Привинтил сталь покатил вдаль

Обновлено: 28.04.2024

Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением.

1.Кто пчеле подарит мед?

Кто на солнышке цветет?

И головкою цветной

Нам качает в летний зной? (Цветок)

2. Без нее не будет моря,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки. (Вода)

3. По горам да по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)

4. С бородой родится.
Никто не дивится. (Козёл)

5. Без рук, без топорёнка

Построена избенка. (Г нездо)

6. Днем спит, ночью летает
И прохожих путает. (Сова)

7. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

8. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

9. В тесной избушке

Ткет холст старушка. (Пчела)

10. Кулик невелик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (Звонок)

11. Хожу - брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Гребешок)

12. Ношу их много лет,

А счета им не знаю. (Волосы)

13. По морю идет, идет.

А до берега дойдет

Тут и пропадет. (Волна)

14. Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

15. На ночь оконца сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

16. Везде ищет свой нос витой.

Дыру проткнет в стене,

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне. (Сверло)

17. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала.
Но не съела ни куска:
Знать не вкусная доска. (Пила)

18. В одном бочонке два вина,

Болтаются - не смешаются. (Яйцо)

19. Избушка нова,

Избушка развалится. ( Яйцо)

20. В шахту спустится шахтер,

Принесет воды во двор. (Ведро)

21. Брат с братом
Через дорогу живут,
Один другого

Гласные после шипящих

1. Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей! (Туча)

2. Деревянные кони по снегу скачут,

В снег не проваливаются.

3. Весь век идет Еремушка:

Ни сна ему, ни дремушки.

Шагами он точный счет ведет,

А с места все же никак не сойдет. (Часы)

4. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)

5. В брюхе — баня, в носу - решетка,

На голове - пуговица, одна рука - и та на спине. (Чайник)

6. Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? . (Лыжи)

7. Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных.

Запах крепок и душист.

А её зелёный лист нам идёт на чай.

Что за травка, отвечай! (Душица)

8. Белые горошки на зеленой ножке. (Л a ндыши)

9. Ползуны ползут, иголки везут. (Ежи)

10. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)

11. Хвост длинен, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши)

12. Летит орлица по синему небу.

Солнышко застлала. (Туча)

13. Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

Горя не знает, а слезы проливает. (Туча)

14. Мишка Попов сел на коня

Поехал в огонь, ржет и хохочет.

Выскочил кочет. (Чугун)

15. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи)

16. Я летаю и порхаю,

Тихо в воздухе кружусь,

К вашей шапке прилипаю,

На рукавчик к вам сажусь. (Снежинка)

17. Помрачнела, почернела,

Потом плакать начала,
Огороды полила. (Туча)

18. Эта рыба непростая,
Все желанья исполняет. (Щука)

19. Из горячего колодца

Через нос водица льется.

На кухне я начальник

Большой кипящий . (Чайник)

20. На стене висит тарелка,

На тарелку ходит стрелка.

Стрелка та не для красы —

Время скажут нам . (Часы)

21. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)

22. На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)

23. Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов)

24. Что всегда идет,
А с места не сойдет? (Часы)

25. Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)

26. Каким гребешком никто не причёсывается ? (Петушиным)

27. Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)

Мягкий знак - показатель мягкости

1. Немного печальный
Цветок музыкальный. (Колокольчик)

2. Веселая и строгая ходит,
Пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни войдет,

Руку ей всегда пожмет. (Дверь)

3. Одной рукой всех встречает,
Другой провожает. (Дверь)

4. Притаились пичужки
Тесненько друг к дружке.

Что сутки - из стаи одна улетает. (Календарь)

5. Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки,
Кто несёт меня. (Коньки)

6. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я . (Тетрадь)

7. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит. (Автомобиль)

8. Тянусь я тонким столбиком

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла. (Ртуть в градуснике)

9. Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь, сразу прятаться начнут. (Дождь)

10. Ты за ней - она от тебя,
Ты от неё - она за тобой. (Тень)

11. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле.
И нет у рыбы в море. (Тень)

12. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жара,

В сундучище — холодище. (Холодильник)

13. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

14. В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

15. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

16. Боится зверь ветвей моих.
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? (Олень)

17. Трав копытами касаясь,
Холит по лесу красавец.
Ходит гордо и легко,
Рога расставив широко. (Лось)

Загадки к урокам русского языка.1-4 классы

К.Д. Ушинский называл загадки картинным описанием предмета, придавал им большой значение в развитии мышления и речи детей. Помимо развития сообразительности, загадка учит народному образному языку лаконичности и яркости речи.

Для отгадок подобраны преимущественно слова, трудные в орфографическом отношении, что помогает усвоению правописания.

В загадках тоже иногда встречаются слова, трудные в орфографическом отношении.

Загадки распределены по темам.

Можно оформить загадки на карточках. Учитель может сам загадывать загадки, могут читать их и сами ученики.

Загадки используются для словарных диктантов на изучаемую тему, при письме по памяти, для составления кроссвордов.

В результате дети хорошо запоминают загадки и слова - отгадки.

Думаю, что эти загадки помогут разнообразить работу на уроках русского языка.

Список литературы

  1. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5
  2. Гвоздева Е.М. Как я использую загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.// Начальная школа. – 1993. - №3. – С.55
  3. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33
  4. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2 -3 классах. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 120 с.
  5. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38
  6. Заславский Р.В. Где ты, Барвинок, рос вырастал? – М.: Детская литература, 1975. – С.49
  7. Истратова Ю.С. Методическая копилка. // Начальная школа. – 1992. - №9-10. – С.71
  8. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318с.
  9. Рудина В.Г. Загадки о технике и производстве. // Начальная школа. – 1987. – С. 73
  10. . Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа.- 2004.- №10. – С.44
  11. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. // Пед. Соч. В 6 т. - М., 1989. - Т. 4. - С.65
  12. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.
  13. Авторские загадки

Мягкий знак - показатель мягкости

1. Немного печальный
Цветок музыкальный. (Колокольчик)

Руку ей всегда пожмет. (Дверь)

3. Одной рукой всех встречает,
Другой провожает. (Дверь)

Что сутки - из стаи одна улетает. (Календарь)

5. Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки,
Кто несёт меня. (Коньки)

6. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я . (Тетрадь)

И тогда, поднявши пыль, побежит. (Автомобиль)

Расту я от тепла. (Ртуть в градуснике)

А только появлюсь, сразу прятаться начнут. (Дождь)

10. Ты за ней - она от тебя,
Ты от неё - она за тобой. (Тень)

11. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле.
И нет у рыбы в море. (Тень)

В сундучище — холодище. (Холодильник)

Все ужасно важные. (Портфель)

А сух остался. (Гусь)

Спит в избушке снеговой.(Медведь)

16. Боится зверь ветвей моих.
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? (Олень)

17. Трав копытами касаясь,
Холит по лесу красавец.
Ходит гордо и легко,
Рога расставив широко. (Лось)

18. Не колода и не петь,

А лежит он целый день. (Лодырь)

19. Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

20. Весной летает и жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Шмель)

21. Мету, мету - не вымету.

Несу, несу - не вынесу.

Пора придет - сама уйдет. (Тень)

22. Зимой и летом

Одним цветом. (Ель)

23. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

24. Легонькое, кругленькое,

А за хвост не поднять. (Сапожный гвоздь)

25. На воде не тонет,

А в земле не гниет. (Уголь)

26. Красный кочеток

По жердочке бежит. (Огонь)

27. Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)

28. Есть у меня работники.

Во всем помочь охотники.

Живут не за горой:

День и ночь со мной.

Верных ребяток. (Пальцы)

29. Черная корова

Весь мир поборола.

Всех подняла. (Ночь и день)

30. Привинтил сталь,

Покатил вдаль. (Коньки)

31. Сеюсь, как из сита,

Заползаю в жито,

Но не червячок. (Дождь)

32. Чему на свете нет

Ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)

33. Все ломаю, все срываю,

Ничему пощады нет. (Вихрь)

34.П осмотрю я в окошко,
Идет длинный Антошка. (Дождь)

35. С неба пришел

В землю ушел (Дождь)

36. Тонок, долог, голенаст,

В траве не видать. (Дождь)

37. Клеть дыровата,

А выхода нет. (Сеть)

38. Семьсот ворот,

Да один выход. (Сеть)

Не ест ни ржи, ни жита,

А ест тура да оленя

До красного дня. (Слепень)

40. Белые хоромы,

Красные подпоры. (Гусь)

41.Щиплет за пятки

Беги без оглядки. (Гусь)

42. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый не селе работник. (Конь)

43. Чего хочешь -
Того не купишь.
Чего не надо,
Того не продашь. (молодость и старость)

44. В новой стенке, в круглом окне.
Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

45. Что на свете всех быстрее? ( Мысль)

46. Под землей птица

Яйца нанесла. (Картофель)

47. Г олова трясется,

А из горла белый пар валится. (Мельница)

48. Не плеть плетена,

А не развязать. (Цепь)

49. Без рук, без ног
Но гору ползет. (Огонь)

50. Когда нужен -.
в реку бросают,

А когда не нужен –

Наверх поднимают. (Якорь)

51. Солнце выглянет - заплачет.
Солнца нет - слезинки спрячет. (С осулька)

52. Кто приходит, кто уходит -

Все её за руку водят. (Дверь)

53. По лужку он важно ходит,

Из воды сухой выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

54. Маленький Ерофейка
Утонул до шейки. (Гвоздь)

55. Яичко в чашечке с дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

56. Огромная кошка мелькает за стволами.

Глаза золотые, а уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись,

Идёт на охоту коварная . (Рысь)

57. Многим он ребятам нужен,

Чтобы начертить окружность.

На одной ноге стоит,

А другой ногой кружит.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (Циркуль)

58. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я-. (Осьминог)

59, Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (Олень)

60. В нашей кухне
Круглы год
Дед Мороз

В шкафу живет. (Холодильник)

61. Красный петушок
По жердочке бежит. (Огонь)

62. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей - зимой.
А летом — с бритой головой. (Тень)

63. Одну меня не съешь никогда,

А без меня невкусна еда. (Соль)

64. Если он на дне лежит,

Судно вдаль не побежит. (Якорь)

65. По крыше весело стучу,

И по пути, пока лечу,

Всё небо разрисую

В линеечку косую. (Дождь)

66. Видать глазами,

Да не взять руками. (Тень)

67. Что растет без коренья? (Камень)

68. Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало. (Сосулька)

69. Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь)

Мягкий знак после шипящих

1. Маленький шарик
Под лавкой шарит.

2. Под мотом, мостом
Сидит барыня с хвостом
Есть хочется,

А вылезти не хочется.

3. Хвост во дворе,

Кто хвост повернет ,

Тот и в дом войдет .

4. Кинешь в речку - не тонет,

Бьёшь о стенку - не стонет, Будешь оземь кидать, Станет кверху летать.

Зимой ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет Сесть на него сядешь, А с места не свезет.

6. Черная корова

Все тайны скрывает.

8. Шевельнул бородкой гном -
И вошел хозяин в дом.

10. Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.

11. Я антоним к слову смех

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач

Это - . (Плач)

Непроизносимые согласные

1. По небу ходит маляр

Красит людей. (Солнце)

2. Какое поле нельзя распахать?

На каком поле нельзя камней сосчитать? (Звездное небо)

3. К то-то утром, н е спеша

Надувает красный шар.

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

4. Голубой платок,
Красный колобок.
По платку катается.
Людям улыбается. (Солнце)

5. Не часы, а тикает. (Сердце)

6. Кто целый век в клетке? (Сердце)

7. Депь и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

8. Крутая нора: что ни шаг – то нора. (Лестница)

9. Каждый по мне ходит летом и зимой, а ездить нельзя. (Лестница)

10. Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет!»,

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

Парные согласные в середине слова

1. Она весну встречает -
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь . (Березку)?

2. Сама не ем,

3. Еду, еду следа нет.
Режу, режу крови нет.

4. Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю точно пушка.

Зовут меня . (Хлопушка)

5. На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю.

6. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю . (Зарядку)

А выходишь из трех. Думаешь, что вышел,

А на самом деле вошел.

8. Дали братьям теплый дом,

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

9. Для дождевой воды,
Что течёт из водосточной трубы,
(Что течёт по крыше до земли),
У глиняной хатки стояла … (Кадка)

10. Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

11. Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (Подушка)

12. Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в тарелке,
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

13. Сижу верхом,
Не ведаю на ком. (Шапка)

14. Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

15. Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят. (Варежки)

16. Сидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого. (Курица-наседка)

17. Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!" (Картошка)

18. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

19. Семьсот поросят на колышке висят. (Связка луковиц)

20. Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка)

21. То она “сосулька”,

То румянцем пышет,

Но вкусна в салате

Горькая… (Редиска)

22. Огородная краля

В оранжевом платье

Притаилась в погребке,

Лишь коса на бугорке. (Морковка)

Парные согласные на конце слов

1.Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями,

Листьями с деревьев. ( Жираф)

2. Яичко в чашечке

С дерева свалилось

3 . На спине иголки,
Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

4 . Гуляю я и в дождь, и в зной,
Характер у меня такой. (Зонт)

5 . Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

6 . Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус,

И зовут его? (Арбуз )

7. Ездить нужно осторожно.

За рога держаться можно.

Жаль вот только — гривы нет.

Что за конь? (Велосипед)

8. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

9. Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический? (Утюг)

10. Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж)

11. Черен - да не ворон,

Рогат — да не бык.

Шесть ног — без копыт. (Жук)

12. На железной клумбе
Цветы голубые.
Помогают стряпать
кушанья любые. (Газ)

13. .К руглый, людям на страх,

С неба - тарарах –

Падает, солнцу не рад,

Льда и дождика брат. (Град)

14. Под ёлками
Под колкими

По лесным дорожкам

Бежит клубок с иголками

На коротких ножках. (Ёж)

15. В одежде богатой,

А сам — слеповатый.

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

16. Мастер шубу себе сшил,

А иглу вынуть зыбыл. (Ёж)

17. Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растет
Замечательный мех. (Хлопок)

Конспект урока по теме "Обозначение мягкости согласных на письме"

Цели : Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.

Обучающая задача:

создать условия для достижения предметных планируемых результатов: п ознакомить учащихся с правилами правописания Ь после шипящих, научить использовать правило в собственной речевой практике; способствовать осознанию эстетической функции родного языка при работе с текстом.

Развивающая задача:

создать условия для достижения метапредметных УУД: уметь вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты, соблюдать правила орфографии, излагать свои мысли , взаимодействовать с окружающими, выступать перед аудиторией сверстников.

Воспитательная задача:

создать условия для достижения личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, способность к самооценке, воспитание уважительного отношения к родному языку, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, дерево яблони, нарисованное учащимся, цветочки с заданиями, яблоки из бумаги для рефлексии.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

I . Организационный этап. (СЛАЙД 1)

Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах. Я читаю строчки стихотворения, а вы должны их закончить:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставай,

Слушай не… (перебивай).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не… (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно… (руку).

- Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания.

II . Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают свои работы (описание предмета). Учащиеся находят положительные стороны работы и недочеты.

- Хорошо. Работы остальных я проверю и оценю, собрав ваши тетради.

III .Этап актуализации учебной деятельности.

- А сейчас я, предлагаю вам послушать загадку, которую приготовили учащиеся….

На ветке качаюсь,

- Давайте запишем это слово в тетрадь. Назовите в этом слове орфограмму.

(Непроверяемая безударная гласная О в корне)

Учащиеся выделяют корень, подчеркивают орфограмму.

- А чтобы хорошо запомнить правописание этого слова, скажите, на что похоже яблоко?

(Круг, шар. Учитель показывает фигуры шара и круга)

- Действительно, это слово в переводе с древнерусского означает «шар». А шар похож на какую геометрическую фигуру? Зная это, легко запомнить правописание слова «яблоко».

- Подберите к слову «яблоко» однокоренные слова.

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову яблоко.

Затем все слова проецируются на экране. (СЛАЙД 2)

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, где еще в этих словах можно допустить ошибку? (СЛАЙД 3)

Эта ошибка будет в произношении или в написании?

- Между какими звуками находится орфограмма?

(Между согласными)

- А какой, твердый или мягкий, предшествующий согласный?

- Попробуйте определить тему нашего урока. Первое слово я вам подскажу.

(Т - Обозначение мягкости согласного на письме) СЛАЙД 4

- Опираясь на формулировку темы урока, попробуйте определить, какова цель нашего урока? Чему мы сегодня должны будем научиться?

Ц - Должны научиться определять, когда нужно писать Ь, а когда не нужно)

- А как мы будем решать нашу задачу?

(З - Выучить правило)

- Ребята, есть 2 способа попасть в яблочко и добиться цели: прочитать правило в учебнике или вывести его самостоятельно. Какой способ будет интересней?

(Вывести правило самим)

IV .Этап изучения нового материала.

Исследовательская деятельность (работа в группах).

- И я предлагаю вам всем сегодня побыть учеными и заняться некоторыми исследованиями нашего языка. У вас у каждой группы на столах лежат задания. Вы должны будете поработать в группах, выполнив предложенные в карточках задания и сделать вывод, т.е. сформулировать свою часть общего правила по теме нашего урока.

Задания 1 группе. (СЛАЙД 5)

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

2. Подчеркните те буквы, которые помогают произнести согласные звуки мягко.

Путь, весна, малина, долг, ворота, полёт, салют, карта, завял.

3. Сделайте вывод, с помощью каких букв на письме обозначается мягкость согласного.

Задания 2 группе. (СЛАЙД 6)

1. Образуйте от данных слов существительные с суффиксом К:

2. Определите, как обозначена мягкость согласного в получившихся словах?

3. Сравните правописание слов первой и второй колонок. В чем сходство в их написании?

4. Сделайте вывод, почему в получившихся словах пишется Ь?

Задания 3 группе. (СЛАЙД 7)

Как вы думаете, почему в данных словах Ь не пишется? Для этого проанализируйте слова, ответив на вопросы:

1. Определите, какими, мягкими или твердыми, являются согласные Ч, Щ в данных словах?

2. Могут ли они быть твердыми?

3. Сделайте вывод: в каких сочетаниях Ь не пишется? Выпишите эти сочетания.

Мощный, точка, ночной, почтовый, сборщик, пончик, гонщик.

Задания 4 группе. (СЛАЙД 8)

1. Попытайтесь произнести данные слова без Ь. Получилось ли у вас? Почему?

2. Перед каким звуком стоит Ь в этих словах?

3. Сделайте вывод, как пишутся слова, в которых перед согласным стоит Л?

4. Приведите свои примеры.

Скользко, только, болельщик, мелькает.

Задания 5 группе. (СЛАЙД 9)

Проанализируйте, с Ь знаком или без Ь пишутся данные слова, ответив на вопросы:

1. Какими, твердыми или мягкими, являются выделенные согласные звуки в словах?

2. А какими, твердыми или мягкими, являются следующие за ними согласные звуки?

3. За счет чего произносятся мягко?

4. Можно ли проверить правописание Ь в этих словах? Если нельзя, то как нужно поступать в этом случае?

Мостик, гости, прости, зонтик

V . Первичная проверка понимания

- А теперь, ребята, вспомните все свои выводы и попробуйте сформулировать общее правило, в какой позиции пишется Ь для обозначения мягкости согласного, а когда не пишется.

Составляется кластер и вывешивается на доске

1)В сочетаниях 1)После [л'] перед ЧК, ЧН,РЩ, НЩ, НЧ, ЧТ,ЩН предшествующим согласным

не пишется Ь пишется

2) В словах-исключениях 2)Между согласными,

как и на конце слова

VI . Первичное закрепление знаний.

Задание «Волшебный цветочек» СЛАЙД 10

Ребята, прежде чем появятся яблоки, на дереве появляются цветочки. Посмотрите на наши необычные волшебные цветы.

К вам, ребята, мы спешили.

Но вчера упали с почки

И распались на кусочки.

Из лепесточков нас сложите!

- Ребята, поможем цветочкам? Ваша задача, работая вместе в группах, собрать цветочки, составив слова и записать их в тетрадку. Только не забудьте наше правило правописания Ь в словах. У кого получится дружнее и быстрее. Не забывайте выделять орфограмму. Пользуйтесь нашей схемой.

Проверка работы учащихся. К дереву крепятся цветочки

- Ребята, на что вы обращали внимание при выполнении задания?

На позиции согласного

- Посмотрите, ребята, как зацвела наша яблоня. Это потому, что вы правильно выполнили задание.

Но нам немного надо передохнуть. Я буду называть слова, если в слове есть Ь, то вы поднимаете руки вверх, а если нет, то делаете хлопок. Давайте потренируется.

(Если кто-то из учащихся ошибается, то объясняем, почему)

Долька, почтовый, кочка, ночник, заинька, колечко, полька, сварщик, почка, апельсин, мостик.

VII .Применение знаний.

- А теперь, ребята, отгадайте загадки. Но отгадки в них не простые, они связаны с темой нашего урока. Поэтому будьте внимательны, давая ответ.

Учащиеся отгадывают загадку. Тот, кто отгадал, записывает на доске слово, объясняет написание. Остальные делают записи в тетрадях. Обозначают орфограмму урока.

1) Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

На Новый год я главная! (Елочка.)

2) У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Гвоздь упадет. (Сосулька)

Вперевалку ходит. (Уточка.)

4) Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Тучка.)

5) Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфельчик)

6) В дупле живет

Да орешки грызет. (Белочка)

Совком не достать.

А днем не видать. (Звездочки)

8) Привинтил сталь,

Покатил вдаль. (Коньки)

9) У маленькой Наташки

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка —

Держит две косички. (Бантик)

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Посмотрите, на нашем дереве появились еще цветочки.

К дереву крепятся еще цветы.

VIII . Этап обобщения и систематизации знаний.

Работа с текстом.

- Вот как красиво цветет наше дерево. Но плоды на нем появятся еще не скоро, потому что выращивать яблони – дело долгое и трудоемкое. Оно требует большого терпения и любви.

– Прочтите, пожалуйста, текст. (Текст читается учащийся под пение птиц)

Текст выведен на слайде и у каждого на парте.

В весенние ден_ки аромат цветущего сада распространяется на всю улицу. Яблоневый сад – это гордос…ть моего деда. За долгую свою жиз…нь он вырастил множество яблонь разных сортов. Воз_ми любое – не прогадаешь: и соч…ное, и вкусное. В дедушкином саду не найдешь ни одного пен_ка старых или высохших яблонь. К каждому из них он относится с бол…шой любовью. И эту любовь к саду он передал своим детям и внукам.

- Выпишите из текста выделенные слова с пропущенной орфограммой. 1,2,3 группы выписывают слова, в которых пишется Ь, а 4,5 группы – слова, пишущиеся без Ь. Орфограмму подчеркните.

Учащиеся работают самостоятельно. Затем самопроверка. СЛАЙД 12

«5» - все правильно

«2» - 3 и более ошибки

- Молодцы, ребята. А дерево-то наше еще больше расцвело. Но чтобы оно дало плоды, надо еще немного потрудиться.

IX .Этап контроля.

Кодовый диктант.

И сейчас я попрошу вас в тетрадках в строчку поставить цифры от 1 до 10. Я буду называть вам слова, а вы должны определить, пишется Ь в слове или нет и поставить «+», если пишется, или «-», если не пишется.

Хищник, пончик, окуньки, Жучка, борьба, сердечко, уличный, долька, ельник, кости.

Взаимопроверка задания по образцу. Учащиеся передают тетради сидящему слева.

- Поставьте товарищу отметку. СЛАЙД 13

«2» - 5 и более ошибок.

К дереву крепятся цветочки.

X . Этап коррекции.

Тест. СЛАЙД 14

Задания типа ОГЭ.

Выполните тест, записывая только номер правильного ответа.

1. В каком ряду в обоих случаях пишется мягкий знак для обозначения мягкости предыдущего согласного?

1) хищ…ный, прос…ба

2) зон…тик, волшебная палоч…ка

2. В каком ряду в обоих случаях мягкий знак не пишется?

1) доч…ка барабан…щика

2) сквореч…ник для солов…я

3) дол…ка апел…сина

4) воз…мём помощ…ника

Проверка выполнения 1 учащийся отвечает, остальные проверяют.

XI . Домашнее задание. Инструкция по его выполнению. (по выбору учащихся)

1. § 60 выучить теоретический материал.

3. Составить словарный диктант из 10-15 слов на правописание Ь после согласной (для сильных учащихся и кто желает).

Если осталось время

- Давайте прочитаем стихотворение в учебнике (Упр.№ 309)

XII . Подведение итогов. Оценки за работу на уроке.

- Вы все сегодня хорошо поработали. Оценки:

- …….активно работали на протяжении всего урока, давали правильные ответы. Они получают «5»;

- ……. Были активны, но допускали неточности при ответе. Они получают «4».

- ……Не были активны, отвечали неточно. Получают «3».

XIII . Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

«Волшебное дерево»

Мы сейчас проверим, достигли ли мы цели урока, попали ли в яблочко.

- Если урок для вас прошел на отлично, и вы остались довольны, вы поднимите красное, созревшее яблоко.

- Если урок прошел для вас хорошо, но ничего нового он вам не принес, то поднимите розовое яблоко.

- Если совсем напрасно было потрачено время, и вы ничего нового для себя с урока не вынесли, то несозревшее, зеленое яблоко.

- За время урока благодаря вашим умелым действиям выросло необычная волшебное дерево.

Спасибо всем за урок.

Задания 1 группе.

4. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

5. Подчеркните те буквы, которые помогают произнести согласные звуки мягко.

6. Сделайте вывод, с помощью каких букв на письме обозначается мягкость согласного.

Задания 2 группе.

5. Образуйте от данных слов существительные с суффиксом К:

6. Определите, как обозначена мягкость согласного в получившихся словах?

7. Сравните правописание слов первой и второй колонок. В чем сходство в их написании?

8. Сделайте вывод, почему в получившихся словах пишется Ь?

Задания 3 группе.

4. Определите, какими, мягкими или твердыми, являются согласные Ч, Щ в данных словах?

5. Могут ли они быть твердыми?

6. Сделайте вывод: в каких сочетаниях Ь не пишется? Выпишите эти сочетания.

Задания 4 группе.

5. Попытайтесь произнести данные слова без Ь. Получилось ли у вас? Почему?

6. Перед каким звуком стоит Ь в этих словах?

7. Сделайте вывод, как пишутся слова, в которых перед согласным стоит Л?

8. Приведите свои примеры.

Задания 5 группе.

5. Какими, твердыми или мягкими, являются выделенные согласные звуки в словах?

6. А какими, твердыми или мягкими, являются следующие за ними согласные звуки?

7. За счет чего произносятся мягко?

8. Можно ли проверить правописание Ь в этих словах? Если нельзя, то как нужно поступать в этом случае?

Выполните тест, записывая только номер правильного ответа.

1. В каком ряду в обоих случаях пишется мягкий знак для обозначения мягкости предыдущего согласного?

2. В каком ряду в обоих случаях мягкий знак не пишется?

Загадки к урокам русского языка

Читайте также: