Сплесень стального и синтетического троса

Обновлено: 17.04.2024

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

суббота, 23 мая 2020 г.

Сплесень

Сплесень — способ сращивания двух разных синтетических, растительных и стальных тросов путём переплетения составляющих их прядей без излома троса. Полученное соединение при правильном изготовлении имеет высокую прочность.

Хорошо сделанный сплесень все же уменьшает крепость троса: короткий сплесень на 10-15%, длинный сплесень - на 15-25%.
Наличие двух сплесней на одном тросе не допускается.

Хороший сплесень получается, если не нарушается положение прядей в тросе и все пряди пробиваются в одном порядке. Натяжение пробиваемых прядей должно быть одинаковым.

Короткий сплесень на растительном тросе

Короткий сплесень на растительном тросе применяется в тех случаях, когда снасть не проходит через шкивы блоков.

При сращивании тросов коротким сплеснем на некотором расстоянии от концов соединяемых тросов и на концах прядей накладывают марки.

Распустив необходимые части тросов на пряди, марки на тросах сближают так, чтобы пряди первого троса проходили между смежными прядями второго троса. После выполнения перечисленных подготовительных работ производят пробивку распущенных прядей одного троса под неразвитые пряди другого по правилу "через одну под одну".

Короткий сплесень

При правильной пробивке каждая ходовая прядь должна проходить между двумя коренными. Сделав первую пробивку, ходовые пряди обтягивают и околачивают мушкелем. Затем делается еще одна пробивка. Если сплесень предполагают оклетневать, то, сделав две полные пробивки, вырезают половину (нижних) каболок, а оставшимися делают половинную и четверт­ные пробивки. Этим самым утолщение сплесня постепенно сводится на нет.

При сращивании тросов коротким сплеснем обычно делают по две с половиной пробивки в каждую сторону, т. е. пробивают по два раза целые пряди и по одному разу половинки. Половинную и четвертную пробивки оклетневывают.

При сращивании перлиней делают три полные пробивки. Оставшиеся концы ходовых прядей разделяют пополам и половинки соседних прядей натуго связывают попарно марками.

При сращивании тросов кабельной работы стренди также пробивают три раза. Для облегчения пробивки концы распущенных стрендей "счесывают", после чего на них накладывают марки. Концы пробитых ходовых стрендей, выходящих из-под (коренных, укладывают между стрендями троса на сплесень и закрепляют несколькими марками.

Во всех случаях пробивки ведут против спуска троса.

Длинный (разгонный) сплесень

Длинный (разгонный) сплесень применяется для сращивания снастей бегучего такелажа блока. Этот сплесень удобен тем, что место соединения почти не утолщается.

При соединении лопнувшего троса длинным сплеснем на расстоянии 1,5-2 м от концов накладывают временные марки и распускают трос на пряди до марок. Ходовые пряди располагают между собой так же, как и при коротком сплесне.

Разгонный сплесень

Сняв на одном из тросов временную марку, одну из ходовых прядей отвивают и на ее место вводят соответствующую встречную прядь другого троса. Затем обе пряди обносят по часовой стрелке одну вокруг другой и затягивают полуузлом. Неправильно завязанный полуузел будет выступать наружу и хорошо не затянется.

Далее таким же образом во второй трое вводят прядь первого троса. Оставшиеся две пряди связывают между собой па месте. Тщательно обтянув все узлы, каждым ходовым концом делают по полторы пробивки под ближайшие коренные пряди. Оставшиеся концы обрезают с таким расчетом, чтобы обрезанная прядь не могла свободно выйти из-под коренной.

Короткий сплесень на стальном тросе

Короткий сплесень на стальном тросе применяется для сращивания стальных тросов в тех случаях, когда их не требуется пропускать через блоки.

На некотором расстоянии от концов тросов накладывают временные марки, после чего каждый трос распускают на пряди (по две пряди вместе) и вырезают центральный сердечник. На конце каждой пары прядей накладывают марки из ворсы и смазывают их каким - либо жиром.

Короткий сплесень

Пробивку ведут против спуска троса по правилу "через одну под две", т. е. ходовую прядь накладывают на ближайшую коренную и пробивают под две следующие. Сначала пробивку производят прядями одного, а затем второго троса. После двух полных пробивок из каждой пряди удаляют половину проволок, а оставшимися делают половинную про­бивку. Обрубив еще половину оставшихся проволок, производят последнюю (четвертную) пробивку.

Иногда толщину сплесня уменьшают другим способам. После двух полных пробивок делают еще одну пробивку нечетными прядями, т. е. пробивают первую, третью и пятую пряди, а чет­ные оставляют на месте. После окончания пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, а половинную и четвертную пробивка клетнюют мягкой луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.

Двойной сплесень

После выполнения подготовительных работ ходовые пряди одного троса пробивают под коренные пряди другого в следующем порядке: первую ходовую прядь - под три коренные пряди, вторую под две и третью - под одну прядь.

Закончив пробивку трех первых прядей, трос переворачивают и производят пробивку остальных прядей. Четвертую прядь пробивают под две, пятую и шестую - под одну коренную.

Сплесень

Последнюю (шестую) прядь пробивают не против спуска троса, как все остальные, а по направлению спуска. Последующие пробивки делают по правилу "через одну под две" против спуска троса или "через одну под одну" по направлению спуска. По окончании пробивок ходовые пряди обтягивают, концы обрубают, а место сплеснивания клетнюют мягкой проволокой.

Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе

Длинный сплесень на стальном тросе служит для тех же целей, что и длинный спле­сень на растительном тросе.

Подготовительные работы перед сращиванием тросов заключаются в наложении марок на тросы и концы прядей и в вырезании сердечников. Оба троса распускают на двойные пряди, которые располагают между собой таким же образом, как и при длинном сплесене на растительном тросе.

После снятия временной марки с одного троса одну пару прядей отвивают и на ее место соответственно вводят две встречные пряди второго троса. Уложив вводимые пряди до половины, одну пару встречных прядей оставляют на месте, а вторую проводят дальше. Таким же образам поступают со всеми остальными парами. После этого встречные пряди связывают полуузлами, а оставшиеся свободные концы вводят вместо сердечника в середину троса на расстояние 15-20 см.

Разгонный сплесень на стальном тросе

При пробивке ходовых прядей на месте их соединения в середину троса пробивают свайку таким образом, чтобы с каждой ее стороны находилось по три пряди троса. За тем при помощи свай­ки сердечник вытаскивают наружу и перерезают: одну часть его заправляют обратно внутрь троса, а на место другой вводят ходовую прядь путем прогонки свайки по спуску троса. В этом случае применяется свайка с отверстием, в которое пропускается вводимая прядь. При работе свайку осаживают, чтобы прядь находилась в середине троса. Введя прядь на нужное расстояние, оставшиеся концы прядей и сердечника обрезают с таким расчетом, чтобы их концы внутри троса сошлись вплотную.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Преимуществами этого способа является лёгкость исполнения, его можно выполнить на тросах с различными соотношениями объёма сердечника и оплётки, недостатками же то, что соединение увеличивает диаметр троса.

Сначала необходимо подготовить концы соединяемого троса обернув их скотчем или изолентой и обрезав заплавления, если концы заплавлены.

Затем приступить к разметке оплётки. От начала обоих соединяемых тросов отложить длину свайки и отметим это место маркером (примем её обозначение как точка R). От неё отступим ещё длину короткой части свайки и тоже отметить (примем её обозначение как точка Х). Для удобства лучше делать отметки сразу на обоих соединяемых концах.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Затем с помощью свайки в точках Х аккуратно извлечь сердечники из обоих концов стараясь их не повредить. Концы сердечников зафиксировать липкой лентой.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником


Теперь необходимо разметить сердечники. Обтяните на обоих тросах оплётку начиная от узла к концу и отметить его место выхода из оплётки, нанеся маркером кольцевую линию (примем её обозначение как "точка 1").

От точки 1 в сторону узла предварительно сдвинув к узлу оплётку, отложите длину короткой части свайки и отметьте место двойной кольцевой линией (примем её обозначение как "точка 2").

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сдвиньте оплётку ещё и отложите на сердечнике ещё длину свайки и её короткой части (примем её обозначение как "точка 3"). Отметьте её тройной кольцевой линией. Повторите проделанное и со вторым тросом.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

На оплётке от точки R в сторону конца отсчитайте 8 прядей и отметьте это место(примем её обозначение как "точка Т"). От неё в сторону конца отметить через одну 6 пар прядей, как показано на фото ниже. Повторить операцию на второй оплётке.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Закрепите конец одного из сердечника в свайке и введите в противоположную оплётку в точке Т и выведите его наружу в точке Х.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Снимете ленту и аккуратно разгладьте места соединений оплёток и сердечников от точек соединения в стороны. Концы оплёток, при этом "спрячутся" в сердечниках.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Обтяните соединение. Обрежьте выходящие наружу концы сердечника. И ещё раз, хорошо обтянув, закончить, получив сплесень.

Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником

Сплесень на фале из стального и синтетического троса

В 1960 году «Судостроение» издало пособие по такелажному делу К. Джермана и В. Бивиса «Современный трос в морской практике» в моем переводе с английского. Работая над книгой, я понимал, что открываю не только для нашего читателя, но и для себя ранее неизвестные, интересные и полезные приемы работы с тросами. Многие из них прошли испытание в действии. Например, огоны, зарощенные на тросах в оплетках. Плетение таких огонов трудоемко и требует много времени и терпения. Мы занимались этой работой в дальних плаваниях при хорошей погоде. Добротно сработанный огон удивительно хорош по виду, в меру надежен и, как правило, служит столько, сколько используется сама снасть.

Чаще же приходилось прибегать к приему сращивания стальных и синтетических тросов бегучего такелажа. Например, для оснастки спинакер-гиков с внутренней проводкой, которые используются на некоторых крупных яхтах по сей день. Без подобных сплесней также не обойтись на фалах основных парусов, работающих с высокой нагрузкой. При изготовлении таких фалов следует учитывать ряд важных деталей.

Длины частей стального и синтетического тросов определяют с учетом мест крепления лебедок на мачте или в другом месте с тем, чтобы при постановке самого большого (по величине передней шкаторины) паруса стальной трос и сам сплесень не попадали на барабаны лебедок. В противном случае сплесень при набивании фала неизбежно будет деформироваться. Выбор диаметра синтетического троса определяется не только прочностью, но и размерами шкивов, через которые проводятся фалы на топе мачты, а также величиной отверстий в мачте для внутренней проводки. Но по диаметру трос этот должен быть не менее чем в два раза толще стального. В отверстиях и по шкивам срощенный фал должен ходить без каких-либо заеданий как единое целое.

На больших яхтах полезно иметь специальный фал для малых, в том числе и штормовых стакселей с предельно укороченным ходовым концом из синтетического троса. Известно, что чем длиннее отрезок такого троса, тем сильнее вытягивается фал на лавировке в свежий ветер. А это невыгодно, поскольку передняя шкаторина провисает, форма паруса искажается и яхта теряет крутизну и скорость хода.

В нашем случае мы выбираем для фала стальной 6-прядный и синтетический 3-прядный тросы, хотя известен способ сплесня с использованием монофильного троса с одной или двумя оплетками (типа брейдлинь, марлоу). Как 6-прядный стальной, так и 3-прядный синтетический, эти тросы наиболее доступны яхтсменам. Стальной может быть из нержавеющей или из оцинкованной проволоки. Синтетический — капроновым, так как выбор у нас невелик, и он предпочтительней тросов из отечественного полипропилена или других материалов.

Если вы располагаете стальным тросом высокого качества, ему обеспечен более длительный срок службы в комбинированном фале по сравнению с составляющей из синтетического троса. Поэтому определяя величины заготовок для нового фала, длину синтетического отрезка полезно увеличить до разумных пределов (не более 3—5 м). Делается это с тем, чтобы со временем, когда сплесень износится, можно было его переделать. Изношенные пряди синтетического троса обрезают вместе с той частью фала, которая длительное время испытывала нагрузки на барабане фаловой лебедки и тоже подверглась значительному износу и деформации. Можно, укоротив фал за счет имеющегося удлинения, поменять концы синтетического отрезка местами. Ведь ходовой конец, не испытывавший нагрузок, не изношен, он более подходит для переделывания сплесня. На своей яхте мы поступаем именно так, но не при первой, а при второй операции обновления сплесня. Таким образом, обе части комбинированного фала служат примерно три срока, каждый из которых длится в течение двух-трех навигаций.

Длину прядей стального троса при каждом обновлении сплесня приходится увеличивать чуть расплетая его. Ровно настолько, чтобы обеспечить положенное число пробивок. Обтягивать пробитые пряди за короткие концы трудно. Делается это с помощью плоскогубцев. Конечно, при наличии нового стального и синтетического тросов можно позволить себе заменить старый комбинированный фал, что, несомненно, предпочтительнее переделки сплесня. Но в данном случае речь идет о варианте ремонта фала, обеспечивающем продление срока его службы. В условиях дефицита на материалы, при необходимости экономить средства вариант этот является вполне приемлемым. Применение его выручит вас и в предаварийной ситуации, которую необходимо предупредить, не обновляя фала полностью. Надежность фалов легко определяется при проверках состояния такелажа во время вооружения яхты в начале сезона и при ее разоружении с окончанием навигации, перед каждым выходом в море, после каждого возвращения из плавания и, конечно же, в работе со снастями на ходу. Фал обычно обрывается в нижней части сплесня, т.е. на участке окончания пробивок прядей стального троса. Мы определили это опытным путем, используя фалы с изношенными сплеснями до момента их разрыва, полагаясь при этом на резервные. Под нагрузкой по мере старения сплесня капрон разрушается сначала почти незаметно, а потом все интенсивнее. Когда нити прядей становятся хрупкими и начинают крошиться, фал уже нельзя считать надежным. Ветшая, выкрашиваясь, пряди уменьшаются в диаметре. А «где тонко, там и рвется».

Сказанное, на мой взгляд, полезно учесть тем, кто самостоятельно не изготовлял «по месту» комбинированных фалов и не ремонтировал их, но владеет способом сращивания стальных и синтетических тросов. Ну, а тем, кто хочет освоить его, стоит взять в руки стальной и синтетический тросы, свайку и вместе с нами повторить приемы работы над сплеснем, изложенные в упомянутой книге.

Считаю, что изготовление фала следует начинать с заращивания надежного огона с коушем на коренном конце троса и затем с учетом величины скобы, которым фал будет крепиться к углу паруса, отмеряют от бухты отрезок стального троса необходимой длины, включающей в себя часть, предназначенную для сплесня. Эта часть должна быть примерно равна 30-кратной величине диаметра стального троса, если считать от марки, ограничивающей распускаемый на пряди отрезок. Сердечник троса обрубают под самой маркой. Марку после завершения работы над сплеснем можно будет срезать, поскольку она утратит свое назначение. Но первоначально оно велико. Поэтому марка должна быть плотной, тугой, прочной, чтобы предотвратить распускание троса выше места сплесня. Накладывать ее можно любым материалом, обеспечивающим надежность. Несползающие марки ставят также и на все пряди распущенного троса.

Выполнив эти операции, сплетают воедино три отдельные соседние пряди до половины их длины. Свивку контрят очередной маркой. Плотной, но не слишком увеличивающей диаметр свитых прядей. Это показано на рис. 1.

Конец синтетического троса, оплавленный огнем или паяльником, разделяют на пряди, каждую из которых помещают между тремя свободными прядями стального троса под основной маркой, накладывают их на нее и надежно фиксируют. Затем свитые в «плеть» три другие пряди стального троса пологими шлагами обносят вокруг синтетического троса, втягивая «плеть» между его прядями. Равномерно и туго втянутая «плеть» как бы становится стальным сердечником синтетического троса на этом участке сплесня (рис. 2). Как три длинные пряди стального троса, выходящие из-под основной марки, так и три свободные пряди, идущие от марки на «плети», ставшей сердечником (рис. 3), теперь следует с помощью свайки пробить под пряди синтетического троса.

Выполняется эта операция приемом изготовления так называемого короткого сплесня на 3-прядном тросе. То есть каждая прядь стального троса пробивается между прядями синтетического поочередно «через одну под одну» не менее трех раз. На рис. 4 сплесень показан почти завершенным. Стальные пряди хорошо и равномерно обтягивают после каждой пробивки, придавая сплес-ню правильную, красивую форму. С завершением пробивок пряди обрубают с таким расчетом, чтобы их концы можно было хорошо укрыть внутри прядей синтетического троса. Затем удаляется марка, фиксирующая концы прядей синтетического троса на стальном. Каболки прядей распускаются и рассредотачиваются поверх главной марки, если вы решили ее оставить, хотя теперь, как уже говорилось, она не играет важной первоначальной роли. Завершается работа клетневанием сплесня. Перед этим стоит обтянуть фал, набив его через лебедку, или некоторое время использовать по прямому назначению, лучше всего на лавировке. Ведь сама клетневка прочности плетению не добавляет, а лишь укрывает его, фиксируя концы прядей.

После того как сплесень обтянется и будет подправлен, если потребуется, можно старательно заклетневать его. Для клетневки хороши тонкие, но прочные синтетические ленты. Оправдывают себя удлиненные прошивные марки поверх упрятанных в синтетический трос концов стальных прядей. Марки накладывают прочной тонкой нитью и прошивают с помощью иглы. Не возбраняется фантазировать, чтобы клетневка получилась надежной. Но в любом случае время от времени ее все равно придется обновлять — любой клетневочный материал быстро изнашивается на шкивах и в прорезях металлических мачт, через которые пропускают фалы внутренней проводки.

Хорошо укрывают сплесни эластичные «чулки» из специальной трубки импортного производства. Но такой материал доступен далеко не всем. Важно помнить, что любая клетневка, даже временная, защитит руки от травм, избавит от других неприятностей.

Заплетка конца троса «на шарик»

Владельцам катеров и мотолодок не обойтись без стального троса при монтаже систем управления двигателем и рулем. При этом часто самодеятельные механики прибегают к простейшим способам заделки «ершащихся» концов обрубленного троса. Одни ставят на них шарик — напайку, другие подбирают гайку по диаметру троса, проводят в нее его конец и расплющивают.

Чтобы приступить к работе, необходимо изготовить из прочной металлической трубки с подходящим внешним и внутренним диаметром нечто вроде шипа или, говоря другими словами, разновидность свайки. Одним концом трубка намертво вгоняется в деревянную ручку, например от напильника. Другой ее конец срезается под углом 130—140°, заваливается и зашлифовывается по кромкам среза. Свайка готова. Присовокупив к ней моток тонкой мягкой проволоки, плоскогубцы, острое зубило и молоток, можно приступать к работе.

Отмеряется трос необходимой длины с припуском 8—10 см с каждой стороны от точек заделки «шарика», Необходимо заметить, что при заплетке на «шарик» рабочая длина троса практически не уменьшается.

Для того чтобы концы троса после отруба не расплетались (трос может быть в этом случае окончательно загублен), конец троса в месте отруба обвязывают припасенной проволокой, укладывая ее в виде плотной марки. Трос ни а коем случае не перекусывают кусачками и не пилят ножовкой. Его аккуратно перерубают заточенным зубилом.

Разрубили. Отмеряем от конца троса 8—10 см предусмотренного припуска и в том месте, где необходимо иметь «шарик», ставим еще одну проволочную марку, но с учетом желаемой величины «шарика». Она будет зависеть от количества витков, т. е. от диаметра ее проволочной обвязки. Чем больше намотано проволоки, тем крупнее будет «шарик».

Снимаем марку на конце троса, расплетаем пряди и разводим их, как лепестки ромашки. Если трос имеет стальной сердечник, его не отгибаем, а оставляем в центре «ромашки» (рис. 1).

Чтобы пряди не раскрутились, концы из проволок плотно закручивают с помощью двух плоскогубцев по направлению свивки. Если сердечник из мягких волокон, его попросту обрезают ножом, чтобы не мешал.

Далее в дело вступает свайка. Если ее нет, можно использовать нечто напоминающее ее. Например, небольшую отвертку.

Свайкой осторожно отделяют три пряди под обвязкой и ближайшую к концу свайки свободную прядь проводят внутрь трубки, после чего вместе с прядью свайку извлекают из-под трех прядей. Первая пробивка выполнена.

Далее, отступая на одну прядь, снова пропускают свайку под три пряди и аналогичным приемом проводят под них вторую свободную прядь (рис. 1).

Так поступают поочередно с остальными четырьмя прядями. Таким образом между всеми шестью прядями троса пропускаем по одной свободной пряди ниже проволочной обвязки, как бы фиксируя «ромашку» (рис. 2). С завершением пробивок обтягивают и обжимают образовавшийся «шарик» плоскогубцами, а пряди обрубают или откусывают острыми кусачками под «шариком». Вырубается и стальной сердечник.

«Шарик» готов. Если есть возможность, его можно еще и облаять оловом. Получится аккуратно, красиво и надежно.

Для качественной заплетки есть смысл сначала потренироваться на куске ненужного троса, а уж потом приступить к работе на тросе который используется в судовом устройстве.

Сплесень стального и синтетического троса

Такелажный ликбез. johann_silber

Вообще-то я хотел написать об этом позже, но была просьба поторопиться, поскольку навигация на носу и её никто, слава Богу, не отменял:))

q11

Собственно, где применяется это соединение. Как ни пародоксально, не смотря на развитие технологий производства яхтенного такелажа до сих пор нет идеального синтетического троса пригодного для фалов,
Фал должен быть очень надёжным в виду трудоёмкости, а порой и невозможности его замены без демонпажа мачты (прочным, стойким к воздействию солнечной радиации и перегибам на шкивах) Кроме того фал не должен вытягиваться под нагрузкой потому что это приводит к изменению профиля паруса.
Трос из нержавеющей стали соответствует всем этим требованиям. Однако его невозможно закрепить в стопоре и набить "не специальной" лебёдкой. Поэтому фал должен быть составным, коренной конец которого крепится к фаловому углу паруса, а ходовой в стопоре.

Сразу оговорюсь, что здесь приведён метод пригодный для синтетических тросов как с плетёным, так и с параллельным сердечником в виду его универсальности.

И так: Выполним этот сплесень.

Для начала подготовим оба соединяемых конца тросов.

q12

От конца стального троса отмерим 20 см,

q13

Расплетём на эту длину трос

q14

и вырубим из него через одну три пряди.

q15

Если соотношение диметров соединяемых тросов тросов меньше чем 1:2, то центральную прядь вырубаем тоже. Иначе возникнут сложности с заплетением оплётки синтетического троса.

q16

На конец троса и место вырубки прядей тонкой, парусной нитью наложим марки.

q17

Концы обрубленых прядей закроем липкой лентой.

q18


Оплётку синтетическнго троса сдвинем на полметра и зафиксируем узлом. От сердечника отрежем 20 см.

q19

От конца сердечника отмерим ещё 20 см и в этом месте наложим в 1 слой липкую ленту.

q20

Расплетём сердечник до ленты и разделим пряди на три примерно равные части. Концы прядей скрепим липкой лентой. Можно приступать к , непосредственно, соединению

q21

Выролним первую пробивку. Каждая из трех прядей сардечника проводится под одной, противоположной прядью стального троса. конец сталного троса закрывается липкой лентой вместе с сердечником.

q22

Выполним пробивку до конца прядей сердечника методом "через одну под одной". То есть одну прядь сердечника пускаем через одну прядь стального троса и пробиваем под следующей.

q23

Концы прядей серлечника обрежем и заплавим.

q24

Далее распустим узел и надвинем уплётку на соединение. Хорошо обтянем.

q25

опдётку расплетём до марки на стальном тросе, пряди разделим на три примерно равные части, концы скрепим липкоц лентой. Всё точно так же как и с сердечником.

q26

Пробивку прядей оплётки выполним метедом "через одну под двумя".

q27

Трёх - четырёх пробивок вполне достаточно. Концы прядей оплётки обредем и заплавим. Сплесень готов.

Читайте также: