Сказ о левше и стальной блохе вопросы

Обновлено: 27.04.2024

Глава 1 (Путешествие по Европе)

В 1814 году император Александр I путешествует по Европе, изучая достижения науки и искусства других стран. Царя сопровождает донской казак Платов. Александр I восхищается изобретениями и достижениями иностранцев. Но Платов не разделяет восторга царя и считает, что русские мастера не хуже иностранных.


Глава 2 (Визит в Англию)

Александр I и Платов приезжают в Англию, где им также показывают лучшие изобретения. Император снова восхищается увиденным. Платов по-прежнему повторяет, что русские мастера не хуже англичан.


Глава 3 (Англичане показывают блоху)

Чтобы впечатлить гостей, англичане показывают им свой шедевр – стальную блоху, которую видно только в микроскоп и которая танцует, если ее завести ключом. Александр I дает англичанам миллион за гениальное изобретение и получает от них блоху. Платов крадет у англичан микроскоп, чтобы блоху можно было разглядеть. Затем царь с Платовым возвращаются в Россию.


Глава 4 (Император Николай I узнает о блохе)

В 1825 году умирает Александр I. Шкатулка с блохой переходит к его брату – императору Николаю I. От Платова Николай узнает историю о блохе. Увидев чудо-блоху в микроскоп, император поручает Платову отвезти ее в Тулу. Царь надеется, что тульские мастера смогут превзойти англичан.


Глава 5 (Платов привозит блоху в Тулу)

Платов приезжает в Тулу и просит мастеров придумать, как превзойти английских мастеров. Платов дает мастерам 2 недели.


Глава 6 (Мастера уходят из дома)

Получив задание от Платова, три лучших тульских мастера-оружейника уходят из дома в неизвестном направлении. Среди оружейников – косой мастер Левша.


Глава 7 (Поход в Мценск и работа над блохой)

Мастера приходят в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Отслужив молебен, они уходят домой. Мастера запираются в доме и две недели сидят, не выходя на улицу.


Глава 8 (Платов возвращается за блохой)

Спустя примерно 2 недели Платов возвращается в Тулу за блохой. Он просит позвать к себе трех мастеров, которым доверил работу.


Глава 9 (Мастера идут к Платову)

Помощники Платова ("свистовые") приходят к дому, где заперлись мастера. Три мастера никого к себе не пускают, поэтому помощники Платова срывают с дома крышу. Как раз в это время мастера завершают работу и идут к Платову.


Глава 10 (Платов увозит Левшу в Петербург)

Мастера вручают Платову стальную блоху. Платов не видит никаких изменений и ругается на мастеров. Обидевшись, оружейники отказываются объяснять Платову, в чем суть их изделия, и просят передать блоху прямо императору. Не доверяя мастерам, Платов везет с собой в Петербург одного из них, Левшу.


Глава 11 (Платов сообщает царю о "неудаче")

Приехав в Петербург, Платов сообщает императору, что тульские мастера не смогли ничего сделать лучше англичан. Император решает сам это проверить.


Глава 12 (Император проверяет блоху)

Император просит свою дочь завести блоху ключом, но блоха больше не танцует, как раньше. Платов бьет и ругает Левшу за обман. В ответ Левша советует найти самый сильный микроскоп и посмотреть на блоху.

Глава 13 (Подкованная блоха)

Император смотрит в самый сильный микроскоп, но также ничего не видит. Тогда Левша объясняет царю, что нужно смотреть на пятки блохи. Император наконец видит, что блоха подкована: мастера прибили к ее пяткам подковы. Император благодарит Левшу за его работу.


Глава 14 (Левша с блохой едет в Англию)


Глава 15 (Левша в Англии)

Левша привозит блоху в Лондон. Англичане видят, что русские мастера подковали блоху. Об этом тут же сообщают в газетах. Англичане просят Левшу остаться в Англии, чтобы учиться и работать, но Левша против, потому что он любит свою родину. Однако он соглашается погостить, чтобы осмотреть их заводы.


Глава 16 (Левша возвращается в Россию)

Англичане показывают Левше свои заводы. Левше нравится порядок и забота о рабочих в Англии. Левша замечает, что ружья у англичан сохраняются лучше, чем у русских. Наконец он отплывает в Россию, и в дороге очень скучает по родине. На корабле он знакомится с английским моряком («полшкипером»).


Глава 17 (Левша и англичанин)

В пути Левша и англичанин выпивают так много, что у них начинается белая горячка: они видят чертов и морских чудовищ. Однажды Левша чуть не оказывается за бортом. Буйных приятелей запирают в каюте до конца пути. В Петербурге они расстаются.


Глава 18 (Левша в Петербурге)

С корабля Левшу отвозят в квартал (полицейский участок). От плавания и пьянства он так слабеет, что не может говорить. Полицейские везут его в больницу, но его не принимают без документов. Его помещают в больницу для нищих, где кладут на пол.


Глава 19 (Смерть Левши)

Приятель Левши, англичанин «полшкипер», находит Левшу в больнице, лежащим на полу. Англичанин через Платова находит Левше доктора, но уже слишком поздно: больной находится при смерти. Перед смертью Левша просит передать императору, что англичане не чистят ружья кирпичами и что русским тоже не стоит так делать. Левша умирает, но его совет так и не передают царю. Ружья продолжают чистить кирпичами и тем самым портить их.


Глава 20 (Память о Левше)

Проходит много лет. В Туле больше нет гениальных мастеров, потому что технический прогресс заменил людей машинами. Но такие гении, как Левша, навсегда останутся гордостью народа.

Это было краткое содержание повести "Левша" Лескова по главам: краткий пересказ "Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе".

Лесков "Левша". тест, как ответить на вопросы?

3) Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

а) чувство зависти б) удивление в) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи

4) Что было написано на собачке английского пистолета?

а) «Иван Москвин во граде Туле» б) «золотых дел мастер»

в) «Тульский мастер Левша» г) «Сделано в Москве»

5) Чем удивили англичане русского государя Александра Павловича?

а) оружием б ) танцующей стальной блохой в) новой модой

г) достижениями в образовании

6) Что умела стальная блоха?

а) прыгать б) шевелить усиками в) танцевать

7) Какой футляр был сделан для блохи?

а) золотая шкатулка б) футляр из рыбьей кости в) перламутровая коробочка

г) бриллиантовый орех

8) Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?

а) 1 тысячу рублей б) миллион рублей в) 10 тысяч рублей

9) Что взял Платов у англичан?

а) «мелкоскоп» б) карету «двухсестную» в) «буреметр» морской г) Мортимерово ружьё

10) Что поручил Платову новый император Николай Павлович?

а) найти жениха для царевны б) передать блоху русским мастерам, чтобы те с ней что-нибудь сделали

в) съездить в Англию за новой блохой г) сделать новый футляр для блохи

11) Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

а) первому министру б) донскому атаману Платову в) военному министру

12) Куда отправились оружейники помолиться перед ответственной работой?

а) в Москву б) на Дон в) в Киев г) в Мценск

13) Что сделали тульские мастера?

а) сломали английскую блоху б) подковали английскую блоху в) сделали новый футляр из изумруда г) сбежали с царской драгоценностью

14) Чем можно объяснить гнев Платова на тульских оружейников?

а) ничего не придумали нового б) сломали блоху в) потеряли блоху

15) Почему левша держал в секрете выполненную работу?

а) не смог ничего придумать б) боялся царского гнева в) не хотел раньше времени раскрыть секрет

16) С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

а) наградить Левшу б) похвалиться хорошим мастером в) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

17) Почему царь сначала подумал, что блоха испорчена?

а) она не танцевала б) она рассыпалась на части в) у неё не было ног г) сломался ключик

18) Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу тульских мастеров?

а) ножку б) брюшко в) ключик г) футляр

19) Что сделал государь с подкованной блохой?

а) заставлял её постоянно танцевать б) отправил в музей

в) оставил себе для забавы г) послал англичанам

20) С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

а) продолжить учёбу и образование б) научиться мастерству у англичан

в) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением

21) При каком условии левша согласился погостить у англичан?

а) если ему дадут право на жительство в Англии б) если найдут невесту

в) если разрешат посетить оружейные заводы

22) Какой секрет хотел передать левша царю после приезда в Россию?

а) не закупать оружие у англичан б) не чистить дула ружей кирпичом

в) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия

23) Какой "приём" оказали больному левше на родине?

а) поместили в хорошую больницу б) бросили умирать в больнице для бедных

в ) срочно оказали медицинскую помощь

24) Почему погиб талантливый мастер?

а) от бездушия полицейских властей б) от тяжёлой неизлечимой болезни в) от отсутствия близких людей

Краткие ответы на вопросы

  • "Левша". Где происходит действие?
  • "Левша". Почему англичане стараются напоить левшу? Почему левша хотел быстро вернутся домой? Как рассказать о приключениях левши в Англии (кратко)?
  • Зачем Лесков искажал слова в сказе левша?
  • "Левша", где слышен голос сказителя? Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя?
  • "Левша", что было написано на собачке английского пистолета?
  • Левша чем занимается? Какую работу должен был выполнить левша и что он сделал?
  • "Левша" какой герой понравился больше всего и почему Лесков "Левша"?
  • Как характеризует повествователя "Левши" его речь?
  • О чём заставляет задуматься сказ "Левша"?
  • Как нарисовать блоху из рассказа "Левша"

1. Жанр произведения Николая Семеновича Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» - это повесть, написанная в жанре сказки.

А если выбирать только из вариантов предложенных автором вопроса, то это будет - сказ.

2. В Англии Александр Павлович хотел посетить кунсткамеру.

4. На собачке замка пистолета была надпись: - «Иван Москвин во граде Туле».

5. Удивили танцующей стальной блохой.

6. Блоха умела танцевать.

7. Футляр для блохи был сделан из бриллиантового ореха.

8. За блоху царь заплатил миллион рублей серебром и ещё пять тысяч за футляр.

9. Платов у англичан взял бесплатно «мелкоскоп».

10. Новый император Николай Павлович поручил Платову передать блоху русским мастерам, чтобы те с ней что-нибудь сделали.

11. А вот 11 вопрос поставлен неверно и правильного ответа на него не дано.

А правильным ответом будет то, что государь поручил Платову отвезти блоху к тульским мастерам, чтоб они над ней покумекали.

12. Перед ответственной работой, тульские мастера отправились в Мценск.

13. Тульские мастера подковали блоху.

14. Платов гневался по тому, что подумал, что тульские мастера не придумали ничего нового.

15. Левша держал в секрете выполненную работу по тому, что не хотел раньше времени раскрыть секрет.

16. Платов повез Левшу с собой отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой.

17. Государь не думал, что мастера сломали блоху, хотя она у него и не танцевала, зато усами шевелила. Государь просто не нашел, что тульские мастера улучшили в блохе.

18.Левша, чтобы все увидели работу тульских мастеров, велел положить под мескоском только ножку блохи.

20. Царь Николай Павлович послал левшу в Англию с целью доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением.

21. Левша согласился погостить у англичан если разрешат посетить оружейные заводы.

22. После приезда в Россию, левша хотел передать царю секрет о том, что оружейные дула нужно чистить маслом, а не кирпичом.

23. По приезде в Россию, больного Левшу бросили умирать в больнице для бедных.

"Левша". Какие ответы на вопросы по литературе 6 класс Коровина?

Ответы на вопросы по литературе 6 класс Коровина "Левша"?

"Левша" гдз ответы на вопросы?

ГДЗ по литературе 6 класс Коровина 1 часть ответы на вопросы учебник "Левша"

Вопросы и задания (к стр. 292-293)

1) Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

2) Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

3) Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

4) Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

5) Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Эпизоды, рисующие царское окружение?

Совершенствуйте свою речь (к стр. 293-294)

1) Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего?

2) Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

3) В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат

4) По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

5) Расскажите о характере левши.

6) Лесков говорил:

<. >там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ».

Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

7) Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Литература и другие виды искусства (к стр. 294-295)

1) Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

2) Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»:

Лесковский штрих у Кузьмина. озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. стиль. рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри" его событие.

Согласны ли вы с этим утверждением?

3) Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

"Левша" Лескова - сказ, повесть, рассказ? Вопрос о жанре

К какому жанру принадлежит "Левша" Лескова? Размышления критиков на эту тему вы можете найти в статье Особенности жанра "Левши".

"Левша" является имитацией сказа, так как по своему происхождению это произведение не "зародилось в народе" сотни лет назад. "Левша" - талантливая стилизация под народную легенду. Это дает право использовать в отношении данного произведения такие понятия, как "рассказ" или "повесть". Учитывая объем и структуру сказа о Левше, мы считаем уместным называть его "повестью", в частности на этом сайте.

Как называл "Левшу" сам Лесков?

Сам Лесков определял жанр "Левши" по-разному: "книжечка", "рассказ", "сказ", "цеховая легенда", "повесть", "баснословие", "очерк", "баснословные сказания". Вот несколько цитат самого писателя на эту тему:

"Моя небольшая книжечка «О тульском левше и о стальной блохе» вызвала несколько литературных отзывов. "

". утверждают, будто сказ о левше есть «легенда старая и общеизвестная»." (источник: Н. Лесков "О русском Левше. (литературное объяснение)")

"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе. <. >Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда. " (источник: предисловие Н. Лескова к изданию "Левши" 1882 г.)

"Написалось у меня живо и юмористично три маленькие очерка (все вместе в 2 листа) под одним общим заглавием: «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения». Это картины народного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)." (источник: Н. С. Лесков - И. С. Аксакову, письмо от 12 мая 1881 г., один из трех очерков, судя по всему, и есть сказ о Левше)

"Такими мишурными блестками усыпан весь рассказ. "(источник: А. Л. Волынский "Царство Карамазовых; Н.С. Лесков", 1901 г.)

"Рассказ о Левше, действительно, вполне баснословен. "(источник: К. К. Михайловский "Отклики", том 2, 1904 г.)

"Возьмем, хотя бы, эту повесть о блохе." (источник: В. Шкловский "Техника писательского ремесла", 1927 г.)

"Критика не оценила рассказ по достоинству. " (источник: профессор Б. Я. Бухштаб, примечания к "Сказу о Левше", "Собрание сочинений Н. Лескова в 11 томах", том 7, 1958 г.)

В современной научной литературе сказ о Левше также называют "рассказом" и "повестью". Приводим несколько примеров:

"В данной статье в качестве материала рассматривается рассказ Н.С. Лескова «Левша»." (источник: А. В. Клочков "К вопросу о стратегиях передачи комческого", 2015 г.)

"Произведениями, иллюстрирующими подобное соотнесение. могут служить повести Н. С. Лескова «Левша» и «Железная воля». " (источник: Андреа Цинк (доктор филологических наук), статья "Деконструкция национального дискурска в творчестве Н. C. Лескова", 2017 г.)

"Иные грани в осмыслении русско-британских культурных взаимоотношений обнаруживаются в повести «Левша»." (источник: И. Н. Минеева (кандидат филологических наук), статья "Эффект левизны, или отношения Н. С. Лескова с Англией", 2014 г.)

Таким образом, анализ научных публикций показывает, что сказ о Левше именуется по-разному как современных источниках, так и в работах литераторов XIX-XX века.

Тест к уроку литературы по произведению "Левша", 6 класс

3.Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

а) чувство зависти б) удивление в) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи

4. Что было написано на собачке английского пистолета?

а) «Иван Москвин во граде Туле» б) «золотых дел мастер»

5. Чем удивили англичане русского государя Александра Павловича?

а) оружием б ) танцующей стальной блохой в) новой модой

6.Что умела стальная блоха?

а) прыгать б) шевелить усиками в) танцевать

7. Какой футляр был сделан для блохи?

г) бриллиантовый орех

8. Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?

а) 1 тысячу рублей б) миллион рублей в) 10 тысяч рублей

9. Что взял Платов у англичан?

а) «мелкоскоп» б) карету «двухсестную» в) «буреметр» морской г) Мортимерово ружьё

10. Что поручил Платову новый император Николай Павлович?

а) найти жениха для царевны б) передать блоху русским мастерам, чтобы те с ней что-нибудь сделали

11.Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

а) первому министру б) донскому атаману Платову в) военному министру

12. Куда отправились оружейники помолиться перед ответственной работой?

а) в Москву б) на Дон в) в Киев г) в Мценск

13. Что сделали тульские мастера?

а) сломали английскую блоху б) подковали английскую блоху

в) сделали новый футляр из изумруда г) сбежали с царской драгоценностью

14.Чем можно объяснить гнев Платова на тульских оружейников?

а) ничего не придумали нового б) сломали блоху в) потеряли блоху

15. Почему левша держал в секрете выполненную работу?

а) не смог ничего придумать б) боялся царского гнева в) не хотел раньше времени раскрыть секрет

16. С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

а) наградить Левшу б) похвалиться хорошим мастером

в) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

17. Почему царь сначала подумал, что блоха испорчена?

а) она не танцевала б) она рассыпалась на части

в) у неё не было ног г) сломался ключик

18. Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу тульских мастеров?

а) ножку б) брюшко в) ключик г) футляр

19. Что сделал государь с подкованной блохой?

а) заставлял её постоянно танцевать б) отправил в музей

в) оставил себе для забавы г) послал англичанам

20. С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

а) продолжить учёбу и образование б) научиться мастерству у англичан

в) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением

21.При каком условии левша согласился погостить у англичан?

а) если ему дадут право на жительство в Англии б) если найдут невесту

в) если разрешат посетить оружейные заводы

22.Какой секрет хотел передать левша царю после приезда в Россию?

а) не закупать оружие у англичан б) не чистить дула ружей кирпичом

в) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия

23. Какой "приём" оказали больному левше на родине?

а) поместили в хорошую больницу б) бросили умирать в больнице для бедных

в ) срочно оказали медицинскую помощь

24. Почему погиб талантливый мастер?

а) от бездушия полицейских властей б) от тяжёлой неизлечимой болезни в) от отсутствия близких людей

Данный тест может быть использован учителем литературы на заключительном уроке изучения сказа Н. Лескова "Левша" в 6 классе в качестве контрольного тестирования учащихся на знание художественного текста. В тесте 24 вопроса, которые находятся в хронологическом порядке, правильный ответ выделен курсивом. Выполнение теста поможет учащимся проверить свои знания и, в будущем, будет способствовать более осознанному чтению художественных произведений.

Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша"

чисто народное сказание
рассказ, полностью выдуманный Лесковым
обработанный вариант народного сказа

2. Какой подзаголовок носит рассказ "Левша":

"Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем"
"Цеховая легенда. "
"'Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3. Кто из героев сказал эти слова: ". мы русские, со своим значением никуда не годимся"

донской казак Платов
император Александр Павлович
государь Николай Павлович

4. Кому из героев принадлежит следующая мысль: ". наши на что взглянут - все могут сделать":

Платову
Николаю Павловичу
Левше

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

в Киев поклониться святым
помолиться в Москву
к Мценску, к уездному городу и Орловской губернии отслужить молебен

6. Сколько мастеров подковывали блоху:

7. Как поступил государь Ник. Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

за волосья отодрал
обнял его и поцеловал
схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

за большую образованность
за искусные руки
за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

жизнь в гостинице
английская вера
старые ружья

10. Как в России поступили с больным после поездки по морю Левшой?

привезли в больницу и бросили в коридоре умирать
положили на перину, позвали лекаря
отправили в Тулу

11. Кто беспокоился о судьбе Левши?

Платов
английский голшкипер
император Александр Павлович

12. С какими словами Левша умер?

хоть шуба овечкина, да душа человечкина
"Где наша Россия?"
". у англичан ружья кирпичом не чистят"

13. В чем своеобразие произведений Лескова?

стиль
образ Левши
близость к фольклору

14. Почему рассказчик искажает некоторые слова:

для смеха
потому что они ему непонятны
искажает названия чужеземных вещей по своему представлению

15. Приемы создания художественного текста, использование определенных языковых средств для выражения мыслей и идей:

это композиция произведения
стиль произведения
жанр произведения (сказ)

Тест по литературе «Лесков Н. С. Левша» для 6 класса

1. Укажите авторское определение жанра произведения Н. С. Лескова «Левша»:

1) сказка
2) рассказ
3) новелла
4) сказ

2. Какова основная тема произведения?

1) тема отсутствия бережного отношения к народному ремеслу
2) тема быта и нравов простых русских людей
3) тема любви к родине
4) тема таланта

3. Кто из героев произведения «в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»?

1) казак Платов
2) государь Николай Павлович
3) государь Александр Павлович
4) поп Федот

1) «Иван Москвин во граде Туле»
2) «золотых дел мастер»
3) «Тульский мастер Левша»
4) «Сделано в Москве»

1) оружием
2) танцующей стальной блохой
3) новой модой
4) достижениями в образовании

6. Какой футляр был сделан для блохи?

1) золотая шкатулка
2) футляр из рыбьей кости
3) перламутровая коробочка
4) бриллиантовый орех

7. Почему Платов скучал в Англии?

1) Он не скучал, ему были интересны все изобретения англичан.
2) Он скучал по хозяйству.
3) Он скучал по жене.
4) Он хотел воевать.

8. Что взял Платов у англичан?

1) «мелкоскоп»
2) карету «двухсестную»
3) «буреметр» морской
4) Мортимерово ружьё

9. Узнайте героя по портрету.

«. косой . на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны».

1) англичанин
2) поп Федот
3) Левша
4) Платов

1) найти жениха для царевны
2) передать блоху русским мастерам, чтобы те с ней что-нибудь сделали
3) съездить в Англию за новой блохой
4) сделать новый футляр для блохи

11. Куда отправились оружейники помолиться перед ответственной работой?

1) в Москву
2) на Дон
3) в Киев
4) в Мценск

12. С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

1) наградить Левшу
2) похвалиться хорошим мастером
3) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой
4) наказать за то, что оружейники сломали блоху

1) сломали английскую блоху
2) подковали английскую блоху
3) сделали новый футляр из изумруда
4) сбежали с царской драгоценностью

14. Почему царь сначала подумал, что блоха испорчена?

1) она не танцевала
2) она рассыпалась на части
3) У неё не было ног
4) сломался ключик

15. Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу тульских мастеров?

1) ножку
2) брюшко
3) ключик
4) футляр

16. Что сделал Платов, когда понял, что государь остался доволен Левшой?

1) дал Левше сто рублей
2) ударил Левшу
3) расцеловал Левшу
4) от досады сломал блоху

17. Что сделал государь с подкованной блохой?

1) заставлял её постоянно танцевать
2) отправил в музей
3) оставил себе для забавы
4) послал англичанам

18. Что сообщается о судьбе Левши в конце произведения?

1) Левша остался у англичан
2) Левша погиб на войне
3) Левша умер
4) Левша женился

19. Что перед смертью Левша велел передать государю?

1) как правильно подковать блоху
2) как правильно воевать
3) чтобы в Туле поставили памятник Левше
4) чтобы не чистили ружья кирпичом

20. При помощи образа Левши повествователь показал

1) обобщённый русский национальный характер
2) человека из народа с заурядной судьбой
3) тульского оружейника с трагической судьбой
4) русского человека, терпеливо выносящего все тяготы судьбы

Читайте также: