Реечный домкрат сталь или чугун

Обновлено: 17.05.2024

Реечные домкраты являются очень популярными ручными приспособлениями, которые нашли широкое применение в различных строительных, промышленных работах, а также в ремонтных работах с автомобилями, железнодорожным и морским транспортом. Они имеют механическую конструкцию, приводящуюся в действие ручным приводом. Несмотря на то, что для поднятия грузов с большим весом с помощью реечных домкратов требуется немало физических усилий, их надежность, долговечность и удобство в использовании поддерживают устойчивый спрос на них.

Такие домкраты имеют прочную реечную конструкцию со стопорным механизмом, удерживающим груз на высоте. Есть две разновидности по механизму привода: зубчатый и рычажный

Зубчатые и рычажные Зубчатые домкраты имеют шестеренчатый механизм, работающий вращением рукоятки. Груз удерживается на высоте с помощью храповика. Рычажные домкраты выдвигают рейку с помощью качания рукоятки. Среди обеих разновидностей есть модели, позволяющие поднимать грузы от 3-х до 20-ти тонн и более. Но стоит отметить, что работа с рычажными моделями требует чуть меньше физических усилий, так как длинный рычаг увеличивает прилагаемую силу.

Одно из важных достоинств реечных домкратов — это возможность передвижения груза как по вертикали, так и по горизонтали. К тому же, они имеют низкий подхват от 9 см, что позволяет использовать в работе с грузами, низко расположенными к земле.

На что нужно обращать внимание при выборе реечного домкрата?

1. Грузоподъемность

Первое, что важно учитывать при выборе реечного домкрата — это грузоподъемность. Реечные домкраты могут иметь грузоподъемность более 20-ти тонн. При выборе домкрата нужно определиться с вопросом, для каких работ он нужен. В строительстве и промышленности широко применяются домкраты с грузоподъемностью в 3-5 тонны. Реечные домкраты широко используются и автомобилистами для проведения различных ремонтных работ под автомобилем. В этом случае более популярны домкраты с грузоподъемностью в 3 тонны. Но при этом не стоит забывать, что такие домкраты не предназначены для долгого удержания груза на высоте, и рекомендуется использовать специальные опоры. Домкраты с грузоподъемностью в 20 тонн используются преимущественно в ремонтных работах на железнодорожном пути, привокзальной инфраструктуре и тяжеловесных транспортных средствах.

Для долгосрочного использования реечных домкратов рекомендуется избегать их постоянных максимальных нагрузок. Выбор домкратов с запасом грузоподъемности на 30% значительно продлит их срок службы и безопасность проводимых работ.

2. Опорная площадка

Второе — это опорная площадка. Выбирая домкрат, нужно обратить внимание на размер площади и материал опорной площадки. Она должна быть изготовлена из чугуна или из высококачественной стали. Размеры площадки должны обеспечивать ее устойчивость на грунте. При относительно маленьких размерах опорной площадки домкрат может углубиться в грунт, тем самым снижая уровень высоты подъема.

3. Подхват

Третье — это подхват, его расположение и особенности. Домкраты с низкой высотой подхвата могут использоваться для грузов, ближе расположенных к земле. Такие домкраты универсальны в поднятии грузов с разной высотой подхвата.

4. Наибольшая высота подъема

Четвертое, нужно выбирать домкрат, исходя из наибольшей высоты подъема. Реечные домкраты с большой высотой подъема очень удобны для поднятия автомобилей при проведении различных ремонтных работ или для вытаскивания из грунта.

5. Устойчивость

Пятое — это устойчивость, что зависит от качества материалов и сборки. Важно, чтобы опорная часть домкрата и контакты между его частями обеспечивали плавный ход и надежное удержание.

Какой домкрат выбрать?


На российском рынке пользуются большим интересом реечные домкраты американского, российского и китайского производства. Тут следует отметить, что американским реечным домкратам HI-Jack, как знают их многие, уже более 100 лет. Они популярны благодаря своей прочной реечной конструкции, поднимающей тяжелые грузы до 1 метра. Их длинная рычажная рукоятка увеличивает применяемую силу и обеспечивает плавное и относительно легкое поднятие. Несмотря на свою более высокую рыночную цену, они пользуются большим спросом благодаря долгому сроку службы в 15 лет. Эти модели очень популярны среди владельцев внедорожников, так как их можно использовать в самых разных условиях. Среди американских моделей можно выбрать домкраты из стали и более качественные модели из чугуна со стальными частями.

Домкраты российского производства никак не уступают своим качеством. Они имеют доступную цену и высокую надежность. Среди российских моделей есть большой ассортимент зубчатых и рычажных домкратов с разными грузоподъемностями, которые широко используются во многих строительных и производственных предприятиях. Их срок службы достигает 7-ми лет.

Китайские реечные домкраты являются аналогами российских моделей и имеют почти те же технические характеристики. Однако они не пригодны к интенсивной эксплуатации. Они имеют довольно доступную цену и могут применяться с определенным запасом грузоподъемности.

Мы предлагаем большой ассортимент реечных домкратов от американских, российских и китайских производителей. С техническими характеристиками и ценами можете познакомиться в нашем каталоге в категории «реечные домкраты».

Реечный домкрат сталь или чугун

VAZ писал(а): Не факт, чугуны то тоже бывают разные, есть среди них и ковкий и высокопрочный . Стопудово из чугуна изготавливают, тормозные диски, задние мосты, тормозные колодки. Точно сказать не берусь но думаю, что и на рейки хайджековские он годится. Кроме того не углубляясь сильно в теорию, по классификации металургов сталь и чугун, это всё же несколько разные вещи (по своей структуре) и классифицируются не только по процентному содержанию углерода.

Бывают. Мне один металлург рассказывал о них. Есть виды чугуна, из которых вязальную проволоку можно делать. Но применительно к рейке домкрата - стоимость такого изделия из чугуна будет сопоставима со стоимостью автомобиля

На счет структуры - вот как раз вдаваясь в теорию - различия найти можно. А не вдаваясь - чугун это вид стали и не более того.

Павел.
Я не грустный, я трезвый!
______________
L-200, '08, SS, АКПП, 4D56t, Hi-Lift-485, BFG MT 285/75/16, OME+300, впереди лебедка, а назад не надо, там мы уже были!
P-II, '93, Long, SS, АКПП, 4D56t, БЫЛ ровно 13 лет.

а на какую машинку из чугуна тормозные колодки и тормозные диски делают? и пачему мосты через одного - кривые, а не лопнувшие?

Ndf, обратись к своему знакомому металургу и он тебе расскажет, ЧТО ЧУГУН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ СТАЛИ, хотя и является сплавом железа с углеродом и иногда ещё кое какими добавками. Чугун производится доменным способом, далее из чугуна получают сталь в мартеновских печах. Задние мосты автомобилей делаются из банального ковкого чугуна, который по себестоимости дешевле стали (я конечно понимаю, что там труба в сечении, а не рейка как у джека), но всё равно прикинь какие нагрузки держит задний мост и на изгиб и ударные и не лопается. А тормозные диски вообще из наипростейшего серого чугуна, тот ещё дешевле. Опять же на данный момент 100% не берусь утверждать, целесообразно ли делать рейку хайджека из чугуна. Но не поленюсь, где то у меня на работе валялся каталог, в котором есть картинки хайджеков, если найду, покажу его своему металургу на работе, он у нас мужик очень грамотный в своём деле и влёт скажет можно ли такие детали из чугуна делать.

НМПС декабрь2008, 3.2, МКПП, Т-54 сток (ушёл на трейдин); МПС III 2017, дизель, МКПП полный сток, но в багажнике цепиTZC, T-Max6500 кевлар на цепях, Хай-Джжек 120см, LIFTMATE и БСЛ110, зима Nordman SUV 265/70R17.

Pter писал(а): а на какую машинку из чугуна тормозные колодки и тормозные диски делают? и пачему мосты через одного - кривые, а не лопнувшие?

VAZ писал(а): Ndf, обратись к своему знакомому металургу и он тебе расскажет, ЧТО ЧУГУН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ СТАЛИ,

ZAV! Ты просто любишь спорить? Я попытался мягко: если вдаваться - то разные, если не вдаваться - то одно и тоже, Но тебе этого мало, я понимаю.

Давай все же не пойдем далеко - давай поговорим с википедией:

Сталь (от нем. Stahl[1]) — деформируемый (ковкий) сплав железа с углеродом (и другими элементами), характеризующийся эвтектоидным превращением. Содержание углерода в стали не более 2,14 %, но не менее 0,022 %.[источник не указан 200 дней] Углерод придаёт сплавам железа прочность и твёрдость, снижая пластичность и вязкость.

Учитывая, что в сталь могут быть добавлены легирующие элементы, сталью называется содержащий не менее 45 % железа сплав железа с углеродом и легирующими элементами (легированная, высоколегированная сталь).

Чугу́н — сплав железа с углеродом с содержанием более 2,14 % (точка эвтектического превращения на диаграмме состояний). Углерод в чугуне может содержаться в виде цементита и графита. В зависимости от формы графита и количества цементита, выделяют: белый, серый, ковкий и высокопрочные чугуны. Чугуны содержат постоянные примеси (Si, Mn, S, P), а в некоторых случаях также легирующие элементы (Cr, Ni, V, Al и др.). Как правило, чугун хрупо

Ну какой смысл умничать?

Кроме того ни для кого не секрет, что в свое время проводилось исследование "чугунных" домкратов. "Чугуна" в них обнаружено не было.
А ты спорь, спорь

просто вы о разном спорите. для человека, не связанного с металлургией, чугун - это сырье для стали, а для людей, чья специальность хоть как то соприкасается с металлами - существуют марки чугуна.
но я для себя решил однозначно..чугун - это материал для тисов. непластичный..но кувалдочкой бы я по нему не бил. все остальное - эт стали.
нравится сталь 40х. а ктото ее черной нержавкой называет. думаю, что Nbf прав. маркетинговый ход, чтоб пакупатель павелся..ибо если пасматреть с точки зрения сопромата, то качество материала должно быть однозначным. а как мы его назовем - высоколегированная сталь или пластичный чугун.
как то так

ибо в обществе сейчас(к сожалению для меня) даж понятие "металлический" и "железный" равнозначными стали. типа
-а почему оно согнулось? Оно ж металичиское!
- Металлическое. из аллюминия

Вообще то в МВТУ у меня за 6 лет всего 4 трояка было. Причём один из них по материаловедению. Но препод был зверь, на группу из 24 человек, с первого захода влепил 16 неудов. Так вот если бы я ему сказал, что чугун это вид стали с высоким содержанием углерода, то не только вылетел бы сразу за дверь с 2 баллами, но и вообще к нему можно было больше бы не ходить на пересдачу, пришлось бы ждать пока на больничный или в отпуск уйдёт, что бы пересдать кому нибудь другому. Поэтому то меня троешника так и покоробило, когда ты сказал, что "был бы отличником, знал бы, что чугун, это вид стали" для меня это всё равно, что чёрный хлеб белым назвать. Но называть стальные детали чугунными в качестве маркетингового хода, это это ваще высоко, это могут только у нас и если кто то это делает, то это верх маркетингового дибилизма. Какой бы чугун ни был, для любой детали сталь всегда можно подобрать с более подходящими свойствами. Но опять же, как и везде на первый план выходит оценка по критерию цена+качество. И если на изготовление реек всё же годится чугун, то лично я в маркетинговых целях, заряжал бы ровно наоборот, что они из легированой стали.

VAZ, пример с хлебушкай - неудачный..купи черный, серый, и белый..и разрешь. и паймешь, что "черным" сейчас называют хлеб из ПШЕНИЧНОЙ муки. но сорта пониже, а истинно ржаного хлеба днем с огнем. как то так..
а пра учителей я тебе (ну или Вам) так скажу - чем более "зверющь" препад. тем меньше он знает, и как правило книжку от корки до корки заставляет пересказывать, а книги кто пишет? такиеже люди, а им ошибаться свойственно..и классификации эти все для Идиальных условий..а когда я твердость металлоф проверяю - так там вообще тихий ужас, а в накладной написано 20х, и ты попробуй главбуху обьяснить, и тогда много пра сваи знания узнаишь..

Pter писал(а): VAZ, пример с хлебушкай - неудачный..купи черный, серый, и белый..и разрешь. и паймешь, что "черным" сейчас называют хлеб из ПШЕНИЧНОЙ муки. но сорта пониже, а истинно ржаного хлеба днем с огнем. как то так..
а пра учителей я тебе (ну или Вам) так скажу - чем более "зверющь" препад. тем меньше он знает, и как правило книжку от корки до корки заставляет пересказывать, а книги кто пишет? такиеже люди, а им ошибаться свойственно..и классификации эти все для Идиальных условий..а когда я твердость металлоф проверяю - так там вообще тихий ужас, а в накладной написано 20х, и ты попробуй главбуху обьяснить, и тогда много пра сваи знания узнаишь..

Нет вот как раз я намеренно сказал чёрный и белый, а не ржаной и пшеничный, это как раз в масть, так же как из пшенички и чёрный и белый можно испечь так и из углерода с железом можно и сталь и чугу выплавить, смотря как постараться. И ещё моя проблема в том, что я как раз в таких условиях работаю (хотя идеальными их тоже не рискнул бы назвать), что если я беру гайку в руки и в сопроводиловке написано, что это сталь 30ХГСА, твёрдость в пределах от 24 до 26 единиц, то я на 99,999% уверен, что так оно и есть, поэтому так бурно и протестую, когда сталь чугуном называют, уж невзыщите, это у меня типа рефлекса собаки Павлова.

во-во..и я пра то..но мой дед четко разграничивал черный и белый..типа пшеничный и ржаной. а щас эти понятия стерлись, а раз стерлись - то и не догма, вот и с металлами, раз заменить можно, значит и спор ниачем ибо положи перед тобой две чушки, и заставь тебя пальцем ткнуть..и попадание будет 50/50..как то так
(а если перед моим дедом хлеб черный и из пшеницы 3 сорта положить, то успех то 100%)

Pter писал(а): во-во..и я пра то..но мой дед четко разграничивал черный и белый..типа пшеничный и ржаной. а щас эти понятия стерлись, а раз стерлись - то и не догма, вот и с металлами, раз заменить можно, значит и спор ниачем ибо положи перед тобой две чушки, и заставь тебя пальцем ткнуть..и попадание будет 50/50..как то так
(а если перед моим дедом хлеб черный и из пшеницы 3 сорта положить, то успех то 100%)

Если чушки будут литьё и действительно только пальцем ткнуть, то да, а вот если со станка после механ обработки или напильник в руки дадут, то думаю с высокой степенью вероятности отличу сталь от чугуна, хотя на 100% в отличие от твоего деда не претендую.


вот теперь можно и канструктивно..так из чего хайджек лучше?
те, каторые видел - есть и "немногогнутые", но думаю, что эт лучше, чем при подьеме он пополам
как думаешь?

Pter писал(а):
вот теперь можно и канструктивно..так из чего хайджек лучше?
те, каторые видел - есть и "немногогнутые", но думаю, что эт лучше, чем при подьеме он пополам
как думаешь?

Вот в том то и вопрос, что пока я не уверен, что хайджек из чугуна переломится. С учётом того, что я писал выше стопудово знаю, что на ГАЗ 69 мосты чугунные литые были разьёмные по продольному стыку из двух половинок и на многих грузовиках тоже.

а, может, они и чугунные в оригинале..взвесить нетрудно, с обьемом - тож проблему решить можна, типа в солидол и в бак калибровочный, пасматреть плотность..

провести еще лабораторные ..а патом нашим конструкторам отдать и они точно скажут, что за метал
PS вопрос? выживет ли после них джек?

Выбор реечного домкрата


Раз уж зашла речь о бездорожье, то помимо грязевых шин, лебедок и прочих нужных вещей вам обязательно потребуется реечный домкрат, причем не какой-то обычный, а длинный и называется он «хайджек».


Название от английского хай — высоко, джек – домкрат. Такой домкрат – непременный атрибут любого автомобиля, на котором предполагается ездить в бездорожье, причем в такое, где вы будете застревать.
Какой Джек брать на Ниву?
Основное правило выбора — если у приятелей уже есть такие, то попросите – поднимите Ниву на такую высоту, чтобы колеса только-только оторвались от земли. И смотрите, сколько еще свободного хода осталось, должно быть примерно 30 сантиметров. Ибо машина может быть лифтована, с большими колесами — это также нужно учитывать.
При покупке сразу стоит определится с несколькими вещами – с производителем и с размерами. Производителей хайджеков очень много, при выборе посоветую следующее – если хотите суперкачество и надежность, бренд – то берите оригинальные домкраты от американской компании HiLift, выпускает она их уже сотню лет и все более менее заядлые джипперы используют «джеки» именно этой марки. Внешний вид запоминающийся, сразу видно – бренд, они красного и черного цвета. Вот фото оригинального американского:


Сделаны из чугуна, отдельные детали из стали. Такие домкраты – эталон надежности и качества. Пусть дороже – но они того стоят. По крайней мере длинные варианты(60 и более дюймов) не гнутся, как китайские.
Модели в своем названии имеют цифры, которые означают длину в дюймах.
Например, модель HL485 имеет длину 120 см, а 605 – 150 см. В общем-то, эти две модели и берут чаще всего. В обычную Ниву 120 хайджек влазит в багажник только по диагонали, а 150 – никак не влезет и крепить его придется снаружи, чаще всего их располагают на экспедиционном багажнике. Если его нет – тогда смотрите, как вы будете возить домкрат, лучше взять 120 и класть в багажник.


Однако! 120 см бывает иногда недостаточно, в ситуациях с жидкой грязью, когда хайджек уходит вглубь чачи аж на 50 см. Таким домкратом вы сможете только поднять машину прямо и подложить что-либо под колеса. Но ведь основная функция хайджека – это вызволить машину из колеи, ее нужно поднять на максимум и толкать в сторону.


И так несколько раз. 48 дюймового домкрата может не хватить по длине. Тем не менее многие нивоводы говорят, что 48 дюймов будет в самый раз – вполне хватает по длине, можно положить в багажник. Так что доверимся экспертному мнению опытных нивоводов.
Оптимальной длиной для конкретных замесов по бездору станет 150 см. Однако имейте в виду – если возьмете недорогой, не оригинальный американский, а, например, китайский, то он будет у вас гнуться вполне может случится с ним вот такая беда(на фото ниже). Хотя и настоящие гнутся, если возьмете через чур длинный ))
Да и сразу возникает проблема — где его возить? Единственный вариант — на багажнике, но ведь не у каждого он установлен, верно?
Нужные приблуды для хайджека — лифтмейт, крюки, площадки, цепи
Машину поднимать можно несколькими способами – за пороги(сбоку), за задний бампер, за передний, за фаркоп и за колеса. Если выбираетесь их колеи и будете толкать вбок – то тогда только сзади или спереди. Например, штатный передний бампер старенькой Нивы из толстого алюминия выдерживает вес Нивы при поднятии спереди.


Сбоку за пороги – они должны быть специальными усиленными или под домкрат подкладываются широкие толстые доски, чтобы пятка домкрата не промяла днище. Поэтому, когда подготавливаете машину для бездорожья, лучше поставить усиленные пороги. Под них очень удобно «джетить» машину.


У многих из нас есть Нива Шевроле, которая требует более бережного к себе отношения )) Сбоку ее поднимать только с широкими досками, а потому чаще всего ее домкратят за колеса. Для этого нужно иметь специальные крючки с ремнями — лифтмейты, крючья цепляете за диск и поднимаете машину без проблем.


Либо можно прикупить специальную площадку для хайджека под фаркоп, тогда можно поднимать и сзади.

Хайджек — символ джиперской веры, или Что надо знать о реечном домкрате.


Филипп Джон Харра, изобретатель, которому мы обязаны существованием хайджека, с первоначальной версией своего самого известного творения. Фото из архива Hi-Lift Jack Company.

Краткий курс истории
Один из главных джиперских символов, реечный домкрат Hi-Lift, также часто именуемый хай-джеком, был придуман ещё задолго до того, как преодоление бездорожья стало массовым развлечением. Более того, когда в 1905 году американский изобретатель Филипп Джон Харра запатентовал этот инструмент под названием Automatic Combination Tool, в его родной Индиане не было ни одного полноприводного автомобиля! Да и обычные было легко пересчитать. Мистер Харра опередил даже самого Генри Форда! Его конвейер заработает ещё только через три года — в сентябре 1908. Лишь после этого начнётся массовая автомобилизация Америки, а затем и всего остального мира.


Одна из промежуточных конструкций хай-джека. Изобретатель последовательно дорабатывал свой механизм несколько лет, прежде чем реечный домкрат пришёл к современному виду. Фото из архива Hi-Lift Jack Company.


До наших дней изобретение дошло с минимальными изменениями. Самое заметное из них – превращение зубчатой рейки в дырчатую. Оно произошло после ряда небольших трансформаций механизма в 1910 году. И хотя при этом полностью сменился набор деталей, принцип работы хай-джека полностью сохранился. В 1920-х домкрат получил ещё два важных новшества: деревянную рукоять сменила стальная труба, а в качестве оси промежуточного рычага, также называемого шатуном, стали использовать предохранительный болт заданной прочности, ломающийся первым при превышении нагрузки на механизм. С тех пор больше ничего существенно не менялось, и Hi-Lift получил свой современный вид.


Принцип работы
В основе механизма — две опорные площадки, удерживающиеся на рейке при помощи подпружиненных пальцев, и система рычагов, позволяющая перемещать их вверх и вниз в строго определённой взаимосвязи. Механизм работает благодаря перераспределению нагрузки между этими площадками. Основная опорная площадка — верхняя, она изготовлена как единое целое с клювом домкрата. Вес груза приходится на неё всегда. Нижняя площадка служит точкой опоры силового рычага при работе хай-джека на подъём или спуск. Вес груза на неё приходится только во время вертикального перемещения верхней площадки. В механизме также имеется переключатель, позволяющий изменять направление движения площадок. При этом в обоих режимах рукояткой домкрата нужно совершать одинаковые движения вверх-вниз.


Рабочий цикл механизма со стороны не сразу понятен, но довольно прост. Если тянуть ручку вниз в режиме подъёма, то система рычагов будет поднимать верхнюю площадку, опираясь на нижнюю. При этом палец площадки с клювом благодаря верхнему скошенному краю и пружине выйдет в начале подъёма из отверстия в рейке, а в конце — перескочит в следующее. Тем самым груз фиксируется на ступеньку выше. Затем при поднятии ручки домкрата нижняя площадка без нагрузки подтягивается на одно отверстие вслед за верхней и фиксируется там с помощью своего подпружиненного пальца. При следующем ходе ручки вниз всё повторяется. Усилие на ручке появляется только когда её опускаешь, при движении вверх она не нагружена.


Переключение в режим спуска меняет алгоритм работы рычажной системы. Движение ручки вниз в начале хода переставляет без нагрузки нижнюю площадку на одно отверстие ближе к земле. В конце хода, после того как нижняя площадка зафиксировалась, дальнейшее движение ручки вниз выводит из зацепления палец верхней площадки. Теперь нагрузка передаётся и на ручку, и на нижнюю опорную площадку. Поэтому ручку надо крепко придерживать, возвращая в вертикальное положение. Если в это время ручку отпустить, она вырвется из рук и начнёт самостоятельно с большой силой и скоростью летать вверх-вниз. Механизм будет работать самопроизвольно и неконтролируемо под весом, давящим на клюв. Пытаться ловить ручку в этом случае категорически запрещено! Это чрезвычайно опасно. Чтобы не оказаться в травмпункте, просто отойдите и наблюдайте, как домкрат самостоятельно опускает груз. Скорее всего, он справится с делом вполне благополучно, без серьёзных разрушений. Из-за такой особенности механизма реечный домкрат под нагрузкой нельзя оставлять даже на мгновенье в режиме спуска, не придерживая ручку.


Если машину нужно по каким-то причинам оставить на домкрате, его необходимо переключить на подъём, а рукоять поднять вертикально вверх.

Реечный домкрат, особенно высокий, вообще требует крайней внимательности и осторожности в работе. Из-за соотношения высоты подъёма к опорной площади он довольно неустойчив. Поэтому, поднимая груз, необходимо тщательно следить за сохранением строго вертикального положения рейки и при необходимости придерживать её за вершину. Если перекос при подъёме устранить не удаётся, лучше опустить груз, переставить домкрат и начать всё заново. Иначе продолжение подъёма закончится обрушением. По той же причине неустойчивости поднятый автомобиль необходимо зафиксировать на упорах и подставках, прежде чем начинать какие-либо работы. Категорически запрещено работать под машиной, вывешенной только на хай-джеке! Чтобы её уронить, достаточно порыва ветра или случайного касания.


В определённых ситуациях неустойчивость реечного домкрата можно употребить себе на пользу. Например, для того, чтобы поставить на твёрдые бортики свалившуюся в колею машину. Надо лишь вывесить поочерёдно переднюю и заднюю часть над колеёй и, соблюдая осторожность, толкнуть в нужную сторону.

Особенности ухода
Реечный домкрат неприхотлив, прост и почти безотказен. Единственное, что ему требуется – чистота. Если механизм забился грязью, что на офф-роуде случается сплошь и рядом, перед работой его необходимо дочиста вымыть. Хотя бы в ближайшей невзболомученной луже. После этого очень желательно слегка пролить его любой жидкой проникающей смазкой, способной вытеснять воду. Использовать более густые субстанции типа моторного, трансмиссионного или подсолнечного масла, а тем более любую консистентную смазку ни в коем случае нельзя! Они быстро наберут в себя песок и грязь и превратятся в абразив, что сделает работу механизма невозможной.


Мыть, сушить и слегка смазывать проникающей смазкой хай-джек рекомендуется также время от времени в профилактических целях. Места смазки обозначены красным.

Хранить хай-джек желательно всегда смазанным и держать в сухости, перевозя в багажнике или салоне внедорожника. Если его постоянно держать на улице, например, прикрутив к экспедиционному багажнику или бамперу, необходимо использовать специальный защитный чехол. Иначе подъемный механизм быстро забьётся грязью и реагентами, наберёт влагу и при долгом неиспользовании закиснет настолько, что восстановить его работоспособность станет серьёзной проблемой.



Модификации и магия цвета
Первые реечные домкраты были выкрашены в зелёный. Сейчас в этом цвете Hi-Lift Jack Company, ведущая свою прямую историю от основанной Филиппом Дж. Харрой в 1895 году Bloomfield Manufacturing Company, выпускает только специальную коллекционную серию с винтажным дизайном, современной конструкцией и факсимиле подписи изобретателя.


Основной объём продукции компания выпускает в красном или чёрном цветах. Это не столько дизайнерские изыски, сколько визуальное обозначение двух главных серий. Они одинаковы во всём, кроме четырёх деталей: у красных хай-джеков пятка, верхняя проушина, основание рукояти и рычаг-шатун отлиты из высокопрочного чугуна, а у чёрных — отштампованы из стального листа. Поэтому чёрные домкраты на несколько долларов дешевле и на полкило легче. Кроме того, есть ещё три нюанса. Из-за особенностей верхней проушины, эти хай-джеки нельзя использовать как струбцину без дополнительных приспособлений. Кроме того, из-за формы и длины промежуточного рычага у чёрных на 7% более высокое передаточное отношение механизма и примерно на 200 кг меньший фактический предел прочности предохранительного болта. Во всём же остальном, включая рейку, обе площадки и прочие детали механизма Hi-Lift обеих серий абсолютно одинаковы и взаимозаменяемы по частям. Поэтому весь фирменный сменный ремкомплект, включающий опорные пальцы, предохранительный болт и пружины, одинаково подходит на обе серии.


Механизм чёрного Hi-Lift. На фото — три отличия от красного, четвёртое находится на верхнем конце рейки.

Предельная заявленная прочность всех Hi-Lift независимо от серии и длины 7000 фунтов (3175 кг). В лабораторных замерах, проведённых независимыми российскими экспертами, разрушения предохранительных болтов у чёрного и красного домкратов произошли при 3300 и 3500 кг соответственно. Если же говорить о практическом смысле офф-роудной эксплуатации, то разница между домкратами красной и чёрной серии настолько незначительна, что выбор в пользу любой из них — дело вкуса, наличия на складе в момент покупки или просто случая. А вот что касается длины, то она лишней на бездорожье не будет никогда. Особенно если машина отлифтована и поставлена на большие колёса. Если есть возможность в ней разместить самый большой 152-сантиметровый джек — берите и размещайте.


X-treme Jack. Особая модификация для любителей офф-роуда. Создан на базе красной модели, но отличается легкосъёмным креплением пятки и устройством многофункциональной верхней проушины, упрощающей работу в качестве ручной лебёдки.

Помимо двух основных универсальных серий в производственной программе Hi-Lift Jack Company регулярно появляются «специальные выпуски», посвящённые различным юбилеям, событиям и категориям пользователей. Некоторые из них, более приспособленные к определённым видам деятельности, затем надолго остаются в постоянном производстве. Так, сейчас фирма выпускает реечные «спецустройства» для обслуживания прицепного сельхозоборудования, для пожарных и спасателей, для джиперов. Да, для любителей офф-роуда существует особый инструмент, ещё более приспособленный к потребностям покорителей бездорожья.


Специально для любителей квадриков и прочих лёгких вездеходов существует модификация UTV-Jack, оснащённая такой же проушиной как у X-treme Jack, только максимально облегчённая и с укороченной рейкой.

Функционал без границ
За более чем век существования оригинальных Hi-Lift, кто только не пытался копировать, дорабатывать и оптимизировать этот замечательный многофункциональный инструмент. В основном получалось немного дешевле. Но Hi-Lift так и остаётся символом, а многочисленные копии то всплывают на гребне рыночной волны, то вновь пропадают в пучине ширпотреба. Справедливости ради, среди них можно найти вполне работоспособные устройства. Но гораздо интереснее искать всё новые и новые способы применения хай-джека, как на бездорожье, так и вне его. В руках опытного и смекалистого джипера этот инструмент находит бессчётное количество дел, помогая не только извлекать безнадёжно застрявший автомобиль, но и ремонтировать его в периоды офф-роудного затишья. А довольно большое число различных приспособлений, придуманных для расширения функционала реечного домкрата, превращают его поистине в волшебную палочку.


Чтобы не тратить время на перевязывание узлов и укорачивание-удлинение разных верёвок, существует готовый такелажный набор, помогающий быстро превратить домкрат в лебёдку и эффективно пользоваться всей длиной рейки. Две стальные цепи с крюками и креплениями на клюв и рейку, буксирная стропа, шакл, перчатки и стильная сумка, куда всё это богатство можно убрать.


Идея использовать достаточно длинную и лёгкую рукоять домкрата в качестве единого сменного черенка для всего шанцевого инструмента привела к созданию набора Handle-All. Лопата, топор, кирка и кувалда – все главные приспособления, сопутствующие внедорожно-инженерным работам на местности теперь можно брать с собой в одной компактной, но вместительной сумке! Но применять домкрат в качестве домкрата всё же приходится наиболее часто. Поэтому в ту же сумку при желании можно постараться уместить ещё и подставку под подошву Offroad Base, которая в несколько раз расширяет площадь опоры и повышает устойчивость реечного домкрата. Особенно на слабых грунтах.


Литая из толстого ударопрочного пластика подставка Offroad Base легка и прочна. Два отверстия — чтобы привязать верёвочную ручку и легче доставать подставку из грязи после работы.

Вот только не всё в современном автомобильном мире можно подцепить с любой стороны прочным металлическим клювом. Для ситуаций, когда велик риск «попортить шкурку», а также в случаях, когда нужно поднять только колесо, не тратя время и длину рейки на растяжение всего вертикального хода подвески, отлично подходит приспособление под названием Lift-Mate, в обиходе называемое «подтяжки».


Если нужно что-то положить под колесо, лучше всего применить Lift-Mate. Пластиковое покрытие крюков и упора помогает избежать царапин на диске…

Если же машину надо подцепить именно за край металлического бампера или какую-то другую прочную кромку силового обвеса, где клюв будет слишком длинен и неудобен, то отлично подойдёт Bumper Lift. Это устройство специально предназначено для такой задачи и рассчитано на подъём грузов до 1360 кг.


Автомобили, оборудованные стандартным легковым фаркопом типа «шар», очень просто поднимать за него при помощи нехитрого металлического приспособления в виде специальной скобы с полусферическим углублением точно по размеру шара. В оригинальной коллекции аксессуаров Hi-Lift такого предмета, кстати, нет. Видимо потому, что в США фаркоп с шаром обычно вставляют на быстросъёме в стандартное квадратное гнездо, куда клюв хай-джека тоже свободно помещается. Но согласитесь, если фаркоп уже установлен, то поднимать машину, не вынимая его, будет гораздо удобнее!


Просто надень на клюв — и подведи под шар. Сферическая форма поверхности не позволит насадке соскользнуть с фаркопа при перекосе в процессе подъёма.

Впрочем это ещё только самые популяные, но далеко не все устройства, расширяющие возможности хай-джека, которые можно встретить в джиперском обиходе. Многие сами мастерят себе самые разные приспособления для определённых задач. А кстати, какие необычные варианты применения хай-джека доводилось встречать и использовать вам?

Выбираем реечный домкрат

хайджек

В арсенале бывалого джипера устройств и приспособлений для борьбы с бездорожьем не мало. Да и полевой ремонт внедорожника - обычное дело. Потому особенную популярность и любовь снискал один единственный инструмент, позволяющий заменить сразу: домкрат, лебедку, якорь для лебедки, стяжку для пружин, съемник полуосей, кувалду, пресс, тисы, "бейсбольную биту" и еще кучу всяких полезных вещей! Конечно же, это знаменитый хайджек!

Реечные домкраты производства американской компании Hi-Lift прочно вошли в обиход любителей оффроуда. Функциональность надежность, простота, сравнительно небольшие габариты и вес стали своего рода золотым стандартом для подобных изделий. Разумеется, братья-китайцы не смогли пройти мимо и активно выпускают свои работоспособные аналоги по привлекательной цене. А есть ли разница? Что же выбрать?

Вообще, современный хайджек выпускается в Америке более 100 лет без существенных доработок! Настолько конструкция удачна и самодостаточна в своей простоте. Легендарная надежность достигается благодаря качественным материалам и точности изготовления. Оригинальные Hi-Lift работают десятилетиями, представляя собой образец старой школы, про которую принято говорить: "умели же делать раньше. "

Китайцы скопировали американский хайджек довольно точно. Например, известный многим Farm-Jack. За некоторыми исключениями, которые и позволяют снизить цену. Разумеется, это материалы изготовления. В отличии от традиционного прочного чугуна в красной серии хайджеков от Hi-Lift, у аналогов используется сталь, которая значительно сокращает затраты на производство.

Все эти детали сводятся к одному - к долговечности. Китайцы вполне работоспособны при умеренных нечастых нагрузках. А вот если формат использования колеблется между тяжелыми и экстремальным нагрузками - то тут есть ненулевая вероятность нарваться на проблемы. Заклинивший механизм, загнутая рейка - все это верный спутник китайских реечных домкратов при жесткой эксплуатации, особенно на тяжелых внедорожниках.

Итого. Если по лайту, изредка, то можно брать бюджетный китайский реечный домкрат. А если для экстрима и спорта, да чтоб еще и правнукам завещать - тогда оригинальный Hi-Lift из США.

домкраты хайлифт

Даже с "американцами" не все так просто. Существует множество версий исполнения. Основные из них: классический красный (чугунный) хайджек серии HL-xx5 и черный (стальной) серии HL-хх4. Разница всего в трех малозначимых деталях: пятка, промежуточный рычаг и верхняя скоба. Они в стальной версии, как вы догадываетесь из стали, в отличии от чугуна в красном варианте. Остальное совершенно идентично и даже взаимозаменяемо! И, вопреки слухам и мнениям, у всех рейки из породистой стали, а не из чугуна.

Также существуют дополнительные исполнения, которые стоят существенно дороже. X-Treme серия отличается от красной более удобной верхней скобой и быстросъемной пяткой, что весьма удобно для использования хайджека в качестве ручной лебедки. Ну а у премиальной серии First Responde пятка и скоба еще более навороченные, световозвращающие наклейки, яркий желтый цвет, космическая цена - эта серия была создана для служб спасения с учетом их пожеланий и специфики.

Что же предпочесть из фирменного штатовского разнообразия? По большому счету, все упирается в бюджет и вкусовщину. Все серии американских хайджеков одинаково надежны и долговечны. Наш личный выбор - классика, красный "чугунный" Hi-Lift!

Вот, пожалуй, самый главный параметр у реечного домкрата. Грузоподъемность у всех, даже китайцев примерно одинаковая в районе 3 тонн. А вот длина рейки, которая задает рост хайджека и его подъемную высоту, варьируется для удобства покупателя. Основные размеры: 1.2 метра и 1.5 метра. Чем длиннее, тем не хуже, однако следует сразу предусмотреть место для перевозки.

Например, автомобиль типа Нива. Даже лифтованным версиям обычно достаточно 1.2-метровго хайджека. Поднять, подложить под колеса или просто перекинуть из колеи - все это без проблем с таким размером. А главное, такой хайджек удобно укладывается в багажник, куда полутораметровый никак бы не влез.

Для крупного лифтованного внедорожника с колесами от 33 дюймов и выше уже нужны полноразмерные 1.5 метра. И если не влазит в багажное отделение, то можно закрепить на экспедиционном багажнике или на калитке силового бампера при помощи аксессуаров.

Вообще, без них хайджек не обзавелся бы славой универсального инструмента. Например. Что делать, если у вас нет силового обвеса, за который можно поднимать реечным домкратом голым клювом? Есть специальное приспособление под названием Lift-Mate для подъема за колесо! Такие "подтяжки" с крюками цепляются за диск, упираются в покрышку и надеваются на клюв домкрата. Безопасно, просто и эффективно! Или, например, приспособление для подъема за шар фаркопа. Несложная стальная петля с захватом под шар. А еще цепи, опоры под пятку, крепления, фиксаторы ручки, чехлы и наборы - чего только не придумали для расширения функционала хайджека и для удобства его использования и перевозки.

домкрат

А вот это очень и очень важно! Хайджек, будучи очень сильным и могучим изделием, при этом имеет обратную сторону медали. Он крайне опасен при неправильной эксплуатации, когда его достоинства оборачиваются недостатками. Неустойчивость позволяет запросто выкинуть автомобиль из колеи, но не дай бог вы не удержали задранную машину - конструкция может рухнуть, наделав вмятин в кузове и теле. Ну а про то, чтобы лезть под внедорожник, стоящий без упоров на одном лишь хайджеке, и речи быть не может! Также, очень опасен процесс опускания хайджека. Ручка норовит выскочить из рук, ее надо удерживать крепко, стоять сбоку и ждать подвоха. Если все таки выскользнула, то не пытаться поймать. Пусть свободно машет, опуская груз. Руки и челюсть ценнее, чем железо.

Читайте также: