Сроки испытания стропов из стальных канатов

Обновлено: 27.03.2024

КОНТРОЛЬ И НОРМЫ БРАКОВКИ

Дата введения 1997-03-01

от Российской экспертной компании:

А.А.Короткий, М.Н.Хальфин, Б.Ф.Иванов, А.С.Липатов, М.Н.Чумак-Жунь, Л.А.Невзоров

От Госгортехнадзора России:

В.С.Котельников, В.Г.Жуков, В.Я.Комиссаров, Н.А.Шишков

УТВЕРЖДАЮ Президент РОСЭК Чумак-Жунь М.Н. 11 февраля 1997 г.

СОГЛАСОВАНО: Госгортехнадзор России N 12-7/118 от 11.02.1997 г.

РД РОСЭК 012-97 разработаны в развитие Правил Госгортехнадзора России, международных стандартов ИСО, содержат требования по контролю и браковке стальных канатов и распространяются на канаты, применяемые на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, а также съемных грузозахватных приспособлениях. Рекомендовано для всех организаций, предприятий, учреждений, кооперативов, частных лиц и иностранных фирм, работающих на территории России при проектировании, изготовлении, экспертизе, ремонте, монтаже и эксплуатации подъемных сооружений.

Настоящий руководящий документ носит рекомендательный характер и распространяется на все подъемные сооружения, поднадзорные Госгортехнадзору России. Рекомендуется использовать при составлении новых нормативно-технических документов по подъемным сооружениям, подготовке паспортов и инструкций по эксплуатации новой техники.

Канаты, эксплуатирующиеся на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, съемных грузозахватных приспособлениях - следует рассматривать как невосстанавливаемые изделия, требующие замены при снижении прочности до критического состояния.

1. Контроль стальных канатов подъемных сооружений

1.1. Периодичность контроля стальных канатов

1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:

- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);

- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*

* Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.

Содержание периодических осмотров:

- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;

- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл.1.

Нормы браковки стальных канатов и требования

Для стальных канатов, используемых в качестве монтажных, тяговых, несущих, вантовых, стреловых, грузовых обязательно наличие сертификата, подтверждающего соответствие ГОСТ. Для недопущения к эксплуатации неисправных изделий существуют нормы браковки стальных канатов.

Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

  • осуществлять контроль за сохранением диаметра металлического сечения, указанном в паспорте;
  • выявлять наличие наружной и внутренней коррозии;
  • обнаруживать обрыв одного или нескольких элементов каната.


Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

  • где выполняются крепления;
  • там, где канат входит в соприкосновение с неподвижными и подвижными элементами конструкции;
  • на концах троса.

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:

  • косвенная методика, при которой производятся вычисления линейных и угловых повреждений структуры каната;
  • визуальная оценка. Позволяет определить сохранность видимых поверхностей;
  • дефектоскопия с использованием магнитного, рентгеновского и ультразвукового излучений;
  • инструментальное измерение. Позволяет выявить степень изношенности проволок, изменение диаметра троса, изменение значений прямизны.


Канатоведущий механизм: основная оценка

Особенность методики браковки

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:


Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:

  • количеством обрывов и их характером. Подсчеты делаются на определенном отрезке троса;
  • имеются ли места, в которых сосредоточены обрывы проволок;
  • степень внутреннего и поверхностного износа;
  • наличие коррозии, как внутренней, так и наружной;
  • когда одна или несколько проволок наружного слоя выходят из замка (применяется к канатам закрытой конструкции);
  • разрыв нескольких или даже одной пряди;


Канатный механизм – проверка на прочность

  • уменьшение диаметра троса в одном месте;
  • показатель площади поперечного сечения снижается;
  • присутствие корзинообразной и волнистой деформации, а также раздавливание и выдавливание прядей;
  • обнаружение повреждений, полученных в результате воздействия высокой температурой или электрической дугой;
  • параметры свивки изменены;
  • меняется интенсивность остаточного удлинения.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.


Канат может быть выбракован даже при совершенно нормальном внешнем виде при следующих условиях:

  • произошло уменьшение диаметра на 7% (поверхностный износ или коррозия);
  • выявлено, что диаметр каната уменьшился на 10% и больше (износ внутренней части, разрывов или обмятий);
  • канат считается бракованным, если первоначальный диаметр наружных проволок стал меньше на 40% или больше. При этом неважно, произошло это из-за коррозии или износа. Для проведения замеров рекомендуется пользоваться микрометром или его аналогами, позволяющими проводить точные измерения.

Канат не может эксплуатироваться, если в нем находят следующие дефекты:

  • порваны одна или несколько прядей;
  • в наличии деформация, имеющая форму корзины;
  • сердечник выдавлен на внешнюю поверхность;
  • выявлено место с уменьшенным или увеличенным диаметром;
  • обнаружены заломы, раздавленные участки, перекручивание, перегибы.

Если для работы канала используются блоки, ручей которых футерован синтетическими материалами, или полностью из них изготовленных, то характерным считается разрушение каната изнутри при целостном состоянии наружного слоя. В этом случае производится дефектоскопия всей длины троса. Если обнаруживаются потери превышающий показатель 17,5 %, то канат изымается из эксплуатации.


Нормы выбраковки стропов

При производстве стропов руководствуются стандартом 25573-82 и РФ-10-33-93. При этом выполняются каждый из трех этапов осмотра:

  • внутренний;
  • инструментальный;
  • наружный.

При проведении ревизии особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • отсутствию расхождений между данными, указанными в паспорте изделия, и его фактическим состоянием;
  • наличие и исправность петель на концах каната;
  • присутствие повреждение или дефектов на поверхности троса;
  • в каком состоянии находятся внутренние пряди и сердечник.

Браковкой и осмотром стропов занимаются инженерно-технические работники, наделенные полномочиями проверять исправность оборудования и отвечающие за безопасность выполнения работ. Для фиксации результатов осмотра заводится специальный журнал, оформленный в соответствии с требованиями. Его регистрируют в Гостехнадзоре. На его страницах отражаются факты обнаружения дефектов и факты их устранения, а также содержаться правила хранения синтетических канатов и строп.


Стропы из стали на предприятии

Как часто нужно проводить осмотр стропов

Вне зависимости от того, на каких устройствах используются грузоподъемные стальные канаты, их осмотры должны производиться ежесменно, периодически и по специальным распоряжениям. Персонал, специализирующийся на ремонте и обслуживании оборудования, делает это в соответствии с инструкцией по эксплуатации. В его же обязанности входит выбраковка канатов нормы и правила.

Непосредственно работающий на оборудовании сотрудник должен знать, какие требования предъявляются к страховочному канату, и выполнять ежесменный осмотр до начала работы. В него входят:

  • просмотр имеющихся в журнале записей;
  • визуальное изучение состояние каната, в том числе и тех его участков, которые закреплены в зажимах, коушах и муфтах. Также проверяются места, соприкасающиеся с барабаном, блоком, шкивом и опирающиеся на башмаки.


Стальные стропы замеряются специалистами

По результатам осмотра в журнале делается соответствующая запись.

Для периодических осмотров привлекаются ответственные инженерно-технические работники. Они проводятся каждые 10 дней. Результаты также фиксируются в журнале. В ходе периодического осмотра выполняются следующие операции:

  • визуально осматривается весь канат в процессе его передвижения из начального положения в конечную точку;
  • производятся контрольные замеры диаметра с использованием необходимых инструментов.

Таким образом, проверка стропов – важная процедура, без которой нельзя начинать работу. Стальные канаты используются в процессах, опасных для здоровья и жизни сотрудников. Отсутствие проверки стропов может повлечь за собой урон телу или летальный исход, за что придется отвечать перед законом.

Сроки испытания стропов из стальных канатов


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ*

* Для удобства чтения по просьбе руководителей и специалистов предприятий текст изменения N 1 приводится курсивом

Дата введения 1994-06-01*

________________
* См. ярлык Примечания.

УТВЕРЖДЕН Госгортехнадзором России от 20.10.93 г. с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 N 57.

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Стропы должны изготавливаться:

ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;

кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза

Грузовые канатные стропы изготавливаются из отрезков стальных канатов (рис.П.1.21-П.1.26), грузовые цепные стропы - из отрезков круглозвенных цепей (рис.П.1.27-П.1.29).

1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.


Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в
п.2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.

К заявлению предприятия - изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис.1).

Рис.1. Строповка груза двух- (), трех- () и четырехветвевыми () стропами

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение - не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 300°С, но не более 500°С, снижают на 25%, а свыше 500°С - на 50%.

2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150°С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.

2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% длины ветви.

2.2. Требования к конструкции стропов

2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.

Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.

2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.

Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

Рекомендуется применять канаты по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688 и ГОСТ 7668, а для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, - по ГОСТ 7669.

2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.

Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.

2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.

2.2.6. Для навески ветвей на грузовой крюк применяются звенья в виде неразъемных и разъемных петель, а для захвата груза - в виде крюков, скоб и петель.

2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У - стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре -40°С в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см.

2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп.2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.4. Требования к элементам стропов

2.4.1. Стальные канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 "Канаты стальные. Технические условия". При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.

Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 "Цепи якорные" или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.

2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл.1.

Таблица 1

Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра

Срок службы стропов

Срок эксплуатации стропов

Указываемый на бирках такелажных и грузоподъёмных изделий срок хранения и реальный срок их эксплуатации – это не одно и то же. Срок эксплуатации, например, текстильных стропов в одну смену составляет полтора месяца, при этом заявленный срок годности данных изделий – полгода. У стропов других видов эти показатели также не совпадают. Объясняется это тем, что в процессе использования канатных, цепных или текстильные стропов, на них могут появляться те или иные повреждения. Именно они (а не условная дата или личные предположения на основе анализа технических характеристик изделий) должны стать для специалистов критерием прихода оборудования в негодность.

От чего зависит срок эксплуатации стропов и как его продлить?

Срок безопасного и эффективного использования такелажных стропов различного вида напрямую зависит от двух важнейших факторов:

  • хранения;
  • условий непосредственного применения стропов.

Требования, предъявляемые к организации хранения и эксплуатации такелажного оборудования, чётко прописаны в ГОСТ 15150-69. Так как требования эти очень строгие, при организации такелажных работ приходится постоянно обновлять парк оборудования.

Принципы правильной эксплуатации стропов


Заметно продлить срок службы стропов и, соответственно, значительно снизить траты на их постоянное приобретение поможет чёткое выполнение следующих рекомендаций по эксплуатации приспособлений:

Принципы правильного хранения стропов

Хранение любого вида грузоподъёмных стропов выстраиваться в строгом соответствии со следующими принципами:

  • перед отправкой стропов на хранение необходимо очистить их от загрязнений, цепные стропы рекомендуется смазать;
  • хранение должно осуществляться в пределах специально оборудованных площадок, надёжно защищённых от атмосферных осадков. Нельзя допускать, чтобы стропы напрямую контактировали с раскалённым металлом, нефтепродуктами, химикатами и краской;
  • стоит исключить соседство грузоподъёмных и такелажных приспособлений с прямыми источниками тепла во избежание, например, оплавки синтетического материала ленты стропа;
  • хранить изделия желательно на просторных стеллажах, выполненных из нержавеющего материала. Стеллажи должны быть поделены на маркированные ячейки, а ячейки, в свою очередь, могут быть сгруппированы по типу, длине, исполнению и грузоподъёмности стропов;
  • стропы, имеющие значительный вес, хранятся отдельно от другого инструмента и оборудования на деревянных подставках. Принципиально, чтобы подставки эти были чистыми и сухими;
  • лёгкие стропы эргономичнее хранить в подвешенном состоянии;
  • находящиеся на хранении стропы должны осматриваться и испытываться с регулярностью, определённой нормативными документами.

Техническое освидетельствование стропов

Техническое освидетельствование стропов подразумевает под собой их регулярный осмотр и проверку технического состояния. Результатом освидетельствования становится как допуск оборудования в работу, так и выбраковка непригодных для использования образцов.


Все грузоподъёмные стропы, вне зависимости от их типа и материала исполнения, должны подвергаться освидетельствованию. Исключение могут составлять только совершенно новые, не имеющие абсолютно никаких внешних дефектов, недавно сошедшие с производства стропы. Предполагается, что испытания для них на высшем уровне провёл завод-изготовитель.

Грузозахватные приспособления должны допускаться в работу, исходя не только из внешней оценки их целостности и пригодности. Основополагающим должно стать соблюдение рекомендаций по их технической и функциональной проверке, изложенных в следующих документах:

  • ФЗ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения»;
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

Данные рекомендации учитываются при составлении узкоспециализированных инструкций испытаний для того или иного вида стропов.

Испытание стропов статической нагрузкой

Чтобы вовремя обнаружить износ, порчу оборудования и, как следствие, избежать несчастных случаев на производстве, необходимо с определённой регулярностью проводить испытание стропов максимальной статической нагрузкой. Оно позволяет выявить:

  • нарушение целостности «тела» стропа (ленты – в случае с текстильным стропом, например);
  • наличие повреждений в соединительных узлах грузоподъёмного и такелажного оборудования;
  • деформации тех или иных блоков конструкции.

Регулярность проверок может заметно варьироваться:

  • для оборудования, активно эксплуатируемого на кранах в текущий момент времени, она составляет раз в 5-10 дней (исключением будут лишь стропы цепные – каждые 6 месяцев с момента начала эксплуатации);
  • для оборудования, находящегося на хранении, интервал увеличивается до 1 раза в месяц для текстильных стропов, до 1 раза в 3 месяца для стропов канатных и до 1 раза в 6 месяцев для цепных стропов.

Особенности испытания стропов


Испытания организуются с учётом изначально допустимых, нормативных значений нагрузки для каждого конкретного вида стропов:

  • текстильные стропы (РД 24-СЗК-01-01) подвергаются испытанию ст. нагрузкой (грузоподъёмность, умноженная на 1,25) ровно 3 минуты;
  • канатные стропы (ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93) испытываются значительной статической нагрузкой (заявленная грузоподъёмность изделия, увеличенная в 1,3 раза). Время воздействия также составляет 3 минуты;
  • цепные стропы (РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00, ТУ 3150-001-52466920-2005) проверяются также в продолжение трёх минут, при этом сама нагрузка приравнивается к грузоподъёмности приспособления, умноженной на два.

При необходимости проверки грузоподъёмных и такелажных стропов в разнящихся между собой производственных условиях рекомендуется устраивать оборудованию испытание динамической нагрузкой.

После того, как запланированная проверка и испытание нагрузкой проведены, изделие в обязательном порядке необходимо промаркировать.

Нормы выбраковки различных видов стропов

Время от времени устраиваемые испытания статической (а иногда и динамической) нагрузкой, а также тщательный внешний осмотр стропов позволяет выявить среди них те изделия, использовать в работе которые не просто нежелательно, но и буквально опасно.

Текстильные стропы

Строго запрещено применение ТС в работе по погрузке и перемещению грузов, если:

  • видны разрывы, порезы изделия (длина одиночного повреждения превышает 5 см.; протяжённость общего нарушения целостности – примерно 10% от изначального размера изделия);
  • в местах захождения краёв синтетического материала стропа один за другой обнаруживаются участки с заметным расслоением нитей (на участке, превышающем 2 см., разрыв 3-х и более машинных швов);
  • невозможно правильно определить маркировку стропа, с бирки не считываются главные характеристики изделия;
  • из-за нарушений правил эксплуатации, перевозки или хранения лента стропа имеет на своём протяжении узлы;
  • на протяжении 50% длины такелажного оборудования имеются загрязнения краской, цементом, смолами, продуктами нефтепереработки и прочими химическими веществами;
  • имеется три и более прокола/прожога ленты насквозь. При этом диаметр отверстий составляет 10% ширины синтетической ленты. Недопустимым является, если подобные повреждения удалены друг от друга на расстояние менее 1/10 от ширины ленты;
  • присутствуют участки ленты с заметным выпиранием синтетических нитей или их поверхностными обрывами. Недопустимо, если длина дефекта составляет более 10% от заявленной ширины изделия;
  • в местах контакта ТС с химическими соединениями разной этиологии обнаруживаются его заметные повреждения (длина от 5 см., объём от 10% от ширины изделия);
  • имеется опасное, с точки зрения эксплуатации, размочаливание ТС и его износ (объём более 1/10 от ширины петли стропа);
  • обнаруживается 10% отслоение края синтетической ленты-основы ТС.

Канатные стропы

При организации такелажных работ нельзя применять СК, если:


  • идентификационная бирка изделия имеет заметные повреждения или же просто отсутствует;
  • невооружённым глазом видны сильные перегибы канатов, их значительные заломы или вовсе обрывы;
  • на протяжении КС имеются узлы;
  • сокращение d КС более, чем на 7%;
  • на протяжении стропа канат надорван, местами расслоен и заметно перекручен;
  • область заплётки канатов неаккуратна, повсюду из неё топорщится проволока;
  • отсутствуют или имеют заметные повреждения идущие в комплекте с КС защитные элементы каната;
  • на опрессовочной втулке обнаруживаются заметные повреждения в виде различимых глазом трещин;
  • размер всё той же втулки заметно увеличен (более, чем на 10% от изначального).

Цепные стропы

Выбракованы должны быть ЦС со следующими дефектами:

  • внешне обнаруживаемые нарушения целостности в области соединений резьбы;
  • даже незначительные повреждения (будь то трещины или участки с расслоением) на рандомном участке изделия;
  • поломка или потеря замкового элемента на любом из концов приспособления;
  • разница, превышающая 10%, между размером навесных звеньев и звеньев непосредственно ЦС;
  • разница в 10% и более между d сечения звена ЦС и навешиваемых на него звеньев;
  • разница между ветвями конструкции, превышающая 1,5% от общей длины ЦС;
  • отсутствие бирки с маркировкой изделия.

Требования к изготовлению строп

То, как долго прослужит строп, насколько надёжным и функциональным он будет, во многом зависит ещё и от строгости соблюдения технических требований, выдвигаемых к организации производства изделия.

Процесс создания текстильных стропов регулируется целым рядом производственных требований. Основными из них признаются следующие:


  • во избежание распускания СТП концы синтетической ленты обязательно должны обрабатываться;
  • рекомендуется сшивать концы ленты крепкими нитями;
  • швы выполняются закрытыми стежками на специализированном швейном оборудовании;
  • суммарная прочность шва обязательно должна быть не ниже, чем общая прочность стропа на разрыв;
  • чтобы не допустить протирания лент, разрешена их обшивка защитной оболочкой;
  • если предполагается, что несколько строповых ветвей решено использовать в составе одной сцепной конструкции (многоветвевые СТ), необходимо проконтролировать применение в производстве единого материала-основы.

При изготовлении прочнейших КС учитываются следующие требования:

  • материал-основа (как правило, сталь) обязательно должен соответствовать действующим ГОСТам;
  • универсальный строп канатный (УСК) должен быть выполнен из цельного каната, наращивание его из отдельных кусков недопустимо;
  • захваты выполняются с применением ковки или штамповки, ни в коем случае не сварки;
  • диаметр блока обязательно должен быть в 8 раз больше диаметра каната;
  • наличие крюковых захватов предполагает обязательное наличие и предохранительных замков;
  • места заделки стальных канатов заплёткой обязательно обкатываются обжимными роликами или уплотняются простукиванием молотком;
  • место сплетения канатов не должно иметь торчащих концов проволоки. Рекомендуется обматывать его дополнительно проволокой или защищать оболочкой, выполненной из другого материала.

Грузовые ЦС, идеально подходящие для подъёма, удерживания и переноса груза, не оснащённого петлями для строповки, производят из отрезков круглозвенных цепей. Процесс производства выстраивается с соблюдением таких требований, как:


  • сварные или штампованные цепи, выступающие основой стропов, должны строго соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» и обязательно иметь сертификат качества;
  • на поверхности звеньев цепей, крюков не допустимо наличие трещин, расслоений и надрывов. Присутствие данных дефектов строго запрещено устранять посредством заваривания или пломбировки;
  • допускается сращивание отдельных металлических отрезков цепи (одинакового класса прочности, калибра и марки стали);
  • петли, звенья и скобы изготавливаются из стали методом гибки прутка в холодном или горячем состоянии;
  • захватные крюки и карабины изготавливаются методом ковки или штамповки за один нагрев;
  • звенья и цепи ЦС обычно красят двумя слоями специализированной эмали красного или желтого цвета разных марок (в зависимости от характера перемещаемых ими грузов);
  • захватные элементы стропа обязаны иметь тот же класс прочности, что и сама цепь.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Читайте также: