Сейшельских островов в Красное море.

- «Коммуна» признана объектом морского наследия России. Это охранная грамота? Ей бы музеем стать?. - говорим членам команды.

- Нельзя нашей «Коммунушке» ни в утиль, ни рестораном быть. Ей бы памятником стать кораблестроителям, морякам и водолазам.

Чайки за бортом.

КОНКРЕТНО

ТРИ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТА О "КОММУНЕ"

1. Первая спасательная

Свое первое боевое крещение «Волхов» принял летом 1917 года. Его отправили поднимать подлодку «АГ-15», затонувшую в Аландских шхерах. Нелепая случайность, банальная халатность привела к большой трагедии. Кок зазевался и спалил сковородку то ли с котлетами, то ли поджаркой для борща. И чтоб проветрить камбуз, открыл кормовой люк подлодки. А в этот самый момент командир решил провести учебное погружение. «АГ-15» с открытым люком камнем ушла на дно. К месту аварии «Волхов» прибыл, когда спасать уже было некого - 8 человек к этому времени спаслись, 18 погибли. После подъема «Волховым» подлодки из «АГ-15» откачали воду и извлекли тела погибших моряков.

2. Весь экипаж награжден «За оборону Ленинграда»

Судно стояло на Неве, полностью в маскировочной сетке. Но «Коммуне» все равно досталось во время немецких бомбардировок. На корабле было размещено больше десятка зенитных пулеметов. В неотапливаемых машинных отделениях и мастерских - собачий холод, около минус 10. Нормы судоремонта экипаж умудрялся выполнять на 250-300%. Это при блокадной-то норме хлеба в 300 грамм. И некомплекте - часть моряков ушла на сухопутный фронт. Оставшиеся ремонтировали поврежденные корабли и подводные лодки, обеспечивали работу Ладожской «Дороги жизни», обучали водолазов, восстанавливали разрушенный город. Весь экипаж был награжден медалями «За оборону Ленинграда».

3. Благодарность англичан

В 1928 году «Коммуна» участвовала в спасательной операции по вызволению из морской пучины английской субмарины L-55, атакованной нашими эсминцами в 1919-м в водах Финского залива.

Спустя годы на него наткнулся один из советских тральщиков - случайно зацепил тралом. Новейшая субмарина английского флота представляла интерес для советских конструкторов подлодок - и было решено ее поднять.

Основные работы по подготовке и подъему «L-55» были выполнены специалистами севастопольской судоподъемной партии ЭПРОНа. Это было непросто - залив не был полностью очищен от мин. Когда подлодку подняли, выяснилось, что она, уклоняясь от атаки, подорвалась на мине. Останки английских подводников передали на их родину. Это вызвало тогда широкую огласку и общественный резонанс за рубежом. И, по сути, облегчало прорыв экономической блокады СССР.

«Подняв «L-55», вы сделали больше, чем если бы даже привезли в Москву золото с «Черного принца» (английский фрегат, затонувший у Балаклавы во время Крымской войны. По легенде - с несметными сокровищами на борту), - остались благодарны экипажу «Коммуны» на родине.

Подлодку отремонтировали и поставили в строй - она стала служить Балтийскому флоту, а затем ее отправили на переплавку.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1. 12 ноября 1912 года - закладка.

2. 17 ноября 1913 года - спуск на воду

3. 14 июля 1915 года - вступление в состав ВМФ.

Возрастная категория сайта 18 +

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Тайна корабельной стали

На предприятии "Композит", отмечающем в этом году 40-летие, создают и испытывают новые сплавы. Сегодня инженеры главного материаловедческого предприятия Роскосмоса, работающие с кораблями космическими, взялись за необычное задание – разгадать тайну стали корпуса корабля "Коммуна", который за 100 лет плаваний в морской воде не подвергся коррозии. Полученные в ходе анализа судовой стали данные инженеры "Композита", возможно, используют в работе над сплавами для будущих космических кораблей.

Тайна корабельной стали

Самая тяжелая российская ракета-носитель – "Протон" — начинает свой путь на орбиту. Стартовая масса – более 700 тонн. Это как товарный поезд из пятнадцати вагонов, заполненных легковыми автомобилями.

Инженеры и конструкторы на протяжении всей истории космонавтики пытаются сделать ракету легче. Так можно экономить дорогое топливо и при этом брать под головной обтекатель больше полезной нагрузки.

Самый верный способ снизить вес ракеты-носителя – использовать легкие материалы – композиты, которые могут выдержать экстремальные нагрузки. В подмосковном Королеве на предприятии "Композит" разрабатывают, создают и испытывают такие сплавы, состоящие из нескольких разных по структуре слоев. Генеральный директор предприятия Александр Береснев рассказывает: "Наша история в значительной мере связана с металлическими материалами — со сталями, со специальными сплавами. То есть, все, что создается в отрасли, все, что производится, все, что выходит на летные испытания, является предметом материаловедческой оценки наших специалистов".

"Композит" был создан 40 лет назад. Ведущее материаловедческое предприятие Роскосмоса разрабатывало сплавы для всех советских и российских ракет-носителей, корабля "Буран", станции "Мир" и Международной космической станции. Композиционными могут быть и корпус, и переборки внутри, и даже элементы двигателя. На предприятии делают еще и ключевой элемент для спутников дистанционного зондирования Земли — зеркала из бериллия. Этот металл весьма устойчив к агрессивной космической среде.

Сегодня инженеры "Композита", обычно работающие с кораблями космическими, взялись за необычное задание – разгадку тайны материала корпуса морского корабля "Коммуна". Этому судну Черноморского флота исполнилось 100 лет, это старейший действующий корабль Военно-морских сил России.

По легенде, перед постройкой судна сталь для него полгода вымачивали в Пинских болотах Белоруссии. За 100 лет соленая морская вода так и не смогла проесть металла. Чтобы обследовать корпус корабля, в воду погружается робот-манипулятор с двумя мощными камерами, способными "видеть" даже на глубине. Вердикт специалистов — коррозии не обнаружено.

Однако для детального исследования – уже на «Композите» – капитан "Коммуны" Анатолий Ишинов передал небольшой фрагмент от демонтированного левого руля судна. "Металл очень хороший, потому что это тот лист метала, который находился непосредственно в воде, в корпусе. Первоначально его толщина была 10 миллиметров. И сейчас — 10 миллиметров. То есть, 100 лет прошло, и никакого износа и коррозии нет", — подчеркивает он.

"Мы нашли примеры — ограда моста над Фонтанкой в Петербурге, опора колокольни в Стокгольме. Эти два примера объединяет почтенный возраст в сотни лет, что даже больше, чем у корабля "Коммуна". В химическом составе стали обнаруживается повышенное содержание фосфора", — рассказывает гендиректор "Композита".

Полученный фрагмент корпуса судна инженеры "Композита" разделили на несколько равных частей. Первую проверили на коррозионную устойчивость под воздействием соляного тумана — как в море. Обычно металл для космических аппаратов проверяют еще и на прочность. Так поступили и с корабельной сталью. В разрывной машине металл тянули с усилием в 10 тонн.

В соседней лаборатории провели спектральный анализ. Теперь специалисты "Композита" знают все даже о мельчайших примесях, которые содержатся в 100-летнем металле. Оказывается, тайна необычной выносливости стальных листов — в методе их создания. "Вероятно, металлурги в процессе производства листовой стали, уже заканчивая процесс и подводя его к финишу, применили метод защиты от коррозии, который широко известен как "воронение". Воронение – создание тонкого окисного слоя на поверхности на поверхности металла. Толщина его колеблется от одного до десяти микрон", — предполагает Александр Береснев. Но пока нет ясности в том, как появился этот тонкий слой на листах стали. Инженеры "Композита" решили продолжить свое исследование. Возможно, эти знания в будущем пригодятся для космического корабля, который полетит на спутник Юпитера – Европу, где, по мнению ученых, под внешним ледовым слоем находится океан воды.

Генеральный директор "Композита" отправился в Севастополь, чтобы вручить морякам "Коммуны" сертификат, подтверждающий уникальность металла. Однако ученый по-прежнему уверен, что листы стали в Пинских болотах все-таки не вымачивали. "Мы обычно общаемся с материалом, который 10 минут работает, час. Конечно, мы посмотрели и про болота и про все. Там есть такая технология, но она не для листов. За год-два там не управишься — там лет 15", — поясняет он.

Инженеры "Композита" пообещали использовать полученные в ходе анализа судовой стали данные в работе над сплавами для космических кораблей. Возможно, когда-нибудь один из них назовут именем легендарного корабля-спасателя.

Читайте также: