Стальная каска сш 40

Обновлено: 01.05.2024

Форма СШ-36 и материал, из которого он изготавливался, со всей очевидностью были далеки от совершенства, поэтому работы над касками для РККА были продолжены. Народный комиссариат обороны (НКО) СССР предъявил следующие требования к разработке стального шлема (каски):

«…1) изыскание оптимальной формы (конфигурации) каски;
2) каска должна быть пулестойкой от выстрела трехлинейной винтовки, автомата, шрапнели, осколков, предохранять от контузии;
3) вес каски с подтулейным устройством не должен превышать 800 г для 5-го роста (всего пять размеров-ростов: 1-2-3-4-5);
4) создание подтулейного устройства, которое должно обеспечить удобную носку каски в летних и зимних условиях, надежно амортизировать удар пули, шрапнели, осколка, предохраняя головной мозг от контузии;
5) изыскание марки стали, ее выплавка, прокат на лист толщиной 1 — 1,12 мм в холодном виде, термическая обработка для холодной штамповки;
6) испытание отстрелом из трехлинейной винтовки, револьвера «Наган», пистолета «ТТ», согласно ТУ, разработанных НКО;
7) произвести сравнение с иностранными касками: немецкой, шведской и итальянской».


ПОИСК КОНФИГУРАЦИИ КАСКИ

Требование защиты от пули трехлинейной винтовки поначалу казалось невыполнимым. Толщину стенок каски нельзя было увеличивать из-за ограничений по весу. К тому же известно, что «трехлинейка» пробивает шейку железнодорожного рельса, которая заведомо толще стенки каски во много раз. Однако между жестким рельсом и стенкой каски есть существенное различие. Репье лежит твердо и не амортизирует удар. Стенка каски должна упруго вмяться под ударом пули, ослабить его, а затем, выпрямившись, отразить пулю в сторону. В результате поисков и экспериментов была найдена форма, которую реализовали в касках СШ 39 и СШ-40.

Тем не менее эффективной защиты не могло получиться без особой стали, которая обеспечивала бы работу данной конфигурации.

За пять лет инженеры ЛМЗ совместно с НИИ № 13 опробовали более восьми различных марок броневой стали. В результате была выбрана холоднокатаная легированная броневая сталь марки 36СГН, которая была создана в НИИ № 13 под руководством М. И. Корюкова.

Новая сталь была выплавлена на Мотовилихинском заводе Nw 172 в Перми и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Технологию штамповки стального шлема разработал специалист ЛМЗ Евгений Ширинкин. Из стали 36СГН на ЛМЗ изготовили партию шлемов, которая дала удовлетворительные результаты по «отстрелу».

Позднее, во время войны, была разработана и внедрена в производство сталь марки 36СГ, которая заменила 36СГН, содержащую дефицитный никель.

В 1939 году новый шлем СШ-39 начал поступать на вооружение Красной армии. СШ-39 состоял из корпуса, подтулейного устройства и подбородного ремня. Подтулейное устройство состояло из металлического каркаса, к которому прикреплялось шплинтами дермантиновая тулея, с хлопчатобумажным сводом и фетровой прокладкой. Подтулейное устройство приклепывалось к корпусу тремя стойками таким образом, что между ним и корпусом оставался зазор, обеспечивающий вентиляцию. Корпус изготавливается двух размеров, а подтулейное устройство — четырех.

Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внешне почти от него не отличался. Главным отличием шлема СШ-40 от СШ-39 стало более простое и надежное подтулейное устройство, которое состояло из трех тканевых или кожаных клапанов, соединенных шнуром в верхней части. Подтулейное устройство крепилось к корпусу при помощи шести заклепок (у СШ-39 было три заклепки). Брезентовый подбородочный ремень состоял из двух частей, держащихся на кольцах, присоединенных к боковым сторонам шлема. СШ-40 выпускался трех размеров: 1-й — до 55 см, 2-й — 56-59 см, 3-й — более 60 см. Точная подгонка под размер головы осуществлялась шнуром.

Вес шлема 3-го размера без подтулейного устройства был 800 г. Полный вес — 1400 г. Толщина стенок — 1,2 мм.

Испытания нового шлема проходили на Щуровском полигоне под руководством подполковника В. Орлова. Производство было налажено на ЛМЗ в г. Лысьва. В 1945 году СШ-40 начали выпускать также на сталинградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».

70 лет Великой Победы! Стальной шлем (СШ-40) Шестиклепка.Уральская каска спасла миллионы жизней.


СШ-40 стандартный шлем образца 1940 года, широко использовался Советской армией во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, пока на вооружение не поступили более совершенные образцы СШ-60 и СШ-68.


Выполнен из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. В годы войны шлем выпускался металлургическими заводами «Красный Октябрь» и «Лысьвенский металлургический завод». После взятия фашистами Сталинграда в стране не осталось предприятий, где делали бы столь необходимые на фронте защитные головные уборы. Лысьвинский завод №700 был единственным предприятием в стране, где делали солдатские каски. Для самой Лысьвы до войны стальные шлемы не были профильной продукцией, поэтому осваивать новое производство пришлось с самого начала. Даже состав броневой стали пришлось «изобретать» заново, исходя из местных условий. И потом совершенствовать форму штампа, технологию крепления подшлемника, который тоже оказался неприспособленным для ведения боев в зимнее время. Так, стандартный шлем СШ-40 получил характерные, лысьвенские черты.
Всего за годы войны в Лысьве было сделано более десяти миллионов защитных шлемов, спасших миллионы жизней. Солдатская каска стала символом воина — победителя.


Приемочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема обстрелом простой пулей, патрон с уменьшенным зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов.
Конструкция СШ-40, отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подшлемник состоит из четырех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.


В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г.
Юрий Никулин, всенародно любимый артист и участник войны, вспоминал на встречах с металлургами: «Я до сих пор помню вашу каску. Вы не поверите, но она трижды спасала меня от неминуемой смерти… И память о ней во мне каждый раз сопровождается отвратительным визгом, который издает пуля, ударившись обо что-то непробиваемое».

Каска СШ-40: описание, история, испытания


Наверное, сложно найти на постсоветском пространстве человека, который не знал бы, как выглядит каска СШ-40. Он может сам не знать об этом, но данный элемент экипировки видел не раз. Ведь он фигурирует в подавляющем большинстве советских военных фильмов, которые любят почти все. Что ж, пришла пора узнать, что такое советская каска СШ-40 и как она выглядит.

Когда была принята на вооружение

Ситуация в Европе накалялась. Советскому Союзу нужно было не только оружие, танки, самолеты и артиллерия, чтобы увеличить мощь армии, но и соответствующая экипировка, позволяющая защитить простого солдата, идущего в бой или же обороняющего позиции. Несмотря на обилие войн, которые Россия вела в разные века с разными противниками, в Российской империи не было налажено производство касок, которые защищали бы солдат. Хотя для пожарных специальные каски выпускались.

Надежная защита

Как понятно из названия, на вооружение она была принята в 1940 году – незадолго до начала войны. Ведь каска СШ-40 так и расшифровывается – стальной шлем образца 1940 года.

Сначала она выпускалась на двух заводах – Сталинградском "Красном Октябре" и Лысьвенском металлургическом заводе. Но после ожесточенных боев за Сталинград производство удалось сохранить только на втором заводе – он находился на Урале, в глубоком тылу. Только за годы было создано около десяти миллионов таких изделий, сохранивших жизни многим тысячам советских солдат. Причем производство было засекреченным – этот гриф был снят лишь сравнительно недавно.

Что собой представляет

Сама каска СШ-40 стальная, изготовлена она из высокопрочной легированной броневой стали. Благодаря этому, несмотря на толщину около 1,2 миллиметра, стальной лист уверенно останавливал пули, не говоря уже об осколках гранат и обычных ударах. Выпускалась каска в трех размерах – самый крупный и тяжелый весил восемьсот грамм.

Кроме самого прочнейшего корпуса, каска состояла из подтулейного устройства – оно амортизировало удар, снижая его разрушительный эффект. Представляло собой три лепестка, изготовленных из дерматина или искусственной кожи, что обеспечивало высокую устойчивость перед истиранием, хотя и доставляло солдатам массу неудобств – голова сильно потела и чесалась. Но в бою на такие мелочи внимания не обращали.

Удобный подтульник

Между собой лепестки соединялись шнуром, который можно было затягивать или расслаблять, подстраивая каску под особенности головы. С внутренней стороны лепестков располагалась плотная ватная подушечка, которая и обеспечивала амортизационный эффект.

Третьим и последним элементом был подбородочный ремень. Благодаря нему каска не спадала на бегу, в падении и любых других экстремальных ситуациях. Состоял он из двух частей: один заканчивался скользящей пряжкой, а другой для удобства обжимала полукруглая оправка из металла. Скользящая пряжка позволяла надежно затянуть его во время боя и расслабить, когда атака отбита, но опасность не до конца миновала.

Как Буденный шашкой каску испытывал

М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу.

На солдате

Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за "наган". Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. Легкая пуля калибра 7,62 миллиметров, уверенно попадающая в цель на дистанции до пятидесяти метров (что для большинства пистолетов является запредельной), не смогла повредить каску. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ.

Основное улучшение по сравнению с предшественником

Была ли каска СССР СШ-40 первым средством защиты головы рядовых? Оказывается, что нет. До нее испытывалась СШ-39 – годом ранее. Однако она не прошла испытаний, так как имела слишком сложный, неудобный и недостаточно надежный подтульник.

Увы, каска не всегда спасала

В результате в конструкцию были внесены определенные изменения. К тому же, чтобы повысить прочность соединения подтульника с каской, теперь использовалось шесть заклепок, а не три, как раньше.

Сколько лет каска стояла на вооружении

Глупо и спорить – каска СШ-40 прекрасно показала себя на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Качественные материалы в сумме с тщательно продуманным дизайном спасли немало жизней рядовых и офицеров.

Пролежала в земле многие десятилетия

Поэтому на вооружении она стояла целых двадцать лет. Только в 1960 году на смену ей была принята новая, улучшенная модификация – СШ-60. Но даже она имела довольно мало отличительных черт. Модификации опять подвергся только сам подтульник. Теперь лепестки крепились в верхней части шлема, а не посередине. Кроме того, амортизирующие функции теперь возлагались не на прессованную вату, а на специальные пружины.

Заключение

На этом статья подходит к концу. В ней коротко, но максимально подробно дана информация о том, как выглядела и что собой представляла простая солдатская каска СШ-40, какими преимуществами обладала. Также в статье рассказано о методах испытания.

«Стальная фронтовая подруга»: из истории солдатской каски

«Стальная фронтовая подруга»: из истории солдатской каски


До парада Победы, который мы проведём 24 июня, остались считанные дни. Наверное, исторически правильно провести этот парад именно в тот день, когда прошёл тот, знаменитый, ставший ещё одной боевой наградой воинам-фронтовикам, парад победителей. Не просто победителей, а героев войны. Напомню, в параде 1945 года участвовали только фронтовики и только награжденные неоднократно боевыми орденами и медалями.

Сегодня поговорим об одном участнике парада Победы, которого многие просто не замечают, но который, наверное, в какой-то мере «поучаствовал» в жизни каждой советской семьи, который спасал советских солдат и офицеров от гибели наряду с санитарами и медиками. Который есть сегодня, наверное, в любом военно-историческом музее.

Сегодня я решил напомнить читателям о простой солдатской каске. Той самой, что прошла всю войну вместе с пехотинцами, саперами, разведчиками, артиллеристами и партизанами. Даже генералы и маршалы, находясь на передовой, не стеснялись этого защитника солдата.

Немного истории о возвращении касок в армию

Вплоть до начала Первой мировой войны европейские армии не особо задумывались о боевых шлемах для своих солдат. Только позиционная, или как тогда называли окопная, война заставила командиров задуматься над защитой именно головы солдата. Я понимаю, что сегодня это звучит несколько диковато, но в первые годы Первой мировой войны большинство солдат погибали от ранений в голову.

Мы много писали о стрелковом оружии, которое в 20 веке стало намного эффективнее, чем раньше. Много писали об артиллерии, в арсенале которой появились снаряды, специально предназначенные для уничтожения именно живой силы. Первая мировая быстро осовременивала европейские армии в смысле вооружения. Соответственно, солдат, которому было необходимо высовывать голову из окопа, получал ранения именно в нее.

«Отцом» современных военных касок следует считать французского генерала Огюста Луи Адриана, который в 1915 году разработал стальной шлем, защищавший солдат от осколков и шрапнели. Заметьте, каска не была защитой от прямого попадания пуль. Эффективность каски ошеломила командование французской армии. После оснащения армии касками Адриана количество ранений в голову сократилось на 30%, а количество погибших от таких ранений на 12-13%!


Каска Адриана состояла из 4 частей. Шлем-полусфера из стали толщиной 0,7 мм, передний и задний козырьки из той же стали, гребень на верху полусферы, для усиления защиты и прикрытия вентиляционного отверстия сверху, кожаный подшлемник из конской кожи. Вес каски, в зависимости от размера (3 разных) варьировался от 700 до 800 граммов.

Кстати, современные исследователи средств защиты солдат на поле боя отмечают красоту и надежность конструкции каски, а также её боевые свойства. По некоторым характеристикам именно эта каска превосходит даже современные шлемы.

Так американские ученые с факультета биомедицинской инженерии университета Дьюка провели исследование 4 видов касок времен Первой мировой войны и современного защитного шлема. Целью было выявить, как защищает каска солдата от контузии при воздействии взрывной волны. Оказалось, что лучше всех с этой задачей справляется именно каска Адриана.

В Красной Армии эта каска использовалась довольно широко и увидеть её можно на множестве агитационных плакатов довоенного периода, в кинофильмах и на фото. Это было обусловлено наличием достаточно большого количества этих касок на складах. Русская императорская армия использовала их с 1916 года. Правда с касок были убраны царские эмблемы и заменены на жестяные звезды. Этот же шлем стал прототипом русской каски Сольберга. Именно эту каску мы видим на головах советских и финских солдат в период советско-финской войны.


Ну и последнее про каску Адриана. То, что вызывает вопросы у множества читателей. На касках периода Второй мировой войны отсутствуют опознавательные знаки на передней части. В лучшем случае есть нарисованная краской звезда или знак СС сбоку. Почему?

В ходе использования касок Адриана выяснилась странная особенность боевых шлемов. Гребень сверху был усилением защитных свойств каски, а вот металлическая эмблема наоборот уменьшала защитные свойства. Некоторые страны отказались вообще от эмблем, другие перенесли эмблемы на боковые поверхности шлема. Отсюда и последующие действия при разработке других образцов. Эмблемы стали наносить краской. Наши - на передней части полусферы, немцы - на боковой. Звезда или знак принадлежности к СС был скорее "армейским шиком", чем необходимостью.

Как создавалась каска победителей

Попытки создать свою армейскую каску в СССР велись достаточно активно. Однако рассказывать обо всех попытках скопировать или модернизировать каски других армий я сегодня не буду. Расскажу о действительно прорывном изобретении наших конструкторов, которое и стало «папой» шлема-победителя. О СШ-39, стальном шлеме образца 1939 года. Изготавливался он с 1939 по 1942 годы.


В период 1936-37 годов в СССР было создано множество экспериментальных шлемов. В основу этих разработок ложились каски зарубежных армии. Ржевский полигон в то время напоминал экспериментальную площадку. Испытания шли полным ходом. В 1938 году было принято окончательное решение о том, какая каска подходит РККА.

По внешнему виду новый шлем очень напоминал итальянский М33. Точных данных я не нашел, так что вывод сделал просто по внешнему виду каски. Да и во время Гражданской войны в Испании этот шлем там довольно широко использовался.

Шлем изготавливался из стали толщиной 1,9 мм. Вес каски был 1250 граммов. Подшлемник купольной формы из ткани, кожзаменителя, вощеной ткани купольной формы. Под тканью прокладка из фетра или ткани. Регулировка подшлемника осуществлялась с помощью веревочки в верхней части купола. Ткань крепилась к стальному обручу, который в свою очередь крепился к шлему тремя клепками.

Следует отметить, что такая конструкция, когда подшлемник не касается шлема, позволила существенно удешевить производство каски и решить проблему вентиляции головы солдата без дополнительных отверстий в самом шлеме. Штамп завода-изготовителя на советских шлемах ставился на тыльной части каски рядом с размером шлема.

Данный шлем прослужил в армии, а затем в учебных заведениях Гражданской обороны вплоть до 60-х годов 20 века. Правда узнать его среди последующих СШ-40 неспециалист вряд ли сумеет. Дело в том, что после войны СШ-39 прошли модернизацию и получили подшлем с СШ-40. Да и штамп ставили именно года модернизации-1950.

И вот он, шлем-победитель во Второй мировой войне. Знаменитый СШ-40. Детище подполковника В.Орлова. Та самая лысьвенская каска. На самом деле СШ-40 это модернизация СШ-39. Отличить их можно по количеству заклепок. На 40-й модели их 6. Связано это с подтулейным устройством. Теперь оно состоит из трех дермантиновых лепестков, которые соединяются в верхней части шнуром. Внутри каждого лепестка вата. Подбородочный ремень разделен на две части. теперь его можно регулировать по длине без ограничений.

Но самое главное отличие СШ-40 это материал изготовления. В отличие от СШ-39 теперь каска изготавливается из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. Прочная и надежная каска советского солдата выдерживала попадание автоматной пули с расстояния в 150 метров. Но даже в том случае, когда пуля пробивала каску, вероятность смертельного ранения сокращалась в разы. Энергии пули просто не хватало для полноценного выведения из строя бойца.

Почему каска, которая стала неотъемлемой часть любого монумента советскому солдату-освободителю, называется лысьвенской? Чем небольшой городок за Уралом заслужил такую честь?

Дело в том, что в СССР производством касок для армии занимались всего три завода - в Ленинграде, в Сталинграде и в Лысьве. Понятно, что после начала войны два завода вынуждены были прекратить выпуск касок. Ленинград оказался в блокаде, а завод в Сталинграде был полностью разрушен. Таким образом, единственным производителем стал завод в Лысьве.

Этот завод вообще легендарный. Снаряды для зенитных и авиапушек, зажигательные бомбы, снаряды к «Катюшам» шли на фронт именно из Лысьвы. Но спасибо от фронтовиков и их семей заводчане получили за выпуск именно СШ-40. За время войны, с 1942 года, завод передал фронту более 10 млн шлемов СШ-40! Согласитесь, цифры впечатляют. Бойцы нередко называли каску "стальной фронтовой подругой".

Потомок победителей

Рассказ о касках был бы не полным, если не упомянуть потомков СШ-40. Дело в том, что большинство ветеранов, которые служили ещё в Советской Армии, помнят «свою» каску. Очень похожую на 40-ю, но все-таки другую. Другую по форме. Действительно, знаменитая каска неоднократно модернизировалась. Наиболее существенной модернизации она подверглась в 1968 году. Была увеличена прочность каски, изменен на более большой наклон лобовой стенки, укорочены бортики. Да и вес каски увеличился до 1,5 кг в полной сборке.

Но, количество касок на складах сегодня даже превосходит необходимое. Поэтому производство их прекращено. Однако останавливаться наши конструкторы не намерены. Да и материалы сегодня позволяют создавать более эффективные средства защиты.

Сегодня единым войсковым боевым шлемом армии РФ является 6Б47, который более известен как шлем «Ратник». Разрабатывается с 2011 года. Изготовлен на основе тканевых материалов на основе микрофиламентных нитей и обеспечивающий возможность использования дополнительных устройств. Шлем легче СШ-68 на полкилограмма. Вес всего 1000 граммов.

Легенда вновь пройдет по Красной площади


Скоро мы вновь увидим много легенд на параде Победителей. Мы увидим автоматы, винтовки, пулеметы, танки, «катюши», пушки. Оружие, которое громило врага на всех фронтах Великой Отечественной. Мы увидим потомков победителей. И обязательно увидим простую солдатскую каску, которая спасла жизни сотням тысяч, а может миллионам, советских солдат.

Чья каска была лучше?

Сравнение собственных образцов вооружения и снаряжения с принятыми на снабжение у врага всегда заботило не только рядовых бойцов, но и высшее командование, поэтому всю Великую Отечественную войну в тылу и на фронте трофеи тщательно изучались и испытывались. В наши дни большое количество публикаций традиционно посвящается сравнительным испытаниям танков, самолётов, стрелкового оружия. Тем не менее интересно узнавать о подобных испытаниях и более утилитарных, но не менее важных предметов солдатского снаряжения. Простой вопрос: чей шлем лучше — советский или немецкий? Ответ на него дала работа комиссии Главного интендантского управления Красной армии в январе-феврале 1943 года.

Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.


Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.

В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.

Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.


Советский стальной шлем СШ-40

Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.

Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.

29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).


Немецкий стальной шлем образца 1935 года

В первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.

В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.


Немецкие солдаты в касках М35 или М40.

В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: завод имени газеты «За индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.

Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.


Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.

В ходе боевых действий у солдат воюющих сторон возникает частый и закономерный вопрос: чьи оружие и снаряжение лучше? Какие-то образцы, считающиеся лучшими, становятся желаемыми трофеями и находят применение в быту и бою — примеров тому масса. Аналогичная мысль посещала на фронте не только рядовых солдат, но и высшее руководство страны. Часто такое сравнение реальных трофейных образцов с собственными давало пищу для размышлений и служило толчком к работам по совершенствованию и созданию новых видов оружия и экипировки.

В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).

Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.


Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)

К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.

Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше.

Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.


Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)

На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.

Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.

Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками.
На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.

Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:

Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?

Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?

Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?

Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?

Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?

Чья каска была лучше?

Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)

После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это «является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».

В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.

Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной.
Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.

Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.


Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)

При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…

В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.

Читайте также: