Ремонт поврежденных участков стальных трубопроводов

Обновлено: 15.05.2024

Устранение течи возможно несколькими способами. Опишем методы ремонта нефтепровода.

  1. Применяется особый герметик либо эпоксидный клей. В таком случае до того, как начинать устранять протечку, потребуется удалить ржавчину рядом с местом, которое было повреждено. Желательно освобождение от коррозии всей поверхности в радиусе 5 см рядом с протекающим местом. Затем понадобится нанесение герметика. В случае применения эпоксидного клея нужен бандаж. Использование водопровода желательно не ранее, чем 12 часов спустя.
  2. Протечку можно удалить и при помощи особого устройства – фланца – это изделие, использование которого может быть многократным. Его применение – временная мера.
  3. Ещё возможно применение хомута, сделанного из трубы, которая имеет более крупный диаметр. С этой целью потребуется выполнение разреза там, где возник прорыв, с дальнейшей обработкой этого участка клеем. Потом туда устанавливают трубу, выполняющую предназначение хомута.

Когда течь возникла из-за одиночных отверстий (свищей), можно применять так называемые пробки либо чёпики. Отверстия в таком случае должны иметь диаметр не больше 1,2 см. Найденные отверстия зашлифовывают, затем вставляют в них особые пробки из металла и потом эти пробки обваривают. Дистанция между этими пробками должна быть не более 50 см. Когда утечка возникла с редкими отверстиями либо незаконными врезками в трубопровод, можно провести ремонт, приварив к главной трубе патрубки, имеющие заглушки.

В случае повреждений, являющихся поперечными относительно трубной оси, могут использоваться разные муфты:

  • не обжимные;
  • имеющие конические переходы;
  • галтельные – со специальной полостью, которую наполняют особым материалом, чтобы предотвратить протечку.

Возможен временный ремонт магистрального нефтепровода, который подразумевает его применение в течение не дольше одного месяца. На протяжении этого времени нужно полностью подготовить инфраструктуру. Она нужна для того, чтобы провести постоянный ремонт, предполагающий вырезку повреждённого участка трубы и монтаж вместо него нового целого сегмента. Описанные работы проводят исключительно тогда, когда прекратятся перекачивание нефти, её уборка после разливания и иные работы подготовительного характера.

Постоянный ремонт, кроме вырезания повреждённого сегмента с заменой его новым, включает приваривание и потом изолирование данного сегмента. Необходимость данной технологии ремонта нефтепровода имеет место при возникновении в трубе трещины сквозного характера с её расхождением в шве либо материале трубы.

замена части нефтепровода

Любой конкретный случай требует учёта настоящих условий аварийной нефтяной утечки, возможности предельно быстрого начала её устранения с восстановлением трубопровода, а также специфики работы по восстановлению — будут ли они временными либо постоянными. В таком случае требуется провести их соответственно существующей документации нормативного характера, актам законодательства, и учитывая интересы владельцев земли и соображения сохранения природы.

Чтобы заменить повреждённые участки нефтепровода, используют трубы из различных материалов. В частности:

  • из полипропилена;
  • из полиэтилена;
  • из металлопластика;
  • из металла (из стали либо чугуна).

В любом из описанных случаев нужен учёт условий возникновения аварийной нефтяной утечки, возможности предельно быстрого начала её устранения с восстановлением нефтепровода. Важен и характер, который будут иметь аварийные работы. Они могут быть временными либо постоянными. В таком случае требуется провести их в соответствии с нормативной документацией, источниками законодательства, учитывая интересы землевладельцев и соображения сохранения природы. Иногда имеет смысл в изначальном проведении именно временного ремонта, а после можно выполнить надлежащую подготовку и провести ремонт, который будет уже постоянным.

GardenWeb

Ремонт с помощью болта. На стальных трубах в результате точечной коррозии могут возникать свищи. Ремонт здесь может быть следующий: перекрыв поступление воды на данный участок трубопровода, свищ расширяют с помощью керна или сверла. Затем с помощью метчика нарезают резьбу и ввинчивают в подготовленное отверстие болт.

Клеевое бандажное соединение. Поврежденные участки можно устранить путем наложения клеевого бандажного соединения. Основа такого соедине-ния — стеклоткань, пропитанная эпоксидным клеем. Клеевой бандаж позволяет соединять трубы (стык в стык). Технология ремонта следующая: режут стеклоткань на ленты. Длина и ширина ленты зависят от диаметра трубопровода и размера повреждения трубы. В любом случае длина ленты должна позволить сделать шесть слоев намотки на трубу (стык труб), а ширина ленты должна быть больше диаметра трубы на 30—40% (пример — диаметр трубы 20 мм, ширина ленты 28 мм). Чтобы края стеклоткани не образовывали бахрому, кромки разрезов пропитывают клеем БФ-2. Затем пропитывают ленту эпоксидным клеем. С помощью шпателя приготовленный клей наносят ровным слоем на одну сторону ленты. При этом шпатель слегка прижимают, чтобы клей проникал в стеклоткань.

Склеивание труб. Поверхности трубы (соединяемых труб) перед склеиванием очищают от грязи и Ржавчины. Это делается с помощью металлической Щетки, шлифовальной бумаги, а где необходимо — зачищают и напильником. Подготовленную поверх-0сть и торцы труб протереть ацетоном или бензином, после чего дать просохнуть не менее 15 мин.

Рис. 1. Основные способы устранения повреждений: а — бандаж с листовой резиной; б — клеевой бандаж (стеклоткань в — раструбная вставка; г — в косой стык: 1 —труба; 2 — стеклоткая 3 — резина листовая; 4 — металлический бандаж; к — слой нанесен» клея: 5 — поврежденный участок; б — вставка; 7 — раструбы; 8 — оТР монтированный участок; 9 — заготовка; 10 — струбцина; 11 — муфта

Намотку осуществляют с необходимым натягом без перекосов. Середина ленты должна рас-олагаться над местом повреждения или стыка. Сверху бандажное соединение стягивается металлической лентой. Трубы в зафиксированном состоянии должны находиться до полного затвердевания клеевого бандажа. Если это происходит при окружающей температуре 20—25” С, то затвердевание наступит спустя 2 суток, а при температуре от 5— 15° С — не менее 4 суток.
Необходимо избегать попадания эпоксидного клея на кожу. Если это произошло, попавший на кожу клей снимают смоченной ацетоном ватой, а затем промывают это место водой с мылом.

Требования к резьбе. Соединение стальных труб обычно осуществляется с помощью резьбы, выполненной нарезкой или накаткой. Резьбу накаткой выполняют только на тонкостенных трубах.

Резьба на трубах должна быть чистой. Нарезка с сорванной или неполной резьбой общей длиной более 10% в пределах рабочей части не допускается. Резьбовые соединения могут быть различные. Для санитарно-технических систем принято использовать цилиндрическую трубную резьбу.

При нарезании болтов, гаек, шпилек применяют метрическую резьбу, измеренную в мм и обозначенную М-6, М-8, М-10 и т. д.

Основные элементы резьбы: – шаг резьбы — расстояние между вершинами ли основаниями двух смежных витков; – глубина резьбы — расстояние от вершины.

При фланцевом соединении, которое применяется при установке арматуры с фланцами, а также при присоединении трубопроводов к различному обору, дованию, отверстия во фланцах под болты сверлятся с ровными краями. Между фланцами для уплотнения соединения устанавливают прокладку. Вид прокладочного материала зависит от транспортируемой среды. При температуре среды до 100° С применяют асбестовый картон, проваренный в олифе, толщиной 3—б мм или техническую резину, а при температуре среды свыше 100° С — паронит толщиной 2—3 мм. Для газопроводов используют прокладки из масло-бензостойкой резины толщиной 2—5 мм, если нет других указаний в проекте. Головки болтов следует расположить с одной стороны соединения. Чтобы обеспечить равномерное уплотнение прокладки и исключить перекос фланцевого соединения, гайки затянуть постепенно и равномерно в крестообразном порядке. Концы болтов после окончания затяжки не должны выступать из гайки более чем на 0,5 диаметра болта. При сборке фланцевого соединения применяют шайбы. Резьбу болтов перед их установкой промазывают графитом, замешанном на минеральном масле.

Ремонт стальных труб

Чаще всего стальные трубы ломаются от так называемых свищей, которые образуются в результате точечной коррозии. Чтобы «вылечить» их, придется провести следующие операции.

Сначала необходимо перекрыть поступление воды на данный участок трубопровода, а затем расширить образовавшийся на трубе свищ с помощью керна или дрели. После этого с помощью метчика нарезают резьбу и в подготовленное отверстие ввинчивают болт.

В случае если свищ имеет продолговатую форму и описанным способом ремонт невозможен, течь можно устранить с помощью наложения временного бандажа с резиновыми уплотнительными прокладками.

Повреждения на участках трубопровода можно также устранить путем наложения клеевого бандажного соединения. Основа такого соединения – стеклоткань, пропитанная эпоксидным клеем. Клеевой бандаж также позволяет соединять трубы методом стык в стык.

Бандажи стягивают шурупами с 1 или 2 сторон. То же самое можно сделать с помощью хомутов.

В этом случае ремонт производится следующим образом: стеклоткань режут на ленты, длина и ширина которых зависят от диаметра трубопровода и размера повреждения трубы. При этом нужно учитывать, что длина ленты должна позволить сделать 6 слоев намотки на трубу, а ширина – быть больше диаметра трубы примерно на 30–40 %. Чтобы края стеклоткани не образовывали бахрому, кромки разрезов пропитывают клеем БФ-2. Затем необходимо пропитать ленту эпоксидным клеем. С помощью шпателя приготовленный клей наносят ровным слоем на одну сторону ленты. При этом шпатель нужно слегка прижимать, чтобы клей проникал в стеклоткань. Если склеивают трубы, в первую очередь необходимо очистить поверхность от грязи и ржавчины, а это делается с помощью металлической щетки, шлифовальной бумаги, а иногда и напильника.

Подготовленную поверхность и торцы труб протирают ацетоном или бензином, после чего оставляют трубы просохнуть в течение 15 минут.

Далее фиксируют трубы так, чтобы они не смещались в процессе затвердевания бандажного соединения. После этого на трубы наматывают ленту стеклоткани с нанесенным на нее слоем эпоксидного клея.

Трубы в зафиксированном состоянии должны находиться до полного затвердевания клеевого бандажа.

Если это происходит при температуре 20–25 °C, то затвердевание наступит спустя 2 суток, а при температуре от 5 до 15 °C – не раньше чем через 4 суток.

Намотку необходимо осуществлять с натягом и без перекосов. Середина ленты должна располагаться над местом повреждения или стыка. Сверху бандажное соединение стягивается металлической лентой.

Между фланцами для уплотнения соединения устанавливается прокладка. Вид прокладочного материала при этом зависит от транспортируемой среды. При температуре до 100 °C применяют асбестовый картон, проваренный в олифе, толщиной 3–6 мм или техническую резину, а при температуре среды выше 100 °C – паронит толщиной 2–3 мм.

Головки болтов следует располагать с одной стороны соединения. А для того, чтобы обеспечить равномерное уплотнение прокладки и исключить перекос фланцевого соединения, гайки затягивают постепенно и равномерно в крестообразном порядке. Концы болтов после окончания затяжки не должны выступать из гайки более чем на половину диаметра болта.

При сборке фланцевого соединения применяют шайбы. Резьбу болтов перед их установкой промазывают графитом, замешанным на минеральном масле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Соединительные элементы для стальных труб

Соединительные элементы для стальных труб Соединительные элементы для стальных трубопроводов представляют собой фасонные изделия с внутренней резьбой. Внутренняя резьба производится с помощью метчиков, а наружная – с помощью клуппов. Если во время нарезания резьбы

Соединение стальных труб

Соединение стальных труб Наиболее часто для сооружения различных трубопроводов используют стальные трубы. Соединение отдельных отрезков стальных труб можно производить на резьбе с помощью фитингов, на фланцах или сваркой.Наиболее приемлемый для домашних условий

Отделка изделий из стальных сплавов

Отделка изделий из стальных сплавов Существует ряд рецептов для придания изделиям из стали красивого синевато-черного тона с металлическим холодным блеском.Такой тон образуется при оксидировании стальных изделий в растворе, состоящего из 400 г едкого натра, 600 г воды, 10 г

Ремонт чугунных труб

Ремонт чугунных труб Начиная разговор о чугунных трубопроводах, прежде всего следует остановиться на раструбных соединениях. При ремонте раструбов чугунных канализационных труб применяется асбестоцементная смесь, цемент или сера. Рассмотрим по порядку каждый из

Ремонт пластиковых труб

Ремонт пластиковых труб Как было сказано выше, пластиковые трубы нашли широкое распространение благодаря легкости их сборки и установки. Эти трубы можно просто склеить, и такое соединение может быть прочнее самой трубы. Для монтажа используют также и резьбовые

Соединение стальных труб Сеть трубопроводов, по которой под определенным давлением перемещаются вода, пар или газ, состоит из отдельных соединенных между собой участков стальных труб. Трубопровод на всем протяжении, в том числе в местах соединений, должен быть прочным,

§ 62. Ремонт трубопроводов

Стальные трубопроводы. Течи в стальных трубопроводах можно временно устранить путем наложения бандажей с резиновыми прокладками. Бандажи стягивают болтами с одной или двух сторон или хомутом. Небольшие течи ликвидируют приваркой к трубопроводу накладки. Отдельные отверстия можно заглушить болтом. Для этого в месте течи высверливают отверстие диаметром, большим диаметра свища, и нарезают метчиком резьбу. Затем в отверстие ввертывают болт с уплотнительной прокладкой. Небольшие свищи и трещины заваривают также газовой сваркой.

Поврежденные участки с большими дефектами (свищи, длинные трещины) заменяют. Для этого ножовкой или труборезом вырезают поврежденный участок трубопровода. От трубы такого же диаметра отрезают вставку длиной, меньшей на 8—10 мм длины вырезанного участка. На концах трубы нарезают две короткие резьбы. На одном из концов вставки нарезают длинную резьбу и на нее сгоняют контргайку и муфту, на другом — короткую резьбу и на нее навертывают другую муфту. Вставку вводят в трубу так, чтобы их оси совпадали, и, вращая вставку, навертывают муфту на конец трубы, затем сгоняют вторую муфту и завертывают контргайку.

Поврежденные участки стальных трубопроводов можно заменять, используя клеевое бандажное соединение, которое представляет собой стеклоткань, пропитанную эпоксидным клеем. Клеевое бандажное соединение трубопровода выполняют в такой последовательности. Сначала приготовляют клеящую ленту. Для этого стеклоткань разрезают на полосы определенных размеров, зависящих от наружного диаметра ремонтируемого трубопровода. Длина ленты должна быть такой, чтобы в намотке уместилось не менее шести слоев, а ширина принимается на 20—30% больше диаметра поврежденного трубопровода. Чтобы на краях ленты не образовывалась бахрома, предварительно перед раскроем места резов пропитывают клеем БФ-2 или БФ-4.

Затем ленты пропитывают эпоксидным клеем. Эпоксидный клей готовят непосредственно на месте проведения работ, так как он пригоден к употреблению в течение 45—60 мин при температуре окружающего воздуха 20°С. Клей с помощью шпателя наносят ровным тонким слоем на одну сторону ленты, которую помещают на ровную поверхность, покрытую полиэтиленовой пленкой. Для того чтобы клей проникал в стеклоткань, к шпателю прикладывают небольшое усилие.

Перед склеиванием наружные поверхности соединяемых труб очищают от загрязнения, окалины и ржавчины. Очистку производят механизированным инструментом или вручную металлическими щетками, шлифовальной бумагой и т. п. на всю длину склеиваемого шва (ширины ленты). После зачистки поверхности концов и торцов стыкуемых труб обезжиривают, протирая тампоном из ветоши, смоченным бензином или ацетоном, с последующей открытой просушкой не менее 10—15 мин. Чтобы стыкуемые трубы не смещались во время производства работ, включая время на затвердевание клея, их необходимо зафиксировать. Для этого стыки труб предварительно прихватывают сваркой в нескольких точках или фиксируют с помощью различных центрирующих устройств и приспособлений. При применении точечной сварки места прихваток должны быть зачищены и выступать над поверхностью не более чем на 2 мм.

Затем на концы стыкуемых труб наматывают ленту из стеклоткани с нанесенным на нее слоем клея. Намотку осуществляют вручную с натягом в радиальном направлении без перекосов. Середина ленты должна располагаться над местом стыка.

Клеевое бандажное соединение выдерживают в неподвижном положении до полного затвердевания клея и приобретения им необходимой прочности.

При выполнении работ по склеиванию рабочие должны пользоваться защитной одеждой: комбинезоном или халатом из плотной ткани, головными уборами, тонкими резиновыми или хлопчатобумажными перчатками, а в некоторых случаях и защитными очками. При попадании на кожу клея или его компонентов их снимают ватой, смоченной ацетоном, а затем смывают водой с мылом.

Чугунные трубопроводы. Способы ремонта чугунных трубопроводов зависят от их типа: напорные или безнапорные. Поврежденные участки напорных трубопроводов ремонтируют путем их замены. Для этого отрубают раструб и удаляют поврежденный участок. Затем отрезают вставку необходимой длины, надевают на нее надвижную муфту и гладкий конец вводят в раструб вставки. Далее центрируют вставку относительно трубы и сдвигают муфту. После этого раструб заделывают смоляной прядью и асбестоцементной смесью или цементом.

Поврежденные чугунные безнапорные трубопроводы ремонтируют, устанавливая металлические пластины и резиновые прокладки, которые прижимают к трубе проволочной скруткой или болтами.

Пластмассовые трубопроводы. Пластмассовые трубопроводы обладают меньшей механической прочностью, чем металлические, при их ремонте следует соблюдать особую осторожность — не прикладывать больших усилий, не перегревать трубы, не подвергать ударам, не царапать. Способ ремонта пластмассовых трубопроводов также выбирают в зависимости от их типа: напорный или безнапорный.

Напорные трубопроводы ремонтируют путем замены поврежденных участков. Устранять дефекты сварных соединений напорных трубопроводов сваркой нагретым газом с применением присадочного прутка не допускается.

При замене поврежденных участков трубопровод освобождают от креплений. Мелом отмечают места отрезки, после чего ножовкой вырезают поврежденный участок. Затем из новой трубы того же диаметра и типа вырезают вставку длиной на девять наружных диаметров трубы больше, чем вырезанный поврежденный участок, и на нем формируют раструб. При формовании раструбов концы труб нагревают паяльной лампой или в специальной ванне.

Вместо раструбов на концы вставки можно приварить контактной сваркой соединительную муфту. При этом длину вставки принимают на 10—12 мм меньше длины вырезанного участка. Вставку приваривают с помощью оправки, разогреваемой открытым пламенем паяльной лампы. Температуру оправки контролируют термокарандашом или кусочком материала трубы, который должен плавиться, но не дымиться. После проверки температуры сварочного инструмента производят сварку.

Можно также использовать сварку в косой стык. Для этого торцы соединяемых труб срезают под углом 45°, а сварку производят под давлением, приложенным перпендикулярно оси трубопровода. При выполнении такого соединения применяют комплект устройств, в который входят кондуктор для выполнения среза, струбцина для прижима по вертикали концов сопрягаемых труб, фиксирующая муфта для временного закрепления концов свариваемых труб и вставки, нагревательный инструмент для оплавления концов свариваемых труб.

Сварку выполняют следующим образом. Вырезают ножовкой поврежденный участок под прямым углом, после чего с помощью кондуктора и ножовки обрезают концы трубопровода под углом 45°. Измеряют расстояние между верхними точками вырезанного участка трубопровода и вырезают из новой трубы заготовку с косыми концами и длиной на 20 мм больше, чем вырезанный участок. Один конец вставки временно соединяют с концом трубопровода фиксирующей муфтой, другой вставляют в струбцину, закрепленную на трубопроводе. Затем между концом трубы и вставкой размещают нагревательный инструмент и струбциной прижимают его к торцам труб. Оплавленный конец вставки приподнимают струбциной, убирают нагревательный инструмент, а заготовку опускают и прижимают с заданным давлением к оплавленной поверхности торца трубопровода. Сваренный стык выдерживают в течение 5—10 мин под нагрузкой. Через 20—30 мин после полного охлаждения сварного шва струбцину снимают и сваривают второй конец аналогичным образом.

Безнапорные пластмассовые трубопроводы ремонтируют путем накладки бандажей, обмотки поврежденных мест липкой поливинилхлоридной или полиэтиленовой лентой, наклейкой накладок на масляную краску или универсальные клеи для склеивания пластмасс. Перед ремонтом края трещины или скола тщательно зачищают, обезжиривают и высушивают.

При ремонте труб из поливинилхлорида (ПВХ) диаметром до 100 мм используют клей, в состав которого входят, мас/ч: перхлорвиниловая смола — 14—16 и метилхлорид — 86—84. Трубы диаметром более 100 мм склеивают с помощью клея, в состав которого входят, мас/ч: перхлорвиниловая смола — 14—16, метилхлорид — 72—76, цикло-гексанат — 10—12.

При больших трещинах в трубах (до 0,6 мм) применяют клей ГИПК-127, состоящий из тетрагидрофурана (растворитель ПВХ), поливинилхлоридной смолы, оксида кремния.

Трубы склеивают при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С. Склеенные стыки в течение 5 мин не должны подвергаться механическим воздействиям. Склеенные узлы и трубы перед монтажом выдерживают в течение 2 ч.

В некоторых случаях проколы и небольшие пробоины устраняют с помощью прутковой сварки. Для этого используют специальные газовые горелки или электрический пистолет. При отсутствии сварочного прутка можно использовать полоску шириной 5—8 мм, вырезанную из свариваемой трубы.

Сильно поврежденные участки и раструбы пластмассовых трубопроводов заменяют так же, как чугунных раструбных. При замене используют трубы из тех же материалов, что и поврежденная труба.

Резьбовые соединения стальных труб. При подтекании резьбового соединения в результате некачественного уплотнения соединение разбирают, тщательно удаляют старое уплотнение, заменяя его новым, и вновь собирают соединение. В качестве уплотнительного материала используют льняную прядь, пропитанную суриком, ленту ФУМ или силиконовый уплотнительный материал KЛT-30.

Резьбовые соединения, находящиеся в длительной эксплуатации, очень сложно демонтировать из-за коррозии и засыхания краски, используемой в качестве уплотнителя. Чтобы облегчить разборку резьбового соединения, его прогревают паяльной лампой, газовой горелкой или обливают кипятком. В результате этих действий уплотнитель выгорает или размягчается и соединение можно разобрать.

Подтягивать при ремонте резьбовые соединения, находившиеся в эксплуатации, недопустимо, так как подсохшая льняная прядь или сдавленная лента не сможет надежно герметизировать соединение на длительное время.

Утечки из-под контргаек происходят при отсутствии желобка с внутренней стороны муфты или наличии неровностей на торце муфты, что приводит к выдавливанию и разрыву уплотнительного материала. При разборке соединения такую муфту заменяют новой. После отворачивания контргайки удаляют старый уплотнительный материал и очищают место соединения от краски.

При утечке из-под муфты или другой соединительной части после разборки и очистки соединения резьбу покрывают белилами. Прядь наматывают на резьбу по ходу ее от начала резьбы до конца. Началом резьбы считают первую нитку, на которую будет навернута муфта. Намотку производят ровно, без утолщений.

При срыве витков на длинной резьбе сгона или на контргайке последняя, свободно вращаясь на трубе, не затягивает уплотнительный материал. В этом случае гайку или сгон заменяют; кроме того, контргайка может быть заменена муфтой. Для этого плашкой на длинной резьбе сгона нарезают дополнительную резьбу, на которую навертывают муфту. Дополнительная муфта упирается в целые нитки резьбы и при наличии уплотнительного материала надежно герметизирует зазор между муфтами.

При срыве резьбы на конце трубы отрезают кусок длиной не менее. 100 мм с дефектной резьбой и приваривают новый отрезок трубы с резьбой. Если труба расположена близко к стене и поэтому невозможно поворачивать трубу для качественной сварки всего шва, то газовой сваркой вырезают отверстие в трубе. В отверстие вводят горелку и сваривают часть шва, расположенную у стены. Затем отверстие, боковые и передние части шва заваривают.

Короткую резьбу на конце трубы можно удлинить на 4—5 витков с помощью плашки, а длинную — на 8—10 витков. После этого устанавливают компенсационную муфту, которая проходит дефектный участок резьбы, опираясь на вновь нарезанные витки.

Резьбовые соединения пластмассовых труб. Ремонт таких соединений, выполняемых в виде накидных гаек, производят путем подтягивания их специальными ключами. Запрещается применять для этих работ трубные ключи и прикладывать большие усилия, чтобы не повредить детали. Если подтягиванием гайки течь не устраняется, соединение разбирают и заменяют прокладку новой, которую изготовляют из мягкой резины.

При течи в резьбовом соединении пластмассовой детали с металлической арматурой соединение разбирают, очищают деталь от старого уплотнительного материала и вновь собирают соединение, применив в качестве уплотнительного материала ленту ФУМ.

Сварные соединения трубопроводов. При ремонте сварных соединений используют тот же вид сварки, с помощью которого было выполнено соединение. Дефектный сварной шов подчеканивать нельзя.

Фланцевые соединения трубопроводов. При ремонте фланцевых соединений подтягивают болты, заменяют прокладки, устраняют перекосы фланцев. Подтягивают болты равномерно по периметру фланца, начиная с болтов, ближних к месту течи.

В том случае, если подтяжкой болтов не удается устранить течь, заменяют уплотнительную прокладку.

При температуре среды до 105°С в качестве прокладки применяют термостойкую резину, при большей температуре — паронит толщиной 2—3 мм.

Фланцевое соединение собирают следующим образом. Прокладку смазывают графитовой смазкой и устанавливают в зазор между фланцами. Затем в отверстия вводят болты так, чтобы головки болтов располагались с одной стороны соединения. На болты навертывают гайки без натяга, которые после выравнивания прокладки затягивают гаечным ключом.

Раструбные соединения трубопроводов. Такие соединения ремонтируют различными способами в зависимости от давления внутри трубы (напорные или безнапорные) и материала, из которого она изготовлена.

При ремонте раструбных соединений чугунных напорных трубопроводов удаляют старый уплотнительный материал и зачищают раструбную щель, после чего вновь заделывают раструб просмоленной пеньковой прядью, скрученной в жгут диаметром 7—8 мм, и зачеканивают асбестоцементной смесью на глубину 25—30 мм. Асбестоцементную смесь приготовляют из асбестового волокна не ниже IV группы (30% по массе) и портландцемента марки не ниже 400 (70% по массе). При обнаружении трещин на раструбе его заменяют.

Ремонт раструбных соединений чугунных безнапорных трубопроводов выполняют аналогично ремонту напорных трубопроводов, но при заделке стыка просмоленная прядь должна заполнять 2/3 глубины раструба. Остальную часть раструба заполняют цементом марки не ниже 400, который увлажняют, добавляя 10—12% воды от сухой массы, и зачеканивают.

Для заделки раструба применяют также водонепроницаемый расширяющийся цемент.

Раструбные соединения с резиновым кольцом пластмассовых безнапорных трубопроводов. При ремонте таких соединений щели в раструбе заделывают льняной прядью или штапельной вискозой, пропитанной раствором полиизобутилена в бензине. Раствор до применения выдерживается в течение суток.

При невозможности устранить течь или повреждение раструба его заменяют аналогично замене раструба чугунных труб. При этом обрезанный конец трубы, чтобы он не повредил резиновое уплотнительное кольцо, следует хорошо подготовить: срез трубы должен быть перпендикулярен ее оси, на наружной поверхности трубы снята напильником фаска под углом 15° на длину 7—8 мм.

Раструбные сварные соединения ремонтируют с использованием прутковой сварки.

Стык полиэтиленовых трубопроводов иногда восстанавливают введением разогретого до 250—300°С паяльника в зазор между раструбом и стенкой трубы в месте течи. После оплавления материала паяльник удаляют, а свариваемые поверхности выдерживают 2—3 мин в прижатом состоянии.

Гибкие пластмассовые подводки. При утечке воды в месте соединения гибких подводок с водопроводной сетью или арматурой ремонт производят путем замены уплотнительной прокладки. Для этого специальным ключом отвертывают пластмассовую накидную гайку и вынимают прокладку. Новую изготовляют из мягкой резины толщиной 3—5 мм. Перед сборкой соединения осматривают резьбу на трубе, присоединительном патрубке арматуры и накидной гайке.

При обнаружении дефектов (заусенцев, срывов первых витков) на резьбе труб или патрубках ее исправляют путем навертывания на резьбу плашки («прогонка» резьбы). Заусенцы на торце трубы удаляют напильником так, чтобы плоскость торца была равной и перпендикулярной оси трубы. При повреждении резьбы на накидной гайке ее заменяют. Вместо пластмассовой накидной гайки используют металлическую, которая обеспечивает более надежное соединение. Для установки новой накидной гайки срезают бурт, снимают поврежденную пластмассовую гайку и надевают новую так, чтобы ее резьба была обращена к концу гибкой подводки. Паяльной лампой нагревают конец подводки до температуры 100°С и надригают его на оправку, зажатую в тиски. Подводку продвигают вдоль оправки до тех пор, пока кромки трубы, находящиеся в пластичном состоянии, не заполнят кольцевой желоб оправки. Кромку отформованного бурта выравнивают разъемным молотком. Таким способом можно изготовить новую подводку из полиэтиленовой трубы низкой плотности типа Т наружным диаметром 12 мм.

Ремонт металлических трубопроводов


Устранение течи. Появление течи в сварных стыках между фланцами, через сальники арматуры и непосредственно в теле трубопровода – наиболее часто встречающаяся неисправность трубопровода. Небольшие трещины по телу трубы устраняют наложением гладких хомутов, которые во время капитального ремонта или обваривают, или заменяют катушкой. Для ликвидации трещин на сварных стыках или в теле трубы, а также коррозионных отверстий применяют цилиндрические муфты (рис. 31, а), изготовляемые из труб большего диаметра, чем трубопровод.

На внутренней стороне муфты выточены выемки (выточки 3) для валика и пазы резинового уплотнения. При затяжке муфты, благодаря наличию выточек, резина плотно прилегает к трубе. Плотно прижатые к трубопроводу половинки 1 муфты приваривают электросваркой. Зажимы (рис. 31, б) после приварки снимают. Неполные разрывы стыков устраняют наложением двустворчатого хомута на свинцовой, фибровой или другой прокладке.

Полный разрыв стыка устраняют путем вырезки поврежденного участка и вварки в это место катушки (патрубка) такого же диаметра, длиной не менее 0,5 – 0,8 м. Для полной изоляции места сварки от внутренней полости трубопровода, где возможно скопление нефтяных паров или взрывчатой смеси паров с воздухом, на концах труб вырубают зубилом одно или два окна и через них набивают глиняные пробки.


Окно в трубе можно вырезать при помощи приспособления (рис. 32), которое состоит из корпуса 4 с проходящим внутри штоком 5, на нижнем конце его укреплены сверло 1 и фреза 2. Верхняя квадратная часть штока входит в патрон 6 трещотки 9, которая упирается в планку 7, соединенную с корпусом двумя болтами 8. Для установки приспособления к трубе приваривают патрубок с фланцем.

Если из-за течи нефтепродукта невозможно проверить патрубок, то к нему приваривают полухомут, прикрепляемый болтами к трубе. Затем к фланцу присоединяют прибор и сверлят отверстие. После набивки глиняных пробок приступают к вырезке разрушенного стыка.

По окончании сварки стыков катушки на окно приваривают заплаты, а глиняные пробки размывают перекачиваемым продуктом. Следует иметь в виду, что открытые огневые работы на газопроводах проводят обязательно при небольшом избыточном давлении газа в трубе, так как в этом случае главную опасность представляет не пожар, а возможность взрыва.

Практикуется также установка свинцовой пробки. На болт со сферической головкой, вставляемой в отверстие на теле трубы, надевается свинцовая пробка. Последняя, деформируясь при затягивании гайки, заполняет отверстие и обеспечивает плотность.

Очистка трубопровода. Характер отложений, скапливающихся в действующем трубопроводе, зависит от свойств транспортируемого продукта и параметров технологического режима.

Отложения, как правило, накапливаются постепенно, сужая сечение трубопровода и повышая его гидравлическое сопротивление. В трубопроводе с горячими растворами это может быть накипь; в трубопроводе с нефтепродуктами – смолистые отложения; в трубопроводе, по которому транспортируется «известковое молоко», – осажденный известковый порошок и т.п. В некоторых случаях закупорка трубопровода происходит вследствие застывания продуктов с высокой температурой плавления (концентрированные щелочи, сера, парафин).

Трубопровод, подготовляемый к очистке, отсоединяют от основной системы. Всю имеющуюся па нем арматуру снимают. Наиболее производительный способ очистки трубопровода от твердых отложений и накипи – промывка водой или слабым раствором соляной кислоты. В некоторых случаях весьма эффективным оказывается подогрев воды до 70 – 80°C.

Промывка может также сопровождаться обстукиванием трубопровода деревянными или медными молотками.

Для промывки трубопроводов, забитых смолистыми отложениями, подбирают специальные растворители. В некоторых случаях очистить трубопровод можно путем продувки его сжатым воздухом и обстукиванием.

Короткие участки сильно загрязненных трубопроводов могут быть очищены при помощи приспособлений, аналогичных применяемым для очистки кожухотрубных теплообменников.

Иногда для очистки участков трубопроводов длиной до 20 – 30 м приходится пользоваться металлическим ершом, многократно протягиваемым через очищаемый участок. Первоначально через этот участок проталкивается отрезок провода длиною около 40 м и диаметром 4 – 5 мм. Ерш прикрепляют к проводу, а к ершу – еще кусок провода такой же длины.

Восстановление внутреннего антикоррозийного покрытия. Как правило, участки трубопровода с поврежденным антикоррозийным покрытием снимают и заменяют новыми.


В некоторых случаях можно восстановить покрытие. Для этого через трубу протаскивают гибкую металлическую щетку 4 (рис. 34), соединенную с электрическим реле 6. Как только щетка коснется обнаженного металла трубопровода, реле включает закрепленное рядом с ним распыливающее устройство 5 с небольшими резервуарами газа и эпоксидной смолы и струя газа наносит на поврежденное место слой изолятора-смолы.


Замена изношенных участков трубопровода. Этот вид ремонтных работ складывается из трех основных этапов: подготовка деталей трубопровода и сборка монтажных узлов; демонтаж изношенного участка; монтаж нового трубопровода. Предварительная подготовка и сборка узлов намного сокращает сроки ремонтных работ и улучшает их качество. Подготовка начинается со снятия с действующего трубопровода размеров (рис. 35), необходимых для изготовления монтажных узлов. Такими размерами являются расстояния между двумя соседними поворотами, между концами заменяемого участка и поворотами, между фланцами арматуры и т. п.

Обычно расконсервацию труб, предназначенных для ремонта, проводят вручную, протирая их (по одной) уайт-спиритом. Такой способ вреден для здоровья, малопроизводителен и огнеопасен. Для расконсервации труб применяют также раствор моющего порошка МЛ 5%-ной концентрации. Раствор МЛ заливают в ванну длиной 7000 мм и нагревают до 60 – 80°C, пропуская через змеевик пар. Затем в ванну при помощи крана погружают пучок труб. На дне ванны оборудованы барботеры для подачи сжатого воздуха, осуществляющего интенсивное перемешивание раствора. Это способствует ускоренной очистке труб от масляной пленки. Раствор МЛ одновременно пассирует поверхности труб, что улучшает их качество.

Отобранные для изготовления монтажных узлов трубы размечают под резку и сварку в соответствии со снятыми размерами. При этом встречаются такие виды разметок, как разметка по длине; разметка мест изгибания; нанесение местоположения врезок; разметка для вырезки отверстий в трубах и др. Вырезают отверстия в трубах и обрезают концы труб для сварного тройника по разметке при помощи шаблонов.

Резка размеченных труб, как правило, ведется газопламенными кислородными горелками. Недостатками этого способа являются, во-первых, очень низкая производительность и, во-вторых, необходимость зачистки кромок реза, а для труб из легированных сталей – удаление слоя металла толщиной 2 – 4 мм, поврежденного огневой резкой. Поэтому для трубных заготовок желательно использовать различные приспособления, такие, например, как станок для газопламенной резки труб системы Кудрявцева, установка УРХС-3 для кислородно-флюсовой резки и др.

При ремонте трубопроводов небольшого (до 100 мм) диаметра приходится осуществлять гнутье труб на месте ремонта. Для гнутья стальных труб применяют три способа: холодное на трубогибочных станках; горячее с набивкой труб песком; складчатое с нагревом отдельных мест.

В холодном состоянии гнут трубы диаметром не более 159 мм. Для гнутья труб диаметром до 25 мм применяют ручные. Трубы большего диаметра гнут на трубогибочных станках с механическим приводом.

Для горячего гнутья труб с набивкой песком должна быть устроена специальная площадка, оборудованная подъемно-транспортными механизмами, печами для подогрева труб и песка, железобетонными плитами с закрепленными на них секторными шаблонами и вышками для набивки труб песком. Набивка труб песком сопровождается его утрамбовкой путем обстукивания трубы пневматическими молотками. После окончания набивки верхний конец трубы закрывают пробкой, не допуская пустот между верхним слоем песка и нижней поверхностью пробки.

Длина участка трубы, подлежащего разогреву, определяется по формуле:

где R– радиус загиба трубы, мм; a – угол загиба, град.

Трубу разогревают настолько, чтобы в конце операции ее температура была не ниже 700° С (для труб из углеродистой стали). Для приближенного определения температуры нагрева трубы из углеродистой стали можно пользоваться следующей таблицей цветов каления, °С.

Бурый. 500 желто-красный………………..950

коричнево-красны. 600 оранжевый…………………….1000

темно-красный. 700 темно-желтый…………………1100

темно-вишневый. 750 светло-желтый………………. 1150

светло-красный. 850 ослепительно-белый………. 1250

После нагрева трубу перемещают на гибочную плиту и укладывают между секторными шаблонами 2 (рис. 38). Гнутье производят лебедкой 7 при помощи троса 5, запатованного в отводные блоки. Отводной блок 6 по мере изменения свободного конца трубы переносят с одного якоря на другой.


Гнутье труб с гофрами (складками) применяют для труб диаметром 200 мм и выше. Места расположения гофр определяют следующим образом. По всей длине будущего гиба со стороны его «затылка» проводят две параллельные линии, отделяя полосу, которая не должна нагреваться. Ее ширина 1/6 ÷ 1/9 длины окружности трубы. Размер шага между складками определяется по формуле:

где k – общая длина отвода;

k –количество складок.

Размер шага а слагается из размеров двух участков: нагреваемого b, из которого выжимается складка, и ненагреваемого m, который не изменяет своей формы. Размер m подбирают опытным путем при изготовлении первого отвода.

Для быстрейшего нагрева гиба следует для труб диаметром до 200 мм пользоваться одной горелкой, а выше 200 мм – двумя горелками. Нагрев ведут до температуры 800 – 900°С. Гнутье производят на обычной гибочной плите.

Штампованные и гнутые отводы, прямые и изогнутые куски труб, переходы, фланцы, а также арматура и другие детали, тщательно осмотренные, очищенные от консервирующей смазки, грязи и следов коррозии, должны быть собраны и скреплены в соответствии с эскизом трубопровода.

При сборке узлов трубопровода на фланцах одной из основных операций является напасовка фланцев. Фланцы устанавливают с таким расчетом, чтобы болтовые отверстия были симметрично смещены относительно главных осей поперечного сечения трубопроводов, арматуры, аппаратов и другого оборудования. Уплотнительная поверхность фланца должна быть строго перпендикулярна оси трубы. Между уплотнительной поверхностью плоского фланца и торцом трубы должен быть оставлен уступ (недовод) для приварки фланца со стороны уплотнительной поверхности. Правильность напасовки фланцев проверяют фланцевым угольником.

При напасовке воротниковых фланцев особое внимание должно быть обращено на совпадение осей фланца и трубы. Приваривают фланцы точечной электросваркой. После полной сборки и подгонки деталей монтажного блока все прихватки обваривают непрерывным газонепроницаемым швом. Торцы стальных труб, соединяемые встык электросваркой, должны иметь скосы, равные 30 – 35°. Кроме того, нужно, чтобы разность между толщинами стенок (в мм) стыкуемых труб не превышала:

при толщине стенок 3 – 4 1

Если разность превышает приведенные выше допуску более толстые стенки труб должны быть обработаны (наждачной машинкой или другим способом) с таким расчетом, чтобы внутренние и наружные диаметры труб были одинаковыми.

При сборке трубопроводов, работающих под большим давлением, во время стыковки и сварки труб используют подкладные кольца. Они значительно улучшают приварку и предотвращают образование внутри трубы грата (застывших капель металла). Подкладное кольцо устанавливают в один из концов стыкуемой трубы, чтобы половина его ширины выступала из трубы, и приваривают его к кромке трубы с наружной стороны. Вторую трубу надвигают на выступающую часть подкладного кольца, оставляя зазор 4 – 6 мм.

Перед сваркой труб как с подкладными кольцами, так и без них необходимо проверить их соосность. С этой целью применяют различные приспособления.

После центровки и стыковки производят прихватку соединяемых концов труб. Подготовка отдельных узлов завершается контрольной сборкой без прокладок и без постановки всех болтов. Затем монтажные узлы снова разделяют, продувают сжатым воздухом, концы закрывают деревянными пробками и перемещают к месту монтажа.

Демонтаж вышедшего из строя участка производят следующим образом. При помощи арматуры и заглушек участок отключают, пропаривают и промывают. За несколько часов до разборки фланцевые соединения очищают от грязи, а резьбу шпилек или болтов смачивают керосином. Гайки отвертывают в два приема: сначала все гайки на '/в полного их оборота крестообразно, а затем – в любом порядке, освобождая в первую очередь нижние болты для спуска оставшегося продукта.

Если участок соединен с остальным трубопроводом сваркой, его отделяют при помощи газовых резаков или переносных труборезов.

Трубы и детали трубопровода по окончании демонтажа должны быть удалены с площадки. С помощью подъемных механизмов поднимают новые узлы на опоры и соединяют их между собой. При подъеме узлы трубопроводов следует стропить в двух местах, чтобы они были уравновешены и при подсоединении к другим узлам была бы исключена их перестроповка.

Ремонт опор. Ремонт простых скользящих опор трудностей не представляет и сводится к очистке их от грязи и следов коррозии, подтягиванию ослабленных гаек, замене поврежденных болтов, шпилек и гаек. Замене подлежат также лопнувшие обоймы, шарики или ролики. После ремонта все детали опор покрывают густой смазкой.

При ремонте пружинных опор необходимо проверить, не заклинивается ли пружина в стакане опоры, не лопнула ли она, соответствует ли нагрузке, которую создает опирающийся на нее трубопровод. Лопнувшую пружину заменяют новой, причем величина допустимой нагрузки определяется по формуле:

где р –максимальная нагрузка, Н/см 2 ; d –диаметр проволоки пружины, см; D – средний диаметр витка пружины, см; Rкр – максимальное допустимое напряжение кручения, Н/см 2 .

Обычно пружины поставляют с техническим паспортом, в котором указывается величина максимально допустимой нагрузки, размер сжатия (растяжения) при этой нагрузке. Если таких данных не имеется, необходимо провести тарировку пружины.

Ремонт изоляции, предназначенной для защиты трубопровода от коррозионного воздействия окружающей среды, начинается с очистки наружной поверхности труб от старой изоляции и следов коррозии. Труба стальными щетками зачищается от металлического блеска, после этого изолируемый участок покрывают грунтовкой, которую выливают из лейки и растирают по поверхности щетками, не допуская пропусков и сгустков. После полного высыхания грунтовки приступают к наложению горячей битумно-резиновой мастики, поверх которой трубопровод обертывают гидроизолом, крафт-бумагой либо другими материалами спирально с нахлёстом краев последующего витка не более 20 мм.

Читайте также: