Сталь для цепи мотоцикла

Обновлено: 16.05.2024

Мы собрали самые частые вопросы о цепях для мотоцикла и дали на них полные и развернутые ответы.

Из чего состоит цепь?

Роликовая цепь состоит из пяти частей:

  • валик;
  • втулка;
  • ролик;
  • внутренняя пластина;
  • внешняя пластина.

В сальниковых цепях также используются уплотнители с разными сечениями (O-Ring, X-Ring, Z-Ring), а для соединения цепи применяют специальные звенья с зажимными пластинами, штифтами или валиками под расклеп.

Какие цепи используются в мотоцикле?

В большинстве мотоциклов используется роликовая цепь, которая передает крутящий момент от коробки передач на заднее колесо. Размер и параметры зависят от типа и мощности мотоцикла, а по конструкции цепи делятся на два основных вида: сальниковые и бессальниковые.

Более точно можно разделить мотоциклетные цепи на пять категорий:

  • обычные или «простые» бессальниковые цепи;
  • усиленные бессальниковые цепи для мощных мотоциклов;
  • сальниковые с обычными уплотнительными кольцами O-Ring;
  • с уплотнительными кольцами X-Ring;
  • с уплотнительными кольцами Z-Ring.

В обычных цепях нет уплотнителей — они легкие и доступные, но изнашиваются быстрее, чем сальниковые цепи, в которых смазка герметично запечатана в шарнире. Тяжелые усиленные модели более долговечны и предназначены для мощных мотоциклов. От формы уплотнителя в сальниковых цепях зависит срок службы — например, X-Ring работает дольше, чем O-Ring.

В чем разница между цепями Z-Ring и X-Ring?

Отличие — в форме сечения уплотнителя. Считается, что Z-Ring — более «продвинутая» версия X-Ring, которая дольше служит и еще лучше удерживает смазку.

Как работает цепь мотоцикла?

Каждый мотоцикл с цепным приводом оснащен двумя звездочками, вокруг которых натянута цепь. Первая звездочка приводится в движение валом коробки передач, а вторая жестко зафиксирована на заднем колесе. Цепь входит в зацепление с передней звездочкой и передает движение на заднюю.

Универсальны ли мотоциклетные цепи?

Да, цепи для мотоциклов универсальны, но бывают разных размеров и подходят только для определенных звездочек. Например, если на мотоцикле стоит цепь 525 — значит для него подойдет любая цепь 525 с правильным количеством звеньев. Но нельзя заменить цепь 525 на модели 428 или 530, так как они не будут соответствовать звездочкам. Цепи выбирают не по модели мотоцикла, а по звездочкам.

Важно ли направление при установке цепи?

Мотоциклетные цепи одинаково работают в любую сторону и теоретически можно их ставить как угодно. Но если вы используете соединительное звено с зажимом — закрытый конец клипсы должен быть направлен в сторону движения цепи. Так меньше вероятность, что зажим сдвинется во время движения.

В каком направлении ставить зажим master link?

Закрытый конец зажима соединительного звена всегда должен быть повернут в сторону направления вращения.

Сколько служит мотоциклетная цепь

При правильном обслуживании и уходе цепь может прослужить 30-40 тысяч километров, но это только приблизительные цифры. Срок службы зависит от качества цепи, производительности мотоцикла, условий езды. Если мотоцикл мощный, ездит с перегрузками, бывает на бездорожье — цепь может износиться уже при пробеге 12-15 тысяч километров.

Что произойдет, если цепь порвется во время движения?

Когда цепь разрывается, прекращается соединение между двигателем и задним колесом. Если это произошло во время движения, мотоцикл сразу прекращает набирать и поддерживать скорость, катится по инерции. А в худшем случае цепь может обмотаться вокруг заднего колеса или звездочки и заблокировать колесо.

Какие параметры важны в цепи для мотоцикла

Главные параметры, на которые нужно опираться при выборе и покупке мотоциклетной цепи:

  • Шаг. Это расстояние между центрами штифтов.
  • Внутренняя ширина. Это расстояние между двумя внутренними пластинами.
  • Количество звеньев.

Кроме того, необходимо учитывать условия эксплуатации, мощность мотоцикла.

Когда дело доходит до размеров, появляется много путаницы. Все из-за того, что производители выпускают цепи по двум стандартам: американский ANSI и европейский ISO. Кроме того, есть еще российский ГОСТ, но его используют только отечественные производители.

В обоих стандартах размеры указываются в дюймах, но маркировки отличаются. Например:

  • По стандарту ANSI — 25, 35, 40, 43 и т. д.
  • По ISO — 415, 420, 520, 525, 530, 630.

Требования к производству, размеры и номинальная нагрузка по этим стандартам отличаются, поэтому обычно не рекомендуется использовать цепи ISO вместо ANSI и наоборот.

Что означает номер цепи

Номер — это маркировка, по которой можно определить основные размеры. Первая цифра указывает шаг. Числа указаны в восьмых долях дюйма. Например:

  • 4ХХ — шаг 4/8 дюйма (или 1/2);
  • 5ХХ — шаг 5/8 дюйма;
  • 6ХХ — шаг 6/8 дюйма (или 3/4).

Последние две цифры показывают рабочую ширину цепи — расстояние между внутренними пластинами. Например:

Но запоминать точные значения не обязательно — размеры по маркировке каждой модели можно уточнить по таблице:

Размер цепиШаг (в дюймах)Внутренняя ширина (в дюймах)Стандарт
25 1/4 1/8 ANSI
35 3/8 3/16 ANSI
40 1/2 5/16 ANSI
41 1/2 1/4 ANSI
50 5/8 3/8 ANSI
415 1/2 3/16 ISO
420 1/2 1/4 ISO
428 1/2 5/16 ISO
520 5/8 1/4 ISO
525 5/8 5/16 ISO
530 5/8 3/8 ISO
630 3/4 3/8 ISO

В чем разница между цепями 520, 525 и 530?

Размер цепиШаг (в дюймах)Внутренняя ширина (в дюймах)Стандарт
520 5/8 1/4 ISO
525 5/8 5/16 ISO
530 5/8 3/8 ISO

Из таблицы мы видим, что у цепей одинаковый шаг, но разная внутренняя ширина цепи.

Чем отличаются цепи 420 и 428?

Размер цепиШаг (в дюймах)Внутренняя ширина (в дюймах)Стандарт
420 1/2 1/4 ISO
428 1/2 5/16 ISO
Аналогично — внутренняя ширина цепи разная, шаг одинаковый.

Могу ли я использовать звездочку 520 с цепью 525?

Нет, эта звездочка будет слишком широка и не войдет правильно в зацепление с цепью. В передаче нужно использовать цепи и звездочки с одной маркировкой.

Соответствует ли цепь 40 звездочке 420?

Нет, эта звездочка не подходит.

Как узнать размер цепи

Самый простой способ — посмотреть маркировку, которая обычно указана на звеньях. Если маркировки нет — можно узнать номер в руководстве пользователя. Там должен быть указан необходимый размер и количество звеньев. Если и это невозможно, остается только измерить цепь.

Как измерить цепь мотоцикла

Для измерения понадобится штангенциркуль — с его помощью нужно узнать расстояние между центрами двух соседних штифтов (шаг) и между двумя внутренними пластинами (ширина).

Когда нужно проверять цепь?

Проверка проводится перед каждой поездкой. Цепь нужно осмотреть на износ и повреждения, проверить натяжение. Если цепь слабо натянута или стоит неровно — нужно ее отрегулировать, чтобы избежать повреждений.

Когда и как нужно чистить цепь?

Очистку выполняют каждые 500-1000 км. Для очистки можно использовать специальные спреи, но подойдут и стандартный WD-40, а некоторые используют даже керосин. Но если это сальниковая модель, очиститель должен быть химически нейтральным — агрессивная жидкость может повредить материал уплотнителей. Кроме жидкости владельцы мотоциклов рекомендуют использовать грубую щетку для бессальниковых цепей. Сальниковые щеткой лучше не чистить.

Можно ли использовать обезжириватель и WD-40 для очистки?

Да, их можно использовать. Но не забывайте, что WD-40 — это именно очиститель, а не смазка.

Через сколько км смазывать цепь?

Смазка нужна каждые 500-1000 км. Интервал зависит от модели мотоцикла, стиля езды, условий использования.

Нужно ли смазывать сальниковые цепи?

Да, иногда смазка нужна даже сальниковым «необслуживаемым» моделям. Но в них смазывают не шарниры, а защищают поверхность от ржавчины. Смазка также требуется на поверхности роликов — она увеличивает срок службы звездочек.

Можно ли использовать моторное масло для цепи мотоцикла?

Нет, использование моторного масла не рекомендуется — оно не смазывает цепь должным образом и вызывает налипание грязи. При такой смазке передачу придется чаще обслуживать и чистить. Специальные смазки более липкие, дольше служат и лучше держатся в шарнирах.

Как натягивать цепь?

Натяжка проводится по мере необходимости. Цепь натягивают при помощи регуляторов заднего колеса на маятнике или вокруг гайки вала. Обычно они выглядят как два болта с гайками. Для натяжки нужно ослабить гайки и установить нужное натяжение. Для городских мотоциклов слабина цепи составляет 2,5-4 см.

Если мотоцикл ездит по бездорожью, отклонение может составлять 3-5 см. Точные рекомендации всегда указывают в руководстве по эксплуатации, а иногда наносят на маятник.

Как проверить, что цепь стоит ровно?

Положение проверяют со стороны задней звездочки. Поднимите цепь снизу, чтобы она полностью натянулась и проверьте верхнюю часть. Если звездочка отрегулирована правильно, цепь должна стоять ровно и на одной оси с обеими звездочками. Во время регулировки колеса одновременно меняется положение задней звездочки — это влияет на положение цепи.

Для проверки положения на маятниках некоторых мотоциклов есть метки. При регулировке заднего колеса убедитесь, что они совпадают с обеих сторон.

Какая цепь самая прочная?

Максимальную нагрузку выдерживают модели 630, а среди обычных размеров — 520 и 530.

Чем золотые цепи лучше обычных?

Золотая поверхность придает мотоциклу индивидуальность и влияет на дизайн. Еще такое покрытие лучше защищает поверхность от коррозии. По техническим характеристикам золотые модели не отличаются.

Звезды и цепи для мотокросса

Цепи для мотокросса.jpg

Цепи и звезды являются неотъемлемой частью расходных материалов, и их срок службы напрямую зависит от качества, правильной установки и обслуживания. В нашем сегодняшнем материале мы поговорим о звездах и цепях, их классификации, производителях, ну и дадим несколько практических советов.

Классификация цепей


Когда вы будете подбирать цепь для вашего железного друга, то следует руководствоваться типом и длиной цепи, которая определяется количеством звеньев.

Размер цепи определяет ширина и диаметр ролика, а также шаг цепи. Этот размер обозначается трехзначным номером - в качестве примера возьмем самую распространенную 520 цепь для мотокросса: первая цифра (5) означает шаг цепи (расстояние между центрами штифтов), а две последующие (2 и 0) ширину цепи между внутренними пластинами. Именно ролик является главным определяющим фактором того, насколько долго прослужит цепь.

Отметим, что все цепи имеют различные характеристики, определяемые максимальным усилием на разрыв.

Каждый производитель в своих таблицах указывает также и объем двигателя мотоцикла, для которого подходит эта цепь.

Различают три вида уплотнений, которые используются в роликах цепи: O-Ring – простое и самое распространенное уплотнение в виде обычного кольца. X-Ring и Z-Ring – наиболее дорогие и с более долгим сроком службы.

У каждого производителя существуют и различные варианты цветовой гаммы. Цепи могут быть черного (стандартный) цвета, золотые, никелированные и разноцветные.

Давайте посмотрим, что предлагают нам лидеры рынка.

Цепи D.I.D

Номером один в нашем списке по праву стоит компания DAIDO KOGYO CO с торговой маркой D.I.D – самый крупный из мировых лидеров по производству цепей, основанный в 1933 году. Сам же бренд D.I.D появился на рынке в 1937 году. Цепи D.I.D проверены временем – это надежность и настоящее японское качество. На ее счету множество инновационных решений, которые стали стандартом для других производителей. D.I.D – поставщик цепей на мотоциклетные заводы большой японской четверки: Honda, Yamaha, Kawasaki и Suzuki, а также на многие европейские и американские, как КТМ, Ducati, BMW, Harley Davidson и другие. Компания широко представлена в спорте и поддерживает профессиональные команды практически во всех видах мотоспорта: мотокроссе, эндуро, триале, супермото, шоссейно-кольцевых мотогонках, ралли Дакар, а также в квадроспорте и картинге. Ну, а нас в первую очередь интересует, что предлагает нам этот производитель для таких дисциплин, как мотокросс и эндуро.

Для мотокросса D.I.D предлагает пять моделей цепей - 420NZ3, 428NZ, 520DZ2, 520ERT2 и 520MX. Флагман линейки и выбор чемпионов - цепь D.I.D 520ERT2. Это стандартная цепь O-Ring усиленной конструкции с очень высокой прочностью при растяжении, рекомендованная для объема двигателя до 450сс. Ее основные преимущества – легкий вес, высокая износостойкость и длительный срок эксплуатации. Отметим, что все цепи для мотокросса произведены с применением эксклюзивной технологии обработки SDH, при которой формируется чрезвычайно твердый слой карбида хрома на поверхности штифтов, сохраняя при этом мягкое внутреннее ядро. Этот слой стоек к жидкостям и истиранию.

В линейке присутствуют еще две кроссовых модели – это 520DZ2 и 520MX. 520DZ2 рекомендована для мотоциклов с объемом двигателей до 450сс, а 520MX объемом до 500сс и по сравнению с 520ERT2 используется в наиболее тяжелых условиях (песок, вода и грязь). Также две модели для мини-мотоциклов 420NZ3 - рекомендована для объема двигателя 150сс, а 428NZ для 100сс.

Цепи DID.jpg

Теперь рассмотрим цепи для эндуро и различных гонок на пересеченной местности и пустыне, где предпочтительна герметичность и высокая эффективность с низким коэффициентом трения. Тут D.I.D нам рекомендует такие модели цепей с сальниками X-Ring. Цепь 520VT2 рекомендована для двигателей объемом до 500сс и главное ее достоинство малый коэффициент трения и высокая износостойкость. Модели 520ERV3 и 520VX2 рекомендованы для двигателей до 750сс. Причем цепь 520ERV3 рассчитанная для гонок в условиях пустыни, на 5% устойчивее к растяжению, с повышенной износостойкостью на 15% и соответственно дольше служит.

7.jpg

Цепи Renthal


Цепи Renthal.jpg

Renthal цепи.jpg

Далее в нашем списке стоит английская компания Renthal, она уже хорошо вам знакома по предыдущим нашим материалам про грипсы и рули. Renthal - это высочайшее качество и долговечность. Напомним, что у этой компании наибольшее число титулов в мотоспорте, чем у всех ее конкурентов вместе взятых. Это более 199 титулов в американских и более 193 в мировых чемпионатах. Благодаря упорному труду и вниманием к деталям, завод Renthal начал поддерживать гонщиков мирового класса начиная с 1969 года.

В линейке этого производителя три серии внедорожных цепей из высоколегированной стали:

- Стандартные цепи без сальников премиум класса O-Ring серии R1 для мотокросса - 420 R1, 428 R1 и 520 R1. Эти цепи сочетают в себе высокую прочность, легкий вес и устойчивы к высоким нагрузкам.

- Цепи с сальниками X-Ring серии R3-3 для бездорожья R3-3 520 Off-Road с применением технологии SRS. Технология направлена на увеличение срока службы.

- Цепь с сальниками Z- Ring для квадроциклов - R4 520 ATV с увеличенным пределом на разрыв и сроком службы.

Отметим и такой важный момент, что цепи Renthal можно выбрать по количеству звеньев, а для достижения максимальной эффективности и долговечности лучше всего их использовать в сочетании со звездами Renthal, о которых мы расскажем чуть ниже.

Цепи EK Chain


Цепи EK.jpg

Еще один из лидеров по производству цепей – японская компания EK Chain. Компания была основана в 1941 году и именно она первой создала в 1974 году революционную технологию O-Ring. В 1988 году была разработана технология Quadra-X Ring с уменьшением трения сальника на 40%, а срок службы такой цепи увеличился на 50%. В 1997 году появились цепи серий MRD и MRDL разработанные специально для мотокросса.

- для мотокросса в линейке производителя 4 вида цепей O-Ring без сальников - 420SH и 428SHDR (для мини-мотоциклов), а также 520 цепь серии MRD. Цепи выпускаются в следующих цветовых решениях: фиолетовая, золотая, серебряная, красная, зеленая, синяя, желтая и оранжевая.

EK.jpg

- для эндуро и внедорожных гонок в тяжелых условиях подойдут цепи с сальниками Quadra-X серий MVXZ и SRX.



Также мы можем рекомендовать высококачественные цепи следующих производителей: SUNSTAR, RK, Pro Taper, ProX, AFAM и некоторых других.

Звезды

Звезды бывают двух видов – передние (ведущие) и задние (ведомые). Передние звезды изготавливаются из стали или никель-хром-молибденового сплава. Они тоже бывают двух видов: стандарт и с канавками (с обеих сторон), по которым цепь выдавливает грязь.

Задние звезды отличаются по конструкции зуба и по материалу: сталь и алюминий. Стальные звезды более тяжелые, долговечные и дешевые, а алюминиевые легче и предпочтительнее из-за снижения неподрессоренных масс. Существуют также звезды с двумя контурами (комбинированные) и радиальные. Давайте подробней рассмотрим звезды на примерах нескольких мировых лидеров:

Звезды Renthal

Звезды Renthal.jpg

Линейка высококачественных передних звезд английской компании Rentlal обработанных на ЧПУ и изготовленных из никель-хром-молибденового сплава 655M13 представлена тремя моделями:


- ULTRALIGHT – звезда премиум класса с канавками с обеих сторон – удаляет грязь от точек контакта между цепью и звездочкой. Облегченная конструкция обеспечивает максимальную передачу мощности, уменьшает износ и увеличивает срок службы трансмиссии. Выбор профессиональных гонщиков и команд по мотокроссу. Производится с количеством зубьев 12,13,14,15,16 и 17.



- Grooved – звезда с канавками с обеих сторон – удаляет грязь от точек контакта между цепью и звездочкой. Производится с количеством зубьев 12,13 и 14.



- Standard – как мы видим из названия, это обычная стандартная звезда с высокой износостойкостью и долговечностью, выпускаемая с количеством зубьев: 10,11,12 и 13.


Задние звезды Renthal

Renthal TwinRing

Задние звезды.jpg

- Долговечные звезды разрабатывались в течении 5 лет
- Уникальная конструкция сводит вес до минимума
- Двухконтурная звезда из алюминия (внешний) и стали (внутренний) с максимально увеличенным сроком службы
- Доступные цвета: синий, черный, оранжевый и красный.
- Производится с количеством зубьев 47, 48, 49, 50, 51 и 52

Renthal Ultralight

Rrenthal TwinRing.jpg

- Сверхлегкие и невероятно прочные внедорожные звезды изготовлены из алюминиевого сплава 7075 T6, они на 66% легче, чем стальные. Обеспечивают максимальную передачу мощности и долгий срок службы.
- Применение: мотокросс и эндуро
- Четыре модели звезд под цепи 415, 420, 428 и 520
- Доступные цвета: серебряный, синий, черный, оранжевый, зеленый и красный

Звезды SUNSTAR

SUNSTAR – японский производитель с 60-летней историей, является крупнейшим поставщиком звезд и тормозных дисков BRAKING для всех ОЕМ производителей мотоциклов и ATV. SUNSTAR предлагает наилучшее сочетание веса, прочности, качества и долговечности. Если у вас новый мотоцикл, то вероятно, что у него стоят звезды с завода SUNSTAR.

8.jpg

Компания производит передние звезды из стали со специальным покрытием, препятствующим появлению коррозии и ржавчины. Задние звезды производятся в двух видах – из стали и алюминия.

Хотим обратить ваше внимание, что в линейке компании есть очень интересная модель задней звезды STEEL WORKS-Z изготовленной из высококачественной нержавеющей стали специально для мотокросса и внедорожных гонок. Она весит на 50% меньше, чем стандартные стальные звездочки, но обеспечивает более длительный срок службы благодаря конструкции из нержавеющей стали и 100% тепловой обработки. К особенностям можно отнести уникальный дизайн «смещенных» зубьев, что обеспечивает возможность «самоочищения» всей системы - цепь/звезды. Это означает более длительный срок службы для всей системы привода. Также она в 2-3 раза служит дольше, чем стандартные стальные звезды и до 6-8 раз долговечней алюминиевых звезд. Наибольшая эффективность достигается при использовании со стальной передней звездой SUNSTAR Steel Countershaft и цепью SUNSTAR 520XTG.

Также мы можем рекомендовать высококачественные звезды следующих производителей: Talon, Pro Taper, Supersprox, ProX и AFAM.

Практические советы

Как определить, что пришло время менять цепь? Необходимость замены цепи оценивают по ее растяжению. Причем само понятие, как «растяжение цепи» не совсем верно. На самом деле пластины не тянуться, а из-за попавшей грязи происходит выработка соединительных втулок и штифтов, в итоге появляется люфт, и сама цепь может растянуться на несколько сантиметров. Также по причине сильной выработке происходит и разрыв цепи.

Первое, на что обращаем ваше внимание – цепь необходимо менять в комплекте со звездами. Еще нужно учитывать тип мотоцикла, а также ваш стиль езды и трасс. Если пренебречь этим правилом и установить на уже изношенные звезды новую цепь, то шаг цепи не совпадет с шагом зубьев и как следствие этого - повышенный износ.

Повышенный износ также может быть вызван неправильной регулировкой цепи. Перед каждым выездом проверяйте натяжение цепи – помните про нужное провисание в три пальца или 50-55 мм (замеряется в середине и сверху маятника), но у каждого мотоцикла оно может немного различаться, так что всегда лучше свериться с мануалом. Если предстоит тренировка или гонка в грязь, то натяжение можно немного ослабить. Перетянутая цепь будет испытывать чрезмерные нагрузки и как следствие произойдет ее обрыв.

Своевременная (после каждой тренировки и гонки) чистка и смазка цепи увеличит ее срок службы. Для очистки цепи и промывки можно использовать старую зубную щетку с мягкой щетиной вкупе со специализированным очистителем. Если его нет под рукой, то с мыльным раствором, а лучше керосином, протерев потом сухой ветошью. Помните: при этой процедуре никогда не используйте летучие растворители, это может привести к повреждению сальников. Смазывать же цепь предпочтительнее специализированной смазкой - мотокросс/эндуро. Помните, что смазку надо наносить на чистую и сухую цепь.

Как определить, что пришло время менять звезды? Наличие треска в передней звезде говорит о сильном износе, звезда начнет проскальзывать между звеньями цепи и издавать характерный звук. Чтобы определить износ задней звезды, то достаточно посмотреть на ее зубья, они не должны быть изношены и иметь саблеобразную форму, иначе из-за сильного износа цепь в один прекрасный момент просто соскочит, а это может быть очень опасно.

Несколько слов о передаточном отношении. Это, к слову, отношение частоты вращения (оборотов) ведущего вала механизма к частоте вращения (числу оборотов) ведомого вала. Чем больше передаточное число, тем сильнее тяга и меньше скорость, и соответственно наоборот. Если правильно подбирать звезды, то можно менять максимальную скорость и тягу на заднем колесе. В стоковом варианте (с завода) звезды устанавливаются в такой размерности, при которых достигается оптимальное соотношение скорости и динамики.

При изменении передаточного отношения надо знать:

- количество зубьев не должно быть кратным количеству звеньев
- передаточное число не должно равняться целому числу.

На кроссовых мотоциклах передаточное отношение подбирается под характер конкретной трассы. Для более быстрого ускорения (низкое передаточное отношение) используйте маленькую переднюю звездочку или большую заднюю звездочку. Добавление 1 зуба на переднюю звезду эквивалентно добавлению 3-4 зубов на заднюю звезду. Это создаст низкое передаточное отношение и идеально подойдет для лесных дорожек или кроссовых треков без больших длинных прямых участков. Более низкое передаточное отношение хорошо работает на трассах Аренакросса, но не будет работать на гонках по пустыни.

Для максимальной скорости (высокое передаточное отношение) используйте большую переднюю звездочку или меньшую заднюю звездочку. Высокое передаточное отношение «хорошо работает» в гонках по пустыне, на песчаных кроссовых треках, в общем там, где нет множества крутых поворотов.

Таблица подбора передаточного отношения

9.jpg


Купить цепи, звезды и другие запчасти

И в заключении напомним: чтобы не создавать угрозу своей жизни и здоровья, всегда ставьте только оригинальную продукцию, следите за состоянием звезд и цепи, своевременно их обслуживайте и меняйте. Удачи на трассах!

Цепь для мотоцикла — всё о ней


Современные мотоциклы подкупают начинающих мотоциклистов своим красивым и современным внешним видом, опрятностью (не имеют утечек масла) скоростью и конечно же мощностью. Но именно огромная мощность современных двигателей импортных байков и является виновником быстрого износа цепи для мотоцикла и обоих звёздочек (особенно ведущей, установленной на двигателе).

А у любителей резких разгонов со светофора, на байке с мотором мощностью в 160 — 170 кобыл, даже качественные звёзды и цепи от авторитетных производителей, отхаживают всего лишь несколько тысяч. Заменить звёздочки, как ведущую так и ведомую, для многих начинающих мотоциклистов не составляет труда, а вот как правильно заменить импортную цепь (например Х-ring) многие новички не знают.

Как заменить современную цепь, не имеющую замка и какой инструмент для этого понадобится я уже писал (подробно о замене цепи советую почитать вот тут) или посмотреть в видеоролике ниже, и поэтому в этой статье не буду повторяться.

Следует отметить, что своевременная замена цепи и звёздочек даст вам гарантию как вашей безопасности, так и безопасности окружающих. Ведь современный спортбайк или даже «дорожник» способен порвать свою изношенную цепь в независимости от объёма двигателя (ведь чем меньше объём, тем тоньше цепь).

И хотя изношенная цепь чаще всего рвётся не на большой скорости, а во время разгона, но порванная цепь может доставить неприятность владельцу в виде развороченного картера в районе ведущей звёздочки. А правильно восстановить картер из лёгкого сплава не так то просто.

К тому же не стоит забывать, что порваться цепь мотоцикла может и на большой скорости, так как современные мощные байки способны резко ускориться и после сотни км/ч.

И откладывать замену изношенной цепи не стоит не только из-за опасности её обрыва, но ещё и потому, что изношенная цепь, которая как правило изнашивается раньше звёздочек, довольно быстро «съест» вполне работоспособные звёздочки и замена всего комплекта (цепи и звёздочек) разумеется больше ударит по карману.

И ещё: сейчас довольно много подделок как цепей, так и звёздочек, но разумеется здесь как и везде действует знаменитая пословица, что скупой платит дважды. Экономить на этих деталях не стоит, так как подделка изготовленная из сырой или некачественной стали протянет всего несколько сотен километров и может оборваться в любой момент. Да и дополнительная трата денег и времени на покупку и установку уже качественных деталей думаю никому не нужна.

Поэтому стоит переплатить и купить цепь для мотоцикла и звёздочки (если изношены) от авторитетных производителей. Какому производителю отдать предпочтение можно узнать на форумах соответствующей тематики, но всё же лучше отдать предпочтение японской фирме EK CHAINS, которая вот уже 74 года изготавливает цепи и которая первой в мире придумала современные цепи О- ring и X- ring, которые не требуют смазки.

Подробнее об этой японской фирме и истории создания современных цепей можно почитать вот тут. Конечно же сейчас существуют и другие производители качественных цепей для мотоцикла, о которых всё же лучше узнать на форумах, так как я всегда говорил, что практическое применение и мнение большинства людей, всегда лучше мнения одного человека.

Какие бывают цепи для мотоцикла .

Самые простые цепи , не имеющие резиновых уплотнений в звеньях и которые следует периодически смазывать — это цепи отечественных мотоциклов. Такие цепи, даже изготовленные из качественной стали, довольно быстро изнашиваются. И износ происходит даже не от нагрузок, которые у отечественных мотоциклов небольшие, а от эксплуатации мотоцикла по пыльным дорогам, или по бездорожью. Так как частицы грязи, являющиеся хорошим абразивом, беспрепятственно попадают в сочленения цепи (звенья).

К тому же такие цепи следует периодически смазывать, но дорожная пыль быстро покрывает смазку и затем проникает во внутрь звеньев, и ускоряет износ. Тем мотоциклистам, которые ездят на отечественных мотоциклах по пыльным дорогам (например в сельской местности) или в условиях бездорожья (на рыбалку, на дачу, в лес) желательно первым видом тюнинга мотоцикла заменить цепь на импортную О- ring, или лучше X- ring, о которых будет казано ниже.

Использовать импортную цепь подходящей длины, следует от мотоциклов иномарок такой же мощности, как и отечественный байк. А если цепь от иномарки немного длиннее, то её можно укоротить, срезав заклёпки нужного звена и соединив звенья как подробно описано в статье про замену цепи (вторая ссылка в начале этой статьи). Конечно же импортная цепь с уплотнениями будет стоить дороже обычной цепи, но зато переплатив некоторую сумму денег, вы забудете о замене цепи на вашем мотоцикле надолго.

Цепь для мотоцикла О- ring . Такие цепи, как было сказано выше, первой придумала японская фирма EK CHAINS ещё в 1974 году. Это был рывок вперёд в мировом совершенствовании цепей для мотоцикла и уменьшению износа звеньев. Так как на таких цепях, на каждой оси звена, начали устанавливать с каждой стороны крошечные резиновые колечки, предотвращающие попадание грязи вовнутрь и утечки смазки, заложенной внутри каждого звена.


И так как колечки (см. фото), являющиеся и сальниками и пыльниками, не допускали проникновения грязи и пыли в трущиеся элементы звена, эти цепи произвели фурор в мировом мотоциклетостроении, ведь их ресурс существенно увеличился (по сравнению с обычными цепями). Со временем все мировые цепные производители начали выпускать цепи О- ring.

Но у таких цепей сразу выявился небольшой минус, который состоял всего лишь в том, что резиновые колечки создавали небольшое трение, при изгибании звеньев (мелочь, но всё же минус). Но даже такую мелочь фирма EK CHAINS решила тут же устранить, так и появились цепи X- ring, которые описаны чуть ниже.

Цепь для мотоцикла «Quadra X- ring» . Отличие таких цепей от вышеописанных в том, что резиновые колечки на каждом звене имеют в сечении профиль в форме буквы Х, причём на концах колечек их кромки довольно острые.

Цепь для мотоцикла — всё о ней

Разница в уплотнениях цепи x-ring и о-ring наглядно показана на рисунке слева. Благодаря форме сальников в виде буквы Х с острыми кромками, такие уплотнения гораздо эффективнее удерживают смазку внутри звеньев, лучше защищают от попадания пыли, грязи и воды, ну и к тому же они не создают никакого трения при изгибании звеньев (при работе цепи).

Цепи системы Zero Stretch Technolody (ZST) . Такие цепи разработала всё та же японская фирма и как видно из названия (Zero Stretch дословно переводится как нулевое растяжение), цепи помеченные клеймом ZST и сделанные из особо прочных металлов и по совершенной новейшей технологии, они гораздо менее подвержены растяжению от нагрузок. По крайней мере, как бы резко вы не стартовали, при первой тысяче километров, такая цепь не вытянется ни на миллиметр.

Подтверждением особой прочности цепей, сделанных по технологии ZST, является использование их на спортивных мотоциклах и на мотоциклах для дрегрейсинга, а такие аппараты как известно имеют от 500 до 1000 коней, иногда и более. И по уверениям спортсменов, им удаётся отъездить несколько довольно жёстких гонок, без регулировки натяжения таких цепей.

Вот вроде бы и всё, что хотелось рассказать про цепь для мотоцикла, которая является не только важной деталью современного байка, но и является гарантией вашей безопасности и безопасности окружающих, удачи всем на дорогах.

Читайте также: