Паспорт на зажим для стальных канатов

Обновлено: 02.05.2024

Зажим КАБЛОК для троса или верёвки применяется для защиты от падения работника на высоте при его перемещении по вертикальному или наклонному установленному стальному канату (тросу, верёвке) или рядом с ним при подъёме или спуске по вертикальным лестницам или конструкциям различного типа (мачты, трубы, башни, вышки подъёмные краны и т. п.).

Зажим КАБЛОК применяется при выполнении высотных работ для обеспечения безопасности работника при его передвижении вдоль вертикальных или наклонных плоскостей. Используется как тросовое снаряжение при выполнении работ методом промышленного альпинизма. Может применяться спасателями и пожарными.

Зажим КАБЛОК стальной полностью изготовленный из легированной термообработанной стали позволяет одинаково надёжно работать и со стальными тросами диаметрами от 8 до 11 мм или на верёвках диаметрами от 10 до 12 мм. На тросах от 11 до 12 мм наблюдается заправка троса в зажим с натягом и, как следствие, затруднительное движение зажима вдоль троса.

Зажим КАБЛОК Лайт, прижимы которого изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава, что существенно снижает вес зажима, необходимо применять только с верёвками диаметрами от 10 до 12 мм. На стальном тросе такие прижимы быстро истираются.

2. Технические характеристики и принцип работы

Зажим для троса (типа CABLOC)

Зажим КАБЛОК представляет собой подпружиненный двухрычажный зажим, рычаги которого сблокированы между собой посредством подвижной двойной планки и щёк корпуса зажима в прижимной шарнирный узел в виде параллелограмма. Шарнирный узел имеет пружину, постоянно стремящуюся прижать прижимы к тросу.

Корпус зажима имеет тросовую направляющую, используемую для заправки троса, разделённую на две симметричные части. Посередине имеется щель, позволяющая заводить в устройства трос при отжатых прижимах.

На корпусе отсутствует предохранительный фиксатор, предотвращающий самопроизвольное высвобождение троса из зажима. Его функцию выполняет оригинальное техническое решение. При вщёлкивании крепёжного карабина в соответствующее отверстие большего рычага тросового зажима, карабин начинает выполнять функции ограничителя-предохранителя. При попытке отжать рычажный узел до появления достаточного зазора для заведения троса в тросовые направляющие, тело скобы карабина упирается в специальный прилив подвижной планки, препятствуя полному ходу прижима при его отжатии. Таким образом, зазор между стенкой тросовой направляющей и прижимной поверхностью рычага становится достаточным для свободного перемещения троса в зажиме. А зазор между боковой внутренней поверхностью тросовой направляющей и плоскостью прижимных рычагов остается малым, размер которого существенно меньше самого тонкого разрешённого к использованию троса. При этом, без вщёлкивания карабина этот зазор достигает размера максимального диаметра разрешённого к использованию троса.

Для надёжности работы зажима диаметр отверстия под карабин большего рычага тросового зажима сделан всего 11 мм. Поэтому устройство необходимо использовать с карабином, диаметр поперечного сечения скобы которого 10 мм. Используйте, например, овальные карабины торговой марки «KROK».

Щёки зажима изготовлены из легированной термообработанной стали. Прижимы исполняются или из стали (Зажим КАБЛОК стальной), или из высокопрочного алюминиевого сплава (Зажим КАБЛОК Лайт), что существенно снижает вес зажима. Зажим имеет современное порошковое или цинковое покрытие.

Прочность и эксплуатационные характеристики зажима соответствуют требованиям ДСТУ EN 353-1:2006 «Индивидуальное снаряжение для защиты от падения с высоты. Устройства остановки падения направленного типа на твёрдой линии крепления» и ДСТУ EN 353-2:2006 «Индивидуальное снаряжение для защиты от падения с высоты Устройства остановки падения направленного типа на гибкой линии крепления».

Зажим обеспечивает остановку свободно падающего груза весом 100 кг с высоты равной двойной длине соединительного звена. То есть выдерживает рывок с фактором падения F=2. При этом максимальная пиковая нагрузка не превысила усилие в 570 кг.

  • Рабочая нагрузка — 150 кг
  • Максимальная нагрузка:
    • Fмаx динамическая=570 кг при рывке с фактором «F=2»
    • Fмаx статическая=1500 кг

    3. Правила использования и рекомендации по эксплуатации

    1. Установить зажим для троса без карабина во взведенном состоянии рычагов в положение перпендикулярно тросу. Завести трос в центральную щель (фото 2).
    2. Повернуть зажим для заведения троса в направляющие «канавки» зажима (фото 3).
    3. Отпустить рычаги, присоединить крепёжный карабин (фото 4).
    4. Устройство готово к работе.

    Зажим для троса (типа CABLOC)
    Зажим для троса (типа CABLOC)
    Зажим для троса (типа CABLOC)

    ВНИМАНИЕ ! Карабин должен быть диаметром 10 мм.

    При использовании с крепёжным карабином меньшего диаметра или совсем без карабина возможна самопроизвольная расфиксация троса.

    Использовать тросовый зажим без крепёжного карабина или с карабином меньшего диаметра поперечного сечения его скобы ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ !

    Применение с удлинительным стропом или самостраховочным усом без амортизатора в страховочной цепи ЗАПРЕЩАЕТСЯ !

    Для уменьшения фактора рывка самостраховочный ус с зажимом должен всегда быть натянутым, а зажим находиться выше точки закрепления уса к лямочному поясу!

    ЗАПРЕЩЕНО хватать зажим рукой в момент проталкивания его по тросу или верёвке!

    Для перемещения зажима необходимо держаться рукой за карабин, прощёлкнутый в отверстие рычага.

    В сочетании со вторым зажимом позволяет подниматься по закрепленному тросу.

    4. Техническое обслуживание и условия хранения

    Для безопасной эксплуатации зажима необходимо перед каждым использованием проводить его осмотр на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера поперечного сечения его составных эксплуатация тросового зажима ЗАПРЕЩАЕТСЯ !

    После эксплуатации зажим следует тщательно вычистить, высушить. Шарнирные механизмы смазать любым индустриальным маслом.

    Хранить в сухом помещении, оберегать от воздействия агрессивных химических веществ.

    Разрешается транспортировать любым видом транспорта при условии защиты зажима от механических повреждений, атмосферных осадков и воздействия агрессивных сред.

    Не реже одного раза в 6 месяцев тросовый зажим подлежит испытаниям статической нагрузкой в 1500 кг. Таким же испытаниям подлежат зажимы, хранящиеся на складе более 1 года или противостоявшие динамическому рывку.

    5. Гарантии изготовителя

    Работодатели и пользователи принимают на себя окончательную ответственность за выбор и использование любого рабочего снаряжения. Изготовитель не несёт ответственности за нецелевое или неправильное использование изделия.

    Качество изготовления обеспечивает сохранение основных характеристик и функционирование изделия при отсутствии механического износа и надлежащем хранении в течение всего срока его эксплуатации. Срок эксплуатации изделия зависит от интенсивности использования.

    Производитель установил срок гарантии на изделия 6 месяцев со дня продажи. В течение гарантийного срока дефекты изделия, выявленные потребителем и возникшие по вине изготовителя, предприятие-изготовитель обязуется устранить в течение одного месяца со дня получения рекламации и самого изделия. Срок устранения гарантийных дефектов не входит в срок гарантии.

    Гарантийные обязательства не распространяются на изделия, модифицированные потребителем либо использовавшиеся с нарушением правил эксплуатации, транспортировки или хранения, а также имеющие механический износ или механические повреждения инородными предметами.

    6. Комплектность и свидетельство о соответствии

    Зажим для троса прошел испытания в НСЦ «Стандарт» г. Киев.

    Продукция имеет сертификат УКРСЕПРО .

    Изделие проверено на соответствие нормативно-технической документации и признано годным к эксплуатации.

    Присвоен заводской номер № _________________________________________________________

    Дата изготовления __________________________________________________________________

    Дата продажи ______________________________________________________________________

    Подпись лица, ответственного за приёмку изделия ________________________________________

    Опрессовка соединительных зажимов типа СВС на стальных грозозащитных тросах С-50 - 70

    Технологическая карта К-5-24-5и является руководством при опрессовке соединительных зажимов типа СВС на стальных грозозащитных тросах С-30?70 и служит пособием при составлении проектов производства работ с тросами данных сечений.

    МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

    ГЛАВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

    Всесоюзный институт по проектированию организации
    энергетического строительства
    « ОРГЭНЕРГОСТРОЙ »

    Тема № 5628 РАЗДЕЛ 12 ПЛАНА ЦО 1985 г.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА СООРУЖЕНИЕ
    ВЛ И ПС 35 - 1150 кВ

    ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
    К-5-24и

    СОЕДИНЕНИЕ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫХ ПРОВОДОВ
    СЕЧЕНИЕМ 120 - 700 мм 2 И ГРОЗОЗАЩИТНЫХ
    ТРОСОВ С-50 ÷ 70

    ЗАМ. ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА

    НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЭМ-20

    ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПРОЕКТА

    Технологические карты (сборник) К-5-24и разработаны отделом технологии электросетевого строительства (отдел ЭМ-20) института «Оргэнергострой».

    Сборник К-5-24и состоит из семи типовых технологических карт на соединение сталеалюминиевых проводов сечением 120 - 185 мм 2 способом скрутки, на монтаж прессуемых зажимов на сталеалюминиевых проводах сечением 240 - 700 мм 2 и стальных тросах С-50 ÷ 70, а также на термитную сварку проводов в анкерных шлейфах.

    С выпуском настоящего сборника аннулируется сборник типовых технологических карт K-V-19 (ОМ- 1680).

    В работе принимали участие:

    старший инженер Н.И. Кудинова

    инженер Е.Г. Смирнова

    В технологические карты К-5-24и внесены следующие изменения:

    1. Замена нормативных документов, приведенных в сборнике карт, на действующие - в 2006 г.

    2. Замена механизмов на современные, распространенные на строительстве ВЛ.

    Типовые технологические карты

    Опрессовка сталеалюминиевых проводов сечением 120 - 700 мм 2 и грозозащитных тросов С-50 ÷ 70

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    1. Настоящие типовые технологические карты (сборник) К-5-24; является руководством при соединении сталеалюминиевых проводов сечением 120 - 185 мм 2 методом скрутки, опрессовке натяжных, соединительных и заземляющих зажимов при монтаже сталеалюминиевых проводов сечением 240 - 700 мм 2 и грозозащитных тросов С-50 ÷ 70, термитной сварке проводов сечением 120 - 700 мм 2 в шлейфах, а также служат пособием при составлении проектов производства работ на строительстве воздушных линий электропередачи.

    2 Сборник состоит из 7-ми типовых технологических карт:

    К-5-24-1и Монтаж методом скрутки овальных соединительных зажимов на сталеалюминиевых проводах сечением 120 - 185 мм 2 .

    К-5-24-2и Опрессовка натяжных зажимов типа НАС на сталеалюминиевых проводах сечением 240 - 700 мм 2 .

    К-5-24-3и Опрессовка соединительных зажимов типа САС на сталеалюминиевых проводах сечением 240 - 700 мм 2 .

    К-5-24-4и Опрессовка натяжных зажимов и типа НС на стальных грозозащитных тросах С-50 ÷ 70.

    К-5-24-5и Опрессовка соединительных зажимов типа СВС на стальных грозозащитных тросах С-50 ÷ 70.

    К-5-24-6и Опрессовка заземляющих зажимов типа ЗПС на стальных грозозащитных тросах С-50 ÷ 70.

    К-5-24-7и Термитная сварка сталеалюминиевых проводов сечением 120 - 700 мм 2

    3. До начала опрессования зажимов на проводах и грозозащитных тросах необходимо выполнить следующие работы:

    3.1. Организовать в составе монтажной бригады специальное звено, обученное правилам техники безопасности и производству работ по опрессовке зажимов и термитной сварке проводов в анкерных шлейфах;

    3.2. Наладить (в необходимых случаях отремонтировать) все инструменты, приспособления, механизмы и укомплектовать материалы.

    ПРИМЕЧАНИЕ : Ежедневно, перед началом монтажа, следует проверять наличие масла в опрессовочном агрегате, уплотнение пресса и клапан-ограничитель.

    3.3. Проверить каждый зажим на отсутствие трещин, вмятин, коррозии, а также проверить его линейные размеры - длину и внутренний диаметр;

    3.4. Проверить размеры матриц для гидравлического пресса. Матрицы должны быть комплектными, а диаметр их прессующей поверхности должен отличаться от номинального не более чем на +0,2 мм. В противном случае комплект матриц должен быть отбракован.

    4.1. Протереть стальную часть зажимов для проводов и зажимы для грозозащитных тросов ветошью, смоченной в бензине, и очистить ершом внутреннюю полость от смазки и загрязнений;

    4.2. Нанести на внутреннюю поверхность стальной части тонкий и равномерный слой смазки ЗЭС;

    4.3. Очистить внутреннюю поверхность алюминиевого корпуса от смазки и загрязнений и протереть корпус ветошью, смоченной в бензине;

    4.4. Нанести на внутреннюю поверхность корпуса тонкий слой смазки ЗЭС и удалить окисную пленку металлическим ершом до появления металлического блеска. В случае соединения проводов способом скручивании аналогичную подготовку произвести для алюминиевого вкладыша овальных зажимов.

    5. До соединения проводов термитной сваркой необходимо:

    5.1. Высверлить отверстия в термитных патронах для выхода газов при сварке, если эти отверстии не выполнены на заводе;

    5.2. Очистить провода от грязи и тщательно промыть в бензине.

    6. Размеры термитных патронов для сварки проводов в анкерных шлейфах должны соответствовать сечению свариваемых проводов.

    7. Работы по опрессовке сталеалюминиевых проводов и грозозащитных тросов следует выполнять соблюдая: «Правила техники безопасности при производстве электромонтажных работ на объектах Минэнерго СССР».

    7.1. Запрещается находиться под гирляндами изоляторов, монтажными блокажи, проводами, тросами и другими предметами во время их подъема, а также находиться или проходить под местом термитной сварки.

    7.2. При монтаже и демонтаже воздушных линий большой протяженности провода отдельных смонтированных участков длиной 3 - 5 км должны закорачиваться и заземляться.

    7.3. Заземляющие проводники сначала присоединяются к «земле», а затем к проводам и тросам.

    7.4. При приближении грозы и во время грозы работы по монтажу проводов и тросов, а также пребывание людей рядом с опорами запрещаются.

    7.5. Обрезать провода и тросы следует только с помощью соответствующего инструмента (ножовки, тросоруба). Обрубать провода и тросы зубилом запрещается.

    7.6. Запрещается применять этилированный бензин для промывки концов проводов и соединительных зажимов.

    7.7. После опрессовки проводов и тросов следует обязательно спилить напильником образовавшиеся на соединительном или натяжном зажиме заусенцы.

    7.8. Термитная сварка проводов должна производиться согласно «Типовой инструкции по сварке неизолированных проводов с помощью термитных патронов - ТИ-34-70-005-82 » (М. Союзтехэнерго, 1982 г.) «Межотраслевые правила по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок» РД 153-34.0-03.150-00 ПОТ Р М-016-2001 . «Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ» и «Правилами пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования». (М.: Энергия, 1973 г.)

    7.9. К работе по сварке проводов с помощью термитных патронов могут быть допущены специально обученные лица не моложе 18 лет, имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже III, а при выполнении работ на высоте - не ниже IV; лицам, которые допущены к проведению работ по сварке проводов, должен быть выдан талон-вкладыш установленного образца или сделана запись в удостоверении проверки знаний.

    7.10. На проведение работ по сварке проводов должно выдаваться разрешение по установленной форме, а при работах в действующих установках, кроме того, наряд на работу.

    7.11. Сварка проводов с помощью термитных патронов без письменного разрешения может быть разрешена на строительных площадках, ВЛ и в местах, не опасных в пожарном отношении, только специалистам высокой квалификации. Список специалистов, допущенных к самостоятельному приведению сварки проводов с помощью термитных патронов без получения письменного разрежения, объявляется распоряжением руководителя предприятия (объекта).

    7.12. Проверка знаний инструкции по сварке проводов должна производиться не реже 1 раза в два года.

    Электромонтеры, производящие сварку проводов с помощью термитных патронов, должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью (кожаными ботинками или сапогами; зимой - валенками) и головным убором (каской); При этом необходимо следить за тем, чтобы пряди волос не выпадали из-под головного убора.

    7.13. При зажигании термитной спички и поджигании термитной шашки патрона необходимо находиться от загоревшей шашки на расстоянии не менее 0,5 м. Запрещается наклоняться над горящей термитной шашкой.

    7.14. При зажигании спичек и поджигании термитной шашки необходимо надеть защитные очки со светофильтром (синими стеклами или стеклами ТИС-1). После загорания термитной шайки следует опустить защитный кожух приспособления для сварки

    7.15. При работах по сварке вблизи сгораемых конструкций и материалов (деревянные опоры, подмости и др.) необходимо принять меры по очистке рабочего места от горючих материалов. Для исключения возможности соприкосновения горящей термитной спички и шашки со сгораемыми конструкциями и материалами необходимо подкладывать листовой асбест, стальной лист и т.п.

    7.16. Запасные термитные патроны следует хранить в рабочей сумке отдельно от термитных спичек. Термитные спички надо хранить в заводской упаковке. Следует помнить, что они воспламеняются от трения одна о другую. Для предотвращения этого в заводской упаковке спички переложены парафинированной бумагой, которую нельзя удалить без надобности.

    7.17. Запрещается во избежание ожогов трогать или поправлять рукой горящий или остывающий термопатрон.

    7.18. Сгоревшие термитные спички необходимо класть в специальную стальную коробку, подвешенную около места работы, или на заранее подготовленную несгораемую площадку.

    7.19. После остывания термитной шашки (до темного цвета), образовавшийся шлак следует сбивать в направлении от себя на заранее подготовленную площадку.

    7.20 Место сварки необходимо оградить или поставить наблюдающего. Запрещается проход под местом сварки до окончания работы.

    7.21. Запрещается пользоваться увлажненными термитными патронами. Необходимо следить за тем, чтобы вода не попала на горящий термитный патрон, так как это может вызвать взрыв и ожоги.

    8. Сталеалюминиевые провода приняты по ГОСТ 839-80 , грозозащитные тросы по ГОСТ 3063-80 и ГОСТ 3064-80 . Зажимы на провода и грозозащитные тросы приняты по чертежам МО СКТБ ВПО СЭСИ.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    ВЛ 35 - 1150 кВ

    Опрессовка соединительных зажимов типа СВС на стальных грозозащитных тросах С-50 ÷ 70

    1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Технологическая карта К-5-24-5и является руководством при опрессовке соединительных зажимов типа СВС на стальных грозозащитных тросах С-30 ÷ 70 и служит пособием при составлении проектов производства работ с тросами данных сечений.

    2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА ОДИН ЗАЖИМ

    Монтаж соединительных зажимов типа СВС моторным прессом:

    работа механизмов, маш.-ч.

    Монтаж соединительных зажимов типа СВС ручным прессом:

    Производительность звена за смену (8,2 час.), количество опрессованных зажимов

    моторным прессом, шт.

    ручным прессом, шт.

    3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

    3.1. Работы по опрессовке соединительных зажимов (рис. 5-1) выполняется в процессе монтажа грозозащитных тросов на воздушных линиях электропередачи звеном электролинейщиков в составе:

    3.2. Опрессовку соединительных зажимов производить в последовательности (см. рис. 5-2):

    3.2.2. Концы тросов длиной по 130 мм очистить от грязи и смазки ветошью, смоченной в бензине, насухо протереть и покрыть тонким слоем смазки ЗЭС.

    3.2.3. На конец одного из сращиваемых тросов надвинуть соединительный зажим, подготовленный к опрессовке, согласно п. 4 «Общей части».

    3.2.4. Ввести конец второго троса в зажим так, чтобы проволоки троса свободно вошли без утыкания между проволоками первого троса. Концы проволок при этом должны выходить по обе стороны зажима на 15 - 20 мм.

    3.2.5. Опрессовать зажим матрицей, начиная от середины зажима к краям.

    3.3. Опрессованный зажим следует осмотреть, замерить диаметр. В случае несоответствия диаметра норме, зажим следует доопрессовать до нормы. При обнаружении трещин зажим необходимо вырезать и соединение должно быть выполнено вновь.

    Зажим для стальных канатов «Жимок-10»

    Зажим для стальных канатов «Жимок-10»

    Зажим для стальных канатов «Жимок» - применяется для закрепления или соединения канатов (тросов) и формирования петель на их концах.

    Зажим должен устанавливаться на проволочный стальной канат (трос) так, как это показано на рисунке.


    Перемычка зажима всегда должна располагаться на стороне каната, несущей нагрузку. U-образный болт зажима помещается на хвостовую часть каната, также называемую глухим (мёртвым) концом. Первый зажим должен размещаться на расстоянии одной ширины перемычки от загнутого или глухого конца каната, как показано на рисунке. Последующие зажимы располагаются на канате между первым и вторым зажимами таким образом, чтобы их как минимум разделяло расстояние в 1 ширину зажима и максимально в 3 ширины зажима.


    Слегка натянув канат, зажать все гайки равномерно, поочерёдно добиваясь рекомендуемого момента затяжки (см. таблицу в конце текста).

    При монтаже и перед тем, как канат будет взят в работу, гайки должны быть ещё раз затянуты в соответствии с предписанным моментом. После первого приложения нагрузки величина момента затяжки должна быть вновь проверена и при необходимости скорректирована. Подтягивание гаек должно производиться периодически — через 10.000 циклов при большой нагрузке, через 20.000 циклов при умеренной, и через 50.000 при малой. Если рабочие циклы неизвестны, следует руководствоваться установленным интервалом времени, к примеру, каждые 3 месяца, каждые 6 месяцев, ежегодно.

    Значения момента затяжки и минимальное число накладываемых зажимов в зависимости от размера каната даются в приведённой таблице.

    Удовлетворяющие требованиям стандартов EN13411-5 применения зажимов включают подвешивание статичных грузов и единичные грузоподъёмные операции при экспертной оценке компетентных лиц с принятием в расчёт соответствующих факторов надёжности.

    Канатные зажимы не должны использоваться в следующих случаях:

    • подъёмные тросы в шахтах;
    • канатные передачи (приводы) кранов на сталеплавильных и прокатных станах;
    • постоянные крепления в других канатных приводах;
    • концевая заделка тросов для устройств подвешивания грузов в работе грузоподъёмных систем, кроме случаев подъёмных приспособлений, где это допускается для конкретной задачи и не имеет повторного применения.

    Внимание! Зажимы для троса изготавливаются по двум стандартам: DIN741 и DIN1142. Зажим по DIN 741 предназначен для небольших нагрузок. Зажим канатный винтовой DIN 1142 – усиленный и предназначен для грузовых систем и имеет большие габаритные размеры.

    Цена указана на жимки по DIN741.

    Зажимы винтовые канатные оцинкованные по DIN741 для крепления и фиксации, типоразмеры и установка:

    Канатные зажимы

    Зажим канатный, грузовой, DIN 1142 (EN 13411-5 тип А)

    Номер по каталогу: E-6260;

    Тип зажима: грузовой, монтажный;

    Материал: тело: кованая сталь / U-болт: углеродистая сталь;

    Покрытие: горячая гальванизация (цинкование);

    Стандарт: EN 13411-5 Type A и согласно требованиям DIN 1142;

    Аналоги: ГОСТ 13186-67, ОСТ 24.090.51-86;

    Документация: паспорт / сертификат качества;

    Зажим стальной винтовой оцинкованный, применяется для крепления стальных тросов и канатов, широко используется при соединении тросов, типа коуш-петля или простая петля, а так же на концевых соединениях, где заделка каната втулкой (муфтой) или сплетение троса не представляется возможным. Соответствует европейскому стандарту DIN 1142, имеет оцинкованное покрытие. Обозначение зажима соответствует диаметру зажимаемого каната.

    Зажим канатный, грузовой, DIN 741 (EN 13411-5 тип А)

    Зажим канатный, грузовой, DIN 741 (EN 13411-5 тип А)

    Зажим канатный, грузовой, DIN 741 (EN 13411-5 тип А)

    Зажим канатный, грузовой, DIN 741 (EN 13411-5 тип А)

    Зажим канатный, грузовой, DIN 741 (EN 13411-5 тип А)

    Номер по каталогу: E-6220

    Тип зажима: не грузовой, хозяйственный;

    Материал: Тело: литой/ U-болт: углеродистая сталь

    Покрытие: электро-гальваническое покрытие;

    Стандарт: EN 13411-5 Type A и согласно требованиям DIN 741

    Зажим стальной винтовой оцинкованный, применяется для крепления стальных тросов и канатов, широко используется при соединении тросов, типа коуш-петля или простая петля, а так же на концевых соединениях, где заделка каната втулкой (муфтой) или сплетение троса не представляется возможным. Соответствует европейскому стандарту DIN 741, имеет оцинкованное покрытие. Обозначение зажима соответствует диаметру зажимаемого каната.

    Зажим канатный, грузовой, усиленный G-6240 (EN 13411-5 Тип В), Нидерланды Green Pin®

    Зажим канатный, грузовой, усиленный G-6240 (EN 13411-5 Тип В), Нидерланды Green Pin®

    Зажим канатный, грузовой, усиленный G-6240 (EN 13411-5 Тип В), Нидерланды Green Pin®

    Зажим канатный, грузовой, усиленный G-6240 (EN 13411-5 Тип В), Нидерланды Green Pin®

    Зажим канатный, грузовой, усиленный G-6240 (EN 13411-5 Тип В), Нидерланды Green Pin®

    Номер по каталогу: G-6240

    Тип канатного зажима: грузовой, монтажный, усиленный;

    Материал: Тело: термообработаная высокопрочная сталь SAE 1035 или SAE 1045

    U-болт: сталь SAE 1015

    Окончательная обработка: горячая гальванизация (цинкование)

    Стандарт: EN 13411-5 Тип B. Соответствует требованиям US Fed.Spec. FF-C-450D.

    Аналоги: Зажим по ГОСТ 13186-67, зажим по ОСТ 24.090.51-86;

    Зажим (жимок) для тросов компании VanBeest (EN 13411-5-1 Тип B) усиленный, применяется для крепления одножильных и многожильных канатов, тросов и строп, являющихся частью подъемных механизмов: кранов, лебедок, лифтов и т.д., имеет широкое применение для соединения тросов, типа коуш-петля или простая петля, а так же на концевых соединениях, где заделка каната втулкой (муфтой) или сплетение троса не представляется возможным.. Обозначение зажима соответствует диаметру зажимаемого каната.

    Виды и особенности зажимов для троса

    Тросовый или канатный зажим - это такое такелажное изделие, которым фиксируются петли на стальных канатах либо сращиваются канаты. Казалось бы, все очень просто, но:

    1. Эти элементы такелажа используют в высоконагруженных конструкциях, из чего вытекает, что они должны изготавливаться из металла, устойчивого к трению, поперечным и продольным деформациям. Как это достигается?
    2. В строительных работах, например, на тросы крепят несколько зажимов, расположенных друг за другом. Может быть так, что нагрузка выше, чем допустимая для единицы крепления. Простое увеличение числа слабых креплений никак не поможет зафиксировать конструкцию. Почему?

    Эти и другие детали по полочкам раскладываем в статье.

    Виды зажимов

    каким бывает зверь, кратко - по плюсам и минусам

    Виды зажимов для троса

    Для простоты разделим зажимы условно на три категории, и в каждой категории обозначим наиболее важные подвиды:

    Традиционные, используемые для сращивания канатов и создания на них петель:

    • Одноразовые
    • Скобы
    • Кулачковые
    • Плашечный (шинный)
    • Цилиндрические (DOUBLE)
    • Обжимные

    Плоские, используемые, как и традиционные:

    Специальные, спектр использования которых узок и делает их незаменимыми:

    • Крестовые
    • Стопорные
    • Цанговые
    • Страховочные

    Одноразовые

    Короткие цилиндрики из алюминия или другого мягкого металла. Расплескивается вместе с продетыми концами каната, плотно его сжимая. Наименее надежная и наиболее дешевая конструкция.

    Зажим троса

    Плюсы Минусы
    +Дешевизна -Ненадежность
    +Быстрота установки -Одноразовость

    Скобы

    Самый распространенный традиционный вид зажимов в виде U-образной скобы. Прост в установке и демонтаже, является многоразовым, не теряет характеристик.

    Нюанс использования в почти полной непригодности для высоких нагрузок. Малое пятно контакта с канатом вызывает режущую деформацию - разрыв или повреждение троса в месте крепления.

    Зажим троса U-образный

    Плюсы Минусы
    +Дешевизна -Малое пятно контакта
    +Быстрота установки -
    +Многоразовость -

    Кулачковые

    Аналоги скобы, два зеркально расположенных седла с интегрированными резьбовыми втулками. Более удобен, чем U-образный, мало встречается на российском рынке.

    Как и старший брат, имеет малое пятно контакта с тросом.

    Зажим троса

    Плюсы Минусы
    +Дешевизна -Малое пятно крепления
    +Быстрота установки -
    +Многоразовость -

    Плашечный (шинный)

    Зажим, поперечный срез которого представляет собой латинскую W. Ответная часть похожа на распущенную вдоль трубу. Места прилегания к тросу - рифленые, обеспечивают хорошую фиксацию.

    С таким зажимом режущих деформаций можно не опасаться.

    Плашечный (шинный) зажим

    Плюсы Минусы
    +Надежность -Дороговизна
    +Простота установки -
    +Многоразовость -

    Цилиндрические (DOUBLE)

    Кольцо оно и в Африке - кольцо (ну или два полуцилиндра со стяжными винтами).

    Выпускается в малых размерах (трос 3-4 мм), т.е. можно скреплять тросы вплоть до толщины проволоки (в разумных пределах). Нержавеющая сталь - как основной материал изготовления - позволяет использовать колечко в паре с канатами из цветных металлов, нержавеющей стали. Неблагоприятные среды, короче говоря, вашим конструкциям не грозят.

    Цилиндрический (DOUBLE) зажим

    Плюсы Минусы
    +Надежность -Дороговизна
    +Многоразовость -

    Обжимные

    В простонародье - бочонок. Две рельефные пластины с цилиндрическими канавками для закладки троса, которые стягиваются при помощи винта. Можно сказать, король лифтов и других подъемных механизмов.

    Зажим для троса бочонок

    Выпускается как из цветных металлов, так и из стали в зависимости от назначения.

    Плюсы Минусы
    +Надежность -Дороговизна
    +Простота установки -
    +Многоразовость -

    Плоские одинарные (SIMPLEX)

    Как было сказано выше, чем больше пятно контакта с тросом, тем надежнее крепление, этот зажим - прямое тому подтверждение.

    По своей сути две пластины (с бортиками и без), фиксируемые при помощи болта и гайки. Наличие бортиков не дает тросу выскальзывать вбок под нагрузкой, что также положительно сказывается на максимально допустимых нагрузках.

    Зажим троса SIMPLEX

    Плюсы Минусы
    +Надежность -Относительная дороговизна
    +Многоразовость -

    Плоские двойные (DUPLEX)

    Два сращенных одинарных (SIMPLEX) изделия.

    Как сказала бы Эллочка Людоедочка, железно! Установка растяжек на высоковольтных столбах линий электропередач и ТВ-антенн - раз плюнуть. Зафиксировать груз при его подъеме на большую высоту - тоже. И это не фигура речи.

    Зажим троса DUPLEX

    Крестовые

    Скажем, нужно вам соединить две магистрали под прямым углом. Вам нужен крест! Не православный, конечно, но помолиться советуем, потому что сверхнадежным такое крепление назвать язык не повернется. Впрочем, надежности на канатную сетку хватит. Как говориться, кто на кого учился.

    Изготавливается в виде цилиндра, в который стальные канаты укладываются друг на друга и фиксируются винтом.

    Крестовой зажим для троса

    Плюсы Минусы
    +Незаменимость при создании пересекающихся конструкций -Дороговизна
    +Простота установки -Малый спектр применения
    +Многоразовость -

    Стопорные

    Просто стопор - и все. Ничего не сращивает, ничего не поддерживает. Его задача - плотно ухватиться за трос и препятствовать движению подвешенных на нем грузов, грубо говоря, утолщает магистраль в выбранной точке.

    Стопорный зажим

    Плюсы Минусы
    +Незаменим при создании стопора -Узкий спектр применения
    +Простота установки -
    +Многоразовость -

    Цанговые

    Наконечник, задачей которого является аккуратная стыковка каната с элементами конструкции, к которым он присоединяется. Стопроцентной надежности не дает. Скажу по секрету, лучше петлю сделать.

    Цанговый зажим

    Плюсы Минусы
    +Простота установки -Ненадежность
    +Многоразовость -Узкий спектр применения

    Страховочные

    Типичный быстросъемник промышленных альпинистов. Они за него всяко-разно грузы подвешивают. Изделие состоит из рычагов, фиксирующих его на магистрали при приложении нагрузки на крепежное кольцо.

    Страховочный зажим для троса

    Плюсы Минусы
    +Простота установки -Дороговизна
    +Многоразовость -

    Из каких материалов изготавливают зажимы

    из чего у тебя седло, странник, сделано?

    К трем основным материалам, из которых изготавливаются зажимы для троса относятся (очень предсказуемо!): нержавейка, горячеоцинковка и мягкая сталь с цинковым покрытием. Рассматриваем на примере седла.

    Нержавеющая сталь А2 и А4. Ваш выбор для применения на открытом воздухе и в неблагоприятных условиях. Коррозийная стойкость из коробки.

    Горячеоцинкованная сталь. Смело берите, если хотите сэкономить. Использование в неблагоприятных средах ограничено, но за положенные нагрузки отвечает более чем. Коррозийная стойкость меньше, чем у нержавейки.

    Мягкая оцинкованная сталь. По дешману, значит, по дешману. Не стойкий к коррозии материал (впрочем, оцинковку пальцем не сковырнешь). Если нужно что-то для быта, лучший вариант.

    Однако помните о том, что при построении высоконагруженных конструкций нужно будет проверять место крепления хотя бы раз в три месяца на предмет полного съедания ржой. Хе-хе. Шутка.

    Размеры зажимов

    Размер имеет значение! Надежная и безопасная конструкция нужна каждому, а вот как ее обеспечить?

    Трос без оплетки? Значит, зажим выбирается по диаметру троса.

    Трос в оплетке? Нюанс! Предел рабочей нагрузки сборки или магистрали уменьшится на 30-35%, если не удалить оплетку, потому что рабочее тело зажима будет контактировать с мягким и податливым винилом.

    Применение такого соединения на сильно нагруженных тросах небезопасно!

    Как итог: крепеж к канату в оплетке подбирается по его диаметру без оплетки. С точек магистрали, где будут располагаться зажимы, оплетку удалям. Такова жизнь? Нет, технология

    Классификация зажимов по DIN

    • DIN 741. Стандартный, не предназначенный для грузоподъемных операций. . Усиленный крепеж, оборудованный двумя шестигранными гайками, а также шайбами для лучшей прижимной фиксации. Имеет продолжительный эксплуатационный запас даже в условиях постоянных температурных колебаний.
    • DIN 3093. По своей конструктивной сути это алюминиевая втулка, позволяющая соединить несколько тросов между собой для достижения необходимой общей длины.

    DIN 741

    Стандарт DIN 741 – это крепеж с двумя шестигранными гайками. Данное изделие широко используется во всех областях промышленности.

    Зажим DIN 741 - схема, чертеж

    Характеристики:

    • Используется с тросами диаметром от 3 до 40 мм.
    • Длина составляет 21-88 мм, ширина 10-45 мм, а высота без съемной проушины – от 10 до 55 мм.
    • Диаметр прута проушины – 4-16 мм, межосевое расстояние между ее концами – 9-58 мм.
    • Наружная резьба под шестигранную гайку – от 1/8 до 1 дюйма.
    • Норматив по весу: 100 штук этих изделий, в зависимости от размеров, могут иметь массу от 1,4 до 104 кг.

    Изготавливаются из стали или нержавеющей стали А4. Распространены изделия, имеющие защитное цинковое покрытие, нанесенное гальваническим или горячим способом. Усиленный аналог DIN 741 имеет маркировку DIN 1142.

    DIN 1142

    Стандарт DIN 1142 используют для изготовления такелажных приспособлений, использующихся совместно с грузоподъемными механизмами. Большое значение DIN 1142 играет в строительстве, где может применяться в качестве элемента канатной растяжки.

    Зажим DIN 741 - схема, чертеж

    • Корпус имеет длину от 12 до 68 мм и ширину от 13 до 49 мм.
    • Высота седла изделия – 13-77 мм.
    • Полная высота детали вместе с U-болтом может составлять от 25 до 159 мм.
    • Резьба под фиксирующую гайку – М5-М24.
    • Межосевое расстояние U-болта – 12-68 мм.

    Изделие DIN 1142 - ответственный элемент конструкции, и к материалу, из которого он изготавливается, предъявляются строгие требования. Производятся эти зажимы из гальванически оцинкованных сталей или нержавеющих сталей А2 и А4.

    DIN 3093

    Стандарт DIN 3093 – это алюминиевая втулка. Представляет собой сплющенный полый цилиндр. Применяется для сращивания стальных канатов между собой, а также для изготовления петель на концах каната.

    Зажим DIN 3093 - схема, чертеж

    • Диаметр используемого троса - от 1,5 до 40 мм
    • Ширина отверстия B - от 3,6 до 88 мм
    • Длина втулки L - от 5 до 140 мм
    • Толщина материала S - от 0,5 до 17 мм

    Инструкция по установке зажимов

    Как было сказано выше, зажимы широко используются для создания петель и сращивания тросов. При проведении подобных работ требуется соблюдать технологические нормы, поскольку неправильная установка может снизить предельную рабочую нагрузку магистрального узла на 40%.

    Для начала необходимо убедиться в том, что:

    • На изделии нет зазубрин, вмятин и трещин.
    • Размер изделия соответствует размеру троса.

    Традиционные зажимы

    Шаг первый. Первый элемент крепежа располагается на небольшом расстоянии от свободного конца петли. Гайки или болты затягиваются поочередно до достижения требуемого момента силы.

    Установка зажима для троса - шаг первый, фото

    Шаг второй. Второй размещается ближе к петле, так, чтобы она имела минимальный ход деформации. Ход можно проверить, сплюснув петлю по направлению к зажиму после установки.

    Установка зажима для троса - шаг второй, фото

    Шаг третий. Третий позиционируется точно между первыми двумя. При этом учитывается, что ответные части зажимов (те, со стороны которых затягиваются гайки или болты) должны быть направлены вверх.

    Установка зажима для троса - шаг третий, фото

    Шаг четвертый. На отрезок магистрали подается нагрузка, равная или большая, чем требуемая. Проверяется затяжка гаек или болтов и, при необходимости, увеличивается.

    При сращивании алгоритм действий по установке зажимов будет тем же.

    Плоские - Simplex и Duplex

    Используются в тех же случаях, что и традиционные, однако обладают иной конструкцией. Рассмотрим ниже их установку на примере DUPLEX.

    Шаг первый. Убедиться в том, что изделие комплектно, детали исправны, гайки ходят по резьбе не внатяг.

    Шаг второй. При создании петли расположить изделие ближе к ее началу, при создании петли либо сращивании позиционировать трос внутри зажима как показано на рисунке.

    Шаг третий. Установить ответную часть и затянуть гайками. Подать нагрузку на конструкцию, равную или большую, чем нужно. Проверить затяжку гаек, при необходимости ее увеличить.

    Установка зажима Simplex - фото

    Установка зажима SIMPLEX

    Установка зажима DUPLEX - фото

    Установка зажима DUPLEX

    Спецзажимы

    Применительно к специальным видам зажимов привести общий алгоритм действий нельзя, однако, поскольку позиционировать их, кроме как по назначению, возможным не представляется, плотная затяжка крепежных элементов решает вопрос их надежной установки.

    Часто задаваемые вопросы (FAQ)

    - Можно ли при помощи зажима закрепить веревку?

    - Нет, получим ту же ситуацию, что и с оплеткой. Веревка делается из легко деформирующегося материала, а потому осуществить качественное крепление практически невозможно.

    - Если я хочу установить трос в качестве защиты парковочного места, имеет ли смысл покупать дорогие зажимы?

    - Потребность в дорогих изделиях возникает тогда, когда на трос подаются высокие нагрузки растяжения или смещения. Нет смысла покупать дорогие зажимы для построения ненагруженной тросовой конструкции.

    - Требуется ли специальный инструмент для установки данного крепежа?

    - В зависимости от его типа может понадобиться следующий набор инструментов: молоток, кувалда, отвертка нужного размера (с плоским, крестовым или шестигранным шлицем), плоскогубцы или гаечный ключ требуемого размера.

    - Можно ли использовать традиционные зажимы в паре со стальным тросом для буксировки автомобиля?

    - В 80% случаев нельзя, и хорошо, если подобный эксперимент не закончится плачевно.

    - Почему увеличение числа слабых зажимов не увеличивает рабочую нагрузку тросовой конструкции?

    - Основная нагрузка, которая прикладывается к тросу – продольное растяжение. Следовательно, при критических нагрузках трос либо лопается, если зажимы рассчитаны на нагрузку, либо выскальзывает из какого угодно количества слабых креплений.


    Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
    "Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи"

    Читайте также: