Сталь для болтов колесных

Обновлено: 28.04.2024

С приходом весны автовладельцы начинают занимать очередь в шиномонтажные сервисы, чтобы «переобуть» свои автомобили. При этом выбору резины и дисков уделяется особое внимание, а вот о качестве крепежных элементов – задумываются лишь единицы. В нашей статье мы поговорим о видах крепежа, вариантах его крепления и критериях выбора.

Различают следующие виды колесного крепежа:

- Брендовые изделия европейского производства (Febi Bleistein, Германия; Bimecc Engineering Spa, Италия);

- Российского производства (Белебейский завод «Автонормаль»). Предназначен исключительно для применения на автомобилях отечественного производства;

- Продукция малоизвестных компаний (Тайвань, Китай).

Крепежные элементы отечественного производства изготавливаются на заводе, который специализируется на производстве крепежных элементов для отечественных автомобилей. И хотя изделия не отличаются европейским качеством, они неоднократно выручали владельцев подержанных машин. Однако владельцам иномарок такой крепеж не подойдет – нужны гайки и болты, предназначенные для использования на европейских машинах. В данном случае выбор стоит сделать в пользу известного итальянского производителя – компании Bimecc Engineering Spa.

Главной особенностью технологического цикла, применяемого этой компанией, выступает то, что на российский рынок поставляется штатная продукция. При этом каждый отдельный комплект предназначается для таких гигантов автопрома, как VW, Ftat, Toyota, Opel. Некоторые крупные производители дисков (Olessio BBS, Antera, OZ и др.) оснащают свою продукцию крепежными элементами Bimecc.

К слову, именно эта компания изготавливает центральную колесную гайку для машин, участвующих в формуле 1. Вся продукция компании Bimecc сертифицирована по европейским (TUV) и российским (PCT) стандартам качества.

К колесному крепежу предъявляется ряд требований

Во-первых – болты и гайки должны легко откручиваться, чтобы автолюбитель при необходимости смог самостоятельно осуществить замену колеса, исключая использование дополнительных приспособлений в виде дрели, автогена или кувалды. Однако сложности при раскручивании крепежных элементов возникнуть могут. Это объясняется качеством покрытия, которое под воздействием влаги просто прикипает к колесу. Если для фиксации используются хромированные или окрашенные элементы, то целостность покрытия может быть легко нарушена вследствие механических воздействий. Это способствует возникновению процесса коррозии. Поэтому при обработке крепежных элементов производители отдают предпочтение оцинкованному покрытию.

В процессе такой обработки цинк вступает в химическую реакцию с металлом, проникая внутрь поверхности на несколько микрон. Это способствует увеличению уровня защиты дисков от различных механических и ударных нагрузок. Если же говорить о китайской продукции сомнительного качества, то ее внешний вид «на прилавке» совершенно не совпадает с ее качественными характеристиками. Глянцевый блеск хромированного покрытия исчезает уже через 2 – 3 месяца эксплуатации автомобиля, оставляя после себя рыжеватый оттенок, а также проблемы с легким выкручиваем гаек и болтов.

В свою очередь крепежные элементы торговой марки Bimecc качественно оцинкованы. Благодаря этому обеспечивается надежная и продолжительная защита металла от коррозии, даже при условии эксплуатации автомобиля в агрессивной среде (реагенты, соль, гранитная крошка, пр.). Средний срок службы представленной продукции составляет 3 – 4 года, что подтверждено результатами тестирования Salt Spray Test. В процессе проверки качества болты и гайки помещают в специальную камеру, где поддерживается высокий уровень влажности (до 90%). Более того, в камере распыляют соль, после чего наблюдают за тем, через какое время на изделиях образуется коррозия.

Во-вторых, крепежные детали должны иметь определенный уровень прочности. Достичь этого позволяет использование соответствующей марки стали, которая подвергается специальной термообработке. Если нарушить технологию обработки и не закалить гайку, то в процессе эксплуатации при неблагоприятных условиях она деформируется и быстро утратит свои первоначальные свойства. В свою очередь перекал изделия приведет к тому, что гайка сломает шпильку машины. Сталь недостаточной прочности и твердости часто становится причиной обрыва болтов в процессе их затягивания или во время движения. Важно, чтобы сталь не была перенасыщена углеродом, поскольку это может привести к увеличению показателя хрупкости готовых изделий, которые во время эксплуатации могут попросту расколоться.

Как определить класс прочности колесного крепежа?

Механические характеристики болтов, изготовленных из легированной и нелегированной стали согласно ГОСТ 1759.4-87, определяют 11 классов прочности: начиная от 3.6, заканчивая значением 12.9. Расшифровать эти значения можно следующим образом. Первая цифра, умноженная на величину 100, характеризует временное номинальное сопротивление, которое измеряется в Н/мм². В свою очередь вторая цифра, умноженная на величину 10 – отношение предела текучести к временному показателю сопротивления (измеряется в %).

Согласно стандартам Российской Федерации к гайкам и болтам высокой прочности относят колесный крепеж, временное сопротивление которого превышает или равно 800 Мпа. Следовательно, классы прочности для высокопрочной продукции (для гаек) начинаются с показателя в 8.8 и 8.0. Что касается прочности крепежных элементов, то данная величина определяется выбором конкретной марки стали, а также технологией их производства. При этом механические характеристики болтов определяют только после их термической обработки, которая проводится в специальных электрических печах с защищенной средой. Отметим, что шпильки и болты под торговой маркой Bimecc относятся к классу прочности 10.9, а гайки – 8.8.

Насколько важна правильность геометрической формы крепежа?

Правильность геометрической формы колесного крепежа в первую очередь зависит от используемого оборудования и технологии производства. При этом технология производства данной категории продукции основывается на применении методов горячей и холодной высадки и последующей накатки резьбы с использованием специальных автоматов. На заключительном этапе изделия подвергают термической обработке.

К сожалению, проверить, какую сталь в процессе изготовления крепежа используют китайские производители, но на поверхности деталей нередко можно увидеть неровности, кривизну и другие дефекты. Это говорит о том, что производственная база компании оснащена оборудованием низкого качества, которое не может гарантировать точность и правильность геометрии крепежа.

Производственная база компании Bimecc Engineering Spa оснащена высокоточным оборудованием с ЧПУ швейцарского и японского производства. Все готовые изделия в обязательном порядке проходят термообработку. Благодаря этому крепеж имеет идеальную геометрическую форму и соответствующие допуски в центральной части, что полностью отвечает европейским стандартам качества.

Однако высокое качество всегда ценится дорого. Неудивительно, что оригинальный итальянский колесный крепеж стоит дороже, чем китайские низкокачественные аналоги. Впрочем, некоторые продавцы реализуют китайскую и итальянскую продукцию практически по одной цене, что объясняется желанием продавца реализовать товар по наиболее высокой цене с максимальной выгодой для себя. В результате стоимость гайки или болта стандартных размеров итальянского производства может достигать 50 – 60 руб. за единицу. Вот только китайская продукция не может стоить так дорого.

Чтобы не прогадать с покупкой, желательно уточнить у продавца дисков, какой крепеж используется на определенной марке автомобиля. Если вместо внятного и четкого ответа вам пытаются рассказать о новом заводе, расположенном в Гонконге или Тайване, знайте, перед вами крепеж китайского производства, который должен стоить как минимум в несколько раз дешевле итальянского аналога. Если же на свой вопрос вы слышите ответ, что перед вами продукция компании Bimecc (Италия) – смело покупайте и ставьте на своего железного коня этот крепеж. Ведь именно этот бренд ценят автовладельцы во всем мире за безупречное качество предлагаемых запчастей.

С уважением,
Сергей Березняк,
Руководитель направления «Колесный крепеж и аксессуары»

Колесные болты! Интересный текст, всем читать) Репост полезен!


Текст не мой, взят с Ауди-клуба.
Как инженер автомобилист полностью поддерживаю написанное.
Не экономьте на колесных болтах и болтах тормозных суппортов.

Репост ценной информации крайне рекомендован.
Всем удачи на дорогах)

Трактат о резьбах и резьбовых соединениях

Не первый раз возникает вопрос о болтовых соединениях, применяемых в Ауди. Не буду пересказывать термех, сопромат, констромат и протчая, протчая, а кратко расскажу то, что считаю полезным сказать на эту тему.
Резьбы по типам делятся на метрические, дюймовые, трубные, упорные, трапецеидальные и специальные.
Метрические резьбы обозначаются как М14х1,5 — это означает, что М — метрическая, внешний диаметр — 14 мм, шаг резьбы — 1,5 мм.Если шаг "стандартный", то иногда он не ставится.
Дюймовые резьбы обозначаются, например, 1/2"х20. Это означает диаметр резьбы — полдюйма (чуть больше 12 мм), а шаг резьбы — 20 "ниток" "занимают" вдоль резьбы ровно один дюйм. Резьба 1/2"х20 — это примерный аналог метрической резьбы М12х1,25.
Если рассматривать метрические резьбы (а почти на всех машинах используются наряду с метрическими ещё и дюймовые резьбы — ими крепят ремни безопасности, например), то болты для них изготавливают по нескольким вариантам технологий.
1. Литьё. Можно пропустить, в Ауди не используются литые болты кроме как пластмассовые, несиловые.
2. Точение. Тело болта может быть выточено на токарном станке. Такое есть, но мало.
3. Горячая и холодная высадка (суть в проковке тела и нагартовке поверхности). Как правило, используется именно это.
Высаженные болты опытный взгляд легко отличит от "вырезанных" по фактуре поверхности и форме "шляпки".
Болты также отличаются друг от друга методом нанесения резьбы.
1. Нарезка резцом или плашкой. Используется крайне редко в производстве, в Ауди не знаю ни один болт с нарезанной резьбой.
Нарезанная резьба не отличается прочностью и чистотой поверхности.
2. Накатка резьбы. Почти повсеместно применяется из-за дешевизны производства и высокого качества резьбы — получается большая прочность и очень гладкая ровная поверхность.
В России окончательно убедились в преимуществах накатанной резьбы в конце 60-х после первых испытаний титанового крепежа Ту-144 — болты с нарезанной резьбой рвались там, где накатанные успешно и с запасом "держали".
Шаг резьбы.
К резьбовым соединениям предъявляются обычно противоположные требования — с одной стороны — шаг резьбы должен быть крупным для большей несущей нагрузки, а с другой — должен быть мелкий для предотвращения отворачивания.
Пример: Болт с резьбой М12х1,5 имеет высокую несущую нагрузку, большую стойкость на истирание, но не обладает "самоконтрящимся" эффектом. Болт с резьбой М12х1,0 — наоборот, держит меньшую нагрузку, зато отсутствует самоотворачивание. М12х1,25 — "граничный" случай, когда болт не самоотвинчивается, но несущая способность его велика. Такими же свойствами обладает резьба М14х1,5 (колёсные болты, например). Покрытие. Гладкий полированный болт будет охотно самоотворачиваться, особенно если резьба нарезана в один двойной проход — от конца болта к головке и назад. Связано это с микрорельефом поверхности резьбы. Резьбы, правильно нарезанные на токарно-винторезном станке, "держат" лучше ситуацию с самоотворачиванием.

Некоторые покрытия только ухудшают ситуацию. Например, кадмирование резко повышает стойкость детали к солёной воде, но покрытие мягкое, "тянучее" и в итоге плохо "держит" нагрузки. На с некоторых пор Ауди не применяется.

Цинкование резьбы приводит к схожим результатам, если цинк оставить гладким и блестящим как серебро, а вот если его "пассивировать", то покрытие будет весьма "шершавым" и болты не будут иметь склонность к самоотворачиванию. Химически пассивированный цинк иногда выглядит желтовато, как кадмий — это нормально.

Фосфатирование резьб. Фанаты фосфатирования — немцы из Штутгардта — в Мерседесах фосфатируют всё, что можно фосфатировать в принципе. Фосфатная плёнка очень прочная, твёрдая и шершавая — я считаю этот вид покрытия стальных резьб наилучшим из всех.
Фосфатированы всегда болты тормозной системы, подвески и колёсные болты.

Количество витков в зацеплении.
В основном этот вопрос задают при креплении колёс.
Сразу скажу, что минимально необходимо, чтобы было 4 нагруженных витка, максимально — 7-8, больше — нет смысла.
Нагрузка на витки резьбы длинного СТАЛЬНОГО колёсного болта, вкрученного с СТАЛЬНУЮ ступицу, распределяется примерно следующим образом:
1 виток — ~50% нагрузки
2 — ~25%
3 — ~12 %
4 — ~6%
5 — ~3%
Все оставшиеся витки держат лишь около 3-4% общей нагрузки.
Реально в жизни крайний виток "разбалтывается" и картина меняется при 5 витках на примерно такую:
1 — 30
2 — 30
3 — 20
4 — 13
5 — 7
Сразу скажу, что цифры действительны лишь для материалов ступицы и болта с одним модулем упругости. Если ступица — сталь, а болт — титан (полуторакратная разница в величине модуля упругости — 21 и 15 тонн на мм2 на метр соответственно), то картина резко ухудшается — два внешних витка "держат" ~90% всей нагрузки.

Некоторые практические выводы.
1. Нельзя вместо высаженных болтов использовать вырезанные (выточенные).
2. Нельзя болты с накатанной резьбой заменять на болты с нарезанной резьбой.
Вывод из первых двух пунктов:

НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ "САМОДЕЛЬНЫЕ" БОЛТЫ.

3. Колёсные болты надо затягивать минимум на 4 оборота.
4. Нельзя использовать пары "высокомодульная гайка и низкомодульный болт. Наоборот — можно, только вот найдите мне материал с большим модулем упругости, чем сталь.

Как выбрать колесный крепеж


Обычно колесные крепежи идут в комплекте с колесными дисками, однако бывают неприятные исключения. Если крепежи в комплекте отсутствуют, автолюбителю придется подобрать их самостоятельно. Хоть колесные шпильки, гайки и болты ничем не отличаются от других крепежей подобных типов по своему устройству, в методике их выбора есть несколько важных нюансов, о которых вам расскажет Avto.pro. В данном материале мы разберемся с формами, размерами, типами резьбы и некоторыми особенностями колесных крепежей, соответствующих дискам конкретных типов. Материал будет особенно полезен тем, кто покупает колесные диски отличной от оригиналов толщины или планирует использовать проставки.


Форма головки крепежа и прижимная поверхность

Первое, на что обращает внимание автолюбитель, так это на размер колесного крепежа, форму головки и тип прижимной поверхности. Уделим внимание третьему. Внимательнее изучите прижимную часть. Сразу отметим, что число форм головок и прижимных поверхностей достаточно велико, однако к трем основным принято относить:

1. С конусной прижимной частью и отсутствующим подголовником;
2. С конусной прижимной частью и наличием подголовника;
3. С прижимной частью сферической формы.

Подбор крепежей по прижимной части крайне важен. Форма должна соответствовать профилю отверстий (колодцев) под крепежный элемент в колесном диске. Центровка должна осуществляться в парах типа сфера-сфера или конус-конус. Если форма головки не совпадает с формой колодца в колесном диске, то плотное прилегание крепежа и максимально точное центрирование колеса станут невозможными. Наибольшим спросом пользуются крепежи с конусной головкой под 60°. Весьма практичны крепежи с эксцентриком, которые можно использовать в автомобилях разных моделей и от разных концернов. Стандартный допуск эксцентрика составляет 2.4 миллиметра.

По ходу поиска колесных гаек автолюбитель может найти крепежи с почти идентичными параметрами, но разной формой головок. Наиболее распространены открытые гайки под стандартный инструмент. В случае некоторых моделей литых дисков с узким колодцем приходится подбирать крепеж под внутренний ключ. Открытые гайки могут похвастать доступной ценой, но при этом они сильно подвержены коррозии. Закрытые гайки ржавеют не так быстро, но и стоят дороже. Также учитывайте, что при выборе закрытой гайки нужно отдавать предпочтение тем моделям, которые имеют достаточно длинную головку для того, чтобы при их накручивании конец шпильки не уперся во внутреннюю часть крепежа.


Одно из важнейших правил подбора колесных шпилек и болтов звучит так: если вы используете запаску, то проверяйте, чтобы форма отверстия под крепеж была та же, что и в эксплуатируемых дисках, или держите дополнительный комплект крепежей под запаску. Данное правило становится более чем актуальным в случаях, когда запаска фиксируется гайками. При несовпадении формы колодцев и прижимной поверхности гайки крепление будет постепенно ослабевать и в худшем случае колесо отсоединится от автомобиля при движении на большой скорости.

Длина колесных болтов

При выборе крепежей необходимо руководствоваться типом колесного диска, поскольку от него будет зависеть длина болта. Обычно штампованные диске несколько тоньше легкосплавных, так что для их фиксации необходимо использовать укороченные болты. Также могут отличаться ширина и длина прижимной части.


Верно подобранный болт соедияет сразу 3 элемента автомобиля: колесный и тормозной диски, ступицу. Четвертым опциональным элементом является проставка. Важный момент: подобранный крепеж не должен «выглядывать» из ступицы более чем на 2 миллиметра (в отдельных авто не более 1 миллиметра). При подборе болта или шпильки по длине можно руководствоваться числом витков той резьбовой части, которая ввинчивается в ступицу – не менее 6 полных витков. При этом длина этой части крепежа не должна быть меньше 10 миллиметров.

Подробнее о резьбе

Как читатель наверняка догадался, параметры резьбы крепежных элементов колесных дисков должны соответствовать тем же параметрам ступиц. Предлагаем разобраться с тем, как именно описывается резьба в каталогах и технически документациях. Выделяют следующие параметры:

— Наружный и внутренний диаметр (D и d соответственно), мм;
— Шаг резьбы, мм;
— Длина резьбовой части крепежа, мм.
Колесные гайки имеют маркировку типа MDxP. Болты и шпильки маркируются как MDxPxL. Значок М обозначает метрическую систему, однако в странах с имперской (неметрической) системой величин продаются крепежи с другим обозначением. В нашем случае значки маркировки подразумевают следующее:
— D – наружный диаметр, мм;
— P – шаг резьбы, мм;
— L – длина, мм.

Для определения маркировки имеющегося крепежа изучите его резьбовую часть. Вам понадобится штангенциркуль – измерения при помощи линейки не всегда оказываются достаточно точными. Можно поступить по-другому. Сосчитайте витки, примерно определите расстояние между ними, а затем разделите эту величину на число витков. Затем обратитесь к таблице метрических резьб и выберите размер, который ближе всего к результату вычислений – это и будет параметр P. Параметр L можно измерить линейкой – он равен длине от начала болта до шайбы или же головки.

Материалы крепежей

Болты и гайки могут изготавливаться из разных материалов. Болты бывают только стальными, а вот гайки изготавливают из стали, титана и алюминия с примесью кремния и магния. Материал не играет настолько большой роли, как это может показаться на первый взгляд – даже алюминиевые крепежи могут похвастать большой механической прочностью, так что большую роль играет выбор изделия с подходящей прижимной поверхностью.

При выборе крепежей уточните, не изготовлены ли они из обычного металла. Такие изделия довольно быстро покрываются ржавчиной. Оптимальным вариантом будут крепежи из стали со специальным покрытием. Отличным вариантом будет болт и гайки с хромовым или цинковым напылением – оно препятствует коррозии. При желании головку болта или гайку можно будет окрасить, что послужит дополнительной защитой и позволит «вписаться» в дизайн колесных колпаков и дисков. Полностью скрыть крепеж позволят специальные колпачки.

Затяжка колесных болтов

После приобретения крепежей колеса необходимо задуматься над тем, какова схема их установки и момент при затягивании. Последнее зависит от марки и модели автомобиля – необходимую информацию можно почерпнуть из специальных таблиц. В случае легковых автомобилей момент не превышает 100 Нм, а у тяжелых кроссоверов и внедорожников момент затяжки обычно равен 140 Нм. Автолюбители придется обзавестись динанометрическим ключом. Если вести счет точек крепления от крайней верхней по часовой стрелки, то последовательность такова:

— Колесный диск с 4 точками крепления: 1-3-4-2;
— Колесный диск под 5 точками крепления: 1-4-2-5-3;
— Колесный диск под 6 точками крепления: 1-4-2-5-3-6;
— Колесный диск под 8 точками крепления: 1-5-7-3-6-2-4-8.

Сам процесс выглядит так: надеть колесо на ступицу и установить направляющие шпилек, после чего вручную крепко вкрутить болты, а уже потом затянуть их с рекомендуемым автоконцерном моментом. Правильно подобранный крепеж нужно будет провернуть до 7-9 раз. Учтите, что моменты могут отличаться даже у одинаковых моделей авто – они могут зависеть даже от типа двигателя. Порядок затягивания крепежей необходимо точно соблюдать, иначе колесо начнет биться при езде на большой скорости вследствие неравномерной затяжки. Общее правило: нельзя поочередно затягивать крепежи, находящиеся попарно друг рядом с другом. Это правило справедливо не только для колесных болтов и гаек.


Методика выбора

После ознакомления с информацией выше вы можете приступить к выбору колесных крепежей. Сразу отметим, что в сети вы можете найти таблицы соответствия с конкретными моделями авто. К примеру, болты с параметрами M14x1.25 совместимы с Fiat Ducato. Можете обратиться к этим таблицам. Учтите, что в таблицах обычно не указывается длина, так как этот параметр будет зависеть от толщины колесного диска. Итоговая методика выбора выглядит следующим образом:

— Определить длину крепежа в соответствии с типом колесного диска;
— Учесть длину проставки, если она имеется;
— Определить диаметр и шаг резьбы самостоятельно и свериться с таблицами резьб;
— Подобрать изделия из наиболее подходящего материала (рекомендуем сталь).

Без использования таблиц методика несколько меняется: определить параметры имеющегося крепежа; определить форму колодца колесного диска; выбрать изделие в соответствии с параметрами и материалом. Секретки выбираются так же, как обычные крепежи. Ключевым их отличием является головка или гайки с нестандартным профилем, так что выкрутить их можно только с помощью специальных инструментов или насадок, которые должны идти в комплекте. Старайтесь держать их в надежном месте и не извлекать без необходимости. При утрате вам придется обращать в сервис или приваривать ключ к крепежу для последующего демонтажа.

Подобрать крепежные элементы колесного диска достаточно просто, если руководствоваться рядом простых правил. Обычно все необходимое для монтажа идет в комплекте с дисками, однако бывают и исключения. Фирма-производитель крепежа не столь критична – подавляющее большинство производителей выпускают продукцию достойного качества. Рекомендуем выбирать стальные болты, гайки и шпильки с цинковым напылением. Благодаря высокой защите от коррозии и механической прочности они имеют большой эксплуатационный ресурс.

Колесный крепеж - качество и выбор

Вот и пришел апрель, а вместе с ним наступило время сезонной смены автомобильных шин. Летняя резина, диски и колесный крепеж расходятся как горячие пирожки, около шиномонтажей растянулись очереди из желающих переобуть своих железных коней.

SMS: «Вася, если ты живой, аккуратно остановись и затяни болты на колесах. Ребята из шиномонтажа».

В нашей статье речь пойдет о болтах и гайках, т.е. о колесном крепеже.

Мы придирчиво выбираем диски и резину, обязательно интересуемся, где произведена продукция, стараемся выбрать оптимальное сочетание цена – качество. Но совершенно не интересуемся, каким крепежом прикрутят наши замечательные диски.

Итак, давайте посмотрим, как обстоят дела на рынке колесного крепежа. В России продается и соответственно покупается большое количество разнообразного крепежа. Приобретают его как вместе с дисками, так и отдельно.

Присутствует 3 вида крепежа:

  • крепеж российского производства (Белебейский завод «Автонормаль»), только для отечественных автомобилей
  • крепеж европейских производителей (Bimecc Engineering Spa, Италия, Febi Bleistein, Германия)
  • крепеж малоизвестных производителей Китай, Тайвань.

По первой марке все более или менее понятно. Завод работает еще с советских времен, производит крепеж для отечественного автопрома, не отличается завидным качеством, но и не подведет во время замены колес и дальнейшей эксплуатации. Но вот незадача – у вас иномарка и этот крепеж никак не подходит. Необходимы импортные гайки, которые подойдут вашему Ниссану или Тойоте. Ну и, конечно, хотелось бы не дорого, но качественно. Продукция Bimecc пользуется стабильным спросом и достаточно распространена в России, и вот почему.

Компания Bimecc Engineering Spa является признанным мировым лидером по производству высококачественного колесного крепежа. Достаточно сказать, что она поставляет штатные гайки и болты на сборочные цеха таких грандов автомобилестроения как Toyota, VW, Opel, Fiat. Также крупные производители колес, такие как Antera, Olessio BBS, OZ и другие комплектуют свои диски крепежом Bimecc. Кстати, компания Bimecc производит центральную колесную гайку для автомобилей формула 1.

Вся продукция сертифицирована не только в Европе (TUV), но и в России (РСТ).

Давайте разберемся, какие требования мы предъявляем к качественному колесному крепежу.

Во-первых – это возможность открутить гайку или болт самостоятельно, без помощи специальных приспособлений, таких как кувалда, автоген, дрель. Все мы знаем, что гайки и болты прикипают к колесу из-за коррозии. Такая ситуация, как правило, зависит от покрытия крепежного элемента. Если стальная гайка хромирована, или просто покрашена краской, то целостность покрытия легко нарушается из-за любых механических повреждений, и коррозия намертво фиксирует крепежный элемент к диску. В таких случаях, покрытие должно быть оцинкованным. Цинк вступает в химическую реакцию с железом, т.е. проникает на несколько микрон внутрь поверхности, и такому покрытию не страшны никакие механические повреждения. Кстати, кузов автомобиля именно оцинкован, а не хромирован. Конечно, хромированные китайские болты и гайки очень хорошо блестят, и на прилавке выглядят очень привлекательно, жаль только, что после 2-3 месяцев эта привлекательность становится рыжего цвета и плохо откручивается.

Крепеж Bimecc оцинкован, что гарантирует защиту от коррозии на срок 3-4 года даже в такой агрессивной среде (соль, реагенты и гранитная крошка и т.п.), как наши дороги. Срок службы покрытия подтверждается результатами Salt Spray Test. Гайку или болт помещают в специальную камеру с 90% влажностью и распыленной солью и фиксируют сроки появления коррозии.

Во-вторых, крепеж должен быть соответствующего класса прочности, т.е. быть изготовлен из стали соответствующей марки и пройти правильную термообработку. Если гайка не закалена, то она будет деформироваться во время затяжки. Если же гайка перекалена, то она просто сломает шпильку вашего автомобиля. Мягкая сталь может быть причиной обрыва болта во время затяжки или, что еще хуже, во время движения. Повышенное содержание углерода в стали приведет к тому, что болт будет очень хрупким и может расколоться.

Надо сказать и несколько подробнее о классе прочности:

Механические свойства болтов из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТу 1759.4-87 характеризуют 11 классов прочности. От 3.6 до 12.9. Первая цифра умноженная на 100 определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм², вторая цифра, умноженная на 10 - отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах.

В России к высокопрочным болтам и гайкам относят крепеж временное сопротивление которых, больше или равно 800 Мпа. Исходя из этого параметра, классы прочности для высокопрочных болтов начинаются с класса 8.8 и 8.0 для гаек. Прочностные характеристики крепежа определяются выбором соответствующей марки стали и технологией его изготовления. Механические свойства болтов также определяются последующей термической обработкой в электропечах с защитной средой.

Болты и шпильки Bimecc имеют класс прочности 10.9, гайки – 8.8.

В-третьих, крепеж должен быть правильной геометрической формы.

Геометрия крепежа, прежде всего, зависит от технологии изготовления и оборудования. Технология изготовления базируется на использовании методов холодной и горячей высадки и накатки резьбы на специальных автоматах с последующей термообработкой. Сложно сказать какую сталь используют товарищи из поднебесной, но очень часто визуально видны неровности на поверхности китайского крепежа, кривизна, нарушение геометрической пропорции, что говорит о невысоком качестве производственного оборудования.

Компания Bimecc Engineering Spa использует высокоточные машины с ЧПУ японских и швейцарских производителей. Весь крепеж проходит обязательную термообработку. Крепеж Bimecc имеет правильную геометрическую форму, соответствующие допуски по центрам.

Кто-то скажет, что все это замечательно, но есть один момент – это цена. Безусловно, чудес не бывает. Итальянский крепеж Bimecc дороже, чем некачественные китайские болты и гайки. Но интересен тот факт, что в розничных точках и на рынках автозапчастей розничная цена на Bimecc и Китай почти одинаковая. Просто продавцу невыгодно работать на маленькой наценке. Основная задача – это прибыль. Купить как можно дешевле – продать как можно дороже. Сезон переобувки короткий. Вот и получается, что средняя цена на болт или гайку стандартных размеров колеблется от 50 до 60 руб. за штуку. Для итальянского крепежа – вполне адекватна, а вот покупать за те же деньги китайскую продукцию, по-моему, несколько неразумно. Интересно, купил бы кто-то китайский автомобиль по такой же цене, что и Мерседес?? В нашей ситуации получается именно так, конкретный покупатель ничего не экономит, а наоборот, в следующий сезон опять придет за новым китайским крепежом. Так кто же от этого получает основную прибыль? Правильно - магазин автозапчастей.

В завершении нашей статьи хотелось бы посоветовать всем автовладельцам уточнять у продавца дисков, каким все-таки крепежом оснастили его железного коня. Если Вам начинают говорить «не знаю» или начинают рассказывать о суперзаводе который находится не то в Тайване, не то в Гонконге – то цена на такой крепеж должна быть существенно ниже, но и не рассчитывайте на надлежащее качество. Если Вам говорят Bimecc, Италия – то можете смело ставить данный крепеж. Действительно, данный бренд очень известен в кругу колесного и крепежного бизнеса как очень качественная продукция.

С уважением,
Сергей Березняк,
Руководитель направления «Колесный крепеж и аксессуары»

Как выбрать болты и гайки для колесных дисков

болты и гайки для колесных дисков

Большинство новых автомобилей попадают к своим владельцам с самыми обычными штампованными колесными дисками из металла. Такой вариант многих автомобилистов не устраивает, поэтому одним из первых приобретений владельца автомобиля становятся литые диски, которые отлично выглядят и не подвержены коррозии. Такой несложный автотюнинг позволяет изменить внешний вид транспортного средства и несколько улучшить его эксплуатационные характеристики. Крепления стандартных колес обычно не подходят для литья и вместе с вопросом о приобретении дисков, появляется еще один – как выбрать болты и гайки для колесных дисков?

Очень часто, весь набор крепежных элементов для литых дисков идет с ними в комплекте. Но бывает и так, что понравились диски, которые поставляются без болтов или гаек, и выбрать эти детали предстоит самому хозяину автомобиля.

Материал

Одним из важнейших критериев подбора, как гаек, так и болтов, является материал, из которого они изготовлены. Требований к нему два – высокая прочность и эстетичный внешний вид. Наиболее простые изделия производят из обычного металла, а более дорогие – из высококачественных сортов стали. От металла зависит очень многое, поэтому лучше не экономить и купить гайки для литых дисков или болты подороже, из хорошей, высококачественной стали.

Внешний вид и срок службы

Вопрос внешнего вида также немаловажен, так как крепления из черного металла запросто могут испортить внешний вид самых эффектных литых дисков. На рынке автомобильных запчастей широко представлены изделия с самым различным декоративным покрытием, поэтому проблем с выбором, как правило, не возникает. Промышленностью выпускаются хромированные болты, а также детали с покрытием из молибдена и никеля. Наиболее привлекательно выглядят хромированные изделия – они отлично сочетаются с полированными дисками и блестящими деталями кузова автомобиля. Кроме этого, бытует мнение, что именно хром обеспечивает наилучшую защиту гаек и болтов от коррозии, продлевая их срок службы. Что же говорит практика? На самом деле, к сожалению, прямых подтверждений того, что крепеж с покрытием для дисков служит дольше нет и специалисты утверждают, что срок эксплуатации обычных, хромированных и никелированных гаек приблизительно одинаков.

Что же касается внешнего вида, то любой опытный автомобилист скажет, что отличный внешний вид даже самых качественных гаек с покрытием, сохраняется при наших дорожных условиях не дольше одного года.

Подбор по размерам

Подбор по размерам

Определившись с материалом и покрытием, самое время перейти к выбору гаек и болтов по их размерам. Главные характеристики, которые нужно знать, чтобы купить гайки и болты для дисков – это длина, диаметр, а также тип и размер резьбы. Идеальным вариантом может считаться «примерка» метизов по месту, если, конечно, есть такая возможность. Но для того, чтобы купить болты для литых дисков онлайн такой метод не подходит и поэтому для подбора придется прибегнуть к несложным вычислениям.

Для того, чтобы гайка или болт обеспечивали максимальную безопасность на дороге, необходимо сделать при закрутке как минимум 7-9 полных оборотов ключа. Определить то, можно ли будет это сделать с новым болтом, можно используя старый, уже использовавшийся на вашем автомобиле. Выкручиваем болт и считаем обороты. После этого делим полученное число на длину самого болта. Таким образом определяется длина одного оборота при закручивании. Остается умножить эту цифру на количество оборотов, то есть на 7,8 или 9 и результатом будет длина болта для литых дисков.

Остается напомнить, что купить болты и гайки для литых дисков лучше у надежных поставщиков, которые гарантируют качество своей продукции и при необходимости предоставят самую исчерпывающую информацию о своем товаре.

Читайте также: