Сталь марки 2 для колес

Обновлено: 18.05.2024

Транспортные стали (ТРС) – класс конструкционных нелегированных или низколегированных материалов с содержанием углерода не более 1%, а серы и фосфора не более 0,07%. Они могут иметь несколько легирующих элементов (ванадий, марганец, хром) с массовой долей не более 1,5%.

В зависимости от назначения ТРС делятся на рельсовые, колёсные, бандажные, осевые и др.

Стали для рельсов. Рельсы подразделяются на 4 основные типа: Р50, Р65, Р65К (аналогично Р65, но для наружных нитей кривых участков пути) и Р75 (Существуют также в ограниченном количестве облегчённые рельсы типов Р43 и Р38). Они имеют различные категории качества:

  • В – рельсы термоупрочнённые высшего качества,
  • Т1 – термоупрочнённые первого класса,
  • Т2 – термоупрочнённые второго класса,
  • Н – нетермоупрочнённые.

Бывают рельсы с болтовыми отверстиями на обоих концах, на одном и без отверстий. Их изготавливают либо из слитков, либо из непрерывно-литых заготовок. Для повышения качества рельсов, снижения их флокеночувствительности стали подвергают вакуумированию, контрольному охлаждению или изотермической выдержке. Основные геометрические характеристики рельсов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные размеры рельсов

Для производства рельсов рекомендуется применять специальные марки сталей. Обозначение таких марок состоит из двух цифр и нескольких букв.

Буква впереди характеризует способ выплавки:

  • М – мартеновская сталь,
  • К – конвертерная,
  • Э – электропечная.

Две цифры – среднее содержание в стали углерода в процентах, умноженное на 100.

Последующие буквы относятся к легирующим элементам для данной марки.

Перечень марок и их химический состав приведены в табл. 2.

Отметим, что термическое упрочнение является одним из основных способов повышения эксплуатационной стойкости и надёжности рельсов, поэтому механические свойства сталей связаны с качеством обработки сталей (см. табл. 3). Термоупрочнённые стали должны обеспечивать рельсам необходимую по нормам твёрдость (см. табл. 4).

Для использования высокопрочных рельсов (категория В) на наиболее загруженных участках пути требуется повысить твёрдость сталей до 450–480 НВ, а σв до 1700–1800 Н/мм 2 , это позволит достичь предела контактной выносливости в головке рельса порядка 1600 Н/мм 2 . Марку применяемой стали рекомендуется вставлять в условное обозначение рельса. В обозначении сведения приводятся в следующей последовательности: тип рельса, категория качества, марка стали, длина рельса, число болтовых отверстий, число концов рельса с отверстиями, наименование регламентирующего стандарта (желательно).

Рельс Р65–Т1–М76Т–25–3/2. Гост Р 51685– 2000.

Рельс типа Р65, категория Т1, из стали марки М76Т, длиной 25 м, с тремя отверстиями на обоих концах, в соответствии с российским стандартом 51685–2000.

Рельс типа Р75, категория Т2, из стали марки Э76Ф, длиной 12,5 м, без отверстий.

Таблица 2. Химический состав рельсовых сталей

  1. В рельсах высшего качества (категория В) хром в качестве примеси не допускается.
  2. Массовые доли Ni и Cu не должны превышать 0,15% каждая.
  3. Суммарная массовая доля примесей по никелю, меди и хрому должна быть не более 0,4%.
  4. Для рельсов типа Р65К применяют аналогичные марки с повышенным содержанием углерода 0,83–0,87%. Поэтому в обозначении этих марок цифры 78 и 76 заменяются на 85 (например, К85ХСФ).
  5. Коэффициент линейного расширения для всех сталей примерно одинаков и в интервале 20–100°C равен 11,8·10 –6 1/ °C.

Таблица 3. Механические свойства рельсовых сталей

Таблица 4. Твёрдость сталей

Колёсные стали. Согласно отечественным стандартам колёса изготавливаются из сталей двух марок:

  1. – для пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель- поездов;
  2. – для грузовых вагонов.

Химический состав этих сталей приведён в табл. 5. Механические свойства сталей ободьев колёс, подвергнутых упрочняющей термической обработке, должны соответствовать нормам, указанным в табл. 6.

Таблица 5. Химический состав колёсных сталей по ГОСТ 10791-89

Таблица 6. Механические свойства сталей ободьев колёс

При этом ударная вязкость сталей дисков колёс должна быть достаточно велика, для марки 1 не менее 30 Дж/см 2 , а для марки 2 – 20 Дж/см 2 .

Однако согласно ГОСТ 10791-89 допускается применение в России катаных, кованых или цельнолитых колёс, изготовленных в соответствии с международным стандартом ISO 1005-6-82. Согласно этому стандарту стали бывают двух видов: если они используются для изготовления катаных или кованых колёс, то это марки R1, R2, R3, R6, R7, R8, R9, если же они применяются в цельнолитых колёсах, это марки RС1, RС2, RС3, RС6, RС7, RС8, RС9 (латинская буква С – сокращение от Cast – литой).

Первые три марки каждой группы применяются либо без термообработки, либо после нормализации с отпуском. Для остальных обязательна поверхностная упрочняющая обработка изделий в состоянии поставки или объёмная закалка с отпуском. Химический состав марок приведён в табл. 7.

Таблица 7. Химический состав колёсных сталей согласно стандарту ISO

Требования к механическим свойствам для первых трёх марок каждой группы слегка отличаются в зависимости от того, нормализована сталь или нет (табл. 8).

Чтобы убедиться, что диск колеса не затронут поверхностной обработкой, исследуются его механические свойства. В этом случае необходимо выполнение следующих условий (табл. 9.).

Таблица 8. Механические свойства сталей ободьев колёс согласно стандарту ISO

Таблица 9. Механические свойства сталей дисков колёс согласно стандарту ISO

Осевые стали. Колёсная пара, состоящая из оси и двух колёс, является наиболее ответственной частью вагона, так как воспринимает его вес, направляет движение вагона, выдерживает большие и разнообразные по направлению удары от неровностей пути. Для изготовления осей локомотивов, электропоездов, вагонов железных дорог и метрополитена применяется качественная углеродистая сталь ОС.

Стали для бандажей. Бандажи изготовляются из спокойных углеродистых сталей, выплавленных в мартеновских, электрических печах или конвертерным способом. В отличие от рельсовых сталей это в обозначении сталей никак не отражается.

В настоящее время существуют две марки ТРС, применяемых для бандажей:

  • 2 – основная, она используется для пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных вагонов, дизельных поездов и вагонов метрополитена и по химсоставу аналогична стали 2 для колёс;
  • 3 – она используется по согласованию с потребителем для грузовых и маневровых локомотивов.

Химический состав сталей приведён в табл. 10.

После прокатки и правки бандажи подвергаются термической обработке – закалке отдельным нагревателем с последующим отпуском. Механические свойства, которые приобретают бандажные стали после такого процесса, даны в табл. 11.

Таблица 10. Химический состав бандажных сталей

  1. Суммарное содержание серы и фосфора не более 0,06%.
  2. У марки 3 суммарное содержание хрома, никеля и меди не менее 0,3%.

Таблица 11. Механические свойства бандажных сталей после термообработки

Для получения высококачественных бандажей возможно применение особой технологии термического упрочнения сталей, включая их подстуживание после горячего деформирования, нагрев до температуры аустенитизации с последующим контролируемым охлаждением и отпуск. В этом случае удаётся повысить σв на 40–120 Н/мм 2 , твёрдость на 30–40 НВ, предел выносливости на 100–140 Н/мм 2 .

Стали для подкладок. Для железобетонных шпал применяют металлические подкладки нормальной и повышенной точности.

Они обеспечивают раздельное скрепление на самом пути и стрелочных переводах. Изготавливаются подкладки из углеродистых сталей обыкновенного качества Ст4 и Ст3 различных видов, у которых выполняются условия: углерод – в пределах 0,18–0,30%, мышьяк не более 0,15%. Допускается использование сталей при C ≥ 0,16%, если при этом C+Mn/4 ≥ 0,28%.

Транспортные стали. Марки, свойства и виды транспортных сталей

Сталь марки 2 для колес


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

All-rolled wheels. Specifications

Дата введения 2005-07-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ФГУП ВНИИЖТ) МПС России, Федеральным государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ФГУП ГосНИИВ), Институтом черной металлургии Украины (ИЧМО) и ОАО "Уральский институт металлов" (ГНЦ РФ ОАО УИМ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 25 от 26 мая 2004 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 1005-6-94 "Подвижной состав железных дорог. Часть 6. Безбандажные колеса для подвижного состава. Технические условия поставки"

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2004 г. N 32-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10791-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2005 г.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 10791-89


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2005 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на цельнокатаные колеса (далее - колеса) исполнения УХЛ по ГОСТ 15150 для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем изготовлять колеса в соответствии с требованиями приложения А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.010-99* Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений

Сталь для железнодорожного транспорта. Марки стали. Применение

Сталь 2
для изготовления бандажей грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов, моторных вагонов и дизельных поездов, вагонов метрополитена и тендеров железных дорог колеи 1520 мм; бандажей колесных для пар трамвайных вагонов.
Сталь 3
для изготовления бандажей грузовых и маневровых локомотивов и тендеров железных дорог колеи 1520 мм (применяется только по согласованию изготовителя с потребителем).
Сталь 3Гпс
для изготовления двутавровых балок (монорельсов М155) для шахтных монорельсовых дорог.
Сталь 4
для изготовления черновых локомотивных бандажей повышенной твердости и эксплуатационной стойкости; колец цельнокатаных различного назначения.
Сталь 54 (М54)
для изготовления стыковых двухголовых накладок к железнодорожным рельсам типа Р43, применяемых для стыковых соединений рельсов железных дорог широкой колеи.
Сталь 5Гпс
для изготовления двутавровых балок (монорельсов М155) для шахтных монорельсовых дорог.
Сталь 63 (К63)
для изготовления крановых рельсов специальных профилей типов КР70, КР80, КР100, КР120, КР140, применяемых для путей грузоподъемных кранов.
Сталь 68 (М68)
для изготовления контррельсовых рельсов типов РК75, РК65 и РК50, применяемых в конструкциях верхнего строения пути с железнодорожными рельсами широкой колеи.
Сталь 70 (М70)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р38 и Р43 для угольной, горнорудной и других отраслей промышленности.
Сталь 73В (М73В)
для изготовления рельсов остряковых типов ОР75, ОР65 и ОР50, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Сталь 73Т (М73Т)
для изготовления рельсов остряковых типов ОР75, ОР65 и ОР50, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Сталь 73Ц (М73Ц)
для изготовления рельсов остряковых типов ОР75, ОР65 и ОР50, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Сталь 74 (М74)
для изготовления железнодорожных рельсов типа Р50.
Сталь 74Т (М74Т)
для изготовления железнодорожных рельсов типа Р50.
Сталь 74Ц (М74Ц)
для изготовления железнодорожных рельсов типа Р50.
Сталь 76 (М76)
для изготовления железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий; железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 76В (М76В)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р75 и Р65.
Сталь 76ВТ (М76ВТ)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р75 и Р65.
Сталь 76Т
для изготовления железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий; железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 76Ф
для изготовления железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий; железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 76ХСФ
для изготовления остряковых рельсов, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути (стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов).
Сталь 76Ц (М76Ц)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р75 и Р65; железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий.
Сталь 78ХСФ
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 90АФ (Э90АФ)
для изготовления рельсов железнодорожных типов Р65 и Р65К повышенной износостойкости и контактной выносливости.
Сталь А1 (А0)
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь А2
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь А3
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь А4
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь колесная 1
для изготовления цельнокатаных колес для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь колесная 2
для изготовления цельнокатаных колес для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь колесная 3
для изготовления цельнокатаных колес для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь Н50
для изготовления рельсов типов Р18 и Р24, предназначенных для укладки на железных дорогах узкой колеи.
Сталь ОС
для изготовления прокатанных заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь ПТ70
для изготовления рельсов типов Р18 и Р24, предназначенных для укладки на железных дорогах узкой колеи.
Сталь Т60
для изготовления рельсов типов Р18 и Р24, предназначенных для укладки на железных дорогах узкой колеи.

Читайте также: