Рыцарь в стальных доспехах

Обновлено: 19.04.2024

А теперь давайте посмотрим, как все-таки выглядели рыцарские доспехи, использовавшиеся в Англии именно с 1460 по 1485 год. Кстати, дело это совсем нелегкое, так как их практически не осталось. Поэтому нам приходится полагаться на те изобразительные источники, которые дошли с тех пор до нашего времени, чтобы уже на этой основе постараться их реконструировать. Что-то, конечно, производилось в самой Англии, скорее всего в Лондоне, так как доспехов нужно было много, но очень много доспехов самого различного качества экспортировались из Фландрии, а также из Италии, как об этом шла речь в части первой. Опираясь на скульптурное изображение рыцаря Фиц-Герберта, сделанного около 1475 г., художник Грэхем Тёрнер представил, как мог бы выглядеть наиболее типичный (причем, достаточно состоятельный!) рыцарь войны Роз, одетый в итальянские доспехи.

Рисунок Грэхэма Тёрнера с изображением английского рыцаря 1450 – 1500 гг.

Начнем с латной обуви. «Сабатоны» его доспеха сделаны из перекрывающихся полос, каждая из которых соединяется с другой при помощи шарнирно-шлицевого соединения с заклепкой. Итальянские доспехи в этом плане отличались наличием обуви из кольчужного плетения. Крылышки наколенников были меньше, чем на итальянских образцах, и были сделаны в форме сердца. Нижняя часть кирасы крепилась к нагруднику при помощи клепки, а не ремнем. «Бесагю», или круглые щитки, закрывавшие подмышки, продолжали использовать, но на этом доспехе Тёрнер изображать их не стал. Крылья налокотников тогда еще было в обычае делать симметричными.

Латные перчатки теперь также собирались из пластинок, наклепанных на кожу. Иногда на левую перчатку ставили еще и усиливающую пластину, поскольку щиты практически не применялись. Латы делали с рифлеными поверхностями или старались по возможности располагать их детали под углом. После 1470 г. «тассеты» стали отчасти перекрывать набрюшник вместо того, чтобы просто висеть на его нижней кромке. Примерно с 1440 г. английские рыцари все чаще и чаще используют шлем салад, но отличающийся своим видом от германского шлема этого типа.

Шлем салад, обтянутый тканью и с наклепанными поверх нее чеканными украшениями. (Национальная Пинакотека города Сиена, Италия)

А теперь внимательно рассмотрим остальные детали, которые Грэхем Тернер изобразил на этом рисунке:

1. Шлем салад, сделанный около 1460 г. с подбоем из сена, и состоящим из дольчатых фрагментов, которые стягивались в области темени шнурком. Соответственно подкладка приклепывалась к ободу шлема.
2. Важную роль теперь играл подбородник, или «бувигер», также имевший подкладку и крепившийся к нагруднику кирасы при помощи шнурков или ремней. Причем далеко не всегда его носили вместе с саладом.
3. Ожерелье Йоркской династии с подвеской, изображающей льва.
4. Подвеска в форме кабана Ричарда Глостера.
5. Поллэкс – гибрид боевого молота, секиры и копья. Около 1450 г.
6. Шестопер. Около 1470 г.
7. «Полутораручный» меч с головкой эфеса типа «пробка флакона для духов». Около 1450 г. Тонкая кожа, покрывающая рукоять, покрывает оплетка из шнура.
8. Боевой меч с головкой эфеса в форме «рыбьего хвоста».
9. Рукоять меча в разобранном виде. Трубчатая деревянная рукоять обычно покрывалась кожей, после чего она нередко обматывалась оплеткой из тонких кожаных полосок или проволоки.
10. «Полутораручный» меч с головкой эфеса типа «пробка флакона для духов». Около 1450 г. Нижняя часть рукояти покрыта кожей.
11. Рукоять аналогичного типа. Конец XV века.
12. Боевой меч с широким клинком и ножны со скульптурного изображения сэра Роберта Гаркура (умер в 1471 г.) на ременной портупее.

Отметим, что вес таких доспехов не превышал 25-35 кг. В них можно было бегать, прыгать и сражаться мечом в пешем строю. Хотя сами доспехи и выделывались из мягкого и порядком зашлакованного железа, очистить которое в то время возможности кузнецы не имели, они были достаточно прочны, чтобы защитить их обладателя от ударов меча.

Рыцарь 1475 – 1500 гг. Франция. (Музей Армии, Париж)

Вот от чего они не могли защитить его, так это от перегрева! Доспехи затрудняли теплообмен, поэтому тело человека, одетого в такие доспехи, быстро перегревалось и рыцаря мог сразить банальный тепловой удар, что, например, и случилось с кузеном Генриха V, герцогом Йоркским, которого нашли мертвым на поле битвы при Азенкуре, но без единой царапины на теле! Даже когда зимой металл доспехов снаружи был холодным, под ним все равно было очень жарко и рыцаря донимал обильный пот, но сняв их, он рисковал тут же простудиться насмерть от холода, если у него не было под руками сменной одежды!

«Битва при Барнете» (14 апреля 1471 г.) – миниатюра из манускрипта, конца XV в. (Библиотека Гентского университета)

Необходимо отметить такой факт, что создатели доспехов периода войны Роз много внимания уделяли… подвижности плечевого пояса. Поэтому они предпочитали делать кирасы не цельными, а составными, состоявшими не из двух, как мы это обычно себе представляем, а четырех деталей: двух нижних и, соответственно, двух верхних. Верхние скреплялись ремнями на плечах, под наплечниками, и под мышками, на петлях и ремнях. Нижние – на боках. Причем верхние и нижние части кираса в обязательном порядке заходили одна на другую, причем нижняя всегда должна была заходить за верхнюю и почему так, думается, понятно. Между собой части кирасы скреплялись двумя способами – не ремнях, располагавшихся один спереди, другой – сзади, и на заклепках, располагавшихся на месте ременных креплений.

«Битва при Тьюксбери» (4 мая 1471 г.) – миниатюра из манускрипта, конца XV в. (Библиотека Гентского университета)

Зачем это было нужно? Во-первый, получалось, что торс человека защищала разнесенная броня, а два слоя брони всегда лучше, чем один! Во-вторых, между листами брони сохранялась воздушная прослойка и при движении через них за счет колебания листов брони происходил подсос воздуха, то есть происходила хоть какая-то вентиляция не только из области головы, но и тела. К тому же это, как уже отмечалось, повышало подвижность воина.

Опять-таки наличие четырех деталей позволяло обрядить в латы сразу двух воинов! Одному отдавались две верхние части кирасы, а другому – две нижние! Оставалось надеть их на кольчугу, что пехотинцы обычно и делали, и воин уже был защищен много лучше, чем если бы на нем была бы всего одна кольчуга. То есть деньги платились за один комплект, а вооружались им – двое!

Французский меч 1450 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Оружие рыцарства оставалось в то время достаточно традиционным, хотя изменения и были несомненны. Так мечи приобрели резко выраженное сужение к острию и ромбическую форму клинка. Длина некоторых, по мнению Кристофера Граветта, достигла 1.25 м, причем у них был не только длинный клинок, но и соответствующая удлиненная рукоять с навершием типа «пробка от графина». Такие мечи получили название «бастардных» или «боевых». Многие такие мечи в это время получили металлические клапаны на гарде, не позволявшие попадать воде в ножны. Ближняя часть клинка (рикассо) к гарде не затачивалась. Это позволяло взяться за нее одной рукой, а другой за длинную рукоятку и нанести противнику сильный колющий удар, способный пробить его доспехи. А можно было и напротив, взяться руками в латных перчатках за клинок и ударить его эфесом в лицо, как палицей, в особенности, если на нем был шлем барбют, а навершие у эфеса было дисковидное!

Боевой бич (или цепной моргенштерн) с шипасной гирей – оружие для мастера, так как при неумелом пользовании им можно было легко покалечиться. Реплика.

Боевой бич с тремя гирьками. Реплика.

Как вспомогательное оружие использовались секиры, шестоперы и «боевые молоты» с клювом на обухе или на торце. Популярным оружием английских рыцарей, все чаще сражавшихся пешими, стал поллэкс или гибрид секиры, боевого молота и копья. Боевое навершие крепилось на древке при помощи металлических полос или «лангетов», поэтому его было невозможно перерубить ни мечом, ни топором. Руку, держащую поллэкс, защищал диск-рондель, на который вполне можно было принять удар соскользнувшего с лангетов меча противника. Некоторые из таких секир имели пилообразные лезвия. Менее распространенным был альшпис – короткое копье с таким же диском-ронделем у наконечника и, часто, у рукояти, и четырехгранным шилоподобным наконечником.

Поллэкс – гибрид секиры и боевого молота 1450 г. Длина 208 см. Вес 2,466 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Боевой молот с клювом». Германия, ок. 1440 г. (Немецкий исторический музей, Берлин)

Рыцарь не мог воевать без коня, тогда он просто не был бы рыцарем, хотя в описываемое время многие рыцари уже чаще сражались пешими, чем сидя верхом. Хороший боевой конь, однако, был очень дорог. Самым крупным и могучим являлся «дестрие» – от французского «правый». Почему его так звали? А все дело в том, что поскольку конь был животным благородным, вести его слуга мог только лишь правой рукой. Есть предположение, что коней обучали делать шаг с правой ноги. «Дестриеры» ценились очень высоко, но и вырастить такого коня было непросто. Их выкармливали и тренировали, развивали в них злобность и выносливость. Однако хотя они и были очень сильными и крепкими, сила и мощь отнюдь не означали медлительность. Более того, они обладали способностью очень быстро-быстро поворачиваться. «Дестриеры» всегда были жеребцами, и их естественная злобность и агрессивность учитывалась в их подготовке, так что в бою рыцарские кони могли кусать и лягать коней противника и бить копытами пехотинцев.

Тем, кому «дестриер» был не по карману, могли пойти в бой на «курсе» - тоже довольно дорогом боевом коне, но все-таки немного пониже рангом. Ну, а для путешествий нужна была покладистая ездовая лошадь с ровной поступью - «полфри». Разумеется, если рыцарь был богат, то у него было много разных лошадей: и «дестрие», и ездовые, и боевые лошади. Для рыцарских слуг - «валетов», покупали лошадей, называвшихся «рунси», или «ронсонами». Ездовых лошадей под названием «хэк» или «хэкни» господин покупал для прочих слуг или же наемных солдат. В походе рыцарю требовались и мулы, и также упряжные лошади для того, чтобы тянуть повозки.

Рыцарь в стальных доспехах

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Сегментированные доспехи – тип доспеха использовавшегося в Римской империи и Японии. Доспехи состояла из широких железных полос («охватывающих полуобручей»), соединенных изнутри на примере Рима кожаными ремнями. Японцы использовали шёлк. Железные полосы располагались горизонтально на теле, перекрываясь друг с другом, и окружали тело с двух сторон, будучи закрепленными в передней и задней части. Верхняя часть тела и плечи защищались дополнительными полосами (наплечниками), нагрудником и наспинником. Форма римского доспеха позволяла хранить его очень компактно, поскольку он был разделяем на четыре части. Элементы, которые соединяли различные части сегментного доспеха вместе (застежки, петли, ремни, крючки, кольца), изготавливались из латуни. Нижняя половина доспеха собиралась из двух блоков (левого и правого), состоящих из нескольких выгнутых полос, стягиваемых на груди и спине с помощью петель кожаными шнурками, подобно ботинку. Полосы в блоках накладывались друг на друга внахлест и фиксировались в таком положении приклепанными к ним с внутренней стороны ремнями. Подобным образом собирались и блоки верхней половины доспеха, расположенные на верхней части спины и плечах. Лишь большие широкие нагрудные и наспинные пластины, имеющие вырезы для шеи, соединялись ремнем с пряжкой. Они, в свою очередь, приклепывались к наплечникам и украшались декоративными петлями. Обе половины доспеха, верхняя и нижняя, могли скрепляться между собой при помощи крючков или ремней с пряжками. Причем крепления располагались на спине с внутренней стороны, а на груди — с внешней стороны доспеха. Таким образом, уже соединенный сзади панцирь при определенных навыках можно было сравнительно быстро накинуть на себя, подобно рубашке, а затем завязать и застегнуть спереди.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Римский сегментный доспех был практичным и удобным доспехом, который было удобно хранить и перевозить. В случае износа ремешков или металлических пластин, доспех можно было перебрать, заменяя изношенные части. Толщина металла римского доспеха варьировалась от 1мм до 2мм. Поэтому вес мог был от 9 до 13 кг.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Кольчуга и другие типы ламинарных доспехов хуже предохраняли воина, чем сегментный доспех, но обеспечивали большую подвижность. Кольчуга была тяжелее сегментного доспеха и сложнее в изготовлении. Однако вспомогательные когорты, где требовалась свобода действия, снабжали именно кольчугами, а не ламинарными доспехами. К тому же сегментные доспехи, из-за мягкой конструкции не защищали ни от дробящего и рубящего оружия, ни от попадания под копыта коней. Со временем использование сегментных доспехов было прекращено вследствие высокой стоимости ее изготовления и обслуживания. Европейские доспехи, подобные римским, использовались также в 16 веке, и были собраны на скользящих заклепках. Японские сегментные доспехи крепились шёлковыми шнурами.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Самым же защищённым гибким мягким доспехом был «зерцало». Который стал самым «тяжёлым» из доспехов применяемых на Руси и в Азии. Первоначально появились круглые зерцала, привязываемые ремнями поверх кольчуги. Которые были наиболее широко распространены в 15—17 веках и носились не только с кольчугой, но и с другими доспехами, включая ламелляры, куяки, и порой даже поверх карацены. Поскольку защита, обеспечиваемая небольшими круглыми зерцалами, была ограниченной, то в 16 веке появились прямоугольные зерцала, лучше прикрывающие тело.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Различают так же зерцало личное, состоявшие из четырех больших пластин: нагрудной, наспинной и двух боковых. И которые так же не были самостоятельным доспехом, а являлись лишь усилением корпусной брони, и надевались поверх кольчуги или дощатого панциря.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Полный зерцальный доспех был самостоятельным доспехом. Такой тип доспеха состоял из больших круглых грудной и спинной пластин, а также множества других пластин, образовавших две половины — переднюю и заднюю. Каждую половину составляли: средняя доска, или круг, боковые дощечки, верхние (над кругом), или ожерелье, и обруч — часть, обхватывающая шею; у передней половины были еще нарамки — плечевые скрепления, а у задней — наплечки. Пластины зерцал имели прямоугольную, восьмиугольную и круглую формы. Боковые пластины зачастую были прямоугольной формы и иногда могли иметь подмышечную выемку. Количество пластин могло быть от 10 и до 40, в зависимости от их размеров. У таких доспехов, зачастую были в наличии кольчужные подолы. В 40-е годы 17 века на основе увеличенных зерцал возник зерцальный доспех, изначально состоявший из четырёх прямоугольных зерцал, расположенных вокруг тела, образуя подобие кирасы. Подобный доспех обеспечивал достаточную защиту от основного вооружения в регионе своего распространения. Легкого клинкового в виде сабель и стрел.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как и любой другой железный доспех, ламеллярные доспехи подвержены коррозии. Если делали пластины из бронзы, кожи, кости такой проблемы не было. Хотя органические материалы, все же, гниют. Основное противоядие от ржавчины — периодическая смазка ламелляра жиром или маслом. Чтоб вода как с гуся! Для ламеллярной брони самое опасное применение — зимой. Снег налипает на пластины и забивается в щели между ними. Приходится сперва очистить доспех щеткой, затем протереть сухой тряпкой и обязательно положить на просушку возле печи. Другая беда ламелляров — ржавчина с изнанки доспеха. Сражаешься и потеешь, поддоспешник соответственно мокнет, а надетый на нее доспех ржавеет. Рецепт тот же — масло, сушка, чистка, масло.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Ржавчина же очень некстати цепляется за внутреннюю поверхность чешуек, в том месте крайне тяжело её очистить, поэтому внутреннюю вогнутую сторону чешуйки красили, покрывали лаком, воронили или лудили - в общем, защищали от коррозии.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Также ржавчина цепляется за верхний край пластинки в районе крепления, поэтому в стародавние времена чешую сверху крепили чаще всего при помощи кожаных шнурков, а не заклепок, потому что под шляпками заклепок тоже собирается грязь и влага и начинает ржаветь. Кожаный шнурок при движении как бы стирает грязь. На заметку: где трет - там не ржавеет. Это вовсе не означает что не пользовались заклепками. Польская шляхта собранным такими способом доспехами во всю пользовалось. Просто имел смысл защитить металл от коррозии сверху в месте крепления. Для этого пластину к основе надо обязательно кpепить чеpез шайбы или планки шиpиной в два диаметpа заклепки или длинной в шиpину пластины. Последнее более пpедпочтительно, так как лучше pаспpеделяет нагpузку на ткань. Шайбы и планки были довольно тонкими и часто неметаллическими. Заклепки для веpхнего кpая использовали с потайными головками, для более плотного пpилегания пластин, а центpальную - с полусфеpической или чечевицеобpазной головкой.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Наружную выгнутую, видимую всем сторону пластин доспеха не обязательно было чем-то красить или покрывать. Она легко очищается. Но есть несколько примеров золочения наружной части пластин, конечно такие доспехи были не для боевого, а скорее, для парадного применения.

Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1

Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.

Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.

Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.

Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.

В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.

Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.

При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.

В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.

Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.

Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).

Слева — стёганый поддоспешник XVI века. Справа — изображение лучника в жаке (фрагмент раки Святой Урсулы Ханса Мемлинга)

Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.

Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.

Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.

Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.

Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.

Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.

После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.

Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.

В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.

Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.

Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.

Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.

Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.

К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.

Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:

  • Соединённые с помощью ремней. Ремешки на плечах и по бокам соединяли нагрудную пластину с наспинной.
  • Соединённые комбинацией металлических петель и ремней.

Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.

Пример нагрудника, который раскрывался сбоку (слева) и пример кирасы, стянутой ремнём (справа). Изображение предоставлено Тимуром Великотравом

Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).

Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.

Также заклёпки использовались и для крепления ботинок-сабатонов. Вопреки распространенному заблуждению, боевая обувь не надевалась как современные носки, а покрывала лишь верхнюю часть стопы, шнуровалась к носку обычной обуви, после чего затягивалась ремнями.

Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.

Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.

Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.

Крюк для копья. Круглый элемент выше — рондель. О нём мы подробнее поговорим в других частях. Источник

Так копьё не проскальзывало через впадину под плечом, а всадник мог перенести на наконечник всю энергию, чтобы сделать более точный удар.

Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.

В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.

Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Ожидание : Заклепки историчность и продуманность

Реальность: Доспех из мошонки дракона проще сделать

Сам сериал не смотрел, но сперва подумал что это "тестовые сцены". Потом нашёл это. Они так в сериале выглядели? о_О

Да там весь сериал сшит из мусорных пакетов, так что броня это как раз таки идеальное попадание в общий стиль сериала.

Во втором сезоне - у них произошла реформа армии и смена поставщика :)

Что нетфлексу мешает спросить у оружейников как лучше сделать доспех? Кольчуга с черным тряпьем была бы лучше

"просить у оружейников как лучше сделать доспех?"

А зачем? Шоуранер же откровенно высказался - что весь бюджет ушел на платья - а им еще армию Нильфгарда одевать во что надо было)
И вообще они художники и так видят

Его уволили, надеюсь?

Шоураннер свалила вину публично на дизайнера доспехов, хотя не стоит быть специалистом, что бы понять, что эти мошонки, это же стыд.

Только дизайнера доспехов заменили на дизайнера из Доктора Кто. Как я слышал

А что им мешает минимально постараться во всех подобных случаях. Типа - схавают

У них был индийский дизайнер.

Говно, подмышки открыты, бедра, пах, перчаток нет, под доспехами какаято накидка а не гамбезон.

Нууу это по-солиднее будет. а то при взгляде на ваш первый кадр закралась мысль, что "Ой не бронелифчики ругать надо, ой не их" )

Видимо Геральт всё-таки сделал тот квест с кузнецом за кадром :D

На штанах трех белых полосок не хватает.

Комментарий удален модератором

Довольно странный текст. Проще на рисунки ориентироваться.
И никто не носил латы поверх кольчуги. Дураков таскать лишние 10кг нет.

Ты всех рыцарей средневековой Европы опросил?

Это логика и матчасть. Этот миф про латы поверх кольчуги идёт от авторов фентези и прочих, которые в музее доспех видели а как оно устроено не знали.
Причём тут же в тексте видим как элементы кольчуги подшивали к гамбезону.

Это твой черно-белый манямирок. Никогда не говори "никогда". 10 кг может и критичны для пехотинца, но латник - это в первую очередь конный воин. А конному воину 10 кг не принципиальны.

С 13 по 15 й век кольчуги носили под доспехами. Потому что старые кольчуги еще "работали" и их никто не торопился на заплатки разобрать. Лишь через столетие после введения лат, когда смысла ремонтировать кольчуги не было - их разбирали на запчасти для усиления стеганок.

Ранвомерно распределенная на теле броня вообще на маневренность не влияет
- может сказаться лишь на марш броске
У Разрушителей легенд была серия

А сколько опровергло?

Хочешь сказать носили кольчугу ПОВЕРХ лат?
А ну да. mail coif так и носили)

Носили ещё как, около века. Латы не сразу же стали прям защищающими все места, первые латы как всратенький конструктор, много "дыр", куда можно рубануть. Потом пришивали кольчугу к поддоспешнику или делали сам поддоспешник сильно толще. И то, убрали не 10 кило, а скорее 5, ведь на сгибе коленей и локтей толстым поддоспешником не возьмёшь.
Ну и не стоит забывать, "любители потаскать лишние 10кг" как минимум те, кто боялся умереть от порезов и открытых ран вследствие заражения, лучше уж перелом заработать, костоправы уже тогда были, а пеницелин - нет.

Похоже что народ просто никак не может договориться в терминологии :-)

Если разговор идет о полных латных доспехах, типа максимилианского или миланского, то маловероятно что под ними носили кольчугу, максимум только кольчужные вставки и небольшие кольчужные элементы, например, кольчужную юбку.

Но комбинированные кольчужно-пластинчатые комплекты защитного вооружения были всегда и самые разные.

Например, в XIV веке могли одевать поверх кольчуги мелкопластинчатый бригантный доспех. Только вот бригантный доспех это еще пока далековато от полного латного доспеха XV-XVI веков.

Есть образцы комбинированных готичных доспехов XV века, но во-первых, там обычно образцы где пластины прикрывают далеко не все, во-вторых историчность некоторых образцов под большим вопросом. Тут показательна история с комплектом готического доспеха из коллекции Уолеса, выставляемой в Метрополитен-музее - оружиеведы начали оспаривать достоверность этих доспехов как раз из-за того что в этом комплекте были кольчужные элементы и все вместе весило уж слишком дохрена (для боя). В итоге этот доспех все же подробно изучили, и выяснили что он был собран по меньшей мере из 4-х разных комплектов брони, а кольчужные элементы так вообще оказались реконструкцией XIX века.

Так что тут все просто. Сочетать кольчужные и пластинчатые элементы могли, и таки сочетали, т.к. то что в русском языке обычно называют латами (крупнопластинчатые доспехи) появилось далеко не сразу и было доступно далеко не всем (а их производство было локализовано только в нескольких местах, даже англинчанам пришлось натурально приглашать тех же нюрнбергских оружейников к себе на остров). Также могли сочетать неполные и облегченные комплекты латных доспехов с кольчугой. Но конечно же консервным банкам закованным в полный комплект лат с подвижными сочленениями никакая кольчуга уже нафиг не нужна была, только лишний вес от которого никакого толку. А никто лишние кг. на войну просто так таскать не будет. И если посмотреть на эволюцию европейского доспеха, то там постепенно происходит именно замещение кольчужных элементов пластинчатыми. Но комбинировать доспехи в разумных пределах конечно же могли, а вот насколько могли комбинировать - вопрос хороший, такой же хороший как и какую броню носили викинги, например :-)

Что же касается травм. Ну костоправы то может и были, только врядли они могли эффективно лечить тяжелые переломы. А помимо переломов еще большую угрозу несут ушибы внутренних органов. Небоевые потери, потери от ран (после боя) тогда всегда были высоки. А с защитой от порезов и поддоспешник справится. А вот уже от злобного мужья с пиками никакая кольчуга сама по себе уже не спасет. От арбалетного болта и от последствий ранения им кольчуга Ричарда Львинное Сердце тоже кстати не спасла.

Доспехи: железные, стальные или «осталенные»?

Доспехи: железные, стальные или «осталенные»?

В подавляющем большинстве книг, посвящённых средневековым доспехам, можно прочитать, что доспехи изготовляли из стали. Однако это представляется весьма сомнительным. Дело в том, что для того чтобы что-то изготовить из стали, её надо иметь в наличии.

Однако напомним, что в сыродутном горне получалось ковкое железо, бедное углеродом, и, чтобы получить из него сталь, требовалось его науглеродить с помощью процесса цементации.


Комплект кованых, чеканенных и цементированных
средневековых лат
Милан, ок. 1450 г. Коллекция Баррелла

Промышленная цементация железа появилась только в XVIII в., во многом благодаря работам Рене де Реомюра. Конечно, этот процесс был известен задолго до Реомюра, однако цементации подвергались уже готовые изделия, а не исходные заготовки. Это было связано с тем, что длительный процесс цементации, ввиду отсутствия теоретических основ технологии, был трудно управляем и малейшая ошибка могла привести к «переуглероживанию» металла, в результате чего он становился полностью негодным к дальнейшему использованию – его нельзя было ковать.

Переплавлять железо, сталь и чугун тогда не умели – эта технология появилась лишь с появлением кричных (фришевальных, рафинировочных) горнов для переплавки чугуна, т.е. после появления доменной печи.

Доспехи изготовлялись из ковкого железа, а уже после получения готового изделия (или его деталей) оно могло подвергаться цементации. В этом случае переуглероживание уже было не так страшно – оно лишь повышало прочность уже готового изделия (рис. 13), хотя и могло привести к повышению его хрупкости.

Итак, доспехи могли быть как железными, так и «осталенными» по поверхности – об этом говорят результаты исследований английских доспехов, которые показали, что наружная часть их намного твёрже, чем внутренняя. Также для производства доспехов, по-видимому, использовалась сталь, полученная «брюссельским методом», т.е. сплавлением ковкого железа с чугуном, при котором содержание углерода усреднялось, и получалась сталь. Однако этот способ всё-таки относится к более позднему периоду, когда уже научились производить жидкий чугун.

Кроме того, важную роль играли те, для кого предназначались доспехи: именитые оружейники обслуживали особ королевской крови и знатных людей, рядовые же доспехи делали менее умелые мастера, профессиональные и финансовые возможности которых (как и финансовые возможности их заказчиков) были значительно скромнее. Рыцари и капитаны носили очень дорогие и качественные доспехи. Вообще, доспехи выпускались в разных ценовых категориях, встречались на удивление дешёвые подержанные комплекты, прошедшие ремонт. Однако больших переделок доспехов не делали, поскольку жизнь владельца напрямую зависела от того, насколько хорошо пластины подогнаны друг к другу.

Развитие доспехов в средние века в Западной Европе

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII — конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.

Развитие доспехов в средние века в Западной Европе


Середина VII — IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном — металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж — ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X — начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник — металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом — кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX — начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон — длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы — кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш — большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев — например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части — ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X—XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII — начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко — длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.



Конец XII — XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм — первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм — горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы — кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой — одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.



Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм — рыцарский шлем, появившийся в конце XII — начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина — доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже — разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.



Вторая половина XIII — начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем — цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты — наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII — начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII — начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.




Первая половина XIV — начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл — кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры — фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель — самый уродливый шлем в европейской истории, тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи — часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон — стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн — по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV — начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет — закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище — кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже — латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме — новый тип рыцарского шлема XV—XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме — высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады — тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями — самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером — защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры — маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.



Конец XV — XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех — явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, — кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны — латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты — набедренные щитки.

В этот же период появляется бард — латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен — защита морды, критнет — защита шеи, пейтраль — защита груди, круппер — защита крупа и фланшард — защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника — 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади — 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV — начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты — германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.

Читайте также: