Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай

Обновлено: 16.05.2024

ЕДИНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ,
МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным проектно-технологическим институтом Министерства транспортного строительства (ВПТИтрансстрой) под методическим руководством и при участии Центрального бюро нормативов по труду в строительстве (ЦБНТС) при ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

СОГЛАСОВАНЫ с ЦНИИОМТП.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г. № 43/512/29-50 для обязательного применения на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Настоящий Сборник содержит нормы на погружение железобетонных свай-оболочек, железобетонных полых круглых свай, железобетонных, стальных и деревянных свай и шпунтовых ограждений со всеми сопутствующими работами при устройстве всех видов свайных оснований под опоры мостов, гидротехнических сооружений, промышленных и гражданских зданий, а также самостоятельных конструкций (причальных сооружений, подпорных стенок и т.п.). Условия погружения свай оговорены в каждом параграфе в Указаниях по применению норм.

2. Нормы времени и расценки даны в зависимости от фактической длительности погружения свай в грунт, которая определяется пробным погружением 5-20 свай на характерных участках строительной площадки, а также в производственных условиях, в которых будут производиться все свайные работы.

Результаты пробного погружения оформляются актом. Нормирование свайных работ без оформления актов пробного погружения запрещается.

Длительность погружения свай, в том числе погружаемых с подбабком, определяется с момента первого удара молота по свае или с момента включения вибратора до момента полного окончания погружения сваи (до проектной отметки или до получения проектного отказа). Перерывы в работе молота или вибратора, а также время установки и снятия подбабка в замер времени погружения свай не включаются.

При работе с таблицами норм и расценок для пробных свай в расчет должна приниматься средняя длительность погружения пробных свай, получаемая как среднее арифметическое из всех сделанных замеров времени.

Например, требуется определить Н.вр. и Расц. на погружение железобетонных одиночных свай универсальными рельсовыми копрами с дизельным молотом.

При пробной забивке длительность погружения одной сваи составила для первой сваи 55 мин, для второй - 68 мин, для третьей - 60 мин, для четвертой - 40 мин и для пятой - 43 мин.

Средняя длительность погружения одной сваи равна: (53+68+60+40+43) : 5 = 55 мин.

По § Е12-25, табл. 2, № 5з находим, что при длительности погружения одной сваи до 60 мин Н.вр. составляет 4,2 чел.-ч, а Расц. - 3-74 руб.

3. Нормами Сборника предусмотрено обеспечение копров с паровоздушными молотами паром или воздухом от специальных установок, обслуживающих только копер.

При обеспечении копра паром или воздухом от магистрального паро- или воздухопроводов из состава звена исключить:

для копра с паровым питанием пом. машиниста копра 4 разр. и для копра с пневматическим питанием для молота - машиниста компрессора 4 разр. с соответствующим пересчетом Н.вр. и Расц.

Для снабжения молотов сжатым воздухом используются стационарные компрессоры с давлением около 9,8 МПа (10 атм.), производительностью 0,2-1,7 м/с (10-100 м/мин) воздуха.

4. Время, затрачиваемое на завозку и перекладку якорей, а также на перемещение плавучих копров к месту работы и обратно, нормами не предусмотрено.

На перемещение и установку плавучего копра к месту работы при расстоянии до 100 м с заводкой якорей принимать Н.вр. 0,6 маш.-ч, на отвод копра по окончании работ с подъемом якорей, подвозкой их к плавкопру с укладкой на палубе и отвозкой к берегу на расстояние до 100 м - 0,4 маш.-ч.

При перемещении копра на расстояние св. 100 м добавлять на каждые последующие 100 м Н.вр. 0,05 маш.-ч.

5. Нормами не учтено время на поднятие пара в котлах до рабочего давления перед началом работ, поддержание его между сменами и выпуск пара по окончании работ.

6. Нормами предусмотрена подноска материалов и приспособлений на расстояние до 15 м, за исключением особо оговоренных случаев.

7. Нормами предусмотрено подтягивание свай к копру на расстояние до 10 м. При подтягивании свай к копру на расстояние св. 10 м на каждые дополнительные 10 м перемещения добавлять (на 1 сваю) Н.вр. 0,05 маш.-ч.

Н.вр., чел.-ч, определяется умножением Н.вр., маш.-ч, на число рабочих в звене, производящих погружение свай. Расценка определяется умножением полученной Н.вр., чел.-ч, на среднюю часовую ставку рабочего в звене.

8. Нормами предусмотрена передвижка рельсовых копров на расстояние до 5 м.

Передвижку копров на расстояние св. 5 м следует оплачивать п§ § Е12-80 настоящего Сборника.

9. Добивку ранее погруженных свай после длительного перерыва в работе, когда копер вновь устанавливается, следует нормировать как погружение свай вновь, с уменьшением соответствующих норм времени на 0,3 маш.-ч, а при погружении свай гусеничными копрами и копрами на базе автомобильных кранов Н.вр. копра уменьшается на 0,1 маш.-ч. Длительность погружения определяется вновь пробной забивкой.

10. Нормами предусмотрено погружение свай без применения подмыва (за исключением § Е12-36). При применении подмыва в состав звена, обслуживающего копер, необходимо дополнительно включать одного машиниста 3 разр., который обслуживает установку для подмыва с соответствующим увеличением Н.вр. и Расц. Произвести пробное погружение с подмывом.

11. До начала погружения свай должны быть выполнены все вспомогательные работы, от которых зависит выполнение работ по погружению свай:

планировка площадки на месте забивки свай;

в необходимых случаях установка подмостей;

разбивка и закрепление осей свайных рядов и мест забивки свай;

укладка путей для перемещения рельсовых копров.

12. Для погружения свай применяются универсальные, простые и специальные копры на гусеничном, рельсовом, пневмоколесном ходу и плавучих средствах.

Универсальным копром называется копер с поворотом платформы, рабочим наклоном мачты и изменением ее вылета.

Простым копром называется копер, не имеющий поворота платформы.

Специальным копром называется копер, предназначенный для сооружения свайных оснований специального назначения.

13. Нормами предусмотрено погружение свай и шпунта различными типами молотов и вибропогружателей, а также бурение скважин для буровых свай.

Технические характеристики молотов и вибропогружателей, буровых станков некоторых типов, применяемых на стройках, приводятся в табл. 2-6.

14. Выбор молота для забивки свай и свай-оболочек следует производить исходя из предусмотренной проектом несущей способности сваи или сваи-оболочки и их веса. Необходимая минимальная энергия удара молота, Дж (кгс·м) определяется по формуле

где Э - энергия удара молота; а - коэффициент, равный 25; Р - несущая способность сваи, указанная в проекте, Н.

Принятый тип молота с расчетной энергией удара Э должен удовлетворять условию

где К - коэффициент, который должен быть не более величин, приведенных в табл. 1; Q - полная масса молота, кг; q - масса сваи (включая вес наголовника и подбабка), кг; Э - расчетная энергия удара молота, Дж (кгс·м).

Для дизель-молотов расчетное значение энергии удара принимается: для штанговых Э = 0,4; для трубчатых Э = 0,9.

На стадии окончания забивки свай высота падения ударной части молота (А) для трубчатых молотов 2,8 м, а для штанговых молотов при массе ударной части 1250, 1800 и 2500 кг - соответственно Н = 1,7; 2 и 2,2 м.

Все, что нужно знать о погружении шпунта

Полезная информация о погружении шпунта

Существует три основных метода погружения шпунта: забивка, вибропогружение, статическое вдавливание. Шпунт широко используют для возведения мостов, подпорных стен, ограждений, котлованов и т.д.

Содержание статьи

Немного о шпунтовых ограждениях

По своей сути такое ограждение –это подпорная стенка. Оно используется для того, чтобы не допустить обрушения котлована. Для этой цели можно использовать любой металлопрокат, который позволяет укрепить стенки, но специалисты рекомендуют выбирать шпунт Ларсена. Он обеспечивает необходимую гидроизоляцию.

Деревянная забирка тоже часто используется в качестве шпунтового ограждения. Обратите внимание, что она предохраняет котлован от обрушения, но не обеспечивает защиты от влаги.

В каких случаях необходимо погружение шпунта?

Данный вид работ часто выполняется при гидротехническом и наземном строительстве. В первом случае шпунтовую стенку применяют, чтобы укрепить береговую линию рядом со свайными фундаментами, расположенными на покрытых водой участках. Во втором случае шпунт используют для укрепления стенок траншей и котлованов, строительстве гаражей и подземных парковок, укреплении находящихся рядом с уже существующей застройкой склонов.

Шпунтовые ограждения отличаются полной герметичностью. Из шпунта можно оборудовать резервуар, подходящий для хранений грунтовых вод.

Сфера применения шпунта

Шпунтовые ограждения используются для:

  • Укрепления стенок котлована и устранения риска обрушения;
  • Обеспечения защиты зоны строительных работ;
  • Укрепления размывающийся береговой линии;
  • Создания герметичного резервуара, чтобы хранить в нем производственные отходы;
  • Постройка несущей конструкции под очистное сооружение;
  • Отгорождения свалок, расположенных близко к жилым районам;
  • Предотвращения затопления строительной площадки поверхностными водами;
  • Укрепления участков железнодорожного полотна;
  • Увеличения несущей способности уже построенных фундаментов;
  • Ограждения подземных трубопроводов от разрушительного влияния грунтовых вод.

Шпунтовую конструкцию можно использовать многократно, поэтому слишком больших финансовых вложений от заказчика не требуется. После завершения запланированных работ шпунт часто извлекают из грунта и заново продают на вторичном рынке, компенсируя расходы.

Характеристики некоторых популярных видов шпунта

Шпунт Л4 - изготавливается из стали СТ3КП, они обладает 405 мм. полезной ширины (ширина металлического полотна между замками). Вес погонного метра изделия составляет 74 килограмма, квадратного метра - 183 кг. Нормативная прочность шпунтового ограждения - 517 кНм/м;

Шпунт Л5 - производится из стали 16 ХГ. Полезная ширина шпунта Л5 - 420 мм. Масса погонного метра изделия - 100 килограмм, квадратного метра - 217 кг. Прочность шпунтового ограждения варьируется в пределах 700-800 кНм/м;

Шпунт Л5-УМ - изготавливается из стали СТ3КП. Полезная ширина - 500 мм. Вес п.м изделия - 114 киллограм, квадратного метра - 229 кг. Нормативная прочность шпунтового ограждения - 830 кНм/м;

Шпунт LP - классифицируется как облегченное шпунтовое изделие (вес одного погонного метра - от 54 до 60 кг, квадратного - 77-89 кг). При производстве используется сталь S270GP. Полезная ширина шпунта - 750 мм, прочность ограждения - от 80 до 135 кНм/м;

Шпунт Омега - один погонный метр изделия весит от 69 до 88 кг, квадратный метр - от 90 до 116 кг. Полезная ширина - 750 миллиметров, прочность - от 170 до 335 кНм/м.

Также существует трубчатый шпунт, который представляет собою металлические трубы длиною от 6 до 24 метров и диаметром 530-1220 мм. Толщина стенки трубчатого шпунта варьируется в пределах 9-16 мм.

Особенности забивки шпунта

Забивка –самый доступный по цене и быстрый метод погружения шпунта. Данная технология имеет ряд ограничений в применении. Во-первых, работа дизель-молотов сопровождается сильным шумом. Во-вторых, от ударов почва уплотняется, поэтому без лидерного бурения не получится погрузить шпунт на большую глубину.

Основные технологические нюансы забивки:

  • Используемые для такого погружения шпунта дизель-молоты укомплектовываются наголовниками лепесткового типа;
  • Сначала рабочие резаками проделывают в грунте отверстия под зацеп крюками, чтобы потом выполнить строповку и центрирование металлоконструкции;
  • Забивка происходит в результате передачи на шпунт ударной и взрывной энергий. Сила ударной энергии зависит от веса бойка. Взрывная энергия возникает от детонации топливной смеси в камере сгорания дизель молота в момент контакта бойка с расположенным на шпунте наголовником;
  • Если работы происходят на гравелистых и плотных грунтов, то забивка производится в предварительно пробуренные лидерные скважины;
  • Стальной шпунт жестче стандартной забивной сваи, поэтому используемые для его погружения дизель-молоты износятся достаточно быстро;
  • Сложность технологии приводит к тому, что забивка шпунта стоит дороже, чем забивка свай.

При использовании ударного метода забивки требуется усиленный контроль за качеством работ, так как используется стыковка «в замок», которую легко разрушить неправильным центрированием или слишком мощным ударным воздействием.

Особенности вибропогружения шпунта

Вибропогружение применяют, когда работы производятся на грунтах средней плотности. При данном способе погружения шпунт не деформируется, что дает возможность использовать материал повторно, после завершения запланированных работ.

По количеству оборотов в минуту выделяют низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные погружатели. Низкочастотную разновидность часто используют в условиях плотной застройки. Такая техника не оказывает существенного разрушительного влияния на почву и фундаменты, расположенные поблизости.

Наголовник вибропогружателя должен жестко сопрягаться с металлоконструкцией, чтобы при погружении шпунта в почву не возникло проблем.

Вибрационные нагрузки уменьшают силу сцепления находящегося вокруг стенок шпунта грунта, снижая его плотность. Под весом вибропогружателя шпунт уходит в грунт на нужную глубину.

Скорость вибропогружения напрямую зависит от разницы между силами сопротивления почвы и мощностью оказываемого вибрационного воздействия. Если сопротивление грунта делает дальнейшее продвижение шпунта в грунт невозможным, то выполняется его подмыв. На металлоконструкции закрепляются специальные каналы, по которым вода подается к острию шпунта. Она уменьшает плотность глубинных слоев грунта, что позволяет продолжить вибропогружение.

Особенности погружения шпунта с применением установок статического вдавливания

Этот метод погружения шпунта – самый современный. Его применяют, когда приходится работать в условиях плотной застройки. Вибрационного воздействие на почву в этом случае не оказывается, что исключает риск усадки расположенных поблизости строений. Еще одним преимуществом такого метода является его полная бесшумность, однако по продуктивности он уступает забивке и вибропогружению.

Погружение методом статического вдавливания состоит из следующих стадий:

  • Строповка шпунта;
  • Транспортировка шпунта к месту погружения;
  • Установка анкерных грузов, которые выполняют функцию противовеса на силовую раму сваевдавливающей установки;
  • Выполнение позиционирования техники, фиксации, подъема и центровки шпунта;
  • Вдавливание шпунта на необходимую глубину;
  • Отсоединение металлоконструкции от установки, снятие анкерных грузов и перебазирование техники на другой объект.

Если работы производятся в плотных слоях грунта, то необходимо пробурить лидерные скважины и выполнить их гидроразмыв.

Об используемой технике

Если шпунт погружается методом забивки или с использованием вибропогружателя, то применяются самоходные копровые установки, работающие на гусеничном или колесном ходу. В зависимости от используемой технологии их оснащают молотом или вибропогружателем с наголовником, который совпадает по форме с погружаемым шпунтом.

Чаще всего применяется именно метод вибропогружения. Все вибропогружатели функционируют по схожей схеме, но их конструкции могут незначительно отличаться друг от друга.

Типичная конструкция вибропогружателя с жестким соединением узлов состоит из:

  • Лепесткового наголовника, который жестко фиксируется на шпунтовой конструкции;
  • Вибровозбудителя;
  • Левого и правого дебаланса;
  • Валов дебалансов;
  • Корпуса вибропогружателя;
  • Электропривода;
  • Клиновой передачи.

В ходе работы вибропогружателя, имеющего жесткое соединение узлов, клиновая передача передает механическую энергию силового агрегата на валы дебалансов. Они вращаются в противоположном друг другу направлении, что приводит к возникновению центробежной силы, которая провоцирует появление колебаний на вибровозбудителе. Происходит передача вибрации на наголовник, в котором зафиксирован шпунт. Через стенки металлоконструкции вибрация переходит на те слои почвы, которые контактируют со шпунтом.

Вибрация способствует уменьшению уровня плотности грунта, что позволяет под давлением веса вибропогружателя опустить шпунт в почву.

Основной недостаток вибропогружателя с жестким соединением узлов состоит в быстром износе электропривода. Эта проблема устранена в подрессорных вибропогружателях, в которых силовой агрегат находится на подпружиненной платформе, гасящей вибрации, передающиеся на двигатель.

Типичная конструкция вибропогружателя с подрессоренным соединением привода и корпуса состоит из:

  • Электродвигателя;
  • Пригрузочной платформы;
  • Вибровозбудителя;
  • Дебалансов;
  • Наголовника, необходимого для фиксации шпунта;
  • Пружины.

У таких вибропогружателей эксплуатационный срок вдвое выше, чем у аналогов, имеющих жесткое соединение узлов.

В компании «Ларсен Пайлинг» вы можете заказать работы по погружению шпунта различными методами.

Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Б

Фундаменты и опоры из свай и оболочек

Правила производства и приемки работ

Дата введения 1963-07-01

ВНЕСЕНЫ Академией строительства и архитектуры СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1962 г.

ВЗАМЕН главы III-Б.2 § 1, пп.1-65 СНиП издания 1955 г. и ТУ 120-55, гл.1, пп.1-147

Поправка внесена изготовителем базы данных.

Глава СНиП III-Б.6-62 "Фундаменты и опоры из свай и оболочек. Шпунтовые ограждения. Правила производства и приемки работ" разработана НИИ оснований и подземных сооружений Академии строительства и архитектуры СССР с участием ЦНИИС Министерства транспортного строительства и ГПИ Фундаментпроект Минстроя РСФСР.

С введением в действие главы СНиП III-Б.6-62 "Фундаменты и опоры из свай и оболочек. Шпунтовые ограждения. Правила производства и приемки работ" утрачивают силу с 1 июля 1963 г.: СНиП издания 1955 г., глава III-Б2, § 1, пп.1-65 и технические условия на производство и приемку строительных и монтажных работ - раздел X "Устройство специальных оснований" (ТУ 120-55), гл.1, пп.1-147.

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Настоящие правила и требования распространяются на производство и приемку следующих работ по устройству свайных фундаментов, фундаментов из оболочек и шпунтовых ограждений для жилищно-гражданских, промышленных и гидротехнических сооружений: погружение забивных свай, оболочек и шпунтовых свай (шпунта), изготовление набивных свай, устройство в сваях камуфлетных уширений, забуривание в скалу оболочек, извлечение из них грунта и устройство ростверков на сваях и оболочках.

1.2. Изменения в проекте конструкций свайного фундамента, фундамента из оболочек или шпунтового ограждения, вызванные несоответствием фактических геологических и гидрогеологических условий, принятым в проекте, должны быть предварительно согласованы с проектной организацией и заказчиком.

1.3. Железобетонные сваи, секции оболочек и шпунт должны изготовляться, как правило, на заводах по унифицированным проектам конструкций и должны удовлетворять требованиям главы СНиП I-Б.3-62.

1.4. Разбивка осей свайных фундаментов, опор и фундаментов из оболочек, а также шпунтовых рядов должна производиться от базисной линии. За основные линии разбивки должны приниматься главные оси сооружения, а в набережных - линии кордона.

Вблизи места работ, вне пределов возможных осадок грунта, должны быть установлены временные реперы, привязанные к постоянному реперу.

Разбивка фундамента или опоры из свай и оболочек или шпунтового ограждения должна производиться с надежным закреплением на местности положений осей всех рядов свай, оболочек и шпунтового ряда.

Разбивка рядов свай при забивке их с подмостей должна сопровождаться закреплением их осей на подмостях.

Положение осей рядов свай, оболочек и шпунтовых рядов на местности, покрытой водой, закрепляется путем установки необходимых знаков на берегу или с помощью специальных каркасов или буев.

1.5. Отклонения разбивочных осей свайных и шпунтовых рядов и рядов из оболочек от проектных не должны превышать 1 см на каждые 100 м ряда. Допускаемые отклонения осей свайных рядов в мостовых опорах приведены в главе СНиП III-Д.2-62, а при производстве работ на местности, покрытой водой, - в главах СНиП III-И.1-62, III-И.2-62.

1.6. Разбивка фундамента или опоры из свай и оболочек, свайного или шпунтового ряда должна оформляться актом, к которому прилагаются схемы расположения знаков разбивки, данные о привязке к базисной линии и к высотной опорной сети.

Правильность разбивки должна систематически проверяться в процессе производства работ, а также в каждом случае смещения точек, закрепляющих оси.

1.7. Материалы, применяемые при сооружении фундаментов и опор из свай и оболочек и шпунтовых ограждений, должны отвечать требованиям проекта и соответствующих глав I части СНиП и действующих стандартов.

1.8. Общестроительные работы, выполняемые при устройстве свайных фундаментов и опор, фундаментов и опор из оболочек и шпунтовых ограждений, производятся по нормам и правилам соответствующих глав III части СНиП.

2. ПОГРУЖЕНИЕ СВАЙ, ОБОЛОЧЕК И ШПУНТА МОЛОТАМИ ИЛИ ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЯМИ

2.1. Погружению свай, оболочек и шпунта должны предшествовать:

а) проверка технической документации на доставленные к месту работ сваи, оболочки и шпунт или их секции;

б) проверка правильности маркировки на сваях, оболочках и шпунте или их секциях;

в) разметка по длине свай, оболочек и шпунтин или их секций;

г) полная или частичная сборка составных свай или оболочек.

2.2. Укрупнительная сборка свай или оболочек на строительной площадке должна производиться в соответствии с проектом производства работ, учитывающим грузоподъемность и подстреловой габарит кранов, предназначенных для установки свай и оболочек на место их погружения.

Болтовые стыки секций оболочек, при необходимости обеспечения водонепроницаемости оболочек, после затяжки до отказа гаек и электроприхватки надлежит обварить по периметру стыка.

Применение каких-либо податливых прокладок в соединении секций на болтовых фланцевых стыках запрещается.

Прочность соединений секций на сварных стыках должна быть не менее суммарной прочности всех стержней продольной арматуры сваи или оболочки.

Необетонируемые стыки секций свай и оболочек при их погружении должны быть покрыты гидроизоляцией согласно проекту.

2.3. Транспортирование, подъем и установку на месте погружения свай и шпунта надлежит производить в соответствии с требованиями типового проекта или с проектом производства работ и с соблюдением мер против перенапряжения материала, повреждения стыков свай, оболочек и шпунта.

Подъем свай и оболочек, находящихся в горизонтальном положении, должен во всех случаях производиться при вертикальном положении грузоподъемного полиспаста.

Кантовка свай, перемещение их волоком и сбрасывание с высоты не допускаются.

Примечание. Во избежание повреждения пазов гребней и замков шпунтовых свай при подъеме их под стропы должны закладываться деревянные прокладки. При перевозке, хранении и транспортировании железобетонные сваи должны укладываться на подкладки, размещенные строго под подъемными петлями.

2.4. Погружение свай, оболочек и шпунта с целью сохранения их проектного положения надлежит производить в направляющих, конструкция которых определяется типам сооружения и местными условиями погружения и устанавливается проектом производства работ.

При погружении вертикальных свай и оболочек длина направляющих элементов из деревянных брусьев в ячейках каркаса должна быть не менее 4 м; для наклонных свай и оболочек длина направляющих должна быть не менее 6 м. Круговой зазор в свету между брусьями и погружаемой оболочкой должен быть 2-3 см.

Направляющие каркасы, монтируемые на суходолах, должны закрепляться фиксирующими их положение сваями и расчалкой тросами с натяжными приспособлениями.

2.5. Транспорт и установка в проектное положение собранных на берегу каркасов на местности, покрытой водой, должны производиться согласно проекту и проекту производства работ.

2.6. При установке первой секции свай и оболочек, длина которых меньше глубины воды на месте установки, секции должны подвешиваться на каркасе с помощью специальных хомутов.

2.7. Погружение каркаса в воду надлежит начинать при положении его выше проектного по течению с тем, чтобы окончательную установку в плане произвести путем смещения его плавсредствами вниз по течению.

2.8. Проверка прямолинейности и сохранности замков шпунта производится до начала погружения шпунтовой сваи.

Прогиб замков в плоскости стенки шпунтовой сваи не должен превышать 3 мм на 1 пог.м ее длины.

2.9. Допустимость и порядок извлечения грунта из внутренней полости оболочек устанавливаются проектом или согласуются с проектной организацией (если необходимость извлечения грунта выявляется в процессе производства работ).

Для уменьшения сопротивления оболочки погружению следует производить периодическое удаление грунта из оболочки с помощью грейферов, эрлифтов, гидроэлеваторов и гидрожелонок.

2.10. Применение грейферов для извлечения грунта из оболочек допускается только в вертикальных оболочках. Наибольший размер грейфера в плане по диагонали в раскрытом состоянии должен быть на 0,3 м меньше внутреннего диаметра оболочки.

Удаление из оболочек слабосвязных грунтов следует производить эрлифтами или гидроэлеваторами с предварительным рыхлением грунта струей напорной воды.

Положение всасывающего отверстия эрлифта (гидроэлеватора) должно фиксироваться на продольной оси оболочки путем устройства специальных направляющих.

Уровень выработки связных грунтов ниже ножа оболочки определяется устойчивостью вертикальных стенок скважины.

Слабые водонасыщенные грунты следует удалять до уровня, при котором практически исключен их наплыв в оболочку.

При разработке несвязных грунтов эрлифтами или гидроэлеваторами во избежание наплыва грунта в оболочку обязателен долив в нее воды в количестве, обеспечивающем уровень воды в оболочке не ниже естественного уровня вне ее.

2.11. При применении подмыва по внешнему периметру свай и оболочек количество подмывных трубок устанавливается из расчета одна трубка на 1 пог.м периметра сваи или оболочки, но не менее двух трубок.

При погружении наклонных свай и оболочек должны применяться три подмывных трубки, одна из которых устанавливается вдоль верхней наклонной грани, а две другие - по бокам сваи.

Насосная установка для подмыва должна обеспечивать подачу 40-50 м/ч воды на каждую подмывную трубку давлением на выходе не менее 5 ати.

Для предотвращения наплыва грунта внутрь оболочки в процессе их вибропогружения с подмывом нижние концы подмывных трубок должны быть выше нижнего конца оболочек на 0,5-1,5 м в зависимости от их диаметра и подвижности грунта.

При значительных (свыше 20-25 м) глубинах погружения подмыв должен сопровождаться нагнетанием в зону подмыва сжатого воздуха через воздухоподводящие трубки, скрепляемые с подмывными хомутами.

Расход воздуха на выходе из трубки должен быть не менее 2-3 м/мин. Нижние концы воздухопроводных трубок следует располагать на 1 м выше подмывных.

Примечания: 1. Применение подмыва не допускается при погружении свай вблизи фундаментов существующих зданий, подземных сооружений и коммуникаций, если подмыв может вызвать просадку грунта под ними.

2. Напорный трубопровод должен иметь предохранительный клапан во избежание повреждения установки при закупорке грунтом подмывных наконечников.

2.12. Погружение оболочек в грунтах, содержащих крупные валуны, скальные прослойки или другие препятствия, а также при необходимости разработки плотных связных грунтов и при заделке оболочек в скалу надлежит производить в соответствии с указаниями раздела 5 настоящей главы.

2.13. Свая и оболочка должны погружаться до получения расчетного отказа, а при наличии специальных указаний в проекте - до проектной отметки или до пласта грунта, в который должны быть погружены их нижние концы. Шпунт погружается до проектной отметки.

ЗАБИВКА СВАЙ, ОБОЛОЧЕК И ШПУНТА МОЛОТАМИ

2.14. Вес ударной части молота одиночного действия, в том числе дизель-молота, должен быть:

при длине сваи 12 м и более - не менее веса сваи (или оболочки);

при длине сваи до 12 м - при забивке в плотные грунты - не менее 1,5 веса сваи, а при грунтах средней плотности - не менее 1,25 веса сваи, включая во всех случаях в вес сваи вес наголовника.

2.15. Забивка свай и оболочек, а также шпунта молотами должна производиться с применением наголовников, соответствующих поперечному сечению сваи; зазоры между боковой гранью сваи и стенкой наголовника не должны превышать 1 см. Забивка деревянных свай, снабженных бугелем, допускается без наголовников.

2.16. Плавучие копры при их использовании в условиях водоемов, подверженных волнению, должны быть надежно раскреплены во время производства работ.

2.17. Забивку свай и шпунта молотами в песчаные или гравелистые грунты при затруднениях в погружении надлежит производить с применением подмыва.

Забивка свай на последнем метре погружения должна производиться без применения подмыва до получения расчетного отказа.

2.18. В вечномерзлых грунтах погружение свай производится в пробуренные скважины или в предварительно оттаянный грунт.

2.19. Забивка свай непосредственно в мерзлый грунт или лидирующие скважины меньшего диаметра (бурозабивные сваи) применяется в пластично-мерзлых грунтах с обязательным проведением предварительных опытных работ.

2.20. Диаметр скважины для установки свай в пробуренные скважины назначается на 5 см больше наибольшего поперечного размера свай.

Бурение верхней части скважины на величину оттаявшего слоя грунта производится с обсадкой.

2.21. Заполнение зазора между сваей и стенкой скважины производится песчано-глинистым раствором. Состав раствора и его температура подбираются и контролируются лабораторией.

2.22. Оттаивание грунта в месте погружения сваи ведется до проектной отметки погружения свай. В грунтах с включениями небольшого количества гальки или мелких валунов оттаивание производится ниже проектной отметки не менее чем на 0,5 м.

2.23. При оттаивании грунта паром в проекте должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению выпучивания свай в процессе смерзания грунта со сваей. Для контроля выпучивания должны вестись наблюдения за высотным положением свай. Количество наблюдаемых свай должно быть 2% от общего числа свай, но не менее 5 шт.

2.24. Количество температурных скважин для наблюдения за смерзанием свай с грунтом должно быть не менее 1% от общего числа свай в фундаменте, но не менее 4 шт.

Вибрационное погружение шпунта

Вибрационное погружение шпунта

Широкое распространение вибрационной техники и соответствующей технологии погружения шпунта происходило в 1960-70 годы. Отечественные инженеры и ученые разработали на основе экспериментальных и теоретических исследований необходимые технические средства и аргументировано обосновали эффективность такого метода. Впоследствии вибропогружение стала широко использоваться во всем мире.

При выполнении строительных работ или прокладке коммуникаций рядом с уже существующими фундаментами, у последних возникает дополнительная осадка. Это особенно опасно, если на участке слабый грунт. Величина осадки зависит от того, насколько сильные динамические воздействия оказывались в ходе работ. Вибропогружение в этом плане относится к щадящим методам монтажа шпунта.

К специализированной вибрационной технике предъявляются очень высокие требования, так как уровень производимых колебаний необходимо свести к минимуму.

В современном строительстве часто требуется выполнить погружение шпунта в грунт. Например, Она необходимо для укрепления стенок котлованов и траншей, обеспечения их защиты от осыпания и подтопления. Существует несколько методов погружения шпунта, но чаще всего применяют именно вибропогружение. Нужно учесть что вибрации могут произвести деструктивное влияние на фундаменты расположенных рядом с местом проведения работ сооружений. Такой опасности не возникнет, если расстояние от техники до здания будет составлять не менее 20 м. Если расстояние до здания меньше, чем это величина, то требуется предварительная оценка возможных рисков специалистами. В таких случаях необходимо производить постоянный мониторинг состояния находящихся поблизости от места проведения строительных работ сооружений. Статистика доказывает, что вибропогружение имеет высокую эффективность при минимальном динамическом воздействии. При выполнении работ рядом с уже существующими фундаментами рекомендуется применять высокочастотные модели вибропогружателей.

Еще одно важное преимущество вибрационные техники состоит в том, что ее можно использовать не только для погружения но и для демонтажа шпунта.

Статический момент массы дебалансов отрегулировать гораздо сложнее, чем частоту производимых колебаний. Нужно чтобы шпунт свободно проскальзывала и к нему не присоединилась масса грунта. На начальном этапе элемент колеблется вместе с прилегающим грунтом. Увеличение вынуждающей силы приводит к повышению амплитуды таких колебаний. Затем амплитуда колебаний шпунта резко увеличивается, и он либо уходит в грунт, либо наоборот извлекаются из него. Далее происходит процесс стабилизации колебаний.

Сильное влияние на расположенные рядом с местом проведения строительства фундаменты оказывают и колебания, производимые во время запуска и установки спецтехники. При выполнении шпунтовых работ в черте города рекомендуется использовать технику с безрезонансным пуском. Во время запуска статический момент их дебалансов равен нулю. В ходе работы он увеличивается до необходимых величин.

Некоторые из современных вибропогружателей работают от дизельных агрегатов или от гидравлических систем экскаваторов. Существуют такие модели вибропогружателей, работу которых можно регулировать дистанционно. Специальные наголовники позволяют погружать не только единичный, но и собранный в секции шпунт.

Еще одна особенность современных вибропогружателей - их многофункциональность. Они применяются для погружения не только металлического, но и пластикового шпунта. Наличие специального трубного зажима позволяет монтировать и трубошпунт.

Погружение шпунта вибропогружателем

Широко распространены экскаваторные вибропогружатели с гидравлическим приводом. Их использование значительно облегчают и ускоряют процесс выполнения шпунтовых работ. Наличие экскаваторного вибропогружателя позволяет выполнять шпунтовые работы различной степени сложности. Особенно удобны в использовании модели с боковым захватом.

Выполнение работ по погружению шпунта состоит из следующих последовательных этапов:

  • Доставка материала на объект. Шпунт необходимо осмотреть и проверить на наличие дефектов. Если они обнаруживаются, то такой материал отбраковывается. Прошедшие проверку материал складируется по периметру площадки. Для облегчения строповки между рядами шпунта должны оставаться промежутки не менее чем в 10 см;
  • Выполняется пробное погружение, позволяющие изучить особенности грунта. Полученные данные помогают точнее настроить технику;
  • Шпунт укладывают верхним концом на подставку, высота которой составляет 100-120 см. Конец шпунта должен выходить за подставку не меньше чем на метр;
  • Вибропогружатель ставят в горизонтальное положение, поднимают краном, заводят наголовник за шпунт и выполняют зажим;
  • Шпунт опускают до уровня грунта, затем включают электродвигатель вибропогружателя;
  • Производится погружение шпунта на указанную в проекте глубину. Затем вибропогружатель выключают и открепляют от шпунта;
  • Аналогичным образом погружаются следующие элементы, каждый из которых стыкуется замок в замок с предыдущим.

Если необходима повышенная точность, то погружение производится с использованием кондуктора, который состоит из направляющих маячных шпунтин. Их устанавливают первыми и располагают по оси ограждения. С помощью сварки или болтов к ним крепят две направляющие балки, расположенные горизонтально. Погружение шпунта производится между направляющими. После выполнения работы на одном участке кондуктор передвигают на следующий.

После погружения шпунта задняя диафрагма кондуктора демонтируется. Кондуктор переставляют вперед и закрепляют на ряде погруженного шпунта.

Если изначальной длины шпунта недостаточно для погружения на проектную глубину, то выполняется наращивание.

С помощью вибропогружателей можно не только монтировать, но и демонтировать шпунт, который после аккуратного извлечения из земли допустимо повторно использовать на другом объекте.

Вибропогружатель шпунта

Вибропогружение шпунта с использованием направляющего кондуктора

Существуют различные способы выполнения погружения шпунта в грунт. Чаще всего используется вибропогружение. Она выполняется с помощью специализированной техники, производящей вибрации различной амплитуды и частоты. Статья рассказано, в каких случаях применяется вибропогружение шпунта с использованием направляющего кондуктора и рассмотрены его отличие от стандартной процедуры монтажа.

Работы по выбору погружению шпунта состоят из следующих последовательных этапов:

  • Материал доставляют на объект. Все изделия внимательно осматриваются на наличие дефектов. Если они обнаружены, то материал бракуют или срочно исправляют недостатки. Для облегчения строповки между рядами шпунта необходимы промежутки минимум 10 см;
  • Перед началом работ производится пробное вкручивание. Она позволяет более точно выполнить настройку техники. Шпунт укладывают верхним концом на подставку, высота которой составляет 100-120 см. Верхний конец шпунта должен выходить за подставку минимум на метр;
  • Вибропогружатель ставится в горизонтальное положение и поднимается с помощью крана. Наголовник необходимо завести за шпунт и выполнить зажим. Затем шпунт опускают до уровня грунта и включают вибропогружатель. Выполняется погружение до проектной отметки, и технику отсоединяют.

Аналогичным образом погружается необходимое количество единиц шпунта.

Если необходимо повысить точность установки, то используют направляющий кондуктор. Он состоит из маячных шпунтовых свай, которые устанавливаются в первую очередь. Маячные сваи ставятся по оси ограждения. К ним сваркой или болтами крепят две направляющие: горизонтально расположенные балки. Между ними выполняется погружение шпунта. После завершения работы на одном участке кондуктор или базируется на следующую точку погружения.

Двухъярусный направляющий кондуктор используется для обеспечения более точные вертикальности вхождения шпунта в грунт. Он состоит из двух вертикально развернутых форм. С одного торца они связаны между собой постоянным соединением. С другого - съемной диафрагмой, которая легко демонтируется. Расстояние между вертикальными поясами должно быть не меньше 3 м, так как оно составляет направляющую базу каркаса. Горизонтальное расстояние между ними зависит от высоты профиля шпунта и может быть отрегулировано с помощью брусьев-вкладышей. В ходе работы кондуктор находится на поперечных балках, закрепленных на погруженных в грунт инвентарных шпунтовых сваях.

СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Правила разработки единых районных единичных
расценок на строительные конструкции и работы

Приложение. Сборники единых районных единичных
расценок на строительные конструкции и работы

СБОРНИК 5. СВАЙНЫЕ РАБОТЫ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ.
ОПУСКНЫЕ КОЛОДЦЫ

Дата введения 1984-01-01

РАЗРАБОТАН институтом Фундаментпроект Минмонтажспецстроя СССР при участии институтов Союзморниипроект Минморфлота, Главтранспроект Минтрансстроя, Гипроречтранс Минречфлота РСФСР, Гидроспецпроект Минэнерго СССР под методическим руководством НИИЭС Госстроя СССР и рассмотрен Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.

ВНЕСЕН Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

УТВЕРЖДЕН постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 июня 1982 г. № 169

ВЗАМЕН Сборников № 6, 7, 9 изд. 1968 г.

СВАЙНЫЕ РАБОТЫ


1. Общие указания

1.1. Расценки настоящего Сборника предусматривают выполнение свайных работ при строительстве зданий и сооружений любого назначения на всех видах строительства и в различных условиях (с земли и с плавучих средств).

1.2. Классификация грунтов по трудности погружения свай принята следующая:

а) При погружении свай молотами:

I группа - супеси пластичные, суглинки и глины мягко- и тугопластичные, ил, растительный грунт, торф, лесс мягкопластичный, а также перечисленные грунты с содержанием в них гравия и щебня крупностью фракций не более 100 мм до 10%;

II группа - песок плотный, гравий, супеси твердые, суглинки и глины полутвердые и твердые, лесс отвердевший, песок пылеватый, насыщенный водой, а также перечисленные грунты с содержанием в них до 30% гравия и щебня крупностью фракций не более 100 мм или крупностью фракций более 100 мм до 10% и грунты I группы с содержанием гравия и щебня от 10 до 30%.

б) При погружении свай вибропогружателями: насыщенные водой несвязные грунты и связные грунты текучей и текучепластичной консистенции.

в) При погружении свай-оболочек с извлечением грунта из полости свай-оболочек:

связные грунты - суглинки и глины твердые, полутвердые, тугопластичные и мягкопластичные;

несвязные грунты - пески, супеси и суглинки с содержанием глинистых частиц до 15%, а также с содержанием в указанных грунтах мелкого гравия до 15%.

г) Для устройства буронабивных свай классификацию грунтов по трудности бурения и устойчивости следует принимать по Сборнику 4 "Скважины".

д) При бурении скважин для свай в вечномерзлых грунтах, насыщенных водой (льдом):

1М - растительный слой, торф, заторфованные грунты, супеси, пески, суглинки и глины без примесей гравия, дресвы, щебня и валунов;

IIМ - пески, супеси, суглинки и глины с примесью гравия, гальки, дресвы, щебня и валунов;

IIIМ - гравийно-галечные и щебенисто-дресвяные грунты без валунов и с валунами.

1.3. Затраты на бурение скважин для свай в сухих и скальных грунтах без прослоек воды (льда) в районах распространения вечномерзлых грунтов следует определять по расценкам на бурение скважин в талых грунтах.

1.4. Расценки на погружение свай в морских условиях предусматривают усредненные затраты для I и II группы грунтов.

1.5. В случае погружения свай или бурения скважин в грунтах различных групп с послойным залеганием и если одна из групп составляет не менее 80% общей глубины погружения свай или бурения скважин, стоимость погружения (бурения) принимается по основной группе грунтов. При другом соотношении групп грунтов стоимость погружения свай и бурения скважин следует определять отдельно для каждой группы грунтов.

1.6. Расценки предусматривают погружение вертикальных свай без подмыва и в нестесненных условиях. При погружении свай в стесненных условиях: с отсыпанных островков, в котлованах со шпунтовым ограждением, с подмостей, на косогорах и т.п., а также при погружении свай с подмывом или наклонных свай к основной заработной плате рабочих и стоимости эксплуатации машин следует применять коэффициенты по пп. 3.1-3.7, 3.11 Технической части. При этом при погружении свай с подмывом следует дополнительно учитывать затраты по эксплуатации насосов производительностью и напором по проекту, исходя из количества машино-часов сваебойных агрегатов, принятого сметными нормами, с учетом коэффициентов по п.3.11 Технической части.

1.7. Глубина погружения свай по отношению к их проектной длине предусмотрена:

при погружении с земли - на 90-100% (кроме свай-колонн и свай, погружаемых в вечномерзлые грунты);

при погружении в морских и речных условиях с плавучих средств - на 40-50%.

При иной глубине погружения свай к основной заработной плате рабочих и стоимости эксплуатации машин следует применять коэффициенты по пп.3.13-3.15 Технической части.

1.8. Затраты на погружение свай из стального проката (двутавры и швеллеры) следует определять по расценкам на погружение стальных шпунтовых свай соответствующей массы 1 м сваи.

1.9. Расц. 90 предусматривает бурение скальных пород под основание свай-оболочек в грунтах и породах V группы. При бурении в грунтах и породах других групп к основной заработной плате рабочих и стоимости эксплуатации машин следует применять коэффициенты по пп.3.13-3.15 Технической части.

1.10. При определении стоимости материалов на устройство буронабивных свай необходимо дополнительно учитывать износ бурового инструмента на 100 м конструктивного объема свай:

по расц. 91-94, 99-110, 119-142 - 1,28 шнеков; 103, 104, 109, 110, 123, 124, 129, 130, 135, 136, 141, 142, 143-154 - 1,13 долот 3-шарошечных; 95-98 - 1,13 ковшовых буров; 111-118; 155-162 - 0,03 долот ударно-канатного бурения; 93, 94, 97, 98, 105-109, 125-130, 137-142, 149-154 - 1,13 расширителей пантографических.

1.11. При бурении скважин для погружения свай в вечномерзлых грунтах износ долот следует принимать на 100 м скважины:

по расц. 214-219 - 0,15 долот; 220-225 - 0,57 долот; 226-231 - 1 долото.

1.12. В расценках на погружение стального шпунта предусматривается погружение стальных шпунтовых свай любого назначения с земли и плавучих средств.

Если проектом обосновано погружение шпунта без последующего извлечения его, расход шпунтовой стали следует принимать в размере 1,01 т на 1 т погружаемых стальных шпунтовых свай.

Если проектом предусматривается извлечение шпунта с последующим использованием его, расход шпунтовой стали в зависимости от числа оборотов шпунта, предусмотренного проектом, принимается в следующих размерах (в тоннах на 1 т погружаемых стальных шпунтовых свай):

0,65 при 2 оборотах;

0,22 " количестве оборотов свыше 5.

1.13. Затраты по извлечению стальных шпунтовых свай в сметах следует определять по полной массе подлежащего извлечению шпунта.

1.14. При погружении свай из стальных труб и деревометаллических свай в вечномерзлые грунты расход стальных труб, исчисленный по проекту, следует принимать с коэффициентом 1,01.

1.15. Расценками на погружение свай с земли и с плавучих средств в речных условиях учтены затраты на доставку материалов и конструкций от приобъектного склада до места производства работ.

При работе в морских условиях затраты на доставку материалов и конструкций следует определять дополнительно по расц. 377-408.

1.16. При определении затрат на погружение свай в мостостроении по расц. 1-21 следует дополнительно учитывать транспорт материалов и конструкций от приобъектного склада до места производства работ в порядке, предусмотренном в Технической части Сборника 30 "Мосты и трубы". При этом из указанных расценок необходимо исключать затраты на эксплуатацию кранов-трубоукладчиков и основную заработную плату рабочих из расчета 0,555 руб. на каждый час затрат времени кранов-трубоукладчиков.

1.17. Расц. 368 предусматривает стыкование стальных шпунтовых свай на стенде. При погружении свай, не требующих стыкования, из расц. 321, 323, 324, 327, 329, 330, 333, 335, 336, 339, 341, 342, 343, 345-356 следует исключать затраты по расц. 368.

1.18. Стоимость погружения железобетонных шпунтовых свай шириной до 50 см следует определять по расценкам на погружение одиночных железобетонных свай соответствующей длины и способа погружения.

1.19. Расц. 359-367 предусматривают устройство одноярусных направляющих рам. При устройстве двухъярусных направляющих рам к затратам по расценкам следует применять коэффициенты по п.3.16 Технической части.

1.20. Затраты на погружение железобетонных свай вибропогружателями при строительстве воздушных линий электропередач следует определять по расц. 18 и 19 с применением к основной заработной плате рабочих и стоимости эксплуатации машин коэффициентов по п. 3.12 Технической части.

1.21. Расценки на погружение свай с земли предусматривают работу сваебойных агрегатов и кранов, а также устройство рельсовых путей для копров на устойчивом основании.

В случае, когда согласно проектным данным при наличии слабонесущих грунтов возникает необходимость устройства специального основания для перемещения машин, связанные с этим затраты следует учитывать дополнительно по расценкам соответствующих сборников.

1.22. В расценках на погружение свай предусматривается устройство ходовых путей на выровненной площадке. В случае необходимости производства земляных работ (подсыпка или выемка грунта) стоимость этих работ следует учитывать дополнительно по расценкам Сборника 1 "Земляные работы".

1.23. Стоимость погружения полых железобетонных свай сечением до 0,16 м следует определять по расценкам на погружение сплошных железобетонных свай по объему без вычета полости.

1.24. Расценки на свайные работы в речных условиях предусматривают выполнение работ в условиях защищенной от волнового воздействия акватории судоходных рек, водохранилищ и озер. При работе на открытой акватории следует дополнительно учитывать затраты на содержание дежурного буксира исходя из количества машино-часов основного несамоходного плавучего средства, предусмотренного соответствующими нормами.

1.25. Отнесение условий строительства в морских и речных условиях к категории закрытой или открытой акватории, а по работам в речных условиях и мощность дежурного буксира устанавливается проектом.

1.26. Марку бетона, раствора, железобетонных изделий, тип стального шпунта и сорт бентонитовой глины, а также диаметр и толщину стенки стальных труб следует определять по проекту.

1.27. В расц. 307-316, 343, 345-356, 370-372 на погружение стальных свай, требующих предварительного изготовления, расход свай предусмотрен для условий изготовления их собственными силами строительно-монтажной организации. При этом стоимость изготовления свай следует определять по расц. 317, 318, 344, 357, 358, 369.

При изготовлении стальных свай сторонней организацией (предприятием) расход свай следует принимать в размере 1,01 т на 1 т погружаемых свай.

В случае применения указанных расценок для определения стоимости работ по погружению свай на видах строительства, где затраты по эксплуатации гусеничных и козловых кранов не соответствуют принятым в расценках, к затратам по эксплуатации машин следует применять коэффициенты по пп.3.17-3.30 Технической части, при этом сумма прямых затрат подлежит соответствующей корректировке.

1.29. В расц. 273-408 затраты по эксплуатации машин приведены по двум зонам I и II. К зоне I относятся территориальные районы II, IIA, X; к зоне II - I, III, IV, V, VI, XI, XII, XIIA.

В прямых затратах по базисному району учтены затраты по эксплуатации машин по II зоне. Во второй строке в гр. 6, 7 приведены затраты по эксплуатации машин и заработная плата рабочих, обслуживающих машины, по I зоне.

1.30. В расц. 409-461 затраты по эксплуатации машин приведены по трем зонам: северной, средней и южной. К северной зоне относятся территориальные районы II, IIA, VII (кроме Оренбургской обл.), VIII, VIIIA, IX, X (кроме Приморского края), XI.3 (кроме Алма-Атинской обл.); к средней зоне - I (кроме Астраханской обл.), V.2, VIII.3 (Оренбургская обл.), X (Приморский край), XI.2, XI.3 (Алма-Атинская обл.); к южной зоне - 1.4 (Астраханская обл.), III, IV, VI, XII, XIIA, XIIБ.

В прямых затратах по базисному району учтены затраты по эксплуатации машин по средней зоне. Во второй строке в гр. 6, 7 приведены затраты по эксплуатации машин и заработная плата рабочих, обслуживающих машины, по северной зоне. В третьей строке - по южной зоне.

2. Правила исчисления объемов работ

2.1. Объем работ на погружение железобетонных и деревянных свай, железобетонного и стального шпунта, а также свай-колонн, безростверковых свай следует определять по проекту.

2.2. Объем работ на погружение круглых полых свай и свай-оболочек следует определять по их объему за вычетом объема полости.

2.3. Объем работ на устройство буронабивных свай следует определять по проектному конструктивному объему свай.

2.4. Объем свайных работ на погружение свай из стальных труб и деревометаллических свай при погружении их в вечномерзлые грунты следует определять по наружному диаметру трубы и длине свай, предусмотренных проектом.

2.5. При определении объема работ на погружение деревянных шпунтовых свай маячные сваи и направляющие схватки, а также шапочный брус учитывать не следует.

Читайте также: