Сталь закаляется в бою

Обновлено: 19.05.2024

В работе я попытаюсь раскрыть представление о боксе, как о виде спорта, как о искусстве.

Объект исследования:

Бокс, как спорт, искусство, средство самореализации.

Цель работы:

Почему я выбираю бокс, и что он мне дает?

- изучить научно – популярную литературу о боксе;

- посмотреть видео-материал о боксе;

- найти материал в Интернете;

- узнать мнение специалистов;

2.Основная часть

История бокса.

О боксе можно рассказать много. В книгах и интернете меня заинтересовали некоторые исторические факты об этом виде спорта.

· Имеется свидетельство о том, что бокс существовал примерно в 1500 году до нашей эры на острове Крит. Современные исследования позволяют также утверждать, что этот вид единоборств был известен в Африке намного раньше.

· Бокс был основан как вид спорта только в 1900 году. Именно Англии история бокса обязана правилами, которыми до сих пор пользуются в профессиональном и любительском боксе . Современный вариант бокса и название вида спорта родились в этой стране в начале XVIII века.

Популярность бокса.

Изучив материал о боксе, я понял, что люди выбирают бокс по нескольким причинам.

Доступность.

В каждом городе и селе обязательно есть спортивная секция бокса, куда может придти любой желающий. Этот вид спорта не требует огромных затрат. Все, что для этого нужно - желание.

В селе Дубовском на базе Дубовской юношеской спортивной школы есть спортивная секция бокса, которая работает с 1987 года.

Умение постоять за себя.

В боксе, как и в любом другом виде спорта, много положительного. Но главное преимущество бокса - это умение постоять за себя.

Ребята из секции сказали: «Благодаря боксу мы знаем, что нас не обидят, мы можем постоять за себя. Здесь мы нашли новых друзей, ездим на соревнования, встречаемся с известными людьми».

Почему бокс остается самым популярным и зрелищным?

Я спросил об этом свих близких. Мнения были разные:

- бокс понятен для всех. Даже не спортсмену видно, что происходит на ринге, кто выигрывает, а значит, это интересно смотреть.

- бокс это зрелищно. О боксе снято огромное количество фильмов.

Почему бокс - это искусство?

Кто-то скажет, что бокс - это драка, и будет прав. Но есть и другой взгляд на этот вид спорта.

Бокс – это искусство самозащиты.

Бокс - это тяжелый вид спорта. Не так уж и трудно научиться наносить удары. А вот научиться не получать удары – уже сложнее, потому что бокс – это искусство защиты, а не нападения.

Выигрывает не тот, кто сильнее бьет, а тот, кто меньше пропускает ударов.

Конечно, сначала необходимо научиться наносить точные удары, но без техники не стать бойцом. Если взять двух бойцов разного уровня подготовки, то будет видно, что один из них будет больше похож на боксера, а другой – на «драчуна». «Драчун» будет более агрессивным, поскольку он старается наносить больше ударов. Боксер же будет казаться бойцом, предпочитающим защиту, потому, что он владеет искусством ведения боя и умеет контролировать ситуацию.

Когда я выхожу на ринг, то понимаю, что противника можно «вымотать», уходя от удара. И по себе знаю, что удар в пустоту отбирает больше сил, чем удар с точным попаданием. Поэтому нужно научиться избегать удара, уметь его предугадать.

Бокс - искусство ведения боя.

Перед серьезным боем боксер изучает соперника, разрабатывает свой план боя, старается найти слабые стороны противника. Нужно уметь правильно рассчитать свои силы, а также уметь угадывать действия соперника.

Бокс – искусство преодоления себя.

Весной 2018 года на соревнованиях в г. Волгодонске присутствовал

Дмитрий Кудряшов, российский боксёр-профессионал, выступающий в первой тяжёлой весовой категории. Чемпион СНГ и славянских стран по версии WBC, чемпион WBC Silver, интернациональный чемпион по версии WBA, мастер спорта по боксу и рукопашному бою.

Я очень рад, что мне довелось встретиться с этим спортсменом.

Я знаю, что можно быть сильным и умелым бойцом, но для победы надо уметь контролировать свой разум, гнев, свои эмоции.

Бокс это искусство владеть своим телом, умом и сердцем.

Почему я выбираю бокс, и что он мне дает?

Сильное тело и крепкое здоровье

Регулярные тренировки укрепили мое тело. Я чувствую, что стал сильнее, выносливее, меньше устаю. Прислушиваясь к советам тренера и родителей, стараюсь придерживаться правильного питания, что бы были силы для тренировок. Я на много реже стал болеть.

Мнение школьной медсестры- Лсковян Ольги Ониковны:

«Я знаю Вову с 1 класса, и могу точно сказать, что он на много реже своих одноклассников болеет. Конечно же, это благодаря спорту».

Уверенность

Умение постоять за себя дает мне уверенность и в жизни. Я стал увереннее себя чувствовать, отвечая на вопросы или знакомясь с новыми людьми.

Мой классный руководитель, Лымарева Татьяна Викторовна, тоже отмечает значительные перемены.

«В 1 классе Вова был стеснительным и несмелым мальчиком. Сегодня это общительный, активный ученик, который стремится быть лучшим. Вова никогда не допустит конфликта в классе среди одноклассников, всегда рассудит, даст совет. Он очень любит школу. Меня, как учителя, это очень радует».

Самодисциплина

Я стал собраннее. Не смотря на тренировки, научился сам строить свой режим дня так, что бы все успевать, что бы мне хватало времени и на уроки, и на отдых, и на развлечения с друзьями. Я увидел, как много вещей могу сделать самостоятельно.

Не переоценивать свои силы

Пока не закончен бой все возможно. Также как и на ринге в жизни всегда может кто-то оказаться чуть лучше и сильнее. Бокс научил меня тщательнее готовить домашнее задание, быть внимательным к деталям.

На тренировках, встречаясь в спарринге с противником, который слабее меня, бокс учит уважать его слабость, ведя бой в пол силы. А у сильного соперника научиться новому и не поддаться чувству обиды. Спорт учит меня уважать тех, кто слабей, если нужно - помогать им.

Достойно принимать как победу, так и поражение

Когда я проиграл в первый раз, было очень обидно. Тогда понял, что нужно научиться принимать проигрыш. Это важно не только на ринге, но и в обычной жизни. Не сразу, но я научился не обижаться, не расстраиваться, а с улыбкой, принимать поражение в игре, в жизни и, конечно, на ринге.

Закаляет характер.

Бокс, как и любой спорт, это ежедневный труд. Конечно, иногда бывает лень и так хочется найти причину, что бы не идти на тренировку. Но я научился не поддаваться лени и не искать оправданий, а идти вперед! И придя домой после тренировки, чувствуя приятную усталость, понимаю, что это моя маленькая победа над самим собой!

Цель, поставленная мною в начале работы, достигнута.

Подводя итог, я могу отметить, что бокс – это самый популярный вид единоборств.

Бокс - это искусство самозащиты, тактики ведения боя.

А, главное, я выбираю бокс, потому что он делает меня сильным, поднимает настроение, вырабатывает во мне дисциплину, придает уверенность в себе, воспитывает уважение к людям и закаляет характер.

Как закаляли сталь по-корчагински

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед.

/Из комсомольской песни/

Недавно я совершила личный подвиг – перечитала роман "Как закалялась сталь". Получилось это случайно – просматривала в домашней библиотеке книги с иллюстрациями Саввы Бродского, и среди них была книжка Николая Островского. Открыла её, и вновь увидела непримиримый взгляд Павки Корчагина .

Я прекрасно помню этот роман ещё со школьной поры, он активно (устно и письменно) изучался на уроках литературы, нас даже водили на Тверскую в Музей-квартиру Н.А.Островского.

Я до сих пор помню наизусть отрывки из книги, нас в обязательном порядке заставляли их заучивать. И долгое время после школы я считала, что жизнь надо строить по образу и подобию Павки Корчагина, чтобы (не дай Бог!) позже "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". И хоть по литературе (когда "проходили" Островского) я получала пятёрки, но эта книжка не стала моей любимой – я забыла её сразу же, как мы перешли к другой теме. Но из библиотеки не выбросила, даже не свезла на дачу, куда отправились многие произведения известных советских писателей. Причина – иллюстрации Бродского.

Так вот, "картинки" Бродского к роману Островского мне в школьные годы не нравились. Я считала, что они искажают представление о Павке Корчагине - он виделся мне (и не только мне) Героем с большой буквы, энтузиастом, строителем светлого будущего, яростным борцом за народное счастье, неустанным борцом за справедливость, а иллюстрации Бродского говорили о другом Павке, одержимом, пожираемым революционным огнём и духом непримиримости не только к классовым врагам, но и к чему-то мне тогда ещё непонятному. Эти "картинки" вызывали во мне внутреннее беспокойство, в них была тайна, которую я не умела познать.

Сейчас, перечитав роман, я поняла, чем беспокоили меня иллюстрации Бродского – они были правдивее текста. Бродский как всегда гениально-правдиво обнажил истинную трагическую суть произведения. Раньше я чувствовала эту трагедийность интуитивно, но мне не хватало жизненного опыта, чтобы понять и осознать, я старалась вообще об этом не думать, тем более, что графически изображённая правда шла вразрез с общепринятым пафосным мнением о романе.

Гениальный художник изобразил Павла Корчагина, как видел, без розовых очков, сквозь которые на книгу глядели мы, школьники тогдашнего времени, изучавшие идейный роман как инструкцию классовой борьбы и руководство к действию.

Откровенно говоря, я стала перечитывать роман в надежде узнать, произведёт ли он на меня такое же впечатление, как в школьном детстве. Прочла быстро, за один день. Домашние мне не мешали, я так обескуражила их своим решением перечитать "Как закалялась сталь", что они почтительно притихли и не обременяли меня хозяйственными заботами. )))

Да, прочла быстро и вот что хочу сказать.
У Николая Островского, несомненно, была героическая жизнь, настоящая революционная жизнь, в духе того беспокойного времени, когда вслед за Блоком хотелось повторять: "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем".
Павел Корчагин, как и его прототип Николай Островский, находился в самом горниле яростной борьбы за светлое коммунистическое "завтра", мчался в первых рядах штурмового отряда революционной молодёжи, которая увлекала за собой остальных. Кому-то надо быть примером, и Корчагин им стал.

Вспоминаю рассказ Максима Горького о Данко, который разорвал себе грудь, чтобы своим пылающим сердцем осветить путь другим. Павел Корчагин был именно таким Данко. "Горя другим, сгораю сам!" - вот девиз жизни главного героя. Таким был сам Островский, таким он отобразил себя в образе Павла Корчагина.

Текст романа много раз (около 20-ти) редактировали в редакции журнала "Молодая гвардия", и от авторского текста остались лишь идея и канва повествования, но - книга получилась "зажигательная"! Вот и меня, помню, зажигала - хотелось куда-то скакать, кого-то освобождать, с кем-то бороться и искренне верить, что это и есть смысл жизни!

В целом, книга читалась легко, непринуждённо и оставила положительное впечатление, хотя высокохудожественной я её не назову. При перечитывании (а раньше не замечала) я обратила внимание на лирические вставки на тему природы, которыми начинались некоторые главы. Они приятно разбавляли нескончаемый разговор на тему революции, гражданской войны, комсомольского энтузиазма и радостей борьбы за создание мирового коммунистического общества.

Воспитание подрастающего поколения в советское время было идеологически выдержанным и усомниться в правильности жизненного пути Павла Корчагина (он же Николай Островский) даже не приходило в голову.
Усомнилась я сейчас, когда заново перечитала это произведение. Уже ближе к середине книги во мне родился и засвербил вопрос: "А так ли уж правильно жил Павел Корчагин?"

Вся его короткая жизнь – это самопожертвование во имя призрачных коммунистических идей. А то, что коммунизм это призрак, говорил ещё Карл Маркс: "Призрак ходит по Европе, признак коммунизма". А кто-то из моих знакомых однажды изрёк, что коммунизм – это горизонт, к которому насколько приближаешься, настолько он и удаляется. Что ж, выходит, неугомонный Павка приближал к себе горизонт и, как Дон Кихот, боролся с ветряными мельницами?

Сам Корчагин и энтузиасты его типа искренне верили в то, что им по силам сказку сделать былью, что они силой духа одолеют «пространство и простор», а также все трудности и построят счастливое будущее для всех! Честь им и слава за такую Веру!
У Корчагина было много последователей, советская молодёжь, выросшая на примере Павла Корчагина и его друзей, не щадила себя во имя светлых идеалов. Я сама была из таких верящих, так что промывка мозгов в советском воспитании/образовании было ещё то!

Музей Н.А Островского (ныне Музей-центр "Преодоление" им. Н.А.Островского) ратует за возвращение произведения Н.А.Островского "Как закалялась сталь" в школьную программу по литературе. Вроде, на обращение обратили внимание, и роман вернут в школу. Только зачем?

Снова будут учить наших школьников непримиримости к врагам? К каким врагам, к американцам? Или к угнетателям негритянского дяди Тома? И будут воспитывать на примере Павки множество новых Павликов Морозовых? Не сомневаюсь, что при своей революционной упёртости и ненависти к классовым врагам Павка пустил бы в расход и родного брата Артёма, если бы тот перешёл на другую сторону баррикад! Для таких одержимых героев нет полутонов – они признают революционную простоту: свой – чужой, друг – враг, чёрное (красное) - белое.

Времена меняются, и время произведения "Как закалялась сталь" ушло, и вряд ли современные школьники воспримут мировоззрение первых комсомольцев. Да и комсомола уже нет! Можно из интереса познакомиться с этой книгой, но изучать . не надо! Помню, как соседка девочка-старшеклассница сказала своей маме, придя из школы: "Мы сегодня на уроке смотрели фильм "Повесть о настоящем коммунисте". Я думала, что покажут про настоящего коммуниста, а показали про Брежнева!"
Вот такой анекдот из жизни! Как бы и о роман Островского не постигла бы подобная участь!

Последним идеалом советских комсомольцев было строительство БАМа. Энтузиасты-строители были последними корчагинцами, а новых не будет, потому что идеалы комсы 20-х годов стали для нынешних молодых устаревшими и ненужными.

Полезно перечитывать известные книги. Они помогают осмыслить продвижение по пути собственного духовного развития. Я не жалею, что перечитала "Как закалялась сталь". То, что раньше подспудно жило в моём сознании и тщательно упрятывалось по причине юного возраста, отсутствия жизненного опыта и неумения объяснить интуитивную тревожность, то, что пронзительно кричало в иллюстрациях художника-провидца Бродского, сейчас всколыхнулось и прорвалось наружу. Я поняла, что супер-идейность романа, бьющая по глазам, ничто иное, как приношение себя в жертву революционному Молоху.

Роман "Как закалялась сталь" - это повествование о самоубийце-мазохисте, о человеке, который ежедневно и целенаправленно убивал себя, отказываясь быть человеком. Павел Корчагин, поначалу смелый, гордый, протестующий мальчишка, вырос в робота-воителя, железного человека, подчинившего свою плоть силе сознания, и добровольно посвятивший себя физическому аскетизму.

Природа существует в балансе, всё живое живёт в гармонии, одно не может бытьь без другого, даже противоположности существуют в единстве. День и ночь, белое и чёрное, большое и маленькое, холодное и горячее, сердце и разум .

Человеческое тело и сознание тоже должны пребывать в гармонии. Любой перебор наказывается гибелью. Выберешь тело, оттеснив сознание, станешь идиотом или животным, а это всё равно что смерть. Выберешь сознание, начхав на тело, тело отомстит медленным умиранием.

Но тело милосердно, во имя собственного спасения оно посылает сигналы "СОС" недомоганиями, ранениями, болью, неполадками в том или ином органе, тревожными мыслями. Но что такое тело для Павла Корчагина? Тьфу на него, сознание, дух, целеустремлённость превыше всего! Нравится девушка – сапогом на собственные чувства, отказали ноги, не беда, главное, жив дух, глаза перестали видеть, можно жить и во тьме . И продолжать бороться, бороться, бороться .
С кем? С самим собой!

Вот таков он, Павка Корчагин. Он двигался по жизни с неумолимостью танка, ровно вперёд, не сворачивая на обочины, словно носил шоры на глазах. Жизнь поначалу его жалела, подсказывала, советовала: а вдруг одумается! Вот Тоня Туманова . она встретилась Павлу не случайно - первый раз в самом начале его одержимо-революционного пути. Появление девушки она же Любовь, жизнь, нежность) как бы предупреждало подростка: "остановись и оглянись, жизнь это не только борьба, есть ещё и другие ценности, питающие душу, и от них нельзя отказываться . "

Не понял этого Корчагин, знакомство с Тоней он посчитал помехой в его избранном пути самосожжения. Тоня ещё раз появилась на пути Павки (остановка поезда в Боярке), как предупреждение, как новая попытка образумить Павла, но тщетно. Он уже, как Данко, разодрал себе грудь - Тоня, . "я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким".

Последняя отчаянная мысль спасения всё-таки попыталась пробиться к Павлу, когда он захотел сблизиться с Ритой, но – поздно, время было упущено. Тело сдалось, а Сознание восторжествовало.

Супружество с Таей Павел объяснял целью якобы спасения Таи из-под гнёта её семьи, то есть это была не семья, а фикция. Павел не мог быть Тае полноценным мужем – когда какой-нибудь орган в организме не востребован, он теряет свои функции, и, хотя, в романе об этом не говорится (выдаётся за высокие нравственные идеалы), но я уверена, что Павел в свои 30 лет был стопроцентным импотентом.

Люди всегда восхищаются силой воли, развивают её, поощряют и не дают себе труда подумать, что сила воли – это элементарное насилие над собой. И чем сильнее воля (желание победы над собой), тем сильнее насилие. Тело человеческое хрупкое и насилия не терпит. Насилие (оно же сила воли, оно же постоянное напряжение ) напрямую воздействует на мышцы. Чем больше и непреклонней у человека сила воли, тем серьезнее у него изменения в мышечной ткани.

Привычка истязать себя усилием воли, не обращаяя внимания на потребности тела, в конце-концов приводит к поражению – волевой человек заболевает безнадежной болезнью. Что и произошло с Павлом Корчагиным.

В-общем, жизненная трагедия, случившаяся от победы духа над телом. Единственное, что я приветствую в Павке Корчагине – это его неукротимая любовь к жизни. Правда, любовь парадоксально-мазохическая - сам себя калечит, и сам же себя преодолевает. Так что, слова про «бесцельно прожитые годы» Павел Корчагин говорил именно о себе.

Вряд ли когда-нибудь я захочу вернуться к этой книге. К иллюстрациям Саввы Бродского вернусь, но ниточка от них уже не потянется к тексту. Просто взгляну и вспомню, что было такое жёсткое время в истории нашего государства, и были люди, про которых поэт Николай Тихонов сказал в своей "Балладе о гвоздях": "Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей". Но, к счастью, люди – это не гвозди.

А напоследок я скажу .
Сталь закаливают для того, чтобы повысить её твердость и прочность, чтобы она служила долгие годы. Для этого её подвергают тепловой обработке, при которой очень важна точность, недозакалить или перекалить – и сталь становится браком.

Можно ли назвать жизнь Павла Корчагина браком? Для нашего времени - да, для того - нет! Каждому времени - свои герои.
Название для книги "Как закалялась сталь" автор Николай Островский придумал удачное – сразу представляются смелые и надёжные люди, закалённые в боях, походах, в борьбе с трудностями. Но в случае с Павлом Корчагиным в процессе закалки произошёл перебор температур, и сталь не стала долговечной.

Закончу цитатой из романа: "Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманова, с позволения сказать, вежливости. О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке. А вот у вас жизнь сложилась хуже, чем я ожидал. От тебя нафталином запахло".

Закаленная сталь

Хватит о технологиях и природных ресурсах. Поговорим о людях, о самой активной и лучшей части населения страны. О тех, кто в самые мрачные 90-е годы и в начале этого века не сложил руки и не стал на путь разграбления собственной страны. Это действительно цвет и гордость нашей нации.

Такие люди оказались абсолютно во всех общественных слоях и группах. Они есть и среди тех, кто нищими, и плохо оснащенными остановили натиск ваххабизма на улицах Грозного и в горах Ведено. Они есть среди тех, кто героически продолжал научные разработки и создавал перспективные технологии, вкалывая в неотапливаемых, отрезанных от бюджетного финансирования и от мировой науки наукоградах. Есть такие люди и среди предпринимателей, кто не грабил заводы до нитки и не гнал деньги на Запад, а пытался среди всеобщего разложения сохранить оборонную отрасль или наладить выпуск необходимых русскому народу вещей, поддержать выпуск высокотехнологичной продукции и не допустить необратимого падения добычи нефти-газа. Вывод тебе ясен, читатель: мы говорим о вас, друзья, о тех, кто читает эту книгу. О тех, кто не смирился и не сдался, кто продолжает действовать, стараясь обеспечить нормальную жизнь не только своим близким и друзьям, но и стране.

Волшебные технологии, кладовые природных богатств, стойкие, добрые и умные люди у нас есть. Главное – с умом распорядиться несметным богатством, выстраданным всей русской судьбой. Не дать в очередной раз увлечь себя миражами и иллюзиями.

Мы должны окончательно расстаться с надеждами восстановить могучий СССР в прежнем виде. Прошлого не вернуть. Опираясь на священную традицию русской истории, протянувшуюся от Сергия Радонежского до Сталина, мы должны устремится в будущее. К Китежу сверхновых русских.

Мы должны превратить наше поражение в фундамент победы. Признаемся себе: нас постигла катастрофа деиндустриализации. Что ж, не станем заниматься безнадежным делом – догоняющей модернизацией, а сразу возьмем на вооружение «постхайтек» с его закрывающими технологиям, природоразвивающий «хай эк», магический «хай хьюм». Мы не будем вослед господам глобализованного мира тщиться воссоздать традиционную промышленность, привычное сельское хозяйство, ориентированную на рынок сферу научных исследований и опытных разработок. Не станем рвать жилы ради строительства энергетики, обслуживающей хозяев мира. Мы дерзнем сложить структуру экономики, человечеству пока неведомую, прообраз Нейрономики грядущего.

Мы не будем зазря тратить силы, пытаясь делать то, что плохо умеем. Нам никогда не превзойти Восток в массовом производстве, нам не опередить Запад в финансово-медийной экономике. Китеж противопоставит им мир техномагии – и одновременно дополнит их. Мы ответим на вызов истории реальностью закрывающих технологий, русским умением осуществить сказку. Мы замкнем на себя мир, возьмем на себя самое сложное и важное – поточное производство открытий. Создание волшебных технологий. Выпуск товаров-миров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как закалялась сталь

Как закалялась сталь «Тяжело в учении — легко в бою». Генералиссимус А.В. Суворов С момента начала германо-советской войны и вторжения войск гитлеровской Германии и ее сателлитов в Советский Союз, войскам СС приходилось на протяжении долгих месяцев сражаться против

СТАЛЬ ЛУИЗА ЖЕРМЕНА ДЕ

СТАЛЬ ЛУИЗА ЖЕРМЕНА ДЕ (род. в 1766 г. – ум. в 1817 г.) Выдающаяся французская писательница и мыслительница. Автор романов «Дельфина» (1802) и «Коринна» (1807), трудов «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800), «О Германии» (1810). Имя Жермены де

Глава 5 СТАЛЬ И ШЛАК

Глава 5 СТАЛЬ И ШЛАК Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судьбы удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. Александр Пушкин Перегруппировка силВ 1923 году в партии происходили сложные внутренние процессы. На первый взгляд, острые разногласия утихли.

Как закалялась сталь 25 июня 1796 года, еще при жизни императрицы Екатерины II, великая княгиня Мария Федоровна разрешилась от беремени девятым ребенком — и снова после долгого перерыва это был сын, да еще и сын-великан!Восхищенная бабушка тут же известила о событии своего

Как закалялась сталь Естественным продолжением идеи Ильи Григорьевича о «нации-семье» стала, конечно, теория о некоей бывшей когда-то «идеальной Грузии». Этакой кавказской Стране Кокейн, где реки текли молоком и медом, которую нехорошая, варварская, можно сказать, Россия

Так закалялась сталь

Так закалялась сталь Я вовсе не сторонник марксизма, но факт остается фактом: такого злого капиталиста, каким был Тимофей Саввич Морозов, найти сложно. Рабочие на его заводах получали минимально возможную плату, да и ту большей частью выдавали «чеками», отоварить которые

СОЛНЦЕ И СТАЛЬ

СОЛНЦЕ И СТАЛЬ Маньчжурия под сенью меча Сегодня всем интересующимся данной темой хорошо известно, что в сороковых годах прошлого века американские власти с подозрением относились к культу боевых искусств, вполне справедливо на тот момент увязывая его с сугубо

а) Как закалялась сталь

а) Как закалялась сталь С учетом отрицательного опыта детства при царе, означавшего застой, монотонность и бесперспективность, революция и Гражданская война обещали детям рабочих движение, перемены и будущее. Для многих авторов мемуаров события 1917 г. как поворотный

Сталь и горы

Сталь и горы При поверхностном изучении вопроса идея о глубинности связи между мифом о Павлике и Уралом может показаться несколько неожиданной. История отважного деревенского мальчика, бросившего вызов кулакам, противоречила стандартному представлению об атмосфере на

Сталь не гнется, сталь ломается

ДРУЖБА, ЗАКАЛЕННАЯ В БОЯХ

«Как закалялась сталь»

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». Эти слова Николая Островского знал каждый советский человек, миллионы раз советские школьники цитировали их в сочинениях на тему «Образ Павла Корчагина» или «Павел Корчагин — положительный герой поколений 30–50-х годов». И от такого бесконечного повторения истрепались они, стали штампом, школьной повинностью. Выучил «от сих до сих», ответил учителю, получил свою оценку — и всё, а о том, что «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», можно и не задумываться. А жаль, слова-то ведь хорошие и правильные…

Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии, в семье отставного военного. Предки его сражались на различных войнах — дед участвовал в героической обороне Севастополя в 1854–1855 годах, отец прошёл Русско-турецкую войну 1877–1878 годов, за проявленную храбрость был награждён двумя Георгиевскими крестами.

В это время большая семья Островского бежала от войны в Шепетовку (ныне — город в Хмельницкой области). «Николай Островский с воодушевлением принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию», — так писали в биографиях писателя, изданных в советское время. В общем-то так и было, хотя вряд ли тринадцатилетний подросток разбирался во всех перипетиях политической борьбы в стране. Однако, несмотря на совсем ещё юный возраст, Николай с головой окунулся в дело борьбы за «счастье трудового народа». В 1919 году Островский втайне от родных вступил в комсомол, добровольно ушёл на фронт, воевал в бригаде легендарного Григория Котовского. Однажды под Львовом отряд Котовского преследовал отступающего противника. В этой погоне Николай был ранен в голову, слетел на всём скаку с коня и при падении сильно повредил позвоночник. Дальше было долгое и трудное лечение, уже тогда врачи настоятельно рекомендовали Островскому не возвращаться на фронт. Но он вернулся, попал в знаменитую Первую конную армию под командованием Семёна Будённого. В очередном бою вновь был ранен, получил тяжелейшую контузию, правый глаз практически перестал видеть. На этот раз врачи были непреклонны — Николай был комиссован и был вынужден уйти из армии. В 16 лет Островский — инвалид войны…

«Только вперёд, только на линию огня, только через трудности к победе… И никуда иначе» — такой девиз был у Николая Островского. Он снова на фронте — на этот раз трудовом, на котором, пожалуй, ещё труднее, чем в бою с врагами. В 1922 году Николай по заданию киевского губкома комсомола отправляется на строительство узкоколейной дороги от лесхоза до станции Боярка. Эта дорога позволит быстро доставить топливо в замерзающий Киев, и Островский не остаётся в стороне: вместе со своими товарищами в сорокаградусный мороз он долбит промёрзшую землю. И вновь болезнь — тиф, который в условиях голодного времени и практически полного отсутствия медикаментов побеждают не многие. Николай выжил, но его силы были практически на исходе. После выздоровления Островского посылают в качестве военного комиссара батальона всеобуча в Берездов и Изяслав, затем — в качестве секретаря окружкома комсомола в Шепетовку.

В 1924 году Николай впервые почувствовал первые признаки непонятной болезни, которая быстро прогрессировала. Появились серьёзные проблемы со зрением, всё труднее и труднее становилось ходить. А вскоре врачи ставят страшный диагноз: токсический полиартрит, костный паралич, прогрессирующее ухудшение зрения. В перспективе — полная неподвижность и слепота. В жизни будущего писателя начинается кажущаяся бесконечной череда пребывания в больницах, клиниках, санаториях. Но операции и процедуры ничего не дают, болезнь не отступает. Есть ли выход? Есть, и Николай не раз думает о нём…

«Шлёпнуть себя и конец всему…». Под рукой всегда есть верный браунинг — и за секунду все проблемы и несчастья уйдут далеко-далеко. Но… «Сделай жизнь полезной, когда она становится невыносимой», — сам себе отвечает Николай. Именно в этот период у него появилась мысль о том, чтобы стать писателем. Николай понимает, что одного желания мало, что нельзя так просто сесть за стол и писать хорошие произведения. Он с детства любил читать, его любимыми книгами были «Спартак» Р. Джованьоли, «Овод» Э. Л. Войнич, романы Фенимора Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные и смелые герои борются с несправедливостью в лице коварных злодеев. Таким видел себя и Островский. Но теперь, когда болезнь начала сковывать его, Николай стал читать запоем, одну книгу за другой. Пока он мог читать сам, он практически не выпускал книги из рук…

К осени 1927 года Николай Островский уже не может ходить, он навсегда прикован к постели. И в это же время он начинает неумолимо слепнуть. В 1929 году Островский приезжает на лечение в Москву. Восемь месяцев он лежит в больнице, после чего вместе с женой поселяется в столице. И начинает писать. Он ослеп и практически парализован, но руки ещё сохранили подвижность. Друзья сделали ему специальный транспарант (трафарет с прорезями для строчек), и Николай медленно, тщательно выводя каждую букву, пишет первые страницы романа «Как закалялась сталь» (первоначальное название — «Павел Корчагин»). Такое название выбрано не случайно. «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении, — говорил Николай Островский. — Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных скитаниях и училось не падать перед жизнью».

Однако работа продвигалась медленно, к тому же состояние писателя ухудшалось. Болезнь поразила весь организм, Островский уже был не в состоянии даже пошевелить руками. Теперь Николай мог только диктовать — его слова записывали жена и мать, друзья и соседи по квартире, и даже девятилетняя племянница.

Когда первая часть книги была закончена, друзья писателя отправили её в издательства. Но везде их ждали отказы и отрицательные рецензии. Наконец роман приняли в журнале «Молодая гвардия». И вдруг, вопреки ожиданиям, роман «Как закалялась сталь» получил широкое признание у читателей. Журнал, где печатались главы романа, невозможно было достать, в библиотеках надо было записываться в очередь и ждать как минимум месяц. В конце 1934 года вышло первое массовое издание тиражом 100 тысяч экземпляров. Ещё при жизни писателя роман был переведён на украинский, польский, французский, английский и даже японский языки.

Несмотря на успех, писатель понимает, что роман далеко не совершенен. «Я ошеломлён и смущён своей популярностью, — писал Островский своему литературному учителю, известной писательнице Анне Караваевой. — Я понимаю, как далека от совершенства и истинного мастерства моя книга… Но меня успокаивает одно: я перестал даром есть хлеб у победившего пролетариата». Кстати, позже, когда черновики рукописи романа попали в руки исследователей, возникли сомнения в том, что Островский сам писал (точнее, диктовал) весь роман. Николай Алексеевич, безусловно, является автором сюжета и персонажей, и, скорее всего, он написал первую часть романа. Но материал был сырой, и за дело взялись профессиональные литераторы Марк Колосов и Виктор Кин, которые официально считались редакторами книг Островского. Персонажи романа «Как закалялась сталь» весьма близки по характеру к персонажам рассказов Колосова. А популярный в те годы роман Виктора Кина «По ту сторону», рассказывающий о борьбе комсомольцев на Дальнем Востоке во время Гражданской войны, близок по духу к произведению Островского, к тому же многие диалоги в обоих романах очень похожи.

Безусловно, мы говорим об этом не для того, чтобы бросить тень на писателя, смешать его имя с грязью. Просто правда, какой бы она ни была, должна оставаться правдой. А Николай Островский достоин всяческого уважения как человек, который в безнадёжной, казалось бы, ситуации не упал духом и смог сопротивляться неумолимой в своей жестокости судьбе. Но… Если бы Островского не было, то его следовало бы придумать. «Я за этот тип революционера, для которого личное ничто в сравнении с общим», — говорил Павел Корчагин, а значит, так думал сам Николай Островский. Он искренне верил в то, что скоро наступит то самое «светлое будущее», «сказка для трудового народа», наверное, потому, что не видел (цинично, но факт), что происходит вокруг. В отличие от множества «придворных» писателей, которые выполняли заказ партии, Островский писал то, что думал. Когда он сражался на фронтах Гражданской войны, он свято верил в идеалы «классовой борьбы». И точно так же он продолжал верить в эти идеалы, когда оказался прикованным к постели и его единственным оружием осталось слово, надиктованное друзьям или родным. Но такой человек, как Островский, такой литературный герой, как Павел Корчагин, яростно беспощадный и к себе, и к врагам, безоговорочно преданный делу «всемирной революции» и готовый пожертвовать ради дела собой, был нужен режиму, который всегда ставил интересы государства выше интересов личности (точнее, никогда не принимал эту личность и её мнение в расчёт). И из Островского ещё при жизни начали делать миф, советского святого мученика. Знаменитый французский писатель, нобелевский лауреат Андре Жид так и сказал о нём после того, как посетил Николая в больнице: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения, я бы сказал: „Это святой“».

А когда в 1934 году в «Правде» появился очерк известного журналиста Михаила Кольцова «Мужество», когда миллионы читателей узнали, что Павел Корчагин и его трагическая судьба — это не плод выдумки автора, это и есть сам автор и его жизнь, Николай Островский стал поистине народным героем. «Николай Островский лежит на спине, плашмя, абсолютно неподвижно… — писал Кольцов. — Тонкие кисти рук, только кисти, чуть-чуть шевелятся: они влажны при пожатии… Но лицо живёт. Страдания подсушили его черты, стёрли краски, заострили углы. Губы раскрыты, два ряда молодых зубов делают рот красивым. Эти уста говорят. Этот голос спокоен, хотя и тих, но только иногда изредка дрожит от утомления… И тут мы делаем страшное открытие: нет, не вся голова этого человека живёт! Два больших глаза своим тусклым стеклянным блеском не отвечают на солнечный луч. Ко всему человек ещё и слеп».

1 октября 1935 года Указом ЦИК СССР Николай Островский награждён орденом Ленина. Писателю предоставляют большую квартиру в Москве на улице Горького, специально для семьи Островского строят новую благоустроенную дачу. У Николая есть всё, о чём мог мечтать советский человек, — персональная пенсия, постоянная медицинская помощь, личный автомобиль и даже прицепной вагон для переездов по стране. Но Островскому всё это, по большому счёту, уже не нужно: дни его сочтены. 22 декабря 1936 года Николай Островский скончался. Хоронили его как солдата, погибшего на боевом посту. Он был достоин такой чести…

Николай Островский и его герой — это часть советской истории, символ советской эпохи. Роман «Как закалясь сталь», несмотря на его однозначную идеологическую направленность, интересен как взгляд человека, прошедшего через горнило Гражданской войны, непосредственного свидетеля и участника событий в послереволюционной России. Да, это взгляд с одной стороны баррикад, но ведь общая и истинная картина событий и складывается из мозаики взглядов и суждений. Главное, чтобы мы всегда имели возможность видеть ту или иную проблему или событие с разных сторон, могли слышать разные мнения. Ведь это первостепенное право любого человека — думать и говорить то, что он хочет, а не то, что от него требует кто-то другой…

«Сталь»

«Сталь» Под общим названием «Сталь» разрабатывалось несколько опытных и серийных самолетов, основным конструкционным материалом в силовых элементах которых была нержавеющая сталь или же трубы из хромо-молибденовой стали, что было вызвано нехваткой алюминия в стране в

«Сталь-5»

«Сталь-5» В 1933 г. в ОКБ А.И. Путилова началась разработка пассажирского самолета – «летающего крыла» с двумя двигателями М-34Ф мощностью по 900 л. с. и с двойным вертикальным оперением. Кабина летчиков немного выступала из носка крыла, размах которого составлял 23,0 м, а

Сталь

Сталь Сталь представляет собой деформируемый или ковкий сплав железа с углеродом и другими элементами.Сталь получается из передельного чугуна путем его переплавки. Во время переплавки из чугуна выгорает часть примесей, так как они окисляются легче, чем железо.Сталь

Как закалялась сталь Роман (1932–1934)Автобиографический роман Николая Островского разделен на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто)

«Сталь» «Сталь», ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства чёрной металлургии СССР и Центрального правления Научно-технического общества чёрной металлургии. Выходит с 1941 в Москве. Освещает достижения советской и зарубежной науки в

СТАЛЬ, Жермена

СТАЛЬ, Жермена (Анна Луиза Жермена) де(Staёl, Anne Louise Germaine de, 1766–1817),французская писательница82В стране, где женщинам рубят головы, <…> у них появляется желание знать, почему.В ответ на замечание Наполеона: «Я не люблю, когда женщины вмешиваются в политику» (конец 1797 г.).

Легенды о закалке клинка

В кузнечном деле много легенд. И много их сложено о закалке клинка — охлаждении раскаленной стали, которое повышает твердость и прочность оружия.
Интересно, что японские мастера перед тем, как отдавать клинок для финальной шлифовки и полировки, еще и подвергали его дополнительной операции, именуемой старение. При этом изделие нагревают до 110-200°С, выдерживают пару часов и дают остыть. Цикл повторяется до десяти раз. Это окончательно стабилизирует структуру клинка и его геометрические формы..

Легенды о закалке клинка, фото № 1

Легенды о закалке клинка, фото № 2

Механические свойства некоторых сортов стали улучшаются по­сле обработки холодом (разумеется, если сталь уже закалена) от -20 С. Ученые говорят, что в Древней Руси бытовала традиция изготовления так называемого харалуга (разновид­ность литого булата), изделия из которого приобретали фантастические свойства, только будучи изготовлены в особо холодные зимы с температурами ниже -30°С.
А вот средневековый восточный философ аль-Фараби писал, что в старину на Востоке при изготовлении булатных клинков их охлаждали в теле молодого и сильного рыжеволосого раба, ибо «сила и молодость раба перейдут в клинок, рыжина же придаст ему неповторимое сочетание прочности и гибкости и способствует его долголетию».

Легенды о закалке клинка, фото № 3

Легенды о закалке клинка, фото № 4

А еще закалку клинка производят при помощи ветра.
В 1827 году русский металлург Павел Петрович Аносов (1799 - 1851) писал фабрике, расположенной между двумя горами в окрестностях Дамаска.
При ней, в направлении на север, куда обычно дуют ветры, были возведены две стены таким образом, что составляли между собой угол, в вершине которого находилось узкое отверстие с дверцей. «Работу производят токмо во время сильных ветров. Тогда нагревают клинки до красна, относят в отверстие и отворяют двери. Ветер со стремительностью дует в отверстие и охлаждает клинки. Скорость ветра в отверстие бывает столь велика, что всадник на коне близ оного мог бы быть опрокинут».

Легенды о закалке клинка, фото № 5

Аносов провел подобные опыты с ножами и косами, обдувая их сжатым воздухом из духовой трубы, и установил, что закаленные таким способом стальные изделия имеют явные преимущества перед теми, что подверглись обычной закалке.
Использовали охлаждение поковок «на ветру» и в древней Грузии, а также на Руси (чему свидетельство найдено академиком Б.А. Рыбаковым в «Слове о полку Игореве»).

Только в движение приводился не воздух, а раскаленный клинок.
На Кавказе кузнец отдавал только выкованный меч всаднику и тот скакал с поднятыми клинком, пока тот не остывал. Тот же обычай существовал и у древних кельтов.

Читайте также: