Шлем стальной армии гдр

Обновлено: 03.05.2024

Неотъемлемым элементом образа немецкого солдата времен Второй мировой войны является характерный металлический шлем с козырьком и расходящейся в стороны нижней частью. Изделия «штальхельм» M1935 и другие подобные шлемы являлись основной защитой головы бойцов нацистской Германии. В течение десяти лет немецкая промышленность неоднократно модернизировала шлем образца середины тридцатых с целью оптимизации производства и повышения некоторых характеристик. Кроме того, предпринимались попытки заменить имеющиеся шлемы более совершенными.

Предпосылки к появлению

Шлем Stahlhelm M1935 был принят на вооружение Германии в середине тридцатых годов. В 1940 году он прошел первую модернизацию. Ввиду необходимости упрощения производства было предложено изменить некоторые его детали. Изменения были незначительными, из-за чего обновленный вариант не сочли полноценной модификацией. По этой причине широко известное название M1940 не являлось официальным и появилось уже после войны. В 42-м шлем вновь модернизировали. Вариант M1942 имел менее длинные козырек и нижнюю часть, а также другие отличия от базового изделия. Все это упростило производство и позволило снизить расход металла.

Несмотря на все ухищрения конструкторов, немецкие штальхельмы имели некоторые проблемы, что стало ясно уже во время захвата Польши. Передняя часть такого шлема была почти вертикальной, что в определенной мере снижало его прочность и возможный уровень защиты. Иными словами, солдаты получали ранения и гибли даже в тех случаях, когда их мог спасти шлем. Требовалось разработать и принять на вооружение новую защиту.

В самом начале сороковых (по некоторым данным, чуть раньше, после окончания польской кампании) была проведена серия испытаний, целью которых было определение реальных характеристик шлемов и касок, используемых немецкой армией и зарубежными вооруженными силами. Подопытные изделия подвергли обстрелу из разного оружия с разных дистанций и ракурсов. По имеющимся данным, во время испытаний хуже всех себя показали британские каски, обеспечивавшие наименьший уровень защиты. Имевшиеся у немецких специалистов шлемы других стран также имели проблемы. Однако самым неприятным для немцев стал тот факт, что штальхельм M1935 тоже не был лишен недостатков.

Самым простым и логичным выходом из сложившейся ситуации было создание нового «стального шлема», который смог бы превзойти по своим характеристикам все существующие аналоги. Тем не менее, в силу определенных причин все разработки в этой области не привели к каким-либо реальным результатам. До конца Второй мировой войны бойцы Вермахта и других структур нацистской Германии были вынуждены пользоваться шлемами M1935 и его модификациями. Также необходимо отметить, что к моменту окончания сравнительных испытаний немецкая промышленность полным ходом готовилась к массовому производству шлемов M1942, являвшихся упрощенной версией базового M1935.

Проекты «B», «BII» и «C»

Несмотря на наличие серийных шлемов, превосходящих некоторые зарубежные аналоги, руководство Германии решило инициировать разработку нового средства защиты. В рамках этой программы было создано несколько проектов новых шлемов. Некоторые разработчики пытались продолжать развитие идей, заложенных еще в M1935 с сохранением некоторых его общих черт. Тем не менее, сотрудники фирмы Volklingen Stahlwerke решили поставить во главу угла уровень защиты и не «цепляться» за существующую узнаваемую конструкцию.

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)


Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke (слева направо): "B", "BII" и "C"

До конца 1942 года фирма Volklingen Stahlwerke представила четыре варианта шлемов с повышенным уровнем защиты. Со временем число проектов сократилось до трех. Командованию армии были предложены проекты с обозначениями «B», «BII» и «C». В силу разных причин работы в рамках программы создания нового шлема серьезно затянулись. Различные обсуждения, предварительные испытания и т.д. продолжались в течение двух лет. Только во второй половине 1944 года командование определилось с будущим новой программы.

В результате рассмотрения трех оставшихся проектов от Volklingen Stahlwerke было решено продолжить работы только по двум. Вариант «C» по ряду причин не устроил заказчика. Было решено продолжать разработку версий «B» и «BII», поскольку они имели заметно более высокие характеристики защиты и некоторый модернизационный потенциал. Уже на стадии проектирования удалось выяснить, что конструкция новых шлемов, при сохранении веса на уровне M1935, позволит ощутимо повысить уровень защиты. Либо, при схожем уровне защиты, новые шлемы получались легче.



Шлем версии "B"

Новые шлемы, изготовленные из тех же материалов, что и M1935, были примерно на 200 г легче его и весили не более 1 кг. Подобная экономия веса позволяла в перспективе повысить уровень защиты бойца. На практике сэкономленные 200 г можно было использовать для увеличения толщины металла на 0,4-0,5 мм с соответствующими последствиями для надежности защиты.

Шлемы «B» и «BII» имели схожую конструкцию. Из металлического листа предлагалось штамповать деталь сложной изогнутой формы, похожей на конус со скругленной вершиной и сплюснутый с боков. В боковой поверхности такого купола предусматривались три отверстия для креплений т.н. подтулейного устройства. Кроме того, в шлеме предусматривались отверстия для вентиляции.

Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke должны были опираться на голову бойца при помощи подтулейного устройства из металла и кожи либо другого доступного материала. Устройство состояло из мягкой части сложной формы с перфорацией и стягивающим шнурком, а также металлического пояса. Деталь из мягкого материала и пояс скреплялись при помощи заклепок. На поясе предусматривались уголки для крепления к куполу и петли для установки ремешка.

Главным отличием двух предложенных шлемов была форма стальной части. Так, купол изделия «B» был немного ниже и имел ровную нижнюю грань без выступающих частей. Проект «BII» предусматривал некоторое подобие расширяющейся части шлема M1935. На таком шлеме в передней нижней части купола предусматривалась выемка, улучшавшая боковой обзор. В случае с обоими шлемами передняя изогнутая часть купола также выполняла функции козырька.



Подтулейное устройство шлемов "B" и "BII".

Повышенный уровень защиты, выявленный в ходе испытаний, был связан с выбранной формой купола. Передняя часть обоих шлемов была наклонена на 55° к горизонтали, боковые и задняя – на 60°. Схожее решение к тому времени активно применялось в проектах различной бронетехники и получило название «рациональные углы бронирования». За счет размещения металлического листа под углом к вертикали достигается некоторое увеличение толщины металла, находящегося на пути пули. Таким образом, за счет измененной конструкции купола шлемов фирмы Volklingen Stahlwerke были более надежны, чем M1935.

Примерно в середине 1944 года было решено провести войсковые испытания новых шлемов. Компании Eisen und Huettenwerke заказали производство сотни изделий двух моделей. На этом этапе новые шлемы получили название по фамилиям своих конструкторов, после чего в течение некоторого времени обозначались как Stahlhelm Thale/Harz. Шлемы конструкции Тале-Харца были отправлены в одну из школ Вермахта, дислоцировавшуюся недалеко от Берлина, где использовались в течение нескольких месяцев.



Шлем версии "BII".

К осени 1944 года все необходимые испытания были завершены, что позволяло перейти к вопросу развертывания производства новых средств защиты. Согласно распространенной версии, пока не получившей достойного подтверждения или опровержения, шлемы Тале-Харца не были приняты на вооружение в связи с решением Адольфа Гитлера. В ряде источников утверждается, что он не одобрил новые разработки по эстетическим причинам. Якобы новые шлемы не были похожи на старые германские штальхельмы, а M1935 и его модификации оставались образцом настоящей защиты «истинных арийцев». Тем не менее, точные сведения о причинах отказа от шлемов Тале-Харца, подтвержденные документами, пока отсутствуют.

В случае принятия на вооружение шлем Тале-Харца должен был получить обозначение M1944 (M44) или M1945 (M45), в зависимости от точной даты подписания соответствующих документов. Тем не менее, новые шлемы не стали штатным вооружением армии. Это, однако, не мешает историкам и любителям военной истории использовать так и не присвоенные обозначения.



Фотографии шлемов различных моделей, использовавшихся в сравнительных испытаниях.

В некоторых источниках утверждается, что штальхельмы новой модели весной 1945 года были использованы в бою. В сражениях на подходах к Берлину в бой были брошены учебные подразделения, в которых проводились войсковые испытания новых шлемов. Немцам так и не удалось остановить наступающую Красную Армию, а шлемы M44/45 никак не повлияли на ход боев. Перевес был на стороне наступающего Советского Союза, из-за чего никакие шлемы не могли значительно оттянуть конец Третьего рейха.

Шлем M56 (ГДР)

Шлемы Тале-Харца не производились крупной серией и не получили широкого распространения. Тем не менее, любопытная конструкция с достаточно высокими характеристиками, по-видимому, не пропала. В самом начале 1956 года была создана Национальная народная армия Германской Демократической Республики. Вооруженные силы ГДР нуждались в различном вооружении и средствах защиты. В конце 56-го на вооружение был принят новый шлем, известный под названием M56.

Точная история разработки шлема M56 до сих пор является предметом споров. В одних источниках утверждается, что это изделие является незначительно доработанным вариантом шлема Тале-Харца, а другие говорят о полностью новой разработке. Тем не менее, нельзя не отметить, что штальхельм M56 внешне весьма похож на разработку фирмы Volklingen Stahlwerke в версии «BII». Кроме того, следует помнить, что разработкой M56 руководил Эрих Кизан, ранее участвовавший в создании шлемов предыдущих моделей.

Общая форма купола шлема M56 была похожа на разработку начала сороковых. При этом в металлической детали предусматривались шесть отверстий для установки подтулейного устройства. Само устройство почти не имело общих черт со старым аналогом. В его конструкции использовался пластиковый амортизатор и поролоновые подушки, предназначенные для гашения ударов по куполу. Наконец, боковая часть ремешка шлема имела Y-образную форму и охватывала с двух сторон уши солдата. Были использованы оригинальные крепления подтулейного устройства к куполу. Ввиду больших размеров последнего существовал риск зацепиться краем шлема за какой-либо предмет и получить травму шеи. Для этого были предложены новые защелки, расцеплявшие купол и устройство при определенном усилии.

Вероятно, при создании шлема M56 немецкие инженеры учли опыт нацистской Германии, но не стали бездумно копировать изделие, так и не принятое на вооружение. Результатом этого стала серьезная переработка купола с созданием нового подтулейного устройства. Благодаря такому подходу с использованием существующих идей и созданием на их базе новых конструкций ННА ГДР уже в начале 1957 года получила первые серийные шлемы новой модели.

За первое полугодие 57-го было произведено около 50 тыс. шлемов трех размеров. Серийные изделия окрашивались матовой серой краской. Сверху на шлем могли надеваться маскировочная сетка или чехол. Чехлы выпускались в различных расцветках. В частности, для регулировщиков предназначались чехлы белого цвета с красной полосой и государственным гербом. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась солдатами почетного караула.

Штальхельмы модели M56 являлись основным средством защиты головы солдат до самого конца существования ННА и ГДР. После объединения двух Германий бывшие части Национальной народной армии стали переходить на стандарты Бундесвера ФРГ, отказавшись от подавляющего большинства собственного снаряжения, в том числе шлемов. Шлемы M56 отправились на склады или на утилизацию, а некоторое количество таких изделий стало музейными экспонатами или попало в частные коллекции.

Исторический детектив. Германские каски: шеи целы, мозги сломаны

Не так давно в одном из материалов я с грустью сетовал на то, что дебилизация социума в информпространстве принимает угрожающие масштабы. Перевожу: тупеет народ. И вот лишнее тому подтверждение.

Собственно, искал я совершенно не по этой теме информацию, но был просто шокирован, сколько народа в Интернете просто бездумно копирует чушь и дурь. Плодя мифы и легенды с такой уверенностью, что оторопь берет.

Просто как с цепи сорвались все эти дзеновские в особенности. Про соцсети молчу о лобовую броню танка головой, но тут ничего уже не поделать, судя по всему.

Остается только брать и развенчивать эти мифы, которые, в общем-то, вполне себе дурь. О касках, которые ломали головы солдатам, о пушках, которые не стреляли, о… да много тем сегодня.

Начну с мифа, потом поговорим о вещах не таких серьезных, но занятных. Уж простите, что все в один котелок, но речь идет о касках, потому вроде бы и нормально.


Итак, 9 из 10,5 пользователей Интернета (0,5 – это разместивший очередной миф) уверены, что рога на немецкой каске – это дань сагам и древнегерманским преданиям. Ладно, преувеличиваю, конечно, но история с рожками на касках – это показатель.

Стараниями интернет-воителей многие уже в курсе, что на эти рожки крепилась стальная пластина, которая усиливала броню и гасила воздействие винтовочной пули.

Вот тут и началось светопреставление…

Идея, типа, класс, исполнение вообще не торт, потому что бедным немецким штурмовикам чуть ли не головы отрывало. Но да, они быстро отказались от этой затеи именно потому, что жалкие шеи немецких пехотинцев им, пехотинцам, были дороже.

Что такого? Ну ничего особенного, за исключением того, что все это выдумка, от первого и до последнего слова.

Возмущенные крики «а как же Википедия?» отметаем. Найти бы того, кто эту дурь в Вику запостил, вот интересно было бы.

Но слава стечению обстоятельств, в России не перевелись люди умные, способные на нечто большее, чем разносить выдумки по дворам. Например, Павел Прохоров из группы «Стальной шлем», который привел просто восхитительное изложение всей истории этого несчастного щитка. Ссылку приведу в источниках, там очень много интересной информации.


Единственное, чего там нет, – это малейшего документика, ну хоть какой-то бумажонки, на которую можно сослаться, на основании которой можно твердо сказать, что солдаты отказывались использовать налобники, потому что им головы отрывало.

Так что, по сути, – Су-24, который обесточил «Дональда Кука».

А что было на самом деле?

А на самом деле был год 1915-й и были проблемы у Рейхсвера. Шла война, для защиты голов солдат нужны были шлемы. То, что эта штука весьма полезна в окопной войне, поняли все. Ну, может быть, кроме русских, да и то мы заказывали каски Адриана союзникам.

У немцев все было просто. Каски были необходимы, но, начав эволюцию от смешного и не очень прочного «пикельхельма», на выходе получился стальной шлем капитана Шверда. Но и он начал вызывать нарекания по поводу своей способности останавливать пули и осколки. В особенности шрапнель.


Шлем надо было или утолщать (утяжелять), или применять более современные материалы.

Капитан Шверд писал в пояснительной записке по этому поводу, что, для того, чтобы шлем соответствовал всем требованиям, для его изготовления надо использовать 1,5%-ную хромоникелевую сталь.

И на производство 1 миллиона шлемов требовалось 15 тонн чистого никеля. И Крупп, и «Стальверке» покрутили пальцем у виска, родить такое количество никеля в то время было нереально. Уже сказывалась блокада Германии Антантой.

А без никеля шлем был бы на 15-20% тяжелее, что тоже было не очень приятно. Плюс – опять же дополнительный расход стали, которую можно было бы употребить на что-то еще.

И тогда немцами был придуман довольно оригинальный ход. Была придумана эта самая стальная пластина, которая крепилась с помощью рожек и ремня на лицевой стороне каски.

Весила пластина около 1 кг, что, собственно, действительно было тяжеловато.

Однако никто и никогда не планировал посылать в атаку штурмовые группы или простых бойцов в касках с этими пластинами. Действительно, это просто глупость, а немцы глупцами не были.

В инструкции по применению, ведь немцы были мастера в плане придумывания инструкций, говорилось, что налобник должен применяться в особых тактических условиях в позиционной борьбе и против огня вражеской пехоты.

Налобник должен был переноситься солдатом в ранце или иным способом вместе с личными вещами, но так, чтобы его (налобник) можно было быстро прикрепить на каску.

Даже команду соответствующую придумали: «Schutzschilde hoch!» («Щиты вверх!»). Щитами налобники можно считать условно, но, тем не менее.

Самое интересное: а кто должен был накинуть «щит» на верх? То есть прикрепить щиток на каску?

Это тоже было регламентировано. Причем по-немецки просто и со вкусом.

1. Артиллерийские разведчики.
2. Артиллерийские и минометные корректировщики.
3. Окопные наблюдатели. То есть те, кто должен был во время артподготовки смотреть за перемещениями пехоты противника и (немаловажно в Первой мировой) за газовыми атаками.
4. Дежурные расчеты пулеметов.

Все логично, те, кто не уходили в укрытия и находились в ситуации, когда существовала возможность расстаться с жизнью, должны были получить дополнительную защиту.



Ни о каких штурмовиках с дополнительным килограммом стали на голове речь не шла. Ни о каких солдатах, идущих в атаку. Исключительно находящиеся в обороне солдаты, подверженные, как сейчас бы сказали, дополнительным факторам риска.

Это немцы, черт возьми, а не гвардия Папуа…

И потому щитков-налобников было запланировано к производству всего-навсего 5% от общего числа.

А налобники вполне успешно носили до конца войны и немцы, и их союзники.



Ничего ни у кого не ломалось, Рейхсвер продолжал заказывать налобники, более того, подобные приспособления были на вооружении французской и американской армий.

Да, вес был отрицательным моментом. В принципе, он-то и испортил все дело, но тем не менее, анналы истории не сохранили НИ ОДНОГО случая переломов шейных позвонков ни у одного солдата в воюющих армиях.

Кстати, вполне допускаю как раз, что случаи были. Единичные. А потом «солдатское радио» разнесло слухи и сплетни по частям и подразделениям. И «страшилки» сделали свое дело.

Ну а в наше время вообще сам бог велел постить сплетни и небылицы, не имеющие ничего общего с действительностью. Увы, это реалия дня сегодняшнего.



Итак, в плане вывода:

1. Щитки-налобники для стальных шлемов германской армии выпускались в мизерных количествах. Их всего-то было выпущено около 50 000 штук при общем выпуске касок более 6 миллионов.

2. Случаев переломов шеи при попадании пули в утяжеленную щитком каску не зафиксировано.

3. Точно так же каски усиливали и в других армиях. Каски провоевали всю войну.

4. Ни штурмовики, ни пехота не ходили в атаку с налобниками на каске, не совершали маршей в таком облачении. Налобник предназначался для использования в ограниченных предписанных ситуациях.

Рассказы о тяжелых травмах есть не более чем мифотворчество интернет-аудитории.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС, для прохождения специальной подготовки.

Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной.

К началу Второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения.

Несмотря на все достоинства, уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем, адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.



Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.


Отличия М36 и М37


В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.


Оригинальный шлем М37 (военная археология)

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.


Болты и ключ крепления подшлемника модели М38



Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня



Шлем образца 1938 года. М38

Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.



Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.



Каучуковый амортизатор (реплика)

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.


Подбородочный ремень (реплика)

После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами.

Шлем стальной армии гдр

Славомир Боревич

Дорогие Товарищи, предложу тему посвящённую этому легендарному Шлему, как вы сможете убедиться, лучшему до эры Кевлара.

Вначале я хочу выложить мой перевод статьи, открывающий несколько интересных моментов и собственно саму историю.

Статья называется:
THE EAST GERMAN HELMET
East German NVA Stahlhelm:
Historical development.

В общем, кто не знает английского или же просто хочет иметь(как я) под рукой статью на русском, прошу:

стального шлема, судя по всему, сохранившуюся с момента неудачной попытки противостоять вхождению Советских Войск в Берлин.

После разделения Германии на два Государства и определения Восточной Германии, как отдельного государства в 1949 году, по-видимому, уже существовал новый на вид шлем, который использовался Казарменной Народной Полицией(KVP). Фактически, шлем был основан на M35/42 и был очень похож на него. Тот шлем, вместе с униформой цвета хаки, используемой тогда KVP, которая в то время часто вызывала недовольство народа, т.к. была очень похожа на форму ненавистных Советских Вооружённых Сил. Поэтому, в 1956 году, с преобразованием KVP в Национальную Народную Армию(NVA) и созданием Службы Тыла NVA, а также Службу Технологий, было поручено разработать новый шлем, который считался бы подходящим для Восточно-Германских Социалистических Вооружённых Сил. Шлем не должен был быть похож ни на M35/42, ни на советский. Соответственно, модель, используемая KVP, была отклонена. Однако, всё ещё, проектируемый шлем должен был подчеркнуть "Национальную" идею Восточной Германии. Вскоре, руководство вспомнило, что необходимый вариант уже был разработан и опробован! И фабрика со всем необходимым тогда инструментом для производства уже также существовала. Так случилось, что главным инженером, которому была поставлена задача разработки нового шлема, был Erich Kiesen. По иронии, он был связан с Eisen und Huettenwerke, которые производили ранее модели B и BII, утверждённые Ведомством Армейского Вооружения Вермахта, но отклонённые Гитлером. Отказ Гитлера теперь являлся главной и основополагающим обстоятельством, которое позволило принять шлем, без тени связи с "фашистской" армией Вермахта. Пришлось кстати и отсутствие необходимости в каких-либо средствах на исследование, разработку и испытания, шлем был уже разработан, исследован и полностью испытан, так он и был передан "на всех парусах" всем единицам. Более важный факт, что инженер Kiesen был владельцем прежних прав на улучшенный подшлемник с новым ремнём типа "Y" и вентиляционную систему, предназначенную для M35/42, но так никогда и не применяемую. Модифицированные B и BII могли быть быстро оснащены новыми подшлемниками. Но самой "пророческой" удачей было то, что та фабрика была совсем не повреждена и находилась на территории ГДР. Впоследствии, модель BII была выбрана для производства и заменила собой модель B. Таким образом, в январе 1956 года производство BII было возобновлено. Новый шлем был представлен публике посредством фотографий в февральском журнале для Союза Свободной Немецкой Молодёжи(FDJ). Новый шлем официально предстал на церемонии NVA 1-го мая того же года в Берлине. Шлем был окрашен в традиционный "Steingrau"(Серокаменный) цвет, и на левой стороне был нанесён щит из трёх цветов - чёрный, красный, золотой.

Со временем, шлем под руководством Генерала Вилли Штофа, прошёл более строгие испытания, вследствие которых, за годы шлем несколько видоизменялся - одна из поздних модификаций, у которой были убраны заклёпки. Главное, однако, было признано, шлем превосходил все существующие шлемы любых стран. Только спустя годы, появившийся американский кевларовый шлем превосходил Стальной Шлем NVA, официально именуемый M-1956, по баллистическим характеристикам. В 1957 году было начато производства трёх размеров(60m, 64m и 68m). К сентябрю того же года произведённые 50,000 шлемов были переданы Войскам NVA. Уже к концу года, все части NVA получили M-56. Также в 1957 году были произведены пластиковые версии шлема для специальных элитных войск (Охранные Полки) и Почётного Караула.

Нужно отметить, что первые образцы M-56 имели подшлемник подобный M-42, но были оснащены двойным подбородочным ремнём "Y" типа. Следовательно, любой шлем NVA использующий подшлемник типа M-42 с единственным регулируемым подбородным ремешком - может быть примером модели B или BII, произведённой во времена Вермахта. Заклёпки, конечно, должны находиться ниже, чем у последующих M-56. Безусловно, найденное нужно хорошо исследовать и изучить.

.
**Что немаловажно, история показывает тупорыльство Адика, по отношению к собственным солдатам, фюрер руководствовался эстетическими вопросами, в ущерб качеству(сегодня тенденция Вермо/эСэС-тетики в ВК преобладает со страшной силой, и как правило, поклонники адика ругают М56 на чём свет стоит за. внешность, что примечательно:-))

Стальной шлем NVA DDR образца 1976 года


Читая эту статью, вспомните о Германской Демократической Республике и её народе, честно и упорно строившем светлое будущее вместе с другими народами стран социалистического лагеря, и как и все они, преданным переродившейся элитой.


Офицеры армий стран ОВД. Москва. Могила Неизвестного Солдата

Необычный шлем

Все, кто сталкивались с фото или видео, посвящённым армии ГДР, непременно обращали внимание на весьма характерные шлемы, использовавшиеся в её подразделениях.


Парад, посвящённый 25-летию ГДР

Силуэт шлема настолько специфичен, что легко распознаётся даже на самых небрежных рисунках:


Почтовая открытка родом из ГДР с шуточной картинкой

Разумеется, любители военной истории прекрасно знают, что это за шлем — это восточно-германский М56 или его модификация М76. Редкостью его назвать нельзя, при желании его можно уверенно найти даже у нас по вполне приемлемой цене и в отличном состоянии.

Совсем недавно в мои руки попал как раз такой шлем и я решил здесь подробно разобрать его конструкцию, ибо технически он представляет из себя весьма самобытное изделие, стоящее особняком среди других представителей СИБЗ класса шлемов.

Но сперва немного истории.

Историческая справка

Классический немецкий стальной шлем впервые появился ещё во времена Империалистической войны, и уже тогда получил характерную форму купола, ставшую основой для шлемов производившихся в Германии вплоть до конца Второй Мировой, а так же послужившую основой при проектировании аналогичных изделий в других странах.


Немецкий стальной шлем образца 1942 года

Тем не менее эта форма идеальной не являлась. Во-первых, угол встречи при типичных траекториях прилёта поражающих элементов был очень мал, что снижало уровень защиты. Во-вторых, сложная форма требовала для производства соответствующей сложности штампы, что не облегчало задачу производства в условиях военного времени. Эти недостатки были известны, и опытные работы по совершенствованию конструкции шлемов велись многими организациями.

В том числе ими занималась и фирма Volklingen Stahlwerke, предоставившая на испытания несколько моделей шлемов своей конструкции, отличавшихся простой формой и заметно более высокими защитными характеристиками.


Прототипы стальных шлемов фирмы Volklingen Stahlwerke


Прототип с индексом BII

Данных о принятии на снабжение данных шлемов нет, хотя иногда встречаются заявления о том, что предсерийные партии их всё же поучаствовали в войсковых испытаниях в 44-45 году и даже в боях в последние месяцы существования Третьего Рейха.

Но вернёмся к ГДР. Через 11 лет после окончания войны, в 1956 году Восточная Германия, в условиях нарастающего противоборства между НАТО и ОВД, создаёт полноценные вооружённые силы, и в этом же году принимает на снабжение новый шлем, купол которого был очень похож на некоторые прототипы военного времени, отличаясь, в первую очередь, наличием отбортовки и конструкцией подтулейного устройства, получившего Y-образные подбородочные ремни.


Шлем М65. Визуально определяется по трём заклёпкам, выступающим над поверхностью купола


Тот же шлем, вид на подтулейное устройство

Подтверждённых данных о связи нового шлема с образцами военного времени нет. В любом случае, даже если проектирование нового шлема велось с оглядкой на имеющийся опыт (что никак нельзя назвать удивительным), была проделана большая работа по его приведению в соответствие с требованиями времени. Более качественный материал и более сложная форма с отбортовками, более прочное и удобное подтулейное устройство — всё это не только значительно повысило эргономику и защитные характеристики, но и потребовало соответствующей доработки технологии и изготовления нового оборудования. На 20 лет это шлем стал основным в армии Восточной Германии.

В 1976 году на снабжения была принята новая модификация, отличающаяся значительно усовершенствованным и усложнённым подтулейным устройством. Именно таких шлемов было выпущено наибольшее количество, а большая часть старых была модернизирована до нового уровня путём замены подтулейного устройства.


Шлем М76. Визуально определяется по гладкому куполу, без заклёпок

Именно такой шлем имеется и у меня. Рассмотрим его в деталях

Детали

Как подобает в подобных случаях, я предварительно разобрал шлем и теперь шаг за шагом буду постепенно собирать его, показывая особенности конструкции.

Начнём с купола:


Купол. Вид сбоку


Купол. Вид спереди

Гладкий, стальной купол, характерный для модификации М76, покрашенный в классический для немецкой военной школы серовато-оливковый цвет. На внутренней поверхности имеется клеймо с размером купола и датой выпуска:


III 05 89. Третий размер, самый большой. Выпущен шлем в мае 89 года

Изнутри на куполе с помощью точечной сварки прикреплено 6 штифтов грибообразной формы с фланцем для крепления подтулейного устройства:


Купол. Вид изнутри


Штифт крупным планом

На эти штифты крепится промежуточная часть подтулейного устройства, выполненная из мягкого пластика:


Промежуточная часть подтулейного устройства


Промежуточная часть закреплённая на куполе

К промежуточной части крепится основная часть подтулейного устройства, состоящая из пластикового обода с шестью лепестками, на который крепится кожаная, шестилепестковая мягкая часть, называемая в простонародье "парашютом", подбородочный ремешок, а так же две объёмные поролоновые прокладки. Как пластиковый обод, так и мягкая кожаная часть состоят их двух элементов каждый и имеют возможность регулировки по обхвату головы, а мягкая часть сверху утягивается шнурком. Крепится основная часть на промежуточную так же на штифтах грибообразной формы, но уже пластиковых:


Основная часть подтулейного устройства


Устройство регулировки обхвата. Хорошо видны штифты

Поролоновые прокладки закреплены заклёпками на усиках, а кожаная часть к пластиковой пришита:


Крепление прокладки


Крепление прокладки и соединение кожи с пластиком

Основания подбородочного ремешка имеют возможность регулировки длины и закреплены на металлические кольца


Точка крепления ремешка


Та же точка вид изнутри

Кожа, из которой выполнены детали подтулейного устройства очень качественная, мягкая и приятная на ощупь.


Кожаные части подтулейной системы


Пряжка подбородочного ремешка


Хвостик подбородочного ремешка

В сборе подтулейное устройство выглядит следующим образом:


Подтулейное устройство в сборе

Подобная конструкция конечно обеспечивает большую гибкость регулировки под конкретного военнослужащего, но не эта задача решалась при её проектировании. При сильном ударе по куполу шлема он слетает с креплений подтулейного устройства и уносит значительную часть энергии удара, не передавая его на голову. Это заметно улучшает защитные характеристики шлема и делает более безопасным десантирование из люков бронетехники, за края которых он может зацепиться.

Уже собранное и отрегулированное подтулейное устройство устанавливается в купол на его штифты:


Шлем в сборе

Вот мы и рассмотрели конструкцию данного шлема. Какие же он имеет эксплуатационные качества и что можно сказать о нем в итоге?

Итоги

Собранный шлем устойчиво сидит на голове, не качается на ходу и не ограничивает обзор и подвижность. Его защитные характеристики в целом соответствуют современному 1-му классу по отечественному стандарту, то есть шлем обеспечивает защиту от обычных пистолетных патронов, таких как 9х18 ПМ или 9х19 Парабеллум, но пробивается пулей патрона 7.62х25 ТТ. В интернете существуют видео отстрела таких шлемов, выполненных энтузиастами, при желании их можно легко найти.

Форма шлема как таковая имеет как свои явные преимущества, так и недостатки. С одной стороны она облегчает технологию производства и обеспечивает повышение эффективности защиты от поражающих элементов, приходящих по нисходящим или горизонтальным траекториям, с другой стороны, эффективность защиты от поражающих элементов приходящих по восходящим траекториям меньше, а увеличенные горизонтальные размеры шлема повышают вероятность зацепиться им за предметы окружения.

Наиболее интересным элементом конструкции является подтулейное устройство, обеспечивающее повышение удобства ношения за счёт устранения качания благодаря Y-образному подбородочному ремешку, Большому количеству точек регулировки, позволяющему подогнать подтулейное устройство под голову конкретного военнослужащего максимально точно, и легкосрывному креплению, повышающему безопасность ношения и эффективность защиты.

Несмотря на то, что шлем этот уже остался в истории, он несомненно занимает в ней своё заслуженное место, как пример нестандартного, но при этом успешного подхода к проектированию средств индивидуальной защиты. Кроме того этот шлем является неотъемлемой частью образа солдата Национальной Народной Армии Германской Демократической Республики.

Читайте также: