Стальная блоха из левши

Обновлено: 18.04.2024

Сказок и легенд о тульских мастерах великое множество. Но лучшие из них собрал писатель Иван Панькин в своей книге «Легенды о мастере Тычке». Рассказы в ней маленькие, как сам автор говорил, с «ладошку», но занятные. Откроем самый первый из них…

В Тулу как-то приехал Петр I. Появилась у него мысль основать здесь оружейный завод. Остановился царь у воеводы, но отдыхать не стал, а попросил привести к нему лучшего «ружейного» мастера. Воевода почесал затылок. Мастеров в кузнечной слободе уйма, а вот кто из них лучший… Привели первого попавшегося. Царь, конечно, именем его поинтересовался. Парень назвал себя Тычкой.

Петр I попросил починить его пистолет, сделанный в Англии. Тычка взял его да и пропал на три дня. Воевода с ног сбился в поисках мастера, что отвечать царю? Но Тычка сам явился и отдал пистолет Петру I. Тот пощелкал — работает. А потом и говорит: «Вот если бы у вас все мастера были такие. Хорошая работа. А сделать смогли бы?» Тычка в ответ: «А чего их делать?» Петр I не удержался и гневно замахнулся на парня. Не любил царь, когда зря чужую работу ругали. Тут Тычка, недолго думая, достает пистолет, который брал у царя и подает ему.

Тычка-то за три дня не только починил царский пистолет, но и новый сделал, похожий на него, как две капли воды. С того времени Петр I поверил в тульских мастеров и велел строить здесь завод…

Рано осиротев, Иван Панькин перепробовал много профессий, прежде чем «прибился» к писательскому труду. Как-то, вспоминает Виктор Астафьев в книге «Зрячий посох», попросило начальство Ивана Панькина написать историю оружейного завода, а он создал легенды о мастере Тычке. Панькин любил книги Лескова. И всегда в разговоре о своем любимом герое подчеркивал, что «его» Тычка — учитель Левши. 10 лет назад не стало Ивана Панькина, а его книгу по-прежнему зачитывают до дыр.

А мы продолжим наш рассказ о мастеровых людях.

В своем сказе «Левша» писатель Николай Лесков поведал о мастерстве тульских умельцев, которые смогли металлическую блоху подковать. О своей изобретательности мастер Левша говорил: «Я мельче этих подковок работал… гвоздики выковывал, их никакой мелкостоп взять не может. У нас глаз уже пристрелявши».

Но прежде писатель рассказал читателям о том, что англичане, узнав о приезде к ним императора Александра I, преподнесли ему танцующую блоху, чем очень удивили государя. А записал Лесков эту легенду в Сестрорецке со слов старого оружейника, который переехал из тульских мест на Сестру-реку во время царствования государя Александра I.

Давно уже стало хорошей традицией для тульских оружейников изготавливать миниатюрные модели оружия. Всегда считалось, что тем ценнее искусство мастера, чем меньше его изделие. В Тульском музее оружия есть экспонаты в разделе «боевые малютки», некоторые образцы из них экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Здесь можно увидеть винтовку 1870 года, калибр 3,5 мм, вес 185 граммов, револьверы системы Лефоше, охотничьи ружья

Многие образцы действующие. Однако работникам музея не удалось установить фамилий мастеров этих изделий. Но известно, что 82-летний мастер Алексей Медведев в 1845 году преподнес русскому царю саблю, которая весила 6 граммов, и два миниатюрных пистолета.

Среди признанных мастеров современности Б. Попов, С. Архипов, К. Сушкин, А. Баташов и другие. Борис Попов создал целую коллекцию русских пушек маленького размера. Квартира мастера Константина Сушкина, нашего современника, — и музей, и мастерская. Сушкин создал свыше 130 моделей. Все их умелец мастерит на глаз. Интерес к этому делу появился у Константина в детстве. В его «арсенале» револьверы, пистолеты и пушки. Калибр стволов оружия мастера не больше 2 миллиметров. Каждая вещь Сушкина уникальна. Долгие годы мастерит миниатюрное оружие туляк Вячеслав Корнаухов. Он создал винтовку 1891 года конструктора С. Мосина, пистолеты «Парабеллум», «Маузер», «ТТ».

Давно мечтал повторить достижения Левши тульский токарь завода «Тяжпромарматура» Николай Алдунин. Чтобы воплотить идею в жизнь, Николай перерыл массу литературы, подготовил необходимые инструменты. Алдунин подковал блоху размером в 2 миллиметра. Золотые гвоздики сделал толщиной в 1,5 микрона, диаметр шляпки — 5 микрон. Над этой работой мастер трудился три месяца.

«Порой, — признался Алдунин, — во время работы ощущал удары своего сердца. Для такого дела особый настрой нужен, спокойствие и терпение».

За последние 8 лет его коллекция пополнилась новыми изделиями. Николай изготовил крошечный танк Т-34, который установил на семечке от яблока. Танк состоит из 257 деталей, а его длина — 2 миллиметра. Есть в коллекции мастера миниатюрный автомат Калашникова, винтовка Мосина. Многие экспонаты можно рассмотреть с помощью микроскопа. Так, Алдунин разместил в игольном ушке караван верблюдов, каждый из них высотой в 28 микрон…

Исследователи сделали вывод, что надписи на зернах и микроакварели были известны еще в Древней Греции. Занятие миниатюрами было свойственно также мастерам Китая и Японии. Акварели создавали на дощечках, рисовом зерне и шелке, которые не превышали современной монеты.

Н. Лесков сумел доказать, что наши мастера не хуже заморских. А уж «глаз» Левши достоин особого восхищения. Однако и сейчас от умельцев, как и прежде, требуется хорошая чувствительность пальцев, художественный вкус и терпение.

Если Н. Алдунин стал заниматься микроминиатюрой в зрелом возрасте, то москвич Эдуард Казарян — в 18 лет. За 25 лет он создал свыше 300 маленьких шедевров. Он привык использовать в работе разные материалы. В ход идут маковое зерно, рыбья чешуя, слоновая кость, швейная игла. Эдуард не только мастер миниатюрных изделий, но еще и поэт, музыкант и композитор. Казарян играет на многих музыкальных инструментах, им написано более ста песен.

40 лет трудится над микроминиатюрами житель Украины Николай Сядристый. Создавая крошечные экспонаты, мастер перепробовал множество материалов. У него есть изделия из золота и платины, он работает с рисовыми зернами, иголками, фруктовыми косточками, гвоздями Кажется, что такому художнику подвластно все. Николай всегда работает руками, используя лишь крохотный инструмент, который в несколько раз тоньше человеческого волоса.

Николаю удалось создать чайный сервиз из золота и поместить его на сахарной крупинке. Выставки микроминиатюр мастера видели практически во всех странах мира.

Среди продолжателей Левши достойное место занимает мастер из Казахстана Николай Савидов. Его имя внесено в Книгу рекордов планеты — 2000 года. Николай установил на обычном курином яйце 122 подковы, причем каждая из них закреплена на скорлупе тремя гвоздиками. Сам художник считает, что это дело под силу каждому. Когда Николая спрашивают, что необходимо для такой работы, он скромно отвечает: «Руки, глаза и микроскоп».

Крошечными резцами на человеческом волосе Савидов «вырезает» пословицы. На специальных стеклах, куда запаяны микроминиатюры, с помощью микроскопа можно прочитать: «И золото в грязи блестит», «Не зная броду — не лезь в воду» и другие. Савидов всегда проявляет изобретательность. В его коллекции (300 микроминиатюр) есть настоящая домбра, которая помещена в половинку макового зернышка диаметром около миллиметра.

Подкованная блоха - русское чудо

Вряд ли найдутся такие, кто не знаком с историей Левши, подковавшим блоху. Повесть гениального Н.С. Лескова, изданная в 1881 году (отдельным изданием – 1882), входит в обязательную школьную программу.

подкованная блоха

Это произведение положено в основу чудесного мультипликационного фильма "Левша". Само выражение «подковать блоху» вошло в лексикон и стало означать высокое мастерство русских умельцев.

Гениальный вымысел

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» написан прекрасным остроумным языком, читается легко, а щемящая история о гениальном умельце не оставляет равнодушным абсолютно никого. Повесть настолько вошла в реальную жизнь, что большинство людей не ставит под сомнение, существовал ли в реальной жизни легендарный Левша и осталась ли после него подкованная блоха.

 как выглядят блохи

И очень разочаровывает тот факт, что народный мастер на все руки и результат его труда – это плод гениальной фантазии Николая Семеновича Лескова. Левши не существовало, документов, подтверждающих факт подковки стальной английской миниатюры и ее дальнейшей передачи Англии, тоже в реальности нет.

Высокоразвитая западная инженерная мысль

Однако подкованная блоха, ставшая символом непревзойденного мастерства русских умельцев, в наличии имеется (и не одна), но созданы все экземпляры были гораздо позже событий, описываемых в рассказе.

русское чудо

Собственно, сказ – это продолжение утверждения, высказанного М. В. Ломоносовым: «и может собственных Ньютонов российская земля рождать». Миниатюрная металлическая блоха, чудо механики, была куплена у англичан русским царем, победителем Наполеона. Безусловно, в демонстрации уникального изделия Александру I были и намек, и укор: «а мы все равно умнее и лучше вас».

Замечательный ответный дар

Подкованная блоха - ответ «надменному соседу». Крохотное танцующее насекомое было подковано. Правда, блоха перестала танцевать из-за тяжести лапок – русские умельцы «университетов не заканчивали». Чтобы понять достойность ответного подарка, надо представить, как выглядят блохи.

умелец подковавший блоху

Собственно, из всей этой мало привлекательной картинки интересен только один факт - у нее шесть лапок. Все шесть Левша и два его товарища и подковали. В микроскопические подковки были вбиты соответствующей величины гвоздики. По рассказу, все операции с металлическим насекомым русские умельцы делали без «мелкоскопа», так как глаз у них был, по словам самого Левши, «пристрелявши».

Гениальный прототип

Потрясенные инженеры туманного Альбиона пригласили умельцев на обучение к себе. И этот факт имел место в реальной действительности. Русского оружейного дела мастера из Тулы А. М. Сурнина пригласили в Англию на обучение, где он быстро достиг признания и стал помощником владельца на одном из лучших заводов Генри Нока. Сурнина, который ездил на обучение в Англию за сто лет до написания гениального сказа, почти все специалисты считают прототипом Левши, хотя судьба его была куда счастливее участи героя произведения. А. М. Сурнин, умерший в 1811 году, вернувшись в родную Тулу, занял хороший пост на местном оружейном заводе. Этот мастер сделал невероятно много для внедрения передовых английских разработок в оружейное производство России, сыгравшего большую роль в победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. О его мастерстве ходили легенды, которые и подали Лескову идею описать интереснейшую жизнь тульских оружейников, способных своим мастерством удивить иностранцев и действительно создать нечто такое, что подойдет под определение русское чудо.

«Нет пророка в своем отечестве»

Недаром слово умелец имеет такие синонимы, как искусник, мастер на все руки и творец. Изделий русских умельцев во всех ремеслах существует много, однако фамилий известно мало. Это потому что у представителей высших слоев общества отечественные изделия и местные мастера никогда не были в почете, а все зарубежное превозносилось до небес. А разве первый отечественный паровоз братьев Черепановых - не русское чудо?

Реальный гениальный умелец, подковавший блоху

Но вернемся к подкованной блохе. Это изделие стало мерилом мастерства. И само собой, что русскому умельцу на роду было написано достичь этого эталона и подковать блоху. Впервые это осуществил замечательный художник Николай Сергеевич Алдунин, умерший в 2009 году.

подкованная блоха в музее

Этот виртуозный мастер подковки набил на настоящую усыпленную блоху. Рассказывая об этом шедевре, который сам Алдунин таковым не считал (лучшим своим достижением он считал микрокопию настоящего танка Т-34, водруженную на яблочное семечко), опять необходимо вспомнить, как выглядят блохи. Лапки у них волосатые, природой для подков непредусмотренные. Удивительный мастер обрезал волоски, удалил коготки и сделал легчайшие подковки из золота 999 пробы. Как они малы, можно представить, ознакомившись с такими данными: из одного грамма золота можно изготовить 22 миллиона таких подковок. Разве это не гениально?

Сказка, ставшая реальностью

Умелец, подковавший блоху, жил с нами в одно время. У него есть удивительные шедевры, о которых не так много и часто рассказывалось в средствах массовой информации. Все его работы отличаются не только не укладывающимися в голове размерами, но и тем, что они являются точными копиями настоящих образцов, а также, безусловно, красотой и изяществом. Это был настоящий творец и русский гениальный умелец, на деле осуществивший выдумку Лескова.

Музей микроминиатюр

У первопроходца, как правило, находятся и продолжатели. И теперь подкованная блоха, как и караван верблюдов в игольном ушке, являются обязательными показателями мастерства микроминиатюриста.

подкованная блоха тула

Сейчас в Санкт-Петербурге открыт музей «Русский Левша», в постоянной коллекции которого находятся 60 экспонатов, среди них, разумеется, есть и вышеназванные гениальные образцы совершенства мастерства микроминиатюристов. Представлена и роза в волоске, и книги на срезе макового зернышка. Подкованная блоха в музее занимает центральное место, ведь это легенда-символ, воспетая Лесковым.

Современные творцы

К самым известным ныне здравствующим российским микроминиатюристам относятся А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их гениальные работы удостоены наград многих международных конкурсов. Замечательный мастер Анатолий Коненко свою первую подкованную блоху подарил Владимиру Владимировичу Путину.

Законное место хранения

А как же родина Левши? Здесь в оружейном музее хранилась знаменитая алдунинская подкованная блоха. Тула очень гордится этим экспонатом, ведь это первое в России бескрылое насекомое с подковами. Совсем недавно эта легенда переехала из музея оружия в «Старую тульскую аптеку», расположенную на пр. Ленина – главной артерии города.

И блоху подковал, и в Книгу Гиннесса попал: работы сибиряка известны на весь мир


В последнее время приходится часто слышать о самых больших в мире вещах, которые попадают в Книгу рекордов Гиннесса. Например, на Масленицу жители разных городов соревнуются в выпечке огромных блинов. Но, есть умелец, который избрал для себя другой путь.

Его не интересует работа над крупными произведениями. Стихия этого мастера - микроскопический мир, в котором он создает свои шедевры.

Этого человека зовут Анатолий Коненко. Он живет и работает в Омске.


Блины, испеченные его женой на миниатюрной сковородке, изготовленной им самим, были признаны самыми маленькими в мире.


Для их приготовления использовалась нагретая подошва утюга.

Дружная семья

Не только жена, но и сын омского мастера микроминиатюры помогает ему в осуществлении его творческих планов.

Например, восемь лет назад, когда в городе, где живет умелец, проходил концерт знаменитой немецкой рок-группы Scorpions, отце и сын решили изготовить в честь этого события уменьшенную копию бас-гитары, принадлежащей одному из участников команды.


Этот инструмент легко помещается на человеческом ногте. Его корпус сделан из бивня мамонта, а гриф - из иглы кактуса. Миниатюру показывали музыкантам группы, и им она очень понравилась.

Сибирский "Левша"

Это прозвище давно прикрепилось к герою настоящей статьи. Чтобы соответствовать ему, Анатолий Коненко решил повторить подвиг народного умельца из произведения Николая Лескова.

На то, чтобы подковать блоху, ему понадобилось около семи лет.

Мастер признался, что большую часть времени он потратил на производство рабочих инструментов.

Сам же процесс подковывания был достаточно коротким.

В гармонии с природой

Это не единственный случай, когда Анатолию Коненко приходилось работать с насекомыми. Ему нравится совмещать свои микроскопические шедевры с элементами природы.

Он не противопоставляет свои произведения окружающему миру, а делает их его частью.


Поэтому среди миниатюр Сибирского Левши можно увидеть сверчка, играющего на гитаре, стрекозу, сидящую возле олимпийского факела, и других представителей мира насекомых.

Кстати, точная копия факела, применявшегося для доставки олимпийского огня в Сочи, является действующей.

Таковым можно назвать и аквариум с мальками рыб одной из самых мелких пород. В нем помещается всего 10 мл воды.


Рыбы были помещены туда с помощью маленького сачка, специально изготовленного для этой цели.

Инструменты

Коненко приходится применять свой талант не только на создание экспонатов для своих выставок, но и инструментов для их изготовления. Кисти для миниатюрных картин он делает из самых мелких шерстинок меха белки. Иногда используются и волоски насекомых.

Литература и живопись

При помощью таких кистей омский мастер сделал копию портрета императрицы Екатерины Великой.


Площадь полотна составляет около четырех квадратных сантиметров.

Мировую славу сибирский "Левша" приобрел в начале двухтысячных годов, когда миниатюрная книга, изготовленная им, попала в "Книгу рекордов Гиннесса" как самое маленькое из всех известных изданий.

Юбилей

В этом году Анатолий Коненко отметил 65-летие. Выставка, посвященная юбилею, не обошлась без презентации новых работ.

Мастер не просто создает предметы микроскопических размеров. Он напоминает людям о знаменательных событиях истории (например, модель первого искусственного спутника) и существовании великих произведений литературы, живописи и музыки.

Подкованная блоха: где можно увидеть?

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

подкованная блоха

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так подкованная блоха стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

как левша блоху подковал

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

подковавший блоху мастер

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

блоха инфо будь подкован

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Что же можно увидеть на этом изображении? Перед зрителями - малюсенькая засушенная блоха с шестью лапками, четыре из которых подкованы золотыми подковками. Вес одной такой подковки всего 0,00000004419 г.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Настоящим шедевром является работа «Тульский самовар». Это маленький самовар, стоящий на игле. Состоит он из 12 деталей и имеет высоту - 1,2 мм.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий – «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

В планах мастера было сотворить металлическую блоху, чтобы она танцевала кадриль под песню «Тула веками оружие ковала». Но, к сожалению, не успел осуществить он свой план.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение – залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

Так как основная поделка мастера прославила Тулу и этот край, то именно там и хранится подкованная блоха. В Музее оружия, что в Тульском кремле, она хранилась долгие годы. Многие смогли в микроскоп наблюдать маленькое чудо. Сейчас микроминиатюра хранится в старой аптеке Тулы.

подкованная блоха фото

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Одна из его работ - «Статуя свободы», поместившаяся в игольном ушке. Портреты знаменитостей (Петра I, Папы Римского) умелец смог выполнить размером всего в 1 мм. Деулиным выполнена маленькая копия яйца Фаберже. Сенсационным изделием является шкатулка из чёрной жемчужины, в которую помещается автомобиль длиной 3,7 мм.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них – маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В Ярославле живёт мастер Дмитрий Игумнов. Ему удалось подковать мышь. В его коллекции - маленькая сковородка диаметром 1см, на которой можно печь блины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

подкованная блоха в музее

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Что значит "блоху подковать"?

Русь славна своими умельцами, которые не заломят цену за мастерство. Даже могут подарить чудо, сделанное своими руками. Будут корпеть над работой, забыв обо всем. И поэтому только в нашей стране могло появиться это словосочетание.

Происхождение фразеологизма «блоху подковать»

Еще до того, как Н. С. Лесков в конце девятнадцатого столетия написал про своего Левшу, в народе ходило присловье. Оно было о том, как тульские умельцы смогли английскую стальную блоху подковать, чем утерли нос тамошним мастерам.

Пренебрежение к качеству работы отечественных умельцев вызывало справедливое возмущение у недворянской части народа. Поэтому слагались байки, как русский мужик (солдат, мастеровой или простой крестьянин) что-то сделал лучше заграничного специалиста.

левша подковал блоху

Николай Семенович подхватил приговорку и создал на ее основе известный свой сказ о Левше. Он сам говорил, что родилась эта байка в среде оружейных дел мастеров. Неизвестно только, в каком городе – Туле или Сестрорецке, так как он записал ее в Сестрорецке от оружейника, выходца из Тулы.

После выхода в свет сказа о Левше выражение «блоху подковать» завоевало страну и стало употребляться в переносном значении. Например, о хорошем автослесаре могут сказать: «Он не только машину переберет, он блоху может подковать». Означает это, что ничего неподвластного в профессии для такого человека не существует.

Левша подковал блоху

В рассказе Лескова Левша советует государю взять мелкоскоп, который увеличивает в пять миллионов раз. Только так можно заметить имя мастера на подковках блохи. Сам Левша ковал гвоздики, которые ни в какой мелкоскоп не видны. На вопрос, как же они работали без мелкоскопа, он отвечал просто: «У нас так глаз пристрелявши».

Лесков называет это «артистическою удалью», признавая в двадцатой главе сказа, что взял сюжет из народного эпоса с «человечкиной душой». Грустно говорит он о машинах, которые стали повсеместно применяться на производстве и вытеснили изюминку народного умельца – сделать невозможное возможным.

Не случайно Левша умирает от невнимательного, халатного отношения после возвращения на родину. Произвол чиновников и слишком дешево ценимая жизнь простого люда – бич России. Не помог даже Платов, бывший государев помощник, который лично привез Левшу в Петербург.

Множество изобретений ушло из страны, воплотившись в патентах за границей. У учителей физики есть поговорка: «Если преподавать ребенку, он будет хорошо знать физику. А если помогать ему самому узнавать законы, получится гений». Это же можно сказать и о Левше.

блоху подковать

Есть еще один, печальный смысл выражения «блоху подковать». Значение фразеологизма – делать что-то гениально, но не получать за это признания.

Уникальный русский электрослесарь

Родом из деревни Елкино, что под Свердловском, был мастер миниатюры Александр Матвеевич Сысолятин. Работал электрослесарем. Он изготавливал тончайшие хирургические микроинструменты.

Его миниатюры дарили сановитым заграничным гостям как подтверждение русского характера. Сам мастер ничего не получал от своего хобби, делал работу от души и дарил от всего сердца. Известно, что Михаилу Ботвиннику он подарил крошечный шахматный столик размером с копейку с настоящей шахматной доской и фигурами на ней.

происхождение фразеологизма блоху подковать

Звание Левши он получил за блоху, которую сделал в натуральную величину с моторчиком внутри. Блоха могла 20 раз подскакивать. Он не дал выражению «блоху подковать» забыться, оно приобрело новое буквальное значение. А "левшами" вновь стало актуальным называть народных умельцев.

Андулин мог блоху подковать

Мастер Андулин, что тоже проживал в Туле, как и Левша, смог подковать блоху настоящую. Он ушел с работы, когда увлекся миниатюрными механизмами. Работал, используя микроскоп. Он делал удивительные вещи: множество маленьких верблюдов, которые идут на водопой к пальмам, он поместил в игольное ушко. На зернышках риса изображал портреты.

Но все знакомые приставали с одним-единственным вопросом: когда блоху подкуешь? И тогда Николай Сергеевич взялся за дело. Изготовил маленькие золотые подковки, малюсенькие гвоздики (их почти не видно, они только по блеску различимы) да и, как Левша, подковал блоху. И не только подковал, но и седло на нее надел.

блоху подковать значение фразеологизма

Признание мастеров

Есть два памятника, которые увековечили Левшу. Конечно, один из них на Урале, а другой – в Туле. Но по России рассеяно бесчисленное множество неизвестных умельцев. О них слагают байки и по сей день. Известна одна из них: на буровой сломался зеркальный прибор в шахте. Он стоил уйму денег. Но был там один дядя Вася (настоящее имя кануло в Лету), он выпил два стакана, чтобы не тряслись руки, и запаял вручную металлическое зеркало.

Спускали его в шахту, почти ни на что не надеясь. А он выполнил такой шов, что его не отличить невооруженным глазом. Вот тебе и Левша! К сожалению, страна до сих пор не знает имена своих героев. Наверное, это в русском характере: да, я это сделал, а что? Будем же повнимательнее к нашим дорогим левшам.

Читайте также: