Сталь разящая евгений лукин

Обновлено: 18.05.2024

В результате разнообразной деятельности человека одной из планет наступает век костяной и каменный. Люди кочуют небольшими семействами, а человек, взявший в руки металл, подлежит изгнанию. Любой движущийся металлический объект подлежит немедленному уничтожению. Металл на планете развивается по изящному замкнутому циклу, он сам себе цех и сам себе владыка.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 342

Активный словарный запас: средний (2795 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма

номинант
Мечи, 1995 // Меч Руматы

Похожие произведения:

Доступность в электронном виде:

lvov231, 24 августа 2022 г.

Как для 1992 (30 лет назад. ), то было отлично. Пришли другие времена, краски потускнели. Люди изменились, восприятие стало другим. Более жёстким, эгоцентричным, расчётливым, жестоким.

Но повесть хороша, хотя 30 лет назад была ещё лучше.

Critical Hit, 20 сентября 2022 г.

Не знаю почему пишут, что «язык хорош» — язык среден. Сюжет и атмосфера — смесь Стругацких с Лемом. Но смесь качественная — мир проработан, отношения тоже прописаны на достаточном уровне (наверняка, благодаря соавторству супруги) и, по сути, являются главной составляющей повести. Понравилось больше «Непобедимого» с которым справедливо сравнивают. Был бы «язык хорош» оценил бы на балл выше.

NataBold, 2 января 2022 г.

Впервые эту повесть я прочитала в начале девяностых. И тогда, и сейчас она воспринималась в рамках того самого «полуденного» мира, который создали братья Стругацкие. Это не имеет ничего общего с популярными нынче межавторскими вселенными, скорее — с еще не развеявшимся в ту эпоху мироощущением обязательного светлого будущего с технологически развитым человечеством, равноправием, гуманизмом и прочими атрибутами прогрессоров, отправившихся покорять космический фронтир.

Короткая, динамичная история удивительно объемна, глубока и многогранна — такой глубины сегодня не встретишь и в иных многотомных романах.

Сюжет разворачивается вокруг контакта представителей двух совершенно разных цивилизаций: прибывшего с исследовательской миссией землянина, не ученого, но пилота, пытающегося в меру своих способностей разгадать опасные тайны исследуемой планеты; и юной изгнанницы, нарушившей обычай, от которого зависело выживание семейства.

Повесть написана великолепным литературным языком, части, относящиеся к туземцам и инопланетнику, заметно отличаются по стилистике, создавая дополнительный контраст между диким миром аборигенов и землян, который, впрочем, тем больше стирается, чем дальше продвигается повествование, и чем сильнее меняют друг друга представители разных цивилизаций. Лишь в последних главах эта разница в стиле вновь становится заметнее, что вполне обусловлено сюжетом.

Как всегда в подобных историях тут интересно столкновение привычного земного с необычным внеземным. Описанный мир оригинален и даже в чем-то гармоничен вплоть до прибытия пришельцев из космоса, нарушающих привычный порядок вещей. Планета, явно пережившая закат цивилизации, сохранила ее артефакты. Древние технологии живут вполне самостоятельной жизнью. Вернувшись к мифологическому сознанию, потомки их создателей интерпретируют доставшийся им по наследству мир, как умеют. На малом пространстве текста ярко и убедительно показано, какая культура может появиться в столь необычных условиях, и чем обусловлены принятые в ней традиции и ритуалы.

Это не простыни скучных лекций, это яркие, живые ситуации, не требующие пространных пояснений, вытекающие из логики мира и объясняющие себя сами. Приключения героев плотно нагружены культурным пластом.

Одновременно это и столкновение очень разных характеров, приводящее в итоге к драме. Изгнанница — далеко не типичный представитель своего народа. Об этом говорит хотя бы сам факт ее изгнания. Пожалуй, это самый сильный персонаж повести, с первых и до последних страниц принимающий смелые, нестандартные решения. Землянин откровенно проигрывает на ее фоне. Он ощутимо меняется с момента катапультирования на планету и вплоть до финала, и это хорошая история взросления, пусть даже под давлением обстоятельств. Но изгнанница начинает свой путь изменений еще до встречи с пилотом, и путь ее изменений сильнее и глубже. Он настолько бесповоротен, что приводит в итоге к трагической развязке.

Incnis Mrsi, 14 декабря 2020 г.

Представь себе, читатель, что во время чтения «Непобедимого» тебе пришла в голову мысль, что некросфера вполне бы могла сосуществовать с биосферой. И даже играть в экосистеме важную роль.

Много лет спустя в твой сон является прекрасная кочевница из «Подземелья ведьм» Кира Булычёва. Возможно, и не совсем та самая, но такая же полудикая кочевница. Вы общаетесь об орудиях и металлах, ты травишь байки о заминированных лесах Саракша, оттуда разговор сворачивает на некросферу, и ты осознаёшь, что кочевница не хуже тебя самого разбирается в предмете. Следующей ночью она протягивает тебе костяной гребень. Ты думаешь было, что это — предложение, по местному обычаю, увеличить разнообразие туземного генофонда, но выясняется, что она лишь просит тебя почесать её верблюдов. Ты недоумеваешь, почему в её племени некому больше этим заняться, и она показывает тебе, что осталось от племени. Если ты, читатель — мужчина, то тебе легко представить, как на очередном свидании ты впиваешься ей в губы, но увесистая пощёчина выбивает тебя из сна. Ты просыпаешься в досаде и тревоге, эрекция мешает тебе заснуть, зато ты наконец понимаешь, что спутница твоих снов — отнюдь не воспитанное в обычаях патриархата создание Булычёва.

Следующей ночью ты находишь безопасный подход к гордой степнячке, и ощущаешь, как широк спектр электромагнитной чувствительности её вагины (не забывай, что дело происходит во сне), а затем оказывается, что вокруг уже никакое не «Подземелье ведьм», а не то «Последняя война» не то какой-то из романов Гарри Гаррисона. И вы смотрите на звёздное небо, и между делом ты рассказываешь, откуда ты прибыл, как в твоём мире хорошо (по сравнению с каменным веком, разумеется), а она всё интересуется твоей личностью, и ты наконец сообщаешь ей, что твоя фамилия — Лукин.

— Как, Лукин? — кричит твоя разгневанная пассия — ведь ты же женат!

И ты понимаешь, что разбил несчастной сердце, и гордость не позволит ей даже посмотреть на Землю теперь, но твоя жена проникается состраданием к твоей спутнице, и вдвоём вы увековечиваете её в книге.

Какой я насмешник, да? Но тут, впрямь, хоть есть над чем насмехаться, на фоне груды макулатуры, называемой современной русской фантастической литературой. При всей вторичности повести, супруги Лукины сделали серьёзное усилие отойти от обычного хохмачества Е. Лукина и пережёвывания им банальностей, подняться до обсуждения тем, волнующих серьёзных фантастов. Хотя бы такого уровня писателей, как Булычёв и Гаррисон. Конфликт культурных установок показан неплохо. А вот если б Лукины пригласили в соавторы Рейнольдса с его «Энолой», то представьте, какая могла бы получиться вещь…

kyv63, 13 мая 2019 г.

Прекрасная и жестокая повесть. Читается на одном дыхании, а финал просто заставляет вздрогнуть.

Отношения между женщиной и мужчиной разных во всех проявлениях цивилизаций, но с общей физиологией, оказавшихся извергнутыми из привычного им круга обитания и способных выжить только совместно.

Самовоспроизводящиеся и самообучающиеся комплексы уничтожения, вышедшие из под контроля разумных. Металл уничтожающий все на своем пути и пожирающий сам себя.

Конечно, идеи не кажутся новыми и на ум приходят многие произведения других авторов, но повесть Лукиных, считаю, занимает свое собственное место в литературе благодаря полноценно прописанному увлекательному и жизненному сюжету и прекрасному языку авторов

семм, 19 января 2017 г.

Ждешь развязки с самых первых страниц. Авторы сумели заставить сопереживать главным героям. И идея постапокалиптического мира, хоть и не новая, но прописана весьма ярко и глубинно. Ну все, короче, хорошо. Но.

[Но зачем же так с нами — с читателями? Жалко ведь «птичку«! И обидно очень!(запросто можно было девчонку спасти). А, главное, зачем. Это я про ту самую развязку. Сижу теперь и, блин, жалко! ]Минус балл вам за это! Больше снять не могу, все-таки проняло, значит все не зря.

Рекомендую всем к прочтению без всяких НО.

hawk1, 25 июня 2019 г.

Читал еще подростком, в каком-то журнале НФ.

Прошло много лет, но отношение к этой повести не изменилось.

По моему — это одна из лучших фантастических повестей.

10 из 10 заслужено

roleff, 12 июня 2016 г.

Отчасти из-за таких книг не нравится русскоязычная фантастика. Вроде придумано и написано хорошо, но чешется у автора написать «не как все», с «глубиной», и чтоб в память врезалось. Здесь этой цели служит трагичная развязка. Ну да, запоминается книжка. Но чтоб ещё читать этого писателя. В настоящей книге герой должен решить и проблему планеты, и спасти свою женщину.

Finefleur, 19 апреля 2010 г.

Повесть действительно неординарная. Тема контакта всегда привлекает внимание. Поразительно, как удалось авторам показать мир, привычный для каждого из героев, глазами другого, не понимающего смысла действий, мироустройства. Но здесь видится и еще один, глубинный пласт. Герои — не просто представители различных цивилизаций. Они — в прямом смысле представители разных миров, Мужчина и Женщина. Вечное притяжение. вечное непонимание. Вечная обреченность.

Очень ясно и без иллюзий, слишком знакомо и современно: женщина, вынужденная выживать в одиночку, не полагаясь ни на чью защиту. Сама выбирающая свою судьбу. Очень грустная, жестокая книга.

сеша, 29 октября 2012 г.

Степь, где правит металл. Ты изгнана семейством, и каждый встречный в праве тебя убить. Металл, тот самый проклятый металл дает тебе другого человека. Странного, неумелого, глупого человека. Сначала он чужой и непонятный, но вот он становится все ближе и ближе, и вы уже не просто изгнанница и чужой, а семейство. Но приходит его прошлое, и он уходит. И тебя больше нет.

Неожиданный конец книги, я все же думала, что Влад останется. Нет. Зачастую мы поступаем также, вот она маячит наша слава, популярность, знаменитость или что то другое. И мы не замечаем, а может не понимаем или что хуже делаем вид, что не понимаем, что то, что мы отдаем взамен, намного ценнее и важнее для нас.

Влад, ты сделан как из метала. Мы, сделаны как из металла. Прости нас Чага!

amak2508, 2 февраля 2012 г.

Приключенческая научная фантастика с далекими планетами и отважными земными исследователями. Согласитесь, звучит уже само по себе весьма привлекательно. Ну а если к этому еще добавить талант Мастера, написавшего повесть. Вот и получилось: очень интересно (оторваться от книги действительно трудно), умно, логически стройно, без единой видимой нелепицы в тексте.

А еще, что, пожалуй, самое главное, это одна из немногих книг Лукина, дающих пищу не только уму (что для автора дело, скажем, совсем обычное), но и сердцу: героям повести начинаешь симпатизировать чуть ли не с первых страниц, а уж развязка произведения, так это вообще эмоциональный шок.

elent, 9 октября 2010 г.

После прочтения вспомнилось « Подземелье ведьм « Булычева. Хотя общая только идея, а вот воплощение разное. У Лукина жизненнее и жестче.

kkk72, 24 сентября 2007 г.

Очень сильная повесть. Жестокий постапокалиптический мир, где боевые комплексы следят за каждым неосторожным действием человека. Пришелец извне, который пытается понять происходящее. Любовь, которая оказывается сильнее предательства и смерти.

Yazewa, 20 октября 2010 г.

Пожалуй, авторы несколько излишне увлеклись технической идеей. Впрочем, их право, конечно же. Мне, например, было бы интереснее что- нибудь еще из местной жизни узнать.

Ассоциаций, конечно немало возникает. С «Обитаемым островом», в первую очередь. Но мне это не мешало, все-таки основное здесь свое, лукинское.

Концовка мелодраматическая? Да, конечно. Но комок в горле появился. и спасибо автору за это.

Irena, 19 июля 2008 г.

Читалось с интересом. Язык хорош, спору нет. Но — слишком уж много разной другой литературы по ходу вспоминается. В самом начале вообще вспомнился фильм «Место битвы — Земля». Потом шли «Обитаемый остров», «Вторая модель» Дика, «Машина времени», «Непобедимый» Лема, «Специалист по этике» Харрисона. Вроде и не могу обвинить в плагиате или вторичности — но не многовато ли воспоминаний для одной повестушки? Читаешь — и все время вертится: это было. и это было. и вот это похоже.

Конец, по замыслу авторов жесткий и реалистичный, показался мелодраматичным.

И напомнил «Аэлиту».

Хорошо то, что «наш человек» не оказался суперменом, как великий Мак Сим, а был таким, каким и должен быть человек в незнакомом и чуждом мире: неумелым и неловким.

Не очень хорошо, имхо, что слишком много внимания уделяется техническим, собственно, подробностям: происходящему с металлом. Конечно, для героя это важно, но.

Сталь разящая

Даже если люди бросят оружие и откажутся сражаться, война не прекратится. Её продолжит брошенное людьми оружие. А люди вернутся в первобытное состояние. Именно так и случилось на этой планете, где однажды встретились двое: потерпевший аварию астронавт и местная изгнанница.

Повесть написана в соавторстве с Любовью Лукиной
Художник Андрей Карапетян

  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
  • Глава 7
  • Глава 8
  • Глава 9
  • Глава 10
  • Глава 11
  • Глава 12
  • Глава 13
  • Глава 14
  • Глава 15
  • Глава 16
  • Глава 17
  • Глава 18
  • Глава 19
  • Глава 20
  • Глава 21
  • Глава 22
  • Глава 23
  • Глава 24
  • Глава 25
  • Глава 26
  • Глава 27
  • Глава 28
  • Глава 29
  • Глава 30
  • Глава 31
  • Глава 32
  • Глава 33
  • Глава 34
  • Глава 35
  • Глава 36

Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по


Чем-то напомнило "Непобедимый" Станислава Лема.


Отличная вещь, с огромным удовольствием перечитал. Вот честно, очень хочется увидеть новую книгу автора. Хоть какую. (вздыхаю)
Чем-то сюжет напомнил идею "Флота Тумана" из аниме, где просторы мирового океана бороздят автономные боевые корабли, осуществляющие глобальную морскую блокаду человечества. И ведь ничем не похоже на идею "противопехотных комплексов" с "поплывшей" настройкой системы "свой-чужой", ан тем не менее.

В любом случае, получил от чтения данной книги огромное удовольствие. Рекомендую.



Красивая женщина Любовь Лукина.

Как Изольда Извицкая, только красивее.

И текст вышел красивый.


Так вот кто написал ЭТО,читал в детстве,а авторов не запомнил.


В журнале Если читал когда-то. Классная вещь, оставила хорошее впечатление)

По-моему, в "Искателе". Впрочем, несущественно.

А я в журнале "Искатель" читал, где в начале девяностых. Школьником ещё был.

Комменты почитал и сразу же сохранил ссылку на вкладке. Буду читать.

Потрясающе написано, тот самый ровень Мастера, до которого так хотелось бы дорасти всякому писателю. Читала давно, публикациями в журнале, запомнила на всю жизнь и сразу узнала название и вспомнила сюжет. Иногда в течение жизни вспоминаются отдельные моменты - то как ГГ во время беседы неосознанно для себя ломает прутики для костра одной рукой, то как Чага подумала про впервые увиденного Влада: "Нежный. Не выживет". То как в конце она подняла кусок металла и, прижав к себе, ощутила его неожиданное тепло. И куда металл поразил её, тоже помню: в горло. Сама удивляюсь, сколько картинок встаёт перед мысленным взором. Так ёмко, так образно, так безошибочно выписан каждый нюанс - и ни капли лишнего.

Благодарность Автору. Вы всегда были одним из моих самых любимых писателей. Правильно, что публикуетесь здесь. Бумага - это хорошо, но сейчас время электронной буквы. Если бы можно было ставить лайк больше одного раза, мы бы это сделали. Рублём проголосую позже, когда денежка поступит. Но сделаю это обязательно. И с наслаждением перечитаю.

PS: В советское время так не хватало фантастики, и была она так хороша, и так хотелось иметь эти книги. Их даже крали из библиотек. (Современному, молодому читателю это, пожалуй, непонятно. Хотя и сейчас крадут книги, но уже в сети, прямо у авторов.) А теперь они доступны каждому, вот счастье-то. Особенно для нас, сделанных в СССР. И что интересно: истинно хорошая, та фантастика и сейчас - самая лучшая.

Евгений Лукин, Любовь Лукина «Сталь разящая»

Евгений Лукин «Сталь разящая»

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

К.Комиссаров, 13 августа 2013 г.

Первое знакомство с Лукиными, знакомство добротное, интересное, разносторонние, познавательное. Понравился слог, темп повествования авторов, идеи.

1. «Там, за Ахероном» — это та вещь, которая мне менее понравилась в сборнике. Я не избалован литературой, много не читал, и планирую закрыть эту брешь, но мои знакомства с взглядами на загробный мир других авторов кажутся более убедительными. Не впечатлило описание мира, ГГ, и вобщем сама история, поэтому 6/10.

2. «Труженики Зазеркалья» — отличная идея, прекрасные образы, нестандартные решения и грамотно построенные диалоги, что ещё нужно для удачного произведения — 8/10.

3. «Тупапау, или Сказка о злой жене» — первый из двух рассказ о попаданцах мне показался очень смешным и добротным. В который раз убедился в таланте Лукиных совмещать идеи, юмор, яркие образы. На мой вкус самое смешное в этом сборнике. — 7/10.

4. «Когда отступают ангелы» — не раз сталкивались с историями про то как герои попадают к ангелам, а вот если ангел попадает в наш мир, да ещё и с «хвостом» за ним? (вспоминается Кастиэль из сериала Сверхъестественное) — не шедевр, но достойная повесть — 7/10.

5. «Пятеро в лодке, не считая Седьмых» — второй рассказ про попаданцев, на мой взгляд не такой удачный, да и сам механизм «попадание» в другое время слаб, чем-то напомнил какую-то часть фильма «Иы из будущего», хоть и время не то было, но тоже попали на самое «горячее» — рассказ спасает юмор, ну вот удаются у Лукиных сатира про попаданцев, и как мне кажется фундаментом этого является глубокое понимание психологии личности человека. — 7/10.

6. «Сталь разящая « — последняя произведение сборника, самое сильное. Оно в отличии от других произведений сборника читалось не так стремительно, «виной» всему именно атмосферность этого опасного мира, каждая секунда — борьба за существование, каждый шорох — потенциально опасный звук, каждый блеск элемента металла — блеск смерти. Я был с ними, меня засосало в этот мир, я сопереживал героям — эти эмоции — аплодисменты авторам. Последняя страничка, занавес, до новых встреч с ними. — 9/10.

fan2mas, 22 февраля 2011 г.

По сути, «Сталь разящая» — это единственная вещь Лукиных, которую я прочел. Мне понравилось. Но! Позже я отыскал небольшую повестешку Гарри Гаррисона с точно таким же сюжетом. я уж не знаю, кто у кого чего спер, но совпадение было процентов на 95. Единственное отличие — у Гаррисона в небесах никаких спиралей не было, это додумка Лукиных. Сравнивая ГГ и ЛЛ, скажу так — у ЛЛ вышло, в общем, получше американца. А посему — 7

Finefleur, 11 апреля 2010 г.

Этот сборник — мое «открытие» Лукина (Лукиных). И для меня это, бесспорно, открытие года. Это прекрасная русская литература. Если бы мне пришлось писать аннотацию к сборнику, то ограничилась бы одной фразой, имея в виду не только и не столько жанровую принадлежность, но в первую очередь прекрасный язык, образность, запоминающихся героев — «Просто Фантастика!»

konnovam, 11 апреля 2009 г.

Одна из самых страшных вещей, которые только можно написать. И не потому, что себя там представить. Главное — действительно, это предательство, чем бы оно не маскировалось.

А что и как это написано — это нельзя не оценить.

duke, 10 июня 2008 г.

Хороший сборник. Аннотация не обманула и рассказы/повести отобраны действительно замечательные. Из шести произведений — двум поставил наивысший балл без всяких раздумий. До этого читал пару-тройку рассказов Лукина в разных антологиях. И можно сказать, что с писателем(-ями) был поэтому почти не знаком. Этим сборником впечатлен, на очереди следующий. И, кстати, внесу свою лепту в уничтожение мифа о том, что Лукин может нравиться только за язык. Судя по этому сборнику — это совершенно не так! А рекомендации к прочтению — самые «универсальные» — имхо, понравится почти всем!

квинлин, 28 июля 2008 г.

Моё первое знакомство с творчеством Лукиных. И надо сказать, что весьма и весьма удачное. Мало в нашей литературе осталось людей, которые так умело владеют слогом, не впадая в излишние красивости и не теряя нить повествования. Сильный сборник, многогранный, повести и рассказы в нем придутся по вкусу, по-моему, людям с самыми разными литературными пристрастиями.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Сталь разящая


– Да поразит тебя металл! – вопила Мать. – Да заползет он тебе в руку, когда уснешь! Да лишишься ты рассудка и поднимешь металл с земли!

Чага стояла бледная, как пепел. Уронив костяной гребень, она смотрела под ноги – на неровную, глубоко процарапанную черту, навсегда отделившую ее от живых.

Вокруг песчаной проплешины шуршала, качалась трава, а живые по ту сторону стояли так тихо, что временами чудилось, будто в степи всего два человека: сама Чага и заходящаяся в крике Мать.

– Да подкрадется он к тебе сзади! Справа! Слева! Да ударит он тебя в горло! В печень! В кость!

Где-то рядом фыркали и переступали стреноженные звери. Ветер перекатывал у ног рыжее облачко вычесанной шерсти, да колола глаз блестящая крупинка, так неожиданно легко погубившая Чагу.

Как отрывают присохшую к ране одежду, она отняла наконец взгляд от черты и увидела искаженные отшатнувшиеся лица сородичей. Все они были ошеломлены и испуганы – вопли Матери застали врасплох не только Чагу.

Впрочем, они уже приходили в себя. Тонкие губы Колченогой тронула ядовитая улыбка; Натлач с братом, переглянувшись, вопросительно уставились на Стрыя. А тот стоял неподвижно – огромный, страшный. Перечеркнутое шрамом лицо было обращено к Матери; в глазах – изумление и гнев.

Стрый. Чага подалась к нему, едва не заступив черту. Стрый не допустит! Он же сам говорил ей: «Вся надежда на тебя, Чага. Если ты не заменишь Мать, эта старая дура когда-нибудь всех нас погубит…» Сейчас он шагнет к ней, и изгнание обернется расколом семейства. Сначала Стрый; за ним, как всегда, коротко переглянувшись, – Натлач с братом; следом испуганно метнутся женщины – и Мать останется посреди степи вдвоем со своей Колченогой…

Стрый! Ну что же ты, Стрый?!

– Светлый! Быстрый! Разящий без промаха! – Мать кричала как можно громче и пронзительней. Знала: услышь ее кто-нибудь из другого семейства – и Чаге не дожить даже до полудня. – Приди и возьми! Мы отдаем тебе лучшее, что у нас есть!

Злобная, коренастая, Мать перехватила поудобнее клюку (ту самую, которой она проскребла глубокую черту в песчаном грунте) и, уцепив за вычесанную гриву одного из зверей – рыжую самку, – подтащила поближе, толкнула на ту сторону.

– Металл найдет тебя! – сорванным голосом бросила она в лицо Чаге и отступила, тяжело дыша.

Опрометчиво выросшее на открытом месте узловатое овражное дерево, по всему видать, ломанное металлом не раз и не два, зашевелилось, залопотало жухлыми листьями, и люди, очнувшись, тоже пришли в движение. Натлач с братом, неуверенно поглядывая на все еще неподвижного Стрыя, подняли, один – скатанную кошму, другой – наполненные водой мехи, и двинулись вслед за Матерью – откупаться. Бросили ношу за черту и, пробормотав: «Металл найдет тебя», отошли, недовольные, в сторону.

– Смотри! Мы отдаем тебе лучшее. – сипло завывала Мать.

Неправда! Бросали что похуже, думали, металл не поймет, поверит на слово. Рыжая самка прихрамывает: если верхом и навьючить – не осилит и двух переходов… А мехи старые, левый вот-вот порвется… Чага с ненавистью взглянула на Мать.

Одна за другой откупаться потянулись женщины. Притихшие, кидали к ногам скарб, утварь и, стараясь не смотреть на притягивающую взгляд крупинку металла, поспешно отходили.

Колченогая приковыляла последней – с кистенями в руках. Метнула наотмашь, надеясь прорвать мех. Промахнулась и чуть не заплакала от досады.

И вновь тишина поразила песчаный клочок степи – остался один Стрый. Момент был давно упущен: даже если он шагнет сейчас за черту, никто за ним не последует – все уже откупились от Чаги. И все-таки Стрый упрямо не двигался с места – стоял, опустив в раздумье тяжелую седеющую голову.

– Стрый. – Испуганный женский вскрик.

Он вздрогнул и, найдя глазами жену, быстро отвел взгляд. Поднял с земли седло и, тяжело ступая, пошел к черте. Все замерли. Если у Стрыя хватит упрямства и глупости разделить изгнание с этой сумасшедшей, семейство лишится главного защитника…

Седло с глухим звуком упало в песок.

– Металл… – Хрипловатый голос Стрыя пресекся. Так и не подняв перечеркнутого шрамом лица, он неловко повернулся и побрел к живым.

Стрый сделал всего несколько шагов, когда красавец зверь редкой серебристой масти, полунавьюченный и лишенный пут, внезапно встряхнул развалистой гривой и, оглушительно фыркнув, двинулся к Чаге. С замедленной грацией ставя в песок чудовищные плоские копыта, он проследовал мимо остолбеневшего семейства и заступил черту. Натлач кинулся было наперехват, но вовремя отпрянул – зверь уже принадлежал металлу.

С тяжелой ненавистью все посмотрели на Чагу. Сочувствия теперь не было ни в ком.

И наконец медленно обернулся Стрый, видимо, догадавшийся по лицам сородичей, что случилось. Из-за этого зверя он убил четырех мужчин из семейства Калбы, из-за этого зверя погиб его сын, из-за этого зверя они оказались здесь, в чужой степи, вдалеке от знакомых кочевий…

Стрый смотрел. У него было лицо мертвого человека, и Чага вдруг ощутила, как сквозь страх и ненависть в ней поднимается чувство пронзительной жалости к этому стареющему тяжелодуму, такому опасному в бою и такому нерешительному в обычной жизни.

– Металл! – с удвоенной яростью взвыла Мать. – Приди и возьми! Это не мы, это она звала тебя! Светлый! Быстрый! Разящий без промаха! Приди и возьми!

Читайте также: