Сталь для фонарных столбов

Обновлено: 06.05.2024

Высота фонарного столба зависит от назначения конструкции. Поэтому перед установкой следует разобраться с основными нормативами, чтобы не допустить ошибок и подобрать вариант в соответствии с требованиями. Кроме того, имеет значение и материал изготовления, так как от этого напрямую зависит прочность, стойкость к неблагоприятным воздействиям и ветровым нагрузкам.

Максимальная и минимальная высота фонарных столбов

Чтобы разобраться со всеми требованиями, проще всего изучить нормативную документацию – ГОСТ 32947-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования» и ГОСТ Р ЕН 40-7-2013 «Опоры освещения из полимерных композиционных материалов, армированных волокном. Технические требования». Там есть все необходимые данные относительно параметров изделий и требований к ним. Что касается высоты, можно выделить несколько аспектов:

  1. Минимальная высота светильников для пешеходных и парковых зон составляет 3 метра, при этом максимум зависит от конкретных условий. Обычно нет смысла ставить фонари очень высоко, поэтому средний размер опор равен 6 метров. Для площадок и больших пространств возможно поднятие источников света выше, чтобы увеличить площадь освещения и уменьшить число светильников.
  2. Для городских улиц, проезжих частей во всех типах населенных пунктов минимальная высота столбов не должна быть меньше 6 метров, это необходимый минимум для проезда среднетоннажного грузового транспорта. Что касается максимума, то чаще всего опоры делают не выше 13,5 метров. Но в отдельных случаях по специальному заказу могут изготавливаться изделия до 22 метров, чаще всего для изготовления применяют железобетон или оцинкованную сталь.

Кстати! Высота столба освещения – это не только его надземная часть. Если он устанавливается путем бетонирования, то в земле располагается от 120 до 300 см, поэтому общая длина получается больше.

Что влияет на высоту установки светильников

Чтобы разобраться с этим моментом, надо учитывать целый ряд факторов. Только так можно определить оптимальное расположение источника света, чтобы обеспечить хорошую видимость и исключить любые проблемы в процессе эксплуатации. Надо помнить следующее:

    светильника, который будет установлен на опоре. Чем он больше, тем выше следует располагать плафоны, чтобы обеспечить оптимальный уровень освещения и не создавать дискомфорта для зрения. Для освещения автомобильных обычно диапазон от 6 до 13,5 метров. Что касается пешеходных зон и частных территорий, для них выбирают высоту от 3 метров, все зависит от мощности лампы.

Если после установки фонаря оказалось, что свет слишком яркий или наоборот, тусклый, не нужно переставлять светильник. Проще всего заменить лампу, выбрав вариант с подходящей мощностью.

Виды опор освещения по высоте

Высота уличного фонаря зависит от назначения и места установки. Выделяется три основных разновидности, у каждой из них свои особенности, которые надо знать:

    Декоративные, чаще всего имеют высоту от 3 до 6 метров, на них обычно используют светильники торшерного типа. Плафонов может быть от одного до нескольких в зависимости от необходимой яркости и места установки. Этот вариант подходит для частного сектора, а также для парковых зон, аллей, пешеходных дорожек и т.д. Также декоративные опоры часто используют около общественных зданий, архитектурных сооружений, фонтанов и т.д.

Высота столба уличного освещения приспосабливается под окружающие условия, учитываются все объекты, которые могут создавать помехи.

На какой высоте на опоре должны размещаться светильники

Есть отдельные нормативы, прописанные в ГОСТ и других документах, которые стоит учитывать при определении высоты расположения светильника:

  1. Для дачи или двора частного дома нужно подбирать высоту, исходя из особенностей участка и целей освещения. Обычно для этого используют декоративные опоры, которые могут быть украшены декором. Лучше всего расположить источник света так, чтобы предотвратить его случайное повреждение.
  2. При планировании установки фонарей на проезжей части учитывать расположение деревьев, кроны не должны заслонять световой поток. Если по дороге движутся троллейбусы, минимальная высота фонарей должна быть не менее 9 м, для улиц с трамвайными путями – от 8 м и больше.
  3. Также важно учитывать и расстояние между фонарными столбами. Расстановка опор должна быть такой, чтобы соотношение высоты и шага расположения опор было не больше, чем 1:7, а если использована шахматная схема установки, то не более, чем 1:5. Это позволяет обеспечить равномерное освещение и отсутствие затененных участков.

По ГОСТ 55706-2013 фонари следует располагать над проезжей частью на высоте не менее 6,5 метров. Они должны быть на кронштейнах, обращенных в сторону дороги или подвешены на тросах.


Высота установки зависит от места расположения фонаря. Так, на трассе их ставят выше, чем в городе. В пешеходных зонах нет жестких нормативов, тут обычно исходят из безопасности и декоративной составляющей.

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Правила монтажа фонарных столбов и металлических опор для освещения

Монтаж металлических опор освещения отличается от работ по установке столбов из других материалов. Поэтому следует разобрать основные способы, чтобы соблюдать все условия, прописанные в нормативных актах. Работы проводятся в строгом соответствии с установленными нормами, отклонения не допускаются.

Монтаж наружных опор освещения — правила и особенности

Так как этот вид работ относится к опасным, требуется соблюдение техники безопасности и ряда требований, прописанных в СНиП 3.05.06-85 и Правилах устройства электроустановок (ПУЭ). Все организации, осуществляющие установку или демонтаж столбов, обязаны соблюдать ряд требований:

    Вся техника должна быть исправной и проверенной. Есть утвержденный порядок, который предписывает срок проведения проверок для автовышек, кранов и другого специального оборудования. Поэтому использовать можно только ту технику, с которой разрешена работа.

Важно! Если устанавливается фонарь во дворе или на даче, то можно провести работы своими силами при условии соблюдения требований электробезопасности. Для ввода в эксплуатацию оборудования чаще всего надо приглашать специалиста из надзорной организации.

Как выполняются работы

Монтаж столбов освещения может производиться двумя способами в зависимости от типа опор и выбранной технологии. Методы подходят как для стальных, так и для композитных опор, которые ставятся схожим образом.

Порядок установки фланцевых опор освещения

Перед началом работ нужно подготовить место для их проведения, не должно создаваться помех, чтобы предотвратить опасность для окружающих. Если на поверхности лежит брусчатка, ее нужно аккуратно снять, асфальтные покрытия прорезаются и убираются. Что касается технологии, она такая:

  1. В первую очередь надо выкопать яму глубиной не меньше метра, чаще всего ее делают глубже. Работа может выполняться как вручную, так и техникой, все зависит от количества устанавливаемых столбов. Форма ямы может быть как квадратной, так и круглой, тут нет жестких ограничений.
  2. Дно ямы выравнивается, на нем делается подушка из песка и гравия, которую следует выровнять и хорошо утрамбовать. Затем ставится специальный монолитный железобетонный блок, на котором расположены анкерные шпильки с готовой резьбой для дальнейшего крепления опор. На этом этапе надо выставить блок правильно, чтобы он находился на требуемом уровне и располагался ровно относительно вертикальной и горизонтальной плоскостей.

Вариант хорош тем, что при повреждении столба или необходимости его замены сделать это можно за считанные часы, сняв старый элемент и установив на его место новый.

Как устанавливают прямостоечные опоры

Эта технология на порядок сложнее и используется для тяжелых изделий большого размера. Для выполнения работ требуется специальная буровая установка, или же это делается с использованием подъемного крана. Работы выполняются так:

    Определяется местоположение всех столбов и ставятся метки или делаются другие ориентиры в нужных местах. Работу проводят с помощью бурильной машины, которую располагают точно по метке. Обычно минимальная глубина бурения составляет 120 см, но яма может быть и намного глубже, если это нужно для обеспечения надежности. Диаметр бурения всегда больше, чем диаметр нижней части столба.

Чаще всего при монтаже новых опор нужно проводить демонтаж старых, чтобы они не создавали помех.

Обязательные требования для проведения работ

Технология монтажа должна выполняться строго по регламенту, при этом есть еще и ряд других требований, по которым следует проводить работу. Любые нарушения могут привести к штрафам или даже запрету проведения работ, поэтому нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Предварительно готовится необходимая проектная документация, этим обычно занимаются отдельные организации или проектный отдел, если такой есть в компании. После подготовки проекта его надо обязательно утвердить в организации, которая контролирует монтажные работы.
  2. Если требуется получить разрешение на проведение работ, нужно сделать все бумаги заранее. Особенно, когда монтаж производится около дороги и надо занимать проезжую часть или перекрывать пешеходные дорожки.
  3. Нередко необходимо присутствие специалиста из надзорного органа, в этом случае начинать работы без него нельзя. Если при проведении работ обнаруживаются проблемы в виде сыпучего грунта или других отклонений, нужно менять технологию, чтобы обеспечить надежность монтажа.

После окончания работ нужно сдать объект в эксплуатацию. Проверяется проектная документация, бумаги на использованные столбы и комплектующие, а также проводится визуальный осмотр установленных элементов.


В завершении тематический видеоролик.

Разобраться с монтажом столбов из металла несложно, если заранее определить тип изделий и уточнить особенности объекта. Перед началом нужно обязательно сделать проект и согласовать его в надзорном органе.

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Расстояние между столбами освещения подбирается по строго установленным нормативам ГОСТ и СНиП. Чтобы определить точный показатель, надо учесть ряд факторов, поэтому стоит разобрать их, чтобы понимать, как проводятся расчеты. От правильного расположения зависит освещенность дороги и безопасность движения.

Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе

Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:

  1. Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
  2. Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
  3. Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
  4. Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
  5. Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
  6. Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна

Улучшить освещение можно за счет замены ламп на более мощные или использования плафонов с более эффективными вариантами.

Нормы по ГОСТу и СНиПу

Строительные нормы позволяют точно определить все параметры, чтобы подобрать правильное расположение освещения. Кроме того, есть ряд других аспектов, которые надо учесть. Они показаны на схеме для наглядности:

  1. Высота расположения осветительного плафона над проезжей частью. Чем этот показатель больше, тем шире световое пятно, но тем меньше интенсивность освещения. Обычно высоту отмечают буквой Н, она подбирается под конкретную дорогу, средним показателем является 9-12 метров.
  2. Ширина пролетов. Норматив определяется исходя из вида дороги, ее категории по освещению и загруженности трассы. Она может составлять от 30 до 65 метров, поэтому от правильного расчета зависит, сколько столбов придется установить на том или ином участке. Ширину на схемах отмечают буквой L.
  3. Положение осветительного плафона относительно проезжей части. Для улучшения показателей и обеспечения освещения дороги, а не обочины светильник обычно выносится с помощью кронштейнов подходящего размера. Они могут входить в конструкцию или же закрепляться отдельно в верхней части. Этот показатель обозначают буквой I.
  4. Ширина проезжей части – еще один важный фактор, от которого отталкиваются при определении расстановки светильников вдоль дороги. Если показатель до 12 метров, можно ставить фонари с одной стороны, если от 12 до 18, лучше всего располагать их по обеим сторонам дороги в шахматном порядке. Для проезжих частей шириной от 18 до 32 метров применяют прямоугольную шахматную схему. Показатель обозначается символом W.
  5. Угол наклона плафона относительно проезжей части также надо подбирать индивидуально, так как от этого зависит, как будет распределяться световой поток. Его отмечают символом α и измеряют в градусах. За счет изменения угла можно точно выставить освещение и отрегулировать его, если это нужно.

При определении расстояния между фонарями в первую очередь учитывают пересечение конусов света соседних фонарей. Именно на этих участках измеряют уровень освещенности и проверяют его на соответствие нормам. Так как это самые слабо освещенные части дорожного полотна, их и берут в расчет контролирующие органы. Ниже представлена таблица показателей для светильников с натриевыми лампами, одними из самых популярных на сегодня.

Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

  1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
  2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
  3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.

Расстояние между фонарными столбами, расположенными с одной стороны дороги, в пропорции к их высоте составляет 5:1. Если применяется шахматная расстановка, пропорция увеличивается до 7:1.

Материал изготовления опор

Используемые столбы надо подбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические особенности региона, минимальные температуры в зимний период. Нельзя упускать из вида воздействие агрессивных сред.

Металлические столбы

Для изготовления этого варианта используют сталь. Подходит только для регионов, в которых зимой морозы не превышают показатель в -40 градусов. У опор из металла такие особенности:

  1. Чаще всего соединяют два или 3 элемента с помощью сварки. Но при небольшой высоте могут быть и цельные опоры, которые устанавливают краном.
  2. Металлические столбы могут использоваться только для освещения, в этом случае их называют не силовыми. Если же конструкция применяется для установки проводов и служит как линия электропередач, опоры называют силовыми.
  3. По сечению профиль может быть круглым или многогранным. В некоторых моделях толщина столба одинакова по всей высоте, а в некоторых уменьшается, придавая ему коническую форму.
  4. По методу установки выделяют прямостоечный и фланцевый виды. Первый устанавливают традиционным способом, выкапывая яму нужной глубины и бетонируя основание. Фланцевый тип удобнее за счет того, что основу заливают заранее и в ней размещают крепежный фланец. Нужно установить столб, чтобы отверстия совпали со шпильками и затянуть гайки.

Металл прочен, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используют противокоррозионные краски, покрытие обновляют раз в несколько лет по мере его износа.

Железобетонные опоры

Самое распространенное решение, так как имеет большой срок службы и не требует особого ухода в процессе использования. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности такие:

  1. Для производства используют вибрационное оборудование, которое уплотняет бетон высокой марки, чтобы внутри не оставалось пузырьков воздуха. Для надежности внутрь вкладывается каркас из сваренной арматуры.
  2. Конструкции можно использовать в регионах с температурами до -55 градусов. Они подходят почти для всех районов, потому что могут выдержать и сейсмические толчки силой до 7 баллов.
  3. Стойкость к обледенению и сильным ветрам у железобетона тоже на порядок выше, чем у металлических столбов.
  4. По форме могут быть разными: пирамидальными, круглыми, коническими, призматическими. Каждый из вариантов предназначен для определенных условий, поэтому подбирать надо по требованиям к освещению.
  5. Способы монтажа такие же, как и металлических опор. Можно бетонировать нижнюю часть в земле, а можно использовать фланцевый метод крепления. По весу этот вариант намного тяжелее, поэтому для его установки нужна соответствующая техника.

Бетонные опоры могут применять для крепления проводов. В частном секторе и на улицах с малым движением чаще всего используется именно такой вариант.

Столбы из композитных материалов

Современное решение, которое с каждым годом используется все чаще. Оно отличается от традиционных столбов, но при этом имеет много плюсов:

  1. Изготавливаются из полимерных смол или других составов. Для придания жесткости и обеспечения нужной формы изделия армируют стекловолокном.
  2. Столбы намного легче бетонных и металлических, что упрощает перевозку и установку. При этом они имеют большой срок службы – десятки лет и не требуют защиты от коррозии и обновления защитного покрытия.
  3. Профиль и размеры могут быть разными. Все изделия сертифицируются, должна быть документация на соответствие требованиям.
  4. Опоры подходят как для фонарей, так и для проводов, поэтому могут быть и силовыми.
  5. Крепление чаще всего производят фланцевым способом. Но есть варианты, которые можно бетонировать в земле.

Расстояние между фонарями уличного освещения – не единственный критерий их установки. Также надо учесть несколько требований по расположению столбов. От этого зависит, где лучше прокладывать кабель и какой вынос фонаря от опоры нужно использовать. Помнить следующие ограничения:

  1. От столба до бордюра должно быть не меньше метра, если освещается скоростная трасса или городская магистраль с большим потоком движения. Это минимальный показатель, его можно делать больше, но уменьшать нельзя. Это касается и остальных норм.
  2. На большинстве городских улиц минимальная дистанция от бордюра составляет 50 см. Это касается второстепенных дорог и других вариантов с низкой интенсивностью движения.
  3. Если на проезжей части запрещено движение грузовых автомобилей, то наименьшее расстояние должно быть 30 см. Этот вариант используют там, где нет риска повреждения опор габаритным транспортом.
  4. Когда фонари устанавливаются на разделительной полосе, ее ширина должна быть не меньше 5 метров. При этом на каждой опоре обычно располагают по два плафона на каждую сторону.
  5. Для парков, жилых зон и мест отдыха расстояния и расположение столбов подбирают индивидуально. Тут нет строгих норм, следует исходить из соображения безопасности, чтобы опоры не создавали помех.
  6. Если по краю проезжей части нет бордюра, то минимальное расстояние до столба должно быть 1,75 метра.

Если столбы устанавливают в жилых зонах, то от столба до балконов или окон должно быть не меньше 1 метра. А лучше сделать расстояние еще больше, чтобы исключить любую опасность.


При установке столбов надо учесть ряд критериев, чтобы обеспечить хорошую видимость и создать безопасную систему. Главный показатель – поверхностная освещенность, поэтому расстояние между столбами, их расположение, высота фонаря и его мощность подбираются так, чтобы система соответствовала нормам.

Стальные фонарные столбы: специфика и особенности



Современные фонарные столбы – это достаточно сложные конструкции, чаще всего изготавливаемые из металлических элементов, сочетающие в себе надежность, оптимальные вес и долговечность и имеющие большое количество вариаций и видов. Так, например, чтобы понять, сколько стоит фонарный столб, необходимо знать, какие опоры будут лежать в основе конструкции, какие кронштейны, светильники и дополнительные элементы будут применены. Цены на стальные многогранные опоры в свою очередь зависят от высоты конструкции, ее способности выдерживать внешние нагрузки и вес СИП, а также от дополнительных факторов, например, способности складываться, способа установки, наличия дополнительного декоративного покрытия.

Специфика и особенности конструкции фонарного столба

Цены на фонарные столбы формируются на основе стоимости всех элементов, из которых они состоят. В первую очередь речь идет об опорах, центральной части конструкции, на которую приходится большая часть нагрузок и которая может выполнять защитную функцию, предотвращая воздействие внешней среды на кабельную систему, проложенную внутренним способом. Стоимость опор освещения дополняется стоимостью переходников, например, кронштейнов, которые будут использоваться для фиксации осветительного оборудования, и самого оборудования.

Цена на фонарный столб может увеличиться в случае, если изделие предполагает наличие сразу нескольких светильников и даже прожекторов. Для последних используются специальные мачтовые системы, рассчитанные на значительный вес оборудования.

Применение стальных многогранных опор при возведении фонарных столбов

Стальные многогранные опоры на сегодняшний день являются одним из самых часто используемых элементов таких систем. Они отличаются меньшим весом и большим сроком службы по сравнению с железобетонными изделиями при условии, что могут выдержать такие же нагрузки. Кроме того, они положительно влияют на стоимость фонарного столба и затраты на его обслуживание: их можно перевозить с применением различного вида транспорта, а при наличии надежной антикоррозийной защиты повторное обновление покрытия не потребуется в течение всего срока эксплуатации. На нашем производстве в качестве метода защиты от коррозии используется горячее цинкование, позволяющее предотвратить образование ржавчины в течение всего срока эксплуатации, а также отказаться от недолговечных декоративных покрытий благодаря высоким эстетическим свойствам получаемого цинкового слоя.

Оптимальная цена на столбы освещения, возведенные с применением многогранных металлоконструкций, отлично сочетается с тем фактом, что они часто могут использоваться для прокладки СИП и одновременно выполнять дополнительные функции, например, фиксировать контактные сети, используемые для работы электротранспорта, выступать в качестве площадки для монтажа светофоров, рекламных щитов.

Читайте также: