Сталь hi ten что это

Обновлено: 20.05.2024

Сталь 18/10 относится к нержавеющим. Она содержит значительное количество хрома, препятствующего ржавлению за счёт формирования тонкой и прочной оксидной плёнки. Из-за этого состав 18/10 считают пищевой нержавейкой.

Особенности

Сталь 18/10 обладает следующим составом: 1,2 промилле углерода, не менее 14% хрома, небольшое количество других примесей, а остальное – чистое (очищенное) железо. Марка этой стали широко распространена в Германии, и этот немецкий сплав в России считается отнюдь не дешёвым в отличие от местной нержавейки иных марок.

Сталь 18/10 в отличие от отечественного (российского) аналога 08Х13 не магнитится. Но для бытового назначения эта особенность изделий из 18/10 не играет существенной роли. Состав 18/10 вполне можно применять как пищевую сталь: качество её остаётся очень высоким даже спустя не одно десятилетие каждодневного использования. Маркировка 18/10 означает, что немецкие заводы не экономят на никеле и хроме: 10% первого и 18% второго.

Такое рекордное содержание хрома относится к пограничным значениям: содержание 20% и более хромовой примеси начинает вредить, заметно снижая прочность стального сплава.

Характеристики и свойства

Нержавейка 18/10 не боится ни солёной воды, ни любых бытовых моющих средств. Отличить её от алюминиевой подделки можно, царапнув поверхность ножа или кастрюли стальным предметом. Из-за ударной вязкости, по причине которой этот состав труден в обработке, почти невозможно процарапать предмет из нержавейки 18/10 с первой попытки. Твёрдость состава 18/10 – 123 МПа по шкале Бринелля.

Однако такая сталь, как и большинство металлов и сплавов на их основе, не устоит перед хлорной, серной, соляной и азотной кислотами, абразивными высокощелочными моющими средствами на основе едкого натра и подобными веществами. Старайтесь не использовать также абразивные порошки и пасты, даже если в них нет этих особо опасных реактивов: глянец 18/10 сменится тусклым матовым отсвечиванием.

Избегайте подделок из алюминия, хромированных с поверхности: их легко отличить по малому весу по сравнению с любой нержавейкой. Плотность стали 18/10 – 7,8 мг/мм3.

Применение

Чайники, кастрюли, наборы ложек и вилок, ножи (включая художественно оформленные столовые приборы) термосы на 1000 мл и более (включая широкогорлые пищевые ёмкости «кастрюльного» типа), ковш на 500 мл и многие другие изделия – лишь небольшая часть производственной сферы, которая ориентируется на производство нержавеющих приборов.

Нержавейки рассчитаны на применение в сферах деятельности, где от ржавеющих принадлежностей максимум лет через пять не осталось бы ничего, кроме ржавчины. Особое применение сталь 18/10 нашла в качестве материала для скальпелей, где зацарапывание, зазубривание, затупление могут сыграть с оперируемым пациентом злую шутку. Дело в том, что операции на органах – даже такие простые манипуляции, как удаление полуразрушенного кариесом зуба, требуют высокой прочности, ударной амортизации (упругости), стойкости ржавлению в агрессивной среде, которую собой представляет кровь.

Малейшая ошибка недопустима: слом стальной частицы с её попаданием в сделанный врачом разрез органа может привести к тому, что этот осколок, блуждая с током крови, осядет в сердце, мозге или ином жизненно важном органе, что недопустимо.

Чтобы избежать таких инцидентов, каждый нержавеющий инструмент проходит всестороннее тестирование. Здесь сталь 18/10, и вправду, незаменима – она демонстрирует превосходные эксплуатационные показатели. Сломать скальпель, зубной пеликан или медицинское долото, изготовленное из неё, сложно при подавляющем большинстве манипуляций даже вблизи костной ткани оперируемого пациента. Даже при удалении вросшего корнями поражённого коренного зуба эти щипцы выдержат любое усилие, приложенное рукой врача: слом инструмента в ответственный момент исключён, так как благодаря относительно хорошей ударной вязкости сталь 18/10 спружинит, смягчит рывковые движения орудующего ею специалиста.

Эта сталь хорошо подходит в качестве материала для медицинской пилы или сверла, осуществляющих, к примеру, вскрытие грудной клетки для успешной операции на сердце. Нержавеющая сталь режет и пилит хрящи и кости, мало затупляясь при этом: она выдержит сотни циклов штатной нагрузки. А применение такого ножа при разделке туш сельскохозяйственных животных и птиц, наряду с калёной «охотничьей» сталью, полностью оправдает себя – при толщине лезвия, изготовленного из сплава 18/10, от 3 мм. Заточка ножа при этом производится под соответствующим углом: для сельхозразделки это угол острия в 45-70 градусов, для простейших кухонных манипуляций (например, порезать колбасу или хлеб) – порядка 30-40 градусов.

Сталь 18/10, сохраняя ровность и гладкость, легко моется. Но из-за сложности заточки (полотно ножа относительно вязкое) потребуется особо твёрдый камень (круг, диск). Впрочем, большинство домашних мастеров точат ножи из стали 18/10 и на обычном «болгарочном» диске: обороты УШМ с частотой от 5000 в секунду точат нержавейку без каких-либо сложностей.

Несмотря на наличие в продаже алюминиевых сковородок, сковорода из 18/10 – не менее популярное явление. Небольшие кастрюли, сковородки и котелки, изготовленные из стали 18/10, нашли своё применение и у любителей кухонно-домашнего уюта, и у приверженцев частых путешествий, походов и командировок. Сковорода из нержавейки, хотя и обгорает при высоких температурах (до 200 градусов) каждодневной жарки, при этом потемнев, она сохранит свои «нержавеющие» свойства. Как и алюминий, нержавейка хорошо прокаливается до 500 по Цельсию, что даёт возможность удалить пищевой нагар с её боковых стенок. Посуда из стали 18/10, даже потеряв привлекательный «товарный» блеск, сохранит свои противокоррозионные свойства в полной мере. Однако из-за относительной дороговизны производства нержавеющая сталь 18/10 для посуды выпускается преимущественно из тонкостенных заготовок: толщина не превышает 1-1,5 мм, чего не скажешь об аналогичной алюминиевой посуде. Для пользователей, бывающих в постоянных разъездах, тонкостенная нержавейка в весе конкретного изделия оказывается примерно такой же, как и относительно толстостенный алюминий.

Cro-mo и Hi-ten сталь


С каждым годом экстремальные виды велоспорта, такие как стрит, парк, дерт и фристайл, интересуют все больше новичков. Многие молодые люди хотят научиться выполнять умопомрачительные трюки и прыжки на велосипеде. Как и следует ожидать, вопросы, которые они задают, особой оригинальностью не отличаются. Чем отличается Cro-Mo 4130 от Hi-Ten? Стоит ли переплачивать за Cro-Mo рамы? Так ли важно, чтобы все трубы в раме были Cro-Mo? В каких узлах допустимо использование Hi-Ten? Сегодня в очередной раз разберем одни из самых популярных и актуальных вопросов. Это касается всех любителей трюковых дисциплин на BMX и MTB велосипедах.

1. Чем отличается Cro-Mo 4130 от Hi-Ten? Стоит ли переплачивать за Cro-Mo рамы?

Начнем с того, что оба этих индекса являются марками стали. Для тех кто не учился в технических учебных заведениях поведаю: сталь это сплав железа (Fe) и углерода (C). Самая обычная и дешевая сталь называется углеродистой. Углеродистая сталь хорошо сваривается, однако обладает низкими физическими и химическими свойствами. Если упростить длинные объяснения, то физические свойства это способность выдерживать ударные нагрузки. Разрыв, растяжение, скручивание и так далее. Химические свойства показывают, как будет вести себя сталь в агрессивных средах. В кислоте, при высоких и низких температурах, банальная стойкость к коррозии. Так вот углеродистая сталь это и есть hi-ten, хотя строго говоря, термин расшифровывается, как высокопрочная сталь. Однако, никакой высокой прочности там нет и в помине. Производители не имеют однозначного регламента по hi-ten стали, то есть эта марка стали теоретически может быть очень даже ничего, но в итоге, эта марка делается с максимально возможной экономией. Чтобы понять, как можно было бы сделать «хороший» hi-ten, нужно понять, что такое легированная сталь.

Легированная сталь – это углеродистая сталь с добавлением некоторых химических элементов. Такая операция называется легирование стали. Cro-Mo 4130 это сталь легированная хромом и молибденом. Кроме них имеются и другие добавки, но их содержание незначительно. Совсем небольшое добавление в сплав этих химических элементов способно очень серьезно изменить физические и химические свойства сплава. В зависимости от требуемого результата сталь легируется разными элементами.

Cro-Mo 4130 по прежнему легко сваривается. То есть не требует от производства сложных манипуляций перед процессом сварки. Например, подогрева перед сваркой и плавного охлаждение после или обязательного отпуска. Сплав почти в 2 раза прочнее и устойчивее к коррозии, чем hi-ten.

Теперь про то, почему hi-ten мог бы быть хорош: если Cro-Mo 4130 это строго регламентированная марка стали, где не может быть превышения уровня хрома или молибдена ни на сотую долю процента, то hi-ten не предполагает такого строгого регламента. Теоретически hi-ten может быть таким же как и Cro-Mo, но это никому не нужно, поэтому не попадитесь в эту ловушку. Я находил в интернете формулировки, которые допускают существование качественной hi-ten стали, однако в вело промышленности ее нет. Я думаю теперь вы понимаете, в чем отличие этих марок стали. Cro-Mo почти в два раза превосходит по всем параметрам Hi-Ten. Это значит, что для достижения приемлемой прочности, нужно использовать трубы в два раза толще.

Средняя рама из Cro-Mo 4130 на комплит велосипедах весит 2400-2800 грамм. Следовательно из Hi-Ten она будет весить 5000 грамм, т.е. 5 кг. Такого производители допустить не могут и используют трубы с той же толщиной стенки, с которой были бы трубы из Cro-Mo 4130, а это приводит нас к трещинам, гнущимся перьям, разочарованию и слезам. Сгинь нечистая сила!

Теперь вы понимаете, почему стоит переплачивать за Cro-Mo рамы!

2. Так ли важно, чтобы все трубы в раме были Cro-Mo? В каких узлах допустимо использование Hi-Ten?

Для качественного BMX велосипеда, на котором планируется выполнять трюки и прыжки высокой и средней сложности, из хромомолибдена должны быть изготовлены все трубы и большинство оборудования! Hi-Ten мягкий материал, а подшипники сделаны из жесткой стали. Таким образом, Вы можете деформировать рулевой или кареточный стакан, если проморгаете люфт в рулевой колонке или будете менять подшипники в раме. Дропауты легко гнутся, особенно при гриндах. Любое лобовое столкновение может привести к непоправимым повреждениями рамы. Руль согнется, вилка тоже, ну и перья рамы на десерт. Из простой стали Hi-Ten допустимо сделать звездочку или подседельный штырь. Рама, руль, вилка, шатуны, оси втулок и педалей должны быть из Cro-Mo!

Существуют BMX велосипеды комбинированного типа, рама и основные узлы которых изготовлены из двух материалов. В целях экономии из простой стали делают менее нагруженные участки рамы, а более нагруженные (передний треугольник рамы, перья) – из хромомолибдена. Рама имеет обычно универсальную геометрию, подходящую под разные стили. Шатуны, оси втулок и шток вилки в таких байках обычно тоже хромомолибденовые, руль – или стальной или легированный CrMo. Комбинированный вариант можно купить только начинающим экстремалам, у которых не хватает денег на более качественный велик, а научиться выполнять трюки хочется прямо сейчас. На таком велике можно выполнять трюки, которые не оказывают очень большого физического воздействия на раму и другие узлы байка. В основном это простые трюки и некоторые средней сложности. Если парень втянется и захочет прогрессировать, со временем можно будет купить новый, более классный и прочный байк. Во время обучения легким трюкам он поймет, какая ему больше подходит геометрия.

Если Вы покупаете велосипед ребенку, именно ребенку и уверены на 200%, что он не будет на нем прыгать, то можно взять Hi-Ten велосипед. Большинство любительских байков для детей 6-11 лет, как раз и относятся к начальному уровню, они комплектуются рамами и рулями из обычной стали, но ведь и нагрузка на такой байк меньше, наврядли ребенок будет исполнять сложные прыжки и трюки с большой нагрузкой.

Да, Cro-Mo детали иногда тоже ломаются, трескаются, гнутся, но держатся гораздо дольше и стоят своих денег.

Описание стали Hi-ten

Описание стали Hi-ten не может быть ограничено общим определением, что это такое. Важно обратить внимание и на обзор основных характеристик. А также заслуживают интереса еще и сферы применения такой стали.

Что это такое?

Само название стали Hi-ten – это сокращение от High Tensile. В дословном переводе – это сталь высокой прочности. Это тяжеловесный материал, и сделанные из него велосипедные рамы не «катят». Использовать где-либо, кроме велосипедов, такой сплав будет едва ли возможно.


Характеристики

Сколько-то выдающихся свойств такие сплавы не демонстрируют. Существует большое количество видов продукции, в том числе и в металлургии, которая имеет довольно слабые качества. Однако при этом они по крайней мере предсказуемы и хорошо стандартизированы. Сталь категории Hi-ten похвастаться этим не может.

Никаких единых стандартов или регламентов на нее нет. Это скорее коммерческая категория. В отличие от тех же быстрорежущих или кипящих сталей производители могут произвольно выбирать рецептуру и технологию получения продукта. Как следствие, подавляющее большинство фирм следует политике жесткой экономии.

Рамы из сплавов Hi-ten ставятся на ретромодели велосипедов. В современных самых бюджетных образцах они также встречаются.

По большей части под такой маркой подразумевают простую конструкционную высокоуглеродистую сталь. Именно добавка заметного количества углерода позволяет добиваться жесткости продукции. По той же причине, однако, пластичность деталей невелика, а вязкое поглощение ударов ими — неэффективно. Коррозионная стойкость Hi-ten, как и любой высокоуглеродистой стали, незначительна. Варить такой металл сложно, даже в условиях хорошо оборудованного производства.

Если поверхность (лакокрасочный материал) деформирована, возможно ее «цветение». Приходится идти конструкторам на сознательное повышение тяжести велосипедных рам, иначе они не будут иметь других необходимых характеристик. Упругость изготавливаемой продукции также будет под вопросом. Для многих людей по вкусу придется доступная стоимость ее, а инженеры давно обратили внимание на простоту обработки.

Нужно все же тщательно проверять, каков состав и свойства конкретного варианта сплава, чтобы покупать Hi-ten со средними и высокими характеристиками, а не посредственные поделки.


Полезно обратить внимание на общие положительные и отрицательные свойства стальных рам, вообще (в сравнении с изделиями из прочих металлов). Хорошая сталь прочнее и жестче даже лучших алюминиевых сплавов. Она в целом надежнее и служит дольше. Hi-ten достойного уровня не боится нагрузок при падении и столкновении, при ударе обо что-то. Этот материал неприхотлив с точки зрения обслуживания.

Рама из стали не накапливает механическую усталость. Ее поломка неизбежна (как и у всех вещей, вообще), но этот процесс происходит постепенно. Для сравнения: те же алюминиевые сплавы, а также карбон, разламываются моментально и резко. На стальном изделии изначально обнаруживается трещина.

Заметив ее, можно исключить разрушение рамы непосредственно в процессе движения, что грозило бы тяжелыми повреждениями для велосипедистов и их «стальных коней».

Ограниченная свариваемость не такая уж большая проблема. Принципиальных сложностей для опытного сварщика при ремонте она не создаст. Рама из стали подавляет вибрации и понижает интенсивность ударов. Благодаря ей проще ехать на неровной дороге. При этом изделия из стали проигрывают алюминиевым из-за своей тяжести. Что касается коррозии, то при грамотном и бережном уходе она не даст о себе знать как минимум 7-10 лет.

В велосипедах – как обычных, так и предназначенных для акробатических трюков – используют хромомолибденовые сплавы либо сталь категории Hi-ten. Условия и границы допустимости второго типа веществ должны быть разобраны тщательно. Переплата за Cro-mo в большинстве случаев вполне оправдана.

Рамные конструкции на их основе предпочитают, если какая-то часть велосипеда особенно критична в плане коррозии.

Hi-ten выбирают в том случае, когда готовы примириться с усложненной подготовкой к сварке. Для BMX трубы и оборудование из этого сплава недопустимы, поскольку это крайне мягкий материал, не способный перенести высокие нагрузки. Исключение составляют звездочки и подседельные штыри. В комбинированных BMX-велосипедах из Hi-ten делают относительно слабо нагруженные части конструкции. Любительский двухколесный транспорт и модели для детей могут быть сделаны из подобного металла практически полностью, включая рули.

Дерево было первым материалом, использованным для постройки велосипеда. На смену ему пришёл металл. Потом высокопрочная сталь, алюминий и титан. Затем появились углепластик и снова дерево. Поэтому вопрос: из чего изготовлена рама велосипеда – один из самых популярных и актуальных вопросов, задаваемых при покупке велосипеда. Исторически самый первый велосипедный материал. На момент создания Калом Дрейзе своего велосипеда это был, пожалуй, единственный доступный конструкционный материал. Его отличали неплохие механические характеристики и лёгкость обработки. Однако для массового производства дерево не прижилось и уступило место стали. Сегодня на веловыставках можно увидеть образцы велосипедов с деревянной рамой. Причём от самых простых до настоящих произведений столярного искусства. Плотность и механические характеристики древесины зависят от породы. Например, плотность бука составляет 690 кг/м3, а ели 450 кг/м3.

1.jpg

Сталь

Долгое время сталь была монополистом на велосипедном рынке. Из неё изготавливали рамы, педали, рули и шатуны. Среди современных велосипедов немало моделей со стальными рамами. Как правило для этого используются два вида стали: т.н. hi-ten и хромомолибденовые стали. Характеристики этих материалов разные. Поэтому рассмотрим стали отдельно. Плотность стали незначительно зависит от её состав и составляет ок. 7500-7900 кг/м3.

Hi-Ten (Hi Tensile Steel)

Hi Tensile Steel переводится как высокопрочная сталь. По сути это обычная конструкционная сталь с достаточно высоким содержанием углерода. Этот углерод причина высокой жёсткости деталей из стали. Он же источник невысокой пластичности и ударной вязкости, слабой коррозионной стойкости и посредственной свариваемости. При повреждении лакокрасочного покрытия рамы из hi-ten она может «зацвести». Из такой стали сложно сделать лёгкую и прочную раму. Кроме того, рама из hi-ten не обладает необходимыми для велосипеда упругими свойствами. Однако в активе стали невысокая стоимость и хорошая обрабатываемость. Важно, что состав стали не регламентируется стандартами. Поэтому под названием hi-ten встречается сталь как с хорошими механическими свойствами, так и посредственными.

Легированная сталь. Получила «народное» название хромоль по легирующим добавкам хрому и молибдену. Они придают стали высокую прочности, вязкость, ударную стойкость и стойкость к коррозии. Рамы из такой стали отличаются долговечностью и хорошей упругостью (пружинистостью). При использовании современных технологий из хромомолибденовых сталей можно изготовить раму с переменной толщиной стенок и сечением. По весовым характеристикам она будет лишь немного уступать рамам из алюминия. К недостаткам стали можно отнести склонность к отпускной хрупкости. Последняя может наблюдаться после сварки.

Алюминий

Алюминий получил название крылатого металла за свою невысокую плотность. Это очень пластичный материал, который легко поддаётся ковке, штамповке и механической обработке. На воздухе на поверхности алюминия образуются очень стойкие и плотные оксидные плёнки, которые обеспечивают отличную защиту от коррозии. Тем не менее в определённых условиях алюминий корродирует. Признаком коррозии является не жёлтый налёт на поверхности деталей, как у сталей, а белый.

Чтобы придать алюминию необходимую жёсткость в его состав вводят легирующие добавки. С одной стороны, они увеличивают стоимость материала, с другой стороны позволяют добиться требуемых механических характеристик.

Производители велосипедов используются не алюминий в чистом виде, а разные марки сплавов, отличающиеся составом присадок и, как следствие, механическими свойствами. Наибольшее распространение получили алюминиевые сплавы: 6061, 6061T6, 6065, 7000, 7005, 7005T6, 7009T6, 7010T6, и др. Состав 6000-х материалов отличается от 7000-х составом присадок. Основной «добавкой» в 6000-х сплавах является магний, в 7000-х цинк. Поэтому 7000-е обладают более высокими механическими характеристиками и немного более высокой плотностью. Но такие материалы дороже, хуже свариваются и обрабатываются, а также более склонны к коррозии. Всё вместе это заметно увеличивает стоимость рамы и велосипеда. С другой стороны большая «податливость» 600-х сплавов позволяет использовать при изготовлении из них рам двойной и даже тройной баттинг. Это заметно облегчает раму без снижения прочности.

Чтобы обеспечить алюминиевой раме (и любой другой детали) прочность сопоставимую со стальной рамой приходится увеличивать толщину стенок. В результате рама получается более жёсткая. Кроме того, приходится учитывать низкую выносливость (сокращение срока службы) алюминия в условиях знакопеременных нагрузок.

Плотность 6000-х алюминевых сплавов 2720 кг/м3, 7000-х 2750 кг/м3.

Титан

Подобно алюминию титан представляет собой серебристый металл, который на воздухе покрывается тончайшей оксидной плёнкой. Она обеспечивает надёжную защиту металла от коррозии. От алюминия титан отличается большей плотностью и более высокими механическими характеристиками. Плотность титана на 60% выше алюминия, но прочность примерно равна стали и в два раза выше крылатого металла.

Необходимо отметить сложный характер титана. С одной стороны, он достаточно лёгкий и обладает необходимыми для изготовления рамы упругими свойствами. С другой стороны, его обрабатывемость и свариваемость намного хуже. Сварка титана очень сложный процесс. Поэтому стоимость титановых деталей, в частности рам, намного выше стальных и алюминиевых.

Плотность титана 4540 кг/м3.


titanium-bike-frame.jpg

Углепластик (карбон)

Самый современный велосипедный материал. Получил название по латинскому названию углерода – карбон (carbon). Материал получается при пропитке полимерными смолами нитей или тканей из углеволокна. Отверждение полученного пластика может производится на воздухе или под воздействием высокой температуре. Материал очень сложный и капризный: реагирует на малейшее отклонение от предписанной технологии изготовления и рекомендуемых материалов.

Основа материала: углеродное волокно. Это тонкие нити, образованные атомами углерода. Вместо нитей могут использоваться углеродные нанотрубки. Они представляют из себя трубчатый материал диаметром нескольких нанометров и длиной до нескольких десятков сантиметров. Волокно и трубки имеют высочайшую прочность на разрыв и растяжение: в несколько раз прочнее стали. Однако на изгиб материал не работает.

Для формирования готовой детали нити или ткань специальным образом наматываются или укладываются. Как правило со сменой направления слоёв. После этого заготовка пропитывается полимерной смолой и отверждается. Полученная деталь имеет небольшую массу и высокую прочность.

Достоинство углепластика: прекрасное сочетание массы рамы и её механических свойств (прочности и жёсткости). Кроме того, углепластиковые детали поглощают вибрации.

Недостатки деталей из углепластика: высокая цена и трудоёмкость изготовления, а также анизатропность. Последнее означает, что деталь имеет разные свойства в разных направлениях. Кроме того, детали из углепластика имеют низкую стойкость к ударным нагрузкам.

Плотность углепластика от 1450 до 2000 кг/м³.

Невозможно выбрать идеальный материал для рамы велосипеда. Каждый обладает набором достоинств и недостатков. Поэтому необходимо трезво оценивать конкретные условия использования велосипеда и исходя из этого выбирать материал.

Материал для велосипедных рам

Рама велосипеда

Основными материалами для ее изготовления сегодня являются высокопрочная сталь, хромомолибденовая сталь, алюминиевые сплавы и карбон. Иногда титан, магниевые или алюминиево-скандиевые сплавы, дерево или бамбук. Но это уже экзотика.

1. Сталь - первый материал, из которого стали делать рамы для велосипедов. В последнее время наблюдается тенденция к возрождению стальных рам. Новые технологии позволяют производить материал, который удовлетворяет высоким требованиям современного велоспорта.

Сталь в целом привлекательна благодаря своей надежности, простоте обработки и ремонта и относительной дешевизне. Она хорошо гасит вибрации. У этого материала довольно продолжительный срок службы, у него нет свойства накапливать усталость. Если рама начинает стареть, она предупреждает об этом - появляются трещины и ржавчина.

  • Hi-Ten (Hi Tensile) - конструкционные стали улучшенного качества, самый дешевый материал. Рамы из этой стали достаточно тяжелые.
  • Cro-Mo (cromomolibden) - хромомолибденовые сплавы. Рамы из этого материала более легкие, чем из Hi-Ten, более жесткие, но и более дорогие. Сейчас этот материал не часто применяется при производстве рам, обычно из него сделаны рамы BMX, туринговых и иногда гравийных велосипедов.

К достоинствам хромомолибденовой рамы также следует отнести ее способность изгибаться на виражах и тем самым облегчать управление, в значительной степени гасить мелкую вибрацию и даже немного смягчать удары. К тому же такие рамы незначительно подвержены коррозии.

Хромомолибденовые рамы б олее высокого класса делают с переменной толщиной труб (баттинг). Рамы с тройным баттингом прочны и достаточно легки одновременно.

2. Алюминий (Aluminium) - алюминиевые сплавы. Этот материал позволяет сделать еще более жесткую и во многих случаях более легкую раму, чем Cro-Mo. Существует целый ряд алюминиевых сплавов и способов их обработки (7000, 7005, 7005T6, 7009T6, 7010T6, 6061, 6061T6, 6065 и т.д). В сплавы 6000-й серии добавляют магний, 7000-й серии - цинк. Сейчас почти все бренды используют сплав 6061. Алюминий - материал для любых рам: от дешевых до относительно дорогих. Алюминиевые рамы вы увидите и на горных, и на шоссейных да практически на всех велосипедах.

Алюминиевая рама значительно меньше корродирует в агрессивной среде, чем хромомолибденовая и стальная. На алюминиевых рамах легче разгоняться, лучше заезжать на горки, они позволяют хорошо чувствовать дорогу. По сравнению с хромомолибденовыми рамами алюминиевые обладают меньшим накатом. Рама перестает катить, как только вы перестаете крутить педали.

Алюминиевые рамы не обладают свойством гасить вибрации. Срок их жизни, как правило, около 10 лет. Алюминиевые рамы накапливают усталость и по прошествии 10-15 лет могут разрушиться внезапно. Однако многие производители в настоящий момент дают пожизненную гарантию на рамы из алюминиевых сплавов. Это говорит о том, что совершенствующиеся технологии позволяют увеличивать срок службы материала. Алюминиевые рамы также могут изготавливаться с баттингом.

В редких случаях к алюминиевому сплаву добавляют скандий . Такая рама похожа на титановую по весу и гибкости и обладает при этом очень высокой поверхностной прочностью. Рамы из алюминиевого сплава со скандием должны изготавливаться очень аккуратно, потому что их нельзя отрихтовать (выровнять вхолодную) после сварки.

Последнее достижение алюминиевого рамостроения - гидроформованные трубы. В целом, алюминиевая рама на сегодня - самый лучший вариант, если говорить о соотношении качества, эксплуатационных свойств и цены. На российском рынке из качественных зарубежных производителей алюминиевых велосипедов представлены: США - GT, TREK , MARIN, SCOTT ; Германия - WHEELER, Тайвань - GIANT .

3. Магний является, пожалуй, самым редким материалом для велосипедных рам.

  • Низкий вес
  • Хороший накат
  • Прекрасная жесткость
  • Высокая цена
  • Очень низкий ресурс (до 2-3 лет)
  • Подвергаются сильной коррозии

4. Из карбона (углепластика) делают сверхлегкие , но крайне неустойчивые к ударным нагрузкам рамы. Они нужны для профессионального использования на дорогих спортивных велосипедах - шоссейниках и МТВ.

5. Титан (Titanium), как и карбон, пришел в велоиндустрию из аэрокосмической области. Титан сочетает в себе достоинства алюминия и стали - твердость и легкость. Устойчив к коррозии, отлично гасит вибрации, а его срок службы достаточно велик.

Титановые сплавы плохо поддаются механической обработке и требуют сложных технологий сварки. Этим объясняется столь высокая цена на титановые сплавы. Рамы из этого материала для профессионалов. На российском рынке велосипеды с рамами из титановых сплавов предлагает фирма WHEELER.

Выбор рамы для велосипеда индивидуален и зависит от предпочтений велосипедиста и стиля катания. Начинающим велолюбителям советуем выбирать недорогие рамы из алюминия разной степени обработки. Н е советуем брать стальные рамы (кроме хромоля). Любые другие материалы (карбон, титан, магний) не для новичка. Профессионалам отлично подойдет карбон.

Воспользуйтесь нашим промокодом (необходимо ввести в поле промокодов при оформлении заказа): velo5 - скидка 5% на велосипеды.

Читайте также: