Сталь для якорных цепей

Обновлено: 28.03.2024

Специфической разновидностью ответственных отливок и поковок являются якоря и якорные цепи. Во время стоянки судна якорное устройство должно противостоять повышенным статическим и динамическим нагрузкам, вызывающим растяжение и изгиб его элементов. Тем не менее якоря делают из малоуглеродистых сталей, что объясняется простой и дешевой технологией изготовления. Прочность якоря обеспечивается качеством материала, а также увеличением размеров в опасных сечениях. Основным мотивом применения сравнительно малопрочной стали для якорей является нежелание создания аварийной ситуации для судна: при шквальном порыве ветра или другой кратковременной предельной нагрузке предпочтительно, потеряв якорь, спасти само судно. В истории современного мореплавания не единичны случаи гибели судов из-за чрезмерной прочности якоря или якорной цепи.

Якоря выполняют коваными (адмиралтейские) или составными из литых и кованых частей (якоря Холла и Матросова).

Соединения осуществляются механическим путем с помощью оси и 7 штыря, как показано на рис. 7.2, или горновой кузнечной сваркой.



Рис. 7.2. Якорь Холла 1 — якорная скоба; 2 — веретено; 3 — лапа; 4 — ось; 5 — штырь; 6 — марки

Марки стали якорей регламентированы ГОСТ 766—74Е (якоря Холла и адмиралтейские), ГОСТ 8497—78Е (якоря Матросова). Их количество исходя из вышеприведенных соображений весьма невелико и приведено в табл. 7.2.

Таблица 7.2. Стали для основных деталей якоря
Деталь якоря Способ наготовления Якорь Холла Адмиралтейский якорь Якорь Матросова Однолапый якорь
Веретено Ковка ВСтЗсп2
Литье 25Л 25Л
Штамповка 20
Якорь (веретено с лапами) Литье 25Л 25Л
Ковка ВСтЗсп2
Лапа Литье 25Л 25Л
Ковка ВСтЗсп2
Ось лапы (веретена) Ковка 35; 45
Шток Ковка ВСтЗсп2; 20 ВСтЗсп2
Штырь лапы Ковка ВСт4сп; 20
Скоба Ковка, штамповка ВСтЗсп2; 20 ВСтЗсп2

Свойства литых деталей якорей Холла и Матросова проверяют в соответствии с требованиями к группе сложности IV отраслевого стандарта. Поковки для якорей контролируют в соответствии с категориями прочности КП20—КП28 в объеме, установленном для деталей группы IV. Литые детали и якоря в сборе испытывают также бросанием плашмя с высоты 2,5—4,5 м (в зависимости от массы) на стальную плиту толщиной 100 мм, а также растяжением на цепопробном стане. Каждый якорь и шток подлежат наружному осмотру, взвешиванию и проверке габаритных размеров.

Испытание растяжением на цепопробном стане производят по схеме рис. 7.3 приложением усилия, зависящего от веса якоря и определяемого по формуле Р = к √G, где G>75 кг — вес якоря, k=19÷26 — безразмерный коэффициент.



Рис. 7.3. Схема растяжения якоря на цепопробном стане

Якорные цепи выполняют из отдельных частей — смычек длиной 25—27,5 м. Каждая смычка состоит из звеньев с распорками (рис. 7.4, а) и без них (рис. 7.4,6). Для соединения с якорем служит концевая скоба (рис. 7.4,в), а для того чтобы цепь не перекручивалась, в нее введены вертлюги (рис. 7.4,г). Изготовляют цепи кузнечно-горновой сваркой, электросваркой, литьем и горячей штамповкой из углеродистой (в основном ВСт3) и легированной (в основном 30ГСЛ) сталей. Технологические процессы ковки, штамповки в экономическом плане и по возможности механизации уступают литью. Прочность сварных цепей уступает прочности цепей из литого металла: считается, что прочность сварного звена приблизительно равна 0,8 прочности звена литого. Поэтому предпочтительным и чаще применяемым способом является отливка звеньев цепи.



Рис. 7.4. Звенья якорной цепи: а — с распоркой; б — без распорки; в — концевая скоба; г — вертлюг d — калибр цепи

Сталь для якорных цепей

ГОСТ Р 58345-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Типы и технические требования

Anchor chains. Marking of length. Types and technical requirements

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (НИИ "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на маркировку длины якорных цепей морских судов и плавучих сооружений.

Стандарт устанавливает типы маркировки длины якорной цепи и предъявляемые к ним технические требования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 3282 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 26069 Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26069, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 знак маркировки длины якорной цепи: Знак маркировки якорной цепи, предназначенный для определения длины цепи, вытравленной за борт при постановке судна на якорь и снятии с якоря.

3.2 распорка звена якорной цепи: Конструктивный элемент звена якорной цепи, повышающий прочность звена и предотвращающий его продольную деформацию.

4 Типы маркировки

В зависимости от калибра якорной цепи устанавливают следующие типы схем маркировки цепей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЦЕПИ ЯКОРНЫЕ С РАСПОРКАМИ

Общие технические условия

Stud-link anchor chains. General specifications

ОКП 31 4832, 31 4833

Дата введения 1982-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством угольной промышленности СССР

O.К.Гвоздев; А.В.Иляхин, канд. техн. наук; А.П.Пименов, канд. техн. наук; В.Ф.Семин

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.12.79 N 1979

3. Срок проверки 1991 г., периодичность проверки - 3 года

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 713-83

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

7. Постановлением Госстандарта от 24.06.88 N 2322 снято ограничение срока действия

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в августе 1984 г., июне 1988 г. (ИУС 12-84, 10-88)

Настоящий стандарт распространяется на якорные цепи с распорками, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях в якорных устройствах кораблей, судов и плавучих средств.

Стандарт не распространяется на якорные цепи, применяемые на полупогружных плавучих буровых установках.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Якорные цепи в зависимости от конструкции должны изготовляться двух исполнений в соответствии со структурными схемами исполнений якорных цепей.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.2. (Исключен, Изм. N 2).

1.3. Якорные цепи должны изготовляться трех типов (категорий):

1 - нормальной прочности - сварные и кованые из стали категории 1а, калибров от 11 до 73 мм;

2 - повышенной прочности - сварные и кованые из стали категории 2а, калибров от 12,5 до 162 мм, литые из стали категории 2б, калибров от 40 до 152 мм;

3 - особо высокой прочности - сварные и кованые из стали категории 3а, калибров от 20,5 до 152 мм, литые из стали категории 3б, калибров от 40 до 152 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ИСПОЛНЕНИЙ ЯКОРНЫХ ЦЕПЕЙ

1.4, 1.5. (Исключены, Изм. N 1).

1.6. Устанавливают следующую структуру условного обозначения якорных цепей:

Пример условного обозначения якорной цепи калибра 50 мм, типа (категории) 2, литой, из стали категории 2б, исполнения 1, длиной 250 мм:

1.6.1. Устанавливают следующую структуру условного обозначения сборочных единиц и деталей якорных цепей:

Пример условного обозначения общего звена калибра 50 мм, литого, повышенной прочности:

То же, концевой скобы исполнения А, калибра 50 мм, кованой, особо высокой прочности:

(Введен дополнительно, Изм. N 1; измененная редакция, Изм. N 2).

1.7. Основные термины и определения приведены в приложении 1.

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

2.1. Основные параметры якорных цепей должны соответствовать указанным в табл.2.

Как правильно подобрать якорную цепь?

Приведенная ниже информация поможет вам определить, подходит ли наша цепь для вашей ситуации. При составлении данного руководства была использована информация из технической документации производителей.

Яхты, катера, лодки и другие небольшие плавательные средства для рыбалки, туризма, отдыха на воде большую часть времени проводят на якоре. Какие цепи могут использоваться с якорными лебедками и могут быть брошены в пресную или морскую воду, а затем погружены в ил?

HDG (горячий цинк) или AISI 316.

Цепь HDG фото

HDG является наиболее распространенным покрытием для якорной цепи, полученное путем ее погружения в расплавленный цинк. Нержавеющая сталь AISI 316 непомерно дорогая, но выглядит красивее в сочетании с нержавеющим якорем. Недостатком нержавеющей цепи является то, что она при погружении в соленую воду со временем покрывается ржавчиной. Важно периодически промывать ее в пресной воде, а также и цепной ящик для ее хранения. Чем чаще, тем лучше.

Размер (калибр) цепи:

Это диаметр проволоки (D), используемой для изготовления звена.

Короткое звено

Эта характеристика описывает тип цепи – короткозвенная. Она лучше подходит для использования с якорем и якорной лебедкой, чем длиннозвенная, в связи с особенностью шага звена и формы.

Это размер внутренней длины звена. Для обозначения шага производители часто используют букву «P», например, P=24 мм.

Это наружная ширина звена цепи, B.

схема цепи

Спецификация:

Это стандарты, которым должны соответствовать цепи. Они находятся в ведении Международной организации по стандартизации (ISO).

DIN 766 и ISO 4565 - это европейские стандарты на цепи для якорей, которые традиционно подходят для использования с якорными лебедками, продающимися в Европе. AS2321-2006 является австралийским стандартом.

Размеры у стандартов DIN 766 и ISO 4565 идентичны, за исключением 10-миллиметровых цепей, у которых есть разница в шаге (длине) на 2 мм. DIN 766 имеет два размера P28 и P30. DIN 766 P30 идентичен ISO4565 и AS2321-2006. Если для лебедки рекомендуется DIN 766, то это P28 или стандарт DIN 766 10 мм.

Класс Стандарт Система измерения Размер Внешняя длина
(mm)
Шаг (mm) Ширина (mm) WLL
(предельная рабочая нагрузка)
(Kgs)
Обычно используется в:
G30/L DIN766 Метрическая P28 48mm 28 34 950 Европа/Британия/Австралия
G30/L DIN766 Метрическая P30 50mm 30 34 950 Европа/Британия/Австралия
G30/L AS2321-2006 Метрическая 50mm 30 34 950 Австралия
G40/M ISO4565 Метрическая 50mm 31 34 1,680 Европа/Британия/Австралия

Цинковое покрытие (не для нержавеющей цепи)

цепь оцинкованная

Оцинковка защищает основной металл, превращаясь в жертвенный анод. Это означает, что цинк фактически «пожертвует» собой для окисления, прежде чем основной металл подвергнется ему. При горячей оцинковке оголенную стальную цепь сначала промывают в ванне с кислотным и едким раствором. Затем ее погружают в ванну с горячим цинком. Сталь и цинк вступают в реакцию вместе при температуре 450 градусов Цельсия, образуя защитный антикоррозийный слой. Затем цепь центрифугируют для получения равномерного покрытия.

Толщина цинкового покрытия

Между толщиной покрытия, полученного методом горячего цинкования, и сроком его службы есть линейная зависимость, что означает, что если толщина покрытия в 1 мил сохранялась в течение 1 года, то 3 мил (100 ед) прослужат 3 года при тех же условиях.

В Австралии допустимая толщина цинкования:

  • 65 микрон (у) или 2,6 мил для якорной цепи морского класса (периодическое использование)
  • ≥75 микрон (у) или 3 мил для швартовой цепи морского класса
  • 1 мил (1/1000 дюйма) = 25,4 ед (микрон)

Оцинкованная цепь с коротким звеном обычно доступна из стандартной стали (Q235) или высокого качества (20Mn2). 20Mn2 намного выше.

  • Q235 - цепь с низким растяжимым натяжением. 20Mn2 - цепь средней / высокой прочности на разрыв.
  • Q235 имеет растягивающее усилие (см. Определение ниже) 0,370 кН, в то время как сталь 20Mn2 имеет растягивающее усилие 0,785 кН.
  • Q235 имеет предел текучести (см. Определение ниже) 0,235 кН, в то время как сталь 20Mn2 имеет предел текучести 0,590 кН.

Сварка коротких звеньев может быть полуавтоматической или автоматической. Автоматическая сварка обеспечивает стабильно высокое качество шва, без деформации и наплывов. Смотрите изображения ниже:

Цепь короткозвенная - Автоматическая сварка

Цепь короткозвенная - Полуавтоматическая сварка

Класс обозначает прочность, а не какие-либо физические измерения звена. Чем выше буква M (20Mn2) по сравнению с L (Q235) и G40 (20Mn2) по сравнению с G30 (Q235), тем сильнее цепь. Примечание: буквенное обозначение цепи является более современным методом классификации.

Рабочая нагрузка (WLL):

Это та нагрузка, которую производитель рекомендует вам никогда не превышать. Она рассчитана с учетом износа в местах контакта звеньев, который будет происходить в течение многих лет эксплуатации. WLL обычно составляет от 20 до 25% от максимального растягивающего усилия или разрушающей нагрузки (BL). WLL измеряется в килограммах (кг).

Доказанная прочность (PL):

Она также называется пробной нагрузкой. Это нагрузка, на которую была загружена цепь на заводе во время испытания. Пробная нагрузка обычно составляет 50% от максимальной прочности цепи на разрыв или разрушающей нагрузки (BL) и обычно указывается в килоНьютонах (кН).

Усилие растяжения или разрывная нагрузка (BL):

Это нагрузка, при которой цепь выйдет из строя. Она определяется репрезентативным тестированием. Вполне возможно, что цепь выдержит и больше указанного количества килоНьютонов (кН).

Предел текучести (BL):

Это напряжение, при котором наступает пластическая деформация материала. Вполне возможно, что цепь выдержить и больше указанного количества килоНьютонов (кН).

Длиннозвенные (DIN 763)

Короткозвенные

Круглозвенные

Нержавеющие

Оцинкованные

Декоративные

Менеджер Максим

Цепь длиннозвенная DIN 763, нержавеющая сталь А4

Цепь короткозвенная DIN 766, нержавеющая сталь А2

Цепь короткозвенная DIN 766, нержавеющая сталь А4

Узловая цепь DIN 5686, оцинкованная

Цепь декоративная стальная никелированная

Цепь шариковая металлическая золотая

Цепочка декоративная стальная с латунным покрытием под золото

Декоративная витая цепь, латунированная под золото

Цепь шариковая металлическая серебристая

Цепь декоративная пластиковая 10 мм, медь

Цепь пластиковая декоративная, черная, 10 мм

Цепь короткозвенная некалиброванная повышенной точности, марка А-1 (галтованная)

Цепь короткозвенная некалиброванная повышенной точности, марка А-1 (оцинкованная)

Цепь короткозвенная некалиброванная, марка А-2 (галтованная)

Цепь короткозвенная некалиброванная, марка А-2 (оцинкованная)

Цепь короткозвенная калиброванная, марка Б-1 (галтованная)

Цепь короткозвенная калиброванная, марка Б-1 (оцинкованная)

Типы цепных фиксаторов

В магазине «Крепком» можно купить цепь следующих типов:

  • грузовые. Короткозвенные или длиннозвенные варианты, выполненные из нержавеющей или оцинкованной стали;
  • декоративные. Используются в оборудовании сантехнических приборов, для оформления помещений;
  • автомобильные. Применяются как средство против скольжения на обледеневших дорогах;
  • сельскохозяйственные. Для привязи скота, ограничения движения;
  • ограничительная. Служит для индикации границ на различных коммерческих, промышленных, торговых объектах.

Цепи от известных производителей

Мы предлагаем крепеж от известных мировых и местных производителей: Goralmert, Интерцепь, Jonnesway. Для точной подстройки своего бюджета под ассортимент нашего магазина используйте шкалу для выбора ценового диапазона поиска.

Наиболее ценными с точки зрения функционала и качества изготовления являются крепёжные цепи. Они имеют два крюка по концам и применяются вместе с цепными талрепами, что позволяет максимально сильно затягивать груз. Данный крепеж активно эксплуатируется для перевозки леса, различных грузов на открытых площадках и полуприцепах. Крепежные варианты цепей изготавливаются на основании технических условий ТУ 4173-001-01096367-2015.

Читайте также: