Соединение концов стальных канатных стропов выполняется

Обновлено: 17.05.2024

Как выполняется соединение концов стальных канатных стропов

Изготовление канатных строп подразумевает использование нескольких способов заделки концов каната. Чаще всего производители используют наиболее простые методы, которые заключаются в применении заплетки и опрессовки при помощи специальной втулки.

Тип соединения Пример Диаметр каната Коэффициент эффективности
U-образные зажимы Все 0.8
Алюминевая втулка
Стальная втулка
Все 0.9
Ручная заплетка ≤ 60 0.8
Муфта с заливкой Все 1
Запрессовка стальных
фитингов
Все 0.9
Клиновая
≤ Н/мм 2
2
Все 0.85
0.80

Технология заплетки

Если петля на конце канатного стропа изготавливается методом заплетки, то предварительно концы изделия распускают, после чего получившиеся пряди вплетают непосредственно в сам канат. В данном случае нужно методично прокалывать канат. Число проколов зависит от характеристик изделия, в частности, от диаметра стропа:

  • если диаметр меньше 0,15 см, то канат прокалывают в четырех точках;
  • если окружность изделия от 0,15 до 0,28 мм, то строп прокалывают в пяти точках;
  • при окружности каната от 0,28 до 0,6 см выполняют шесть и более проколов.

Все операции по заделке концов каната происходят в ручном режиме при помощи специального станка. Когда заплетаются концы канатов крупного сечения, то для упрощения и ускорения операций используется оборудование с гидравлическим приводом.

Технология опрессовки втулкой


Соединение концов каната путем опрессовки проводится с применением вспомогательного элемента – цилиндрической втулки, которая выполняется из сплава алюминия. Процедура достаточно простая и состоит в том, чтобы продеть канатную ветвь через отверстие втулки, создав таким образом петлю. На завершающем этапе заготовку помещают под пресс, чтобы сдавить втулку и тем самым обеспечить надежную фиксацию концов каната.

Чтобы продлить эксплуатационный ресурс канатных стропов, защитить петли от перетирания, скручивания, деформаций, дополнительно применяется стальной коуш. Он подбирается в соответствии с диаметром канатной стропы.

Временные соединения


Для создания временных соединений при невысокой нагрузке на канат допускается использовать специальные винтовые зажимы. Количество зажимов выбирают в зависимости от типа стропа, но для надежного соединения их потребуется не менее трех штук. Они располагаются последовательно, шаг между зажимами рассчитывается таким образом, чтобы расстояние между ними было не менее шести диаметров каната стропа. Перемычку зажимной скобы всегда размещают так, чтобы она находилась на той стороне, которая несет на себе основную нагрузку.

Компания «КАСКАД» реализует широкий ассортимент канатных стропов, а также предлагает различные варианты зажимов для соединения их концов. Заказывайте нужные варианты с доставкой по Москве и в остальные города России.

В производственном объединении КАСКАД можно купить стропы:

Статьи по ремонту

Требования к заделке концов канатных строп

Стропы могут быть канатными, цепными и текстильными. У каждого вида строп — свое предназначение, особенности и ограничения использования. Так, текстильные стропы устойчивы к резким перепадам температур и наиболее безопасны в эксплуатации. Цепные стропы — единственный вариант для «горячих» производств, на которых подъем и перемещение грузов другими видами строп невозможен.

Канатные стропы — самый популярный вид строп, применяемый в разных отраслях промышленности для транспортировки тяжеловесных грузов. Законодательством предусмотрены требования к прочности и безопасности строп, поэтому заделка концов каната — важный элемент производства. Самая распространенная проблема при использовании канатных строп — это появление острых выступающих концов проволок в местах заделки. Такие проблемы обычно возникают при неправильной технологии производства. Однако проблема может возникнуть и в процессе эксплуатации: при перегрузе или механическом повреждении. Поэтому важно уделить внимание вопросу правильной заделки концов канатных строп.

Методы заделки канатных строп


В месте сопряжения стропа с грузозахватом делается петля, которую можно зафиксировать двумя основными способами: опрессовкой и заплеткой.

Заделка концов каната может проводиться двумя способами:

  • опрессовка. Для опрессовки применяют либо алюминиевые, либо стальные втулки;
  • заплетка. Для заплетки распущенный конец каната вплетают в нераспущенный.

Обязательное требование — поверхность втулки для опрессовки должна быть идеально ровной: без вмятин, выбоин, любых дефектов. Если после опрессовки на втулке из алюминия появились вмятины, трещины, которые занимают площадь свыше трети от толщины стенки втулки, такой строп бракуется. Конец каната после опрессовки по ГОСТу должен выступать максимум на 2 мм, на практике обычно этот показатель равен 1,5 мм.

Алюминиевые втулки могут иметь разную форму — цилиндрическую, закругленную, овальную. Наиболее оптимальный с точки зрения безопасности вариант — овальная втулка: полностью скрывает концы каната, обеспечивая полную безопасность при его эксплуатации. Конец каната после обрезки обматывают проволокой, чтобы избежать раскручивания. Правильная обвязка — с помощью проволок, у которых низкий предел прочности на растяжение. Площадь перекрытия зависит от диаметра каната. После заплетки стропу осматривают: если будут найдены разрывы проволоки, коррозия, выскользнувшие пряди вокруг зоны заплетки — такая стропа бракуется. Для образования петли иногда применяют зажимы — их должно быть не меньше трех. Однако стропы с зажимами неудобны в эксплуатации. Когда формируется петля методом заплетки, канат делят на пряди, каждая из которых требует обработки. Пряди вплетаются в нераспущенную часть каната, закрепляются. Помимо указанных способов заделки концов стропа используют обмотку места заплета специальной изолентой. Среди современных методов можно назвать заделку термоусадочной трубкой. Такая трубка меняет свой диаметр под воздействием температуры, охватывая предмет при усадке. Таким образом, обеспечивается защита концов стропа. Иногда используют такой способ заделки концов канатных строп, как заливка полимерным составом. Технология пока не нашла широкого применения, однако ее достоинство в том, что полимерный состав проникает в структуру каната и хорошо фиксирует короб.

Главная задача любого способа заделки концов канатных строп — обеспечить безопасную эксплуатацию строп при допустимых нагрузках. При этом запрещено превышать номинальную грузоподъемность строп, поскольку это приведет к повреждению защиты и может создать травмоопасную ситуацию. Поэтому важно проводить осмотр строп, выбраковывать те, которые не соответствуют требованиям законодательства к качеству и безопасности.

Заделка каната (троса)

Заделка концов стального каната троса

Заделка концов троса/каната необходима для создания петли, ушка и т.п. для подвешивания к нему груза либо закрепления троса на подъемном оборудовании.

Представляем самые распространенные виды заделок:

1. Опрессовка алюминиевыми втулками

Концевая заделка каната методом опрессовки — удобный и эргономичный способ заделки каната с высокой степенью эффективности.

Чаще всего применяется при изготовлении канатных стропов.

Не рекомендуется применять в случае эксплуатации при температуре выше 100С

2. Ручная заплетка (ручной заплет)

Заделка концов каната методом заплетки — традиционный способ заделки каната, при котором конец каната фиксируется путем переплетения прядей каната после формирования петли.

3. Использование канатных зажимов

Заделка каната винтовыми зажимами — самы простой и доступный из видов заделки.

Для обеспечения максимальной эффективности данного способа заделки каната, воспользуйтесь этими советами:

— правильно расположите зажимы

— установите зажимы так, чтобы расстояние между двумя зажимами составляло 1,5-3 (максимум) ширины перемычки

— затягивайте зажимы до нужного усилия затяжки с помощью ключа

4. Муфта с заливкой цинком/металлом с низкой точкой плавления/каучуком

Заделка концов каната с помощью фиксирования (заливки) муфт (сокетов) легкоплавким металлом или полимерной композицией (канат вставляется в муфту и ) — является наиболее прочным, но трудоемким и дорогим способом заделки концов каната.

5. Запрессовка стальных фитингов

Заделка концов каната запрессовкой стальных фитингов — это соединения стального каната и стального фитинга различной формы с применением специальных приспособлений и прессов высокой мощности. Фитинг изготавливается из специальной стали способной выдержать прилагаемые к нему нагрузки.

Эффективность различных видов концевой заделки троса/каната

Эксплуатационная эффективность концевой заделки каната это отношение разрывного усилия каната (R) к нагрузке, при которой ломается заделка.

На таблице ниже наглядно продемонстрирована эксплуатационная эффективность наиболее часто используемых концевых фитингов.

Следующее выражение применяется для расчёта фактического разрывного усилия концевой заделки:

R = разрывное усилие каната в Н

Reff. = фактическое разрывное усилие концевой заделки в Н

a = степень эффективности (коэффициент эффективности)

Способы заделки концов стальных канатов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЗАДЕЛКИ КАНАТОВ И ИХ ДЕТАЛИ

Closing up for ropes and their components.
Specifications

Срок действия с 01.07.74
до 01.07.99*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 7-95 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 11, 1995 год). — Примечание «КОДЕКС».

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31.07.73 N 1888

2. Срок проверки — 1993 г.;

периодичность проверки — 5 лет

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Вводная часть, 1.6, 3.1

Вводная часть, 3.1

* Действует ГОСТ 14192-96, здесь и далее по тексту. — Примечание «КОДЕКС».

5. Срок действия продлен до 01.07.99 Постановлением Госстандарта СССР от 24.11.88 N 3817

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1991 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1976 г., январе 1984 г., ноябре 1988 г. (ИУС 4-76, 5-84, 2-89)

Настоящий стандарт распространяется на заделку канатов на коуш и гильзы по ГОСТ 19029-73, заделку канатов «на шарик» по ГОСТ 18489-73 и на коуши по ГОСТ 19030-73.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Канаты, заделываемые указанными способами, должны отвечать требованиям ГОСТ 2172-80 и ГОСТ 3062-80 и иметь документ предприятия-изготовителя об их испытаниях.

1.2. До выполнения заделки канаты должны быть подвергнуты предварительной вытяжке по ГОСТ 3120-75 усилием, равным половине разрывного усилия каната, предусмотренного ГОСТ 2172-80 и ГОСТ 3062-80. Перед вытяжкой канат протирают салфеткой, смоченной в бензине по ГОСТ 443-76 для удаления излишней смазки. Обрывы проволоки на канатах и раскручивание концов каната не допускаются.

Канаты должны быть оцинкованы по группе «С» и отвечать требованиям высшей категории качества.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1.3. При резке каната наждачным кругом длина отожженной части каната с одного конца не должна превышать 25-30 мм.

1.4. Заделываемый конец каната перед выполнением заделки вытирают салфеткой, смоченной в бензине по ГОСТ 443-76 и насухо протирают. Внутреннее отверстие гильзы промывают в бензине и просушивают.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.5. Поверхности коушей и гильз должны быть без трещин, раковин, заусенцев и следов коррозии. Допускаются отдельные незначительные риски и вмятины. Указанные выше дефекты не должны превышать норм, указанных в ГОСТ 19904-90 и ГОСТ 8734-75.

1.6. Каждый заделанный канат подвергают испытанию на прочность повторной вытяжкой по ГОСТ 3120-75 в течение 5 мин усилием, равным половине разрушающего усилия заделки, предусмотренного ГОСТ 19029-73 и ГОСТ 18489-73.

Если при испытаниях будут обнаружены канаты с оборванной проволокой или выползанием конца каната из заделки более величины, установленной ГОСТ 19029-73, эти канаты бракуют.

1.7. На поверхности коушей и гильз после заделки канатов скручиванием и проверки прочности не должно быть трещин, заусенцев и грубых следов в местах захвата инструментом (глубина захвата не должна превышать 0,15 мм, количество следов захватов — не более двух).

1.8. После скручивания и испытания прочности заделки гильзу, а также поверхность подреза коуша до гильзы покрывают эмалью ЭМ.ХВ-16, 11.0Ж по ГОСТ 9.032-74. Цвет эмали устанавливается по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.9. Защита от коррозии при эксплуатации осуществляется смазкой марки ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74 в сроки, предусмотренные технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Для проверки соответствия заделанных на коуш скручиванием гильзы и «на шарик» канатов и входящих в заделки деталей требованиям настоящего стандарта устанавливаются приемосдаточные испытания.

2.2. Приемосдаточным испытаниям подвергают каждую партию заделанных канатов или деталей.

Партия должна состоять из:

заделанных в одном приспособлении канатов одного диаметра из одной бухты (барабана) канатов — не более 50 шт.;

коушей одного размера — не более 5000 шт.;

гильз одного размера — не более 1000 шт.

2.3. Приемосдаточные испытания производят в следующем объеме и последовательности.

2.3.1. Внешнему осмотру, обмеру и контролю качества защитного покрытия подвергают:

заделанные канаты — сплошной контроль;

коуши — 10% от партии (кроме контроля качества защитного покрытия), но не менее 5 шт.;

гильзы — 10% от партии, но не менее 5 шт.

Примечание. Контролю качества защитного покрытия (прочности сцепления с основным металлом, толщины и пористости осадка) подвергают девять коушей — по 3 шт. для каждого вида контроля.

2.3.2. Испытанию на растяжение до разрушения подвергают 5% заделанных канатов, но не менее 2 шт. При длине каната более 2000 мм допускается проводить испытания на образцах длиной 1000-2000 мм, изготовленных одновременно с партией. Изготовление образцов отдельно от партии не допускается.

Условиям прочности заделки при испытании на растяжение до разрушения должны удовлетворять 100% испытанных заделок канатов. Допустимая разрушающая нагрузка на коуши и гильзы характеризуется разрывным усилием заделки канатов.

2.4. Если в процессе приемосдаточных испытаний партии заделанных канатов или деталей будет обнаружено несоответствие хотя бы одному требованию настоящего стандарта, партию изделий считают не выдержавшей испытания и возвращают для устранения дефектов. Повторные испытания проводят на удвоенной выборке.

2.5. Если при повторных испытаниях будет обнаружено несоответствие хотя бы одного заделанного каната или детали требованиям настоящего стандарта, испытания должны быть прекращены и вся предъявленная партия изделий забракована.

2.6. Потребитель проводит контроль качества поступившей продукции в объеме и последовательности приемосдаточных испытаний.

2.7. Клеймо технического контроля должно быть нанесено ударным способом или краской на бирке каждого годного заделанного каната или детали.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. При внешнем осмотре, обмере и контроле качества защитного покрытия заделанных канатов, коушей или гильз проверяют их соответствие требованиям пп.1.2-1.5-1.8 настоящего стандарта, ГОСТ 19029-73, ГОСТ 18489-73 и ГОСТ 19030-73.

3.2. Внешний осмотр производят визуально. Контроль размеров заделки канатов и деталей производят универсальным измерительным инструментом, предельными калибрами и шаблонами.

3.3. Испытание на растяжение до разрушения заделанных канатов производят на разрывной машине. Расстояние между местами закрепления канатов не должно быть менее 300 мм.

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Заделанные канаты, коуши или гильзы должны иметь ярлык с обозначением:

наименования или товарного знака предприятия-изготовителя;

условного обозначения заделанных канатов или деталей;

обозначения настоящего стандарта.

Маркировку выполняют ударным способом или краской.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2. Канаты с заделкой погружают на 2-5 мин в пластичную смазку ПВК по ГОСТ 19537-83, нагретую до 110-120 °С.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3. Каждый заделанный канат завертывают в парафинированную бумагу по ГОСТ 9569-79 и упаковывают в плотные дощатые ящики по ГОСТ 2991-85, обеспечивающие сохранность упакованных изделий при транспортировании.

Гильзы завертывают в парафинированную бумагу по ГОСТ 9569-79 в количестве не более 10 шт. и упаковывают в плотные дощатые ящики по ГОСТ 2991-76.

Коуши упаковывают в плотные дощатые ящики по ГОСТ 2991-76, выложенные внутри битумной бумагой по ГОСТ 515-77 или другим равноценным материалом.

Брутто не более 45 кг.

4.4. В каждый ящик вкладывают акт приемки технического контроля предприятия-изготовителя и упаковочный лист, в котором указывают:

Разные способы © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Тип соединенияПримерДиаметр канатаКоэффициент эффективности
U-образные зажимы Все0.8
Алюминевая втулка
Стальная втулка
Все0.9
Ручная заплетка ≤ 600.8
Муфта с заливкой Все1
Запрессовка стальных
фитингов
Все0.9
Клиновая
≤ Н/мм 2
< Н/мм 2
Все
0.85
0.80

Заделка концов канатных строп

Длительное время канатные стропы являются основным видом стропов, применяемых для подъема различных грузов во всех отраслях промышленности. Широкое распространение канатные стропы получили в советское время, с тех пор государственные стандарты практически не изменялись. Даже если есть более надежная и безопасная в применении альтернатива (например — ленточные и круглопрядные стропы), предприятия вынуждены следовать требованиям ГОСТов и работать канатными стропами. Тем не менее, прогресс не стоит на месте и появляются новые способы повышения безопасности работы с канатными стропами.

При работе с канатными стропами одна из наиболее часто встречающихся проблем это появление выступающих острых концов проволок в местах заделки концов каната или возникающих при его механическом повреждении и перегрузе.

Формирование петли методом заплетки
Формирование петли методом опрессовки втулкой

Как вы знаете, есть два основных способа формирования петель канатных строп — опрессовка втулкой и заплетка концов каната. Формирование петли методом опрессовки стальной или алюминиевой втулкой производится согласно ГОСТ 25573-82 п. 3-13 «Заделанный конец каната должен выступать из втулки не менее чем на 2 мм.», на практике конец каната выступает примерно на 1-1,5см. При изготовлении строп облои и острые кромки на втулке убираются, конец каната после обрезки для предотвращения раскручивания обматывается вязальной проволокой или черной изолентой.

Согласно ГОСТ 25573-82 п. 3-15: «При заделке концов канатов заплеткой места заплетки должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку. Допускается при индивидуальном изготовлении стропов место заплетки уплотнять обстукиванием молотком. Места заплетки с выступающими концами проволок прядей должны быть обмотаны проволокой диаметром 1 мм по ГОСТ 3282-74 или другим материалом. При обмотке проволокой или другим материалом должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок прядей на 10 — 30 мм в обе стороны в зависимости от диаметра каната. Витки проволоки должны плотно прилегать к канату и друг к другу, а концы проволоки — заделаны способом, исключающим ее разматывание.».

Таким образом ГОСТ прямо указывает только на один способ заделки места заплетки — оклетневка вязальной проволокой, при этом не исключает другие способы заделки. Наряду с оклетневкой, одним из старейших способов заделки выступающих концов каната является обмотка места заплета черной хлопчатобумажной изолентой.

Оклетневка места заплета вязальной проволокой
Заделка места заплета термоусадочной трубкой

Более современными способами защиты стали заделка термоусадочной трубкой, а также заливка места заплета полиуретаном или полиэтиленом. Главное свойство термоусадочной трубки — это способность изменять свой диаметр (усаживаться) под воздействием высокой температуры (от 70 до 120°C). При усадке трубка плотно охватывает предмет и обеспечивает тем самым механическую или изоляционную защиту.

Заливка строп полимерными составами используется крайне редко, в первую очередь это связано с тем, что плохо отработана технология нанесения полимеров на канат. Полимеры, проникая в тело каната, надежно фиксируют положение защитного короба, это одно из преимуществ данного вида заделки места заплетки в сравнении с другими.

Все вышеописанные способы заделки концов каната применяются исключительно в целях повышения безопасности работы со стропами, недопущения получения травм работников от выступающих концов проволок и не влияют на грузоподъемность строп. Высокие динамические нагрузки, а также подъем грузов, массой превышающей номинальную грузоподъемность строп, может привести к повреждению защиты и стропа в целом.

Своевременное проведение осмотра и выбраковки грузозахватных приспособлений согласно нормам является гарантией безопасного подъема грузов и личной безопасности работников предприятия.

Способы заделки концов канатных строп

Канатные стропы — самый распространенный вид строп, используемый во всех отраслях промышленности как гибкий грузозахватный элемент. Канатные стропы хоть и являются наиболее универсальными, но немногие знают все многообразие форм их исполнения — от строп типа СКП (УСК1) и многоветвевых типа 4СК, до специальных видов канатных строп.

Канатные стропы петлевого и кольцевого исполнения

Базовыми для канатных строп являются два исполнения — строп канатный петлевой СКП (УСК1) и строп канатный кольцевой СКК (УСК2). Это наиболее простые виды строп, для их изготовления используется отрезок каната, концы которого соединяются одним из способов заделки. Для изготовления многоветвевых строп типа 1СК, 2СК, 3СК, 4СК используют дополнительные компоненты. Сам строп состоит из подвесного звена, непосредственно гибкого элемента и захватного устройства. Захватным устройством могут быть крюки различного типа и формы, а также съемные грузозахватные приспособления для проведения определенного вида работ.

В процессе изготовления строп используется много способов заделки концов каната, но основными уже длительное время являются заплетка и опрессовка втулкой. При формировании петли методом заплетки сначала свободный конец каната распускается, впоследствии пряди вплетаются в тело каната согласно технологии.

Технология заплетки каната

Число проколов каната каждой прядью при заплетке определяется в зависимости от диаметра каната согласно РД 10-33-93: диаметр до 15мм — не менее 4 проколов, от 15 до 28мм — не менее 5 проколов, от 28 до 60 мм — не менее 6 проколов. Последний прокол каждой прядью должен проводиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). После отрезки технологический припусков концы прядей заделываются таким образом, чтобы избежать разматывание проволоки и возможность получение травмы стропальщиком при работе со стропом. Заделка концов каната осуществляется вручную на станке для заплетки, для прокола каната большого диаметра используется станок с гидравлическим приводом иглы.

Резка алюминиевых трубок на заготовки для втулок
Опрессовка каната втулкой

Заделка концов каната методом опрессовки требует дополнительного элемента — втулки алюминиевой или стальной. Заготовки втулок изготавливаются из алюминиевых трубок и имеют овальное сечение. Втулку надевают на ветвь каната, образующего петлю так, чтобы конец ветви выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Заготовки помещают в пресс и сдавливают пуансоном до получения круглого сечения.

Стальной коуш
Стальной коуш

Для предотвращения преждевременного перетирания и излома каната при формировании петли используют коуш из оцинкованной стали. Коуш представляет собой изделие каплевидной формы с желобом на наружной стороне. Форма и глубина желоба коуша соответствует диаметру каната для которого он предназначен. Конец каната огибает коуш ложась в желоб и соединяется с основной ветвью одним из способов заделки.

Канатный зажим

Одним из наиболее простых способов заделки концов канатных строп является заделка с помощью винтовых зажимов. Количество зажимов определяют расчетом по нормам Госгортехнадзора, но их количество должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов должен быть не менее шести диаметров каната. Перемычка зажима всегда должна располагаться на стороне каната несущей нагрузку, U-образный болт зажима помещается на хвостовую часть каната. Нужно загнуть достаточно длинную часть каната, чтобы можно было разместить минимально необходимое число зажимов.

Коуш-зажим для каната
Коуш-зажим для каната

Совместно с винтовыми зажимами, для формирования петли на канатах малого диаметра (до 16мм) могут применяться специальные приспособлений — коуш-зажимы. Приспособление разработано для быстрого формирования концевого элемента и облегчает процесс заделки концов каната. Огибая коуш концы каната сходятся в основании приспособления, где стягиваются с помощью болтов.

Вантовые растяжки

Наиболее надежными способами заделки концов каната являются заливные концевые крепления (вантовые соединения). Основная деталь вант — стакан, который имеет литую или точеную конструкцию. Канат для изготовления заливных необходимо подготовить: ниже предполагаемого конца заливного стакана его оплетают мягкой вязальной проволокой диаметром 1— 1,5 мм, после чего проволоку каната распускают. После первоначальной очистки проволоку травят в растворе соляной кислоты, промывают в кипящей воде с добавлением кальцинированной соды, иногда обезжиривают проволоку в других щелочных растворах. Заливной стакан очищают аналогичным образом и перед заливкой вместе с продетым канатом нагревают примерно до 250–300° С. Для заливки применяют чистый цинк а также сплавы алюминия, цинка, свинца, олова и сурьмы. В результате получается монолитное соединение, отличающееся высокой прочностью.

Клиновой зажим
Клиновой зажим

При изготовлении канатных строп могут применяться клиновые зажимы (гильзоклиновое соединение), которые позволяют проводить быструю сборку-разборку соединений. Соединение состоит из цилиндрической гильзы, внутри которой между анкеруемыми прядями каната помещают вкладыш-клин. Надежность клинового соединения определяется углом наклона клина и коэффициентом трения между канатом и элементами зажима.

Надежность и качество канатных строп напрямую зависит от комплектующих, которые использовались при его сборке. При заказе строп обязательно уточняйте способ заделки концов каната и его диаметр.

Стальные канаты и канатные стропы

канат и строп

При проведении подъемно-транспортных и такелажных работ используются множество механизмов и приспособлений, но нельзя представить эту работу без использования чалок и строп. Стропы используется в случаях отсутствия у груза специальных мест крепления под крюк грузоподъемного механизма (крана), или при работе с крупногабаритными грузами, для подъема которого требуются дополнительные элементы.

Стропы принято делить на три группы: канатные, цепные и текстильные. В свою очередь текстильные подразделяются на два основных вида — это ленточные и круглопрядные стропы. Каждый из этих видов имеют свои особенности изготовления и формы исполнения. В данной статье мы более подробно рассмотрим канатные стропы и стальные канаты, из которых они изготавливаются.

Канатные стропы

Канатные стропы, исходя из названия, изготавливаются из различных канатов. Материалом для них служат стальные, синтетические и канаты растительного происхождения (пеньковые и хлопчатобумажные). В качестве грузоподъемных строп чаще всего используются стальные канаты, поскольку они выдерживают высокие разрывные нагрузки, обладают повышенной износостойкостью, а также позволяют поднимать груз с высокой скоростью (динамическое нагружение).

Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1998г.). В грузоподъемных устройствах и на производстве строп применяются стальные канаты двойной (троссовой) свивки.

Стальные канаты изготавливаются способом последовательной свивки его отдельных элементов — проволок в пряди (спиральные канаты одинарной свивки), и прядей в канаты или стренги. В результате свивки прядей проволок получают канаты двойной (троссовой) свивки, которые в дальнейшем могут использоваться для изготовления канатов тройной свивки. При изготовлении тросов пряди навиваются на органический или металлический сердечник.

Элементы каната

Типы свивки канатов

Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей (ТК) и линейным касанием (ЛК). Проволоки, из которых свивают пряди, могут быть одинакового или разного диаметра, при разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом — О.

При производстве тросов типа ТК послойно изготавливаются многослойные пряди с последующей свивкой их в канат. При этом способе производства стремятся свить прядь, сохраняя одинаковые углы свивок проволок по отдельным слоям, поэтому шаги свивки получаются разные и и проволоки в них между слоями перекрещиваются, образуя точечное касание. Стальные канаты с точечным касанием могут изготавливаться из проволок как одинакового, так и разного диаметра.

Точечное касание свивки каната

Пряди, изготовленные таким способом, отличаются повышенной жесткостью, при этом проволоки подвергаются значительному износу из-за перекрещивания, а также значительным контактным напряжениям.

На производстве тросов типа ЛК сохраняют постоянным шаг свивки, допуская различные углы свивки для каждого слоя прядей, при соответствующем подборе диаметров отдельных проволок как по слоям, так и в самом слое. Это дает возможность исключить перекрещивание проволок по отдельным слоям и обеспечивает взаимное линейное касание.

Линейное касание свивки каната

В прядях типа ТК проволоки внутреннего и наружного слоев загружены одинаково, а центральная проволока несет большую нагрузку. В прядях типа ЛК проволоки наружного слоя несут наименьшую нагрузку, а проволоки внутреннего слоя — значительно большую нагрузку, при этом центральная проволока даже перегружена. Канаты типа ЛК имеют лучшее заполнение сечения, они более гибкие и износостойкие в сравнении с канатами типа ТК.

Комбинированные канаты применяются когда использование тросов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок или необеспечения рекомендуемого запаса прочности. В зависимости от типа располагающегося слоя (ЛК или ТК), считая от центра пряди, получают канаты с точечно-линейным касанием (ТЛК), или с линейно-точечным касанием (ЛТК).

Сочетание направлений свивки канатов

Cвивка каната левая и правая

Канаты изготавливаются с различным направлением свивки прядей — с правым и левым. При правом направлении свивки (обозначение Z) пряди идут слева-вверх-направо, при левом направлении (обозначение S): справа-вверх-налево. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей в канатах различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки направления навивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате одно и то же, в канатах крестовой свивки эти направления противоположны.

Направления свивки каната

Канаты односторонней свивки имеют более ровную поверхность, площадь сечения в них заполнена лучше, они более гибкие и долговечные, вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока или барабана. В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения. Из-за стремления к раскручиванию под действием растягивающей нагрузки, канаты односторонней свивки непригодны к использованию, если требуется свободно подвесить груз на одной ветви. В этих случаях используют некрутящиеся канаты крестовой свивки.

В случаях когда хотят уменьшить крутящий момент и износ каната благодаря линейному касанию проволок, используют канаты с комбинированной свивкой, в которых чередуется одинаковое количество прядей правой и левой свивок.

Выбор направлений навивки канатов

Грузоподъемные механизмы, на которых применяются стальные канаты, оснащаются тяговыми барабанами, к которым крепится один или оба конца каната. В зависимости от назначения и конструкции грузоподъемного механизма, на барабан производится однослойная или многослойная навивка каната. Как правило, применяется спиральная послойная навивка каната, при которой отдельные, спирально расположенные ветви каната плотно и равномерно навиваются на поверхность барабана, а при многослойной навивке — на ранее навитые слои.

Намотка каната
намотка каната

В зависимости от направления свивки троса, направления вращения барабана и порядка укладки витков на барабан деформация кручения может увеличиваться или уменьшаться. При многослойной навивке каната, направление навивки чередуется в нарастающих слоях, поэтому направление навивки следует выбирать из условия правильной навивки первого слоя.

Требуемое направление свивки каната легко установить по направлению пальцев правой и левой руки.

Читайте также: