Паустовский стальное колечко анализ произведения

Обновлено: 08.02.2023

Оборудование для урока: учебник О.В. Кубасова “Литературное чтение” для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, компьютер, проектор.

1. Актуализация знаний.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. К.Г. Паустовский

- По иллюстрации вспомните название произведения и его автора.

- Назовите тему урока.

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

  • расширить знания о жизни и творчестве К.Г.Паустовского
  • определить жанр

- Проговорите ещё раз эту цель себе в ладошки, расскажите соседу.

- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

- Начнём работу над первой частью цели урока.

- Что нового узнали о К.Г.Паустовском?

- Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.

- Что для этого нужно?

(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).

3. Решение учебной задачи.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

1. Где жила Варюшка с дедом? (в деревушке Моховое)

2. Как звали деда? (дед Кузьма)

3. Куда Варюшка пошла за махоркой? (в село Переборы)

4. Кто такой Сидор? (старый воробей)

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах? (с бойцами)

6. Какой подарок она получила? (стальное колечко)

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

Прослушивание аудиофрагмента сказки “Стальное колечко”

- Послушаем начало “Стального колечка” и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

_ Какое произведение - сказка или рассказ? (сказка)

  • Капитан 1 команды __________________
  • Капитан 2 команды __________________
  • Капитан 3 команды __________________
  • Капитан 4 команды __________________

Задания будут для каждой команды. За каждый ответ вы получите жетон. Если ответ прекрасный ты жетон получишь красный. Если ответ похуже – желтый цвет тобой заслужен. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа переходит другой команде. В конце подведем общий итог. Какая команда справилась со всеми заданиями.

Ответы будут оценивать капитаны команд.

- На столе задания на листочках. Прошу всех прочитать и приготовиться к ответу.

Задания будете выполнять по порядку.

- Вы должны за 5 минут подготовить задание.

1 задание. Чтение по ролям.

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “На платформе сидели два бойца. ”)

Прочитайте эту часть текста по ролям.

Оцените ответ команды.

- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

- Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

  • Средний - здоровье
  • Безымянный - большущая радость
  • Указательный - увидишь весь мир (белый свет)

- Про какой палец забыл сказать боец? (мизинец)

2 задание. Рассказать

- Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

3 задание. Зачитать.

Как же Варюше все – таки удалось найти стальное колечко? Зачитайте этот эпизод. (стр. 156 со слов Варюша нашла в лесу. ) На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?

4 задание. Рассказать. Зачитать.

Почему же Варюша не захотела покинуть свой край с помощью “волшебного колечка”? Зачитайте слова деда Кузьмы о земле. (стр. 159)

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке? (как в сказке)

- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

Сегодня все команды держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

5. Строки слов.

- Послушайте строки слов.

Жизнь прекрасна.
Не проживи ёе зря.
Постарайся оставить след на земле.
Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Смогла ли Варюша увидеть прекрасное в самом обыкновенном?

- Значит мы потратили время не зря.

- Ребята, любите своих близких и родных, как это делала Варя. И помните всегда о своей малой родине.

Еще хочу подарить вам этот солнечный теплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку. (На лепестках ромашки ученики ставят значки +, - )

О сказке Константина Паустовского Стальное колечко

Сказка Константина Паустовского "Стальное колечко" - произведение потрясающей доброты, красоты и мудрости. Оно не оставит равнодушным ни юных, ни взрослых читателей. Главная героиня - маленькая девочка Варюша - очень любит свой родной край, откликается сердцем и душой на заботы и горести тех, кто её окружает, будь то маленький воробушек, живущий прямо в избе, или старый немощный дед Кузьма и разные другие люди. Она готова помочь каждому, если это в её силах.
Вот заболел лютой зимой её дедушка, с которым Варюша жила в деревеньке у самого леса: кашлял, вздыхал о том, что кончилась у него махорка. Затянуться бы ему - тогда и поправится. И Варюша, конечно же, не позволила деду горевать, отправилась за махоркой в соседнее село, несмотря на мороз, ветер, снег и голодных волков, рыскающих в лесу. Отважная девчушка,что и говорить! Не ленивая, заботливая и смелая.
Доброта её проявилась и при встрече с двумя бойцами на железнодорожной станции. Попросили они продать им немного дедовой махорки, так она им не продала, а просто подарила, от всей души. Знала: тяжела солдатская служба, непростое время, как не помочь людям. Ну и в ответ за доброту и бескорыстие получила подарок - стальное колечко. Не простое, чудесное: если носить его на среднем пальце - принесёт оно здоровье всем близким и себе тоже. На безымянном пальце перстенёк посулит большущую радость, а на указательном - исполнит желание белый свет посмотреть со всеми его чудесами.
Но. упало колечко в снег в лесу. И что же теперь, не сбудется ни одно из чудес? Но в детской книжке так не бывает.
Слёзы, горькое разочарование девочки, её сожаление, что дед теперь не поправится из-за её оплошности - всё это заставит юных читателей искренне сопереживать Варюше и мечтать о том, чтобы колечко нашлось, чтобы удивительные чудеса совершились, дед Кузьма выздоровел и, значит, в дом вернулась радость.
Главные чудеса, как известно, происходят весной! Паустовский с потрясающей лиричностью, любовью к родной земле, умением зримо и осязаемо показать картинки пробуждения природы, описывает всё, что предстаёт перед глазами чуткой Варюши - лес, овраг, поля, ручьи, проталины, подснежники - именно то, чего не приметишь в городе, но обязательно увидишь в деревне, на приволье.
Колечко не могло не найтись! И все до одного чудеса должны были случиться! Так оно и вышло. Чудеса эти можно было объяснить проснувшейся, обновившейся природой, которая и здоровье вдохнула во взбодрившегося деда, и подарила Варюше восторг и необыкновенную радость наслаждаться красотой родной земли. "Большущая радость - такая, что не охватишь руками, - зазвенела, запела у неё на сердце".
А исполнение третьего желания - повидать белый свет со всеми его чудесами - Варюша решила отложить на потом. "Успею, - подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть, что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля - истинный рай , и нету другой такой хорошей земли на белом свете!"
Вот она - главная мысль сказки1 Любовь к малой родине, к родному краю, к своей милой природе делает человека счастливым, здоровым, чутким к красоте, душевно тонким и по-настоящему добрым ко всему живому, что нас окружает.

«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского

Сказка «Стальное колечко» была напечатана 1 мая 1946 г. в «Литературной газете». Сказка отражает надежды, связанные с победой в войне, являет победу добра над злом, традиционную в сказках. С недавней победой и недавними военными тяготами связана и бедность, скудость еды героев, и патриотическая идея рассказа. Варюша не хочет даже на миг оставлять свою родную деревню, будто боясь потерять её (в подтексте – боясь потерять то, что только что отвоёвано).

Литературное направление и жанр

В произведении сочетаются черты реалистического рассказа и сказки. Такая двуплановость характерна для всех сказок Паустовского.

Почти все события и образы произведения могут объясняться с точки зрения реализма и фантастики. Например, судьба старого воробья Сидора, зимующего в доме деда Кузьмы. Его поведение можно прочитать как реалистическую зарисовку о животном, а можно – как сказку о животном, ведь воробей говорит Варюше: «Ишь ты! Нашла дурака!» А может, ей это только кажется?

Но в «Стальном колечке» есть ещё и подтекст. Подтекст этой сказки связан с победой в войне, которую в этой сказе символизируют зима, лишения и болезнь.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема у произведения «сказочная» - победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения.

Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.

Сюжет и композиция

По композиции «Стальное колечко» ближе к рассказу, а не к сказке. В нём есть крохотная экспозиция, в которой повествуется о долгой и суровой зиме, о замёрзших волках. Завязка рассказа - у деда Кузьмы закончилась махорка, кульминация – потеря колечка и вместе с ним надежды, развязка - приход весны и обретение всего потерянного: колечка, здоровья, радости.

Но есть в произведении элементы сказки. От волшебной сказки в «Стальном колечке» волшебный предмет (колечко), волшебный даритель (солдат), простодушный герой, награждённый за доброе сердце (Варюша дала солдату махорку просто так, «сколько надо»). Но животные ведут себя не как герои волшебной сказки, а как герои сказки о животных. Воробей Сидор не желает быть волшебным помощником. Зато у него человеческий характер. Воробей своенравен, драчлив и нахален. Волки из леса хотят, как Лисичка из сказки «Зайкина избушка», «пожить в избе, почесаться и полежать у печки».

Герои сказки

Главная героиня – девочка Варюша. Так называет её рассказчик, подчёркивая, во-первых, юный возраст девочки, а во-вторых, - своё к ней нежное отношение.

Варюша воспитана дедом Кузьмой, который, сознательно или нет, сформировал у девочки мифологическое или сказочное отношение к миру. Или, может быть, он просто не разрушил детскую веру внучки в сказку?

Варюша верит словам бородатого бойца, что от ветра, создаваемого поездом, она может улететь под небеса. Варюша без колебаний несёт воробья на место потери колечка, чтобы он помог в поисках, как посоветовал ей дедушка. Но главное – Варюша сразу поверила в волшебное свойство колечка.

Варюша очень жалостливая, она откликается на чужую нужду. Она пошла за махоркой для больного дедушки в соседнее село суровой зимой.

Портретную характеристику Варюше даёт бородатый боец: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». От автора читатель узнаёт, что Варюша синеглазая.

Когда Варюша строго отказалась продать махорку, бородатый боец назвал её больно серьёзной.

Да, Варюша не сразу верит в волшебные свойства колечка, а только после того, как другой боец назвал бородатого колдуном. Ведь это самое естественное объяснение для девочки, верящей в чудеса.

Варюша любопытна, как любопытная Варвара. Именно любопытство стало причиной потери колечка, ведь девочка решила проверить, что будет, если колечко надеть на мизинец. Боец забыл сказать об этом.

Варюша лишилась сразу трёх чудес. Первое и самое важное для Варюши – здоровье для хворающего дедушки, затем – большущая радость и, наконец, возможность посмотреть свет со всеми его чудесами.

Из этих трёх чудес настоящее – только первое. Большущую радость, по мнению Паустовского, человек должен уметь разглядеть, она всегда рядом, она в мелочах, таких, как приход весны. А от возможности увидеть белый свет со всеми его чудесами Варюша сама отказывается из любви к родной деревушке. Да и никакое это не чудо – путешествовать по белу свету.

У Варюши есть редкое качество: она довольна своей жизнью, наслаждается ею и ничего не хочет менять. Это, с точки зрения автора, - залог истинного счастья.

Дед Кузьма – воплощение народной мудрости, доброты и силы духа. Читатель ничего не знает о родителях Варюши, но можно предположить, что девочка сирота. А смерть деда была бы для Варюши самым большим несчастьем.

Дед напоминает какое-то мифологическое существо. У него косматые серые волосы, он сидит на завалинке, а дым от махорки напоминает пар, «будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Дед Кузьма как будто не особенно нежен с Варюшей, называет её дурочкой и вертушкой, но это как раз доступные ему ласки.

Бойцы в рассказе – воплощение мужества и доброты одновременно, они – защитники родной земли, богатыри.

Бородатого бойца, подарившего кольцо, его товарищ называет колдуном, ведь его, старого сапера, «даже мина не брала». Но этот факт можно объяснить опытом и везением бойца.

Ещё один герой рассказа – старый воробей Сидор. Это прирученный воробей, который зимует в избе Кузьмы, как хозяин. Воробей этот «с характером», кашу склёвывал прямо из мисок, хлеб старался вырвать прямо из рук. Сказочный пласт сказки делает воробья волшебным: он разговаривает и, хотя не помогает найти в снегу перстенек, но призывает в окошко весну, растопившую снег.

Художественное своеобразие

В названии обозначен самый важный предмет – стальное колечко. Оно обладает волшебными свойствами и даёт здоровье, радость или возможность путешествовать. Но его свойства вполне могут быть выдуманными. Варюша поражается, что за зиму колечко не заржавело. Но ведь оно стальное, сталь не ржавеет, это не волшебное свойство колечка, а материальное.

В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).

Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».

Урок русской литературы в 5-м классе по изучению сказки №Стальное колечко" К.Г. Паустовского

I. Учитель. Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете?

Сегодня мы поговорим об этом. “Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье”, - говорил Платон. Это будет эпиграфом нашего урока.

II. Слово учителя. Дома вы познакомились со сказкой “Стальное колечко”. Её написал Константин Георгиевич Паустовский. Детство и юность писателя не были лёгкими и радостными. Не случайно книгу своих воспоминаний “Далёкие годы” он открыл главой “Смерть отца”. Это горе пришло в семью, когда Костя ещё учился в гимназии. А потом была гибель на войне двух старших братьев. Эти утраты заставляли думать о том, как непроста жизнь, как много в ней страданий и горя, каким надо быть чутким и добрым к людям.

В детстве большая дружба связывала Костю Паустовского с его бабушкой Викентией Ивановной. “Несмотря на разницу лет, у нас было много общего, - вспоминал он позднее. – Бабушка любила стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления. Она никогда меня ни к чему не принуждала”. Когда в 1912 году был напечатан первый Костин рассказ, бабушка устроила праздничный завтрак и надела черное шелковое платье, которое обычно надевала в самые большие праздники. С детства Костя очень любил легенды и сказки, которые он слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости.

Уже в ранней юности, кончая гимназию, Костя решил стать писателем. Но он понимал, что прежде чем стать писателем, человек должен очень многое узнать и увидеть. “С детских лет мне хотелось увидеть и испытать всё”, - писал он. На всю жизнь запомнил писатель слова отца: ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным. Между первым напечатанным рассказом и выходом в свет “Кара-Бугаза”, книги, принёсшей Паустовскому широкую известность, прошло 20 лет. Это были годы напряженнейшего труда, познания жизни, накопления жизненного опыта. Он работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, а когда началась война, стал санитаром поезда. После войны он вел скитальческую жизнь, работал в разных городах на заводах, в рыбачьей артели на Азовском море, репортером в газете.

Он очень хотел, чтобы все люди были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. В своих книгах он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради нее совершить героический подвиг.

III. Краткий пересказ содержания сказки.

Ученик. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое. Зима выдалась суровая. Среди зимы у деда кончилась махорка. Он сильно кашлял, и говорил, что если он покурит, то сразу станет легче. Варюша пошла за махоркой в соседнее село. Она купила махорки и пошла на станцию посмотреть на поезда.

На платформе сидели два бойца. Один из них спросил у Варюши, не махорка ли у нее в мешочке. “Может, продашь, - сказал боец, - курить охота”. Варюша протянула мешок и сказала, что может взять сколько надо. Боец поблагодарил ее и подарил стальное колечко. Варюша пошла домой. По дороге она надела кольцо на мизинец. Колечко на нем не удержалось, упало в снег. Варюша искала кольцо, но не нашла его.

Дед кашлял все сильнее. Варюша ругала себя за то, что потеряло колечко.

Наступила весна. Варюша выбежала на то место, где потеряла колечко. Она осторожно отгребала старые листья и нашла его. Варюша схватила её, надела на средний палец и побежала домой. Еще издали она увидела деда. Дед Кузьма вышел из избы, грелся на солнце.

Весь день Варюша носила кольцо на среднем пальце, чтобы накрепко отогнать дедовскую болезнь. Вечером, укладываясь спать, она надела колечко на безымянный палец. После этого должна была случиться большущая радость. Но она не приходила. Варюша так и уснула.

Встала она рано, оделась и пошла в лес. Надумала она надеть перстенек на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми ее чудесами, но передумала. Ведь нигде не может быть так хорошо, как в Моховом.

IV. Анализ сказки.

1. Выразительное чтение и комментирование.

Учитель. Прочитайте отрывок, в котором говорится о встрече Варюши с бойцами на станции.

Ученик. “…На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с веселым серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвется к станции из дальнего черного леса.

- Скорый! – сказал боец с бородой.- Смотри, девчоночка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса…”

Учитель. Найдите в тексте слова и выражения, которые использует, обращаясь к девочке, боец.

Ученик. Боец называет Варюшу “ цветок-лепесток в валенках”, “анютины глазки с косичками”. Это потому, что она была очень хрупкая и с голубыми глазами.

Учитель. Почему боец решил подарить стальное колечко Варюше? Перескажите близко к тексту отрывок, в котором говорится о стальном колечке.

Ученик. “Если будешь носить ее на среднем пальце, принесет он здоровье. Если надеть на безымянный, будет у тебя большущая радость. Захочется посмотреть белый свет со всеми его чудесами, надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь”, - сказал боец.

Учитель. Найдите в тексте описание зимы и осени. Какое настроение они вызывают у читателя?

Ученик. “…Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш талая вода…” Так описывается зима. Такую зиму трудно пережить и людям, и зверям.

Ученик. Вот описание весны: “…С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки. ” “… Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их немало бурей еще в декабре, - потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины, и на краях последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи…” Приход весны всегда радует, поднимает настроение.

Ученик. Писатель создал сказочный образ весны, которая проходит мимо Варюши, “осторожно отводя ветки”.

2. Беседа по вопросам.

Учитель. Какую большущую радость пережила Варюша, когда надела колечко на безымянный палец?

Ученик. Варюша увидела свою Родину во всей ее красоте. Она любовалась подснежниками, которые как будто позванивали, слушала голоса птиц. Ее обдало теплым, ласковым ветром. Варюша засмеялась и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, - зазвенела у нее на сердце.

Учитель. Почему она не надела перстенек на указательный палец?

Ученик. Варюша сначала надумала надеть перстенек на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие березовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала звон воды и не надела перстенек на указательный палец. “…Успею, - подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!”

3. Определение жанра произведения.

Учитель. – Какие признаки сказки мы находим в этом произведении?

Ученик. Произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко” - литературная сказка. В ней мы видим волшебные свойства стального колечка. Находим сказочный образ весны, образ воробья Сидора.

V. Заключительное слово учителя.

Учитель. Вернемся к эпиграфу нашего урока: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша?

Ученик. Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю.

Учитель. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной, ведь Родина у нас – одна.

VI. Домашнее задание.

Составить план к сказке и по нему подготовить близкий к тексту пересказ произведения.

«Стальное колечко» читательский дневник

«Стальное колечко» читательский дневник

«Стальное колечко» – добрая, поучительная история о маленькой девочке Варюше, которая получила в подарок волшебное колечко и с его помощью вылечила дедушку.

Краткое содержание «Стальное колечко» для читательского дневника

Название: Стальное колечко

Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Стальное колечко». Издательство «Нигма». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1928 год


Главные герои

Варюша – добрая, отзывчивая, доверчивая девочка.

Дед Кузьма – больной старик, добрый, любящий.

Два бойца – солдаты, которых повстречала на вокзале Варя.

Сюжет

В деревне Моховое, у самого леса, жил дед Кузьма со своей внучкой Варюшей. Дед Кузьма очень любил махорку и, когда она у него закончилась, Варюша отправилась за ней в соседнее село. На обратном пути девочка решила зайти на железнодорожную станцию, поглядеть на поезда. На платформе сидели два бойца, и один из них попросил у Вари махорки. Девочка была доброй и щедро отсыпала солдату полную горсть. В знак благодарности тот протянул Варюше стальное колечко, сказав, что оно волшебное: если надеть его на средний палец, оно принесёт здоровье, если на безымянный, то приключится большая радость, а если же надеть кольцо на указательный палец, то можно посмотреть весь мир.

Варюша со всех ног побежала домой, но по дороге потеряла колечко: уж слишком маленькими были у нее пальчики. Варя долго искала пропажу, но так и не нашла. Она воткнула веточку в это место и пошла домой. Варюша поделилась с дедом Кузьмой своим горем, и тот предложил ей взять с собой домашнего питомца – воробья Сидора – и попросить его отыскать колечко. Однако вредный воробышек лишь посмотрел на снег и вернулся в теплую избушку.

К весне дед Кузьма стал сильно кашлять, и махорка ему уже не помогала. Варюша корила себя за то, что потеряла волшебное колечко, которое могло бы вернуть здоровье её любимому дедушке. Едва дождавшись, когда растает снег, девочка отправилась в лес, разгребла сухие ветки и отыскала кольцо. Она целый день носила его на среднем пальце, и дед Кузьма действительно почувствовал себя лучше.

Ночью Варюша надела волшебное кольцо на безымянный палец в надежде почувствовать огромную радость. Ранним утром она отправилась на лесную опушку, и до того там было красиво, что девочка почувствовала, как её переполняет счастье. Она хотела было надеть кольцо на указательный палец и посмотреть мир, но подумала и решила, что красивее места, чем её родная деревня Моховое, не сыщешь в целом свете!

План пересказа

  1. За махоркой в соседнюю деревню.
  2. На железнодорожной станции.
  3. Два бойца.
  4. Махорка в обмен на волшебное колечко.
  5. Варя теряет кольцо.
  6. Сидор отказывает в помощи.
  7. Дед Кузьма всё болеет.
  8. Приход весны.
  9. Варя находит колечко.
  10. Исполнение всех желаний.

Главная мысль

Если всем сердцем верить в чудо, оно непременно исполнится.

Чему учит

Рассказ учит быть добрым, отзывчивым, заботливым по отношению к своим близким. Учит верить в чудеса и никогда не терять надежду.

Отзыв

Несмотря на то, что Варюша была ещё ребёнком, она умела видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Кроме того, она так любила свою деревню, что ни за что не променяла бы её на все чудеса мира.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Стальное колечко

Рисунок-иллюстрация к рассказу Стальное колечко.

Пословицы

  • Надеждою жив человек.
  • С верой нигде не пропадёшь.
  • Добрая надежда человека никогда не покидает.
  • Если есть на свете рай, это твой родимый край.

Что понравилось

Понравилось, как Варя всем сердцем поверила в силу колечка и первым делом попросила у него здоровья для дедушки.

Читайте также: