Шлем стальной армейский сш 40

Обновлено: 02.05.2024

Форма СШ-36 и материал, из которого он изготавливался, со всей очевидностью были далеки от совершенства, поэтому работы над касками для РККА были продолжены. Народный комиссариат обороны (НКО) СССР предъявил следующие требования к разработке стального шлема (каски):

«…1) изыскание оптимальной формы (конфигурации) каски;
2) каска должна быть пулестойкой от выстрела трехлинейной винтовки, автомата, шрапнели, осколков, предохранять от контузии;
3) вес каски с подтулейным устройством не должен превышать 800 г для 5-го роста (всего пять размеров-ростов: 1-2-3-4-5);
4) создание подтулейного устройства, которое должно обеспечить удобную носку каски в летних и зимних условиях, надежно амортизировать удар пули, шрапнели, осколка, предохраняя головной мозг от контузии;
5) изыскание марки стали, ее выплавка, прокат на лист толщиной 1 — 1,12 мм в холодном виде, термическая обработка для холодной штамповки;
6) испытание отстрелом из трехлинейной винтовки, револьвера «Наган», пистолета «ТТ», согласно ТУ, разработанных НКО;
7) произвести сравнение с иностранными касками: немецкой, шведской и итальянской».


ПОИСК КОНФИГУРАЦИИ КАСКИ

Требование защиты от пули трехлинейной винтовки поначалу казалось невыполнимым. Толщину стенок каски нельзя было увеличивать из-за ограничений по весу. К тому же известно, что «трехлинейка» пробивает шейку железнодорожного рельса, которая заведомо толще стенки каски во много раз. Однако между жестким рельсом и стенкой каски есть существенное различие. Репье лежит твердо и не амортизирует удар. Стенка каски должна упруго вмяться под ударом пули, ослабить его, а затем, выпрямившись, отразить пулю в сторону. В результате поисков и экспериментов была найдена форма, которую реализовали в касках СШ 39 и СШ-40.

Тем не менее эффективной защиты не могло получиться без особой стали, которая обеспечивала бы работу данной конфигурации.

За пять лет инженеры ЛМЗ совместно с НИИ № 13 опробовали более восьми различных марок броневой стали. В результате была выбрана холоднокатаная легированная броневая сталь марки 36СГН, которая была создана в НИИ № 13 под руководством М. И. Корюкова.

Новая сталь была выплавлена на Мотовилихинском заводе Nw 172 в Перми и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Технологию штамповки стального шлема разработал специалист ЛМЗ Евгений Ширинкин. Из стали 36СГН на ЛМЗ изготовили партию шлемов, которая дала удовлетворительные результаты по «отстрелу».

Позднее, во время войны, была разработана и внедрена в производство сталь марки 36СГ, которая заменила 36СГН, содержащую дефицитный никель.

В 1939 году новый шлем СШ-39 начал поступать на вооружение Красной армии. СШ-39 состоял из корпуса, подтулейного устройства и подбородного ремня. Подтулейное устройство состояло из металлического каркаса, к которому прикреплялось шплинтами дермантиновая тулея, с хлопчатобумажным сводом и фетровой прокладкой. Подтулейное устройство приклепывалось к корпусу тремя стойками таким образом, что между ним и корпусом оставался зазор, обеспечивающий вентиляцию. Корпус изготавливается двух размеров, а подтулейное устройство — четырех.

Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внешне почти от него не отличался. Главным отличием шлема СШ-40 от СШ-39 стало более простое и надежное подтулейное устройство, которое состояло из трех тканевых или кожаных клапанов, соединенных шнуром в верхней части. Подтулейное устройство крепилось к корпусу при помощи шести заклепок (у СШ-39 было три заклепки). Брезентовый подбородочный ремень состоял из двух частей, держащихся на кольцах, присоединенных к боковым сторонам шлема. СШ-40 выпускался трех размеров: 1-й — до 55 см, 2-й — 56-59 см, 3-й — более 60 см. Точная подгонка под размер головы осуществлялась шнуром.

Вес шлема 3-го размера без подтулейного устройства был 800 г. Полный вес — 1400 г. Толщина стенок — 1,2 мм.

Испытания нового шлема проходили на Щуровском полигоне под руководством подполковника В. Орлова. Производство было налажено на ЛМЗ в г. Лысьва. В 1945 году СШ-40 начали выпускать также на сталинградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».

70 лет Великой Победы! Стальной шлем (СШ-40) Шестиклепка.Уральская каска спасла миллионы жизней.


СШ-40 стандартный шлем образца 1940 года, широко использовался Советской армией во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, пока на вооружение не поступили более совершенные образцы СШ-60 и СШ-68.


Выполнен из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. В годы войны шлем выпускался металлургическими заводами «Красный Октябрь» и «Лысьвенский металлургический завод». После взятия фашистами Сталинграда в стране не осталось предприятий, где делали бы столь необходимые на фронте защитные головные уборы. Лысьвинский завод №700 был единственным предприятием в стране, где делали солдатские каски. Для самой Лысьвы до войны стальные шлемы не были профильной продукцией, поэтому осваивать новое производство пришлось с самого начала. Даже состав броневой стали пришлось «изобретать» заново, исходя из местных условий. И потом совершенствовать форму штампа, технологию крепления подшлемника, который тоже оказался неприспособленным для ведения боев в зимнее время. Так, стандартный шлем СШ-40 получил характерные, лысьвенские черты.
Всего за годы войны в Лысьве было сделано более десяти миллионов защитных шлемов, спасших миллионы жизней. Солдатская каска стала символом воина — победителя.


Приемочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема обстрелом простой пулей, патрон с уменьшенным зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов.
Конструкция СШ-40, отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подшлемник состоит из четырех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.


В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г.
Юрий Никулин, всенародно любимый артист и участник войны, вспоминал на встречах с металлургами: «Я до сих пор помню вашу каску. Вы не поверите, но она трижды спасала меня от неминуемой смерти… И память о ней во мне каждый раз сопровождается отвратительным визгом, который издает пуля, ударившись обо что-то непробиваемое».

Каска СШ-40: описание, история, испытания


Наверное, сложно найти на постсоветском пространстве человека, который не знал бы, как выглядит каска СШ-40. Он может сам не знать об этом, но данный элемент экипировки видел не раз. Ведь он фигурирует в подавляющем большинстве советских военных фильмов, которые любят почти все. Что ж, пришла пора узнать, что такое советская каска СШ-40 и как она выглядит.

Когда была принята на вооружение

Ситуация в Европе накалялась. Советскому Союзу нужно было не только оружие, танки, самолеты и артиллерия, чтобы увеличить мощь армии, но и соответствующая экипировка, позволяющая защитить простого солдата, идущего в бой или же обороняющего позиции. Несмотря на обилие войн, которые Россия вела в разные века с разными противниками, в Российской империи не было налажено производство касок, которые защищали бы солдат. Хотя для пожарных специальные каски выпускались.

Надежная защита

Как понятно из названия, на вооружение она была принята в 1940 году – незадолго до начала войны. Ведь каска СШ-40 так и расшифровывается – стальной шлем образца 1940 года.

Сначала она выпускалась на двух заводах – Сталинградском "Красном Октябре" и Лысьвенском металлургическом заводе. Но после ожесточенных боев за Сталинград производство удалось сохранить только на втором заводе – он находился на Урале, в глубоком тылу. Только за годы было создано около десяти миллионов таких изделий, сохранивших жизни многим тысячам советских солдат. Причем производство было засекреченным – этот гриф был снят лишь сравнительно недавно.

Что собой представляет

Сама каска СШ-40 стальная, изготовлена она из высокопрочной легированной броневой стали. Благодаря этому, несмотря на толщину около 1,2 миллиметра, стальной лист уверенно останавливал пули, не говоря уже об осколках гранат и обычных ударах. Выпускалась каска в трех размерах – самый крупный и тяжелый весил восемьсот грамм.

Кроме самого прочнейшего корпуса, каска состояла из подтулейного устройства – оно амортизировало удар, снижая его разрушительный эффект. Представляло собой три лепестка, изготовленных из дерматина или искусственной кожи, что обеспечивало высокую устойчивость перед истиранием, хотя и доставляло солдатам массу неудобств – голова сильно потела и чесалась. Но в бою на такие мелочи внимания не обращали.

Удобный подтульник

Между собой лепестки соединялись шнуром, который можно было затягивать или расслаблять, подстраивая каску под особенности головы. С внутренней стороны лепестков располагалась плотная ватная подушечка, которая и обеспечивала амортизационный эффект.

Третьим и последним элементом был подбородочный ремень. Благодаря нему каска не спадала на бегу, в падении и любых других экстремальных ситуациях. Состоял он из двух частей: один заканчивался скользящей пряжкой, а другой для удобства обжимала полукруглая оправка из металла. Скользящая пряжка позволяла надежно затянуть его во время боя и расслабить, когда атака отбита, но опасность не до конца миновала.

Как Буденный шашкой каску испытывал

М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу.

На солдате

Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за "наган". Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. Легкая пуля калибра 7,62 миллиметров, уверенно попадающая в цель на дистанции до пятидесяти метров (что для большинства пистолетов является запредельной), не смогла повредить каску. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ.

Основное улучшение по сравнению с предшественником

Была ли каска СССР СШ-40 первым средством защиты головы рядовых? Оказывается, что нет. До нее испытывалась СШ-39 – годом ранее. Однако она не прошла испытаний, так как имела слишком сложный, неудобный и недостаточно надежный подтульник.

Увы, каска не всегда спасала

В результате в конструкцию были внесены определенные изменения. К тому же, чтобы повысить прочность соединения подтульника с каской, теперь использовалось шесть заклепок, а не три, как раньше.

Сколько лет каска стояла на вооружении

Глупо и спорить – каска СШ-40 прекрасно показала себя на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Качественные материалы в сумме с тщательно продуманным дизайном спасли немало жизней рядовых и офицеров.

Пролежала в земле многие десятилетия

Поэтому на вооружении она стояла целых двадцать лет. Только в 1960 году на смену ей была принята новая, улучшенная модификация – СШ-60. Но даже она имела довольно мало отличительных черт. Модификации опять подвергся только сам подтульник. Теперь лепестки крепились в верхней части шлема, а не посередине. Кроме того, амортизирующие функции теперь возлагались не на прессованную вату, а на специальные пружины.

Заключение

На этом статья подходит к концу. В ней коротко, но максимально подробно дана информация о том, как выглядела и что собой представляла простая солдатская каска СШ-40, какими преимуществами обладала. Также в статье рассказано о методах испытания.

Шлем СШ-40

Читайте также: