Сталь для воздуховодов дымоудаления

Обновлено: 26.04.2024

Проектом предусмотрено устройство шахт дымоудаления из полнотелого кирпича и устройства и воздуховодов подпора воздуха из металла толщиной 0.7 мм.(длина наибольшей стороны менее 1000 мм).

Представителем строительного надзора выдано замечание о необходимости внутренней отделки шахты металлом толщиной 1 мм., и выполнить воздуховоды подпора воздуха из металла 0,8 мм.

По нашему мнению, требование по изменению толщины металла воздуховода подпора воздуха не обосновано, так как требования к воздуховодам противодымной вентиляции оговорены в п.7.11 СП 7.13130.2013 .

Соблюдение требования п.6.13 указанного СП относится к воздуховодам, предназначенным для удаления продуктов горения, система подпора служит для нагнетания воздуха, следовательно толщина металла выбирается в соответствие с требованиями приложения "Л" СП 60.13330.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003"

Требование по отделке металлом внутренней поверхности шахты не обосновано, так как требования п.7.11 13 СП 7.13130.2013 . относятся к воздуховодам противодымной вентиляции выполненных из металла.

Николай Морозов

В соответствии с подпунктом "б" п.7.11 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования" для систем вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать воздуховоды и каналы согласно пунктам 6.13 , 6.16 СП 7.13130.2013 из негорючих материалов класса герметичности "В" по СП 60.13330.2012 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" с соответствующими пределами огнестойкости.

В соответствии с п.6.13 СП 7.13130.2013 вентиляционные каналы систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции строительного исполнения длиной до 50 м допускается предусматривать:

б) при сохранении неизменности формы и площади проходного сечения (с относительным отклонением последней не более 3%) с исключением локальных выступов в местах пересечения межэтажных перекрытий.

Во всех остальных случаях строительное исполнение вентиляционных каналов систем противодымной вентиляции (кроме воздухозаборных каналов приточной противодымной вентиляции) не допускается без применения внутренних сборных или облицовочных стальных конструкций.

Соответственно, вентиляционный канал системы вытяжной противодымной вентиляции строительного исполнения, выполненный из кирпичной кладки, длиной более 50 м необходимо изнутри отделать сборными или облицовочными стальными конструкциями (толщина листовой стали не менее 0,8 мм).

Вентиляционный канал системы вытяжной противодымной вентиляции строительного исполнения, выполненный из кирпичной кладки, длиной до 50 м и соответствующий требованиям подпунктов "а" и "б" п.6.13 СП 7.13130.2013 , возможно, изнутри не отделывать сборными или облицовочными стальными конструкциями.

В соответствии с ч.1 ст.138 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 03.07.2016) конструкции воздуховодов и каналов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции и транзитных каналов (в том числе воздуховодов, коллекторов, шахт) вентиляционных систем различного назначения должны быть огнестойкими и выполняться из негорючих материалов.

В соответствии с подпунктом "б" п.7.17 СП 7.13130.2013 для систем приточной противодымной вентиляции следует предусматривать воздуховоды и каналы из негорючих материалов класса герметичности В по СП 60.13330.2012 с соответствующими (нормируемыми) пределами огнестойкости.

В соответствии с п.Л.4 приложения "Л" СП 60.13330.2012 для воздуховодов с нормируемыми пределами огнестойкости толщину стали следует принимать согласно требованиям СП 7.13130 .

В настоящий момент п.6.13 СП 7.13130.2013 устанавливает общие требования ко всем воздуховодам с нормируемыми пределами огнестойкости в части толщины листовой стали.

Учитывая, что воздуховоды и каналы систем приточной противодымной вентиляции должны обладать соответствующими пределами огнестойкости, возможно, сделать вывод о том, что требования п.6.13 СП 7.13130.2013 распространяются в полной мере и на воздуховоды и каналы систем приточной противодымной вентиляции.

Соответственно, толщину листовой стали для воздуховодов систем приточной противодымной вентиляции следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм.

Сталь для воздуховодов дымоудаления

По ценам можно не смотреть, т.к. роквул дает 10 % скидки, а другие производители могут и 50 дать. А вот в зависимости от назначения я и выбираю тип изоляции. Если нужно одновременно и утеплить, то принимаю что то типа роквула, т.к. есть и другие производители такой же ваты, а если нужно экономить пространство и денюжку. то беру более тонкие клеевые составы. У нас в нижнем есть производитель, который продает состав с сертификатом на 1 час по 250 руб за 1 квадрат. Так что, кто ищет тот всегда найдет.

Кстати, Борис Борисович, Вы на днях собираетесь в Нижний Новгород? Если да то какая тема будет у семинара?

Добрый день! Подскажите, все таки можно ли использовать оцинкованный воздуховод класса П для систем дымоудаления. Нигде в нормах я этого конкретного не нашла, так что бы указывалось непосредственно черная листовая сталь.
Извините, если повторяюсь.

Да можно. Ограничения есть только при использовании некоторых огнезащитных составов из-за низкой адгезии к оцинкованной поверхности

В целом есть ряд недопониманий во всей кухне, связанной с воздуховодами с нормируемым пределом огнестойкости.
1. Какими нормативными документами оговаривается конструктив воздуховода? Или важен только результат испытаний? Известное пособие к ПОСОБИЕ 6.91 к СНиП 2.04.05-91 привязано к неактуальному документу, да и физически устарело. Хоть и нет отменяющий постановлений. Если в упомянутом пособии четко оговаривалось "листовая сталь,сварной шов, приварные фланцы", то сейчас обилие конструкций поражает.
Каким образом при сборке системы на шинном соединении осуществлять укорачивание воздуховода на объекте, не имея никакого конструктивного ориентира, в виде тех или иных нормативов?
2. Почему производитель воздуховодов испытывает всю систему, включая огнезащитное покрытие? А производитель огнезащитных покрытий испытывает свою продукцию на "стальном воздуховоде, толщиной не менее 0,8 мм", без конкретики (конструкция фланцев,типы соединения самого воздуховода). Иногда возникает такая ситуация, что при монтаже на объекте у подрядчика 2 сертификата и 2 регламента: один на воздуховоды с какой то систем огнезащиты, а 2-ой на огнезащиту с каким то воздуховодом.
3. Почему для систем противодымной вентиляции и еже с ней прокладки между сборными участками воздуховодов обязательно должны быть класса НГ, а для кабельных проходок допускается применение герметиков Г1 (акриловые герметики hilti и прочее)? Я понимаю, что для фланцевых соединений на болтах применение асбестового шнура не вызывало вопросов, но при сборке системы на шине, установка асбестовых шнуров становится невыполнимой задачей. На данный момент применение ВСЕХ герметиков для уплотнения стыков является нелегитимным. А толковых альтернатив нет.

В реальности есть объекты с оцинкованными воздуховодами на системах дымоудаления?
Опыт сдачи таких объектов есть ?

Конечно. Если воздуховод соответствует требованиям СП 7, имеет сертификат и покрыт огнезащитой,имеющей сертификат.

я так понимаю это ответ на мой пост?

Если да, то подскажите:
-какая толщина оцинкованного воздуховода в системе ДУ?
-в нормативных документах говорит о расчете толщины воздуховода. Были ли произведены эти расчеты? Экспертиза пропускает данное решение?
-какие негорючие прокладки использовались?

Толщина не менее 0,8 согласно СП7.
Вы упоминали про расчет толщины в нормативных документах; это касается воздуховодов общеобменной вентиляции.
СП 60.13330.2012 Приложение Л.3 Для воздуховодов, по которым предусматривается перемещение воздуха температурой более 80 °С или воздуха с механическими примесями, или абразивной пылью толщину стали следует обосновывать расчетом.
Зачастую вижу применение огнестойких герметиков, которые по определению не могут обладать сертификатом, подтверждающим класс НГ.
Если делать юридически правильно, закладывайте асбестовый шнур, базальтовый картон. Фактически любой материал с сертификатом НГ, который вы сможете установить в качестве уплотнителя и который обеспечит класс герметичности В.

6.13. Воздуховоды с нормируемыми пределами огнестойкости (в том числе теплозащитные и огнезащитные покрытия в составе их конструкций) должны быть из негорючих материалов. При этом толщину листовой стали для воздуховодов следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм.

Герметики, асбест не имеют сертификатов гигиенических. И их нельзя использовать. Мне так объясняли.

Так же хотелось разобраться в соединении оцинкованных воздуховодов в дымоудалении.

Как то искал запрет на применение асбестовых прокладок, но не нашел. Если у Вас есть ссылка на нормативный документ, я бы не против ознакомиться.
По поводу толщины-да Вы правы, подлежит расчету, хотя я не припоминаю,чтобы он делался. Обычно определялось конструкцией, предлагаемой заводом изготовителем, который и гарантировал прочность; как самостоятельную, так и под весом изоляции. Также пресловутый регламент rockwool оговаривал применение таких воздуховодов (не менее 0,8 мм) со своей изоляцией.
Так же хотелось разобраться в соединении оцинкованных воздуховодов в дымоудалении. - Это к чему? Кто хочет разобраться? Я или Вы? (хотя так как с нормативами бардак, я не против)

1.Асбест имеет ли гигиенический сертификат?

СП60
4.3 Отопительно-вентиляционное оборудование, воздуховоды, трубопроводы, теплоизоляционные конструкции и другие изделия и материалы, используемые в системах внутреннего теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования, подлежащие обязательной сертификации, в том числе гигиенической или пожарной оценке, должны иметь подтверждение на их применение в строительстве.

2. Насчет расчета. Я сам проектировщик. Никто не знает как производить данный расчет. А как доказать эксперту я не знаю.

3. С соединением оцинкованных воздуховодов в дымоудалении хочу разобраться я. Вы более опытен в этом вопросе. Как обеспечить герметичность В?

1.Асбест имеет ли гигиенический сертификат?
СП60
4.3 Отопительно-вентиляционное оборудование, воздуховоды, трубопроводы, теплоизоляционные конструкции и другие изделия и материалы, используемые в системах внутреннего теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования, подлежащие обязательной сертификации, в том числе гигиенической или пожарной оценке, должны иметь подтверждение на их применение в строительстве.

В СП нет ограничений по общеобменке и ДУ. Все оборудование должно быть сертифицировано!

Я полагаю токсичные или какие-нибудь вредные материалы нигде нельзя использовать! Воздуховоды прокладываются в помещении, где находятся люди. Я так трактую данный пункт.


Т.е. по-Вашему: в одном и том же помещении смонтированы рядом воздуховоды общеобменной и противодымной вентиляции и к ним разные гигиенические требования предъявляются? А находящимся в помещении людям пО фигу назначение воздуховодов.

Это вопрос в плоскости юристов. Область определения СП 60 регламентирует его распространение на системы вентиляции, не упоминая противодымную защиту. В СП 7 не сказано ни слова о сертификатах.
Но это больше лазейка для недобросовестных исполнителей. По сути СП 7 дополняет СП 60 в области противопожарных требований.
По поводу расчета толщины воздуховодов. Я не припомню подобной практики. Поэтому с методикой не подскажу (не исключаю и того, что и ее с момента выхода пособия 6.91 так и не появилось). Полагаю, что расчет необходим исключительно для обоснования конструктивной прочности воздуховода, так как производители огнезащитных материалов и покрытий сертифицируются на воздуховодах 0,8 мм. Что Вам мешает произвести расчет прочности с учетом веса изоляции, используя общепринятые схемы прочностных расчетов (МКЭ, например)? Если инспектор при экспертизе сильно упирается и требует его наличие.
Что касается уплотнения воздуховодов. Насчет сертификатов на огнестойкий герметик Hilti (z поднял документацию), Вы правы-его применение нелегитимно и со стороны отсутствия свидетельства о регистрации.
Из точно доступных материалов для уплотнения (с точки зрения пожарных и гигиенических сертификатов) - это материалы на основе базальта и еже с ним(базальтовый картон, маты базальтовые)-проводили испытания, попадаем в класс В. Последние испытания проводили, уплотняя фланцы мастикой на основе силикатов (той, что клеят огнезащиту). Производитель расширил область применения, указав допустимость уплотнения фланцев, хотя это и не обязательно. Тут главным требованием было обеспечение класса герметичности и НГ. Хотя технологичность процесса сомнительна.

Благодарю за ответы!
Буду изучать материалы на основе базальта.

И еще есть вопрос. Надеюсь не слишком надоел,но тема интересна и возможно проведу революцию в фирме, в которой работаю.
Как я понял воздуховоды из оцинкованной стали в дымоудалении соединяются на фланцах.
Интересна конструкция фланца. Возможно я далек от производства.

Это фланец из уголка? Если да, то как фланец крепиться к воздуховоду? Сварка, как я понимаю, прожжет оцинкованный воздуховод.

Или шина-уголок? То как обеспечить герметичность соединения?

СП60
4.3 Отопительно-вентиляционное оборудование, воздуховоды, трубопроводы, теплоизоляционные конструкции и другие изделия и материалы, используемые в системах внутреннего теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования, подлежащие обязательной сертификации, в том числе гигиенической или пожарной оценке, должны иметь подтверждение на их применение в строительстве.

Т.е. по-Вашему: в одном и том же помещении смонтированы рядом воздуховоды общеобменной и противодымной вентиляции и к ним разные гигиенические требования предъявляются? А находящимся в помещении людям пО фигу назначение воздуховодов.

Гигиенические требования, в контексте уплотнителей соединений воздуховодов, по моему мнению, обусловлены в первую очередь требованиям к качеству перемещаемого воздуха (само собой нельзя применять материалы, которые "фонят токсическими выбросами"), так же как полежит гигиенической сертификации вентиляционное оборудование.

Воздуховоды подлежат как гигиенической оценке (свидетельство о государственной регистрации, согласно перечню приказа №299 от 28 мая 2010), так и в области пожарной безопасности (согласно перечню приказа №73 от 17 ноября 1998).

К разговору о конструкциях. Соединение на фланцах было актуально для сварных воздуховодов из черной стали. Сваривался как воздуховод, так и фланец из ГК уголка, либо из гнутого. То, что мы с Вами понимаем под оцинкованными воздуховодами соединяются на так называемой шине (еврошина), которая может присоединяться к телу воздуховода, как посредством точечной сварки, так и посредством пуклевки. Некоторые ТУ на производство предусматривают крепление на саморезах (в основном для возможности укорачивания по месту). Герметичность воздуховодов достигается нанесением силиконовых герметиков по углам шинного соединения (для общеобменки) и провариванием углом (для воздуховодов с нормируемым пределом)
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Ну а о герметичности соединений мы с Вами уже говорили. Толковых материалов для уплотнения я пока не видел. А если видел, то они не проходят по документам.

Немного отошли от вопроса! Извиняюсь за повторение.

Рассматриваем конкретный случай оцинковка в дымоудалении (класс герметичности В)

Как я понял из ваших слов. Воздуховоды класса герметичности В можно проектировать из оцинкованной стали толщиной 0,8мм соединением на еврошине.
Интересует герметичность соединения еврошины и самого воздуховода. Можно пояснение по фразе : "провариванием углом" .

Правильнее будет сказать из сертифицированных воздуховодов. Проваривание углов-это средство достижения герметичности самого воздуховода (обычно участка 1500 мм) без использования горючих герметизирующих материалов.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Правильнее будет сказать из сертифицированных воздуховодов. Проваривание углов-это средство достижения герметичности самого воздуховода (обычно участка 1500 мм) без использования горючих герметизирующих материалов.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Благодарю!
И если знаете заводы-производители производящие сертифицираванные воздуховоды поделитесь!
Еще раз Спасибо!

Форус, Лиссант, Галвент.
Это первое, что всплыло в памяти. Подробнее расскажет поисковый запрос в интернете. Сертификаты производителем предоставляются либо по запросу, либо выложены в общем доступе на сайте. Но тут есть "вилка". Обычно в сертификате указывается ссылка на технологический регламент по которому должен производится монтаж воздуховода, а также огнезащитного покрытия в его составе. Но регламент также есть и у производителя огнезащитного покрытия, который зачастую идет в разрез с ТР на воздуховоды. Но это снова к юристам, так как плоскость здравого смысла кончилась ранее.

Спасибо!
А вы не сталкивались с пересогласованием воздуховодов сварных толщиной 1,5 мм на оцинкованные 0,8 ??


В жилом многоэтажном доме предназначена система вентиляции для удаления дыма из поэтажных коридоров.
В спецификации указано - использовать воздуховод из стали толщиной 1,2 мм. Какой материал не указан. В каком документе можно это узнать?
Возможно кто сталкивался?

P. S. Просмотрел СП 7.13130.2009 7-й раздел, но про материал самих воздуховодов ничего не нашёл.

Заранее благодарю за информацию.

уже 100 раз обсуждали нет требований к типу стали. все требования изложены в сп7 6.13.
там написано что толщина не менее 0,8 и класс герметичности В

Огнестойкость воздуховодов, вопросы по сертификации.

Надо дать пояснение по вопросу, потому что очень абстрактно вопрос задан. Попытаюсь предугадать. Воздуховоды обязательно подлежат 100 % сертификации. Воздуховоды должны быть изготовлены из материалов группы горючести НГ, обязательно, включая все огнезащитные покрытия, потому что сейчас очень много клеевых основ используют, позволяющих "оптимизировать" нанесение огнезащиты таких воздуховодов. Уплотнения не допускаются при применении из горючих материалов. Оцинковка, не оцинковка - не принципиально, все зависит от адгезии огнезащитного покрытия поверхности воздуховода. Минимальная толщина 0,8, при этом, учитывайте допуск по прокату стали, потому что очень часто Стройнадзор, кстати, в Москве, по крайней мере, ходят уже с толщиномерами. И отлавливают сталь 0,75 - 0,76 мм. Всё это есть в допуске по прокату стали. Поэтому, когда специфицируете воздуховод, тогда нужно делать толщину - 0,9 мм. Касаемо применения сварных либо фальцевых воздуховодов, моя позиция, лучше применять фальцевые воздуховоды, потому что практика испытания при пожаре показала в огневых камерах, что сварной воздуховод быстрее рвётся по шву, как бы обратно нам это не казалось. Определённую плотность или герметичность воздуховода на фальце можно обеспечить.
Позиция института по поводу возможности распространения результатов с прямоугольников на круглое, соответственно, с прямошовников на спиральнозамковые и обратно. Позиция достаточно жёсткая, но это исключительно позиция института, как органов сертификации. Если сертификат выдан каким-то сторонним органом, тут на его страх и риск. Но обращаю ваше внимание, что, испытав воздуховод прямоугольный, например, фальцевый прямошовный, вы можете совершенно спокойно распространить эти результаты на воздуховод круглый прямошовный, но ни в коем случае нельзя его распространять на воздуховод круглый спиральнозамковый. Спиральнозамковый подлежит отдельным испытаниям, потому что это достаточно сложная конструкция, с точки зрения поведения её при пожаре, и сложно прогнозируемая конструкция. Фальц тоже расходится, т.е. очень сильно мы упираемся в качество оборудования изготовления таких воздуховодов. У нас бывала масса случаев, когда при нагревании трубы диаметром 0,8 мм, на входе – 0,8, на выходе – 0,75 мм, т.е. качество очень низкое. Поэтому фальцевые спиральнозамковые подлежат обязательной сертификации. Если держатели сертификатов огнезащитного покрытия считают возможным распространение результатов на такие воздуховоды, он должен сертифицировать эти изделия.

Толщина стали воздуховодов: война экономики и физики

Without a second though subcontractors replace black steel air ducts with galvanized ones, made of thinner metal sheets, as part of the "budget optimization". There is a valid reason why such solution is quite dangerous in the modern architecture. And in general, correct selection of steel thickness is becoming more and more important and. quite not simple.

В рамках «оптимизации бюджета» подрядчики, недолго думая, меняют воздуховоды из черной стали на оцинкованные, выполненные из более тонких листов. Есть веская причина, по которой в современной архитектуре такое решение весьма опасно. Да и вообще правильный выбор толщины стали становится все более актуальным и… совсем непростым.

А. Ю. Иванов, руководитель проектной мастерской ООО «Траст инжиниринг»

К. С. Каргапольцева, главный конструктор ООО «Траст инжиниринг»

А. И. Павельчак, главный инженер проекта ООО «Траст инжиниринг»


Истоки проблемы

Задайте любому профильному проектировщику вопрос о том, какой толщины должны быть воздуховоды противодымной вентиляции, и получите мгновенный и чаще всего неправильный ответ: «Что за глупый вопрос? По СП – 0,8 мм».

Основа такого утверждения лежит намного глубже, чем тема экономии на металле, и берет свое начало в уютных дорогих офисах девелоперов и архитекторов.

Обычно проектирование объектов «большой архитектуры» происходит по одному и тому же отлаженному сценарию. Реализуя концепцию, архитекторы редко привлекают в качестве консультантов инженеров, поэтому вспоминают о технических помещениях, шахтах и воздухозаборниках в самую последнюю очередь, размещая их в самых «неликвидных» и ненужных (для архитекторов) местах.

Все бы ничего, но наряду с красивыми картинками в концепции содержится таблица ТЭПов, в которой декларируется полезная площадь. Скажем, в ней указано, что «на подземной стоянке размещается 600 машиномест». Девелопер интуитивно переводит эти цифры в рубли, а когда на более поздних этапах проектирования призываются на помощь инженеры, которые требуют изменить местоположение, количество и размеры вентиляционных камер в ущерб полезной площади, сделать это становится невозможно. «Вы съедаете четыре машиноместа – это 20 млн руб. Вписывайтесь в то, что есть»!

В дополнение к этому девелоперы и архитекторы настойчиво уменьшают высоту отведенного для коммуникаций запотолочного пространства, заставляя инженеров разгонять воздух и завязывать воздуховоды в узлы, что и приводит к росту сопротивления сети.

Рисунок 1

Исторически сложилось, что в СНиПах и СП рекомендуемые значения толщины стали определялись при условии, что воздуховоды работают при напорах до 1000 Па. Но один пункт СП по вентиляции не является для заказчика настолько весомым, чтобы изменить планировочные решения, пожертвовав полезной площадью. Как следствие, в современных зданиях системы с сопротивлением 1500 Па и более – вполне рядовое явление, которое и заставляет нас погрузиться в размышления.

В этом нелегком деле нам способствуют два пункта СП.

СП 7.13130.2013 «Требования пожарной безо­пасности к системам вентиляции»: «6.13. …толщину листовой стали для воздуховодов следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм».

СП 60.13330 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (в версиях разных годов формулировка пропадает и снова возрождается): «…для воздуховодов прямоугольного сечения, имеющих одну из сторон свыше 2000 мм, и воздуховодов сечением 2000×2000 мм толщину стали следует обосновывать расчетом».

В обоих документах упоминается некий «расчет», однако ссылки на методику его выполнения Вы там не найдете – поэтому инженеры по вентиляции о нем и не знают. А знают о нем специалисты в совсем другой области.

Расчет толщины стали

Решив разобраться с проблемой, мы отправились искать правды у конструкторов. Вот каким путем нам пришлось пройти.

Подобный расчет необходимо было выполнить в три шага.

1. Расчет по прочности, который показывает, при каком давлении воздуховод «лопнет» из-за нехватки прочности стали. Очевидно, что такое событие невероятно – ведь все понимают, что воздуховод перестанет выполнять свою функцию задолго до разрыва, – но проверить было необходимо. Итог расчета: лист стали толщиной 0,55 мм не выдержит напора в 7300 Па. Идем дальше.

Рисунок 2.

2. Расчет по деформациям, который, в свою очередь, должен быть разделен еще на два:

а) расчет по пределу текучести – показывает, при каком давлении листы будут «пластично деформированы», проще говоря – сомнутся, как бумага. В штатном же режиме воздуховоды могут прогибаться, но после отключения вентилятора они должны вернуться в исходное состояние. Воздуховод из стали 0,55 мм не сможет это сделать уже при 2200 Па. Именно то, что воздуховод не схлопывается, монтажники считают достаточным основанием для применения более тонких листов. Но они не учитывают третий, самый важный, расчет;

б) расчет по допустимому прогибу. В этом случае стенки воздуховода возвращаются в исходное положение после отключения системы, но при работе прогибы заужают проходное сечение канала. Что считать допустимым прогибом? Если воздуховод «играет» и «хлопает» – это еще допустимый прогиб или уже нет? Сомневаемся, что решения такого уровня можно принимать «на глазок».

Рисунок 3.

Найти прямого указания в нормативных документах не удалось. Тогда мы начали экстраполировать.

В «Пособии по производству и приемке работ при устройстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха (к СНиП 3.05.01-85)» указываются отклонения наружных размеров при производстве воздуховодов. Не совсем идеальное совпадение, но уже что-то. В этом документе мы находим указание, что для прямоугольных воздуховодов допускается неплоскостность стенки воздуховода от 5 до 20 мм в зависимости от сечения (см. табл. 18 Пособия).


В пункте 6.13 СП 7.13130.2013 упоминается допустимое уменьшение площади проходного сечения вентиляционных каналов в строительном исполнении на 3 %. Опять-таки не совсем то, что нужно, но тоже близко.

Данные обоих источников более или менее совпадают, поэтому принимаем максимальные прогибы по таблице Пособия и передаем конструкторам.

Расчет пластины – в нашем случае горизонтального листа, который опирается на два фланца и на две вертикальные стороны воздуховода, – не такая простая процедура, как кажется.

Такие расчеты выполняются в специализированных программах, таких как SolidWorks, с помощью метода конечных элементов, когда пластина разделяется на небольшие участки и к каждому из них применяется целый набор дифференциальных уравнений.

Очевидно, что этот способ неприменим в ежедневной работе проектировщика по вентиляции, ведь изучать или вспоминать основы сопромата, осваивать сложную программу стоимостью 3000 долл. в год, когда нужно лишь выбрать толщину стали для воздуховода, – нерациональная трата времени и сил.

Поэтому мы задались целью найти более простой путь, который и обнаружили в книге Д. В. Вайнберга и Е. Д. Вайнберг «Расчет пластин» (1970) и в труде американских ученых российского происхождения С. П. Тимошенко (профессор Стэнфордского университета, на минуточку) и С. Войновского-Кригера «Пластинки и оболочки» (1966).

Мы сверили результаты расчетов по этой методике с результатами в SolidWorks и получили приемлемую для наших целей сходимость. Считаем, что рабочий инструмент для проектировщика найден.


Испытания

На одном из наших объектов подрядчик намеревался заменить проектные воздуховоды из черной стали толщиной 1,5 мм на оцинкованные из листов толщиной 0,9 мм. Главным козырем подрядчика было применение коротких отрезков воздуховодов длиной 625 мм от фланца до фланца. По его словам: «Мы так всегда делаем, и проблем не бывает».

Для подтверждения своих доводов подрядчик собрал участок воздуховода, к которому подключил тестовый вентилятор, пригласил заказчика и нажал на кнопку «Пуск». Вентилятор натужно гудел в попытках смять воздуховод, что ему, конечно же, не удалось. Это и позволило подрядчику убедить заказчика перейти на оцинкованные воздуховоды – ведь «это позволит увеличить скорость монтажа и снизить стоимость системы». На то, что воздуховод прогнулся, никто внимания не обратил.

Рисунок 4.

Теперь посмотрим на ситуацию со стороны проектировщика.

Во-первых, уже при 735 Па листы продемонстрировали прогиб более 30 мм, что не только превосходит предельные значения по таблице, но и приводит к уменьшению проходного сечения воздуховода более чем на 10 %.

Во-вторых, слабым местом оказались выполненные из стандартной шинорейки фланцы, которые также прогнулись, придавая коробу дополнительный прогиб.

И последнее. Испытания проводились при комнатной температуре, но при 350 °C этот воздуховод дополнительно прогнется еще на 15 %.

С точки зрения проектировщика это испытание полностью провалилось.

Вывод

В современной нестандартной архитектуре невозможно обойтись стандартными решениями по вентиляции, что и приводит к необходимости назначать толщины стали на основании расчетов. По нашему мнению, следует отказаться от практики использовать в сложных системах дымоудаления воздуховоды из оцинкованной стали толщиной 0,9 мм, вернувшись к применению черной стали толщиной не менее 1,5 мм. И вообще, если в проекте применяются вентиляторы с напорной характеристикой более 1000 Па, толщину стали нужно определять исключительно расчетом. Окажутся ли монтажники настолько сообразительными, что начнут устанавливать толстую сталь на самых напорных участках, а по мере удаления от вентилятора переходить на более тонкую, – покажет время.

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.


Воздуховоды дымоудаления: что нужно о них понимать

Как показывает статистика, большая часть жертв пожаров гибнет вовсе не от воздействия открытого огня и высоких температур. Гораздо большую опасность представляют продукты горения, выделяющиеся в воздух — угарные газы. Первые симптомы отравления проявляются уже при концентрации СО в воздухе, равном 0,1%. А при концентрации угарного газа в организме человека, равной 5 мг СО на 1 литр крови, наступает мгновенная потеря сознания и смерть в течении одной-двух минут.

Не меньшую опасность представляет и высокая задымленность помещений при пожаре. Находящиеся в горящем здании люди, лишенные зрительных ориентиров не могут найти выход из него, впадают в панику, тем самым лишая себя последних шансов на спасение. Поэтому столь важно уделять внимание эффективно действующему комплексу дымоудаления.

В некоторых производственных и общественно-административных зданиях нет отдельной системы удаления дыма, а для этих целей предполагается использовать обычные вентиляционные каналы и шахты.

Но, как показывает практика, штатные вентсистемы при возникновении крупного пожара не справляются с удалением дыма. В результате в таких зданиях создается реальная угроза массовой гибели людей даже при небольшом пожаре, но сопровождающимся активным выделением угарного газа — например, при горении пластиковой отделки интерьера. Во избежание подобного рекомендуется предусматривать установку воздуховоды дымоудаления уже на этапе проектирования здания.

Главное назначение воздуховодов дымоудаления — очистка воздуха от продуктов горения и улучшение видимости внутри помещений.Системы дымоудаления помимо воздушных каналов дымоудаления могут снабжаться дополнительными устройствами:

  • Датчиками для точной фиксации места возникновения пожара.
  • Приборами для оповещения находящихся в здании людей о начавшемся возгорании.
  • Устройствами создания искусственных препятствий для распространения дыма по всему зданию, особенно по путям эвакуации людей — коридорам и лестничным пролетам.

Все это способствует не только своевременной эвакуации посетителей и работников, находящихся в горящем строении, но и обеспечивает условия для оперативного обнаружения очага пожара и его локализации. Сотрудники пожарной охраны МЧС, при сниженной задымленности помещений, смогут в короткие сроки произвести тушение возгорания и мероприятия по спасению людей.

Характеристика воздуховодов

Системы дымоудаления в больших торговых центрах и офисах устанавливают согласно ГОСТ Р 53300. Требования данного стандарта устанавливают порядок разработки, монтажа, приёма в эксплуатацию и периодичности испытаний. Кроме того, оборудование должно быть изготовлено из огнестойких материалов, прошедших сертификацию в соответствии с законом. При проверке работоспособности системы устанавливаются следующие функциональные параметры.

  • Количество (объём) удаляемого дыма из помещения через дымоприёмный отсек.
  • Объём удаления воздуха из коридоров, холлов и помещений, оборудованных системами тушения пожара (порошковая или аэрозольная).
  • Показатель избытка давления в незадымлённых помещениях (лестницы, шахты лифтов и тамбуры).


Кроме специальных требований к системе, воздуховоды для дымоудаления имеют особые свойства. К ним относятся:

  • огнестойкость;
  • возможность продолжительной работы при повышенных температурах;
  • клапаны, решётки и крепежи также должны отвечать параметрам устойчивости в критических условиях работы.

В настоящее время фирмы изготовители комплектующих систем вытяжки изготавливают воздуховоды из чёрной стали для дымоудаления повышенной термостойкости.

Выбор и установка воздуховодов

Особых указаний по выбору марки стали воздуховода в нормах нет, но стоит упомянуть, что воздуховоды могут быть стальные, оцинкованные и из «черной» стали. Толщина стенки воздуховодов должна быть не менее 1,2 миллиметра, по классу герметичности – группа В. Соединения системы воздуховодов допускаются двух типов:

По качеству и надёжности второй вариант является более удачным.

Качество фальцевого замка зависит от точности подгонки размеров трубы на заводе.

Анализ чрезвычайных ситуаций с пожарами, а также многочисленные испытания показали, что сварной шов, при равных температурных и временных показателях, разрывается быстрее, нежели фальцевый.


Кроме сертификата качества на трубы, отдельно должен быть документ на фальц.

По форме поперечного сечения дымоудаляющие каналы могут быть прямоугольной и округлой формы. При монтаже воздуховодов дымоудаления выбор формы особой роли на эксплуатационные показатели не оказывает. В этом случае всё зависит от выбора производителя, цен в данном регионе, удобства монтажа, формы и размера каналов под трубы вытяжки.

К монтажным работам привлекаются специальные фирмы, которые имеют необходимый опыт по данному виду работ, а также сертификат (разрешение) на допуск (возможность выполнения работ). Кроме допуска, в разных регионах нашей страны, может быть выдана выписка из реестра членов по СРО. Такой документ также разрешает предприятию выполнять установку системы дымоудаления.

Особенности конструкций

На сегодняшний день существует широкое разнообразие конструкций данного оборудования, включая стандартные категории и нестандартные. В конструкциях нестандартного типа могут быть дополнительно использованы как сетки, так и ребра жесткости, а также и различные крепежные элементы вместе с укрепленными фланцами. Оцинкованные воздуховоды для систем дымоудаления в Москве изготавливаются следующих сечений:
• Прямоугольные.
Благодаря специфике формы их удобно устанавливать в различных зданиях. Трубы соединяются между собой при помощи фланцев. Однако существуют конструкции, которые не требуют применения фланцев. Для прямоугольных воздуховодов характера широкая сфера применения, начиная от учебных заведений и жилых домов и заканчивая производственными помещениями.
• Круглые.
Отличаются более равномерным распределением воздушных масс и доступной стоимостью. Данная разновидность оборудования характеризуется высокими шумопоглощающими свойствами, большей герметичностью стыков и меньшим весом. Стоит отметить простоту монтажа. Круглые воздуховоды разделяются на спирально-замковые и прямошовные.

Достоинства воздуховодов из черной стали

Среди различных моделей воздуховодов стоит выделить оборудование, изготовленное из черной стали. Оно отличается более высокими показателями предела огнепрочности и жаростойкости, благодаря чему спрос на такие трубы стремительно возрастает. Воздуховоды из черной стали для систем дымоудаления обладают следующими преимуществами: • Большая жесткость. • Хорошая устойчивость к высоким температурным показателям. • Обеспечение отличной герметичности все системы, удаляющей дым. • Наличие специального покрытия, обладающим жаропрочным и антикоррозийным эффектом. • Длительный срок эксплуатации.

Требования к воздуховодам дымоудаления

Согласно строительным и противопожарным нормативам, шахтами и каналами для удаления дыма оснащаются объекты, где имеется большое скопление народа.

К ним относятся:

  • крупные производственные предприятия,
  • административные и офисные здания,
  • образовательные учреждения,
  • торговые и развлекательные центры, концертные залы, кинотеатры, театры,
  • медицинские заведения — поликлиники, больницы, профилактории и санатории,
  • гостиницы и отели.

Обратите внимание! Частные дома и одноэтажные строения, а также многоквартирные жилые строения обязательного оснащения комплексами автономного дымоудаления не требуют.

Соединение секций воздуховодов регламентируется требованиями СНиП №2-04-05 и 3-05-01 от 1985 и 1991 годов, и может быть либо сварным, либо фальцевым. Воздуховоды удаления дыма изготавливаются из оцинкованной или черной малоуглеродистой марок стали.

Рекомендуем ознакомиться: Как выбрать вентиляционные решетки для наружной вентиляции

ГОСТ №19.904 от 1990 года устанавливает толщину стенок воздухопроводов:

  • из холоднокатаной стали — от 0,9 до 1,4мм,
  • из горячекатаной — 1,5-2мм.

Маркируются элементы воздуховодов дымоудаления в зависимости от класса пожароопасности:

  • «Н» — для помещений с низкой пожароопасностью, относящихся к категории «В» и «Г». Для воздухопроводов класса «Н» применяются более низкие требования к герметичности соединений: допускается незначительная утечка газов при их удалении.
  • «П» — предназначаются для зданий с высоким классом пожароопасности — «А» и «Б». Соединение воздухопроводов типа «П» отличаются высокой степенью герметичности, поскольку они используются на производствах повышенной взрывоопасности. В воздухе таких помещений имеется большая концентрация легковоспламеняющейся пыли или горючих газов. Поэтому утечка из воздуховода горячего дыма может привести к еще большему распространению пожара.

Надзор за соответствием эксплуатационно-технических характеристик воздуховодов нормативам СНиП и ГОСТ, вменен в обязанности эксплуатирующих организаций и пожарной инспекции.

Технические характеристики

  • Толщина листа: 1; 1,2; 1,5; 2; 3; 4 мм. Зависит от диаметра или длины стороны.
  • Длина прямого участка: от 100 до 2500 мм, стандарт – 1250 мм.
  • Соотношение сторон: от 1:1 до 1:4 (при большем, чем 1:3, делаются дополнительные ребра жесткости).
  • Тип соединения: фланцевое, бесфланцевое.
  • Размер уголка: 25х25х3, 32х32х3, на заказ – 50х50х5.
  • Покрытие: антикоррозийный грунт ГФ-021.
  • Уплотнение при сборке: необходимо.
  • Эксплуатационная температура: до 400°
  • Среда эксплуатации: химически агрессивная.
  • Изготовление по индивидуальным чертежам: да.
  • Нормативные документы: ГОСТ 19903-74 и ГОСТ 16523-70.

Преимущества и особенности

  • Воздуховоды из черной стали обладают высокими показателями прочности и огнеупорности.
  • Сварной шов обеспечивает герметичность системы.
  • Низкий уровень шума.
  • Возможно изготовление круглых и прямоугольных деталей, при этом первые дешевле и несколько более эффективны (аэродинамика лучше).
  • Более низкая цена по сравнению с изделиями из нержавейки.

Огнезащита

Работа системы дымоудаления проходит в условиях открытого горения, когда температура окружающего воздуха может составлять нескольких сотен градусов. Воздуховоды должны обеспечивать бесперебойное удаление дыма из горящего здания на протяжении, как минимум, 2-х часов при температуре газов в 400°С. Для защиты от расплавления и прогорания воздухопроводов используются специальные огнеупорные смеси, либо термозащитные рулонные материалы, изготовленные на основе базальтового волокна.

Каналы класса «Н», расположенные в зданиях низким уровнем пожарной опасности, могут в качестве огнезащиты окрашиваться специальной краской, защищающей канал в течение часа, при t° транспортируемых газов до 120°С. Среди окрасочных материалов имеются специальные составы, вспенивающиеся при повышении температуры воздуха до 100 градусов. Этим достигается повышение их термоустойчивости.

Материалы изготовления

Для успешной работы такие воздуховоды должны соответствовать нормам по огнестойкости. Чтобы удовлетворить эти нормы, нужно использовать только некоторые виды материалов.

Материалы изготовления воздуховодов дымоудаления:

Самыми распространенными являются воздуховоды дымоудаления из черной стали. Это спровоцировано тем, что их изготовляют из стали толщиной 1-3 мм, что обеспечивает необходимую огнестойкость. Соединения дымоудаляющих воздуховодов из черной стали выполняют электродуговой сваркой, дабы обеспечить максимальную герметичность швов. Поэтому данный тип воздуховодов, имеючи класс «П», есть наиболее востребованным в системах дымоудаления.

Воздуховоды дымоудаления из черной стали

Воздуховоды из оцинкованной стали менее популярны для использовании систем дымоудаления, но во многом выигрывают за счет своей дешевизны по сравнению с воздуховодами из черной стали.

Воздуховод дымоудаления из оцинкованной стали

К недостаткам оцинкованных воздуховодов относится то, что при сваривании элементов воздуховодов крайне сложно, а если точнее, то практически невозможно сделать полностью герметичный шов. Поэтому, уже смонтированные воздуховоды проверяются на плотность соединений и при наличии дефектов неплотные места заделываются герметиком. Правда есть производители, которые изготовляют оцинкованные воздуховоды для дымоудаления с фальцевыми швами.

Материалы огнезащиты

С какого бы материала не был бы изготовлен воздуховод, он все равно, скорее всего, не сможет пройти испытание на огнестойкость, поэтому необходимо провести огнезащиту воздуховодов .

[important]Предельные значения огнестойкости воздуховодов дымоудаления принимаются по СНиП 2.04.05-91 и становят 0,75 часа, при температуре 600°С[/important]

Материалы огнезащиты воздуховодов обеспечивают его устойчивость к действию огня и высоких температур, не позволяя его конструкции разрушатся.

К методам огнезащиты и материалам огнезащиты дымовых воздуховодов относят:

Этапы проведения работ по огнезащите

Все работы по термической защите воздухопроводов системы дымоотведения , условно можно разделить на несколько этапов:

  1. Разработка проекта с полным перечнем мероприятий.
  2. Согласование проектной документации с органами пожарного надзора.
  3. Получение экспертного заключения на проведения работ.
  4. Огнезащита воздушных каналов.

После выполнения работ, компания подрядчик должна выдать заказчику акт, с подписями представителей пожарного надзора на соответствие нормативным документам и техническим условиям.

Еще один способ защиты воздуховодов смотрите на видео:

Особенности монтажа воздушных каналов

От качества монтажа воздуховодов напрямую зависит работа системы дымозащиты. Монтаж воздуховодов дымоудаления производится с помощью подставок, подвесов и других крепежных элементов, которые указаны в проектной документации.

Несущие конструкции воздуховодов - металлический профиль


Все крепления изготавливаются из стали. Требований к обработке огнеупорными составами крепежных элементов не существует, но покрывать эти изделия огнезащитой имеет смысл, так как прогорание крепления воздуховода неминуемо приведет к обрушению всей системы дымоотведения.

  • Между собой воздухоотводы дымозащиты круглого сечения соединяются с помощью фланцев, изготовленных из стальной полосы, а прямоугольного сечения – из шины.
  • При монтаже шахт и каналов все фланцевые соединения уплотняются асбестовым шнуром, чтобы при затягивании гаек, между фланцами не осталось щелей.
  • Крепления горизонтальных участков воздушных каналов устанавливаются на расстоянии друг от друга не более 6 м. Крепления вертикальных участков воздуховодов делается на расстоянии друг от друга не более 4 м.

После окончания монтажа каналов системы дымоотведения, производится установка оборудования и обработка воздухопроводов огнестойкой смесью.

Совет:
Воздухопроводы систем дымоотведения являются основными конструкциями, обеспечивающими безопасность жизни и здоровью людей при возникновении пожара, не давая им задохнуться продуктами горения. Именно поэтому монтажом и огнезащитой воздуховодов должны заниматься только профессионалы, имеющие на это все разрешительные документы.

Монтаж теплозащитных средств



Для укладки теплозащитных базальтовых пластин допускается применять металлические скобы; однако в этом случае велика вероятность того, что при высоких температурах они расплавятся, и изоляция просто «сползёт» с труб дымоудаления.

Поэтому надёжнее будет воспользоваться методом наклейки листов теплоизолятора на специальные огнестойкие клеящие составы, снижающие скорость распространения горения.

Монтаж в этом случае предполагает поэтапное выполнение работ, состоящих в следующих операциях:

  • Во-первых, сначала поверхность воздуховода подготавливается к нанесению защитного слоя (зачищается, выравнивается и хорошо просушивается).
  • Во-вторых, на неё аккуратно наносится клеящий состав в один или два слоя (в зависимости от типа поверхности и толщины базальтовых полос).
  • В-третьих, материал окончательно наклеивается на защищаемую поверхность в два слоя, укладываемых с небольшим смещением.

Для нанесения красителей и напыляемых покрытий, как правило, используются обычные краскопульты, применяемые для окрашивания поверхностей воздуховодов.

Поскольку воздуховоды являются очень важной частью системы дымоудаления, к выбору материалы для их изготовления и теплозащиты надо подходить ответственно. Это же касается монтажа.

Поскольку большую часть времени конструкция простаивает, ее необходимо периодически осматривать, следить за целостностью и проверять работоспособность.

Читайте также: